Статья
Иван Багряный
Изучение романа Ивана Багряного «Тигроловы» на фоне исторических событий и явлений с применением интерактивных методов обучения.
Н. Белоус,
аспирант Винница
Программа по украинской литературе предусматривает изучение в 11 классе общеобразовательной школы творчества Ивана Багряного и характеристику приключенческого романа «Тигроловы». Как убеждает опыт, эта работа будет намного эффективнее, когда будут использоваться материалы из истории Украины. Ведь, как отмечает известный методист Есть. Пасечник, художественная литература не только отражает жизнь конкретной исторической эпохи. Она способна заглянуть в будущее, уловить важнейшие тенденции исторического развития, перерасти рамки времени. Гениальные творения прошлого является в определенной степени своеобразной проекцией в современность [1:247].
Во время изучения романа И. Багряного «Тигроловы» большое значение придаем интерактивным методам обучения, которые учитывают субъективный опыт ученика-читателя и процессы умственных операций. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предсказуемую цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность [2:9].
Уроки, на которых имеет место интерактивная деятельность, дают возможность осветить тему более основательно, использовать новые резервы педагогического воздействия на старшеклассников.
Творчество Ивана Багряного интересует сегодня многих исследователей и литературоведов. Содержание его романа «Тигроловы» выходит далеко за рамки приключенческого жанра и дает достаточно полное представление о ужасные страницы нашей истории - сталинские репрессии 30-х годов.
Для того, чтобы учащиеся смогли лучше понять это произведение, необходимо ознакомить их с биографией И. Багряного, поскольку «Тигроловы» является своеобразным вариантом осмысления писателем трагедии собственной жизни. Осуществить это можно с помощью ролевой игры «Интервью писателя».
Учитель делит класс на пары (по партах). Один ученик выступает в роли корреспондента, второй - в роли - И. Багряного. Старшеклассники, которые представляют творческую группу «корреспондентов», ставят вопросы по биографии и творческого пути Багряного напарникам по парте, которые выполняют роль самого писателя. Для ответов учащиеся могут использовать материалы из биографии, написанной самим же Багровым, и письма.
Ориентировочные вопросы и ответы:
• Назовите ваше настоящее имя. Иван Павлович Лозов'ягін.
• Расскажите, пожалуйста, где вы родились?
Родился 17 сентября 1907 (6) г. на Полтавщине (теперь Сумская область), рос в г. Ахтырке на Харьковщине... Ахтырка и Охтирщина проглядывает во многих моих произведениях - в повести «Смерть», в рассказах «Просвитяне», «Солнечные пятна», «Последние два», «Нероз-предполагаемая тайна ооо. Бурдуна»; в книге избранного «На длинной ниве», в автобиографическом очерке «О себе» я тоже уделил немало места Ахтырке. В автобиографической повести «на Рассвете» также много сказано о Ахтырку. Именно Ахтырку, а не Роменское Засулье, я всегда считал своей родиной...
• Где вы получали образование, какие предпочтения были в юности?
Сначала окончил церковно-приходскую школу, в 1916-20 гг. выше-начальную школу, затем, в 1922-23 годах, кончил Краснопільську художественно-керамическую профшколу, а с 1926 по 1930 г. учился в Киевской художественной институте (бывший Всеукраинской художественной академии). Именно во время учебы в институте имел другую профессию - литературу, в которой проявлял свои антирежимные, освободительное, антикоммунистические наставления...
• Как начиналась ваша литературная карьера?
Литературой начал заниматься очень рано, если иметь за литературный труд детское писание стихов. Стихи я начал писать на украинском еще в русской церковно-приходской школе. Начал я их писать с протеста против учителя и учительницы, которые меня злобно называли «мазепинцем», потому что я считал в арифметике не так, как они велели, а так, как научила мать: один, два, три, четыре
.... шесть восемь.... и т.д. Это было упорное соревнование.
И вот под влиянием сборника басен Глебова и «Катерины» Шевченко, которые я получил нелегально, я начал писать воинственные стихи во втором классе церковно-приходськоі школы восьмилетним мальчишкой. Три или четыре года позже, в выше начальной школе, я уже был редактором школьного журнала «Надежда», что выходил в украинском языке, потому что уже тогда школа была украинская.
Как писатель и поэт, принадлежал к т.н. «попутчиков», то есть писателей «непролетарских» по идеологии. Литературную карьеру начал в 1926 году в Киеве, в журнале «Глобус» и «Жизнь и революция»...
• Каким литературным объединением предпочитали?
Принадлежал к литературной организации «Марс» (Мастерская Революционного Слова), что была организацией т.н. «попутчиков», куда входили выдающиеся писатели-«попутчики» того времени: В. Подмогильный, Д. Фальковский, Бы. Сети, В. Антоненко-Давидович, Г. Косынка, Є.Плужник, Т Осьмачка.
Также был приятелем наиболее оппозиционно настроенных писателей и политических деятелей в Украине в конце 20-х годов, таких как М. Волновой, Остап Вишня, М. Кулиш, М. Яловой, Христов, Предрассветный т.д.
• Расскажите, пожалуйста, о вашем отношении к тогдашнему режиму.
Мое отношение к большевизму и большевистского (оккупационного для Украины) режима определилось очень рано. Главную роль здесь сыграла судьба близких мне, политически активных людей, принимавших участие в революции как социальной, так и в национально-освободительной. Два старших брата были расстреляны чека в 1922 году за принадлежность к небольшевицької партии, за их непримиримую позицию относительно РКП (б) и ее экспозитуры - КП (б) У.
Под жестокие репрессии попали и те из родных по материнской линии, кто проявил себя активно в революционных событиях, борясь хоть и против реакционного российского монархизма, но не на стороне большевиков.
Судьба моя тоже была этим определена, - то есть судьбой моих родных. С одной стороны потому, что я, в связи с большевистской политикой и тактикой, должен был нести ответственность за своих ближних, «вина» которых перекладалась автоматически на меньших и тяготела над ними. А с другой стороны потому, что влияние старших братьев не прошел бесследно.
• Когда вы попали в ссылку?
В 1928 году подданный советской критикой остракізмові, как «антисовєтський» поэт и писатель, «кулацкий» идеолог. Начало остракизму был положен статьей марксовского критика Правдюка в журнале «Критика» №10 за 1931 год (Харьков).
В 1932 г. был арестован за политический (самостоятельное украинский) уклон в литературе и политике и заключенный в харьковской т.н. «внутренней» тюрьме ГПУ. Приговор отбывал в лагерях т.н. БАМЛАГУ.
В 1936 г. был побег из-под опеки НКВД, потом я скрывался между своими людьми в Суданском и Буреїнському районах.
Ту «родину» я прошел от Киева до Чукотки, до Беренгової пролива и обратно. Прошел под опекой опричников с ГПУ-НКВД, переходя постепенно через все мытарства... Целая молодость похоронена там. А остальное жизнь прожитая в общем концентракту, имя которому СССР, где такая категория людей (а именно категория политически неблагонадежных) лишена права голоса и обречена на вечное состояние моральной депрессии, не говоря уже, что она часто лишена труда и життьових средств и вечно угрозе новыми арестами и заключениями.
В 1937 году я вернулся домой, где меня снова арестовали. В 1940г. освободили за недостаточностью материалов для повторного осуждения.
• Когда вы эмигрировали из Украины?
В 1945 году я эмигрировал на Запад (через УПА в Словакии, затем - Германии).
• Расскажите об истории написания приключенческого романа « Тигроловы».
История рождения каждой книги очень интересная и может быть даже поучительной. А история рождения книги украинского писателя-эмигранта особенно. Особенно может быть интересна история рождения именно этой книги.
Сразу же оговорюсь, что я прекрасно знаю, что эта книга не шедевр. Но так же я прекрасно знаю, что она достаточно популярна, читаема людьми разных интересов и уровня образования и социального положения, и чаще всем пришлась к сердцу, а значит - она выполняла и выполняет свою функцию. А значит - она более-менее писательской удачей. Но не в этом суть. А суть в том, что в таких условиях, как написана эта книга, вообще книги не пишутся.
Как-то мы лежали с Аркадием Любченко в Мор-шине под елью, на мхах радиации против осеннего солнышка и «загорали». И разговаривали о войне, о партизанку, о политике, да и съехали, как и положено, на литературу.
И здесь я, чтобы стравить этого талантливого писателя-прозаика, сказал ему безапелляционно, что собираюсь написать роман или повесть, а не какой-то там сборник новелл. Это было полушутя.
Любченко начал смеяться и отговаривать меня от напрасной траты энергии, ибо, мол, проза - это отдельный жанр, тяжелое, нужно призвание отдельного, а ваше, мол, призвание - это поэзия. Тогда я, чтобы убедить его в серьезности затеи, экспромтом выложил ему сюжет будущей книги. Это был более поздний сюжет «Тигроловів» в точности. Но все равно я его не убеж-нав. И действительно - от замысла до исполнения - дистанция колоссальная. Он смеялся от всей души с такого нахальства и кощунственного, по его мнению, затеи - писать повесть или роман. На том эта веселая беседа и кончилась.
Позже я узнал, что гестапо арестовало Любченко... И страшно его жаль. Уже видится картина, как этот благородный человек уже болтается где-то на веревке, перелицованная смертью до неузнаваемости, на каком-то грязном перекрестке Львова, перед толпой... Вспомнилась солнечная час, когда мы лежали под елью. Вспомнился разговор... И тут я вспоминаю свое обещание Любченкові написать роман...
И я ухватился за это, как топленый хватается за соломинку. Эта рятівнича соломинка: убежать от всего этого ужаса, заглушить неотвязное и подлое чигання смерти, убежать в другой мир! Вон отсюда! Подальше в жизнь. На недостижимую свободу.
Бывший замысел, викладуваний шутку, теперь бурхнув на меня наводнением. Это путь бегства!
Я сразу же лихорадочно принялся за работу. Никогда я в своей жизни так не работал. Я забыл про все. К тому абстрагировался от действительности, что, если бы вдруг в дверях появился вестовой и сообщил, что теперь вот идут забирать «второго редактора из Харькова», я бы не понял и выгнал бы вестника из дома, назвав его чокнутым.
Я работал всю ночь и всю ночь курил. И если бы на утро перешагнуло порог гестапо, то оно упало бы бесчувственное от дыма.
Так я работал несколько дней.
На четырнадцатый день я закончил свою книгу. Это были «Тигроловы».
Затем старшеклассники отвечают на поставленные учителем вопросы.
Вопрос к ученикам, которые выступают в роли И. Багряного:
• На все ли вопросы вы смогли ответить?
• Были ли вопросы, которые вызвали у вас трудности?
• Довольны ли вы ходом беседы?
Вопрос к «корреспондентов»:
• Довольны ли вы ответами И. Багряного?
• Смогли бы сами дать ответы на сформулированные вами вопросы?
• Попробуйте ответить на вопрос, какое вызвало трудности у вашего интервьюера.
В романе «Тигроловы» Иван Багряный описал мытарства и уничтожение невинных людей в гулагах, борьбу против тоталитарного режима. Для того, чтобы учащиеся смогли осознать суть сталинской тоталитарной системы, учитель предлагает провести деловую игру «Аквариум», в ходе которой старшеклассники смогут лучше понять не только исторический контекст, но и сегодняшнюю социальную и политическую ситуации. Метод «аквариума» направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, совершенствование умения дискутировать и аргументировать свое мнение [4:34].
Перед началом проведения игры «Аквариум» учитель выбирает тему для обсуждения: «Проблема свободы и смерти в трагическом конфликте человеческой личности из сталинско-репрессивной системой». После этого нужно определить группу лиц (5-7 человек), которые больше всего интересуются этой проблемой или имеют больше знаний по данной теме, чем другие.
Стулья в классе размещаем так, чтобы эта группа из 5-7 человек находилась в центре, а остальные вокруг. За столом в центре садятся участники группы - «рыбы», их задача - по кругу высказать свое мнение по предложенной проблеме.
Ученики, которые накануне получили задание, высказывают свои мнения, обращаются к сюжетной канвы произведения, приводят факты из истории, используют цитаты из романа.
Старшеклассники начинают обсуждение, цитируя начало романа, где изображен поезд, несущийся на Дальний Восток: «... Вытаращив огненные глаза, дыша пламенем и дымом, потрясая ревом пустыне и нетра и огненным хвостом заметая след, летел дракон».
Автор экспрессивно выписывает образ поезда-дракона, шестьдесят вагонов которого - «... то шестьдесят рыжих гробов, и в каждой из них полно поглощенных жертв, полно живых мертвецов. Сквозь зарешеченные дыры смотрели тоскливо гроздья мерцающих глаз, - смотрели сквозь темноту где-то на утраченный мир, где туда, где осталась страна, озаренная солнцем...» Сверхмощный паровоз «И.С.» (Иосиф Сталин) показан И. Багряным как гигантский двуглазый циклоп.
Эта страшная картина поезда-дракона, «эшелона смерти», символизирует сталинскую тоталитарную систему. Учащиеся вспоминают признаки тоталитаризма.
Далее старшеклассники рассказывают о главном герое романа «Тигроловы» Григория Многогрешного, который, несмотря на бодрствование Медвина, убегает от вготованого ему ада. Они отмечают, что человек, не прирученная тоталитарной системой, может и должна бросить вызов этой системе и выстоять.
Все присутствующие в классе внимательно слушают разговор в «аквариуме», записывают непонятное, обдумывают вопрос для того, чтобы позже высказать свое мнение.
После того, как время, отведенное для дискуссии, иссякнет, группа возвращается на свои места, а учитель задает вопросы ученикам:
• Согласны ли вы с мнением группы?
• Какой из аргументов считаете наиболее убедительным?
Метод «аквариума» направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, совершенствование умения дискутировать и аргументировать свое мнение» [4:34].
Во время обсуждения романа обращаем внимание учащихся на семьи Сирко и Морозов. На примере этих семей мы знакомимся с людьми, которые образовали в конце XIX - нач. XX века Зеленый Клин. Таких семей было тысячи.
Учитель может предложить ученикам, которые хорошо знают историю, подготовить научное исследование по теме «Украинская диаспора Дальнего Востока». Подаем материалы для такого сообщения, используя статью М. Траф'яка [7].
Жизнь украинских поселенцев на Дальнем Востоке - важные страницы нашей истории. Исследователи отмечают, что название «Зеленый Клин» дали украинцы землям, освоенным ими на юге Дальнего Востока - в бассейне Амура и на побережье Тихого океана, поскольку благоприятные климатические условия, богатые ресурсы, лиственные леса, синее небо напоминали переселенцам Украину [7:74]
Массовое освоение Дальнего Востока украинцами начинается с 80-х годов, когда царское правительство предпринимало дополнительных мер по его заселения: семьи получали наделы земли, освобождались от налогов на длительное время и от военной службы.
Переселенцы с Украины принесли с собой новые способы обработки почвы, новые сорта сельскохозяйственных культур (картофель, помидоры, морковь, сахарная свекла), о которых коренные жители даже не слышали.
Но за освоенную землю украинцам пришлось заплатить каторжным трудом и жизнью сотен тысяч соотечественников.
В историографии связывают эмиграционное движение на Зеленый Клин с экономическими причинами, хотя можно говорить и о сочетании экономических и политических причин, а также желание людей реализовать свой потенциал.
Период от 1906 до 1917 года считают самым интенсивным в хозяйственном освоении Дальнего Востока, поскольку в результате столыпинской аграрной политики правительство пыталось освоить целинные земли и уменьшить земельный голод путем переселения людей. Еще одним толчком к этому стала катастрофическая поражение в войне России с Японией (1904-1905рр.), которая заставляла Москву усилить колонизацию Зеленого Клина, чтобы создать нужную базу для реванша.
Условия жизни и национально-культурного развития украинцев на Дальнем Востоке были крайне тяжелыми: не было национальной церкви, школы, собственных политических и культурных организаций. Кроме того, оказывалось грубое авторитарное давление со стороны царской власти, царила политика деукраинизации.
Следствием массовых переселений было не только освоение огромных земельных площадей, но и голод, нищета и смерть.
И все же переселение украинцев на Восток было для нашего общества не только потерей, но и достижением, ибо обеспечивало украинское присутствие в мире.
Использование интерактивных методов на уроках литературы, в частности во время изучения романа И. Багряного «Тигроловы», поможет создать в классе атмосферу ответственного и открытого взаимодействия, что означает поощрение учащихся задавать вопросы и искать ответы, сотрудничать с другими для поиска знаний.
Литература
1. Пасечник Есть. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях: Учебное пособие для студентов высших заведений образования. - К.: Ленвіт, 2000. - 384с.
2. Помегун О., ПироженкоЛ. Современный урок. Интерактивные технологии обучения. - К.: А.С.К., 2004. - 185с.
3. Клочек Г. Знать своих героев: Материалы к школьному изучению романа И. Багряного «Тигроловы» //Русский язык и литература в средних школах, гимназиях, лицеях и коллегиумах. - 1999,- №2.- С.91-108
4. Лысенко А., Авраменко Н. Мозаика интерактивных методов обучения в системе работы учителя-словесника// Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2005. - №7. - С.31-36
5. Марцинюк Т. Человек на трагическом экзамене истории// Колокол. - 1995.- №10.- С.149-150
6. Святовец В. Художественная деталь и вся палитра (к изучению романа И. Багряного «Тигроловы»)// Урок украинской. - 2004.- №3.- С.45-474.
7. Траф'як М. Зеленый Клин// Современность. - 1996. -
№4-5. - С.74-86.
|
|