Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Мысли учителя-практика

о Проекте программы для средней общеобразовательной школы с украинским и русским языками обучения. Украинская литература.

5-12 классы. Институт педагогики АПН Украины

Н. Стасюк,

учитель высшей категории

Ровенской Украинской гимназии



Изучение литературы в школе - это приобщение ребенка к миру прекрасного, введение в тайну искусства слова. А если речь идет о украинскую литературу, то это еще и приобщение к неисчерпаемой национальной сокровищницы знаний.

Для литератора (и молодого, и опытного) главным ориентиром, путеводителем, конечно, есть программа. На сегодня школа пережила (и переживает) разного рода программы, нововведения, рекомендации, активно использует право выбора. Но полученное право выбирать среди отдельных литературных фигур, произведений, даже программ - это не только проявление современной демократии в мире, но и трудности в подготовке к уроку, проблема в изучении отдельных произведений как составных частей общей национальной и мировой культуры. Поэтому первейшее преимущество рассматриваемого Проекта программы в введении новых рубрик: «Литературные параллели» и «Художественные аналогии». Если Педагог уже не сможет найти и продемонстрировать указанные картины изобразительного искусства, послушать музыкальные произведения или посмотреть фрагменты телеспектаклей или кино, то по крайней мере расскажет о них ученикам, сориентирует их и будет способствовать дальнейшему самосовершенствованию. Очень хорошо, что в большинстве случаев указаны фамилии режиссеров кинофильмов, актеров, исполняющих главные роли, и дата съемок. Но если уже введена рубрика «Художественные аналогии», то уместно было бы сразу на министерском уровне согласовать последовательность изложения материала с программами по музыке и изобразительному искусству (здесь даже не говорится о согласованности с программами из мировой литературы и истории). Это помогло бы учителю-словеснику качественно и системно вводить воспитанников в таинственный мир искусства.

Когда речь идет о содержании программы, то и здесь ощутимы ее существенные преимущества над другими. Изучение отдельных литературных произведений одних и тех же писателей распределены по классам так, что учащиеся соответствующего возраста уже действительно морально готовы и эмоционально настроены к осмыслению поднятых в произведении проблем. Например, «Наталку Полтавку» И. Котляревского девятиклассники всегда воспринимали восторженно, а вот с «Энеидой» чаще скучали. Вероятно, в 10-м классе у них хватит терпения и серьезности, чтобы воспринять моралістичну основу поэмы. И таких примеров можно привести множество. Интересным и необходимым, я думаю, будет изучение современной украинской литературы, которая всегда находилась «на задворках» программ.

Хотелось бы и заметить: не стоит было бы в перечень произведений для заучивания наизусть применить принцип вариативности, предоставить право выбора (и не только учителю, но и прежде всего ученику)? Искренне верится, что программа по литературы Института педагогики АПН Украины найдет свое место в общеобразовательной школе и будет способствовать формированию благодарных и профессиональных читателей, которые соответственно будут формировать наш национальный высокопрофессиональный «рынок» литературы.