Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

«На дне моих воспоминаний»
Изучение мемуаров на уроках литературы в средних классах



М. Мимоход,

аспирант

Ивано-Франковск



Художник как личность глазами современников дает возможность школьникам 5-8-х классов, которые имеют слабое представление о том, что именно влияет на формирование человеческих ценностей, доступнее объяснить жизненный и творческий путь писателя. И именно воспоминания являются уместными при изучении украинской литературы в школе. Мемуары - это большой клад, оставленный для потомков предыдущими поколениями, одно из ценных источников осмысления жизненного и творческого пути великого человека. Воспоминания дают возможность лучше понять и раскрыть личность талантливой личности, объяснить те или иные черты характера, предпочтения, а также узнать о общественные обстоятельства жизни, взаимоотношения с другими писателями, что, в свою очередь, помогает подробнее понять мир творчества определенного художника. К жанрам мемуаристки 0. Галич относит следующие: письмо, дневник, записная книжка, заметки, литературный портрет, эссе, рассказы, повість1. Именно из мемуарных материалов учитель-словесник может почерпнуть очень много интересных фактов из жизни писателей.

Изучая биографию художников слова, следует касаться тех моментов, которые проливают свет на обстоятельства жизни художника, подчеркивать школьникам, что закладывалось в писателю еще в детстве, что формировало его личность. Однако в разных классах надо выбирать воспоминания, которые понятны и близки учащимся соответствующего возраста и определенного уровня развития. Например, в средних классах следует предлагать для изучения оптимистичны, смешные, веселые моменты из жизни, поскольку надо учитывать ранимую психику школьников. В старших классах можно говорить уже о какой-то трагический эпизод, о тяжелых условиях жизни в тоталитарном обществе, о сталинизме. Изучая биографии художников слова, в 5-8 классах невозможно не коснуться поучительных жизненных эпизодов украинских классиков М. Рыльского, П. Тычины, В. Сосюры, Остапа Вишни.

О любимых поэтов, выдающихся людей интересно знать те важные подробности, которые феноменально повлияли на становление таланта. Ученики интересуются, которыми писатели были в своей повседневной жизни, в своих привычках, пристрастиях, в отношении к окружающему миру, к природе, к родителям и друзьям детства. Так, освещая фигуру Максима Рыльского, сначала стоит вспомнить его отца - Тадея Розеславовича Рыльского, который был образцом для сына, ведь на похоронах отца юный Максим поклялся: «Я буду таким, как мой отец!»2. Именно от отца Рыльский-поэт принял эстафету любви к простому люду, к красоте и добру, к знаниям. Из воспоминаний становится понятно, что окружение Максима способствовало тому, что в его еще детской головке давали всходы высокие духовные помыслы, восхищение прекрасным и одновременно возникала отвращение к негативным явлениям, ведь именно в детстве закладывается то, что в большой степени управляет человеком в зрелом возрасте. Это хорошо понимают современные психологи, которые однозначно пришли к выводу, что неспособных людей не существует и что реализация способностей взрослого человека прямопропорционально зависит от умственных достижений ее детства: 20% будущего интеллекта ребенок усваивает до первого года жизни, 50% - к четырем годам, 80% - до восьми лет, а к 13 ребенок достигает 92% своих интеллектуальных возможностей. Значит, уже в детстве можно предсказать «потолок» будущих достижений ребенка.

Тадей Рыльский, как свидетельствуют воспоминания современников, был другом известных общественных деятелей того времени: композитора Николая Лысенко, историка Владимира Антоновича, собирателя фольклора Михаила Максимовича, драматурга Михаила Старицкого, языковедов Павла Житецкого и Костя Михальчука. Понятна глубина тех чувств, которые будила в сердце Максима Рыльского упоминание об отце: «Гордость наполняет сердце при мысли, что я сын того Фаддея»3, - именно так писал он к дяде Ивана Чуприны. Первую автобиографию поэт подготовил для «новой Хрестоматии украинской литературы», где, собственно, описал свои детские годы, которые прошли в селе Романовка в приязни и дружбе с крестьянскими детьми, любви и очаровании местной природой. В приятелюванні с детьми крестьян будто не было ничего удивительного, но тогдашние помещики категорически запрещали детям общаться с простым народом. Итак, для будущего поэта неразрывную связь с народом был большой особенностью, которая сыграла важную роль в формировании его врожденного таланта.

Детский товарищ Рыльского заприметил также большой наклон к природе: «С Яськом просиживает над норкой, что из нее вылетают и в нее влетают золотые осы, целые часы; промочує ранней весны ноги со специальной целью послушать жаворонков и т. д. Увлекается популярными книгами по зоологии. Вообще, всегда чем-нибудь увлечен; то проектирует построить машину для летания, то - увлекшись плотничеством и столярным делом - ходит до старого мастера Хведька по науке и имеет вечно порубленные и порезанные пальцы, то - и в значительно более позднем времени - носится с садоводческими ножницами и книгами о садоводстве и т. д.»4. Важность прочтения школьникам таких воспоминаний заключается в том, что дети будто наяву видят, как формировалась личность художника, что именно влияло на душу поэта, а также воспринимают юного Рыльского, на то время своего ровесника, как милосердную, отзывчивого и доброго человека, а освещение детских лет художника дает возможность понять истоки первых поэтических произведений.

Сам поэт оставил о своей юности такие воспоминания: «Будучи уже юношей, я любил забраться летнего погожего дня куда-нибудь поглубже в тенистый лес, захватив с собой издания «Тадеуша» очень малого формата, и там перечитывать любимую книгу, раскрыв ее наугад. Так Мицкевич стал моим спутником на всю жизнь»5. Любовь к книге, как свидетельствуют воспоминания, вдохновляла душу поэта еще с детства, готовила ее к кропотливой творческой работы, поэтому и не удивительно, что первую книгу Рыльский выдал в пятнадцатилетнем возрасте.

В совсем других условиях рос Павел Григорьевич Тычина. В «Автобиографии « поэт писал: «Отец мой из низшего духовенства: он был сельским дьяконом и одновременно учителем грамоты. В нашем доме, в первой комнате с полом (а еще была вторая комната с полом) стояли две длинные скамьи. На каждой парте сидело человек по десять или по двадцать учеников. Не знаю, сколько тогда мне уже было лет, когда в одну из зим уже подсаживался то к одному, то к другому ученику и как-то быстро и незаметно для себя научился читать»6. Единственной мечтой для отца П.тычины было, чтобы дать своим детям хоть какое-нибудь образование и гарантировать кусок хлеба на будущее. Он поставил цель устроить сыновей в церковные хоры, а значит, на перспективу обеспечить обучение в духовном училище, из которого открывалась дорога к духовной семинарии. «Если бы у меня не музыкальный слух, что делали бы со мной бедные родители? А так - бурса, семинария, а там жизнь именно на дорожку вывело,»7 - такие слова записал из уст поэта в последние годы его жизни І.Ільєнко в воспоминаниях «Слух сердца». Юный поэт еще в школе был замечен учительницей Серафимой Морачевською, которая обнаружила у ребенка незаурядные вокальные данные. Про свою любимую учительницу Павел Григорьевич будет вспоминать всю свою жизнь: «Таким честным и трудолюбивим натурам, как Морачевська, хотелось дать народу знаний больше, чем нужно по программе. И это желание у Серафимы Николаевны стало формой проявления души, ее совестью учителя и человека»8.

В то же время школьникам следует отметить, что почти все будущие украинские художники, в том числе Рыльский и Тычина, детства и во взрослом возрасте отличались интересом к новым знаниям из любой дисциплины. Так, в воспоминаниях Григория Донца речь идет о глубокой осведомленности Тычины с изящной словесностью Японии. На вопрос, откуда Павел Григорьевич знает японскую поэзию так хорошо, поэт ответил коротко: «Изучал...». «И какой же смысл, - пишет далее Г. Донец, - было вложено в одно слово. Не просто интересовался, не просто читал, а изучал! И это была одна из определяющих черт характера поэта - всегда знакомиться с какой-то отраслью литературы, искусства, истории или философии не «вообще», «не между прочим», а глубоко, всесторонне и досконально»9.

Освещая человеческие качества талантливых личностей, обращаем внимание школьников на воспоминания других деятелей того времени. Раскрывая педагогическую деятельность м. рыльского, стоит прочитать ученикам воспоминания Ивана Иванова - ученика поэта, который называл Максима Тадеевича «учителем-другом10». «Говорю же, - настоящий поэт. Лучшего - нет»«. Поскольку М. Рыльский был первым, кому довелось читать произведения И. Иванова, то в своих воспоминаниях он писал: «Не знаю, каждому из начинающих повезло на такого чуткого и требовательного критика, как Рильський12». Именно М. Рыльский прививал школьникам и студентам не сразу, а ненавязчивую и действительно обоснованную любовь к словарям:

Не бойтесь заглядывать в словарь:

Это пышный овраг, а не печальное пропасть;

Собирайте, как умный садовник,

Спелый овощ в Гринченко и Даля.

Как видим, М. Рыльский не просто рекомендует юным ценителям языка штудировать любые словари вообще, а подчеркивает, что наиболее значимыми для украинцев является толковые словари именно Бориса Гринченко и Даля, в которых указано значение, сферу употребления и происхождения каждого слова. И. Иванов подчеркивает: «На мою долю выпало счастье еще раз услышать этот вдохновенный гимн словарям из уст Максима Тадеевича уже в лингвистическом институте... И вновь из уст Рыльского произвел такое же волшебное, незабываемое впечатление, как и ранее, в школі13».

Изучая мемуары, можно лучше понять поступки поэтов. В своей автобиографии Владимир Сосюра так объяснит свой выбор специальности: «Из любви к природе ... стал учиться на помощника агронома»14. Оставленная новелла-воспоминание Юрия Бедзика «Отчаянный Сосюра» дает возможность учителям рассказать ученикам о ситуации, раскрывающие фигура поэта, которого Богдан Бедзик, отец новеллиста, называет: «Настоящий поэт революции»15. Революции, кстати, в хорошем смысле этого слова, ведь сегодня уже ни для кого не секрет, что Сосюра в годы своей молодости был петлюровцем и искренне исповедовал идею самостоятельной, независимой Украины.

Мемуары дают возможность больше заинтересовать школьников изучением жизненных и творческих исканий художников слова, поскольку вплотную приближают поэта к читателю. Воспоминания становятся основной возможностью исследователя или рядового читателя четче представить ситуацию и обстоятельства, в которых происходили те или иные события, почувствовать дух определенной эпохи. Поскольку мемуары как жанр не имеют четко очерченных границ - можно писать про все - то это тоже составляет особый интерес.

Предпочтения мастеров слова, их увлечения раскрывают внутренность души. «Единственный предмет, которому я всегда был верен и по которому неизменно шел первый, - это словесность ... - свидетельствует М. Рыльский в автобиографии. - Одним из самых любимых моих преподавателей был «словесник» Дмитрий Николаевич Ревуцкий, до сих пор мой друг. Кроме обычного гимназического курса, он нам много читал, устраивал спектакли и чтение «в лицах» в классе..., а также время от времени собирал нас у школьного пианино и пел нам русские и украинские песни, былины, думы»16. «Это бывало каждый раз настоящим праздником, - так оценивал эти песнопения Рыльский, - и не только для меня, что унаследовал от отца и братьев восхищение в народной песне, но и для самых разнообразных коллег»17.

Изучая украинскую литературу в 5-8-х классах, следует также коснуться таких гениальных личностей, как Остап Вишня и Александр Довженко. Заслуживают внимания воспоминания родных и друзей, которых у будущего юмориста, а тогда еще сельского мальчика Павла Губенко насчитывалось немало, ведь семья была многодетной - 17 детей. Из воспоминаний сестры мы узнаем, что малый Павел с детства имел незаурядную любовь к книге: «Очень рано научившись читать, он все свободное время (мама нам всем с детства давала работу, чтобы не бездельничать) проводил с книгой»18. А читал будущий юморист везде: «..Часто я видела с книжкой под мышкой и среди мальчиков, с которыми и в лес ходил, и на речку, и в поле...»19. Несмотря на то, что семья жила в невилазних нищете, хотя была очень дружной и трудолюбивой семьей, в которой царили нежность, ласка, добро и сострадание, дети оптимистично смотрели на мир. Отец и мать Остапа Вишни знали много украинских народных песен, сказок и острот. Именно юмор помогал бедной крестьянской семье не впасть в отчаяние, когда на столе не было и куска хлеба.

Детство Павлика Губенко промелькнуло среди волшебной полтавской природы: «На хуторе было с десяток домов, а вокруг - лес, где росли высокие ели, раскидистые клены и могучие, уде - четыре обхвата, дубы ...20 - именно так писал Остап Вишня в автобиографическом рассказе «Первый диктант». Природа посеяла в малом ребенку врожайну зерно любви к окружающему миру, к людям, ко всему живому, что поставило свой отпечаток на дальнейшем творческом и жизненном пути художника. Из воспоминаний сестры писателя нам также становится известным, что совсем юным Павел пытался учить младших братьев и сестер, а также младших товарищей, что приходили за советом в науке, ведь был добрым и никому не отказывал. Рассказывал малышам сказки, которые читал в книгах, или придумывал сам. Наука в школе будущем юмористу давалась легко и быстро. Он любил учителей, а те, в свою очередь, любили такого способного и прилежного ученика. Любовь к живому миру будто приросла к Павлику, и природа отвечала ему взаимностью: «Сядет голубь на плечо и ходит с ним Павлуша. А старые люди говорили: когда голубь любит - добрый человек будет»21. С малых лет у будущего выдающегося юмориста пробивалось чувство юмора, унаследованное от матери. Писатель Юрий Збанацкий, который дружил с Вишней и от него лично слышал много рассказов о детстве юмориста, вспоминал: «Еще маленьким мальчиком любил подмечать в своих односельчан смешные черты их внешности или характера. Своими забавными наблюдениями прежде всего делился с матерью. Правда, прежде чем рассказать, он ни с того ни с сего начинал громко и вкусно смеяться.

- Чего ты, Павлик, смеешься?.. - бывало, спросит мать и непременно предостережет малого: - Не смейся так, сынок, потому плакатимеш...

- А правда, мама, что у дяди Михтона точно такие усы, как у нашего Васьки? Ну, правда же? - и снова зальется...

- Плакатимеш, Павлушо, ей-Богу, плакатимеш...

Разве можно так смеяться? - и тут же начинала смеяться

сама, потому что и вправду своими усами дядя Михтон очень-таки походил на их кота Ваську»22.

К. Даценко - сестра Остапа Вишни - в своих воспоминаниях показывает нам большой поезд будущего мастера юмора к знаниям, к науке. Ведь окончив сельскую, а впоследствии и Зиньковскую двухклассную школу, юный Павел стремится вступить в Глуховской учительской семинарии. Однако не сбылись мечты юноши, потому что семья была слишком бедной. Другое дело, что отец, как бывший солдат-фронтовик, имел возможность отдать сына разве что на государственное обеспечение в военно-фельдшерскую школу в Киев. Экзамены, конечно, Павел сдал блестяще и учился - лучше. «Какие он чудесные письма писал домой. Это не были сведены с деда-прадеда поклоны, не требования отправить деньги, не жалобы на плохие продукты, на тяжелую жизнь в интернате. Это были полные юмора, веселья письма...»23. Из этих же воспоминаний сестры писателя мы узнаем о том, с каким смехом читали младшие братья и сестры его письма. И какой радостью были приезды сына домой для родителей. Однако, что в семье царила доброжелательность и гостеприимство, свидетельствует и тот факт, что на каникулы Павел приезжал с другом сиротой, которого мать радушно приглашала: «Они у нас свои: ибо «моих много и эти не повредят дома» 24.

Остап Вишня был оптимистом, человеком, исполненным веры в лучшее, а именно с такими людьми все стремятся общаться, поэтому не удивительно, что воспоминаний о писателе есть немало. Изучая украинскую литературу в общеобразовательной школе, учителя-словесники имеют возможность использовать те или другие мемуарные материалы по назначению для разных возрастных групп школьников. Для средних классов, конечно, выбираем такие, которые приближают фигуру писателя к ученику, учат его сопереживать, вызывают глубокие чувства и вместе с тем поощряют к тому, чтобы быть лучшим, ведь большинство талантливых личностей росли в любви к природе, к людям, к труду.

Не исключением для воспитания на лучших образцах являются Александр Довженко, который в детстве отличался особой способностью за всем наблюдать и мечтать: «В детстве у меня был определенный наклон к созерцательности. Я был очень мечтательным мальчиком»25. Обучение юному художнику слова давалось легко: «Я был то, что называется теперь отличником; это меня часто смущало»26. Семья, в которой рос и формировался будущий писатель и кинорежиссер, была порядочной и доброй, но самой ее особенностью, как вспоминает сам Александр Петрович в своих воспоминаниях, было то, что смеялись они из всего и из самих себя тоже. Смех и веселье помогали родителям и стареньком и болезненном дедушке, который жил с ними, сносить невзгоды тяжелого земледельческого жизни. Вырастая в такой оптимистично настроенной семьи, Саша не мог быть другим, был хорошим, послушным мальчиком, который очень любил своих родных и свой дом. Особенным в воображении малого был образ дедушки, который казался ему Богом: «У меня был дед, похожий на Бога. И когда я молился Богу, я видел на углу будто портрет деда, а сам дед лежал на печи и кашлял.. 27. Позже это свое детское сравнения Александр Петрович передаст на страницах «Зачарованной Десны». Как отмечал сам Довженко, значимым и решающим для его дальнейшего творческого пути была получена любовь к природе в детские годы, ощущение ее красоты, восхищения красотой сенокосов, лесов, реки детства - Десны. Те родные места маленький Саша сохранит и пронесет на протяжении всей жизни, ведь именно они и в пожилом возрасте возвращали кинорежиссера в детство, которое упоминал уже взрослый Александр Довженко как незабываемые мгновения своей жизни.

Используя мемуарные документы, учителя-словесники могут рассказывать ученикам о жизненные пути писателей, показывать, как формировались грани таланта, раскрывать тайну творчества и глубины души, на материале воспоминаний показывать то, что побудило к созданию тех или иных образов, героев, сюжетов. Именно дневники художников и воспоминания их современников дают возможность четко и глубоко понять поступки и факторы, которые формировали юные характеры, влияли на проявления таланта и этим самым приблизить фигуры художников слова школьника, дать возможность самим оценить условия и обстоятельства жизни, взаимоотношения, а также пробудить любовь к красоте и добру, к знаниям, к природе и к людям.

1 Галич А. Писательские мемуары в школе. - Луганск: Знание, 1999. - 146с.

2 Ильенко И. Жажда. Труды и дни Максима Рыльского: Документальное жизнеописание. - К.: Днепр, 1995. - С.44.

3 Там же. - С.11.

4 Там же. - 23.

5 Галич А. Писательские мемуары в школе. - Луганск: Знание, 1999. - 146с.

6 Ильенко И. Жажда. Труды и дни Максима Рыльского: Документальное жизнеописание. - К.: Днепр, 1995. - С.44.

7 Там же.- С.11.

8 Там же.- 23.

9 Там же.- С.31.

10 Гальченко С.А. Грани большого таланта: К 100-летию со дня рождения П. Г. Тычины. - К.: Знание, 1990.-48с.

11 Там же.- С.9.

12 Там же.- С.10.

13 Там же.- С.34.

14 Иванов И. Мой учитель: страницы воспоминаний о М. Т. Рыльского // Народное творчество и этнография. - 1992. -№ 2.-С.78.

15 Там же.- С.79.

16 Там же.- С.79.

17 Там же.- С.81.

18 Там же.

19 Там же.

20 Дузь И. Остап Вишня: Очерк о творчестве.-К.:Одесса: Вища шк., 1989. - С.8.

21 Слоневская О. Конспекты уроков по украинской литературе. Новое прочтение произведений. 11 класс. Каменец-Подольский: Азбука, 2003.- 640с.

22 Збанацкий Ю. Благословенны выстрелы // Про Остапа Вишню/ Сост. В. Губенко-Маслюченко, А. Журавский. -

К: Советский писатель, 1989. - С 279 - 280.

23 Жив Остап Вишня: Сборник воспоминаний о писателе. - К.: Днепр, 1966.*- С10.

24 Там же.

25 Куценик М. Страницы жизни и творчества А. П. Довженко. К.:Днепр,1975.- С.11.

26 Там же.

27 Коба С Александр Довженко. Жизнь и творчество.-К.: Днепр, 1979.-С164.