Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Цикл Тараса Шевченко «Давиду псалмы» как перепев фрагментов Библии

Урок - философское исследование 9 класс

Н. Бондаренко,

учительница украинского языка и литературы

Канев



Цель: углубить знания учащихся о творчестве Тараса Шевченко как вестника слова правды - прошлой, современной, будущей, что исходит от самого Бога; путем сравнительного анализа глубже изучить и детально проанализировать перепевы библейских текстов; развивать образное и логическое мышление, творческие способности школьников, умение высказывать свои мысли; воспитывать стремление к гармонии в мире, в социальной среде, в человеческих взаимоотношениях, возбуждая ум, сердце и душу.

Оборудование: музыкальная запись арфы, таблица «Дороги истин. Пути к восстановлению заповедей Господних», литературоведческий словарь, Библия, «Кобзарь» Т. Г. Шевченко.

Литература

1. Есть. Сверстюк «Пушкин и время». - Киев-Париж, «Воскресение». 1996

2. В. Сулима «Библия и украинская литература»

3. В. Домашовец «Псалмы Давида в поэтических произведениях Т.шевченко-Оттава - Моррис Плейнс, 1992.

4. И. Огиенко «Тарас Шевченко» - «Наша наука и культура». К.: 2002.

5. Хрестоматия украинской религиозной литературы. - К. 1 - Поэзия // Мюнхен-Лондон.

6. В. Пахаренко. Учебник по украинской литературе. 9 класс

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительная часть

Звучит арфа.

Учитель.

Будь славен, Творче наш, будь славен

И по жизни, то чудо чудес,

И за души живой порыв,

За день мрачный и яркий,

За солнце, йдощ, и серебро слив!

Будь славен чистыми сердцами

В песне, вечно - прекрасной!..

Оксана Лятуринская

С давних времен, как утверждает Костомаров, Украина «держалася закона Божьего, и всякий чужестранець, заехав в Украину, удивлялся, что ни в одной стороне на свете так искренне не молятся Богу, нигде муж не любил так своей жены, а дети своих родителей».

В Несторовім летописи читаем, что поляне жили с соседями в мире и имели «обычаи отцов своих, кроткі и смирные».

Итак, нашими давними предками руководила глубокая вера, а свою жизнь они сверяли по Библии.

- Почему же неисчерпаемым есть источник Святого Писания?

- Почему к нему и по сей день обращаются писатели? {Библия охватывает вечные темы: вселенная и человек, жизнь и смерть, дух и материя, грех и искупление, назначения человека.)

- Вспомните произведения украинской литературы, где бы использовались библейские мотивы? (Григорий Сковорода «Сад Божественных песен». Иван Франко «Иван Вишенский», Богдан Лепкий «Молитва», Алексей Кобец «Весь клад в узелках» и др.)

Самой известной из книг Ветхого Завета является Книга Псалмов (Псалтирь) - сборник лирико-назидательных сочинений.

Ученик-литературовед. Слово «псалом» (или псалма) греческого происхождения, оно означает песнопение в сопровождении музыкального инструмента (псалтеріона). Отсюда - Псалтырь (сборник псалмов).

Выдающийся деятель византийской церкви Василий Великий сказал о псалмах так: «Чего только не найдешь в них. Проявление могущества, совершенство справедливости, уважительность умеренности, полнота мудрости, путь к искуплению, мера терпимости, одно слово - вся совокупность блага».

Учитель. В Ветхом Завете читаем: «Давиду псалмы».

- Что вам известно об еврейского царя Давида?

Ученик-историк. Давид - второй царь Израиля, который возглавил государство около 1000 лет до Рождества Христова и правил около 40 лет. Он создал могущественную империю, заложил столицу Иерусалим. Давид был тщеславным и мстительным. Но и духовно богатым, одаренным талантами, мудрым. По преданию, сам царь Давид собрал кружок специально подготовленных людей, которые владели искусством музыки и слова, и поручил им исполнять религиозные песни-гимны во время службы Божьей.

Учитель. Испокон веков Псалтырь был в Украине одной из самых популярных книг По ним учили в школах грамматики, его читали в семьях в воскресенье или в праздник. Силой всемогущего Божественного слова причастилась и семья Григория Шевченко. С раннего детства Тарас часто слышал и хорошо знал псалмы.. Он научился их читать и декламировать.

«Я знал почти весь Псалтырь наизусть и читал его (как говорили слушатели мои) определенно, то есть громко. В результате такой моей вдатності не был в селе похоронен ни один покойник, над которым бы я не прочитал Псалтырь...» Эти глубокие детские впечатления в значительной степени определяли его духовный мир и поэтический темперамент.

Ученик-культуролог. Тарас Шевченко был внимательным читателем Библии, подчеркивал интересные строки, очень удивлялся непревзойденной силе библейских слов в конце концов, его мысли отразились в живописи.

Библейская тематика захватывала Тараса Григорьевича, поэтому значительную часть его живописных работ составляли рисунки религиозного содержания.

Однажды художник Шевченко готов был нарисовать «Распятие» в католической церкви без любой платы. К сожалению, ксендз не позволил.

В активе Шевченко-художника числятся следующие полотна: «Выдубецкий монастырь» (1844), «Воздвиженский монастырь» (1845), «В соборе Почаевской лавры» (1846) и др.

Своими живописными работами Тарас Шевченко доказал, что человек может свести к минимуму свои жизненные потребности, но не в состоянии отказаться от духовной жизни.

Учитель. Вообще, Тарас Шевченко обращался к Библии всю свою жизнь, особенно в тяжелые его минуты. Когда в октябре 1845 года поэт, простудившись в дороге, лежал больной у своего знакомого в Миргороде и не имел под рукой никаких книг, то выручала только Библия, подаренная Варварой Репниной. Возможно, именно в те дни Тарас Шевченко задумал перепевы, в декабре завершил работу.

«Псалмы» (1845) были первым перепевом Тараса Шевченко библейских текстов.



III. Объявление темы и цели урока

Учитель. Библейские тексты сложны и поэтому требуют напряженного осмысления. Зато они щедро вознаграждают читателей своей мудростью, глубиной общечеловеческих истин, содержащихся в них, афористичностью высказываний.

Дома вы ознакомились с библейским текстом «псалмы» и читали перепев Шевченко. Сегодня на уроке мы продолжим работу над этими текстами. Самая главная наша задача - познать глубину Его перепевов, определить важнейшие и самые злободневные для той эпохи мотивы, которые отвечали переживаниям и сомнениям автора.

Работая с текстом перепевов, вы будете искать путь Божьих истин, по которому ходил и сам Шевченко, с которого и мы не имеем права сойти.

Итак, причастімося жемчугом-псалмами вечных духовных истин, напоим сердце свое Нравственными добродетелями, ибо «чем сердце наполнено, то говорят уста» (Евангелие от Матфея 12:34).

Из 150 псалмов Тарас Шевченко отобрал десять. «Десять псалмов, выразившихся Шевченко, - это как бы небольшой Псалтырь, что занимает все богатство и разнообразие Книги Псалмов...»

Эти 10 стихов есть не только высокохудожественными переводами древних религиозных гимнов и молитв, но и Шевченко заповедями народа.

- Какие неоспоримые истины должны узнать люди?

- Какие заповеди родному народу оставил по себе Т Шевченко?



IV. Формирование умений и навыков анализировать произведение

- Прочитайте псалом 1 из Библии и «псалмов Давыдовых» Тараса Шевченко и определите его тему. (Псалом 1 - это вступление, который толкует основной закон бытия.)

- О какие две дороги, что всегда расходятся перед человеком, указано в псалме 1? Еще счастливая дорога праведных и злосчастная - грешных.)

- Охарактеризуйте эти две дороги. К какому выводу приходит Т Шевченко? (Человек не должен идти на компромисс со злом. Автор утверждает о бесперспективности зла и безверия. Оно ведет человека в пропасть.)

- Обратите внимание, какими художественными средствами автор изображает героев-антиподов в псалме 1 ? (Писатель использует сравнения: «праведник» - это «плодоносное», вечнозеленое дерево; а безбожник - развеяна ветром «мякина»; эпитеты: «блажен муж», «лукавую совет», «добром поле» и др.)



- Какова роль этих тропов? (Они делают текст мелодичным и художественно совершенным.)

- Любой человек стремится к счастью. Но давайте подумаем, как достичь его?

- Сравнивая два текста - библейский и Шевченко, скажите, что нужно человеку для счастья?



Группа религиоведов.

По Библии читаем:

- «за советом несправедливых не ходит»;

- «не стоит на пути грешных»;

- «не злорікує, значит, не судит»;

- «о Законе Его днем и ночью размышляет». Группа литературоведов.

Шевченко пишет:

- «не вступает на лукавую совет»,

- «не станет на путь злого»;

- «с февралем не сядет»;

- «в Законе Господнем сердце и воля учится».

- Итак, какой вывод из прочитанного вы можете сделать?



Группа философов.

1. Исполнение заповедей Божьих является обязательным

условием для счастья.

Заканчивается псалом 1 словами:

Дела добрых обновятся,

Дела злых погибнут.



Группа литературоведов.

- Какие слова на лексическом уровне противопоставляются в этих строках? Как называется этот прием в литературе? (Антитеза.)

- Какова цель использования антитезы в тексте? (Логическое или эмоциональное усиления художественной выразительности.)

- Как вы понимаете значение этих строк?

- Итак, к какому выводу вы пришли?



Группа философов.

2. Добро - всепобеждающее. Зло и безверие - бесперспективны. Они уничтожают человека. (Псалом 12)

Учитель. Когда нам бывает невыносимо тяжело, когда боль сжимает душу, а сердце наполняется отчаянием, тогда мы обращаемся к Богу.

Сердце болит и у Тараса Шевченко, потому что «враг февраль» на него смотрит и смеется. Сам Шевченко склоняет голову и становится на колени перед Всевышним.

- Что просит у Бога Тараса Шевченко? Прочитайте.

(«Спаси меня, спаси мою душу, Спаси меня от лютой муки.»)

- Почему Шевченко не просит у Бога здоровья, долголетия, материальных благ, а просит «спасти душу...»?

- Автор пишет: «Спаси меня, - помолюсь...» Итак, моля о спасении, надо молиться. Что Тарас Шевченко подчеркивает этими словами?



Группа философов.

3. Автор подчеркивает великую силу молитвы. Благодаря ей человек может очиститься от грязи и получить спасение души. Чем больше человек молится, тем ближе она стоит к Богу, и тогда светлые лучи молитвы разбивают всякую тьму, отводят беды. Итак, молитва - это разговор с Богом, или слова Господни.

- Как слова Господни написано в псалме 12 Ветхого Завета? Прокомментируйте их.



Группа религиоведов.

«Слова чистые, серебро очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное».

-А думаем ли мы о спасении собственных душ?

Ища ответы на эти вопросы, я советовала бы вам, дорогие дети, прочитать книгу Александра Нового «Прошу принять» (беседы с Гарафіною Маковий, документальные материалы).

Псалмы 43 и 52.

- Какой мотив из Ветхого Завета положен в основу написанного Т. Шевченко псалма 43?



Группа историков.

В основе псалма 43 И Шевченко - тяжелые размышления еврейского народа, который пережил болезненные удары судьбы. Бог оставил евреев, поэтому они потерпели поражение от врагов, отданы им на разграбление. Эти страдания тем тяжелее для народа, что не забыл Бога и не ошибся с его пути.

- Благодаря чему наши предки побеждали врагов и успешно защищали свою свободу? (Потому что им помогал Господь.)

- А что произошло сейчас? Как об этом пишет автор в псалмах 43 и 52?



Группа литературоведов.

Псалом 43

...А ныне?..

Покрыл еси опять

Срамотой свои люди,

- И новые враги

Разворовывают, как овец, нас

И жрут!.. Без платы

И без цены воздал еси

Врагам проклятым,

Покинул нас на смех людям,

В поругание соседям,

Покинул нас, яко в притчу

Неразумным людям.

Псалом 52

Едят люди вместо хлеба...

- Какими эпитетами автор изображает тогдашнее жизни украинского народа? Какую психологическую нагрузку этих слов?

Группа литературоведов.

Обокрадены, замученные,

В узах умираєм.

- Как найти выход из такого состояния? Ответ на этот вопрос дает нам Ветхий Завет?

Группа религиоведов.

«Пошли Свой свет и правду Свою - они меня будут осуществлять», «Имей надежду на Бога, ибо я буду еще славить

- Какой выход находит Т. Шевченко?

Группа литературоведов.

Шевченко обращается к Богу:

Помоги нам, избавь нас

Вражьей надругательства

Восстань же, Боже, помоги нам

Встать на ката снова.

- Какой подтекст имеют эти слова? {Национально-политический подтекст.)

- Кто спасет людей и вернет «хорошую судьбу»? Какой ответ дает автор? Выскажет свои соображения по этому поводу.

Когда и Бог нам вернет волю,

Разобьет плен (псалом 52)

Последние строки псалма 52 полны оптимизма. Украина освободится от рабских оков, и только по Божьей воле.

- Какова идейная направленность псалмов 43 и 52?

Группа философов.

4. Нельзя подчиняться злу, против него надо бороться, не оставляя веры и надежды на Всевышнего!

Учитель. Дома вы проводили исследовательскую работу, читая псалмы 53, 81, 93, 132, работали в группах.

- Какие проблемы раскрывает автор в этих псалмах, за

помощью каких символов и художественных средств?

Группа литературоведов. Особого внимания заслуживают последние строки псалма 53:

И на злых моих посмотрю

Незлым моим глазом.

Эти строки раскрывают широту души поста, его стремление изменить мир к лучшему. На это указывают глаголы, употребленные в большом количестве (13), которые побуждают человека на добрые дела.

Группа философов. Последние строки псалма 53 является своеобразным завещанием: на всякое зло отвечать только добром. Основной мотив псалма 53 - это всепобеждающая сила доверия.

Группа литературоведов. В псалме 81 Тарас Шевченко четко рисует образ самого Господа небесного владыки, как справедливого судьи и всемилосердного заместителя для «убогих», «сирот», «людей тихих». С помощью антитезы автор противопоставляет честным людям «лукавых», «неситих», «стяжают и кровь невинную разливают людей убогих».

Группа философов.

5. Итак, образ Бога, за перепевом Тараса Шевченко, - это символ правды, и свободы, и славы».

Учитель. Прочитайте выразительно псалом 93 из перепевов Т. Шевченко.

- Каких людей осуждает автор? («Гордых», «лихих», «лукавых», «ложных».)

- Зачитайте из текста строки-обращение к Всевышнему.

Господь Бог наказывает злых -

Душа моя знает. Встань же,

Боже, Твою славу Гордый презирает.

... Закрой славой своей

Слепое, гордое глаз.

Доколе, Господи, лукавые

Хвастаются, доколі -

Неправдой? Твои люди

В тьму и рабство

Заковали... добро Твое

Кровью потопили...

- Вспомните, строфы которой поэмы Шевченко проникнуты таким же огненным духом? («Кавказ».)

И перед образом Твоим

Неутомленнії поклоны:

За кражу, за войну, за кровь,

Чтобы братскую кровь пролить, просят

И потом приносят в дар тебе

Из огня украденный покров.

- Докажите, что псалом 93 национально-политический подтекст.

Учитель. В псалме 93 Тарас Шевченко противопоставляет сердце - разуму. Душу поэт называет «живой, праведным», а разум - «лукавым». Почему так?

- Подумайте, дела «лукавые» и «кровавые» человек творит сердцем или умом? (Разумом.)

- Итак, какую истину таит в себе псалом 93?

7. Гордость и слава - это грех. Человек должен воспринимать жизнь сначала сердцем, а потом умом.

Учитель. Внимательно прочитайте псалом 132 из Ветхого Завета и Шевченко перепев.

- Сравните и скажите, какие евангельские мотивы сквозные в Шевченковой творчества?

Группа литературоведов. Мотив псалма 132 - это любовь к брату (ближнего), а также мотив вольной семьи, построенной на определенном собственном добрые, где Бог

Воцарится в доме тихих,

В семь В той большой,

И пошлет им хорошую судьбу

От века до века.

Группа философов. Псалом 132 является заповедью любви. Только любовь может объединить всех «детей возле освобожденной Матери», - писал Евгений Сверстюк. В единстве наша сила!

- Какую истину в псалме 132 раскрывает нам, современникам, Тарас Шевченко?

8. Необходимо жить в любви со всеми людьми.

Учитель. В псалме 132 мы находим еще один ответ на вопрос, при каких условиях человек может быть счастливым. Возможно, кто-то из вас догадался? (Счастлив тот человек, который не гонится за материальным богатством, но стремится к духовному обогащению, и в жизни всегда «тихая» и «кротка». Шевченко об этом пишет так:

«благих своих Господь не забудет,

воцарится в дому тихих «.)

Учитель. В переспіві псалма 136 читаем:

Блажен тот, кто заплатит

За твои оковы!

Блажен, блажен! Тебя, злая,

В радости застанет

И разобьет твоих детей

В холодный камень!

- Как вы считаете, в этих словах речь идет о мести? (Нет. Автор говорит о борьбе за справедливость.)

- Какая истина в псалме 136?

9. Человек не должен быть равнодушным, потому что равнодушие - хуже ненависти.

Учитель. Определите тему псалма 149. (Прославление праведного Бога, благодарность праведника Создателю за поддержку.)

Рассмотрим псалом 149 с точки зрения историков, литературоведов, философов и религиоведов.

Историки. Псалом подчеркивает национальное достоинство и сплоченность еврейского народа.

Религиоведы. В псалме передается чувство взволнованности, невыразимого душевного подъема. После тяжких испытаний и сомнений Тарас Шевченко чувствует присутствие и милость Бога.

философы. Шевченко вознесся от конкретно национальной проблематике общечеловеческой. Автор убежден в том, что последний Суд Божий будет справедлив. Он окончательно уничтожит зло и установит рай на земле.

Литературоведы. Зло в псалме олицетворяется в об-случае царя, а добро - «славы преподобных». Итак добро, Бог и любовь противостоят злу, дьяволу и насилию. За злые дела люди будут расплачиваться, «и осудят губителей судом своим правым».

10. Следовательно человек должен жить праведно.



V. Итог урока

Учитель. Подытоживая исследовано сегодня на уроке, обратим внимание на таблицу «Дороги истин. Путь к вершине счастья.»

1. Исполнение Божьих заповедей и является обязательным условием для счастья.

2. Всепобеждающее Добро. Зло и безверие - бесперспективны. Они уничтожают человека.

3. Молитва очищает человека от грязи.

4. Против зла нужно бороться, не оставляя веры и надежды на Бога.

5. Помни, символ правды, славы и свободы» есть Бог.

6. Гордость и слава - это грех.

7. Жизнь воспринимай сначала сердцем, потом умом.

8. Необходимо жить в любви со всеми людьми.

9. Равнодушие - это большой грех, она хуже ненависти.

10. Человек должен жить праведно.

- Дети, прочитайте тропы-истины и попробуйте подняться до вершины счастья.

Путешествуя в жизни, никогда не забывайте тех дорог, которые приведут вас к счастью, любви, согласия, мира. Евгений Сверстюк писал: «Библейские горы для всех крупных всегда недосягаемо высокие и вечно манящие Но они принимают к себе только тех, кто все время поднимается сквозь тернии. Они открываются только блаженным, что чистые сердцем и готовы быть гонимыми и умереть за правду.»

- Каким мы видим автора, читая «псалмы»? (Шевченко осознает основной закон бытия. Это позволяет автору оставаться самим собой, сохранять праведность души в этом лукавом, взлома, феврале мире.)

В декабре 2005 года прошло 160 лет со дня написания Тарасом Шевченко «псалмов Давыдовых».

Как «в тот щедрый год высокого солнца поэт любви стремился приклонен неба своему народу и вознести его к вершинам, а на сторожі коло них, униженных земляков своих, поставить слово, чтобы возвеличить их», так и сейчас Шевченково слово зовет людей к любви, добра, единства и утверждения справедливости.

Когда б умели мы любить так, как он

Любил людей и Украину родную, -

Давно бы уже слетелись со всех чужой

В тихий рай, на землю заповедную.

Когда б умели мы ненавидіть, как он

Ненавидевший произвол и зла чудовище, -

Никогда в мире не ходили бы на поклон

К чужакам - и в пору тяжелейших...

Когда бы мы умели терпеть так, как он

Терпел ради правды ярости и муки, -

Были бы мы вквітчані лучшими из жемчужин

Высокой Христовой науки.

Когда бы мы умели утешать так, как он

Утешал надеждами - лепестками любви, -

Не слышали бы мы сиротских немощных квилінь,

Не знали бы, как горько рыдают вдовы.

Когда бы мы умели молиться так, как он

Молился непорочными устами, -

Сам Утешитель самых скорбных минут, -

Иисус, Сын Божий, был бы повсюду с нами...

Алексей Кобец «Тарас Шевченко»



VI. Оценивание учеников, которые работали в группах



VII. Домашнее задание

Написать сочинение-размышление «Моя жизненная позиция».