Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Николай Бажан

Поэт как символ смены эпох

Жизненные и творческие устремления Николая Бажана

Ярослав Голобородько,

доктор филологических наук, профессор

Херсон



В украинском духовном пространстве есть фигуры, которые непринужденно и органично ассоциируются с целой эпохой - или борьбы, или подъем, или с эпохой противостояний или утверждения. Однако есть в этом пространстве такие личности, которые олицетворяют собой динамику, энергетику развития эпох, выражают внутреннюю драматичность изменений, что происходят в недрах общества, в сознании элиты нации, в психологии создателей.

Именно к таким личностям принадлежит Николай Платонович Бажан - поэт, публицист, переводчик, литературный критик и литературовед, искусствовед, очеркист, эссеист, мемуарист, культурный и государственный деятель, академик, который охватил своей життєтворчістю целый ряд эпох в формате XX века.

Николай Бажан родился в самом начале XX века и накануне потрясений и соціодуховних реформаций, которые должны были состояться в Украине и с Украиной. Он появился на свет по старому стилю 26 сентября, по новому - 9 октября 1904 года в Каменце-Подольском в семье военного топографа. Через некоторое время семья переехала в Умань, где не только прошли ранние годы жизни М. Желательна, но и произошло формирование ведущих принципов его мировоззрения.

Для становления ценностного мира Николая Бажана большое значение имела эпоха 1917-1920 годов с ее сногсшибательным стихией самых разнообразных идей и лозунгов, программ и доктрин, феерией национальных и социокультурных исканий, сюжетикой чувственных и ментально-мировоззренческих обострений, дилемм, столкновений, с ее экзотикой неожиданных соціумних поворотов и трансформаций. На развитие творческого сознания М. Желаемая повлияли не только события национально-гражданской войны в Украине, интерпретация и изображения которых прошла лейтмотивом через всю его поэтическую деятельность, но и многочисленные проявления национального подъема, которые имели место в это время и заложили основы украинского духовно-художественного Ренессанса первой половины и середины 20-х годов XX века.

Живя в Умани, М. Бажан учится в гимназии, которая в послереволюционный период стала кооперативным техникумом, и проявляет незаурядный интерес к искусству, прежде всего к художественно-эстетических идей и сценических поисков культовой фигуры 20-х годов - Леся Курбаса, что они рельефно сказались на развитии личности и художественных интересов будущего поэта.

Захват Курбасовою эстетикой началось после того, как летом 1920 года в Умани гастролировал Киевский драматический театр (Кийдрамте), что им руководил лесь Курбас. Гастроли Курбасовской театра, что, по свидетельству исследователей, продолжались до мая 1921 года, вызвали настоящий фурор в городе, своеобразный художественный бум, и вскоре уманской молодежью было создано театральную студию, занятия в которой проводились под руководством Леся Курбаса. Среди заметных участников этой театральной студии выделяется Николай Бажан, который пробует себя в разных творческих сферах - актерском амплуа, начинает рисовать декорации, писать стихи.

В это время, отмечал Евгений Адельгейм в исследовании «Николай Бажан», будущий поэт наснажено знакомился с классикой национальной и мировой литературы - с произведениями Шевченко, Франко, Леси Украинки, Уолта Уитмена, Верхарна, И Рабиндраната-гора, Маяковского, Тычины, Чумака, Эллана, с числами украинского журнала «Искусство», в котором печатались упорные и полемические статьи о сущность и направленность эстетики 20-х годов XX века. По воспоминаниям самого М. Бажана, особое чувственное вра-ния на него произвела экспрессия и экспрессивность украинской поэзии помежів'я 10-х-20-х годов. «Я был весь погружен в стихи Эллана, Тычины, Чумака...» - подчеркивал художник в мемуарных заметках и размышлениях «Пути людей». Однако Николай Бажан в это время еще не определился, чему именно посвятить жизнь - стихи, живопись, актерской работе или режиссерской деятельности: его продолжали привлекать разные, хотя и соприкасающиеся сферы художественного самовыражения.

1921 года (по другим свидетельствам - 1922-го) Николай Бажан приезжает в Киев, полон творческих намерений, проектов, желаний, стремящийся образования, обучения, углубление базовых основ художественно-образной, интеллектуальной и художественной культуры.

Сначала он поступает в кооперативного института, который, впрочем, не удовлетворяет его потребностей, и вскоре продолжает свое обучение в Институте внешних сношений (1923-1925 годы), где усиливаются его филологические интересы и он изучает персидский и арабский языки, изучает литературы Востока. Как отмечали П. Дробот и П. Сердюк, в этот период творческого расцвета Николай Бажан «продолжает заниматься живописью, пробует свои силы в книжной графике. Впоследствии работает на одесской и киевской кінофабриках, сначала редактором, потом и сценаристом». Среди разнообразия творческих увлечений и предпочтений постепенно вызревает литературная, поэтическая доминанта.

Традиционно считается, что печататься Николай Бажан начал с 1923 года и его первые произведения были опубликованы в киевской газете «Большевик». Однако есть точка зрения (Г. Родько), по которой первая Баженова печатная поэзия появилась в 1919 году в уманском журнале «Общественная жизнь». Оба эти факты-свидетельство комбинированные акцентом на раннем литературном дебюте художника, которому еще не было 20-ти лет.

Стихи Николая Бажана «Аеромарш», «Руро-марш», «Ягодицы коммуны», «Трубы юрм», «Седьмой декабрь», опубликованные в 1923 году в газете «Большевик», к сотрудничеству с которой его привлек харизматичный лидер украинских авангардистов Михайль Семенко, и в иллюстрированном журнале «Глобус», были написаны в русле футуризма - литературно-художественного явления, довольно популярного в Украине первой половины 20-х годов прошлого века. Ряд футуристических стихов Бажана вошла в «Октябрьского сборника украинских панфутуристів» (1923). В это время молодой поэт уходит к литературной организации «Аспан-фут» («Ассоциация панфутуристів»), исповедовала авангардові художественные ценности.

в 1924 году Николай Бажан переезжает в Харьков и попадает к среде украинской писательской элиты, которая собиралась в тогдашней столице Украины вокруг ВАПЛИТЕ (Свободной Академии пролетарской литературы). Контакты и общение с М. Волновым, П. Тычиной, М. Кулешом, Ю. Яновским, А. Предрассветным, Ю. Смоличем заметно обогатили его эстетико-аксиологической мировоззрение. Поэт становится членом этой писательской организации - одной из самых ярких в Европе, активно печатается, выступает со стихами в журнале «Ваплите».

На вторую половину 20-х годов приходится книжный дебют Николая Бажана, первый поэтический сборник под названием «17-й патруль» увидела мира Харькове в 1926 году. Вскоре вышли в свет следующие сборники поэта - «Резная тень» (1927) и «Строения» (1929).

В конце 20-х - начале 30-х годов XX века Николай Бажан обращается к жанру поэмы и начинает постоянно в нем работать, на протяжении ряда лет создавая цикл небольших поэм - «Разговор сердец» (1928), «Гетто в Умани» (1929), «Слепцы» (1929), «Гофманова ночь» (1929), «Число» (1931), «Смерть Гамлета» (1932), «Трилогия страсти» (1933), «И солнце такое прозрачное» (1934). Эти произведения принесли молодому художнику всеукраинское признание и художественный авторитет. Как отмечал Л.Новиченко, «на конец 20-х годов он - уже известный поэт».

Во второй половине 20-х - начале 30-х годов в украинском обществе усиливаются деконструктивні тенденции, проявившиеся на унификации сознания, заангажированности литературного и художественного творчества, нивелировании литературно-духовной жизни. Страна переходила к драматическому, сугубо тоталитарного периода своей истории. В это сложное время Бажан работает во Всеукраинском фотоуправлінні, редактирует журнал «Кино» (1927-1932), продолжает переживать поэтической деятельностью, регулярно выпуская новые поэтические сборники.

В неоднозначные и трагические 30-е годы Николай Бажан продолжает активную писательскую деятельность. Он создает поэмы «Бессмертие» (1935 -1937), «Мать» (1938), «Отцы и сыновья» (1939), пишет циклы «Грузинские поэзии», «Узбекистанські поэзии», «Бориславские рассказы» (1939-1940), выпускает сборник «Ямбы» (1940).

В предвоенный период поэт снова на редакторской должности -- под его руководством выходит журнал «Советская Украина» (1940-1941). С началом Великой Отечественной войны М. Бажан принимает решение быть на фронте. Будучи сначала полковым комиссаром, а впоследствии полковником, он редактирует фронтовую газету «За Советскую Украину!», что распространялась среди жителей оккупированных территорий и партизан. Его стихи военной поры характеризуются предельной эмоциональностью, подчеркнутой публіцистичністю и акцентированной патетичністю и нередко переходят в поэтическую публицистику. В фронтовые годы Николай Бажан создает историческую поэму-фреску «Даниил Галицкий» (1942), в которой изображает неудачный поход тевтонских крестоносцев на «русскую землю», «весь край славянский», на Русь, а также выпускает сборник «Сталинградский тетрадь» (1943), где сочетаются поэтические «рисунки с натуры» и патетическая интонационность, пишет лирико-публицистический цикл «Киевские этюды» (1945).

В драматические и сложные 40-и и «переходные» 50-е годы Николай Бажан находится на государственных и официальных должностях, принимает непосредственное участие в государственном и культурно-общественном руководстве. В течение 1943-1948 годов он был заместителем Председателя Совета Министров УССР, в течение 1953-1959 лет - председателем Союза писателей Украины, а с 1958 года до последних дней своей жизни, до ноября 1983-го, академик Николай Бажан возглавлял редколлегию УСЭ (Украинской Советской Энциклопедии). В период с 1966 до 1968 годов «под руководством М. П. Желательна в том же коллективе УСЭ создана шеститомная «История украинского искусства», - капитальное, прекрасно оформленное, первое» в Украине «издание такого рода» (Л. Новиченко).

И все же ведущей во второй половине XX века для Г. Желаемая остается поэтическая деятельность. Художник выпускает поэтический сборник «Английские впечатления» (1948), стихотворные новеллы в книге «У Спасской башни» (1951), пишет лирические циклы «Мицкевич в Одессе» (1956), «Итальянские встречи» (1961), поэму «Полет сквозь бурю» (1964), сборники стихов «Четыре рассказа о надежде» (1967), «Уманские воспоминания» (1972), «Ночные размышления старого мастера» (1976).

Своеобразным духовно-художественным и личностно-индивидуальным итогом многолетних поисков художника стал сборник «Вехи»,» которая была напечатана в 1978 году. В ней выделяется цикл «Ночные концерты», который, по словам Л.Новиченка, является «оригинальным воплощением в слове впечатлений от музыки М. Леонтовича и Д. Шостаковича, искусства Е. Пиаф, Н. Вила Лобоса, других мастеров».

Николаю Желаемую повезло (хотя в этом истинное «счастье» для художника?) с общественными и государственными отличиями, словно он их коллекционировал. Поэта было отмечено самыми разнообразными и, кажется, усеможливими званиями и наградами, некоторые для своего времени считались очень престижными, а сейчас воспринимаются как проявление соціумної экзотики. Итак, оркестровка основных наград и официальных регалий культурного и общественного деятеля Николая Платоновича Бажана: лауреат Государственной премии Груз. ССР им. Ш. руставели (1937), Государственной (тогда - Сталинской) премии СССР (1946, 1949), академик АН УССР (с 1951 года), заслуженный деятель науки Украины (с 1966 года), заслуженный деятель искусств Грузии (с 1964 года), народный поэт Узбекистана, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко (1965), Государственной премии УССР (1971), Герой Социалистического Труда (1974), лауреат премии Союза писателей СССР им. М. С. Тихонова (1980), Ленинской премии (1982).

Поэтическое наследие Николая Бажана - чрезвычайно сложное, разнородное и противоречивое художественное явление, достаточно полно и характерографічно передает специфику эпох, в которые художник жил и работал. По его произведениям можно проследить и исследовать культурно-духовных и интеллектуально-образные изменения, которые происходили в украинском обществе и национальной художественной сознания. Поэзия Николая Бажана выступала глашатаем приоритетов времени суток, определенной стадии соціумного развития.

В многогранной и політональній Бажановій творчества наблюдаются проявления классически нереалистичного мышления - футуристического поиска, основанного на формообразующих и формословесних экспериментах («Руро-марш», «Ягодицы коммуны», «Трубы юрм»), приемы и стилистика експрессионистического письма, подчеркнутой поэтикой контрастов, выражение-но-смаковитих, определенно-гротескных красок, предельно обостренных чувств («Фокстрот», «Ночной рейс», «Гофманова ночь»), и даже конструенти неонату-ралістичного мировосприятия, что характеризуется заниженістю поэтического словаря, лексического ряда, внутренней жесткостью, а то и безжалостностью в изображении художественной действительности («Разговор сердец», «Гофманова ночь»).

В поэтическом творчестве Николая Бажана является концептуально вполне узаконенные произведения, практически идеально «вписываются» в ценности и культурологию времени своего создания, став выразителем доминирующей тогда художественно-образной аксиологии. Примечательным фактом такого художественно-мисленнєвого направлении стала поэма «Бессмертие», которая имела характерный подзаголовок «Три повести о товарища Кирова» и состояла из частей «Флаг», «Ночь перед боем» и «День», выписанных по канонам предельно ясного, прозрачного стиля, художественно одномерного мышления, граничащих с плакатністю, риторикой и газетной публіцистичністю.

Концептуальной упрощенностью, неоригинальностью характеризуется и поэма «Отцы и сыновья», в которой в художественно однозначном измерении, с помощью черно-белой зрительной оптики описываются события и перипетии национально-гражданской войны в Украине. «Отцы и сыновья», отмечены рядом метких и емких штрихов, сцен, наблюдений, версифікаційною мастерством, большой культурой поэтического мышления, передавали напряжение внутренней драмы художника, который, чувствуя в себе необычайный творческий потенциал, направлял его на иллюстрирования ценностно-мировоззренческих стандартов своего времени. . . .

Среди Бажанових творений является художественно полифонический цикл «Мицкевич в Одессе», где переплетаются сюжет и безсюжетна фактура повествования, сугубо лирическое и патетический интонационные струи, конкретно-бытовые и обобщенно-абстрактные реалии, где взаимодействуют богатые поэтические узоры, ритмостильові перепады, символические фрески и картины, ассоциативные впечатления и представления, где щедрой и чуткой рукой мастера рассыпаны метафоры, сравнения, эпитеты, предоставляющих колористичности и глубинности художественным интенциям цикла.

Проявлением своеобразной полемики с своим же творчеством середины и второй половины 30-х годов предстает поэма Николая Бажана «Полет сквозь бурю», в которой художник обращается к острым соціодуховних проблем и аспектов - к описанию событий недавнего тоталитарного прошлого, до художественного осмысления драматических путей украинской интеллигенции, трагической судьбы украинского общества в эпоху репрессий и чрезвычайного психологического давления, до воспроизведения раскола в украинском мыслящему социуме накануне немецкой оккупации и надежд на «цивилизованность», «европейскость» немецкой власти. Поэма «Полет сквозь бурю» выписана резкими, концентрированными образными мазками, в ней актуализирована так близка художнику експресіоністична манера писания, где слово, строка, фраза взрываются оттенками смыслов, ассоциаций, чувств.

Как полігранний художник Николай Бажан плодотворно работал в жанрах литературной критики, публицистики, эссеистики и мемуаристки. Он написал немало литературоведческих, культурологических и мемуарно-публицистических работ, среди которых выделяются книги «О. Довженко. Очерк о художнике» (1930), «Сыновья Украины в боях за Родину» (1943), «Дружба народов - дружба литератур» (1954), «Люди. Книги. Даты. Статьи о литературе» (1962), «Пути людей» (1969), «Думы и воспоминания» (1982). Научные статьи и исследования Бажана содержат интересный и богатый фактический материал, выделяются необъятностью энциклопедических знаний и виртуозностью развития мысли, характеризуются панорамністю и экспрессивностью концептуального взгляда, направленные на установление и анализ міжлітературних, межкультурных связей, дают возможность полнее представить и постичь контакты украинских и европейских писателей, художников.

Николай Бажан, вместе с Максимом Рыльским, принадлежит к классикам переводческого жанра, является одним из самых тонких украинских переводчиков, самых искусных интерпретаторов поэтических текстов. Он переводил произведения Данте, А. Пушкина, В. Маяковского, П. Антокольского, А. Навои, Джамбула, Я. Райниса, Д. Гурамишвили, А. Церетели, Н. Бараташвили, Табидзе Т, А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Я. Ивашкевича, И. В. Гете, Г. Гейне, Г.-М. Рильке, Р. Тагора и др. Его перевод «Витязя в тигровой шкуре» Ш.руставели, осуществленный в 1937 году, стал одной из вершин переводческого творчества и считается едва ли не самой талантливой поэтической интерпретацией этого произведения.

Бажан - яркая своей сложностью, противоречивостью и неоднозначностью фигура в украинской художественной культуре. Вероятно, что эпоха, эпоха в большей степени влияли на него, чем он на них. Однако М. Бажан собственной творческой, и прежде всего поэтической деятельностью рельефно и масштабно выражал философию и эволюцию ценностей тех эпох, в которые вместилось его напряженную и долгую жизнь, стремясь подчеркивать - и это, безусловно, является его большой духовной заслугой - на гуманістичнодайних устремлениях и помыслах своего времени.