Статья
Основы христианской морали Рецензия на книгу Александра Кислашка «Уроки для спасения» - К: Грамота, 2005
Н. И. Волошина,
доктор педагогических наук, профессор,
член - корреспондент АПН Украины
Где-то четверть века назад бригада ученых из Научно-во-исследовательского института педагогики посетила восьмилетнюю школу в селе Лосятині, что возле Почаева Тернопольской области. Всех поразила новое здание школы, а особенно учебный процесс, где учителя внедряли новые педагогические идеи. Директором той школы был Александр Павлович Кислашко, который и построил ее. Математик по специальности, он 28 лет отдал обучению и воспитанию детей, 21 год работал директором школы. Александр Павлович - отличник народного образования. Когда Украина стала независимой, А. П. Кислашко в 1991 году принял сан священника. Он - Митрофорный протоиерей, настоятель храма Святого Великомученика Юрия Победителя, что в г. Вишневом Киевской области.
Проповеди отца Александра, которые он провозглашает в храме, несут свет веры, правды, добра, справедливости. Он никогда не настраивает своих прихожан против тех, которые ходят к другой церкви. Его слово, мудрое и уважительное, способно примирить людей разных конфессий. И это ему удается, потому что он - педагог и высокообразованный человек.
Отца Александра очень беспокоит наша молодежь: какая она пойдет в жизни, какие идеалы будет исповедовать. Поэтому он взялся за издание книг, в основе которых воспитание учащихся на основе христианских ценностей согласно возрастных особенностей школьников. Имея большой педагогический опыт работы с детьми, А. П. Кислашко советует изучать в школе «Основы христианской морали». Но первый шаг в этом должно сделать наше государство. Отец Александр разработал программу этого курса от первого до девятого класса включительно. Для i-II классов он издал пособие из «Закона Божьего», «Евангелие для детей», книги «Православные праздники и народные обычаи» и «История православной церкви», редактором которого является жена Александра Павловича - Надежда Михайловна Грищенко, ее великолепное сопрано звучит и в высококвалифицированном церковном хоре, в котором поют учителя музыкальной школы, и в народном церковном хоре. Для учащихся старшего школьного возраста он задумал написать «Уроки для спасения» в трех книгах. Раскрывая основы христианской любви к Богу и ближнему через десять заповедей, надежду на Бога («Отче наш», девять заповедей блаженств) и веру в Бога («Символ веры»), он на первый план ставит любовь к Господу и ближнему. В такой последовательности освещает материал в своих книгах Митрофорный протоиерей Александр Кислашко. Он собрал ценный жизненный материал, соединил его с жизнью и мыслями святых отцов, рассказами из святоцерковних трудов, народных преданий, произведений писателей.
В книге автор размышляет над тем, как стать идеальным человеком, как воспитать в себе самые лучшие черты, приобретенные человечеством веками. Ведь мы родились людьми, а Человеком с большой буквы еще надо стать. Мы живем не в одиночку, а в обществе. Поэтому каждый должен подумать и спросить себя, для кого и чего он живет: для себя, или для людей, или каждый творит радость для других. И здесь автор утверждает мысль о том, что «хорошо жить может только тот, кто представляет собой искреннюю любовь Христову к людям и своими достойными поступками выполняет волю Божью». Чтобы жить подлинно христианской жизнью, нужно исполнять десять заповедей Божьих. Они Его священная воля, или Закон.
Десять заповедей Божьих, записанных на двух каменных скрижалях, касаются каждого из нас. Эти заповеди записаны в Ветхом Завете, были подняты на еще большую высоту в Нагорной проповеди Иисуса Христа, в его девяти заповедях блаженств.
Первая заповедь Закона Божьего «Я есть Господь. Бог твой, пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня». Чтобы познать Бога, отмечает автор, нам предстоит читать и изучать Священное Писание, читать творения Святых отцов и учителей Церкви, как можно чаще посещать храм Божий, слушать проповеди священников, изучать творение Божие - природу. Вера в Бога предостерегает лю-дину от плохих действий. На примере жизни и смерти фінікійки Варвары автор раскрывает силу веры в Бога, предостерегает от плохих поступков, осуждая тех, кто поет дрянных песен, употребляет грубые слова, потому что, кроме страха, в человеческом сердце должно царить любовь к Богу. «Он привел нас из небытия в бытие, даровал нам и тело, и душу, сформировал нас умными, дал нам воздух для дыхания, сотворил все живые существа для рода человеческого и хотел, чтобы человек наслаждался, - замечает автор книги, - но человек была обманута лестью дьявола.»1 Здесь же поясняется на доступных примерах, что такое ересь, раскол церкви, богоотступничество, отчаяние.
Так, скажем, люди отрекаются от истинной веры, боясь преследований, насмешек, или ради каких-то выгод. Это - богоотступничество. Из Ветхого Завета мы узнаем о том, как товарищ и ученик Иисуса Христа Иуда Искариот отступил от веры, предал своего Учителя, продав за тридцать сребреников. И хоть он потом покаялся, что «выдал невинную кровь», и причинил себе смерть, и в историю веры вошел как предатель.
Или еще один пример. 22 апреля - преподобного мученика архимандрита Вадима, которого царь-язычник Сапор II (310-381 pp.), что прославился как гонитель христианства, посадил в тюрьму вместе с семью учениками. Среди заключенных были предатели христианской веры. Таким был и Нірсан, князь арийский, христианин. Он просил царя вернуть ему прежнее положение, потому что боялся пыток. Царь согласился, но с одним условием: он должен собственноручно убить преподобного Вадима. Настало время казни. Архимандрит Вадим сказал Нірсанові, что тот не только отрекся от Бога, но и потерял совесть, и придется теперь ему предстать перед Страшным судом. На мгновение Нірсан заколебался. Но то было лишь мгновение. Несколькими ударами меча он отсек голову Святому Вадиму. Царь вернул все Нірсанові, как и обещал, но радости и спокойствия на душе убийцы не было. Муки совести обессилили его, и он покончил жизнь самоубийством.
Автор книги учит людей не отчаиваться, не идти на поводке у злой силы - дьявольской силы. Среди этих людей, а они слабой силы воли, наркоманы, пьяницы, психически больные. Только верой в Творца они могут исцелить себя. Здесь же приводится несколько примеров из жизни монахов, а также называются молитвы, которые нужно знать и проговаривать каждый раз таким людям: «Да воскреснет Бог и рассеются враги Его», молитва Иоанна Богослова и др.
Осуждает на примерах из Священного Писания автор колдовство, суеверие, лень. О лени он говорит так: «Лень - дитя безделья и пустого времяпрепровождения. Лентяй возникает там, где все легко дается ... Это явление глубоко духовного порядка, его корни прячутся в бездействии души.» Чтобы побороть лень, надо избавиться от пустого времяпровождения, безделья. Как пример трудолюбия автор советует прочитать о жизни игумена Дорофея, Святого отца Стефана епископа Пермского и др.
Дает дельные советы отец Александр по поводу того, как избавиться от угодливости, самоуверенности, самовосхваление, грехов против второй заповеди: жадности, самолюбия, ненасытности, тщеславия.
Человек должен придерживаться христианских добродетелей второй заповеди Божьей: щедрости, любви к ближнему: «И будешь любить ближнего своего как самого себя! Я - Господь!», «Заповедь новую даю Вам: любите друг друга! Как Я возлюбил вас, так и Вы любите друг друга!»
Примерами из Священного писания автор завещает нам любить наших братьев во Христе, наши семьи, наших учителей, чужаков, которые оказываются среди нас, всех людей, а также врагов наших. Любовь к ближнему должна проявляться в том, чтобы мы защищали от других недостатков, прощали, жертвовали собой ради других. А доносить любовь к ближнему надо через сочувствие и сожаление, смирение и кротость, единство и мир, переживания.
Обращаясь к каждому из нас, а особенно к молодежи, автор советует всегда делать добрые дела: «Всегда помни, что ты сын народа. В тебе, как солнечный свет в капле воды, отражается его многовековая история, его величие и слава, его любовь и надежда, его неразрывное единство с теми дорогими нашему сердцу уголками, где когда ты ступал босыми ногами. Это вечное, неистребимое, незгасне. Ты должен знать историю своего народа; в твою душу должны войти лучшие народные достояния и традиции, став для тебя святым законом. Украинцы имеют свою Родину, в которой ты обязан относиться подобающим образом, уважая и признавая ее законы.
Коснувшись родной земли, ты почувствуешь, как она стонет и плачет за своими героями, которые погибли в борьбе за ее независимость. Наша Родина живет и будет жить вечно, пока мира, поскольку миллионы героев полегли во имя ее чести и достоинства. Любой духовно готовым, чтобы в любой тяжелый час ты смог стать на защиту своей родной земли.»2
Родина - это родной дом, в котором не всегда все бывает хорошо. Есть в нем радость и горе. Отец Александр советует не только смотреть, но и видеть. Нужно, утверждает он, формировать в себе правдивый взгляд на мир, а это становится возможным, когда человек создает что-то дорогое для себя и для окружающих. Надо учиться быть мудрым, чтобы понимать, где должен делать что-то хорошо ты, а где обязаны тебе.
Завершает автор свои размышления и советы словами: «Любовью к людям каждый из нас утверждает и свою любовь к Господу».
На примерах из Священного Писания автор раскрывает такие понятия, как сдержанность, бескорыстие.
Третья заповедь Закона Божия гласит: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...» И снова примеры, примеры, которые помогут человеку избавиться от таких поступков, как богохульство и отступничество, употребление бранных слов с призывом имени Божьего.
Бог благословляет тех, кто чтит праздники. По церковному календарю, кроме воскресенья, празднуют еще и дни событий, которые Господь завершил для нашего спасения. Раньше в дни больших церковных праздников организовывали субботники. Сегодня все изменилось: наши люди празднуют религиозные праздники так, как во всем мире. Хоть не полностью, но наш народ выполняет четвертую заповедь Божью.
Отдельно хочу остановиться на уроках пятой заповеди Закона Божия: «Почитай отца и мать - тогда тебе будет хорошо и ты будешь долго жить на земле». Автор сначала характеризует взаимосвязь детей и родителей по Святым Писанием. Дети должны уважать и слушать своих родителей, быть внимательными к их советам, беспокоиться о своих родителях, уважать людей старшего возраста. Нельзя насмехаться из родителей, клеветать («Кто злословят отца или мать, пусть смертью умрет»), бить («Кто ударит отца своего или мать казнить смертью»).
Уважение, почитание своих родных - закон нашей жизни. Такой вывод делает автор и учит: помни, что ты - смысл и цель жизни твоих родителей. Никто нас так не любит, как родители, никто так нас не молится, как мамочка. Ведь мать рождает наше бытие, одухотворяет нашу жизнь духом народа, родным словом, мыслью, любовью и ненавистью, преданностью и непримиримостью. «Благодаря матери ты соединен со своим народом, ты - капелька крови в его жилах, но вместе с тем ты единственный в мире и в Бога»3, - утверждает О. П. Кислашко. Беречь мать - значит заботиться о чистоте источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения жизни - эти мысли должен усвоить каждый человек. Автор учит быть достойным своего отца, приумножать его честь и достоинство, приводит примеры уважения к родителям из народных пословиц. Александр Павлович - любящий отец. В уважении к труду, к людям, к вере, справедливости и любви он воспитал своего сына Ярослава, тоже священника с педагогическим образованием. Ярослав Кислашко - Митрофорный протоиерей. Он - соавтор отца в написании отдельных книг, его уважают в Коцюбинскому и в Вишневом Киевской области. Филолог по первому образованию, он владеет даром слова и так, как и отец, идет к людям с добром и любовью.
Автор книги учит уважать бабушку и дедушку, уметь провести их, как и своих родителей в последний путь, молиться за упокой их души, уметь с уважением вспоминать перед своими детьми умерших родственников.
Отдельно выделено поучения, как надо уважать учителей и школьных наставников. «Твой долг - на всю жизнь сохранить доброжелательное отношение к школе как к святыне, передать это отношение своим детям и внукам»4. Обращаясь к каждому из нас и к тем, кто учится, автор говорит, что долг каждого - учиться в полную меру своих сил. Надо жить в мире мыслей, ибо день без мысли, без чтения - напрасно прожитый день.
В юные годы, утверждает автор, особенно нужно бояться пустоты души, дешевых развлечений, которые несут нищету мысли и души. Здесь же он советует, как надо уважать своих учителей, раскрывает значение труда педагога, то источник знаний, к которому должен стремиться человек.
Как пример большого уважения к учителю - рассказ автора о том, как римский император Феодосий Великий пригласил для обучения своего сына грамотного и воспитанного мужа Арсения. Мальчик гордился тем, что он - царский сын, и заставлял своего наставника стоять перед ним, а сам сидел. Об этом узнал отец-император и возмущенно сказал сыну: «Встань и уступи место наставнику: честь, достоинство и богатство - исключительные вещи, и ты их не заслужил. Бог не сегодня, так завтра может отнять все это у тебя, а ученость есть собственность этого человека, и ты должен его всегда уважать и чтить. Встань, пусть учитель твой сядет».
БОГ дает человеку жизнь и Бог имеет право забрать. Поэтому шестая заповедь Закона Божьего так и называется «Не убивай». Убийство - это смертный грех. Седьмая - «Не прелюбодействуй!», восьмая - «Не кради», девятая - «Не произноси ложного свидетельства против ближнего своего», десятая - «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни служанки его, ни поля его, ни вола его, ни осла его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.» И снова на примерах из Священного Писания и из сегодняшней жизни автор предостерегает от недостойных и страшных поступков, учит жить по заповедям Божьим, руководствуясь законами христианской морали. «Мы должны желать людям добра и счастья, - утверждает автор. - Но об этом следует не только говорить, но и действовать, ибо добрые желания живут в душе того, кто отдает силы своей души другим людям.»
Так, протоиерей и педагог Александр Кислашко через свою сердцем и умом написанную книгу дарит нам силу своей души, радость общения, вселяет веру в победу доброго, чистого, вечного. И хотя сейчас у нас школа отделена от церкви, и хочется верить, что в учебных планах школ появится новый предмет «Основы христианской морали», как в учебных планах Англии, Франции, Германии, где наряду с предметами естественно-математического и филологического профиля отдельно выделяется религиозное воспитание. Новая жизнь требует новых подходов к воспитанию, особенно тех, которые признаны во всем мире. А первая книга Митрофорного протоиерея Александра Кислашка уже пошла к людям. И тот, кто ее купил, уже внес свой вклад в строительство храма Святого Великомученика Юрия Победителя, который возводится в г. Вишневом и силу, средства и душу вкладывает отец Александр.
1. Кислашко Александр. Уроки для спасения. - К. Грамота, 2005. - С 16.
2. Кислашко Александр. Уроки для спасения. - К.: Грамота, 2005. - С 153.
3. Кислашко Александр. Уроки для спасения. Грамота, 2005. - 151 С.
4 Там же, с. 153.
|
|