Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

«Сцена - мой кумир, театр - священный храм для меня!»
Семинарское занятие о театр корифеев

10 класс

О. Загарук,

учитель Бурштынской СОШ № 3

Ивано-Франковская обл.



Семинарские занятия в наше время, увы, стали редким явлением в школе, несмотря на то, что именно они являются одной из важнейших и результативных форм учебно-воспитательной работы, поскольку на таких занятиях старшеклассники учатся самостоятельно добывать знания, логически мыслить, оптимально анализировать явления и обобщать факты. Как раз семинары приучают учащихся самостоятельно работать над дополнительными источниками, дают возможность формировать свое собственное отношение к предмету украинской литературы как вида искусства и аргументировано отстаивать собственное мнение о предмете спора на уроках.

Назначение семинарских занятий - углубленное проработки теоретического материала путем регулярной и планомерной работы с активно задействованными в таких занятиях старшеклассниками на протяжении всего учебного года. Для такой реализации своих интеллектуальных возможностей учащиеся выступают с устным или письменным изложением учебного материала на заданную тему.

Семинарские занятия требуют тщательной подготовки и продуманной организации проведения. Подготовка учителя к семинару состоит из таких этапов:

1. Определение формы проведения занятия:

а) свободной формы в виде беседы или выступлений старшеклассников без предварительного распределения тематики;

б) реферативной формы, при которой заранее с

числа учащихся назначаются докладчики и содокладчики, представляя на обсуждение свои рефераты;

в) смешанной формы, сочетающая обсуждение подготовленных докладов и свободное выступление каждого желающего.

2. Четкого планирования работы семинара - его тематики, содержания, метода проведения, учитывая, что необходимо оценить работу каждого участника.

3. Подготовки вопросов. Во время семинара вопросы учителя имеют не столько контролировать знания учащихся, сколько активизировать их мнению, направлять дискуссию.

4. Организации выступлений старшеклассников.

При подготовке к семинарским занятиям рекомендуем:

а) тщательно определить содержание темы урока;

б) подобрать необходимую литературу;

в) разработать план проведения семинара, включающий последовательное изложение в тезисной форме основных положений темы;

г) составить основные, дополнительные и вспомогательные вопросы, которые адресуем учащимся;

д) подготовить примеры связи темы или проблемы, которую рассматриваем, с практикой, с жизнью;

ж)определить продолжительность каждого этапа семинарского занятия, которое проводим.

Активная форма проведения семинара имеет существенное образовательное и воспитательное значение. Подготовка докладов, рефератов, контрольных работ, выступлений, участие в дискуссиях создают обстановку, в которой старшекласснику необходимо излагать свои мысли четко, ясно, логично связано, обоснованно, с высоким уровнем грамотности, достаточно хорошо оперируя при этом специальным языком науки, в частности литературной критики и теории литературы. В ходе дискуссии учащиеся учатся слушать выступления своих товарищей, сравнивать их свое выступление, дополнять свои знания, исправлять недостатки в выступлениях одноклассников и отстаивать в полемике свои взгляды.

Для урока-семинара существенное значение имеет вступительное слово учителя, его педагогически мотивированный влияние на выступления учащихся, постановка вопросов, корректировка ответов, целесообразные поправки и подведение итогов семинара, а также заранее проведены консультации, на которых указываются пути подготовки к семинару, рекомендуются способы изучения первоисточников, периодической литературы, проведение творческого конспектирования, написания рефератов.

Должны обратить внимание на ошибочность такого распространенного суждения, что семинарские занятия адресованы только лучшим ученикам или тем старшеклассникам, которые учатся в лицеях, гимназиях или классах с углубленным изучением украинской литературы. В процессе семинарских занятий всегда случается возможность активизировать слабо-встигаючих и пассивных старшеклассников, обращаясь к ним с вопросом о том, что нового именно они постигли на этом занятии, а также постоянно контролировать внимание тех учеников, которые отвлекаются или по причине неготовности не принимают участия в семинаре.

Для семинарских занятий в школе годятся прежде всего большие по объему вводные темы. В школьной программе для 10-го класса с украинской литературы отведены определенные часы для изучения творческого наследия корифеев нашего театра в XIX веке и знакомства с его лучшими актерами.

Урок своеобразие украинской драматургии стоит провести со старшеклассниками в форме семинарского занятия, что требует от учащихся самостоятельного получения знаний в процессе выполнения учебного задания. Это очень важно, поскольку познавательная самостоятельность рассматривается, с одной стороны, как цель обучения, а с другой - как условие, позволяющее более полно использовать возможности учащихся»[4, стр. 27]. Другими словами, форма семинара позволит старшеклассникам собственными силами собрать как можно больше информации о украинский театр, его деятелей, осмыслить ее, сделать соответствующие выводы, опираясь при этом также на уже им известен опыт.

Хорошим ориентиром для понимания учащимися важности возникновения украинского профессионального театра в XIX веке могут стать слова немецкого писателя Шиллера: «Никак не могу обойти здесь молчанием того огромного влияния, которое непременно произвел бы хороший постоянный театр на дух нации. Национальным духом народа я называю единство и согласие в его взглядах и склонность по обычаю к вещам, которые возбуждают в другом народе другие мысли и чувства. Только театр способен в высшей степени содействовать такому согласию, поскольку он пронизывает все сферы человеческого знания, вбирает в себя все слои и классы и обладает самой короткой дорогой до ума и сердца. Одно слово: если бы мы дожили до национального театра, то мы бы стали нацией»[10, стр. 12]. Последнее предложение из высказывания Иоганна-Фридриха Шиллера можно записать на доске как девиз урока. Одновременно можем предложить для девиза другие цитаты - выражение И. Карпенко-Карого: «Любите театр так, как я его люблю, и тогда успех наших спектаклей будет обеспечен», понимание Иваном-Карпенко значимости каждой роли: «В театре нет маленьких или больших ролей, для которых не надо бы иметь актерских способностей» [7, стр. 107], соответствия способностей актера тому образу, которую воплощает на сцене: «Роль должна одеваться на актера, как готовый пошитый костюм. В этом костюме все должно быть на своем месте, чтобы не надо было думать во время спектакля, где и когда пришивать рукава и пуговицы» [7, стр. 136].

Учебник по украинской литературе для 10-го класса под редакцией профессора В. Борщевского содержит отдельные сведения о создании театра в XIX веке, но для урока-семинара этих сведений мало. Учителю нужно сделать для старшеклассников экскурс в историю основания театра, выводя при этом из особенностей организации сценических представлений этимологию слова «корифей».

Разведки ученых свидетельствуют, что еще в III тыс. до н.э. на острове Крит и в Микенах происходили примитивные театральные представления, связанные с обрядовыми и земледельческими играми. Археологи нашли на руинах тогдашних городов специальные театральные площадки, построенные из огромных каменных глыб, и места со ступеньками для зрителей.

Нечто подобное мы можем наблюдать и в украинской культуре. В частности то, что наше театральное искусство берет свое начало из фольклора, потому что именно в колядках и щедровках, веснянках, купальских песнях замечаем своеобразную ролевую игру персонажей, каждый из которых имел соответствующую роль и слова. На этом этапе урока можно обратиться к любой энциклопедии традиционной культуры и быта украинцев для того, чтобы подтвердить и проиллюстрировать эту информацию. Например, этнографический справочник «Украинское прошлое» подает определения следующих лицедійств: «Коза» - театрализованный обряд-игра с масками, что имел свой ус-талений сценарий, песенный и музыкальный репертуар»[8, стр. 185]. «Вертеп - популярный в XVII - XIX ст. передвижной кукольный театр, с которым выступали на ярмарках, городских и сельских площадях, а чаще ходили по домам в праздничные дни»[8, стр. 186]. «Маланка» - традиционный новогодний обряд с использованием масок» [8, стр. 188].

Развитие украинского театра прочно связан с жизнью студентов Киево-Могилянской академии. Зарабатывая себе на еду во время каникул, они ставили інтермедійні представления, что имели юмористически-саркастический характер, по селам и городам.

XIX века создало все условия для возникновения нового театра, который существенно отличался от своих предыдущих ступеней: народного любительских трупп. Однако для объяснения слова «корифей» должны обратиться еще раз к древнегреческой трагедии. В ней ведущую роль играл хор, состоявший из 12, а затем - с 15 певцов (хоревтів), включая запевалы, или корифея. Перенося это слово на украинский грунт, нужно так повести беседу, чтобы старшеклассники сами дали ответы на вопросы:

1. Почему мы называем украинский театр XIX века театром корифеев?

2. Каково современное понимание значения этого слова?

С помощью информации, которую содержит школьный учебник, и применении при этом возможности репродуктивного вида своей мыслительной деятельности учащиеся легко дадут ответы на поставленные вопросы.

После выступлений учащихся учитель сделает итог и подчеркнет, что слово «корифей» в наше время означает ведущий, выдающийся деятель науки или искусства. В XIX веке такими яркими личностями оказались м. кропивницкий, М. Старицкий, М. Заньковецкая, И. Карпенко-Карый, П. Саксаганский, М. Садовский. Это лишь несколько фамилий из величенької когорты тех, кто взялся за создание качественно нового украинского театра. Отметим, что важную роль в драматургии этого периода сыграла также многогранная деятельность И. Франко. Поскольку для подготовки к семинару учитель заранее определяет его тему, план, цель, проблематику, основные вопросы, которые следует рассмотреть, а также назначает учащихся-докладчиков, что готовить рефераты по четко очерченной тематикой, нужно заслушать их. Советуем начать работу с доклада (реферата) «Значение литературно-критической деятельности И. Франка для становления украинского реалистического театра».

Это выступление старшеклассника должен базироваться на статье Ивана Яковлевича «Русско-украинский театр». Попутно заметим, что каждое семинарское занятие должно основываться на дополнительной литературе, которую ученики прорабатывают самостоятельно. Однако старшеклассники должны быть обеспечены доступом к книгам на заданную тему: «Речь идет не только о соответствие литературы интеллектуальному уровню развития учащихся, но и о наличии необходимых книг в библиотеках» [9, стр. 32]. Рекомендованная выше статья находится в п'ятдесятитомнику собрание сочинений И.франко, которые есть практически в каждой школьной библиотеке.

В лаконичной форме докладчик должен не просто изложить содержание статьи, но и указать на положительные и отрицательные черты тогдашнего театра, отмечены И.франком; обратить внимание на фамилии тех, кого писатель называет талантливыми или очень способными личностями в истории театрального искусства в целом; определить, какую проблематику, по мнению художника, должна нарушать драматургия.

В конце доклада следует выяснить, в чем заключается сила украинского театра. И. Франко, как известно, считал, что она открывается именно в оригинальности и национальной самобытности, а не в слепом следовании догмам, которые уже давно не соответствуют времени.

Какие драматические произведения И. Франко были в репертуаре корифеев? Пусть старшеклассники с помощью учителя назовут «Украденное счастье», «Учитель», «Будка ч.27», «Рябина», «Сон князя Святослава» и другие.

Говоря о создании украинского профессионального театра, нельзя обойти такого понятия, как «театральщина». Его применяют при упоминании о старый украинский театр преимущественно в негативном значении. Интересно, что «театральщину» презирали передовые украинские художники еще задолго до появления театра корифеев. Например, во всем известной «Наталке Полтавке» И. Котляревский в уста сельского неграмотного парня Петра, который имел возможность видеть одну из подобных представлений, вложил не только дилетанське понимание «лицедейства»: «На комедии одни выходят, - поговорят, поговорят и уйдут; вторые выйдут - то же делают; порой под музыку поют, смеются, плачут, ругаются, дерутся, стреляются, колются и умирают,» - но и оценку тех авторов, которые брались за написание подобных представлений, не имея должного таланта или навыков такого дела: «Пели московские песни на наш голос, Климовский танцевал с москалем. А что говорили, то трудно разобрать, ибо сию штуку написал москаль по-нашему и очень опрокинул слова» [5, стр. 336]. Если принять во внимание, что Петр, очевидно, видел популярную в то время, но низкопробную спектакль «Казак-стихотворец» А. Шаховского, которая, однако, со времени написания (1812 г.) шла на различных сценах более пятидесяти лет, хоть с резкой критикой этого водевиля выступал журнал «Украинский вестник», небезосновательно обвиняя автора в откровенном глумі над всем украинским, в искажении украинского языка и умышленном искажении и осміюванні народных обычаев, то это как раз и была та вещь, которая вкладывается в понятие «театральщина».

После этого ставим вопросы:

1. Что означает это понятие? Почему стоит говорить о существовании «театральщини» лишь до периода начала деятельности корифеев? Приходилось ли вам наблюдать театральщину в наше время?

2. Какие черты присущи старой драматургии? Что негативного было в этих спектаклях?

После высказанных мнений старшеклассников учитель подчеркивает, что репертуар старого театра характеризовался чертами сентиментализма, романтизма, мелодраматизма, неправдоподобно слащавого изображения прошлого и современного бытия народа. Такая тенденция наблюдалась прежде всего в репертуаре ярмарочных труп и культивувалась графоманами?.

Вот какой комментарий общим чертам репертуара нового и старого театра дает писатель и театральный критик, собственно, и режиссер, Николай Вороной: «Старая драма не вдержалась на реальной почве, она со временем начала вироджуватись в натуралистическую драму, сделалась драмой внешней жизни, с ведущей моральной или общественной идеей, с выразительным бытовым характером, с психологией действующих лиц ординарных, зависящих преимущественно от будничных мелочей и уже не глубоких по содержанию переживаний; техника ее примитивная, трафаретная и неблагодарное для творчества драматурга и актера» [ 1, стр. 252]. А вот на какие положительные качества указывает он в новой драматургии: она «рисует борьбу индивидуума с самим собой, это драма чувств, пречувань, угрызений совести, драма беспокойства, колебания воли, страха и ужаса; это страшливий образ кровавого побоища в душе человека. Все внимание художника в ней объединяется на психологической концепции, не порывая с реальностью, он интригу, внешние обстоятельства, бытовые признаки отодвигает на второй план» [1, стр. 252]. Борьбу против «театральщини» и возглавили уже ранее упомянутые корифеи нового украинского театра.

После такой интеллектуальной разминки старшеклассники зачитывают свои рефераты о корифеях. Выступления учащихся должны засвидетельствовать их умение индивидуально заниматься поисково-исследовательской работой, ведь именно исследовательский метод является эффективным в самостоятельном осуществлении процесса познания. По этой причине на первом этапе подготовки к уроку-семинару учащиеся должны подбирать материал исключительно самостоятельно. Однако перед самым уроком уместно порекомендовать старшеклассникам статью О. Слоневской «Украинская драматургия и театр второй половины XIX - начала XX века» из книги Слоневской О. Конспекты уроков по украинской литературе. 10 класс. - Каменец-Подольский: Азбука, 2002. - С 55 - 64, где есть очень интересные факты из биографии Марка Кропивницкого, Марии Заньковецкой, Николая Садовского и Панаса Саксаганского. Для реферата про Марию Заньковецкую уместно также использовать повесть «Юность Заньковецкой (Нестеровский П. Юность Заньковецкой. - К., 1960 - 99 с.) Эта маленькая по формату и объему книга проливает яркий свет на небудничный творческий путь великой украинской актрисы. Перед выступлениями докладчиков несколько слов должен сказать учитель. Эти слова становятся на уроке поэтическими мостиками от одной фигуры к другой.

Основы украинского театра заложил Марко Кропивницькии. Наиболее удачную характеристику этой личности дал М.Вороний. Соответствующие слова цитируем ученикам: «Имея далекосягле режиссерское глаз, умея сразу угадывать и распознавать таланты, Кропивницкий за короткое время успел собрать около себя выдающиеся артистические силы и добиться образцового ансамбля. Все это вместе помогло свіжозорганізованій труппе его засягти чрезвычайного успеха, сделать неожиданный фурор в прессе и в обществе» [2, стр. 243].

М. Кропивницкий особое внимание уделил режиссуре. Если до сих пор каждый актер играл обособленно, то драматургу удалось создать объединенный коллектив на сцене, ансамбль, о котором значительно позже заговорил и К. Станиславский, наблюдая, чтобы каждый актер на сцене дополнял своей игрой игру других актеров. Наследие корифея составляет более 40 драматических произведений, большинство из которых комедийного содержания. М.кропивницкий имел также дар композитора. Он стал автором таких песен: «За солнцем облачко плывет», «Соловей», «Ревут-стонут горы-волны», «Где ты бродишь, моя доле?». Для детей драматург написал пьесы «Ивасик-Телесик» и «По щучьему велению».

Это только основные факты, на которые обратит внимание учитель перед предоставлением слова докладчику. Уже сам ученик в своем реферате укажет на семьи, в которой родился М. Кропивницкий, на его образовании, связях с драматургами других стран, эстетических вкусах, перечислить названия пьес автора и особенно подчеркнет, в которых драмах он сам играл главные роли.

Следующая личность, которой стоит уделить внимание, - это Михаил Старицкий. Он прославился прежде всего как выдающийся режиссер. Во вступительной части учитель укажет на родственных связях М. Старицкого и известного украинского композитора М. Лысенко. Дело в том, что мать корифея происходила из славного рода казацкой старшины - Лысенко. Когда М. Старицкому исполнилось пять лет, у него умер отец, а на двенадцатом году жизни - и мамочка. Сиротой начал заниматься В. Лысенко - отец композитора Николая Лысенко. Собственно, Михаил и Николай были троюродными братьями. Они в 1858 году даже вместе поступили в Харьковский университет на физико-математический факультет. Если учитель считает нужным, может также поручить одному из старшеклассников написать реферат про гениального украинского композитора Николая Лысенко, который своим творчеством очень послужил корифеям-театралам. К тому же о Николая Витальевича есть замечательная художественная книга, с которой не помешает познакомить старшеклассников через посредство ученика, который прочитал ее (Товстуха Есть. Николай Лысенко: Сказания о композиторе.-К., 1988.-341 с.)

Театру М. Старицкий отдал более десяти лет, и только в 1893 году, будучи тяжелобольным, оставил все путешествия и принимал участие лишь в недалеких гастролях, поскольку без сцены жить не мог. Его, как одного из основателей нового театра, вместе с Марией Заньковецкой, Панасом Саксаганским, Иваном Карпенко-Карым пригласили на Первый Всероссийский съезд сценических деятелей. На этом съезде Старицкий прочитал доклад, в котором отметил, что для простого народа сцена является высшей образовательной школой.

Что же до репертуара художника - а об этом больше расскажет ученик-докладчик, - то следует заметить, что, поселившись в Киеве, в 1871р. Старицкий стал организатором Общества Украинских сценических актеров, которое взялось за постановку драм украинском языке. Для репертуара нужны были новые произведения, и драматург написал пьесы «Черноморце» (по произведению Я.Кухаренка «Черноморский избит на Кубани»), «Ночь под Ивана Купала» (по повести А. Щабельської «Наброски карандашом»), «Цыганка Аза» (по повести Ю. Крашевского «Хата за селом»).

В реферате старшеклассник должен указать основные вехи жизни М. Старицкого; принять во внимание, какие политические препятствия мешали художнику активно проводить театральная жизнь; в каких странах гастролировала его трупа; а также раскрыть талант М. Старицкого в других областях искусства, в частности, назвать жемчужины его исторической прозы (написанный на русском языке роман «Разбойник Кармелюк»), замечательную лирику, особенно те стихи, которые положены на музыку (например, песня «Ніч яка, Господи! Місячна, зоряна», которая прекрасно звучит в записях в исполнении современного певца, к сожалению, уже покойного, - народного артиста Украины Анатолия Соловьяненко).

Еще одной яркой творческой индивидуальностью следует назвать Ивана Карпенко-Карого. Поскольку в школьной программе отведены отдельные часы для изучения жизни и творчества этого писателя, то не стоит на его литературной деятельности подробно останавливаться. На уроке-семинаре уместно осветить фигура Ивана Карпенко-Карого исключительно как актера. Эта важная информация старшеклассниками может быть почерпнута из книги «Воспоминания о Ивана Карпенко-Карого» (Воспоминания о Ивана Карпенко-Карого / Составитель Р. Пилипчук. - К., 1987 - 183 с.) Уместно также напомнить учащимся, что слова, которые мы вынесли в заголовок статьи и которые можно записать на доске как мотто (эпиграф), взятые нами именно из драмы Ивана Карпенко-Карого «Суета» и является лирическим признанием театральному искусству главного героя.

Во время занятия учитель ограничится тем, что наведет одну из самых высоких оценок таланта И.карпенко-Карого Николаем Вороным: «Избегая пения, танцев и водки, этих невідмінних атрибутов предыдущих драматургов, он прозирним глазом идейного обсерватора подхватил глубочайшие бытовые и социальные явления села, до него еще никем не замечены, и рукой талантливого мастера изобразил целую галерею новых и интересных образов: мироедов новейшего типа.., чиншовиків, «аблакатів», мелких и больших чиновников, интеллигентов, - словом, целую иерархическую лестницу от мужика до генерала можно увидеть в его художественных произведениях» [С, стр. 337]. Поскольку сначала мы рассмотрели несколько основных фигур театра XIX в., которые были не только актерами на сцене, но и авторами многих пьес, то сосредоточим несколько минут на анализе их творчества и на втором этапе урока предложим ученикам небольшую литературную дискуссию о творческом достояние корифеев-драматургов. До такого тактического поворота подталкивает нас сама школьная программа, поскольку на уроках изучается лишь литературная деятельность И. Карпенко-Карого, а о творчестве других упоминается очень фрагментарно. По причине такого пробела перед семинарским занятием отдельные старшеклассники должны прочитать драматические произведения корифеев. Рекомендуем ознакомиться с драмами Г. Старицкого «Не судилось» и М. Кропивницкого «Пока солнце взойдет, роса глаза выест» и «Дай сердцу волю, заведет в неволю». Впрочем, можно предлагать и другие художественные тексты (по выбору учителя или учащихся).

Для того, чтобы обеспечить активность всех десятиклассников, предлагаем их логически подвести к обсуждению нескольких проблемных вопросов.

Литературоведы отмечают, что эпоха XIX века - период народничества в литературе. Это влияло на манеру изображения мужских и женских фигур и отношения между ними. То есть, в творчестве корифеев женщина - это пассивная сентиментальное существо, которое руководствуется исключительно эмоциями, у нее отсутствует здравый смысл, к тому же это в основном необразованная личность, ограниченная лишь своими крестьянскими бытовыми проблемами и средой; она никогда не пойдет против народной морали, отдельные рычаги которой не всегда справедливы и часто доводят человека к еще большей деградации.

1. Можно ли эти тезисы применить к женских образов того периода?

2. Что вызвало такое изображение и справедливым и единственно верным оно было?

Выражая свои мысли, пусть старшеклассники опираются на анализ отношений Кати и Михаила и Оксаны и Бориса из произведений «Не суждено» М. Старицкого и «Пока солнце взойдет, роса глаза выест» М. Кропивницкого.

1. Действительно ли в этих случаях кавалеры любили своих девушек, или только хотели развлечься?

2. Как вы считаете: возможен ли брак между двумя неравными по социальному положению людьми? Почему?

3. Используя собственные знания, проанализируйте уровень манеры поведения, знание правил этикета, умение общаться, одеваться, уровень образованности и т. д. в панычей и крестьянок. Смогли бы наверстать пробелы в своем воспитании и обучении Оксана и Катя уже во взрослом возрасте? Или без таких навыков поведения возможна гармония в новосозданной семье, где муж - дворянин, человек с образованием и поколениями выработанной культурой общения, существенно отличной от крестьянского уклада жизни?

4. Можно говорить о преобладании эмоциональной сферы над рациональной в сознании героинь? Чем руководствовались девушки, когда слушали прекрасные слова о любви и мечтали о браке с ними барчуков?

Старшеклассники должны прийти к выводу (пусть вспомнят «Катерину» Т. Шевченко, «Сердешную Оксану» Г. Квитки-Основьяненко), что обещания господ вступить в брак с их же кріпачками - отдельные случаи. И, к сожалению, такие отношения часто заканчивались трагедией - обычно смертью девушки. К этому побудило не только то, что под влиянием родственников, поняв бездну социального неравенства, юный дворянин начинал избегать любимого, отказывался от своих обязательств перед ней, но и народная мораль, которая для покрыток создавала ужасные условия жизни. Впрочем, даже при якобы счастливой развязке молодоженов ждало еще очень много испытаний, причем не только девушку-плебейку, но и мужчины-аристократа. Чтобы убедиться в существовании такого явления, достаточно поручить одному из старшеклассников прочитать драму Владимира Винниченко «Молодая кровь» (было бы неплохо, если бы этот ученик был достаточно способным и активным и повел свою партию в беседе на заданную тему, используя именно этот художественный текст). Бесспорно, что героини Старицкого и Кропивницкого знали о подобные жизненные коллизии. На основе таких поучительных фактов они должны были бы сделать для себя какие-то выводы, отказаться от неравного брака. Однако сила чувств, которая переполняла девушек, пылкие слова любви Бориса и Михаила отвергли возможность реально проанализировать свое положение.

1. Вспомните слова, которые сказал отец, когда узнал, что его дочь Оксана - покрытка. Проанализируйте фразу: «ты Сняла мою голову, живьем положила меня в гроб. Спасибо, доченька! Спасибо, моя утіхо и порадо!.. Оддячила за хлеб, за соль и за навуку...Прочь от меня, гадино!..»

2. Справедливо будет сказать, что сама община в некоторой степени виновата в смерти девушки?

3. Проводя параллели с нашей современностью, что вы можете сказать о женщинах, которые рожают детей без мужей? Изменилось ли к ним отношение общественности?

4. Собственные рассуждения можно предложить по поводу того, что в пьесах XIX в. мы имеем сентиментальный народнический тип женщины? Чего ей недоставало для своей защиты: образования, силы воли, смелости, поддержки со стороны представительниц ее пола или чего-то другого?5. Почему часто пьесы корифеев называли мелодрамами? Что такое мелодрама? Каковы ее характерные черты? В чем, по вашему мнению, оказывается народничество этих драм?

Во второй части семинарского занятия следует обратить внимание на тех актеров, которых тоже называли корифеями театра XIX века. Речь идет о Марию Заньковецкую, Николая Садовского и Панаса Саксаганского. Старшеклассники будут иметь возможность выступить с интересными сообщениями, которые расширяют кругозор и знания учащихся о них.

Вступительное слово учителя о Марию Заньковецкую следует начать с того, что игру этой актрисы высоко оценивали театральные критики не только Украины. Например, во время гастролей в Москве М. Заньковецкую увидел К. Станиславский. Вот что он сказал о ее игру на сцене: «Талант исключительный, свой, национальный. Я сказал бы - истинно народный» [6, стр. 67]. Лев Толстой, увлеченный игрой артистки, просил ее подарить платок с плеч. Свой же подарок он вручил с надписью: «Бессмертной от смертного» [6, стр. 61]. В поэтическом творчестве Ивана Драча можно разыскать замечательное стихотворение «Платок Марии Заньковецкой, подаренная Льву Толстому». Если нет возможности продекламировать эту развесистую поэзию на уроке полностью, советуем зачитать хотя бы такой отрывок:

- Беги, - он говорил сыну, -

И моли ради всего святого,

Попроси ту слезу-платок,

Скажи, мол, для Толстого... -

А впоследствии Мария светилась

В святая святых - кабинете,

Он ругал цензурные исключения

О себе в парижской газете,

Смотрел так буйнобородо

Ироничным, могучим львом:

А Чехов Вас только и зовет:

«Хохлацкая моя королева!»

И с ним я в одном не согласен -

Не идите к Александрінки.

Жалованье там, еще и привилегии:

Премного всякой пенки,

И Ваше истинное призвание -

Эта мокрая от слез платок.

Судьба Вашего народа -

Вот тропинка к правде единственная!

М. Рыльский, который видел М. Заньковецкую на сцене уже на склоне лет актрисы, удивлялся ее вспыльчивости: «Кто хоть раз слышал ее пение, то задушевно-грустный, то зажигательно-веселый, всегда овеян волшебством народной песенной манеры, кто видел, как почти буквально летает она в огненном танце, тот никогда этого не забудет» [6, стр. 61].

Следующим актером, которого справедливо тоже называют корифеем украинского театра, Николай Са-довський. Настоящая его фамилия - Тобилевич, но для сценического псевдонима он взял фамилию матери. Вместе с Марией Заньковецкой в 1906 г. Садовский организовал в Киеве первый стационарный украинский профессиональный театр, которому через год правительство отдало Троицкий народный дом как постоянное место для творческого труда. Репертуар актера чрезвычайно большой, а потому в докладе ученик должен выделить именно те пьесы, в которых М. Садовский играл главные роли.

Братом И. Карпенко-Карого и М. Садовского был П. Саксаганский. Свой псевдоним Панас Тобилевич образовал от названия местной реки Саксагань. Путь профессионального актера начался на сцене Первого украинского театра под руководством М. Старицкого и М. Кропивницкого. Как отмечали критики, П. Саксаганский чаще играл комических героев, в частности, его коронной ролью была роль Ивана Барильченка в «Суете» И. Карпенко-Карого. Как трагик актер выступал не менее профессионально, например, прекрасно вошел в роли Ивана Богуна, Гната Голого. На все другие факты из жизни и театральной деятельности П. Саксаганского обратит внимание докладчик.

После зачитанных рефератов для привлечения всех присутствующих на семинарском занятии учащихся к поисково-исследовательской работы следует предложить такие вопросы:

1. В чем оказалась постепенная перестройка театрального искусства XIX века? (На основе прослушанных докладов).

2. Из какой пьесы ведет свое начало украинский театр? Что вы о ней знаете?

(Поскольку учащиеся еще в 9-м классе изучали пьесу и. Котляревского «Наталка Полтавка», а именно эта пьеса оказалась удачным и ярким противопоставлением «театральщині» и с этой пьесы начинается качественно новый украинский театр, то пусть с помощью учителя они вспомнят, какие черты обеспечили именно ей эту первенство).

3. Какие политические препятствия стояли на пути развития драматургии в XIX ст. в Украине?

После всего сказанного надо дать возможность ученикам сделать итоги того, о чем они говорили, чтобы проверить, что и на каком уровне этот класс усвоил. Старшеклассники должны прийти к выводу, что театр в XIX в. стал символом национального сознания нашего народа, выразителем его чувств, желаний. Становлению первого украинского профессионального театра - театра корифеев - способствовали талантливые личности, мастерство и превосходство которых признал мир, а критики их деятельности дали наивысшую оценку.

В заключительном слове учителю необходимо подвести итоги семинарского занятия и оценить выступления. Оценивая выступления старшеклассников, следует исходить из индивидуальных особенностей учащихся, анализировать успехи или недостатки при подготовке материала, рекомендовать впредь обращать внимание на наиболее существенное и важное, а не распылять внимание на второстепенном.

Литература

1. Вороной М. Драма живых символов // Вороной М. Поэзии. Переводы. Критика. Публицистика. - К., 1996. - С 248 - 270.

2. Вороной М. Марко Лукич Кропивницкий // Вороной М. Поэзии. Переводы. Критика. Публицистика. - К., 1996. - С 241 - 245.

3. Вороной М. Театральное искусство и украинский театр // Вороной М. Поэзии. Переводы. Критика. Публицистика. - К., 1996. - С 270 - 356.

4. Жорник В. Формирование познавательной активности учащихся в процессе совместной игровой деятельности // Родная школа. - 2000. - №1. -С 27-28.

5. Котляревский И. Наталья Потавка // Котляревский И. Произведения. - К., 1980. - С 209 - 246.

6. Слоневская О. Украинская драматургия и театр второй половины XIX - начала XX века // Слоневская О. Конспекты уроков по украинской литературе. 10 класс. - Каменец-Подольский, 2002. - 380 с

7. Воспоминания о Ивана Карпенко-Карого/ Составитель Р. Пилипчук. - К., 1987. - 183 с

8. Украинское прошлое: Иллюстрированный этнографический справочник. - 2-е изд. /А. П. Пономарев и др. - К., 1994. - 256 с.

9. Филиппова Н. Варианты урока изучения биографии писателя // Дивослово. - 1999. - № 5. - С 32 - 34.

10. Хороб С модерная Украинская драма конца XIX - начала XX века: Неоромантизм, символизм, экспрессионизм. - Ивано-Франковск, 2002. - 413 с