Статья
К вопросу о современный учебник по украинской литературе
Ю. Кошара,
магистр
Николаев
Одним из актуальных вопросов современного национального образования в школьном курсе украинской литературы является заключение учебника, по которому учится и воспитывается, растет будущее поколение. История развития учебной книги по украинской литературе - важная и поучительная страница не только методики литературы, но и педагогики, украинской науки и культуры в целом. Исследования и достижения в области учебной книги сегодня нужны не только для углубления знаний о прошлом образования, но и для прогнозирования дальнейших путей развития учебника. Как любое образовательное явление, учебник развивается в пространстве и времени, подвергаясь воздействию многих факторов общественно-экономического, историко-политического и культурно-художественной жизни народа. Значительное влияние на содержание книги всегда имела отечественная и европейская педагогическая мысль, в мировой культурный контекст.
Анализ проблем создания учебника по украинской литературе, что является «сложным педагогическим организмом» [1: 276 ], дает возможность проследить его развитие в историческом и теоретико-методическом аспектах. На разных этапах модернизации литературного образования в Украине принципы отбора дидактического материала для учебной книги постоянно менялись и совершенствовались. К сожалению, история преподавания украинской литературы сравнимо недолгой. Как школьный предмет, украинская литература заявляет о себе в 50-70 гг. XIX в. в средних образовательных заведениях Галичины (в так называемой «восточной» части страны отечественная литература не изучалась до 1918 p.). Основное внимание тогдашних авторов учебников (А. Барвинский, В. Ковальский, П. Кулиш, О. Торонський и др.) обращалась преимущественно на отбор художественных текстов для изучения. Составителей учебных программ и учебников по украинской литературе в конце XIX ст., как и сегодня, больше всего волновала ответ на вопрос: «Что читать и изучать?». На формирование содержания школьного литературного образования значительное влияние имели тогда. Возняк, Я. Головацкий, О.Огоновський и другие ученые, что самостоятельно заключали учебники по литературе для средних учебных заведений.
Каждый этап развития школы так или иначе сказался на содержании и построении учебника, на методике преподавания литературы. Хотя идеальных учебников не было и не существует, предыдущие учебные книги выполнили важную задачу: они создали почву для появления качественных учебных книг. Проблема отбора произведений украинской литературы для изучения в школе всегда решалась усилиями как литературоведов, так и педагогов. Предпочтение отдавалось произведениям выдающихся классиков древней и новейшей литературы. Однако уже в пору своего становления учебная книга имела существенные изъяны, которые и сейчас характеризуют его содержательную часть. Погоня за количественными показателями в этом деле привела к чрезмерному расширению учебного плана и увеличение объема опрацьовуваного материала, что негативно сказалось и на формальных аспектах обучения. Нередко уроки проводились не на должном методическом уровне, однообразно, без стимулирования самостоятельного мышления, в обучении царил «принуждение заучивания», отсутствующим был такой принцип обучения литературе, как діалогізм [2: 43].
В начале XX в. в школьном изучении литературы, как и в содержании образования в целом, произошли радикальные изменения с целью интенсификации учебного процесса. Эти сдвиги стали возможными благодаря нескольким новым общественным и психолого-педагогическим факторам: активизировались принципы гуманизации отношений между людьми, в образовании на первый план выдвигались идеи европейских философов и психологов Дьюи, Торндайка и других ученых, которые рассматривали процесс обучения как цепь самостоятельных открытий учеников [6: 280]. Процесс познания начинает осознаваться как важный фактор обучения, что обусловило появление новых видов учебного материала в учебниках: вступительных статей, обзоров творчества и биографий писателей, теоретических статей, анализов изучаемых произведений. Постепенно добавлялись словари литературоведческих терминов.
В 30-40-х гг. процесс познания становится не менее важным, чем сами знания, которые усваиваются. Хотя в 50-60-е гг. школьное образование еще остается под властью идеологии, где царит вульгарный социологизм, в украинской советской методике заметны попытки ориентации на личность ученика и его познавательные рефлексии. Эта же тенденция сохраняется до конца 80-х pp.
Падение идеологического культа партийных постановлений и требований и провозглашения независимости Украины обусловили коренную перестройку цели и задач школьного курса литературы. Согласно новой Концепции литературного образования постепенно меняется содержание и структура учебной книги. Появляются отдельные работы, посвященные проблеме учебных программ и учебников для обновляемой школы (О. Бандура, Н. Волошина, Н. Жулинский, Г. Мовчан, Есть. Пасечник, Г. Семенюк, А. Слоневская, Бы. Степанишин, П. Хропко, В. Цымбалюк, в. Шевчук и другие). До сих пор не утихают дискуссии вокруг имен писателей, насыщенности учебных учебников и программ новыми произведениями, потому что, «отрицая одно, по сути, предлагаем то же самое, принципы не меняются. Остается то попытки убедить всех в собственной правоте» [ 2: 42 ].
Учитель родной литературы ориентируется на личностное формирование учащихся с должным художественным вкусом, оптимистичной психикой, национальным сознанием. Успешное решение словесником этих задач зависит от многих факторов, в том числе - и от содержательного, доброкачественного учебника. Собственно научные основы учебника литературы на протяжении длительного времени разрабатывает О. Бандура [1]. Анализ его трудов позволяет определить основные проблемы, которые нужно решить на этом пути:
а) соответствие содержания учебника учебной программе школьного курса литературы;
б) системность учебных заданий для работы учащихся над текстом художественного произведения;
в) насыщенность дидактической части учебников разнообразными ориентировочными основами умственных действий (памятки, алгоритмы, схемы, таблицы, рекомендации и т.п.);
г) наличие необходимого справочного материала, теоретико-литературных и критических статей или их фрагментов;
д) содержательность ярких биографических материалов о писателях;
есть) уместность и качество предлагаемого иллюстративного материала, бумаги, оформление учебника и его обложки; ж) апробация его в школе и общественно-педагогическая оценка.
Цель нашей статьи - на примере имеющихся учебников-хрестоматий (для основной школы) с украинской литературы определить оптимальные пути и приемы совершенствования их содержания и оформления. Важно дать как можно более полный ответ на вопрос: Каким должен быть учебник нового типа? Г. Клочек замечает: «Все о нем говорят, но никто не может четко сказать, каким должен быть» [ 3: 27]. Бесспорно, он должен быть адекватным духу времени, потребностям новой школы и жизни. Украинская литература должна предстать перед учащейся молодежью в новом ракурсе, оптимально соединив в себе консерватизм и новаторство, ориентируясь на гуманистические основы современного образования. Ведь именно уроки украинской литературы обеспечивают «всестороннее развитие ребенка как личности, ее склонностей, способностей, талантов, трудовую подготовку, профессиональное самоопределение, формирование общечеловеческой морали, усвоение определенного общественными, национально-культурными потребностями объема знаний о человеке, обществе», мир, последовательную смену эпох, их возникновение, расцвет и рост [Закон «Об Образовании»].
Учитывая основные задачи улучшения учебной книги, рассмотрим учебники-хрестоматии по украинской литературе, по которым учатся в основной школе. Среди них - известный учебник «Украинская литература для 7-го класса» (автор - В. Цымбалюк), утвержденный в 1995 г. как пробный вариант. Структура содержания этого учебника традиционная и предусматривает:
а) основные сведения истории литературы;
б) произведения для самостоятельного чтения;
в) дифференцированные задания для классов с углубленным изучением украинской литературы;
г) задачи и вопросы обобщающего характера, которые можно использовать для итоговых дифференцированных контрольных работ (2 варианта) и во внеклассной работе (3 варианта);
д) произведения наших современников, живущих в Украине и за ее пределами;
есть) ряд задач и вопросов на смекалку, способствуют не только усвоению материала, но и тренируют память, воображение, ориентируют учащихся в потоке знаний;
е) учета возрастных психо-умственных особенностей школьников; ж) сведения по теории литературы, представленные по дидактическим принципом преемственности обучения, что ведет учеников от простого к сложному, от известного к неизвестному.
В разделе «Украинская литература XX вв.» представлены к изучению ранее запрещенные имена писателей и их произведения: Адриана Кащенко (сокращенное рассказ «Над Казацким порогом», отрывок из повести «Разрушенное гнездо»); Богдана Лепкого (стихи «Запев», «Набок жизни», «Журбо мелкая», «Журавлиный клич», «Видишь, брат мой...» и новелла «Цвет счастья»); Максима Рыльского («Речь», «Песни», «Вы много знаете, нормально...», «Разговор с другом», «Спасибо»); Владимира Сосюры (стихотворение «где Вода точит белый камень», поэзия «Учитель», «Соловьиные дали»), а также произведения Александра Довженко, Михаила Стельмаха, Григора Тютюнника.
Однако некоторые из этих произведений не совпадают с заданными в учебной программе по украинской литературе для 5-11 классов, которую заключили В. Бандура и Р. Волошина. Нет биографий и произведений таких писателей: А. Чайковского (повесть « За сестрой»); М. Стельмаха (фрагмент «Гуси-лебеди летят»); В. Самчука повесть «Куда течет и река»); В. Симоненко (стихи «Лебеди материнства», «Ты знаешь, что ты человек?», «Прохожий», «Эй, новые Колумбы и Магелланы»); В. Стороженко («Сокровище»); А. Малышко («Песня про рушник», «Почему, сказать, и сам не знаю...», «Огонек», «Приходят предки»); Б. Харчука (повесть-притча «Планетник»); Есть. Гуцало (рассказ «Семья дикой утки»); Л.Кисельова (поэзии «Стать бы хоть на менты считанные», «Домой»); В. Голобородько (стихи «Наша речь», «Мы идем», «Я вплетен весь до нитки...»). Это усложняет процесс обучения как для учителя, так и для учеников.
Актуализация не только содержания, но и процесса обучения требует от авторов учебника литературы должное внимание уделить системам заданий, которые предлагаются учащимся для их целенаправленной и продуктивной работы над текстом художественного произведения. Поскольку эмоционально-логический процесс восприятия художественного произведения имеет двухэтапный характер, то и содержание учебных задач должен отражать этот характер, последовательно направляя учащихся на эмоциональное воспроизведение прочитанного, усиление познавательной работы и последующее обобщение впечатлений от произведения. Не отрицая познавательно-воспитательного значения задач и вопросов, которые подает к произведениям В. Цимбалюк, предлагаем и такой трехступенчатый подход к их построению. Например, к анализу стихотворения Б. Лепкого «Видишь, брат мой» задачи располагаем в следующем порядке:
1. Какие чувства выражены в произведении?
2. Какими художественными средствами они переданы?
3. Какова главная мысль произведения?
4. Кто из известных поэтов высказывает подобные мотивы?
Требует совершенствования иллюстративная часть учебника, должен быть качественным и бумага, на которой его напечатали. Ведь семиклассники и до сих пор учатся по этому учебнику.
Несколько иной вид имеет учебник «Украинская литература для 8-го класса», где авторами являются В. М. Бандура и Р. И. Волошина. Книжка появилась в 1989 p., вторично издана в 1995 г. Дидактический материал подобран в соответствии с возрастными особенностями школьников с учетом их психо-умственных особенностей. Сведения по теории литературы подаются по дидактическим принципом преемственности, несут эмоционально-эстетическую нагрузку. Тексты художественных произведений для изучения имеют высокую художественную ценность, вызывают у учащихся большой интерес, не потеряли своего общественного влияния, соответствующие возрастным особенностям и умственном развитии учащихся.
Учебник легко читается, а его материал вполне доступен для понимания учащимися. В нем помещены и тексты для самостоятельного чтения. По своему содержанию, тематике и идейной направленности они близки к произведениям, которые изучаются по программе текстуально. Детям предоставляется возможность самостоятельно и глубже проработать определенную тему, укрепить свои знания и умения. Формулировка темы письменных работ направляет учащихся на самостоятельность и образность изложения (к-даются и образцы планов их выполнения). Например:
1. Напишите пейзажный этюд на одну из тем: « Плещется веслами весна», « Осень жовтокоса на баскім кони», « В небе жаворонки вьются», « Гордится над водой красная калина», « А три ивы склонились, как сокрушаются они», « Ласточки гнездышко свили на крыше».
2. Напишите сочинение-размышление на одну из следующих тем: «Что я считаю самым важным в жизни», «Гражданин своего Отечества - каков он?», «В чем счастье человека?».
3. Напишите сочинение-размышление о верности человека родному краю, своей нации. Используйте статью 12 Конституции Украины.
Учебник О. М. Бандуры и Р. И. Волошиной сделал значительный шаг в сфере педагогической теории и практики. Он имел третье и четвертое переиздание 1998 и 2000 гг. и до сих пор является учебной книгой, по которой работает большинство учащихся общеобразовательных школ.
Учебной книгой «нового поколения» есть учебник по украинской литературе для 8-го класса, изданный в 2001 году (автор - В. Цымбалюк). Он состоит из трех больших разделов и вступительного слова к восьмиклассников: «Приобщитесь к волшебному искусству слова». Жизненный путь и творческое наследие писателей подается по-новому. Автор использует справочный и биографический материалы в виде памяток, предусматривает вступительные статьи о художниках, составленные литературным критиком или известным писателем, приводятся высказывания выдающихся деятелей культуры. Вместо детального анализа художественного текста помещены вступительные статьи, задача которых - направить самостоятельную работу восьмиклассников над каждым произведением. Указанные вопросы имеют не только репродуктивный, но и поисково-творческий характер, что побуждает учащихся к размышлениям и дискуссиям. Широко и системно представлен материал по теории литературы. Новинкой учебника имеется рубрика «Развитие речи», где раскрываются особенности выразительного чтения произведений разных жанров, предлагаются образцы идейно-художественного анализа стихотворений, различные виды творческих работ, освещаются способы сбора фольклорного материала, раскрываются приемы складывания басни, юморески и т.д. Однако школа до сих пор не получила этого учебника в достаточном количестве.
Я считаю, что новый учебник литературы значительно выиграет, если во время его создания будут реализованы следующие рекомендации:
- вопросы и задания к изучаемых произведений должны соответствовать этапам художественного восприятия;
- выполнение всех сложных задач должно опираться на ориентировочные основы умственных действий алгоритмического типа;
- следует уменьшить на страницах учебников объем статей, в которых подается «готов» анализ обучаемому произведения и добавить списки рекомендованных источников;
- качество бумаги, на котором изготавливают учебник, должна быть лучшей;
- создание новых учебников (учебных программ) должно происходить на альтернативной основе.
Обновление программно-методического обеспечения преподавания украинской литературы в общеобразовательной школе является крайне важной задачей школьной теории и практики. Школьная книга еще долго будет служить для учащихся основным источником получения научной информации.
Литература
1. Бандура А. Школьный учебник по украинской литературе. - К.: Пед. мысль, 2001. - 76 с
2. Васьков Ю. В. Педагогические теории, технологии, опыт (дидактический аспект). - Харьков.: Скорпион, 2000. - 120 с
3. Вертий А. К проблеме преподавания литературы //Дивослово. - 2004. - № 1. - С 41-43.
4. Клочек Г. Современная школьная языково-литературный образование: попытка системного анализа // Дивослово. - 2002. - № 4. - С 26-32.
5. Неделько В. Я. Методика преподавания украинской литературы в средней школе. - К.: Высшая школа, 1978.-248 с.
6. Никифорова О. Ы. Восприятие художественной литературы школьниками. - М.: Учпедгиз, 1959. -206 с.
7. Олифиренко В. Учебник по украинской литературе: история и теория. - Донецк: Восточный издательский дом, 2003. -324 с.
8. ПанчукЛ. В. Структурирование учебных задач как фактор эффективности постижения эпического произведения в 9-11 классах: Дис. ...канд.пед. наук: 13.00.02. - Кр. Рог, 2001. - 177 с.
9. Пасечник Есть. А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях: Учеб. пособ. для студ. высших заведений образования. - К.: Ленвіт, 2000. - 384 с
10. Ситченко А. Л. Учебно-технологическая концепция литературного анализа: Моногр. - К.: Ленвіт, 2004. - 304 с
11. Степанишин Б. И. Преподавания украинской литературы в школе. - К.: РВІД «Проза», 1995. - 256 с
12. Токмань Г. Л. Методика преподавания украинской литературы в старшей школе: экзистенциально-диалогическая концепция. - К.: Миллениум, 2002. - 320 с
|
|