Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ

Загадка действующих лиц в новелле «Intermezzo» Михаила Коцюбинского

Урок - литературоведческое исследование

В. Градовська,

преподаватель Черкасского политехнического техникума



Цель: раскрыть особенности импрессионистического стиля М.коцюбинского; помочь разобраться в своеобразной образной системе; выяснить причины настроения лирического героя, его сходство с автором; подать один из способов психофизиологической разрядки - общение с природой наедине; прививать любовь к природе, воспитывать умение находить и понимать прекрасное в разных видах искусства.

Оборудование: портрет писателя, репродукции пейзажных картин, текст произведения.

Раздаточный материал: таблички «Импрессионизм как литературно-художественное течение модернизма».

ТСО: магнитофон.

Ход урока

I. Организация работы студентов

II. Объявление темы, цели урока

III. Эмоционально-мыслительная деятельность

Прослушивание отрывка в магнитофонной записи: «Когда лежишь в поле лицом к небу и вслушиваешься в многоголосу тишину полей...» до слов: «Это было прекрасно».

IV. Экспресс-опрос и комментарий

1. Какую картину вы представили, слушая этот отрывок?

2. Какие образы преобладают в нем - зрительные или слуховые?

(Зрительные образы, создаваемые по законам живописи, сливаются с образами звуковыми, слуховыми, объединяют словесное писание с музыкой, так создается и волшебная гармония, которая дает основания считать автора новеллы одним из лучших пейзажистов в всемирный литературе.)

3. Какое впечатление произвело на вас произведение?

(«Intermezzo» - произведение особенный, не похожий на любой другой в творчестве самого Коцюбинского да и во всей нашей литературе. В нем нет развернутого сюжета, внешнего конфликта, диалогов и полілогів, которые оживляют сюжет.)

А что же есть?

(Есть царство природы, господство Божьей красоты, роскошь красок и величие родной земли. Все это объединяет в одно целое красивое авторское «Я», которое в объятиях природы ищет своего исцеления.)

4. Известно, что тема произведения всегда скрыта в его названии.

Что означает слово «intermezzo»?

(«Intermezzo» - итальянское слово, в буквальном переводе означает «перерыв». Так называли в 17 в. небольшое музыкальное произведение, исполняемое в перерыве между актами трагедии, а позднее - оперы. Потом так стали называть самостоятельные фортепианные пьесы.)

Комментарий. Коцюбинский употребил термин «intermezzo» в переносном значении. Это не просто перерыв, передышка лирического героя произведения на лоне природы. Это бегство от человека и возвращение к ней, из одного мира писатель попадает в другой, отдыхает. Во время этой передышки он слушает симфонию поля, хор жаворонков - музыку природы, которая оздоровила его, дала вдохновение для новой работы и жизни.

Звучит в магнитофонной записи музыка.

5. Кто же он, лирический герой «Intermezzo»? (Сам автор.)

6. Когда написана новелла?

7. Назовите известные вам новеллы Коцюбинского и охарактеризуйте эпоху, когда они были написаны.

(«Он идет», «Неизвестный», «Подарок на именины», «Persona grata», «Intermezzo».)

Эпоха после революции 1905-1907 pp. Это эпоха репрессий, черносотенный террор. Везде свирепствовали карательные отряды и военно-полевые суды. Они жестоко расправлялись со всеми, кого подозревали в причастности к революционному движению. Тысячи участников революции были казнены, десятки тысяч осуждены, сосланы на каторгу. Тюрьмы были переполнены. Царский министр Столыпин получил прозвище «вішатель», а виселицы народ окрестил «столипінськими галстуками». Были и самосуды: стреляли, вешали, били.

М. Коцюбинский болезненно переживал страдания народа. Да и его жизнь была полна всяких невзгод и испытаний: постоянный надзор жандармов, обыски, исключение из «Просвиты», которую возглавлял. Культурно-образовательная деятельность общества обеспокоило Черниговского губернатора и жандармов, что повлекло обвинения в революционной пропаганде. Слабое здоровье, материальная нужда, шаткие семейные отношения с женой Верой Дейшею, желание вступить в брак с любимой женщиной Александрой Аплаксіною, молодой сотрудницей статистического бюро Черниговского земства, которая вошла в его жизнь и полностью овладела сердцем и мыслями. Негативное отношение к этому детей.

В письме писателя Николая Чернявского Коцюбинский писал: «Вы не можете представить себе, что я пережил, видя все воочию, и какое это влияние оказало на мои больные нервы. Мне теперь еще хуже, чем было: не могу спать, ни есть. Еле пишу к вам.»

А вот мысли, высказанные писателем в письме Владимира Гнатюка: «Вообще переживаются подлі времена. Общественность, забитая, запуганная, уставшая, сидит над разбитым корытом и апатично, без мечтаний, смотрит на стену, что стоит перед ней».

Крайне истощенный службой, общественной работой, политическими обстоятельствами, истощенный болезнями, Коцюбинский мечтал об отдыхе. Что же его так мучило?

Бесконечные «надо» и бесконечные «должен» добавляли муки. Душа художника как наполненная до краев чаша. Нужны изменения, потому что слишком устал. Нужен отдых, перерыв, intermezzo. Врач посоветовал побыть на лоне природы. Известный меценат Евгений Чикаленко, друг писателя, предложил ему отдохнуть у него в имении. Писатель едет в 1908 г. в с. Кононівку возле Яготина, на Полтавщину (теперь Киевская область), где и хочет побыть наедине с собой, предаться своим мечтам и мыслям. 18 июня 1908 г. он прибыл в Кононівку. Это стало толчком для написания поэтической новеллы - образца мирового масштаба - «Intermezzo» с посвящением кононівським полям. В ней ярко отразились черты импрессионизма.

8. Рассмотрите таблички «Импрессионизм как литературно-художественное течение модернизма».

Что такое импрессионизм?

(Импрессионизм стал весомым компонентом европейского искусства.)

9. Характерные черты (признаки) импрессионизма?

(Записать в тетради).

10. Назовите представителей импрессионизма в изобразительном искусстве, в музыке, в мировой литературе.

Впечатление от произведений импрессионистов были разные. Одним нравилось, большинству - нет. Но равнодушным не оставался никто.



V. Работа с текстом. Раскрытие образов-сим-волов, жанровых особенностей новеллы

Определение жанра новеллы.

Новелла - разновидность рассказа, небольшой по объему прозаическое произведение, для которого характерны следующие признаки: а)глубокий психологизм; б)лаконизм; в) неожиданная концовка.

Эта новелла - своеобразная стенограмма психологического состояния лирического героя, его чувств, настроений. Человек, уставший тяжелым однообразной жизнью, убегает от железной руки города; «Я устал. Меня утомили люди.» В імпресіоністичному произведении определяющим является настроение, эмоциональный тон, вызванный увиденным, а не сюжет, как мы наблюдаем на примере новеллы.

Сергей Ефремов назвал новеллу «Intermezzo» поэмой души.

Итак понять, что руководит действиями писателя, его чувствами и помыслами, что делается в его душе, как в ней сосуществуют счастье и горе, как художник видит мир, - это и является главной целью наших исследований. Достичь этой цели мы сможем через разгадку действующих лиц произведения.

- Назовите действующих лиц новеллы.

Это необычные действующие лица. Они аллегоричны, символизируют сложную борьбу в душе героя. Она и является местом их действий. Произведение условно поделен на части.

- Прочитайте, какие заголовки вы им подобрали.

1. Усталость.

2. Побег - Дорога.

3. Тишина - тьма и шаг к свету и голоса.

4. «На небе солнце - среди нив я».

5. Спокойствие входит в душу.

6. «Солнце! Я тебе благодарен».

7. Ощущение связи с землей.

8. О чем пели жаворонки?

9. Предчувствие перемен.

10. Встреча с крестьянином.

11. Прощайте, нивы.

Первая из действующих лиц названная автором «Моя усталость». Чем она обусловлена?

Комментарий. Тяжелая усталость высосала любовь из души лирического героя, поселила в ней раздражительность и нервозность. Так произошло потому, что настоящий художник не разделяет бед на человеческие и собственные. Он переживает за все, а это не легко.

- Какова атмосфера в начале произведения?

(Мрачная, лирический герой изнуренный тяжелой работой, общественными делами, борьбой, которую ему приходится вести, чтобы предотвратить человеческому горю.)

- Как вы понимаете смысл метафоры «железная рука города»?

(Железные конструкции является основой каждого города, вместо земли - холодный камень, холод и замкнутость в сердцах его жителей, цивилизация обречена на гибель, экологическая катастрофа неизбежна.)

- Какая из картин соответствует фрагменту, что мы проанализировали? (№3.)

- О чем говорится в следующей части? (Побег - Дорога.)

- Что дополняет образ железного монстра? (Поезд.)

- Удалось бы лирическому герою отдохнуть в пределах города?

- В городе царит закон, суть которого заключается в одном слове - «надо». Как вы это понимаете?

Комментарий. Лирический герой сознательно уходит от «железной руки города», от боли и горя, от злости и мерзких поступков людей, от ужаса и грязи их существования лишь на определенное время и оказывается среди тишины - тьмы - и шаг к свету и шуму. «Железная рука города» сменяется тишиной и темнотой - слияние зрительных и слуховых образов.

Серость железного города, проникла и в душу героя, изменилась белым цветом: «Белые стены дома возвращают мне сознание».

- Кому завидует герой?

(Планетам. Потому что, они имеют орбиты, им ничто не мешает.)

А дальше Коцюбинский поднимает проблему взаимоотношений художника и общества.

- Может ли художник убежать от проблем? (Нет.)

- И здесь возникают символические образы «белых мешков».

Что это за образы?

Комментарий. Это образы повешенных участников революционных событий 1905-1907 гг., которым перед казнью, чтобы не видно было мук, накинули на головы мешки.

Автор не может забыть тех несчастных жертв.

- Найдите в произведении эти образы, прочитайте.

«Это вы, что из вас вытекла кровь в маленькую дырку от солдатской пули, а се вы...сухие препараты, вас завывали в белые мешки, качали на веревках в воздухе, а потом складывали в плохо прикрытые ямы, откуда вас забирали собаки...»

Комментарий. Но душа лирического героя уже пресыщена муками, происходит торможение, писатель не может так страдать, иначе умрет. Однако ему тяжело быть равнодушным. Эпизод со сливами, с зевотой выводит автора из равновесия. Он болезненно реагирует на все. Человеческое горе поражает его чувствительную душу. Но воспринимать его он больше не может, его душа, сердце, нервная система предельно напряжены. Напряжение. Самое высокое - на грани психического заболевания, на грани жизни и смерти, прежде всего психической жизни. Сознание героя на грани раздвоения.

Конфликт в произведении достигает кульминации в начале новеллы: «Мое сердце не может больше вместить. Он полон до отказа». А дальше - основная часть ее - показ спада конфликта. И исчезает он сам по себе.

В центре конфликт между нормальным и ненормальным психическим состоянием, граница, за которую вот-вот должен перейти психика героя. И даже отчасти переходит, когда его начинают пугать тень от человека, пустая вечерняя комната, где все воспринимается как галлюцинации. Его ужасает и собственное состояние безразличия к человеческому горю, к тем 12 повешенных, весть о которых он заел сливой. «Вы видите, я даже не краснею...», то есть, «вы видите, до чего я дошел» - говорит герой.

Тут и раскрывается философско-психологическая проблема «Художник и общество» - художник в критической, экстремальной ситуации, которая сложилась в результате тех социальных условий, которые сложились после поражения революции.

Итак, первая группа образов - это «Моя усталость», «Железная рука города», «Человеческое горе».

Вторая группа образов контрастная первой: солнце, нивы в июне, три белых овчарки, зозуля, жаворонки.

Первая группа связана с тяжелыми чувствами героя, минорная тональность. Вторая группа - с мажорными, оптимистическими чувствами.

Автор находится на грани жизни и смерти, но: «Открываю глаза и вдруг вижу в окнах глубокое небо и ветви березы. Кукует кукушка. Бьет молоточком в большой хрустальный звон: ку-ку! ку-ку! - и сеет тишину по травам. Представляется вдруг зеленый двор - он же поглотил мою комнату, - я соскакиваю с кровати и кричу в окно до кукушки: «Ку-ку...ку-ку...добрый день!»

- Почему лирический герой поздравил кукушку?

(Она является чисто народным образом-символом и предсказывает утомленному художнику еще много лет, счастье, вселяет надежду на жизнь. Это очень хорошая примета.)

Образ солнца рождается из тьмы: «Погашу лампу и сам утону в черной тьме.»

«Открываю глаза.» - «Ах, как много всего: неба, солнца, веселой земле!» Но пока что образ солнца органически не входит в настроение героя, даже диссонирует, противопоставляется ему.

«Бегу на двор. А там бряжчать железные цепи и яростно насилуют собаки. Большие белые овчарки, словно медведи, скачут на задних лапах»...

- Что символизируют собаки?

(Три овчарки символизируют разные слои населения. Пава - дворянство, Трепов - жандармерию, она имела фамилию министра вд, который подписывал смертные приговоры крестьянам. Оверко - униженное и усталое крестьянство, которому достаточно дать волю - и оно не бросится ни на кого.)

- Можно ли провести параллель между лирическим героем и овчарками?

(Безусловно, ведь они были на привязи. Героя держала, словно цепь, железная рука города, делая его злым, нервным, усталым. Металлический цепь делал то же самое с овчарками.)

Заголовок дадим следующей части произведения?

(«На небе солнце - среди нив я.»)

- Прочитайте отрывок из произведения: «дни Мои текут теперь среди степи, среди долины, налитой зеленым хлебом».

- Когда писатель оказался за городом, среди природы, то что он увидел?

(Впервые замечает, как много всего: неба, солнца, веселой земле.

Красота мира еще существует независимо от героя, она как бы противостоит ему: «На небе солнце - среди нив я».)

- В этой новелле большую роль играет колористика. С помощью удачно подобранных красок автор передает удивительную красоту природы. Какая картина лучше всего воспроизводит этот пейзаж? (№ 14.)

- Прочитайте отрывки и скажите, какие художественные средства использует писатель? Которые вам больше всего понравились? Назовите их.

(«Глажу рукой соболиную шерсть ячменів, шелк колосистої волны. Ветер набива мне уши кусками звуков, покошланим шумом. Такой он горячий...»

Коцюбинском удалось передать постоянную изменчивость пейзажа, его динамичность, а также тончайшие, почти мгновенные подвижки психики героя, его впечатления, переживания, перепады настроения. Все это присуще импрессионизма.

Так постепенно прогулка в поле, созерцания загадочного и волшебного мира природы восстанавливают силы лирического героя. Запахи, голоса, цвета природы все больше проникают в его душу, заполняют ее мажорным, оптимистичным настроем:

«Полные уши имею того странного шума поля, того шелесту шелка, того непрерывного, как текучая вода, пересыпания зерна. И полные глаза сияния солнца»... Художник сливается с природой, она оказывает оздоравливающее воздействие, благотворное.

Солнце меняет не только настроение героя, оно просачивается в глубину его сердца, переполняет все его естество, придает какого-то другого смысла его бытию.)

- А что же символизирует солнце? Подтвердите эту мысль отрывками из текста.

(Это образ вечности и космической энергии. Многие критики говорили о Коцюбинского как о сонцепок-лонника. )

- Кононовские поля показаны именно в июне. Почему?

(Молодые ростки символизируют жизнь, в это время у них начинают интенсивно пульсировать соки, а именно этого не хватает лирическому герою. Ярко-зеленый цвет хорошо влияет на нервную систему человека, успокаивает, снимает напряжение. Да еще и в поле - пространство, бесконечность, свобода, слияние с Вселенной через небо.)

- Как же ведут себя в это время другие действующие лица, в частности птицы? Проследим поведение жаворонка и кукушки. Но отметим, что они выиграют симфонию полей.

- Почему пение жаворонка ассоциировался у героя с арфой?

(В античной мифологии бог Аполлон - покровитель искусства - прекрасно играл на арфе. Поэтому пение маленькой полевой птички сравнивается с божественной музыкой, которую можно слушать день и ночь. Неповторимая песня жаворонка сливается с симфонией полей.)

- Что символизирует жаворонок? (Это образ вдохновения.)

- Какова роль образа ночи?

(Образ ночи чрезвычайно удался автору. Это символ красоты, одухотворенной Богом.)

- Давайте глубже раскроем образ кукушки.

(Это еще и образ времени. В третьем фрагменте новеллы голос кукушки примечательно начинает отсчет нового периода в жизни героя.

«Кукует кукушка. Бьет молоточком в большой хрустальный звон: ку-ку! Ку-ку! - и сеет тишину по травам!»

Герой энергично откликается на изменения (время лечит).

В пятом фрагменте зозуля уже «ближайшая приятельница» героя, так четко, размеренно и спокойно отсчитывает время и этим «дает настроение» ему. О время, который залечивает душевные раны, время, воплощен в образе кукушки, сказано в новелле еще и так: «Твое печальное «ку-ку» всплывало, как слезы по плакучій берегу, и зливало мою усталость». Сравнение «как слезы» подчеркивает катарсисне значение времени.

Многоголосие природы из отдельных, сначала робких, партий сливается в мажорную оптимистичную симфонию.)

- А что же происходит с другим действующим лицом - «усталостью»?

(Под давлением жизнеутверждающих сил природы «усталость» постепенно отступает.)

- Последняя действующее лицо, с которым встретился главный герой, - человеческое горе. Готовы ли они к этой встрече?

- Откуда автор узнает о человеческом горе? Что оно символизирует?

(Человеческое горе символизирует положение народа, для которого художник и натягивал струны своей души.)

- Передайте содержание разговора лирического героя с крестьянином.

(Крестьянин сообщает устрашающую информацию не полностью, а болезненными импульсами:

«Пятеро детей голодных почему-то не забрала лихорадка». «Раз в неделю бьют человека в лицо». «Самый близкий человек готова подать». «Между людьми, как между волками».)

- Как воспринимает эту информацию писатель?

(Она его уже не пугает. Он готов идти в люди. «Уже натятися ослабленные струны, уже чужое горе может играть на них!»)

- Как вы понимаете слова: «Погаси солнце и рассветы

второе на небе»? О чем это свидетельствует?

(Это свидетельствует о полное нервное и настроєве возрождение лирического героя, готовность его к труду, творчеству.

Конечный аккорд является мажорным, оптимистичным. «Душа готова, струны тугие, наладжені, она уже играет...»)

Звучит музыка и перекличка птиц.

Вот мы и нашли ключ к разгадке действующих лиц в новелле «Intermezzo».

- Что же было сценой для их взаимодействия?

(Это душа героя с ее болями и радостями, с усталостью и надеждой, верой в победу светлых идеалов.

Содержание новеллы - своеобразная поэтическая кардиограмма внутреннего мира художника.)

- Изменились ли ваши впечатления от произведения после его анализа?

Фрагменты новеллы вам больше всего понравились и почему?

- Как вы относитесь к красоте природы?

- Какими средствами и способами можно ее передать? Какими видами искусства?

- Какая из картин больше всего подходит по смыслу новеллы «Intermezzo»?

- Какова же роль описаний природы в произведении?

(Это один из способов психофизиологической разрядки - общение с природой наедине. Стоит ли на природу брать магнитофон, различные плееры и др.?

Часто мы проходим мимо красоты, не замечая ее. А Коцюбинский мог увидеть красивое в обыденном и передать средствами художественного слова.

Писатель был настоящим живописцем-акварелістом. Он действительно умел рисовать и красками. Но возможности художественного слова гораздо шире по сравнению с живописью. Живописец фиксирует один момент, а мастер слова может нарисовать картину в изменениях, в развитии. Не можно изобразить, например, кистью: «Вижу, как синее небо надвое растянули черные дышащие крылья вороны. И от того - синее небо, чорніші крылья», «одна минута темного горя - и моментально улыбнулось направо, улыбнулось налево - и золотое поле махнуло крыльями вплоть до краев синего неба».

Каждый человек способен по-настоящему восхищаться красотой природы, которая воздействует на душу человека, успокаивает ее, одухотворяет, излечивает.

Импрессионизм как направление был неоднородным,вступал во взаимодействие с другими направлениями модернизма - символизмом. В творчестве Коцюбинского, которая сформировалась на почве традиций литературы XX в., он развивается до реалистического типа художественного мышления. Мы видим реалистичную картину Божьей красоты природы.

VI. Итоги занятия

Выставление оценок, мотивация их.

Домашнее задание: прочитать «Тени забытых предков».