Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Новозаповітні мотивы в украинской поэзии XX века

Я. Хомич,

учитель украинского языка и литературы Украинского коллежа им. В. О. Сухомлинского

Киев



В непростое время, когда разрушена старая коммунистическая идеология, а национальная идея пока что окончательно не сформирована, когда украинцы растерялись в потоке информации, которую предлагают СМИ, когда демократия осознается некоторыми гражданами как вседозволенность, возникла насущная необходимость вернуться к вечным человеческим ценностям. Украина - православная страна, поэтому возрождение духовности следует начинать с воспитания молодежи на принципах христианской морали. Это не означает, что обучение должно быть религиозным, но именно Библия дает нам примеры поведения, которые являются общечеловеческими, на которых строится этическая система большинства стран.

Изучение Нового Завета - одно из наиболее благодарных и интересных занятий. Современная интеллигентный человек уже не представляет себя без осведомленности с античной и восточной древнейшей литературой. Неполной будет образование и без знания Книги Книг - Библии. Программа «Украинская литература. 5-11 классы» для средней общеобразовательной школы, подготовленная Институтом педагогики АПН Украины (докт. пед. наук Н. И. Валахии и канд. пед. наук О. М. Бандурой), предусматривает изучение Библии в 9 классе.

Но после проработки программного материала я решила исследовать с учениками, как тема распятия Христа переосмыслена поэтами XX века; научить девятиклассников раскрывать смысл библейских символов, что, кроме осознания вечных христианских ценностей, помогло бы более глубокому пониманию истории Украины XX века через восприятие ее глазами художников того времени. Так был разработан урок внеклассного чтения «Ново-заветные мотивы в украинской поэзии XX века».

Відеоепіграф:

«Я верю, что нет никого прекраснее, более глубокого и совершенного Иисуса. Я убежден, что не только нет, но и не может быть никого подобного ему. Даже те люди, которые отвергают и критикуют христианство, все равно в глубине души подражают христианский идеал, ибо ни холодный разум, ни страстное сердце не в состоянии сотворить высший идеал человеческих добродетелей, чем заповедана нам Христом.

Моя вера в Христа не является детской. Моя осанна родилась в очистительном пламени сомнения» (Ф. М. Достоевский).

Ученик на фоне музыки Моцарта ( «Реквием « D-moll) читает Евангелие от Луки (Путь на Голгофу. Распятие Иисуса. Иисусова смерть.)

Для усиления эмоционального впечатления пересматривается отрывок из фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы»(оплакивания Марией Иисуса), после чего проводится беседа с учениками:

• Какие качества для подражания показал нам, людям, Иисус Христос в последние минуты жизни? (Умение прощать, покорность судьбе, любовь к людям, верность убеждениям, уверенность в немарності своей смерти, любовь к Богу.)

• Почему Иисус жалел не себя, а людей? (Иисус любил ближних, как самого себя, сочувствовал людям, которые еще не были готовы воспринимать его мысли, чем сами себя обкрадывали и обрекали на духовную смерть.)

• Все сочувствовали Иисусу? (Людям была непонятна высокая миссия Христа, поэтому Его поучения вызвали страх, а у некоторых зависть через любовь простонародья к Нему и большую популярность среди народа. Ученики Спасителя боялись, что их разоблачат и также накажут, поэтому не выражали открыто свое сочувствие и боли. Но все же часть людей открыто оплакивала Сына Божьего.)

• Зачем прибили надпись над крестом: «Это - царь иудейский»? (Это была насмешка палачей и предостережение другим, чтобы не смели называть себя царями и подрывать власть императора. С другой стороны, эта надпись стал предсказанием, потому что после воскресения Иисус действительно стал властителем человеческих душ не только в Иудее, но и в мире.)

• Смерть на кресте считалась позорной - так казнили преступников. Что заставило одного из преступников сострадать Спасителю? (Иисус не проклинал палачей, а простил им. Он и перед смертью был верным тем идеалам, которые проповедовал. Разбойник понял, что это не простой человек и наказание слишком жестокое и несправедливое, ведь преступник был виноват, а Иисус не имел тяжких грехов за собой.)

• Почему Иисус пообещал одному из преступников Царство Божие? Имела право на прощение человек, которая раскаялась? (Если человек искренне осознает свою вину, она на пути перерождения, поэтому сама становится самым строгим судьей для себя. Прощать надо даже самых жестоких преступников, если их раскаяние искреннее. Иисус учил умению прощать и этим облегчать жизнь и себе, и тому, кого прощаешь. Ненависть уничтожает человека - любовь возрождает.)

• Почему Бог не спас Сына? (Иисусу уготована такая судьба еще до рождения. Он должен полностью выполнить все, завещанное Ему. Показать нам пример идеального человека, верного своим высоким убеждениям и во время страданий, и перед угрозой смерти. Иисус имел своей смертью искупить грехи всего человечества.)

Прочно вошли в нашу речь афоризмы из Евангелия, которые учащиеся могут объяснить на следующем этапе урока.

«Не ведают, что творят» - быть прощенным за то, что не осознал трагизма всего, что произошло.

«Нести свой крест» - быть готовым к тяжелой судьбы, не роптать на собственные страдания, мучения, иметь силу снести тяжелейшие испытания.

«Терновый венец» - символ больших страданий.

«Идти на Голгофу» - страдать, идти на какую-то тяжелую или безнадежное дело.

Каждый воспринимает Иисуса и историю распятия по-своему. У каждого своя дорога к Богу. Во все века эта тема волновала человечество и не оставляла равнодушными художников. Особенно ярко вспыхивает тема Голгофы в искусстве во времена тяжких испытаний для общества. Ученикам демонстрируются произведения известных художников и скульпторов на новозаповітні темы ( Пьеро делла Франческа «Крещение Христа», Тинторетто «Распятие», Пуссен «Снятие с креста», Тициан «Оплакивание Христа», « Положение в гроб», Джотто «Оплакивание Христа»Микеланджело «Оплакивание Христа», Рембрандт «Снятие с креста»Караваджо «Положение во гроб» и др.). Также учителю следует подготовить литературную выставку (Библия, или Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета/ Перевод И. Огиенко. - Издание Украинского библейского общества, 1993; Библия для детей. - К.: Радуга, 1992, Нюстрем Э. Библейский словарь. - К.: Библейская лига, 1996; Антонич Б.-И. Поэзии. - К.: Сов. писатель, 1989; Драч И. Храм солнца. Поэзии. - К.: Сов. писатель, 1990; Жиленко I. Чайная церемония. - К. :Сов. писатель, 1990; Загул Д. Поэзии. - К.: Сов. писатель, 1990; Зеров М. Произведения. - К.: Днепр, 1990.- Т.2; Клен Ю. Избранное. - К.: Днепр, 1991; Костенко Л. Избранное. - К.: Днепр, 1989; Маланюк Есть. Поэзии. - Львов: Феникс Лтд., 1992; Осьмачка Т. Поэзии. - Сов. писатель, 1991; Павлычко Д. Любовь и ненависть. Избранное. - К.: Основы, 1994; Плужник Есть. Поэзии. - К.: Сов. писатель, 1988; Стус В. Сочинения: В 6 т. - Львов: Просвещение, 1997; Тычина П. Солнечные кларнеты. Поэзии. - К.: Днепр, 1990; Філянський М. Поэзии. - К.: Сов. писатель, 1988 и др).

Далее перед классом выступают группы историков, биографов, чтецов с подготовленными дома сообщениями о том, как мотивы Нового Завета нашли свое воплощение в искусстве слова XX века в Украине.

Перед учениками таблица, которую необходимо заполнить в течение урока во время анализа стихов. В нее внесены названия произведений, а также три вопроса:

• Что означают в поэзии библейские символы?

• Какие новые символы времени вносит автор?

• Какова главная мысль стихотворения, настроение?

После выступления каждой группы докладчиков - анализ по вопросами таблице. Задача: показать, что в разные времена писатели переосмысливали Новый Завет по-своему, находили в нем созвучие с современностью и через библейские образы пытались донести до читателей мысли о наболевшем, раскрывали глаза на общественные неурядицы, подносили национальное самосознание украинцев, искали утешения и пути преодоления кризиса в стране.



Первая группа

Сообщение историка

УКРАИНА 1917-1920 ГОДОВ

Февральская революция 1917 года открыла новую страницу в истории Украины. Начался сложный, противоречивый, но очень важный этап в ее общественно-политическом и духовном развитии.

В советской Украине XX в. было обозначено ужасными проявлениями варварства: разрушенные храмы, уничтожены фрески и мозаики, сожжены книги, иконы, изуродованные произведения ювелирного, скульптуры, но самое страшное - физически уничтожены тысячи людей, причастных к религиозному культу. После 1917 года церковные таинства и чудеса было объявлено шарлатанством, злоумышленный одурманюванням народа. Участие в жизни церкви почти открыто преследовалась. Открытое исповедание христианской веры в советской Украине требовало героизма, а часто мученичества. Священник мог говорить о Боге лишь в церкви, вне церкви ему было запрещено это делать.

Идеология коммунистического вероучения была построена на атеистических теориях Маркса, которые утверждали, что человек не создан по образу Божьему, что Бог - это миф, составленный человеком, и этот миф, давая человеку иллюзию счастья, отвлекает ее от реальной борьбы за построение земного рая - коммунистического общества.



Сообщение биографа

Тодось Осьмачка (1895-1962)

Родился 16 мая 1895 года в крестьянской семье в селе Куцівка на Киевщине. Первое его произведение - поэма «Думы солдата» (1916), направленный против российского царизма и тогдашней войны, до нас не дошел, уничтожен царской полицией. За написание и распространение этого произведения среди воинов автор попал под военно-полевой суд, и от неминуемого расстрела его спасла революция 1917 года. Выйдя на волю, принимает активное участие в национально-государственном возрождении Украины, учительствует и много пишет. С 1930 года потерпел от большевистских властителей систематического преследования, неоднократного ареста, допросов, дома умалишенных (Кирилловка), побеги на село и полного забвения и молчания. Года 1943 покидает родину и отправляется на Запад. Здесь много пишет и издает свои произведения.

Оставил после себя немалое литературное наследие.

Чтецы декламируют стихотворение Т. Осьмачки «Кто».



КТО

На персах земли -

гора;

в тяжелое звездное небо с солнцем

впира лбом.

От горы до пят зрение небесных -

кровавые туманы.

На горе в туманах -

крест.

Протянул мышцы

от края мира до края,

с востока на запад.

В мир упала тень креста

с севера на юг.

На кресте - человек.

На степи,

на воды

свисает глава.

.. Из души земли встают крики,

тьмой птиц летят на крест.

Плачем там исполняет небо.

По дереву муки

из ран человека -

стекает кровь.

Реками хлынет

с горя по бедрам,

по ребрам земли

в кровавые моря -

доверху.

Из пещер и нор,

из зарослей, лесов

волки ушли.

По чреву света

отряды ходят сытые,

пьяные,

пьют кровь.

Распял кто правду на Голгофе

вновь!

Зверь пирует!.. Болит душа.. 1921 г.

Анализируя поэзию Т. Осьмачки «Кто», ученики нашли в ней библейские символы.

Человек на кресте - та, которая не принимает новую политику, устрій. ее идеалы и моральные устои пытаются нивелировать, а взамен прививается культура варварства, что делает существование невозможным. Сама украинская земля оживает (третья строфа), ее описание становится подобным описания казненного Иисуса.

Крест - страдания Родины, сплюндрованої «сытыми, пьяными ватагами». Как палачи хотели казнить Христа по его убеждению, так же уничтожаются в Украине люди, которые не соглашаются с новой идеологией. Украина несет свой тяжкий крест и не имеет силы для сопротивления.

Голгофа - «распятая правда», то есть правда для поэта - тот мир, что рушится на его глазах «пьяными» ватагами, носителями бескультурье. Вся Украина стала Голгофой, на которой распинается человек, имеет свою индивидуальность, моральные ценности.

Образ времени для учащихся раскрывается в словах-символах: кровь, крики, тьма птиц, волки, сытые, пьяные ватаги, зверь пирует.

В Украине 20-х годов идет гражданская война, что разрушает привычный уклад. Льется кровь, жизнь человека ничего не стоит. Большевистские идеалы лишены духовности. Хищные звери выходят из чащи, предсказывают смерть для всего живого. Наступило господство зверя. Апокалиптическая картина завершается она исполнена мукой голосом лирического героя, которым является сам автор («Душа болит!»).



Вторая группа Сообщение историка

УКРАИНА 1950 - 1970-Х ГОДОВ

Смерть Сталина 5 марта 1953 г. внесла существенные изменения в общественно-политическое положение страны.

В 1953-1964 гг. «первым человеком» в стране был Никита Хрущев. После его доклада на XX съезде КПСС в 1956 г. была проведена широкомасштабная амнистия политзаключенных, преодолены самые ужасные проявления тоталитаризма. Несмотря на заметное смягчение общественной атмосферы, система продолжала держаться на жестких принципах административно-командной экономики, идеологического контроля и политической несвободы. Кратковременная хрущевская «оттепель» сменилась новыми идеологическими погромами интеллигенции. Начались физические расправы с писателями и политические аресты. Все больше політизувалось искусство. Художников приучали думать идеологическими категориями, что негативно влияло на их творчество.



Сообщение биографа

ДМИТРИЙ ПАВЛЫЧКО (родился 28 сентября 1929 г.)

Родился Дмитрий Васильевич Павлычко 28 сентября 1929 г. в селе Стопчатові Яблунивского района Ивано-Франковской области в крестьянской семье.

Дмитрий Павлычко - великий труженик, продолжатель многогранных традиций Ивана Франко. Несмотря на неблагоприятные времена, он работал, издавал книги - одних только стихов набралось на несколько томов, а еще три сборника статей и исследований по различным вопросам литературной и общественной жизни, произведения для детей, киносценарии, переводы. И постоянная общественная деятельность: участие в защите родного слова, природы, в мероприятиях по увековечению памяти жертв сталинского террора - во всем, что способствует торжеству добра и справедливости. Потому что самая большая его радость - видеть счастливыми тех, кому не помогает судьба».

Выступление чтецов



ГОЛГОФА

Это страшно, как человека распинают,

Не йнявши веры ей, что Бог она;

Плевками прибивают к кресту

Невинную душу, гением пройняту.

А еще страшнее, как снимают ката

С назовет справедливой позора,

На коленях стоят вокруг мертвеца

И ждут в мольбах, что он вот-вот воскреснет.

Одна Голгофа испокон веков была:

Разбойник и создатель висели рядом,

И в темноте не различали их.

И мы должны видеть при свете, Где убитый бог, а где всемирный хам, Что перед смертью распинал народы.

1969



Работа с таблицей.

В поэзии Д. Павлычко «Голгофа» ученики находят библейские образы человека-Бога, креста, Голгофы, через которые автор подает нам свои размышления о судьбе гениев, гонимых, презренных, осужденных, казненных. Автор спрашивает, только обладатели виноваты в гонениях на художников. Хуже всего, по его мнению, что сами люди равнодушны к несправедливости, а иногда и сами принимают активное участие в гонениях смельчаков, которые восстают ради общего блага против существующего строя.

Кроме библейских, в поэзии появляются символы времени: плевки, кат, всемирный хам. 1960-е - время диссидентского движения, время борьбы за права и свободу личности. Автору обидно, что борцы не находят поддержки у народа, который до сих пор не может избавиться от рабского страха за свою жизнь, хотя сталинская система отошла в небытие («на Коленях стоят вокруг мертвеца И ждут в мольбах, что он вот-вот воскреснет.»). Страшно, когда именем мертвого «ката» совершаются новые преступления, когда снова черное выдается за белое. Главная мысль произведения звучит в последних строках - призыва отличать правду от лжи, свет от тьмы. Павлычко хочет, чтобы люди услышали гениев - поэтов, писателей, которые пытаются показать истинное положение дел в стране, возродить идеалы духовности.



Третья группа Сообщение историка

УКРАИНА 1985-1991 ГОДОВ

Кризис советского общества побудила руководящие партийные круги к проведению реформ. Однако реформы разрабатывались и внедрялись медленно и противоречиво.

Изменение социально^политического курса на просторах бывшего СССР получила название перестройки, которая закончилась развалом соцлагеря.

Но не перестройка пробудила в душах граждан чувство сверхъестественного вмешательства в ход истории. Кризис 1986 года - время ужасной Чернобыльской трагедии. Чернобыльская катастрофа стала ассоциироваться со словами св. Иоанна Богослова о звезде Полынь, потрясла и разбудила, заставила выйти из летаргического сна миллионы одурених идеологически, обворованных материально, облученных смертоносной радиацией людей.

Политическая ситуация в Украине менялась медленно. Только со сменой лидера республики несколько оживилась общественно-политическая жизнь. Важным фактором, который все больше начинал влиять на состояние дел, было формирование в республике оппозиционных структур. Главную роль в противостоянии партийно-государственному аппарату играл Народный Рух Украины.

Важное значение имели и выборы в верховный Совет республики и местные советы. Впервые в парламенте прозвучал голос оппозиции, а в трех западных областях - Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской - ее представители пришли к власти. В то же время в республике нарастала социальная напряженность. Забастовки шахтеров, голодовка студентов, столкновения с милицией во Львове, демонстрации в Киеве и других городах - и все это происходило на фоне нежелания и неумения со стороны партийно-государственного аппарата начать реформы. Руководство Компартии Украины занимало жесточайшую позицию в отношении оппозиционных сил, звучали призывы к силовым методам борьбы.

В конце концов в августе 1991 года консервативные силы перешли в наступление. Путч провалился, и на этой волне 24 августа был принят Акт о независимости Украины. Референдум 1 декабря 1991 года продемонстрировал желание народа Украины жить в независимом, самостоятельном государстве.



Сообщения биографов

СВЕТЛАНА ЙОВЕНКО (родилась в 1945 г.)

Светлана Андреевна Йовенко родилась 20 сентября 1945 года в г. Киеве.

в 1969 году с отличием окончила филологический факультет КГУ им Т. Г Шевченко, работала редактором в издательстве художественной литературы «Днепр».

Чернобыльская трагедия наполнила болью сердце поэтессы и вылилась в ряд замечательных стихотворений, в которых звучит тема вины каждого перед искалеченным или уничтоженной природой, тема христианского раскаяния. Признаки духовного Апокалипсиса Светлана Йовенко видит в рождении на земле новых обездуховлених поколений, что лишились исторической памяти и уже теряют элементарные понятия порядочности.

Выступление чтецов

В Чернобыле вишни цветут.

В Опачинах білиться хата...

Кто возвращает на крестный путь -

не боится умирать.

Распинаются «за народ»

біофлюгери вездесущи:

собиратели наград, наград -

плод мутаций таки неусыпный.

Златоустам не собственных мук

боль - не доказательство о подлинности муки.

На трибунах прокряче крук,

а луна - круговая порука.

Провідміняно же в стократ

тех, народом реченних в клятвах!

Распятие же пошли за народ

и не те, и не так много...



Работа с таблицей.

Через библейские символы распятия, крестной пути автор показывает судьбу Украины после 1986 года. Образы цветущих вишен, дома, білиться, выступают антитезой к осознанию невозможности жить так, как раньше, на земле, отравленной за халатности человека радиацией. Поэтесса поднимает проблему экологии души «собирателей знаков отличия, наград», которым только на словах небезразлична дальнейшая судьба нации, истерзанной радиационным излучением. Украина стала на «крестный путь», потому что последствия необратимые катастрофы. Поэзия разбивает иллюзию относительно возможности существования здорового генофонда в стране, где сложные экологические проблемы затрагиваются лишь в выступлениях демагогов разного уровня. Выразительными являются образы «біофлюгерів» и «ворона на трибуне» - людей, не имеющих собственного мнения, они провозглашают модные идеи, но эти выступления остаются пустым звуком, потому что не идут от сердца оратора, которому на самом деле безразлична судьба народа. «Златоустам не собственных мук» поэтесса противопоставляет тех немногих, что действительно болеют за людей и идут «на распятие». Идея, что наконец надо начинать служить своему народу не только на словах, становится ведущей в поэзии.

Учителю следует подвести детей к мысли, что они родились в новые времена, когда Украина уже получила свою независимость. Будущая судьба страны зависит от них. им дальше писать историю. И какими будут образы времени в поэзии будущего, тоже зависит от современной молодежи.

Каждый из нас по-своему открывает для себя Библию и историю Распятия в частности. Какие же библейские мотивы созвучны современной молодежи? Как итог урока учащимся предлагается написать мини-сочинение произвольной формы (прозаической, стихотворной) на тему: «Мои размышления над Вечной Книгой».

Вот некоторые произведения учеников, родившихся под влиянием урока.



Мои размышления над Вечной Книгой

Библия - книга бытия, читая которую, мы учимся жить среди людей. Все знают, что Библию писало не одно поколение, а целых 60! Именно в этой Книге Книг заложена многовековая мудрость, сведения не только о деяниях Иисуса Христа - Сына Божьего, но и наше с вами будущее. Библию признают не только христиане, но и иудеи, другие религии. Также, я думаю, Библию мало прочитать, ее необходимо «пропустить» через себя.

Итак, каждый человек должен сам, своей верой прийти к Библии. И когда каждый осознает значение этой Книги для себя, будет придерживаться основных библейских законов, то, конечно, мир изменится к лучшему.

(Даник Галина, ученица 9 класса)

По моему мнению, Библия для каждого человека является чем-то особенным, источником мудрости. Библия - это луч солнца, что освещает нам дорогу, пробивая сети жизненных трудностей. Священное Писание помогает человеку познать себя, свою душу, кем она является на самом деле, понять смысл своей жизни. Ведь эта Вечная Книга полна притч, что передают нам жизненный опыт прошлых поколений. Путешествие по страницам Ветхого и Нового Заветов выводит нас на дорогу праведности, очищает наши души, помогает стать достойными людьми.

(Иванченко Анна, ученица 9 класса).



КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

Смеется толпа дико, помряченно,

Исступление и голоса толпы

Раздаются в сторону, где сплетенный из терна

Венок лежит на Божьей голове,

Где крест несет осужден невинно

И преданный за несколько золотых

Несчастный сын и продана человек,

Советчик, учитель, мудрый руководитель.

Креста несет... Он жертвует собой!

А где благодарность? Хохот вдогонку.

Он имеет страх, и не боится боли,

Потому что за будущее он идет на изгиб.

(Балыкина Татьяна, ученица 9 класса)



А завершала урок я собственной поэзии.

РАСПЯТИЕ

Бог - Любовь. Почему же тогда ненависть

Все разрушает на своем пути?

Бог умирал - и небеса здригались,

Видя сразу и спесь.

Молния пустые слепила глаза,

Рвался крик у матери из груди:

- Объясни мне, о, Светлый Отче,

Зачем смерть принимать за людей?

Крики, кровь, разбушевавшаяся Голгофа...

Сколько боли и доброты в глазах!

Проклинают именем Саваофа,

Небо же захлебывается в слезах.

Безумие маячит в зрачках:

- Смерть ему, он смеет учить нас!

Небо над крестами в черных птиц:

Нынче праздник смерти - их время.

И не знаю, сон это или призрак:

Перья черное падает из мглы...

Вновь толпа восклицает: «Варравва!»

А Христа мы бы снова распяли.