Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Возникновение идеи гражданского воспитания в Украине во второй половине XIX в. и условия ее реализации

И. Кучинская,

кандидат педагогических наук

Киев

Воспитание гражданина, пути формирования гражданской культуры актуальны для всех стран. Так же и идея гражданского воспитания не нова. Начиная со второй половины XIX в., она приобрела актуальность среди педагогической общественности, ведь именно в этот период заметна активная борьба за гражданские права в Украине.

Понятно, что на разных этапах исторического развития подходы к этой проблеме неодинаковы и зависят в значительной степени от конкретных исторических и социально-политических условий, состояния общества, его идеологии. Это в свою очередь и побудило нас проследить возникновение идеи гражданского воспитания в Украине во второй половине XIX в. и условия ее реализации.

Выдающуюся роль в гражданском становлении личности сыграли известные политические и культурные деятели, педагоги и писатели, а именно: Антонович, М. Драгоманов, К. Ушинский, П. Житецкий, М. Костомаров, И. Франко, М. Коцюбинский, Л. Украинка, П. Кулиш, М. Лысенко, О. Потебня и другие. Благодаря их национально-политической деятельности гражданская идея приобрела актуальной проблематики. Конкретизируем этот тезис.

В середине XIX в. Российская империя, в состав которой входило 80% украинских земель, переживала глубокий кризис, суть которой заключалась в несоответствии существующих феодальных структур и общественных отношений ведущим мировым тенденциям развития, которые утверждали новое буржуазное общество.

При этих обстоятельствах необходимость модернизации в империи становилась все очевиднее. Последним убедительным аргументом было поражение России в Крымской войне (1853-1856 гг.), после которой обострился политический кризис в империи. Общество ждало политических и экономических реформ, в частности отмена крепостного права, начало демократических основ общественной жизни, содействие новым экономическим отношениям, которые характерны для капиталистического способа производства.

Революционная ситуация в Российской империи в 60-х гг. побудила к активной гражданской деятельности демократическую молодежь и интеллигенцию по всей Украине. Во многих губернских центрах создавались воскресные школы, библиотеки, организовывались лектории, ставились спектакли, на страницах демократической прессы появлялись произведения авторов, которых никто раньше не знал и которые теперь становились лидерами прогрессивной мысли и больших гражданских дел. Демократическая интеллигенция создавала многочисленные кружки, группы, организации как легального, так и нелегального характера, которые искали новых путей для будущего своей страны, а тем временем выступали с острой критикой отживающего строя и призывали общество активизироваться в борьбе за коренные изменения.

До середины XIX в. педагогическая теория оперировала четырьмя-пятью понятиями - «гражданин», «гражданство», «гражданское», считая их сутью:

- культурное, цивилизованное поведение в обществе;

- принадлежность к сфере светских, служебно-государственных отношений;

- необходимость и потребность быть полезным своему государству;

- законопослушность и надлежащее выполнение определенных общественных обязанностей, «должностей»;

- направленность на формирование свободной индивидуально-сознательного поведения и деятельности в обществе.

Но благодаря либерально-буржуазным реформам Александра II, который положил начало формированию в Российской империи гражданского общества, понятие «гражданин» наполнялось новым реальным содержанием, все чаще считая главным не законопослушность и обязанности, а гражданскую свободу, не чиновничий патриотизм, а гуманность и человечность. Итак, «гражданином» считался не просто житель империи, а полноправный член общества, который имел все возможности для сознательного участия в управлении им и его реформировании. Но в середине XIX в. такое толкование термина «гражданский» утверждалось в педагогике с большими трудностями. Наиболее распространенным было традиционное понимание этого слова, которое характеризовало не столько свободного социально-активного деятеля, сколько государственного «подданного». Прогрессивное же понимание слова «гражданин» - или критически мыслящая и деятельная личность будущего правового государства, или как человек-борец, которая реализует свои социально-политические убеждения в борьбе за идеалы социального и национального равенства, длительное время в Украине до появления национального (В. Антонович, Т. Рыльский, А. Свидницкий, П. Житецкий, М. Зибер, М. Драгоманов, О. Кистяківський, М. Сторицький, П. Чубинский и др.) и социал-демократического движения (С. Подолинский, Н. Вигдорчик, Б. Эйдельман, К. Петрусевич, П. Тучанський) оставалось не актуальным.

Как известно, царизм преследовал в Украине национальную культуру и проводил политику русификации. В ответ на это начал нарастать протест прежде всего интеллигенции - наиболее образованной и сознательной слои общества. Он сопровождался консолидацией украинской нации, осознанием своих социально-экономических, политических и культурных интересов.

Характерной особенностью того периода было возникновение громадовского движения, пришедшего на смену одиночной и разрозненной деятельности украинской интеллигенции предыдущих лет. Общины приложили значительные усилия к развитию образования: они открывали воскресные школы для взрослых и общие школы для детей, выдавали дешевые популярные книги, проводили культурно-образовательные мероприятия. Демократически настроенные молодые люди, преимущественно студенты, решили преподнести школьное дело. Они шли учительствовать до народных школ. Обучение во многих из них велось на украинском языке с расширенной программой по гуманитарным и естественным дисциплинам.

Не стояли в стороне от развития национального самосознания и выдающиеся педагоги. За обучение на украинском языке в народных школах поднял свой голос выдающийся украинский педагог К. Ушинский. Благодаря активной деятельности интеллигенции с 1859 г. обучение на родном языке начало становиться реальностью, в частности ней велось преподавание в воскресных школах. Чтобы удовлетворить потребности таких школ в Петербурге стараниями П. Кулиша и М. Костомарова было основано украинское издательство учебников и популярных книжек для народа.

Итак, составляющей общественно-политического подъема 60-х годов был образовательное движение. Прогрессивная общественность требовала демократизации системы образования, ликвидации сословной школы, восстановления украинской национальной школы, решение проблем женского образования, автономии высшей школы.

Ученые А. О. Любар , М. Г. Стельмахович, Д. Т. Федоренко в учебном пособии «История украинской школы и педагогики» отмечают, что бывшие кириломефодіївці М. Костомаров, П. Кулиш, Т. Шевченко и другие в новых условиях активно включались в решение образовательных проблем. П. Кулиш в 1857 г. создал «Грамматику», Т. Шевченко в 1862 г. - «Букварь южно-русский», М. Костомаров издавал книги для народа. П. Чубинский, автор гимна «Ще не вмерла Украина», в Борисполе открыл школу, в которой обучение детей велось на украинском языке, на Херсонщине такую же работу провел учитель Шварц. Повсеместно открываются воскресные школы. В. Антонович, М. Драгоманов, П. Чубинский и другие выдающиеся деятели украинской культуры совместно с учителями обращаются к Петербургского комитета грамотности с требованиями о необходимости обучения в Украине на украинском языке. В 1861 г. все гимназии Киевского учебного округа высказались за обучение детей в народных школах на родном языке. С этого времени вопрос национального языка является самым главным в требованиях национально-освободительного движения в Украине (С.218-219).

Сразу отметим, что одним из главных показателей гражданской зрелости является именно сохранение украинского языка, совершенное владение ею.

Но оживление национального вопроса в образовательный делу натолкнулось на противодействие со стороны царского режима. В 1862 г. в Украине закрываются воскресные школы, в которых интеллигенция учила украинскую молодежь. В 1863 г. было издано зловещий Валуевский циркуляр.

Под давлением общественно-педагогического движения царское правительство вынуждено было провести изменения в системе образования. Созданные в результате образовательных реформ 60-70 лет новые учебные заведения не имели преемственности между собой. Обострение реакции оказалось в новых притеснениях украинской культуры. В 1876 г. издается царский Эмский указ о запрете ввоза украинских книг из-за рубежа, запрет украинского театра и печатание нот украинских песен и т.д. Это, в свою очередь, вызвало сопротивление украинской интеллигенции, усугубило ее культурную и образовательную деятельность в Украине. Возглавили этот патриотическое движение М. П. Драгоманов, Б. Д. Гринченко, И. Я. Франко и другие просветители.

Интеллигенция желала настоящих, а не декларативных политических прав и свобод, углубление процесса демократизации общества; поддерживая национальное возрождение, украинский народ все громче выступал против своего полуколониального статуса, национальных и государственно-правовые свободы.

Вполне закономерно, что общественная мысль этого периода не только выдвигала многочисленные модели будущего общественного развития, но и предлагала различные пути достижения поставленной цели. Именно украинское национальное движение стало влиятельной политической силой в Украине в второй половине XIX ст. Это не могло не повлиять на воспитание украинских детей, которые вместе с развитием национального самосознания требовали и новой патриотической идеи, которая бы реализовала цель юридической и государственной самостоятельности.

Без сомнения, одной из особенностей общественно-политического движения в Украине в XIX в. было то, что все формы его проявления так или иначе были связаны с проблемой украинского национального возрождения - это была проблема изменения существующего социального и политического строя самодержавно-крепостнической империи, которая волновала радикальную часть общества, была ли это проблема национально-культурного движения, которую выдвигали деятели культуры и образования. Таким образом, культурно-образовательный и сугубо политический струи украинского национального движения развивались в тесной взаимосвязи, порой отделяясь или сливаясь друг с другом.

В 1878-1882гг. М. Драгоманов в журнале «Община», который выходил в Швейцарии, пытался обобщить взгляды громадовцев и выложить программу украинского движения. В основе предложенной им альтернативы были:

- демократизм (парламентская власть, предоставления гражданам демократических прав и свобод);

- федерализм (децентрализация, внедрение гражданского самоуправления);

- европеизм (связь страны с Западной Европой - источником прогрессивного развития);

- культурничество (освободительная борьба должна вестись сугубо просветительскими формами и методами);

- эволюционность (прагматическое выдвижения умеренных требований, подталкивание снизу реформационного процесса).

Всем известное выражение о том, что жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Для каждого общества, которое находится в трансформационном процессе перехода от одной системы ценностных ориентаций к другой, важной является диалектика прав и обязанностей. Именно зарождения гражданских ценностей мы наблюдаем в конце XIX ст., а национально-патриотические чувства, характеризующие отношение человека к своему народу и родной земле, готовности к трудовому и героическому подвигу во имя Родины занимают центральное место.

Значительный вклад в формирование ценностных ориентаций во второй половине XIX в. внесли известные деятели культуры, а именно: И. Франко, П. Кулиш, Л. Глебов, Леся Украинка, Панас Мирный, М. Коцюбинский, И. Нечуй-Левицкий, Б. Гринченко, П. Грабовский и др. Характерными чертами развития украинской культуры, которая имела к тому же весомый воспитательное влияние, по мнению исследователя О. Бойко, во второй половине XIX в. были:

1. Разнообразие художественных направлений (ряд произведений 70-90-х pp. XIX в. органично сочетала элементы реализма и романтизма).

2. Наличие индивидуальных стилей (сформировались оригинальные подходы и способы творческого самовыражения, своеобразные стили: например, этнографически-по-бутовый (Л. Глебов, С. Руданский, И. Нечуй-Левицкий, М. Старицкий), аналитико-психологический (М. Вовчок, П. Мирный, А. Свидницкий), социально-философский (И. Франко, М. Павлик, А. Грабовский).

3. Появление новых тем и проблематики (в фокусе внимания украинских писателей второй половины XIX в., без сомнения, оказываются реалии пореформенного периода. Особенно ярко эта тенденция проявляется в произведениях И. Франко «Борислав смеется», И. Нечуя-Левицкого «Николай Джеря», Панаса Мирного Злые люди»).

4. Демократизация и гуманизация литературы (реалистическое искусство второй половины XIX в. изображает человека как высшую ценность и при этом пытается не только просветить народ относительно широкого спектра его прав, но и выступает в защиту этих прав, призывает не мириться с насилием и произволом господствующих классов, пробуждает к борьбе за свободную жизнь).

5. Осложнения художественных форм (рассказ от первого лица постепенно вытесняется объективным повествованием).

6. Политизация литературного творчества (литература всегда находилась в тесной связи с политикой, однако во второй половине XIX в. такая связь становится особенно ощутимым. Определенную роль в этом играли противоречия пореформених общественных изменений и сдвигов, процесс завершения формирования украинской нации, направленные против украинского языка и народа Валуевский (1863) и Эмский (1876) указы и т.д. Активно освещались на страницах произведений болезненные общественные проблемы, анализировались противоречия классовой борьбы, усилилось публицистическое направления художественных произведений. Характерно, что значительная часть выдающихся украинских деятелей этой эпохи вела активную политическую деятельность. Были членами политических организаций «громадовцы» О. Конисский, М. Старицкий, Бы. Гринченко; энергично пропагандировали политические идеи И. Франко, П. Грабовский, Л. Украинка; все они принимали участие в литературных дискуссиях, что, как правило, перерастали в острую полемику с актуальных социальных и национальных проблем) (Бойко А. Д. История Украины: Пособие - К. - 2003. - с.278-279).

Бесспорно, в зависимости от политического строя - либерального, демократического или авторитарного - формируется запрос на ответственных и образованных граждан или ограниченных исполнителей. Как свидетельствуют источники по теме исследования, в окружении национальной интеллигенции вызревали политически-гражданские идеи, которые в противовес идеологии, юридическим нормам и морали «самодержавца» отражали интересы украинского народа. Так, известный ученый и политический деятель В. Антонович считал, что социальная жизнь народа формируется в соответствии с ведущей идеей этого народа, а также в соответствии с уровнем его сознания, культуры и образования. Поэтому ученый был убежден, что только высокий уровень образования может способствовать наилучшему воплощению ведущей идеи, в противном случае любые меры будут напрасными. В этом пункте сочетались научная работа Антоновича (освещение и доведение наличии ведущей идеи на протяжении всего исторического прошлого украинского народа) и его гражданская деятельность (мероприятия по просвещения, подъема культуры и образования народа). Ученик В. Антоновича, известный ученый М. Грушевский, так писал о своем учителе: «Гражданские интересы были сильно развиты у него и мощно руководили его научными занятиями, особенно в период расцвета его сил и научных занятий. Научные интересы тесно сопряжены у него с интересами общественными, национальными и политическими» (Антонович В. Б. Моя исповедь: Избранные исторические и публицистические произведения /Сост. О. Тодийчук, В. Ульяновский. - К.,1995. - с.15-36).

Заметим, что становление украинского национального движения во второй половине XIX в. потребовало формирования как политической программы украинства, так и определения гражданско-нравственных ориентиров. Необходимо было найти ответы на вопросы о цели и средства политической борьбы, попытаться определить соотношение морали и политики в новых исторических условиях. Эти проблемы так или иначе находили отклик в творчестве ведущих украинских мыслителей и общественных деятелей. Проанализировав труды выдающегося украинского деятеля М. Драгоманова «Литература и образование на Украине» (1874), «Народные школы на Украине среди жизни и литературы в России» (1877), «Шевченко, украинофилы и социализм» (1879), «Собрание политических сочинений» (1905), «Автобиография» (1917), «Вера и общественные дела» (1926), мы пришли к выводу, что Драгоманов исходил из необходимости всестороннего удовлетворения духовных и материальных потребностей человека в обществе, из убеждения, что роль гуманистических принципов в социальных отношениях медленно, но неуклонно растет. Он противопоставлял современному ему обществу сословных и социальных привилегий, политической дискриминации идеалы демократического, динамичного общества, основанного на началах разума, солидарности, взаимопомощи и направленности к «интегрального» развития. Акцентируя внимание на творческом потенциале человека, на социально-преобразующей деятельности умных, ответственных индивидов, отмечал его проекты общественной организации, формировал критерии, на основе которых анализировал прошлые и современные ему формы общественной жизни. Ученому была присуща преданность идее верховенства права и развития правовых отношений как гарантии демократичности, постепенности социального развития. Не будет преувеличением утверждение, что М. Драгоманов одним из первых в украинской общественно-политической мысли в теоретическом плане и в разработке политической стратегии тяготел к идеалам развития гражданского общества. В его понимании общество должно состоять из свободных, экономически и социально обеспеченных индивидов, действовать на основе гражданской инициативы и ассоциации, сочетание частных и коллективных интересов и разрешение противоречий и конфликтов между ними на принципах взаимоуважения, диалога и компромиссов, поиска общих целей и задач. Как опытный педагог, Г. Драгоманов не мог не понимать, что формирование сознательного гражданина, патриота - это цель не только политического, но и гражданского воспитания, которое на тот период было взаимосвязанным.

На решение национально-образовательной проблемы с позиции революционного демократизма были направлены педагогические поиски И. Франка, П. Грабовского, М. Коцюбинского, Л. Украинки. И. Франко, в частности, написал более 100 научных, публицистических и художественных произведений по проблемам народного образования и воспитания детей и молодежи («Образование народа в Галичине», «Русины в Галичине и просвещение» и др.). В них он обличал политику национальной дискриминации украинцев в области образования. Интересен также взгляд на понимание социальной свободы, которую он рассматривал как соотношение двух взаимосвязанных сторон - свободы общества и свободы личности, которая живет в нем (Скакун О. Ф. Иван Франко. - М. - 1987.-С.53).

Будучи убежденными в том, что выработать гражданскую сознательность, развить национальный и общечеловеческий показатели личности может только национальная школа, отечественные педагоги-демократы (К. Ушинский, Б. Гринченко, И. Франко, М. Коцюбинский, Л. Украинка) уделяли большое внимание формированию национально-гражданских ценностей.

Как отмечает исследователь творчества Л. Украинки И. Шиманская, все воспитательные проблемы она (Л. Украинка) решает в свете задач гражданского воспитания (Шиманская И. Ф. Леся Украинка образование и воспитание. - Киев. - 1973. - с.3-4)

В нашем исследовании мы обратили внимание на тот факт, что национальными потребностями была обусловлена внимание передовой общественности второй половины XIX в. также к воспитанию в семье. Национальная элита преподнесла вопросы семейного воспитания на уровень почти революционной проблемы. Эта позиция отчетливо прослеживается в книге российского автора М. В. Шелгунова «Письма о воспитании» (1874), которая, на наш взгляд, не могла быть вне поля зрения украинских педагогов-демократов, ведь вся работа проникнута идеей революционного воспитания молодого поколения, подготовки его к следующим сражениям, «Если мы розів'ємо в своих детях все средства для правильного наблюдения, правильной оценки и правильного выс-новку, мы выпустим их в жизнь во всеоружии средств для борьбы с тем извечным злом, противоположную сторону которого называется прогрессом. Если вы воспитаете такого борца, - создать гражданина».

С революционно-демократическими идеями М. В. Шелгунова перекликаются и мысли о воспитании, высказанные Лесей Украинкой. Это прежде всего идея гражданского воспитания. Она пронизывает всю наследие поэтессы - эпистолярное и поэтическое. Вопросы семейного воспитания интересуют Л Украинку именно в таком плане, как и М. В. Шелгунова. - в плане гражданской відповідальносте с>в - за воспитания ребенка как будущего члена С..С» ГЬС-ЭЗ Эта мысль нашла поэтическое выражение в ЭС-эх . Мі. колыбельная» (из цикла «Семь струн», 1890), ..Мать-служанка» (из цикла «Невольничьи песни», 1895).

Л. Украинка высоко ценит в человеке самостоятельность суждений, утверждение своей личности. Она показывает, как много вреда наносит неумение (или нежелание) родителей проникнуть во внутренний мир ребенка, понять П порывы и стремления, задуматься над мотивами ее поведения. Уважать личность ребенка, не ломать его волю, воспитывать в ней самостоятельность суждений и поступков, строить семейное воспитание на основе признания прав ребенка - эти взгляды Л. Украинки были наравне тогдашней передовой педагогической теории (там же, с.82-84)

Большое влияние на развитие педагогической мысли в Украине конца XIX в. произвел Бы. Д. Гринченко. Мировоззренческие позиции Б. Гринченко, на основе которых сформировались его педагогические взгляды, отразились в деятельности организации «Братство Тарасовцев», активным членом которой был педагог.

На конец лета 1891 г. была составлена программа «Тарасовцев», которым определялось: «самостоятельная суверенная Украина; соборная, целая и неразделенная, от Сяна по Кубань, от Карпатів по Кавказ, свободная между свободными, равная между равными, без господина и хана, в будущем без классовой борьбы;

- федерального внутри;

- гетман, как президент, и сеймы;

- государственная цель - ... трудовая повинность, всеобщая государственная асекурація, общая бесплатная и обязательная школа, свобода веры, отделение от государства, национальная армия;

- борьба с империализмом, борьба с произволом притеснениями;

- ... Украина для украинцев, то есть, что признают себя украинцами;

- культура наций и своя наука, своя красота, свой ум, своя правда, своя воля, свой Бог;

- не мы будем, когда в Украине свободы и судьбы не получим» (Геращенко Т. Братство Тарасовцев в воспоминаниях и документах //Восстановление государства. - 1996. - №1. - с.35-39).

Фактически содержание программы - это попытка построения гражданского общества в Украине. Но обратим внимание на то, что б. гринченко стремился украинский вопрос решать не путем противостояния, борьбы с властью, а педагогическими средствами: распространением образования, созданием у молодежи национального сознания, любви и преданности родному народу. Всю свою педагогическую жизнь педагог посвятил проблеме создания новой украинской школы, которая бы действовала на гуманистических, демократических началах и привела украинский народ к национальному возрождению.

Подчеркнем, что в украинских ученых, деятелей науки и культуры, элиты украинской нации российская правящая верхушка видела национализм в их взглядах и поступках. По этому поводу интересна мысль исследователя В. Потульницького, которую он высказал в своей работе «Очерки по украинской политологии (1819-1991)». Так, он подчеркивает, что национализм в украинской политической терминологии конца XIX в. был однозначным понятием. Его характерными чертами считались активная национальное самосознание, патриотизм, а также самостійництво. Элита же отмечается как ведущая прослойка, которая связана прежде всего с территорией, является патриотом своей земли и менталитет которой исключает комплекс идей, связанных с обогащением и карьерой, потребительским отношением к государству, а взамен идентифицируется с необходимостью своего роста на своей собственной территории (Потульницкий В. А. Очерки по управленческой политологии (1819-19991): Нав. пос. -К. - 1994. - с226-315).

Итак, в конце XIX в. именно интеллигенция, национальная элита возглавила освободительное движение в украинских землях, начал нарастать в противовес угнетению имперской власти. Она сознательно стала на путь борьбы за социальное освобождение народа, связывая ее с борьбой за право развивать родной язык, образование, культуру.

Значительную роль в этих соревнованиях играла педагогическая общественность. Она занималась созданием национальной школы (С. Русова, Бы. Гринченко, С. Черкасенко, Т. Лубенец и много других), которая должна была стать центром формирования национального сознания и патриотизма нового поколения украинцев. Педагогическая общественность развивает издательское дело, обеспечивая школу книгами, надписями на родном языке, готовила национально сознательные педагогические кадры. В борьбе за развитие национально-общественного сознания украинского общества сформировалась целая плеяда выдающихся общественных и культурно-образовательных деятелей, педагогов. Социально-политическую, гражданскую и педагогическую деятельность они часто связывали в единое, неразрывное целое. Такая деятельность становилась главным содержанием жизни многих лидеров национального движения, которые создавали условия для дальнейшего подъема национального самосознания, гражданских ценностей народа, что, в конечном итоге, привело не только к национально-культурного возрождения и возрождения украинской государственности.

Таким образом, русификаторская политика, проводимая царизмом, создала условия не только для развития национальной, но и становление гражданской идеи в воспитании. Приоритетными гражданскими ценностями этого этапа стали национально-патриотические чувства. Считаем, что цель гражданского воспитания рассматривалась в духе республиканской гражданственности, национальной независимости, самостоятельности.





Две судьбы, две Родины, а в сердце - боль Украины. Жизненный и творческий путь Яра Славутича

Литературно-музыкальная композиция в форме ролевой игры

Л. Яцкова,

Снітівська ООШИ-III ст., Хмельницкая обл.



Действующие лица:

Поэт

Любовь

Долюшка

Воспоминания

Судьба

Сны

Мать

Душа

Украина

Пути

Муза

Канада

Тоска

Песни

Скорбь

Мечты



Высказывания:

Гляньте, люди! Земля поворачивает к солнцу -

На орбиту свободы, в майбуть-благодать.

Возвращается жадно и сердце херсонца

В пралоно долинця, где предки лежат.

Яр Славутич



Украина, единственная в мире,

Гойне зелье, живительная кровь!

Августейшую, палку, в зените,

Я приношу тебе любовь.

Яр Славутич



Ветку калины, птицы, возьмите,

За море синее ее несите.

Без Украины на чужбине

Кто-то доживает лета грустные.

С.Галябарда



Майнуть годы, минуют эпохи,

И не размоют край воды

Не всегда смертные, вечные немного

Мои чеканные следы.

Яр Славутич



В празднично убранной зале на стенах - изречения, фотопортреты Яра Славутича, Т. Шевченко, В. Стуса, Есть. Маланюка, И Осьмачки, В. Телиги, 0. Олеся, В. Ивасюка и др.

На столе - хлеб на вышитом рушнике, грозди калины, колосья, васильки, свеча, сборник поэзии Яра Славутича.

Все стихи читаются под музыкальное сопровождение: записи оркестра Дж. Ласта, Ф. Словачека, мелодии М. Скорика, Е. Морриконе, «Ноктюрн до-диез минор» ф. шопена, «Реквием» В.Моцарта и др.

Звучит песня на слова Богдана Лепкого «Слышишь, брат мой...»( аудиозапись в исполнении Квитки Цисык).

Поэт. Какая грустная песня! Сколько в ней грусти и боли, отчаяния и страдания! Думал ли я, потомок древнего казацкого рода, который корнями достигал Галицко-Волынского государства, что придется покинуть родные херсонские степи и, как тем журавлям, искать убежища в чужих землях? Надеялась ли моя Мать, всю жизнь ее сына будут сопровождать Тоска и Скорбь, болезненные Воспоминания и беспокойные Сны , Пути страдальца и Мечты романтика? Пожалуй, ни. Но она наверняка знала, что в моем сердце всегда будет жить Любовь, Память о предках, а Душа будет рваться к родной земле. Поле жизни - не міряне, пути его - не считанные, судьба человеческая - не відана. Мою Судьбу жизни поделило надвое: первая часть - свободная и просторная, как степь херсонский, певучая и бурная, как реки широкие, тепла и щедра, как юг Украины; вторая часть - журлыва и неумолимая, как боль в сердце, капризная и непокорная, как волны в море, гордая и трепетная, как птичка в небе. Первая - Долюшка - осталась в тополиній Украине, вторая - Судьба - привела к кленовой Канады.

Долюшка (девочка в ярком платье).

Иду степями по стройной дороге.

Которая час выпала мне!

Шумят ржи в лункому передгроззі,

Шепчут шестигранные ячмене,

Горят подсолнухи. Вдоль дороги

Разлегся черно, покоится пар.

Ему мало пространства земного -

и он побежал далеко, вплоть до облаков.

1939

Я пришла в этот мир 11 января 1918 года, днем, когда родился Григорий Михайлович Жученко. Это произошло в древнем (основанном еще в XVII веке) казацком зимовнике, впоследствии - родовом хуторе Жученко, что вблизи села Благодатного (северная Херсонщина). Отец происходил из рода казацкой шляхты, мать - простая крестьянка. В семье свято хранились украинские традиции, на хуторе бывал славный исследователь казачества Дмитрий Яворницкий, что дружил с дедом. Именно от деда мальчик получил казачье крещение: прибыв поездом в Запорожье, трое суток провели они на берегах Славуты, а на Хортице малый Гриша торжественно принес присягу, проказану дедом, быть лучшим в мире січовиком, а потом продекламировал Шевчєнкове «Бьют пороги...». Пламенное слово Кобзаря на всю жизнь заронило в сердце ребенка свободолюбивый дух, любовь к родному слову. Вернулся домой поэтом.

Поэт.

БОКОВЕНЬКИ

Когда я был еще маленьким,

Меня возили в Боковеньки.

Сидел на телеге дед Саша,

А рядом него я - Гришко.

Любил смотреть я, хоть минутку,

Как ребята играли в лапту.

В гостях мой дед пил вишневку,

А я сладкие груши ел,

Что поспевали в Боковеньках

Для всех - больших и маленьких.

Григорий Жученко, 1929



Долюшка.

Белая сирень и розовый вишник.

Пахнет весь двор лепестками.

Шмель прогудел и, как молния, исчез;

Ульев солнечные гаммы.

«Ну-ка, зловімо звонкого шмеля!

Мама, есть ли у него жало?»

Дышит могутою сита земля,

Катится солнца круг.

«Мама! Ой, мама...»Невыносимая боль

Нагло пронизывает всю руку:

Черно-желтоватый ужалил шмель,

Бросив парня в отчаяние.

Мама на пальчик подует.

Утихнет крик. Боли - словно не бывало.

Белая сирень и розовый вишник.

Катится солнца круг.

1940

Поэт.



ЖАР-ПТИЦА

Мне пела мать о жар-птицу,

Вишин обладательницу, пестунку облаков.

Она проходит зерно и колодец,

Только ночью клюет Волосожар.

Бывало: смеркается; утомленный тропами,

Я на подушку голову кладу;

И мать гладит теплыми руками,

Співні сказки составляет допаду:



Мать.

«В далеком крае, в царстве непростом,

В недоступной людям дали,

Где вокруг - ни деревьев, ни дома,

Прячут счастье каменные сундуки.

И в то время, как тлеют звезд стада

И висит месяц изогнутым мечом,

До сундуков жар-птица прилетает из облака

И открывает золотым ключом...»



Поэт.

Слово падало в детскую душу,

Языков бризка солнца на хмурноти гор.

И я думал: «Получить счастье должен,

Не было бы, всем навперекір!»

И думал я: «Возьму ночью ружье

Из ковров у деда на стене,

Подстерегу и застрелю ту жар-птицу,

Чтобы отпереть сундуки каменные».



Мать.

Сын, дорогая моя кровинко.

Ты с детства был мечтателем, стремился счастья и свободы. А я, глядя на тебя, молилась за твое будущее. Разве же я знала, что в сентябре 1932 года упадет на наш хутор страшное несчастье? Тебя, 14-летнего мальчика арестовывают вместе с отцом, который «не выполнил плана до двора». Была тогда колективізаторами придумана такая «гениальная» зацепка: хозяину-земледельцу спускался с потолка взят, специально завышенный план поставок, - бывало, и не один, - за невыполнение которого - арест и высылка.



Поэт.

(Из поэмы «Моя эпоха»)

Я помню, мама, помню:

Одного самого утра и к нам пришли.

Еще только первые петухи запели. ..(11)

Наш тристалітній хутор окружили

(Словно татары Чертомлыкскую Сич),

В дубовые двери ударили изо всех сил -

Аж затряслась от испуга ночь...(12)

; Ржали кони вороне

(Сызмала отцом плекані, как дети),

Когда нас обоих, словно на огне,

Из двора вывозили. Я успел уздріти:

Ячали мать и сестры... (15)



Мать.

Господи! Разве такой судьбы я просила у тебя для своего ребенка?! Доленько, будь благосклонна к моего сыночка, верни его в родной край!



Долюшка. Ой, как нелегко бороться со злом и несчастьем! Отца таки везут в ссылку, а Григорий выскакивает из поезда (на ходу) сквозь отверстие, прорезанное в потолке дырявого товарного вагона и таким образом урятовується. Тайком пробирается домой. Но тут его встречает не радісь, а скорбь.

Скорбь

(девушка в черном, зажигает свечу).

Народные раны? Слов для этого мало!

Брела голодная, вихудла весна.

Стинало смерти неумолимое рало

Бесхлебный чел. Как буря навесная,

Во всех домах ад клокотало;

Испокон веков плодородная даль

Лежала черным и открытым гробом -

Неверная судьба верным хлеборобам. (54)

И помедлил в раздумье Григорий -

идти вперед или броситься обратно.

Слухи твердили, что голодные, в горе,

Пекли детей... Человеческого мяса чад

Пахтів в доме, в конюшне и в кладовке...

Внезапно труп, встав навпопад,

На юношу, шатаясь, направился

И, словно изверг, хищно засмеялся. (58)

0 как мандрівець молниеносно бег!

До сердца пожимая маленькую буханку,

Не слышал погони гупаючих ног,

Ни стогнань, что падали на спину.

Вот-вот, казалось, одесную рог

Обратно потянет сгоряча паренька,

Ему с плеч рубашку обдерет

И из сумки хлеб и душу заберет! (59)



Долюшка.

И вот и хутор. В гнездо древнее!

Это из него вылетел в свет юноша.

Теперь к дому, словно когда-то к плавные,

Направляется парень... (68)

Влетает в дом, где в каком-то притворе

Кто-то на полу дремлют лежит.

Звонкое приветствие - и дед уже не спит! (69)

«Господних кар пылающие мечи

На землю хлынут, - грустно проговорил дед,

Краюха хлеба отряды жуя. -

Спасибо, внуку... (73)

Хоть перед смертью посмакую хлеба,

Старательно я весь возраст делал... (74)

Клянись мне, что выживешь! Клянись

И в судный день за смерть мою пометись! ( 75)

Расти, внучку, родовые на славу;

Как дуб - крепкий; как явор - вырастай!

Про эту московскую, навесную облаву,

Что навестило запорожский край,

Всему миру скажи по праву,

Как верный свидетель, - всегда поведай...» (76)



Поэт.

Под вечер дед умер. Я похоронил его на опушке, спустив в яму на старых санках. Даже креста не поставил - боялся, чтобы никто «не сдвинулся тела». И плакал, рыдал всю майскую ночь, до утра...



Долюшка.

Страшный голод унес не только любимого деда, а бабушку и полугодовалую сестренку Галю.



Скорбь.

В недолжны, украинские дети!

О ангелы, вас мерло тысячи!

Это вам сегодня бы жить и молодеть,

Звенеть днем и мечтать ночью,

В садах лелеять повновиді цветы,

В будущее гордо, уверенно идя... (96)

И не суждено миллионов заморенных голодом украинцев радоваться солнцу и жизни, гордиться детьми и внука-мы! Вечная им память!

Минута молчания.

Поэт.

Я спасся только потому, что пас скот в совхозе «Скотовод» и мог тайком подкрепиться молоком.

Долюшка.

Григорий выжил. Полностью уцелел,

Чтобы чистую правду понести по миру.

Будить совесть думальних голов,

Лжи чин, беду неистовую

Разить жаром веских слов. (149)

А дальше была учеба в Запорожском пединституте. В 1936 году юноша показал свои поэтические попытки Владимиру Сосюре. Тот прочитал и сказал: «О, у вас есть сосюринські нотки. Но поезжайте в Киев, надо учиться». И летом 1938 года молодой поэт оказывается в тюрьме за чтение эмиграционных стихов стихов А. Олеся и повестей В. Винниченко. К счастью, его выкупила мать за червонец и «со сливами печеную утку». И позже он напишет:

А родная мама! Тот день свободы

Мне звенел - как песня всех песен. (225)

В 1940 году Григорий учительствовал в селе Ботеве на Приазовщині. Здесь жило много болгарских переселенцев. Общаясь с ними, легко усвоил болгарский язык. Начал переводить.

Поэт. На всю жизнь я полюбил Киев, хотя был в городе недолго - призвали в армию.

Прощайте, книги! Прощайте, друзья! (348)

Прощай, каштановая, звонка столице!

Святая София, не теряй украшений!

Твое верховное гроздь білолице

Скрашивалось всегда мой юношеский время. (350)

Вместо ожидаемого Черноморского флота попал в саперы в Белоруссии. И я решил, что «бывает счастье даже в беде». «Разве не был Олесь ветеринаром», Руданский - врачом, «разве в обилии формул Маланюк не отыскивал потайного чару»?

Долюшка. И вдруг...

Война! Война! Ревут бомбовики -

Раздается даль, горят степи и стерни,

Дымят города, и села, и сады;

Словно смерчи вспыхивают цистерны;

Бегут армий выбранные полки -

И по приказу батальон саперный

Моста, которого вчера соорудил,

Сегодня в небо с пламенем пустил. (431)

Никто не стремится ревностно воевать!

За что? За смерть от голода родителей?

За языковое убийство? За тюремную решетку?

За Соловки? Стада воинов

Бредут домой... (432)



Поэт. «Творім Чернигівську, новейшую Сечь!-

Долюшка. Утверждает Григорий, в леса, на совете. -

Поэт.

Достаточно оружия по путям, обочин,

А сколько бродников теперь, что раде

На битву идти, на правдоносний клич -

Подмогу дать украинской власти!» (435)

Долюшка. Так появилась Черниговская Сич - уникальная боевая часть, основу которой составляли бывшие офицеры Красной армии, которые захотели стать настоящими украинцами и поверили в то, что на руинах сталинской империи встанет Украинское государство. Воины ставят целью оберегать местное население от немецких грабежей, спасать молодежь, наловлену немцами и полицаями для рабского труда в фатерлянде.

Поэт.

Погас огонь тяжелого боя -

И я сквозь подул ледяной

Иду неизвестной тропою

Под серым небом чужбины.

Вокруг хмурятся просторы,

Подстерегает усталость, словно грех,

И слово гневом неповиновения

Взлетает звонко из уст моих.

И я не сам! На все дороги

Звучит из сердца яснота:

Словно маком победы

Моя скорбь розцвіта.

1944

Скорбь. Павшим в бою 12 июня 1942 года.

(Чтение стихотворения «Чернигівські сечевики».)

Поэт. Говорят, смерть выбирает лучших. Почему?! Почему она забрала Елену Телигу и Олега Ольжича, «верных воинов, повстанческих друзей»?

Бессмертный подвиг в смертельнім круге! Для вас, для вас Теліжин завещание: «свободу не Берут слезами - мечами! Храбрые с нами! Прочь из партачами!» (496)

Долюшка. Смерть забрала не только друзей, но и жену Ульяну и однодневную доченьку. Гитлеровцы сожгли их заживо, истребляя украинские села.

Поэт.

Памяти сожженных Дочери и Жены.

Глубокий сожаления, - неописуемая мста!

Моя кровинко, однодневная доне!

Куда бежать, как душа стынет,

Как сердца болью запеклись уста?

Моя жена! Чиста, как святая,

В тужбі лесов траур сердца тонет

За вас я мстил, чтобы кодло неугомонного

Суровых кар подоспела цель.

Я яростно мстил. На боевой дороге

Немецкие машины, гудели в тревоге,

Обращал на багульника припятских дубрав.

Я бил из обреза, добивал из нагана.

О, как пускала злобную кровь

За вашу смерть відомста неумолима!

1944

Долюшка. Как трудно мне идти рядом с тобой! Видеть твои страдания и не иметь силы что-то изменить! Неужели тут мы должны попрощаться? Должны! Иди, Григорий! Ищи лучшей Доли! Может, среди чужих людей, с новым Именем, ты выполнишь завет деда. Иди!

Поэт.

Морозяно. На горизонте,

Как щит, поблескивает заря.

Словно с души последние боли -

Сорвал листок с календаря.

И затихают давние раны,

Меняющихся дум проходит рой.

Что принесешь мне, неведомый,

В громы спеленутый, роче мой?

Или от кровавой изнеможения

Достойную смерть за родной край?

Или бег дальней дороги

В чужих земель чужой розмай?

Может ли вновь над родным полем

Воды напьюсь с Днепра,

И за вербовым частоколом

Обнимут мать и сестра?

Иди же, раскройся! Я сумею

Принять радость и удар.

Словно горящую надежду,

Новый беру я календарь!

Львов, 31 декабря 1943 г.



Судьба (девушка в зеленом наряде). С новым календарем я, твоя Судьба, даю тебе новое имя, которое вскоре станет известным всему миру - Яр Славутич. Я буду идти рядом в трудную час, я буду рядом в радостную минуту, я буду рядом на чужой земле.

Поэт.

Рыдало солнце, плакала земля,

Когда, сказав молитву Богу,

В последний раз взглянул на печальное ветки,

Где ты стояла, дав на дорогу

Полотенце, на память вышитый...

Издали Я уже не видел родного порога,

Который переступил скорботливо

И в даль ушел, в мир жестоких чудес. (551)



ПАМЯТИ МАТЕРИ

Ты, что меня под сердцем носила;

Ты, что дала жизнь мне и крылья;

Мама, журавко родная моя,

Жаворонка виспів, трель соловья;

Ты, что за мной в горе летала;

Ты, что отбила боли потали;

Чайко, что грела утлых птенцов,

Лаской крылья, літеплом одежд;

Ты, что вела, как мечта;

Ты, что спасла от тюрьмы и змея;

Мама, никто в таких осадах

Не испытывал страданий навесных;

Благословенная и самая дорогая!

В сердце живешь ты, божеская паломничество,

Богозахисна стріхо моя,

Жаворонка виспів, трель соловья.



Судьба. Как страшно покидать родной край навсегда, как больно и тоскливо прощаться с дорогими людьми - матушкой и сестрами, со всем близким и милым сердцу: обильными садами и золотыми хлебами, херсонским небом и безграничной степью, дщовою могилой и буйным Днепром, розмайними селами и городами, близкими друзьями и даже недругами.



Поэт.

Прощай, непокоренный жив народ!

Тобой дано, на моей главе

Благословение, словно ясные клейноды,

Буду нести гордо я по всей земле... (600)

Судьба. И пошел мой Поэт по миру, потому что...

Судьба - как воронка на площади!

Стая железных птиц

Хищно осколками полощет

Бесконечность путей.

1948

Судьба. Родное слово давало молодому поэту силу и вдохновение. После войны, в Германии, оказавшись в лагерях для «перемещенных лиц», Яр Славутич выдает одна за другой сборника собственных стихов, воспоминания о пережитом голоде. Затем эмигрирует в США, где заканчивает Пенсильванский университет, преподает украинский язык в Калифорнии. Позже обучает родному языку и литературе детей украинских поселенцев в Канаде.

Поэт.

Украинским наснажена зрением,

Саскатунами сине-хмельная,

Шумит необъятным пространством

Едмонтонська розмай-сторона.

Я не гостем брожу балками.

Этот беспредел, яриной гулкий,

Подняли золотыми руками

Украинские мои земляки.

И поля, и деревья, и дома

Говорят мне: «Мы твои!

Твои прадеды, в горе веселые,

Распахали целинные края...»

Бьют зеленым пожаром ели,

И кипят сочные паплі.

И кажется, урожайные долины

Встречаю - на родной земле!

1966

Канада. (В оригинале стихотворение написано от первого лица, здесь переделанные слова выделены).



КАНАДСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Саскачеван, Восетна и Саскатун

Для тебя полные індіянських лун,

И Свободная, Мирнам, Ярослав, Лужаны

Берут верхом самого большого уважения.

Ты бы возраст радовался, если бы Мазепа и Сечь

Пережили нашествие всех столетий,

Если Бы Казак, Боян, Василий, Завалье

Не погружались в пропасть забвения.

Вовек славило бы твое перо

Собор и Стрый, Одессу и Днепр.

Пусть живут Ланюк, Шандро и Каша,

Ведь это же история славная ваша!

Пусть светит вам - никогда не згоря

В Манитобе путеводная Звезда,

И над всем Канадская Украина

Звенит - как родная песня соловьиная!

1974

Поэт. Щедрая канадская земля, ее плодородные поля, отвоеванные у диких прерий золотыми украинскими руками, гордая степная воля встретили меня, как родного. Кленовая Канада стала для меня второй Родиной. Поэтому 1959 года в Виннипеге я написал юношескую песню канадских украинцев. « Две родины»

Судьба. Так мой Поэт нашел приют за океаном. И тихая и спокойная жизнь - не для него.

Поэт.

Пусть бы я гнил в сырой земле

И насытил корни клена,

Чтобы шумела в голубой мгле

Снаговита листва зеленая.

Знала бы неба суровая твердь,

Что не бросил земли своей,

А остался, приняв смерть,

Все скорби делить с ней.

Точит сердце тужби ржавчина,

Снит воображение изумруды рая...

Родные клены! Моя душа

Более вами ежедневно витает. 1951

Душа.

Душа человека - немногословна книга,

Которую что более страстно читай -

То глубже радостью звонкой двигай

И жни познаний совершенный розмай.

Дуговидное небо и ширь земли манящая,

И всех дорог исконная длина,

Человеческое естество вгорнувши, словно в ткани,

Ему чутье схвильовують до дна.

Ясуй хвалу, творителю первичный!

Ты не подумал, появивши мир,

Что твой же произведение, познав твои поступки,

О тебе собственный розвінчає мог.

Поэт.

Может, действительно аж две души

Пребывает в груди у меня.

Одна - в золотой ржавчины,

А вторая - руно зеленый.

Одна - с сияющим небесам

Твоего маєстату, Боже.

А вторая - из низменных плес

От Яра, что сходит гоже.

И умоляю, молю обоих:

О, не дайте, чтобы я збезумнів!

Вот вы стали - и Овраг, и Бог,

А меня разрывает сомнение.

1947



Судьба. Душа Поэта рвется в Украину, а сердце все больше наполняется тоской.



Тоска (девушка в сером одеянии с гроздью калины в руке).

Будни твои текут безмятежно,

Как пруги океана,

Сосны вокруг постелю ткут

Зайди-тумана.

Солнце золотит коричневые боры,

Облака мережать панели.

Зрением приветствуешь с моей горы

Шляжі в Кармеле.

Где-то ненасытная заглада кружля,

Распри, несогласия и войны, -

Здесь веснояром цветет земля,

Горизонт спокоен.

Почему же для тебя нет красоты,

Сердце, крылатый човне!?

Другие вчуває оно голоса,

Тоской полна.

1955



Поэт.

Тоску мою, невтоленну скорбь,

Не погасить громким рыданием.

Знал я печали, погамовні точно -

Тоску мою не одолеть ничем.

1952



Тоска. Я рядом с тобой, Поэт, и в мечтах, и в воспоминаниях, и в снах.



Сны (юноши). И.

Я снив голубое половодье,

Изумрудную радость деревьев

И запах целебного зелья

Под крыльями заобрійних мэв.

И безмерное земли жовтожарий,

Ветров поглощая срыв,

Меня множеством кары

Жестоко и нагло разбудил.

Покуто прямых аллегорий,

Твой приговор досмертно лихой:

Кружиться - как гайвори в горе

И кровью значить пути.

1952



II. НА РОЖДЕСТВО

Матери

Мне приснилась белая буханка,

Накрытый стол и соняшна кутья,

И более хатой в лету жар-птица,

Ловит звезды и знает будущее.

Я часто вижу: играет снежного,

Крепкие морозы - дуб вплоть посизів,

А ты стоишь в углу, как мечта,

Как Божья Мать среди образов.

Семья садится к святного стола,

Где пахнет сноп идет пьянит компот;

С ясного потолка, словно с небес, на землю

Лампадка роняет сяєво, как жар.

Звенит молитва над столом празднично,

И на полу сено шелестит...

А не забыть боговите слово,

Что всем ясило благодатную миг!

Мне приснилась белая буханка,

Накрытый стол и соняшна кутья...

Пусть навеки воспоминанием искрится

Тот добрый час - на всю мою жизнь!

1970



Песня.(ноты см. на обл. 3)

ПРИСНИЛОСЬ

Приснилось: в родных степях,

Раненый, будто умирал я.

Тимьян отчаянно пах,

Шумело густое буйнотравье.

К небу лицом я лежал

И видел далекую коршуна,

Что зрением приземных прав

Достигала, ненатла издавна.

Застынет и снова кружля,

Как будто рокована судьба.

А я и моя земля

Внизу, как преодолен воля.

Ранен, вечно лежу;

Бессмертный, без счета умираю.

И вижу грань бытия

Безграничную, бессрочную, бескрайнюю. 1974



Судьба. На счастье, рядом с Поэтом преодолевали жизненные пути не лишь тоска и скорбь, боль и отчаяние. Выжить ему помогали вера в счастливое будущее независимой Украины, надежда побывать на родной земле - любовь.

Любовь (девушка в красном платье). Я согревала твое сердце, придавала силу и вдохновение и взглядом жарких глаз и звонким смехом Кушугумки, и нежностью и верностью жены Ульяны, и кареглазым огнем Саскачеванки. Да, я была разной: трепещущей и нежной, обольстительной и страстной, пьянкой и бурной, мгновенной и вечной.

«Люблю, как пчелка - цвет калины,

Как белая тучка - дно реки!» -

Сказала. И умолк ты, разговорчивый,

Вокруг посмотрел на долины

И понял широкоплинний

Тот голос, милый и звонкий:

«Люблю, как пчелка - цвет калины,

Как белая тучка - дно реки!»

Где-то громко род перепелиный

Балкам рассказывал сказки,

А здесь уста т - как лепестки:

«О, мой любимый, мой единственный,

Люблю, как пчелка - цвет калины!»

1945



Поэт. Спасибо тебе, Любовь, что не оставляла меня одиноким, а посылала нежность и любовь моей зболено-му сердцу...



Жене Вере

Они прошли лункой ряснотою

В моем, как воронка, несвятім жизни,

И не скрасили следа за собой

Минальний дым в барвній многоті!

А нам с тобой, дорогая, пришлось

Всего потерпеть - холода и огня.

Твое русяво-золотые волосы

Я часто глажу и себя п'яню.

Посмотри вокруг - дети идут в гору,

Рославий сын и дочь стройная.

Еще долго жить и долго молодеть

Твоя заботливая ясить рука.

Смотри, как бескрайнее сияние севера

Нам, нестареющим, несет привет.

Моя любовь заревом пылает,

Как не пылала с юношеских лет.

1962



Любовь. Я рада, что иду рядом с тобой, что живу даже в твоем имени, ведь «Яр - по-персидски любо'в».

Песня.

ТЕБЕ

(Из папки влюбленного)

Я построю тебе Таже Магал!

Я поставлю голубую беседку,

Чтобы в нем ты приветствовала причал

Вечеров и ночей до рассвета.

Я позову все звезды с небес,

Красавцы Месяц в светлой підповні,

Чтобы они не прибегали к плесов,

А на тебя сеяли, німовні.

«Лучше бы ты, уникавши экстаз,

Розбуялий, хмельной и ласковый,

Очнулся, уйнявся хоть раз

И сварил мне хорошего кофе...»

В безразлична твердине, свиток

Волшебного целебного зелья,

Простодушие мое пойми

И не смейся с моего безумия.

2001



Судьба. Яр Славутич - многогранная творческая личность. Он - доктор философии, профессор Альбертского университета в Эдмонтоне (Канада), выдающийся языковед и литературовед, заключил несколько учебников украинского языка и книг по литературоведению, написал много статей и рецензий на новые издания, библиографии. А еще - создатель украинского языка, автор многих неологизмов.

Поэт. Хоть я постоянно занимался литературоведением и критикой, и считаю себя прежде всего поэтом.

Судьба. Поэт Яр Славутич - автор десяти сборников стихов: «Поет колос»(1945), «Гомін віків»( 1946), «Правдоносці»(1948), «Жажда»(1950), ,,Оазис»(1960), ,,Величие»(1962), «Покорители прерий»(1968), «Премудрости странствий»( 1972), «Живісмолоскипи»(1983), «Сабли тополь»(1992). Из-под его пера выходят поэмы: «Од-советов и Доброслава», «Соловецкий узник», «Жалоба», «Дочка без имени», «Світичі», «Белый дом с черной душой», «Моя эпоха». Создал немало переводов.

Поэт. Мои стихи перекладались английском, французском, немецком, итальянском, венгерском, польском, румынском, белорусском и русском языках.

Судьба. Общественное мнение диаспоры с наибольшим восторгом восприняла сборник «Правдоносці», назвав ее «сборником стихов», а его самого посетовала «правдоносцем».

Поэт.

Муза ко мне пришла на рассвете -

В то время, когда гасли звезды последние.

Руку мне на плечи положила

И изрекла:

Муза. Я уже отправляюсь! Так появился сборник «Живые факелы». В ней воспеты «правдооборонці»: «новый Очевидец» Вячеслав Чорновил, «совесть свободного возраста» Святослав Караванский, «новейший знамя» Валентин Мороз, «правозащитник» Левко Лукьяненко, создатель «нового универсала» Иван Кандыба, «мужественный Светоч» Иван Светличный, «громкий оратор» Михаил Масютко, «Во-линню подаренный» Евгений Сверстюк, пламенный Василий Макух, «с судьбой Вишни Остапа» Осадчий, «вестник правды» Василий Стус, «прозрївший избранник эпохи» Шумук, братья Михаил и Богдан Горыни, «новейшая Жанна д'арк» Ирина Сеник, «твердый корсар» Олесь Бердник, отец и сын «непокоренные» Сечки, генерал УПА Шухевич, самоспалений Олекса Горняк, борец-поэт Николай Руденко, «орлица чашка» Алла Горная, автор бессмертной «Руты» Владимир Ивасюк, правды Трубач Андрей Малышко и другие.

Поэт.

Я вас вывожу из забвения и пленения

Облуд вражеских. Сосланы певцы,

Пусть донесется в тьму бездонную

До вас мой голос. И перо в руке

Пусть загорится жаром бессмертным

Святой мести...

Я воскрешаю вас, ясных, невинных,

Что в тюрьмах честь умели беречь

И не сплямили взлетел верховинних...

Правдивые страдники!

Громкий псалом Поет небо...

1950



Судьба. Яр Славутич прежде всего - патриот, который даже после путешествия вокруг света грезит родной землей.

Но счастливый миг встречи с Украиной кажется такой далекой, такой недосягаемой, что в сердце иногда по-крадається уныние и отчаяние.

Поэт.

Я уже никогда вовек тебя не увижу,

Земля моя. Не услышу громкого Днепра.

Не обниму запорожскую Хортицу казачью,

Упав на сбитые колени - путешествующая мара!

Предковский Жуков ждет в печали на Покутье;

Правнука ждут, выглядят полтавские Жуки;

Зовет наследство деда в херсонские степи незабытые

Ветер, качая нивы, рыдает с луга.

Земля моя, что стелила барвинок под ноги,

Пальцы детские ласкала после дождя,

Явью стань на чужинні безграничные дороги

И укороти навесного - для сердца - плачу...



Песня

УКРАИНА

Украина, мой родной край,

Вечная туго, предвечный кровь!

Дойду до твоего богатства?

Увижу ли Славуту вновь?

Или возвращусь чужой гибели,

Доверставши последний круг?

Края предков, желанный, милый,

Пусть не будет в жизни надругательств!

Украина, прарідна земле,

Запорожская, вулканна кровь,

Жаждущее сердце тебя приємле,

Порыв твоих строений.

И распространяет счастье грудь,

Сияет солнце в мое чело:

На твоих побед сооружения

Знамя будущего легло.

Украина, единственная в мире,

Гойне зелье, живительная кровь,

Августейшую, палку, в зените,

Я приношу тебе любовь.

Ты, что волны здіймаєш круто,

Котыш радость ночей и дней,

Встречай, дорогой Славуто,

Из чужестранных дорог сыновей!

11 января 1973 г.



Судьба. В 1990 году Яр Славутич впервые посещает Родину, которую не видел около 50 лет...



Поэт.

Я так жаждал ту землю целовать,

Которая жаром дождевых ручьев,

Словно купель теплых шапликів,

Когда ласкала детские пятки!

Она стелилась к ногам, как одеяния

Прямых левад, извилистых лужаек;

Вела сквозь заросли диких терників,

Шептала сказку, словно родная мать.

Заглянув вниз внезапно из самолета

Возле Борисполя, в гнилое болото,

Я моментально проникся болью земляка.

Застыл на смерть. О неземная скорбото,

Зоглянься и жалость мои возьми!

Не целовал я дол - кропил его слезами.

Борисполь, 5 августа 1990 г.



Украина (девушка в украинском национальном костюме).

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Возвращается правнук к родному дому -

Наследственных полей, на дедовский порог,

К родителям на гробках воскресения умолять,

Отряхнув пили из дальних дорог.

Правдоносні сыны, зметнувши позор,

Оставляют скорбь в агрессивных мирах.

Пахари идут в степь, словно король в государство.

К гнезду возвращается из теплых краев птица.

Гляньте, люди! Земля поворачивает к солнцу -

На орбиту свободы, в майбуть-благодать.

Возвращается жадно и сердце херсонца

В пралоно долинця, где предки лежат.

1991



Поэт.

Долго искал я в странствиях подобия твоего,

Капли снажної щедрости, красоты, ясноти.

Родная, единственная, в кружевном простой плащи,

Второй в мире такого нигде не найти!



Судьба. Свои впечатления от поездок на Украину, во время которых было увидено 80 городов и около 100 сел, поэт передал в сонетах, рожденных в разных местностях: от Чернигова до Крыма, Херсона и Одессы, от Ивано-Франковска до Луганска, в дорогой сердцу Столицы, о которой так мечтал на чужбине.



Я МЕЧТАЮ О СЧАСТЬЕ ЖЕЛАННОЕ

Я мечтаю о счастье желанное,

Когда с вершин весной

Ты врониш, престольный каштане,

Пречистую лепесток мне.

В теплой ладони сквозь Киев

Я гордо буду нести ее -

Признание відземного проявление

За все порывы мои.

За труд и невтомливі странствия,

За сердца надхненний борвий,

За слово моей Кассандры

О тебе, о Києве мій!

Или же будут Славуты близи

Раздаваться в колоколах церквей,

Приветствуя родного сына,

Что сохранил верную любовь?

1970



Судьба. Я обошла с тобой, Яровое, целый мир: бурные моря и океаны, бескрайние степи и высокие горы, палящие пески и белые снега.

Поэт. Пойдем, Доле. В твоем венке переплелись грозди калины, кленовые листья, синие, как небо, васильки, золотые, как солнце, колоски. Они - дорогие сердцу каждого украинца, особенно того, кто имеет две Родины, а в сердце сохранил любовь к Украине.

Звучит песня «Ветка калины».

(Слова С. Галябарди. Музыка М. Шалайкевич).

Нам судьба не позволила в единой семье

Жить в счастье и добре,

Радоваться родной веточке калины,

В саду услаждаться нежно до зари,

Шептать вместе на Рождество молитву

И на Пасху славить Христа...

До слов чужих, словно до лезвия бритвы,

Мы раним ежедневно свои уста.



Припев:

Ветку калины, птицы, возьмите,

За море синее ее несите.

Без Украины на чужбине

Кто-то доживает лета грустные...



Нам поздно возвращаться домой,

Как жили, высох наш Млечный Путь

И песня, что есть с детства знакома,

Растаяла уже где-то в чужих димах.

И вдруг сердце скинется, как птица,

И уже его не успеем поймает.

Имя твое, Украина, да святится!

В последний путь ты нас благослови.

В литературно-музыкальной композиции использованы тексты, помещенные в книге «Яр Славутич. Стихотворения и поэмы. Полное издание (1937-2004)».