Статья
Развитие гражданственности в научной мысли украинских ученых в XX в.
И. Кучинская,
кандидат педагогических наук,
докторант Института педагогики АПН Украины
Киев
Украинская научная элита особое внимание в воспитании личности придавала формированию гражданского мировоззрения, особенно это было заметно в начале XX века, которое характеризовалось переломными моментами не только в социально-политической жизни, но и в воспитательной политике в целом.
Предвидя новую школу независимой Украины («Новая школа», 1917), С. Русова особое внимание сосредоточила на сочетании родного, национального, общечеловеческого и общего. «Пусть вокруг ученика будут вещи родные, чтобы он в них влюблен, приучался любить все родное, посвящать ему все силы своего духа и тела. Любовь к родной стране - это первый лучший шаг к широкой общечеловеческой гуманности, уважение к людям - это проявление самоуважения и желания себе и вторым свободы и независимости» (См.: Русова С. Новая школа // Педагогическое наследие Софии Русовой и современное образование / под ред. В. Слисаренко, В. Проскуры. - К.: ІЗМН, 1998. - С 165).
Особое значение гражданскому воспитанию молодежи оказывал и Г. Ващенко. Украинский ученый, педагог, психолог, профессор Г. Ващенко в своем труде «Воспитательный идеал» доказывает, что воспитательная работа педагога и воспитательное влияние среды должны сводиться к постижения идеального человека - украинца, гражданина, жизненной целью которого будет служение Богу и Украине. Он был убежден, что воспитательный идеал того или иного народа зависит от государственного строя, мировоззрения, религий и морали, от уровня развития культуры, от его национальных свойств (См.: Ващенко Г. Воспитательный идеал. - Полтава: Полтавский вестник, 1994. - Т. 1. - С 11) только своя самостоятельное государство обеспечивает благополучие и высокое культурное развитие нации, - отмечал педагог в своей работе «Воспитание воли и характера», а потому предложенная им система национального воспитания носила человеко - и государствообразующий характер (Ващенко Г. Произведения. - Т. 3. Воспитание воли и характера. - К.: Школьник. - Фада ЛТД, 1999. - С. 261). Г. Ващенко к системе национального воспитания включал гражданское воспитание как органическую ее подсистему, хотя подчеркнем, что самого термина не употреблял. Сосредоточивая внимание на поисках воспитательного идеала, педагог подчеркивал необходимость воспитания личности с чувством национального достоинства, патриотизма, гражданской уважения и согласия. «Надо воспитывать молодежь так, - отмечал педагог, - чтобы она могла защищать права своего народа и способна была отдать в борьбе за него свою жизнь. Но, воспитывая в молодежи патриотизм, здоровую национальную гордость, сознание своего национального достоинства, ни в коем случае нельзя воспитывать в нее бессмысленной национальной спеси и презрения к другим народам лишь на том основании, что они не украинцы». Поскольку почувствовав, что такое несправедливость, украинский народ «и сам должен быть справедливым» (Ващенко Г. Воспитательный идеал: Учебник для педагогов, воспитателей молодежи и родителей. Т. 1. (Изд. 3-е). - Полтава: «Полтавский вестник», 1994. - С 177).
Идея воспитания «будущих граждан социалистической республики» в первые годы установления власти была задекларирована во многих тогдашних документах. Новый порядок требовал от школы «не подданных и обывателей, а создателей, организаторов, граждан социалистической республики» (Народный комиссариат по просвещению. 1917 (октябрь) - 1920: Краткий отчет. - М., 1920. - С. 26). Теория коммунистического воспитания, в основу которой положено учение марксизма-ленинизма, представляет собой общие положения формирования строителя коммунистического общества.
Обратим внимание на то, что гражданственность в указанный период рассматривалась в контексте воспитания «граждан социалистического государства». 3 этому поводу педагог К. Руновский в труде «Идеологическое обоснование трудовой школы» («Советская школа».- Луганск.- 1926.- № 3-4) писал, что «Разрешение социальных проблем - вот та великая задача, которая стоит перед современным человечеством. Задача эта может быть разрешена без участия школы. Школа должна развить в детях общественные инстинкты, воспитать в них дух общностной солидарности и подготовить из них граждан будущего социалистического общества» (с. 5).
Отметим, что в итоге коммунистическое воспитание, которое было приоритетным на протяжении семидесяти лет, потерпело крах, поскольку полностью не оправдало себя. По заключению академика М. Стельмаховича, первопричиной такого просчета является оторванность его от народного, национального почвы. Но считаем целесообразным обратить внимание на тот факт, что, несмотря на коммунистическую ідеологізованість воспитательной деятельности, советская эпоха подарила педагогической общине (и не только Украины) двух известных педагогов-новаторов. Макаренко и В. Сухомлинського. их видение воспитания гражданственности и сегодня имеет аргументированный и актуальный характер. Проанализируем данную точку зрения.
Идеи воспитания гражданственности в коллективе и через коллектив разработал и внедрял в практику А. Макаренко. Педагог доказал, что воспитание в интересах государства плодотворное тогда, когда его сочетать с развитием творческой индивидуальности, стимулируя в то же время как моральные чувства, так и «правовые эмоции» (Макаренко А. С. Избранные произведения: В. 3-х т. - Т.Н. Общие проблемы педагогики. - К.: Рад. школа, 1984. - С. 403). Воспитание человека, гражданина, способного сознательно, энергично и успешно принимать участие в строительстве и защите нового общества, было в центре внимания А. Макаренко. При этом педагог считал, что решить эту задачу возможно лишь в условиях «хозяйства». Ему удалось стратегически верно продумать, организовать и поэтапно осуществить воспитательный процесс, в котором центральное место занимала коллективная работа.
Изучение и обоснование проблемы воспитания школьников стало основным в педагогическом наследии В. Сухомлинского. Процесс воспитания гражданина педагог рассматривал как такой, что сочетает в себе формирование гражданского сознания (мыслей, идеалов, убеждений), гражданских чувств (гражданской совести, общественного долга, чувство хозяина страны, готовности и желания приносить пользу обществу), а также практики гражданского поведения. «Я всегда стремился к органического единства гражданских мыслей, чувств и деятельности, чтобы чувства, переживания находили свое выражение в благородных поступках, в труде для людей, для общества, для Отечества» (Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Сухомлинский В. О. Избранные произведения: В 5-ти т. - К.: Советов школа, 1976. - Т. 3. - С 302).
Основой воспитания человека и гражданина, за В. Сухомлинским, должна стать деятельная забота о жизни, счастье, спокойствие другого человека. Настоящим гражданином становится только тот человек, который в детстве овладела искусством человечности, гуманности. Душевная красота, моральный облик личности, умение видеть добро и зло формируются в детстве, а потому во взрослую жизнь человек должен поступать должным образом воспитанной. Педагог стремился, чтобы дети видели жизнь своей Родины глазами гражданина, кровно заинтересованного в ее расцвете, славе, могуществу. На всех уроках, когда изучалось прошлое и настоящее нашего Отечества, он пытался пробудить чувство того, что Родина - это родной дом; счастье Родины - личное счастье каждого, ее горе в час тяжких испытаний - горе каждого (Сухомлинский В.А. Рождения гражданина. - К., 1977. - С 395).
Несмотря на отдаленность времени, когда это было высказано, прослеживается общая мысль о том, что крепкое государство могут создать только граждане, которые любят Украину, свой народ, нацию и готовы самоотверженно служить их интересам. Ведь, бесспорно, жизнь и счастье каждого человека в значительной мере зависит от судьбы Родины, что гарантирует ее личную безопасность, создает условия для труда и отдыха, защищает социальные интересы.
В украинской советской энциклопедии (т. 3. - Издание второе. - Киев. - 1979) гражданственность трактуется как осознание каждым гражданином своих прав и обязанностей в отношении государства, общества, определенного класса, чувство ответственности за их положение. «Гражданственность всегда имеет классовый характер и является важной чертой морального облика человека. При социализме гражданственность обусловлена общностью интересов социалистического государства и ее граждан, единством реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом. Гражданственность составляет существенную черту социалистического образа жизни. Формирование чувства гражданственности - важная задача коммунистического воспитания». Акцентируем внимание на том, что в «Педагогическом словаре», вышедшем в свет в Москве в 1960 году, отмечалось: «гражданское воспитание - это реакционное направление в буржуазной педагогике эпохи империализма, который ставит целью воспитание, подготовку поколение молодых рабочих, покорных слуг капитала» (С. 281). В четырехтомном педагогической энциклопедии (1964-1967г.г.) феномен «гражданское воспитание» вообще отсутствует. Но, как было уже отмечено, гражданское воспитание активно внедрял в педагогической деятельности. О. Сухомлинский. Нельзя проигнорировать и тот факт, что отдельные статьи и книги, посвященные воспитанию человека-гражданина, появлялись и в более поздние годы как в Украине, так и в других регионах Советского Союза (см. Свадковський И. (1985); Лизанчук В. (1986); Обухов В. (1986); Овчинникова И., (1989) и др.
Вопросы гражданского воспитания стало особенно актуальным в период провозглашения и развития Украины как демократического, правового государства, что требует нового человека-гражданина, сознательного своих прав и обязанностей, активной и творческой личности с высоким национальным сознанием, твердым характером и сильной волей. «Качественно новое государство как защитника социальных интересов граждан могут создать качественно новые граждане. Человек не может изменять, преобразовывать мир в позитивном плане, если не изменит себя, свое сознание, не станет человечнее», - считает К. Черная (Черная К. И. Основные проблемы и направления воспитания гражданина независимой Украины // Новые технологии воспитания. - К.: ІЗМН, 1995. - С 28).
Именно в указанное время мы наблюдаем активизацию в деле научного обоснования и практического обеспечения новой системы воспитания, цель которой заключается в воспитании демократически и национально ориентированной личности, формировании у нее комплекса гражданских качеств.
В проекте «Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития украинской государственности» определена цель гражданского воспитания - «сформировать сознательного гражданина, патриота, профессионала, то есть человека с присущими качествами и чертами характера, мировоззрением и образом мышления, чувствами, поступками и поведением, направленными на саморазвитие и развитие демократического общества (Концепция гражданского образования в школах Украины: Проект // Путь образования. - 2001. - № 1. - С 6), а также очерчены основные подходы и принципы воспитания гражданина, определено содержание и формы гражданского воспитания, институты, которые его обеспечивают.
Обратимся к определению «Украинского педагогического словаря», за которым гражданское воспитание - это формирование гражданственности как интегративной качества личности, которая дает возможность человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, которая выражается в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способной выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств» (См.: Гончаренко С Украинский педагогический словарь/ Гл. ред. С. Головко. - К.: Лыбидь, 1997. - С. 75).
В современном понимании гражданин - это человек, который осознает свою принадлежность к конкретной нации, государства, части мира, планеты Земля, Вселенной, которая имеет чувство ответственности за их положение и признает свои права и обязанности. Принадлежность человека к конкретному государству определяет ее гражданство, что позволяет ей реализовать и, если необходимо, защитить эти права и свободы. Гражданство обеспечивает человеку правовую защиту как внутри страны, так и за ее пределами. Современный гражданин умеет пользоваться институтами правового демократического государства, уважающего демократические ценности и благосклонно относится к гражданской деятельности (См.: Рагозін М. Гражданское воспитание: методология и организация в свете европейского опыта // Путь образования. - 1999. - №4.- С 16).
Чтобы подготовить человека к жизни в гражданском обществе, нужно обеспечить ей надлежащее воспитание. Поэтому «формирование демократических ценностей должно стать основой воспитания гражданина демократического общества» (Пічуркіна-Шумейко Л. Гражданское воспитание подростков как социально-педагогическая проблема // Родная школа. - 2000. - № 7. - С 34). Среди этих ценностей, считает И. Тараненко, на первом плане должны быть те, в основе которых заложена идея отношение к народу и зависимости от него, общества, государства, нации, а также взаимосвязи общечеловеческого и национального (Тараненко 1. Г. Демократические ценности в процессе становления гражданина // Педагогика и психология. - 1997. - № 1. - С 152).»
В контексте нашего исследования интересна точка зрения А. Вишневского на место гражданских ценностей в системе украинского воспитания. В иерархии ценностей они, по его мнению, занимают промежуточное положение между национальными и семейными цінностя-мы. Отметим, что к гражданским ценностям относятся: свобода; стремление к социальной гармонии; отстаивание социальной и межэтнической справедливости; культура социальных и политических отношений; уважение к Закону; равенство возможностей; приоритет идей гражданственности над идеей государства; равенство граждан перед Законом; самовідповідальність человека; права человека на жизнь, собственное достоинство, безопасность, частную собственность, равенство возможностей и т.д.; суверенитет личности, право на свободу мысли, совести, выбора конфессии, участия в политической жизни, проведении собраний, самовыражения и т.д.; готовность к защите индивидуальных прав и свобод; обязанности, вытекающие из прав и свобод других людей; уважение к национально-культурных ценностей других народов; уважение к демократическим выборам и демократически избранной власти; толерантное отношение к чужим взглядам, если они не противоречат абсолютным и национальным ценностям; уважение к труду как к главному источнику общественного благосостояния (См.: Вуз-невский 0. И. Кобрий О. М., Чепель М. М. Теоретические основы педагогики: курс лекций. - Дрогобыч: Возрождение, 2001. - С 98).
Уместным является видение О. Вишневского на целесообразность взаимозависимости национальных ценностей и гражданских. По его мнению, гражданские и национальные ценности находятся в определенном противоречии. Более того, слияние этих групп ценностей, а следовательно гражданского и национального воспитания, убедил ученый, является научно некорректным, поскольку противоречит таким аргументам:
1. Гражданственность касается внутренней жизни государства, тогда как национально-государственное самоопределение человека и народа вытекает из контекста международных отношений.
2. Национально-патриотическое воспитание основывается на ценностях, которые выросли на исторической почве каждой конкретной нации и объединяются понятием национальная идея (государственная независимость, соборность, патриотизм и готовность к самопожертвованию в случае необходимости защиты Родины, уважение к родному языку, национальных и государственных символов). Ценности же гражданского жизнь объединяются в общем понятии демократии (названные выше) и являются общими для всех европейских стран.
3. Осознание этноса, нации как носителя неповторимого, своеобразного, что обусловливает единственные и долговременные понятие и название государства. Гражданственность указывает на внутренний общественный строй государства, который в процессе ее исторического существования может подвергаться изменениям.
4. Национально-патриотическое воспитание ориентируется на исторические потребности нации, главная среди которых - государства. Целью гражданского воспитания является формирование качеств, необходимых для жизни в гражданском обществе. Искажение ценностей в первом случае ведет к нацизму, во втором - к развитию антропократичного мировоззрения.
5. Национальная идея и идея демократии имеют разные цели, а следовательно, и разную направленность. Только органичное и сбалансированное сочетание этих двух идей делает их продуктивными (См.: Вишневский А. Гражданственность (civics) в структуре содержания современного украинского воспитания // Международная конференция «Образование для будущего развития»: Тезисы. - К.: НУ «КМА», Институт гражданского образования НаУКМА, 2002. - С 32).
Интересны в этом плане мысли М. Боришевского, который считает духовность объединяющим началом всех структурных компонентов и систем ценностей в целом. Он рассматривает духовность как «воплощение в мировоззренческих ориентациях человека надежд, стремлений, идеалов, духа народа, нации, что определяет направленность личностных потребностей, переживаний и предопределяет установку на соответствующий жизненный выбор. Это осмысление личностью гуманистического смысла целей человеческой жизнедеятельности» (См.: Боришевский М. Духовные ценности в становлении личности-гражданина // Педагогика и психология. - 1997. - № 1. - С 147). Исследуя роль духовных ценностей в становлении личности-гражданина, ученый предложил концептуальную модель зрелой личности-гражданина, духовная сфера которой включает соответствующую систему ценностей и ценностных ориентаций: утверждение в межчеловеческих отношениях гуманных начал: доброты, толерантности, искренности, собственного достоинства, ответственности, принципиальности и т.п.; отношение к труду не только как к способу обеспечения материального достатка, но и как к источнику радости, вдохновения и счастья; осознание ответственного отношения к семейным обязанностям; способность мыслить критически и самокритично и на этой основе строить собственные объективные оценки; экологическая воспитанность, которая включает бережное отношение к природе; сознательное и ответственное отношение к правам и обязанностям граждан согласно государственного законодательства, защиту Конституции и государственных символов от посягательств со стороны несознательных граждан государства или иностранных лиц; самосовершенствование и творение себя ради постижения высшей, достойной человеческого достоинства цели - служить человеку, народу, Отечеству и усматривать в этом самое большое человеческое счастье; интерес к истории родного края, его прошлого; осознание неоценимого значения искусства, литературы в жизни человека, эстетическая воспитанность; сознательное и ответственное отношение к родному языку, в которой на генетическом уровне воплощается творческая сила народного духа, помыслы народа, его чаяния, вера и воля; уважение к языкам других народов; безупречное владение родным языком, развитое национальное сознание, национальное достоинство с уважением ко всем этносам, которые являются патриотами и, как граждане, самоотверженно служат Родине (Там же, Стр 148-150).
Ключевым методологическим подходом при определении гражданственности должен стать психологический подход, убеждены П. Игнатенко, Н. Косарева, В. Поплужний, Л. Крицкая. В учебно-методическом пособии под названием «Воспитание гражданина: Психолого-педагогический и народоведческий аспекты» авторы пришли к выводу, что в глобальном плане гражданственность включает в себя три составляющие: знания (рационально-понятийный компонент), переживание (эмоциональный компонент), поступки (деятельностно-поведенческий аспект) (Воспитание гражданина: психолого-педагогический и народоведческий аспекты: Учебно-методическое Пособие/П. Г. Игнатенко, В. Л. Поплужний, И. Н. Косарева, Л. В. Крицкая. - К.: ІЗМН, 1997.- С. 33).
Обратим внимание на акцентуацию педагогами институтов и факторов гражданского воспитания, среди которых главное место отводится школе. «Школа, - подчеркивает О. Сухомлинская, - не может оставаться пассивным и статическим организмом, что реализует идеи гражданского воспитания однозначным, единым, теоретическим способом. В условиях переходного периода, быстрых изменений школа является ведущим фактором в реакции образовательного пространства на изменения. Она должна выступать отдельным автономным субъектом процесса гражданского воспитания» (Сухомлинская О. В. Идеи гражданственности и школа в Украине // Путь образования. - 1999. - № 4. - С 25). В статье «Идеи гражданственности и школа в Украине» ученый раскрывает три модели формирования гражданственности: партисипативну, когнитивно-развивающую, репрезентативную. Особое внимание О. Сухомлинская уделяет идеям патриотизма как составляющей гражданственности в современных условиях Украины.
Широкие возможности для гражданского воспитания, по мнению многих отечественных педагогов (В. Сагарда, И. Тараненко, М. Чепиль и др.), имеет также внешкольное образование, которое способствует воспитанию таких качеств, как «трудолюбие, обязательность (чувство долга), дисциплинированность..., на почве честности и благородства, выносливости и отваги, национального достоинства, патриотизма формируют характер гражданина Украины» (Гуманитарное образование: Опыт и проблемы: Материалы Всеукраинской научно-во-практической конференции «Трансформация гуманитарного образования» 25-27 мая 1998 г. - Ужгород, 1999. - С. 359). Эффективность приобретения опыта гражданского поведения школьниками возрастет, если в процессе внешкольного образования будут функционировать разновозрастные группы, поскольку это способствует преодолению негативных последствий возрастной сегрегации (Тараненко И. Г. Демократические ценности в процессе становления гражданина // Педагогика и психология. - 1997. - № 1. - С. 153-155). Программа воспитания гражданина (содержание, формы и методы внеурочной деятельности), утверждает М. Чепель, должен соответствовать особенностям и закономерностям развития личности, поскольку гражданские качества формируются в процессе непосредственного участия подростков в трудовой, природоохранной, спортивной, художественно-творческой и других видах деятельности (Чепель М. М. Гражданское воспитание подростков во внеурочной деятельности // Ценность ориентации в гражданском становлении личности: Научно-методический сборник. - Киев: Дрогобыч: Б. и., 1998. - С. 178-180).
Справедливо мнение М. Козия («Гражданственность - педагогическая проблема, актуальная и социально ценная: Учебно-методическое пособие». - Киев. - 2004), что гражданственность - есть исторически-переменной, существенно содержательной проблемой народа, который творит собственную самобытность и неповторимость. Поэтому постоянно и возникает возможность нести знания о величии родного народа от поколения к поколению наследников, которые должны быть образованными, знающими, активнотворчими и деятельностно-твердо приумножены национальной идеи. Вести линию системных знаний, отмечает Г. Козий, принадлежит родителям и педагогам, которые призваны обучать и воспитывать молодую генерацию стойких последователей национального родословной (С. 5-6).
Учитывая все взгляды и определения ученых, которые рассматривали гражданскую идею в контексте воспитательной деятельности, позволим себе сделать вывод, что на протяжении второй половины XIX века и всего XX эта идея, хотя исторически менялась, но задекларировала в отечественной научной мысли качественно новые подходы в воспитательном процессе. Гражданская компонента воспитательной деятельности предоставила педагогической мысли в Украине акцента демократичности и гуманности. И несмотря на то, что одни авторы в своих концептуальных подходах ставят на первое место в воспитании гражданственности государственные интересы, другие - интересы личности; первые выдвигают на передний план национальную идею и национальные ценности; другие отталкиваются в первую очередь от общечеловеческих ценностей; отстаивают идею поликультурности - объединяющим фактором при этом выступает их видение актуальности и необходимости внедрения воспитания гражданственности в целом.
|
|