Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Изучение литературных произведений с исторической инверсией

Ю. Бондаренко,

кандидат педагогических наук,

доцент Нежинского государственного

университета имени Николая Гоголя

Часть произведений исторической тематики написана по принципу «исторической инверсии», которая является способом идеализированного изображения предыдущих эпох. Это авторский миф прошлого, предстает в виде суток, когда все происходило так, как хотелось бы. *

Для інверсованого мифологического мировоззрения характерно обращение к мировой или национальной истории (чаще - последнее). Он придает им исключительно положительного характера, наделяет идеалами, которые еще не достигнуты, желаемыми признаками, воплощает в них свои исторические стремления. М. Бахтин следующим образом объясняет сущность указанного явления: «...Мифологическое и художественное мышление локализуют в прошлом такие категории, как цель, идеал, справедливость, совершенство, гармоническое состояние человека и общества», «здесь изображается как уже бывшее том, что на самом деле может быть или должно быть осуществлено только в будущем, что, по сути, является целью..., но никак не действительностью прошлого»1 .

Историческую инверсию можно наблюдать полностью или частично во многих текстах: «Энеиде» И. Котляревского, романтической поэзии о казачестве, «Захаре Беркуте» и «Моисеи» И. Франко, прозе А. Кащенко, А. Чайковского, Ю. Опольского, «Меча Арея» И. Билыка и др. В ней антураж прошлых эпох выполняет роль воображаемого поля, где кристаллизируются авторские исторические стремления. Ведь «миф - не принадлежность нашего прошлого, миф постоянно присутствует в нашем внутреннем мире, больше того - именно миф шифрует какие-то важные аспекты нашего индивидуального бессознательного, открывая возможности для самопознания»2. Итак, мифологизированные внутренние устремления писателя в сфере истории и должны быть предметом исследования на уроках литературы. Однако сегодня отсутствуют обобщенные методические предложения по анализу текстов такой категории. их выработке и посвящена эта статья.

На наш взгляд, историческая инверсия - один из способов выражения философско-исторических взглядов писателя. В таком ракурсе и должно происходить изучение произведений. М. Бахтин привел круг понятий, которые могут стать призмой для анализа. Вместе с учащимися учитель выясняет, с какими общественными или личностными обстоятельствами жизни людей связывает свое видение справедливого, совершенного, гармоничного в истории, как он воплощает его с помощью различных художественных элементов. Теоретической основой указанных подходов к анализа литературных источников является утверждение, что «мифы никогда не объясняют, они всегда устанавливают определенный прецедент как идеал и как гарантию долговечности этого идеала»3. Внутренним зрением писатель склонен воспринимать в изображаемому прошлом образ идеального для себя исторического будущего:

Еще как были мы казаками,

А унии не слышно было,

Там-то весело жилось!

Братались с вольными ляхами,

Гордились вольными степями...

(Т. Шевченко, «Полякам»)

В приведенном фрагменте стихотворения идеалами Т. Шевченко есть воля, братание с другими народами, религиозная свобода, которые он хотел бы видеть в перспективе для Украины. Произведение отражает славянофильские устремления поэта. Логика мифологизированного сознании художника работает так: раз я вижу в истории предыдущих эпох примерные для себя явления, значит их надо утверждать и на перспективу.

Каждый уровень текста предоставляет писателю специфические возможности для идеализации, в основе которой установка автора на отражение абсолюта. Однако учителю обязательно надо принимать во внимание, что «настоящие составляющие единицы мифа составляют не единичные отношения, а «пакеты» отношений, и только благодаря комбинациям этих «пакетов» составные части приобретают функциональной значимости»4. Качественное прочтение целостной структуры исторической инверсии возможно лишь через анализ текста как системы отношений между различными компонентами текста. Но в первую очередь анализируем связи между сюжетными составляющими, образами-персонажами и языковыми единицами - главными носителями значений в любом мифе. Этим обусловлено использование методических приемов, что необходимо задействовать на уроке.

Так, в сюжете произведений с исторической инверсией обязательными являются эпизоды или композиционные части, в которых герои демонстрируют свое духовное величие, присутствуют описания желаемого для писателя общественного устройства, гармоничных отношений между людьми, равноправных международных отношений и т.д. Указанные фрагменты читаем вслух, пересказываем, а потом анализируем углубленно, осмысливая, что именно стремится идеализировать художник слова, каким образом он этого достигает, какие конкретно понятия - справедливость, совершенство, гармония или подобные - реализованы в каждом случае, в каких образах они воплощены и с какой целью это сделано.

Исследования таких эпизодов /частей/ легко вплетается в общую канву последовательного анализа художественного произведения. Важно, чтобы ученики раскрыли тот эмоциональный и интеллектуальный влияние, которое оказал выбранный фрагмент, констатировали, что именно на них в тексте подействовало и что в эпизоде, по их мнению, представлен как идеал и можно ли его считать исторической целью автора. Помогая детям, учитель объясняет главные этапы деятельности.

1. Назвать эпизоды /части/, в которых имеется идеализация изображенного.

2. Обосновать выбор: раскрыть содержание, указать, что именно идеализировано и с помощью каких средств.

3. Объяснить, какие мировоззренческие установки продемонстрировал писатель в этом фрагменте.

4. Определить, какое значение имеет эпизод /часть/ для выражения главной мысли произведения.

Выяснения художественной функции таких сюжетных эпизодов - необходимый момент во время анализа. Вопросы типа: «Какую роль играет эпизод с исторической инверсией, что он дает для реализации темы, идеи, замысла автора?» полезны тем, что помогают сформировать целостную оценку роли этих фрагментов.

Продуктивным есть и задача представить произведение без указанного эпизода /части/. Далее необходимо отслеживать, как это влияет на развертывание сюжета и композиции, расстановку персонажей, на выражение темы, идеи, проблематики и т.д.

Следующий шаг - подбор эпизодов, где идеализация, по мнению школьников, достигает наибольшего проявлению. Сопоставляем различные части текста, определяем, в каких из них достигнут наибольшую степень идеализации изображенного. Так открывается путь к осознание ключевых общественных, психологических, культурных и других приоритетов писателя, исторической цели, которую он исповедует. Каждому из отобранных эпизодов необходимо подобрать названия - способ, который помогает оценить фрагмент и его художественное сверхзадача. Неплохо, если эти цитатные заголовки, из языковых формул автора, где сконцентрировано его представление о совершенное. Ученики накапливают нужны художественные высказывания, определяют, сопоставляя, какие из них могут претендовать на роль заголовков, и вместе с тем анализируют под необходимым углом зрения языковую ткань литературного произведения:

«Любовь к отчизне где героїть, там сила вражья не устоит» («Энеида» И. Котляревского);

«С номадов ленивых ся мгновение люд героев сотворит» («Моисей» И. Франка).

В некоторых случаях для исторической инверсии присущ особый развитие сюжета как движения изображенных событий к определенной цели, в основном общественного или духовного рост героев (поэма «Моисей» И. Франка, в которой инверсия подана в конце произведения). Понять это помогает ученикам составление сюжетного плана, который отражает этапы указанного процесса. В основном его разворачивают по хронологии событий в произведении, но не надо забывать и о причинно-следственных связях: школьники должны объяснять, каким образом каждая из ситуаций предопределяет следующие исходные точки, как она приближает события или персонажей к желаемому для автора результата. План целесообразно создавать как обычный, так и цитатний, как простой, так и сложный. Последняя его позиция - формулировка, что подтверждает досягнутість очерченного автором идеала. Для поэмы И. Франко «Моисей» он приобретает следующий вид: каждый пункт отражает новый этап в приближении гебреях их внутреннего перерождение, которое состоялось в конце поэмы; с таких же позиций должен быть осмысленная роль и тех фрагментов, где библейский народ колеблется, вступает в противодействие со своим проводником и замыслу Бога, где сам Моисей терпит уныния и смерти - эти эпизоды тоже приближают ожидаемую мить5.

Установка связи между событиями в произведении с исторической инверсией - важный вид работы, который углубляет понимание учащимися характера исторического мышления писателя. Как известно, существует несколько видов связи: причинно-следственная, когда одно событие предопределяет другую, хронологический и чисто художественный, когда события связаны только идейным замыслом писателя.

Под время анализа сюжета можно сгруппировать события по характеру связи между ними. При этом лучше всего брать главные из них и проводить лени? в других - тоже главных или второстепенных. Так для школьников вырисовываются сюжетные центры как основные носители событийности и авторской идеализации изображенного, ученики смогут сконцентрироваться на ключевых моментах содержания. Каждый тип требует своей последовательности исследования.

Легче всего детям определять хронологические связи, которые накладываются на последовательное развитие сюжета. В случае, если есть экскурсы в прошлое ( а они тоже могут отражать движение событий к цели-идеала), отсутствует хронологическая преемственность в различных композиционных частях, работа усложняется: детям собственноручно приходится определять временной цепь.

Выяснения причинно-следственных связей в подобных произведениях требует определенного тренинга учащихся. Надо устанавливать не только наличие связи, но и его характер. Сначала учащиеся называют главные события, а далее задумываются, что именно стало причиной каждой из них и какие последствия она родила, а в конце - как все вместе срабатывает на формирование исторической инверсии.

Когда ученики установят первые два типа связи, переходим к выяснению третьего - идейно-художественного. Здесь происходит оценка роли каждого эпизода в выражении идеи произведения: идеализация картин прошлого подчинена донесению до читателей ведущей мысли текста. Так становится понятной связь между собой различных событий в контексте исторического мифа, предложенного писателем. Ведь четко срабатывает правило: «Человек (в нашем случае писатель - Ю.Б.) - это существо, что изобретает тот или иной миф, а потом пристраивает мир во замеры этого мифа»6. Каждый художник, который создает историческую инверсию, работает по представленной схеме.

Важное место в ее развертывании рядом с событийной частью текста занимает система образов-персонажей. В ней четко заметна идеализация внутреннего мира героев, а совокупно она направлена на отражение как добродетелей персонажей-лидеров, так и гражданских отношений, общественного строя, которым автор отдает предпочтение, которыми увлекается («Захар Беркут» И. Франка).

Поэтому духовно-психологическая характеристика должна предшествовать художественно-эстетической оценке героев. Ведь последняя - это выявление роли персонажа в тексте, то есть в развертывании сюжета, композиционному построению, постановке проблематики, выражении авторской позиции - в нашем случае суммарной оценке исторической инверсии. Следовательно, при индивидуальной характеристики образов людей важно выделить черты-доминанты: герои в исторической инверсии в основном являются носителями незначительной количества ведущих черт, это скорее идеализированные персонажи-типы (казацкие вожаки в ранних поэмах Т. Шевченко, Захар Беркут И в. Франко, Петр Сагайдачный в А. Чайковского), подчинены философско-историческим представлениям писателя, чем персонажи-характеры.

В процессе же анализа міжобразних контактов осмысливаем их качество - предмет, через который предстает картина идеального общества. Учащиеся выясняют, какие гражданские ценности реализуемые во взаимоотношениях героев, развернутых событиях, делают вывод, можно ли эти отношения считать гармоничными, справедливыми, совершенными. Поскольку «миф содержит оценку способа, с помощью которого состоялась данная ор-ганизации»7, изучение художественных связей приближает школьников к постижение механизмов созидания исторической инверсии с помощью групп персонажей, языковых образов, сюжетно-композиционных частей как системных образований, объединенных между собой логикой мифа.

Художественная информация, поданная через системы об-раз-персонажей, может быть усилена обширными описаниями социального устройства, авторскими размышлениями об общественной совершенство. Они помогают ученикам увидеть историческую цель и приоритеты писателя более наглядно. У них исторический миф опредмечується, предстает в виде готовых сентенций, четко заметные способы и направления решения исторических проблем. Выделяем прямо высказанные мысли писателя, рассматриваем, в которых картинах исторической инверсии они также воплощены.

Выявлению главной идеи исторического мифа поможет и анализ художественного языка. Данная идея обязательно повторяется в лексических единицах или их комбинациях. Необходимые исследования синонимических рядов в художественном тексте. Синонимы - неотъемлемый атрибут языка произведения. Писатели широко ими пользуются, поскольку они позволяют развернуть изображение до максимально выразительных границ. Методика предусматривает различные виды работы: объяснение смысловых нюансов каждого слова в синонімічному ряда, определение совокупного смысловой нагрузки всего ряда, обоснование соединенности и взаимодополняемости синонимов (почему именно такой ряд подобрал автор?), объяснение их стилистической функции в тексте. Ученики выбирают речевые обороты, направленные на идеализацию изображенного. После достаточного накопления надо систематизировать их по значениям - это еще один путь выйти на центральную смысловую линию исторической инверсии.

Кроме того, надо иметь в виду, что произведения с исторической инверсией довольно часто появляются тогда, когда писатели не находят в жизни идеалов, которые хотели бы видеть. Авторский миф возникает как «альтернативная реальность», в которой существует то, чего не хватает в действительности, «способ видеть мир иначе»8, чем он есть на самом деле. «Исторически обосновывая свою мечту достижения общественного совершенства, автор-философ заглядывал в будущее, бросая вызов современности»9. Эти слова о И. Франко и его повесть «Захар Беркут» обобщают логику художественного мышления художников, которые используют историческую инверсию как творческий прием.

Поэтому словеснику необходимо реализовать две главные установки для работы на уроке: первая - выявить во время занятия конфликт между восприятием художником реальности, в которой он жил, и его общественно-историческими, ментально-психологическими и др. идеалами, отображаемыми с помощью исторической инверсии; вторая - исследовать, в чем именно заключалась для художника разница между реальностью и его стремлениями. Для этого проводим соответствующие параллели и сопоставления. Рядом с текстами, изучаются, привлекаем другие художественные, документальные, эпистолярные источники этого же писателя, где раскрыто его видение современного для него состояния дел.

О нынешнее автора ученикам расскажут и источники других художников, исследования историков, социологов, политологов, документалистов и т.д. (См. таблицу )

Если учащиеся изучают не только произведения с исторической инверсией, но и тексты, где писатель изображает современную ему действительность (например, поэзию Т. Шевченко в 9 классе, произведения И. Франко в 10-м), они заполняют обе колонки представленной таблицы самостоятельно. В противном случае первую колонку заполняет учитель, а школьники имеют найти в исторически-інверсованому художественном материале фрагменты с противоположным содержанием, которые наглядно показывают разницу между реальным и идеальным для художника.

Как известно, полноценная разговор об идейно-тематическое содержание литературного произведения не может происходить без выяснения ключевого противоречия, положенной в основу его конфликта, и авторского видения как самой противоречия, так и путей ее преодоления. Это противоречие непосредственно связана с идейно-тематической направленностью текста или творчества в целом, определяет ту главную мысль, которую писатель стремится донести до читателя. К. Фролова предлагает здесь такой механизм работы: «сперва осмыслить словесный образ автора, его идейно-эмоциональную точку зрения на мир (и подчинены ей пространственную и временную), а потом попробовать определить, в чем конкретно автор видит основное противоречие или проявление ее, проследить, как развивается авторская мысль о ней..., а дальше в плане этой противоречия попробовать рассмотреть все элементы произведения»11.

Однако в случае, когда происходит исследование художественных источников по исторической инверсией, приходится говорить не столько о внутреннем конфликте текста, сколько анализировать противопоставление между текстуально-смысловыми картинами, которые отнесены автором в прошлом, и позатекстуальними, что находятся для него в реальном жизни. О последних речь в произведении может вообще не идти.

Исторические обстоятельства, в которых жил и. Франко

Общественные идеалы Франко, выраженные с помощью исторической инверсии в повести «Захар Беркут»

«Народ изнемог, прибитый, понурый, против чужих несмелый и неумел. Каждый заботится только о себе, не понимая того, что таким макаром роздроблюються их силы, ослабляется община» («Захар Беркут»).»

«Тота борьба вироблювала силу, смелость и промышленность народа, была основанием и пружиной его сильного, свобідного общественного строя».»Все, что он делал, что говорил, что думал, то делал, говорил и думал он со взглядом на добро и выгоду других, а впереди всего общества. Община - это был его мир, то была цель его жизни» (про Захара Беркута).

Злая судьба долгие века издевалась над тем народом. Тяжелые удары підкопали его добробыт, нужда сломила его свободную здоровую нрав, и сейчас только неясные, давние воспоминания напоминают правнукам счастливую жизнь предков» («Захар Беркут»).

«и всюду рады и наущения его философов к одному: к скреплению дружеских, товарищеских и братских связей между людьми в общинах и между общинами в соседстве».

«Народ мой, замученный, разбитый,

Как паралитик тот на роздорожье,

Человеческим презрением, будто струпом,

Покрыт!» («Моисей»)»

...Франко муза зародилась во времена беспорядков в украинской жизни. Это исключает беспорядок возможность широких плянів, смелого почина и популярных лозунгов, зовущих к установление гармонии и высшего порядка на месте хаоса...Яркая серия рассказов, «Боа констриктором», «Бориславские рассказы», «Большой шум», и особенно большая повесть «Перекрестные тропы» рисуют упадок, разлом и деморализацию, что широким потоком разлилась по всем линиям народной жизни и пропитанной все его разветвления»10.

(С. Петлюра)

«Как одна душа, стояла ту-хольська община дружно в работе и выживании, в радостях и в горе. Община была для себя и судьей, и впорядником во всем. Общественное поле, гро-мадські леса не нуждались сторожа - община сама, вся и всегда, бачно берегла свое добро. Бедных не было в общине; земля достачала пользы для всех, а общественные шпихліри и амбары стояли всегда отверстием для нуждающихся».

«Нынешняя наша победа - ве-большой дело для нас. Чем мы победили? Или нашим оружием? Нет. Или нашей хитростью только? Нет. Мы победили нашим общественным строем, нашему согласию и дружественностью Смотрите хорошо на се! Пока будете жить в общественном порядке, дружно держаться кучи, несокрушимо стоять все за одного, а один за всех, до тех пор никакая враждебная сила не победит вас».

Анализ такого противоречия как своеобразного движителя, направляет весь идейно-тематический содержание, происходит в несколько этапов:

1. Учитель демонстрирует школьникам, что такой конфликт действительно существовал. Для этого устанавливаем разницу между картинами прошлого и современного в ряде

произведений одного художника или в тексте, анализируется, и документально-публицистических, эпистолярных, исторических источниках (см. сборки выше представленной таблицы). Здесь надо четко определить, что именно не устраивает писателя в настоящем и каким он видит идеал в прошлом.

Если не хватает информации о современное, можно идти от противного: художник идеализирует что-то в прошлом, значит, этого не хватало в реальной жизни. Однако такой путь не всегда оправдан.

Иногда указанное противоречие переносится в текст и становится концептуальной опорой авторской художественной схемы. Тогда само произведение показывает наглядно, в чем заключался конфликт между реальным и воображаемым для писателя. Например, в первом варианте повести «Кайдашева семья» И. Нечуй-Левицкий героизирует казачество (идеал в прошлом) и противопоставляет ее психологическом бытию украинцев XIX века (современное, что не устраивает), продемонстрированном с помощью образов семьи Кайдашей. Подобная схема встречается в произведениях Т. Шевченко, поэтов-романтиков. В таких случаях школьники выясняют, как и почему именно так автор представляет противоречие.

2. Ведется наблюдение над тем, как писатель хотел бы решить-снять противоречие, то есть нейтрализовать нежелательное для него в современном. Здесь простор для изучения сюжетно-композиционных, языковых, жанровых особенностей, специфики построения образов-персонажей и т.д. Вся работа происходит под углом зрения, что делает писатель на каждом уровне произведения, чтобы сформировать желаемый идеал.

3. Школьники озвучивают вывод, каким образом писатель решает противоречие - насколько далеко идет в формировании идеала, средства для этого использует, какой вид ему придает и как это влияет на всю художественную структуру произведения.

4. Определение учащимися идейно-исторического содержания и центральной исторической идеи произведения, исходя из логики решения противоречия между авторским восприятием теперешней для него действительности и мысленно желаемым состоянием дел в обществе.

Следовательно, приведенные выше подходы к изучению этой категории художественных текстов могут быть органично применены только в рамках мифологического анализа. Его основой является понятие о мифе - заранее определенное некритическое восприятие мира. В исторической инверсии некритическое отношение в основном только к прошлому, ее главным мифологическим концептом есть мнение, что в прошлом жизнь была лучше, а в подтексте читаем: если вернуть то, что потеряно когда-то, в обществе воцарится гармония, справедливость, равноправие и т.д., то есть те ценности, которые исповедует сам художник. Учащиеся должны дать ответ на вопрос:

Что именно для писателя было лучшим в прошлом и что именно он хотел бы восстановить?

Выяснения мифологизированного авторской позиции пронизывает всю работу по исследованию произведений с историческими інверсіями. Ведь «все мифы истинны лишь потому, что они могут быть помещены в определенную феноменологию духа, которая указывает на их функцию в отношении действия сознания и окончательно устанавливает их собственное значение согласно их значение для философов»12. Последний шаг на уроке - целостное определение мифа как проявления индивидуального сознания писателя во всех его смысловых составляющих и средствах художественного воплощения.

1 Бахтин М. Формы времени и хронотопа в роман // Бахтин М. Литературно-критические статьи. - М.: «Художественная литература», 1986. - С.183.

2 Моклиця М. Миф как альтернативная реальность в литературе XX в. // Русский язык и литература в средних

школах, гимназиях, лицеях и коллегиумах. - 2001. - №1. - С.61.

3 Кереньи К. Прологомены // Юнг К. Душа и миф: шесть архетипов. - М. - К.: «Совершенство» - 'Port-Royal», 1997. -

С.17.

4 Леви-Строс К. Структурная антропология. - К.: Основы, 2000. - С.201.

5 См.: Бондаренко Ю. Религиозная модель истории в поэме и. Франко «Моисей» //Дивослово. - 2004. - №11.

6 Лобок А. Антропология мифа. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. -С.17.

7 Мид Джордж Г. Дух, самость и общество. С точки зрения социального біхевіориста. - К.: Украинский Центр духовной

культуры, 2000. - С.175.

8 Моклиця М. Там же.

9 Сабат Г. Франко утопия совершенного «гражданства» // Слово и Время. - 2003. - №5. - С.44.

10 Петлюра С Франко - поэт национальной чести // Петлюра С Статьи. - К.: Днепр, 1993. - С.92-93.

11 Фролова К. П. Анализ художественного произведения. - К.: Советская школа, 1975. - С.92.

12 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - К. Украинский Центр духовной культуры, 2001. - С.340-341.