Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Стороженко Олекса
Как изучать рассказ «Клад» Е. Стороженко на уроках украинской литературы?
7 класс

Н. Зинченко,

кандидат филологических наук;

О. Волкова,

магистрантка

Полтава



Творчество А. Стороженко (1806-1874) до школьного курса украинской литературы введена программой для 12-летней школы под общей редакцией Г. Мовчан. В 7 классе предлагается два часа для ознакомления учащихся с краткими сведениями об авторе и его юмористическими произведениями и изучения рассказ «Сокровище».

Творческое наследие О. Стороженко нашла отражение в исследованиях С Ефремова, А. Шамрая, П. Хропка, А. Ищука. Однако творчество писателя остается недостаточно методически разработанным, что и обусловило написание данной статьи.

Предлагаемые программой количество часов и объем материала целесообразно распределить так:

на первом уроке дать краткие сведения об авторе и его творческом наследии; чтение рассказа «Сокровище», комментирование его, определение морально-этических проблем, затронутых автором. Домашнее задание предложить следующее: обратить внимание на изображение главного героя, поразмышлять, что такое счастье, человек является счастливым;

на втором уроке сосредоточить работу над раскрытием юмористического, обличительного изображения главного героя; дать характеристику клада как обобщенного образа счастья; отметить на символическом, поучительном характере повествования; побудить учащихся формировать собственные рассуждения о смысле человеческого бытия, счастье человека, его жизненные ценности. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Что такое счастье?», используя образы рассказа «Сокровище».

Приведем интересные биографические сведения о писателе, которыми может воспользоваться учитель, готовясь к первому уроку.

Олекса Стороженко - «один из лучших художников нашего прошлого, один из истинных казачьих патриотов...» (Б.Лепкий). Потомок древнего, известного еще в XVII столетии, украинского рода, Олекса Петрович Стороженко родился 24 ноября 1806 года в селе Лесогоры Борзнянского уезда на Черниговщине. Детские годы прошли в селе Большие Будища Зеньковского уезда на Полтавщине. С 1824 года, в течение почти тридцати лет, находясь на военной службе, А. Стороженко прошел путь от унтер-офицера до поручика, а затем и старшего офицера. Пришлось ему участвовать и в нескольких военных кампаниях. В отставку вышел в 1868 году в чине действительного штатного советника и последние годы жизни провел на хуторе близ города Бреста, где был уездным предводителем дворянства и председателем съезда мировых судей.

В один из октябрьских вечеров 1874 года Олекса Стороженко, возвращаясь поздно домой, упал с кладки в холодную воду, повредил ногу, простудился и вскоре, 18 ноября, умер, не дожив шести дней до своего шестьдесят восьмого дня рождения.

Эти внешние биографические приметы интересны как контраст к творчеству писателя. От Украины, от украинского народа он был оторван с ранней юности. И уже в двадцать лет проявлял достаточно большую заинтересованность жизнью простого народа, его прошлым, записывал предания, легенды, пословицы и поговорки, имел чувство национального достоинства, олицетворением которой для него было казачество. Он любил сильных людей, да и сам был сильным. Уже в почтенном возрасте Стороженко писал в письме к издателю Василия Белого: «Если еще и имеют на свете, то силой, данною мне при рождении; не ток давно еще я сгинал двугривенные, разгинал подковы и носил на гору 10 пудов» [4, с. 566].

Имя Олексы Стороженко появилось на литературном горизонте в 1857 году: тогда был напечатан роман «Братья-близнецы» и «Рассказы из крестьянского быта малороссиян». Украиноязычные произведения А. Стороженко печатал в журнале «Основа» (1861 - 1862), выдавал некоторые из них отдельными «бабочками», а в 1863 году вышел его двухтомный сборник «Украинские рассказы». Круг затронутых проблем - быт и нравы крестьянства, отголоски славы Запорожской Сечи. Именно рассказы о казачестве больше всего проявляют творческую индивидуальность автора [2,102 ]. Они отмечены влиянием фольклорно-мифологической образности, наполнены романтическим пафосом.

После представления биографической справки о писателе на первом уроке следует обязательно прочитать рассказ О. Стороженко «Сокровище» в классе. Для лучшего понимания учащимися прочитанного текста целесообразно разделить на четыре относительно завершенные по смыслу части. Во время чтения проводим словарную работу, пользуясь ссылками, примечаниями, комментариями или словарями, к тому же объясняем как диалектные, так и устаревшие слова. Во время чтения каждой из частей можно проводить небольшие беседы (два-три вопроса) для уточнения, объяснения и понимания содержания.

Первую часть выделяем от начала до слов: «...а наш Павлуша и не опомнился, как остался круглым сиротой». В этом отрывке пояснения или уточнения требуют такие слова, как похолок (подросток); левада (участок земли с сенокосом, огородом, плодовыми и другими деревьями); пуцьвірінок (здесь: маленький ребенок); лыка драть (тяжело наказывать, бить); юродство (здесь; нелепый поступок, неестественное поведение); дьяк (помощник священника во время богослужения, псаломщик); приземистый (невысокий, но толстый, неуклюжий); одутлуватий, одутловатый (с распухшим, отечным лицом); салогуб (толстый губатий человек; пренебрежительно - о мясника, торговца, мещанина); вечерницы ( весенние и осенние собрания молодежи, на которых в будни устраивались развлечения и выполнялась определенная работа, а в праздники - гуляния); племянница (устаревшее - бедняга, бедняга); свита (старинная длиннополая верхняя одежда из грубого домотканого полотна).

Беседу по содержанию первой части можно провести ориентировочно за такими вопросами:

1. Как жила семья?

2. Каким вырос Павлуша?

3. Что мать считала счастьем?

Вторую часть выделяем от слов: «Что с ним случилось?» до «Засміються парни и пойдут его».

Словарная работа:

Талан (судьба, счастье); скамейка (лавка); яловая, (бесплодная, которая не имеет приплода); хура (виз); колодка (древесина с выдолбленной серединой, применяемая для различных хозяйственных нужд - как лодка, посуда для поения скота, улей и т.д.); неборак (бедняга); сфера (пастбище, выгон).

Примерные вопросы для беседы:

1. Как жил Павлуша без родителей?

2. Был ли он счастливым?

3. В чем проявлялось для него счастье?

Третью часть следует выделить от слов: «Раз на зеленые праздники собралось парубоцтво искать клада» до слов «Спал, спал, пока навеки не уснул».

Словарная работа:

Зеленые праздники (Троица, клечальное воскресенье); заступ (железная лопата для земляных работ); шелудивый (облізлии, лысый, ничтожный, отвратительный); борзая (охотничья собака); помост (поверхность из досок, возложена на какую-то основу, пол); дукат (серебряная или золотая монета).

Примерные вопросы для беседы:

1. Зачем парни хотели взять с собой Павла?

2. Как пошутили ребята из Павла Лежебоки?

3. Прав ли, по вашему мнению, наемник в вопросе распределения клада?

Четвертая часть - от слов: «Что такое на свете счастье...» до конца рассказа - не нуждается в словарной работы. Она является важнейшей для обсуждения на следующем уроке проблемы счастья.

Прочитав рассказ «Сокровище», учащиеся смогут определить морально-этические проблемы, затронутые автором, и привести соответствующие примеры, как:

- проблема лени (образ Павла);

- проблема трудолюбия (образ наемника);

- проблема отцов и детей ( образы матери, отца и Павла);

- проблема счастья (видение счастья матерью, Пав-лом, парнями, символический образ клада).

Обдумав дома эти проблемы и обиды, на втором уроке учащиеся обсудят обличительное изображение главного героя.

Во время чтения произведения ученики, несомненно, обратят внимание на язык художественного произведения, на специфическую лексику, подобранную автором для характеристики Павла. Целесообразно дать задание дома найти соответствующие цитаты. Например: «Так его выгнало и распирало, и-кий стал гладкий и приземистый! Морда широкая и одутлувата, как у того салогубы, а руки белые и нежные, как у барышни» [3,34]; «... Павлуша за весь день и пара изо рта не пустит; хотя бы время чего и захотел, уже не попросит: как-то ему и слово трудно произнести» /3,36] и др.

Ученики должны обратить внимание, что писатель разоблачает пороки главного героя, но его юмор не злобный, а доброжелательный. В частности, это проявляется в употреблении слов с ласкательными суффиксами (маненька ребенок, годовичок, Павлуша). Благодаря такому изображению ученики осознают главную идею, высказанную автором: «Хвалит трактирщик пьяницу, а дочери своей за его не отдаст! Завидуете счастью моего Павлуши, а никто бы не захотел быть Павлусем» [3,39].

Напомним, юмор (по литературоведческим словни-ком-справочнику Г. Гром'Яка, Ю. Ковалева) - разновидность комического, отображение смешного в жизненных явлениях и человеческих характерах. Юмор не отрицает объекта высмеивания, а подвергает осмеянию основном частичные недостатки в целом позитивных явлений, отдельные смешные черты в характере человека.

Схарактеризувавши образ главного героя, проводим беседу о счастье, например, такими вопросами:

1. Что такое счастье?

2. Человек является счастливым, а что несчастным?

3. Счастлив Павлуша?

4. Охарактеризуйте сокровище как образ счастья.

5. Есть ли человек сам творец своего счастья?

Семиклассники по-разному объяснять, что такое счастье, но все мнения можно свести к тому, что счастье - это состояние, чувство наивысшего удовольствия. Ученики самостоятельно смогут прийти к выводу о счастье Павла: он счастлив по-своему, но никто не захотел бы быть на его месте. Счастье нужно чувствовать не только от удовлетворения собственного «я», а от того, что ты сделал полезного для людей, каково твое место в жизни. Так ученики осознают поучительность рассказа «Сокровище» 0. Стороженко.

Подводя итоги урока, учитель отмечает, что В. Стороженко, художественно воспроизводя действительность, сумел раскрыть богатство украинского слова, показать разнообразие оттенков народного юмора, волшебство народной фантастики, что придало его творчеству самобытного индивидуального стиля. Хотя, по наблюдению С Ефремова, Стороженко был прочно связан с предшествующей литературной традицией, все же этот «незаурядный знаток народной речи, которой умел орудовать по-художественном» [1, 402], способствовал развитию украинского писательства в новую историческую эпоху.

Введение школьного курса украинской литературы рассказ «Клад» Е. Стороженко является важным прежде всего с точки зрения морально-нравственного, трудового воспитания и духовного обогащения школьников.

Литература

1. Ефремов С. История украинского писательства. - К., 1995.

2. Зинченко Н. Украинское прошлое в творчестве Олексы Стороженко // Родной край. - 2004. - №2 (11).

3. Стороженко О. П. Влюбленный черт. Историко-фантастические повести и рассказы. - К., 2001.

4. Стороженко О. П. Марко Проклятый. Рассказы. - К., 1989.