Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Формирование читательского среды средствами украинской литературы




В процессе "производства" читачівства наравне с образованием участвует и литература. Если образование является фундаментом, книгоиздания - кирпичом, то литература - сырьем для того и другого. Без сомнения, грамота и техника чтения (навыки чтения) стимулируют чтение и формируют читательскую среду, и без интеллектуальной и духовной нужды для ума и души в виде литературы, читачівство упадок.

Детская литература как специфическая отрасль словесного возникла сравнительно поздно. Ее истоки уходят в глубокую древность - в народное творчество. Кроме устного народного творчества в среде детей долгое время была популярна написана для взрослых житийная (жизнь святых, Киево-Печерский патерик и т.д.) и переводная литература светского содержания - исторического или героико-романтического характера. Однако особенности литературы, созданной специально для ребенка, она приобрела только со временем, когда в обществе с достаточно высоким уровнем культуры начали все больше и больше внимания уделять воспитанию и развитию ребенка, а литературу рассматривать как важное средство обучения и воспитания.

Поэтому возникновение и развитие детской литературы, как таковой, тесно связанные с состоянием образования и школьного дела. Потребность в специальной литературе для детей особенно чувствовали учителя и воспитатели и все, кто занимался образовательной деятельностью. Поэтому источником ее рождения были учебные книги: буквари, азбуки, в которые включались небольшие рассказы, примитивные стихи о предметах и явлениях окружающей действительности. Сначала детская литература целиком отождествлялась с учебной - учебниками, но постепенно в обществе осмислилися ее органические связи со всей художественной литературой. И как только это произошло, детская литература отделилась от учебников (в России, а затем и в Украине, это случилось в XVIII-XIX вв.). Появляются первые попытки изучения и использования при написании произведений для детей специфических особенностей, вытекающих из образовательно-воспитательных и культурологических основ.

Впервые теоретическое обоснование необходимости создания детской литературы дал выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский в книге "Великая дидактика" ( ) Определенное место этому вопросу уделяли выдающиеся русские критики В.Г.Бєлінський, М.Г.Чернишевський, М.О. Добролюбов, выдающийся педагог прошлого К.д.ушинский и писатели, среди которых особое место принадлежит Л.М.Толстому. Они отстаивали право детской литературы на самостоятельность как художественного, а не только дидактического явления, на реалистичное, а не эфемерное изображения действительности, на разнообразие тем и жанров, требовали богатства языка и ее чистоты. Это имело свои положительные последствия.

С самого начала следует подчеркнуть, что вследствие исторических обстоятельств существования украинского этноса понятие "украинский писатель" не существовало почти до конца XVIII ст., как не существовало и литературы на украинском языке. Лишь в 1798 г. вышла в свет первая русскоязычная книга - "Энеида" Котляревского. С этого времени, можно полагать, и берет начало украинское писательство.

Анализируя первый рекомендательный указатель Секретарства Дел Образовательных "Помощь учителю в деле национального воспитания учащихся", изданный в 1018 г. (159) и посвящен русскоязычной литературе по истории, географии и художественной литературе, можно сделать вывод о том, что среди приведенных 204 украиноязычных книг книг для детей очень мало, а для дошкольного и младшего возраста, из которых в будущем должно было формироваться читательскую среду, почти совсем нет. Здесь называется лишь журнал "Васильки".

У истоков украинской детской литературы стояли выдающийся представитель культурно-образовательного движения на Западной Украине Шашкевич, который заключил для детей первую украинскую чтение (1836 г.); известный закарпатский культурный деятель и педагог О.Духнович, который заключил букварь "Книжиця читальная для начинающих"; "буковинский соловей" писатель Ю.Федькович, который подготовил несколько хрестоматий и "Букварь"; писатель-демократ І.Манжура; с. руданский и б. гринченко.

Подчеркивая необходимость создания национальной литературы и введение национального воспитания и распространения национального языка, б. гринченко призвал к активному использованию для этого переводов на украинский язык лучших произведений из сокровищницы мировой литературы для распространения мирового культурного достояния среди украинцев. "Всякое дело культурная только тогда бывает определенная и прочная, когда она, возрастая на родной почве, питается живительным духом с большой сокровищнице духовных достижений народов всего мира" - писал он. (96) б. гринченко считал, что литература лишь тогда сполна выполняет свою роль, когда она "производит народное сознание, поднимает, укрепляет, а не подавляет духа, пособляє нашему народу становиться народом мужественным, смотреться смело, сознательным своих сил, уверенным в своих надеждах на лучшую будущину". (27) Вместе с И.франком и другими педагогами он начал проведение дискуссии с украинской и мировой литературы, празднование юбилеев украинского писательства.

Признанным критиком и теоретиком детской литературы был Франко. В своих статьях и рецензиях он поднимал вопрос о воспитательное воздействие литературы на формирование личности, и связанные с этим требования к ней. Не находя в современной ему литературе (70-х годов XIX ст.) ярких произведений украинских писателей, написанных специально для детского чтения, писатель ставит вопрос об использовании произведений, написанных для взрослых, и сам осуществляет их отбор и адаптацию для детского чтения. Кроме того, он сам пишет произведения для детей. (77)

В конце XIX-начале ХХ в. возросший интерес к проблемам детского чтения нашел свое проявление в быстром количественном росте детских журналов ("Ласточка", Приятель детей", "Библиотека для молодіжі" и другие), большинство из которых выходила на Западной Украине и Буковине. Определенный вклад в развитие украинской детской литературы внес Львовский двухнедельный иллюстрированный журнал для детей и юношества "Звонок" (1890-1914). В это же время делаются первые попытки критики, обобщения и изучения развития украинской детской литературы. В основном это были обзоры и рецензии на книги в таких периодических изданиях, как "Киевская старина" (1882-1906), "Украина" (1907), "Южный край", "Жизнь Юга", "Родной край", "Литературно-научный вестник".

Конец XIX - начало XX в. является временем бурных дискуссий о роли и назначении литературы и книги, о пути ее художественного и общественного следования. Свое веское слово в этих дискуссиях и обсуждениях сказали Стефаник, м. Коцюбинский, п. мирный, и. Нечуй-Левицкий, известны и как авторы замечательных произведений для детей. Этот критический и научный задел в разрезе детской литературы и чтения сыграл большую роль в дальнейшем становлении детской литературы, как специфического вида творчества.

Со времен советской власти впервые в истории человечества детская литература стала делом государства и по своим идейно-художественным качествам поднялась на уровень лучших произведений для взрослых. Лозунг "писать для детей нужно лучше чем для взрослых" стало ведущим.

Советская литература для детей и юношества на территории Советского Союза была одним из могущественных факторов воспитания подрастающего поколения в коммунистическом духе. И, надо отдать должное, ей это очень хорошо удавалось. Такой, узко направленный - советский - тип литературы стал новым явлением в мировой культуре.

В эти времена возникло много писателей, которые писали только для детей, композиторов, которые сочиняли песни и музыкальные произведения для детей, художников-иллюстраторов детской книги. В советский период были написаны лучшие произведения для детей, которые стали достоянием мировой литературы. Были написаны и переведены на языки народов СССР и зарубежья: трилогия М.Носова "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка на Луне" и "Незнайка в Солнечном городе"; Б.Чалого "О Ромашку, Барвинка и Конька-Колокола", замечательные произведения К.Чуковського, С.Маршака, В.Нестайка, Н.Забіли, В.Бичко, І.Багмута, О.Іваненко, А.Барто, М.Дубова, С.Михалкова, Л.Письменної, М.Познанської, М.Трублаїні и многих других.

С середины 20-х годов ХХ в. значительно расширяется горизонт литературы для детей за счет введения новых мотивов и образов. Об участии детей в революции и гражданской войне, их послевоенную жизнь, строительство новой страны пишут стихи и прозу М.Терещенко, Н.Забіла, В.Сосюра, О.Донченко, С.Васильченко, А.Головко, А.Гайдар, І.Микитенко, С. Васильченко, п. тычина, Д.Бедзик, О.Іваненко, п. панч, ю. яновский, В.Бичко, М.Пригара М.рыльский, О.Десняк, Н.Рибак, М.Трублаїні, І.Кочерга, І.Нехода, П.Воронько, незаслуженно забытые Ю.Будяк, Д.Бузько, Н.Дукіна, М.Йогансон, І.Ковтун, П.Лисовий, А.Паніва, В.полищук, В.Чередниченко, Г.Шкурупій, Г.Епіка и багаьо других. В это время появляются произведения приключенческого и научно-фантастического жанра О.Копиленка, Ю.Смолича, В.Владка, О.Донченка, В.Собко, М.Романівської, которых в украинской детской литературе до сих пор не было. И хоть не все произведения соответствовали высоким требованиям бедность языковых средств и декларативность идейного содержания, они сыграли значительную роль в формировании подрастающего поколения читателей.

В конце 20-х начале 30-х годов поиски критериев художественных произведений для детей привели к острой дискуссии на страницах "Литературной газеты". Поднимались вопросы, нужна ли вообще детская литература, о социальное направление книги для детей. В ходе дискуссии утверждались принципы, которые, вместе с целым рядом партийных постановлений, стали теоретической базой советской детской литературы последующих лет. Литература для молодежи и детей с этого времени считалась "самой острой большевистской оружием на идеологическом фронте" и находилась под исключительным вниманием партии и правительства. (72) Коммунистическая партия, издает ряд постановлений, направленных на улучшение ее идейно-художественного уровня. Например, в постановлении "О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати" (1928 г.) делается акцент на неудовлетворительном освещении и прямом обходе социальных тем в детской литературе, на сухость изложения, отсутствие увлекательной и живой фабулы, злоупотребление тенденциозной агиткой и высокие цене книг. Постановления ЦК ВКП(б) "Об издательстве "Молодая гвардия" (1931) и "Об издании детской литературы" (1933) наряду с требованием внимательного отношения к специальных запросов детского возраста и решительной борьбы со всякой "халтурой", подчеркивали, что "борьба за большевистское воспитание молодежи и детей в духе ленинизма, за интернациональное воспитание пролетарской и колхозной молодежи Советского Союза требует на данном историческом этапе исключительного внимания к острейшей большевистского работа на идеологическом фронте - в литературе для молодежи и детей". (78)

Следовательно, формирование нового человека - сознательного строителя социалистического общества - происходило под непосредственным влиянием художественной литературы, в центре которой стоял положительный герой, который самоотверженным трудом создавал счастливое будущее. Юные читатели получили, кроме стихов и рассказов, еще и очерк, повесть, историко-биографическую повесть, книги научно-фантастического и приключенческого характера, литературные сказки, драматические произведения. Как никогда ранее, на Украине усилилось внимание к переводу и изданий произведений художественной литературы на языках народов СССР.

В этот период был основан целый ряд детских журналов, среди которых на Украине выходят: "Барвинок" (1919), "Весенние волны" (1919), "Красная калина" (1921), "Красные цветы" (1923, 1931 p. "Пионерия"), "Октябрьские всходы" (1924-1930), "Більшовиченята" (1925), "Детское движение" (1925) , "Октябрь" (1928-1941, с 1945 г. "Барвинок"), "Знание и труд" (1929), "Тук-тук" (1929), "Веселая бригада" (1931), газеты "Юный спартак" (1922, далее "Юный ленинец"), "На смену" (1925, далее "Звезда"), "Молодое село", "Молодой пролетарий", "Красный юноша", вокруг которых группировались детские писатели. Было основано республиканское издательство "Дитвидав".

Значительно вырос научный интерес к проблемам детской литературы. Если раньше в периодике печатались статьи, авторы которых рассматривали лишь отдельные вопросы развития детской литературы, то в 30-е годы заметно растет стремление критиков к более глубокому постижению сложных проблем, связанных с ее развитием, к раскрытию ее положительных и отрицательных качеств, желание разобраться в идейно-тематических поисках, жанровых и художественных особенностях и специфике. Эти вопросы были подняты на Всеукраинской партнараді по детской литературе в марте 1934 г. (75) и в многочисленных статьях накануне Первого Всесоюзного съезда писателей.

В период Великой Отечественной войны и послевоенные годы в детское чтение вошло много произведений, основной темой которых был показ участия детей и молодежи в борьбе с гитлеровскими захватчиками, жизнь детей на оккупированных землях, произведения о героическом прошлом нашего народа, о школе и работе. Среди писателей этого периода ю. яновский, п. панч, А.Копиленко, О.Іваненко, Н.Рибак, А.Десняка, С.Скляренка, О.Донченка, М.Трублаїні, В.Собко, поэты В.Бичко, В.Сосюра, П.тычина, Н.Терещенко, а. малышко, м. рыльский, І.Нехода, Н.Забіла, А.Шиян, Є.Фомін.

В послевоенный период детская литература продолжает находиться в центре внимания партии и комсомола, которые формулируют требования к писателей и их произведений с точки зрения своих идеологических принципов. В процессе обсуждения развития детской литературы в периодических изданиях, на совещаниях писателей, съездах был поднят и решен ряд теоретических проблем, которые касались вопросы специфики и воспитательной роли детской книги, типичности проблем, а также теории "бесконфликтности" и так называемого "идейного" героя. Постановлением ЦК КПСС о журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946) была поставлена задача - создать такие художественные произведения, которые бы помогали "государству верно воспитывать молодежь, отвечать на ее вопросы, воспитывать новое поколение бодрим, верующим в свое дело". (78) Детская литература оценивалась прежде всего с идеологических позиций.

В это время в украинскую детскую литературу пришло много талантливых писателей: Ю.збанацкий, Г.Бойко, П.Воронько, М.Познанська, Бы. Чалый, Л.Письменна, В.швец, В.Кочевський, І.Шкаровська, Б.Комар, в. Козаченко, а. гончар, Л.Смілянський, І.Багмут, п. панч, В.Канівець и другие. В центре многих произведений была поставлена проблема: дети и война, восстановление разрушенного хозяйства. Высоким был и художественный уровень многих произведений. Все жанры обогащались новыми темами и образами.

В условиях послевоенной действительности появились новые тенденции в развитии детской литературы. Это, прежде всего, отразилось на образе положительного персонажа - появился многогранный тип ребенка-героя, подростка, юношу, который больше весит свободой Родины, чем собственной жизнью, сознательно идет на опасность, смерть. Заметной стала тенденция к усложнению психологической структуры детского характера в сторону пафоса высокой романтики. Анализируя развитие детской литературы в Украине за 1945-1948 годы, литературный критик А.Трипільський среди основных ее недостатков отмечает тематическую вневременность, и показ или воспевание второстепенного, существенного. "Детям рассказывали о чем угодно, только не о социалистической жизни". (119)

Во второй половине ХХ в. проблема детской литературы, ее "высокого призвания" была предметом обсуждения на IV (1959), V (1966), VII (1976) съездах писателей Украины, совещаниях, в периодических изданиях. На VI Всесоюзном съезде писателей (1976) впервые работала специальная комиссия по вопросам детской литературы. В 1952 p. Союзом писателей и ЦК ЛКСМУ было созвано совещание по вопросам воспитания молодого поколения в коммунистическом духе, а в 1978 г. состоялось республиканское совещание по вопросам детской литературы. Перед писателями стояла задача - создавать литературу "правды жизни, литературу, призванную воспитывать в молодежи гордость за наши победы и достижения, которые достались народу ценой больших усилий, проблем и трудностей, воспитывать у молодого поколения качества борца за построение нового общества