Статья
Федькович Юрий
Детство Осипа Гординского (Юрия Федьковича) как пора sui generis (социокультурный и психологический аспекты)
Л. Ковалец,
кандидат филологических наук, доцент
Черновцы
При изучении биографии того или иного писателя мы обычно внимательны к времени его творческой активности, при рассмотрении детских лет обходимся лаконичными воспоминаниями, зачастую забывая, что уже тогда начиналось большое будущее и что для каждого без исключения справедливым является признание А. де Сент-Экзюпери, что он родом из детства. Первый и крупнейший поэт зеленой Буковины, а заодно прозаик, драматург, переводчик, активный общественно-культурный, образовательный деятель Юрий Федькович, как назвал себя Осип-Доминик Гординский где Федькович, есть между тем сложной человеческой личностью, тем и интересна, каждый этап его биографии по-своему важный, специфический, одно слово, sui generis, истоками неизменно направлен на начало. Федьковичеві биографы (В. Маковей, Д. Лукиянович, А. Коржупова, М. Шалата, Г. Юрийчук и др.) хотя и сосредоточили свое внимание на характеристике детских лет будущего писателя, однако в основном не рассматривали их, так сказать, «изнутри»; подан в таком ракурсе, писатель мало отличался от других деятелей литературы, и было не совсем понятно, что же сделало его, по И. Франко, «одной из самых оригинальных литературных физиономий»...
8 августа 1834 г. во время своего появления на свет в самом сердце Буковинской Гуцулии - селе Сторонец - Путилов (ныне пгт. Путила Черновицкой обл.) - сын Анны Гординской (1800-1864), русинки, с православносвященичого среды, вдовы по первому мужу, тоже священнику, и шляхтича, мандаторе Адальберта Гординского где Федьковича (1809-1876) попал в сферу сложных общественных, семейных, личностно обусловленных порядков. Даром что ученые еще долго гадатимуть, ребенок в момент рождения лишь «кандидатом в человека» (мол, этого можно достичь только в общении), или она с самого начала является ею; зря, что П. Гальперин в своей теории интериоризации высказал мнение, что индивид в пренатальном периоду развития до своего рождения находится на нулевом уровне психики. Исследования, проведенные зарубежными специалистами в 1980-1990гг., подтвердили: «в головном мозге плода уже имеющиеся структуры для распознавания звуков человеческой речи... Слово - знак «вдвигується» (рус. «вдвигается». - П. К.) в психику ребенка, и это уже человеческая психика. Таким образом, общество через зону ближайшего развития входит в ребенка»1.
Иначе говоря, слово имело первым связать будущего писателя с реальным миром, к тому же в условиях специфических оно в буквальном смысле первым вязало его с космосом - миром трансцендентным, когда вполне в духе древних славянских и чисто гуцульских верований вроде через посредство двенадцати «судей» выяснялось, под какой звездой («планідою») - счастливой или несчастливой - родился ребенок, поскольку «каждый имеет свою звезду» («уже йиким кто должен быть, то уже си вродит таким», «шо кто под иаков планетов уродит си, то или опир, или ведьма, или вор, или добрый человек тай умный будет, потому всьикі дни есть в году тай всьикі люди на сьвіті»2). Генетически свойственна гуцулам практика экстрасенсорного восприятия с соответствующей трансцендентацією времени, пространства неизбежно затронула Федьковича уже спозаранку; а может, тогда же коснулась его (учитывая какие-то патогенные последствия рождения) лечебная практика, цілительська, раз обряд крещения состоялся через два месяца - 17 ноября 1834 г., хотя в этой местности, по Г. Ф. Кайндлем, «конечно крестины происходят от одной до трех недель после наро-ния»3. Наше предположение в определенной степени связывается с тезисами С. Гроффа о том, что каждый при своем появлении на свет всегда находится на грани смерти, и о существовании глубокой связи между обстоятельствами рождения человека и общим качеством всего ее життя4; сложность последнего, а еще болезненность, физическая слабость и летальные последствия для почти всех юных Дашкевича, детей Анны от первого брака, да и позже малых Гордынских дают основания предполагать наличие проблем и в этот раз.
Как известно, первые 4-5 лет человеческой жизни (а именно тогда закладываются основы психологии личности) почти не оставляют о себе в памяти следов и трудно поддаются интерпретации. По мнению 3. Фрейда, это период неудовлетворенных желаний, время, когда взрослые предстают перед ребенком как грозная неконтролируемая сила, поэтому соответствующие воспоминания как травматические вытесняются из сознания. Федьковичева биография ранней поры известна по крайней мере двумя живыми эпизодическими кадрами: первый касается факта крещения будущего писателя, второй - традиционных походов Гординской к церкви, когда бралось на стульчике даже хромую Марийку, поетову сестру по матери, и его, малого Осипа, называемого Юзем, что хромало на зрение и не принадлежал к тихих и послушных детей. Похожие внешней атрибутикой, да и даже сути - безусловным ранним приобщением паренька до духовного, историко-культурного опыта человечества, эти события кажутся нам обремененными своим вторым, уже разным закулисным плану, что больше касается сферы семейной жизни Гордынских как влиятельной, противоречивой, поэтому способной травмировать. В упоминаниях о посещении путиловской церкви глава семьи отсутствует неслучайно, и не только потому, что в 1836 г. он занял должность мандаторе, то есть посредника между барином и крестьянами, в Длиннополые, а затем и в Брошківцях и Кабині - местностях, расположенных далеко от Путилова.
Обособление не только формальное, но и в значительной мере духовное, и то по периоду интенсивного переживания интересов семьи, вместившее возведение нового дома, отправления к главной окружной школы Черновцов сына Анны Ивана Дашкевича, рождение собственного сына Осипа-Доминика, не было средством предупредить закономерный волновое или длительное охлаждение отношений. О. Маковей в Федьковичевій «Житєписі...», с большой скрупулезностью анализируя ситуацию, прибегая при этом к достаточно убедительных аргументов, которыми являются передусе живые свидетельства современников, деликатно ставит на карб и Гординському том, что тот, «спанівши и не злюбивши себе старше себя женщины, позволял себе быть ей неверным», и самой госпоже мандаторовій «сцены ревности» и главным образом «фальшивой домашней педагогії», согласно которой полны ненависти к строгого отчима пасерби «воспитывали и Осипа в ненависти к родному отцу»5. Последствия такой стойкой, может, многолетней конфронтации оказались по-своему досадными не для всех, особенно для родителей и их сына Осипа: сориентирован на службу, на лидирование, в то же время эмоционально уставший ней, Адальберт Гординский не имел возможности дома получить заряд новой энергии, может, и создать для себя оптимальную микросферу пребывания - с опять же авторитарной формой правления, и поэтому еще больше отходил от семьи психологически, существующую драматическое противоречие внутри собственного естества преодолевая скверно; Анна Гординская, в условиях отсутствия мужа сама ведя большое хозяйство, присматривая за детьми, была в их глазах лицом доминирующей, суженому категорически не прощала «аморального жизни» даже в условиях его социальной прийнятливості (как рассказывал В. Шухевич, «некоторые женаты гуцулы удерживают себе несмотря женщине любасок, а женщины любасів»6) и учитывая присущую ей эмоциональность, неуравновешенность еще долго оставалась, пожалуй, таки инициатором непосредственных конфликтов, невольным источником эмоционально - семейной нестабильности. А так как «межличностное напряжение в семейных отношениях передается ребенку через мать»7 и поскольку сама ребенок, Юзе, был генетически ближайший к обеих конфликтующих сторон и через это имел невротические расстройства уже от рождения, то он закономерно воспринимал конфликтные перипетии глубже, чем, скажем, пасерби Гординского Мария и Иван. Вот так через «прозу» родительских взаимоотношений Осип Гординский входил в сложную иерархию социальных структур.
Самым большим нарушением, а следовательно, отклонением от желаемой нормы был, с нашей точки зрения, то состояние, что его Г. Заклинский обозначил следующим образом: «сын научився не любить отца»8. И произошло это не с первых проблесков мышления», следовательно, тогда, когда процесс личностной коммуникации отца и сына не мог быть установлен, в том числе из-за недоступности первого: сын механически присоединился к старшим, спрятавшись за вилагоджений ними психологический барьер. Федьковичева рецепция отца, таким образом, была опосредованной, суб'єктивованою, к тому же основывалась в значительной мере на ложной основе и уже поэтому сыграла деструктивную роль, не говоря уже о том, что впоследствии глубоко інтерналізований в коллективной психике (взятый на веру) негативный образ ляха как господина, следовательно, тем более негодяя, лишнего наложился на образ родного вітця и тоже весьма осложнил жизнедеятельность Федьковича.
Парадоксально, но ложное основание для версии о свой домашний «буток» создал ли не в наибольшей степени сам Федькович - писатель, и то длительное время, уже в зрелом возрасте, пуская в контексте «отцовского мифа» слух, что, мол, в детстве убивал их «песій лях» (она категорически опровергалась всеми, кто знал Гордынских). Тем самым репрезентувалися общественности сложные, неоднозначные, однако неразорванных никогда, затем и более теплые, более толерантные отношения родителей таки утрированно - как семейная трагедия, дезорієнтовувало современников и позднейших интерпретаторов.
«Есть много условий, которые создают у человека устойчивость против длительных негативных эмоций. Это прежде всего творческая работа, которая дает заодно с моментами сомнений и разочарований щонайвищий степень удовлетворения», - подчеркнул ученый, предупредив при этом, что и тогда «нужна строгая логическая работа над эмоциями», воспитание чувств уже с раннего дитинства9. федьковичеві непосредственные воспитатели (мать и сестра Мария) не знали тонкостей педагогической штуки, к тому же уровень эмоциональности их самих был такой высокий, что, кажется, не признавал законов логики. Однако если Гординская под бременем бытовых, личных проблем, думается, подходила к детям, и все гуцулки, - по принципу «сначала - кобы здоровое, затем - сделай то и то», хотя Юзя пестила10, то Марийка компенсировала брату вместо нее и отца потребность в духовном, эмоционально смысловом контакте. В своеобразной истории семейной социализации и в целом в жизненно-творческой судьбе писателя эта девушка сыграла особую роль. Физически больная, со слабым типом нервной системы («какое-то такое было грузно, и жалосливе, и тихое, как святое. А что хорошее!.. Жаль, что такая девушка, и калека!..»), она запомнилась, может, еще больше своим художественным талантом: «А певица была! Такого не было на все горы. Как бывало запоет, то каміне бы плакало, не то люди!»«. О. Колесса, подав записанные от современников эти воспоминания, предложил свою формулировку психологических мотивов нестандартного поведения Дашкевичівни: «Не могучи принимать живого участия в жизни - она должна была быть сама себе миром, концентрировать в своей душе все, что творилось вокруг нее, - и все то передумывать и чувствовать. Она сама носилась со своей болью, со своими мыслями, - разве что они победили й так, что выливались в слезах...». Упоминания о редкий как для гуцулов задушевный, тоскливое, пожалуй, сентиментальный настрой песен, созвучный настроениям исполнительницы, а может, и автора - чрезвычайно важная деталь, потому что она касается ауры, под покровительство которой подавалась смущена семейными неурядицами детская душа, где она, собственно, впервые училась работать мисленнєво и творчески. Прибавьте к этому и эстетизм гуцульской действительности, общую влюбленность во внешнюю орнаментику, которая проявлялась в одежде, изысканной культуре быта - и мы здобудем еще четче образок ауры, виколихувала настроения будущего поэта.
Поэтому символичным является то, что в первую очередь «сгущения» в субъективной Федьковичевій картине прошлого співвіднесене с духовным, эмоциональным контактом с сестрой как носителем уникального художественного материала: она «знала незраховані сказки и песни русско-народные (у нас дома, натурально, только по-русски бесідовано), а же мы ся оба так сильно любили, то я, будучи мальчиком, раз при ней ся забавлял, и все такие песни в сказки попе-рейняв»12. Н. Заглада, анализируя на основе богатых эмпирических данных быт крестьянского ребенка, акцентировала, что «шалить, драться и охотиться на все, что шевелится /.../, - это любимые занятия ребят»'3. Как видим, вектор жизненных интересов Федьковича обещал уже изначально быть принципиально другим, потому что другим - настроенными на художественную, творческую волну - были врожденные особенности функциональных систем, обусловленные генетически, вероятно, от матери, панотцівського среды и полнее раскрыты при адекватном воспитании. Задивлена в себя высокочувствительная душа Маши словно побуждала и малого Юзя в подражание аналогичному поведенческого стереотипа - сосредоточение внимания на своих чувствах и мыслях, которые брались быть заґрунтованими, в частности, и на уникальном песенно-эпической массиве. В интерьере удивительной природы Буковинских Карпат по-своюваний материал (а это и традиционные гуцульские обряды, вся традиционная бытовая культура) воспринимался, надо думать, как живая сила, поскольку помогал развивать воображение, творческую фантазию, эстетический вкус; думаем, уже сам процесс усвоения упомянутого материала давал «щонайвищий степень удовлетворения», следовательно, был, с нашей точки зрения, подготовительным этапом, чтобы действовать самому. Что же касается природы, то она даже для подростка «в своей целостности и внутренней сути еще остается неприступной /.../, хотя это и не исключает эстетического восхищения ею. Симпатия к ней, к ее духу, ее живой силы пробуждается лишь в юношеском возрасте»14. В целом явление генетически-середовищної корреляции мало в данном случае одновременно и пассивный, и активный характер: с одной стороны, ребенок «унаследовала», кроме набора генов, и достаточно благоприятные для развития своих способностей условия среды, с другой, она сама активно стремилась этих условий.
Конструктивные влияния семьи на одаренного парня не исчерпываются теми эстетическими уроками, что их дала ему больше всего сестра: отсутствие культурно-идеологической равенства между Гординськими, оказывается, не была абсолютной, раз, может, и на уровне интуиции, хотя, вероятно, не без примера образованного мужчину (тот окончил в Станиславе нормальную школу, знал несколько языков) неграмотная Гординская сама почувствовала потребность в постижении хотя бы сыновьями книжных премудростей, когда часто повторяла: «Дети, учитесь!»15. После этих походов к церкви духовное воспитание продолжалось после обеда старший сын Иван принимал Священное Писание и читал «круг стола на голос, потому что папу очень любили слушать, как он читає16, - расскажет позже Федькович и тем укажет своим биографам на первую печатную памятку, что открылась и его собственной сущности и начала бесчисленный живой ряд осягненої лектуры. Глубинная философия Книги Книг должна была сделать свое: дать уязвимой от природы ребенку начальное понимание неисчерпаемых возможностей напечатанного слова акумульовувати опыт. В целом же в коллективном сознании украинцев начинался чрезвычайно важный процесс - в определении Я. Яремы, психическая эволюция, что хоть не достигла еще тогда глубоко в душу народа, однако обеспечила то, что «приходили к значиння наука и образование, экономика, политика, организация», люди сами ступали на путь «такой сознательной самокультури», в частности «на терн школьно-воспитательной работы»17. Отмечается изменение касалось, что важно, даже провинции и лиц зрелого возраста, как Анны Гординской.
Постижение же Осипом школьных премудростей происходило в два этапа: сначала в течение четырех лет (1842-1846) он учился в своеобразной частной школе, которую организовал для собственных детей с помощью специально нанятого учителя родной дядя по матери Иван Ганіцький, священник из с Киселицы, что в 8 км от Путилова; далее, в 1846-1848 гг., была двуклассная ниже реальная школа в Черновцах. Важная пора в жизни, связанная с изменением атмосферы развития, его интеллектуализацией, не говоря уже о физиологические, психические перестроечные процессы переходного возраста, почти не оставила по себе непосредственных документальных свидетельств, и если бы не упоминание о. Г. Кантемира о киселицівські начальные студии будущего письменника18, было бы не совсем понятным, как он попал на вторую ступень своеобразной школьной лестницы. Впрочем, не является отсутствие данных, особенно со стороны самого ученика, еще и по-своему многозначительным видом каких-то сложных перипетий, которые не хотелось вспоминать?! До сих пор юный Гординский занимал дома егоцентричну позицию пещеної, удивительно впечатлительного ребенка, который не умел забывать образ, умеренно улаживать конфликты, идти на компромиссы, повторимся, вряд ли дружила с ровесниками, компенсируя, видимо, их отсутствие присутствием в основном сестры. Поэтому неизвестно, имелась сформированная потребность в общении «на равных» с другими (такие дети вступают в контакт лишь постольку, поскольку он может удовлетворить их основные, в нашем случае-эстетические, потребности), по этому поводу пришлось, видимо, непросто переживать более позднюю эмансипацию от дома и собственные новоселье в шире, жестче социальное пространство.
Вуйкова домашняя школа, ясно, что в значительной степени религиозная, к тому же вероятна соучастие брата, Ивана Дашкевича, и отца, Адальберта Гординского, в подготовке Осипа дали последствия, обеспечили уже тогда, между прочим, блестящее знание немецкого языка как такой, которая открывала путь к европейской культуре и цивилизации, а не лишь была нужна сейчас - как викладова в двухклассной более низкой реальной школе Черновцов. Последняя фактически функционировала в рамках того же заведения, который в свое время окончил И. Дашкевич - императорско-королевской окружной школы Черновцов. Основана в соответствии с распоряжением Галичского уездного управления Львова и решению магистрата Черновцов еще в 1791 г., она состояла из первоначального, первого, второго, третьего классов; четвертый делился на два класса, которые в 1828-1863 гг. и были ниже реальной школой, затем реорганізованою в высшую. В фондах Черновицкого областного государственного архива (ф.1, оп.1, ед. хр. 9092) нами найдено изготовлен краевым инженером А. Маріним в 1850 г. общий план всей школьной постройки, которая располагалась на углу улиц Верховой езды и Школьной: относительно помещения реальной школы, то оно состояло, в частности, из двух классных комнат, комнаты для рисунков (кстати, крупнейшей) и комнаты музыкальной школы. Музицирование было, надо думать, сопутствующим занятием учеников; в свидетельствах Осипа Гординского, еще в 1901 г. отпечатанных В. Маковеем в газете «Буковина», значатся следующие предметы: катехизис, библейская история, красное писаное, счета, немецкий язык, правописные упражнения и диктати, грамотные задачи, геометрия, стереометрия, механика, описание земли австрийского цісарства, чужих земель, история природы, физика, штука строительства, рисунки 19.19 Особый «математически-натуральный» профиль подготовки был призван готовить к обучению в высших профессиональных школах (политехнических институтах, академиях искусства, горных академиях) прежде всего учеников римско-католического вероисповедания, хотя на самом деле конфессиональный принцип не выдерживался: скажем, в общем журнале успеваемости учеников главной окружной школы за 1846-1847 учебный год (ЧОДА, ф.223, оп.2, ед. хр. 12) значатся также православные, греко-католики, иудеи.
Широкой была и география мест рождения учащейся братии: кроме Северной Буковины, ее городков и сел, находим в списках, скажем, и Краков, Львов, Тернополь, Бережаны, тернопольская область, Калуш, Гуру Юмора, Негостину - фактически разные земли, на которых Австрия декларативно стремилась «наполнить свое культурное післанництво», к тому же возрастные ограничения для приема на обучение вряд ли существовали, если рядом с всего десятилетними в школе учились и сімнадцятирічні. Вполне в духе советской идеологии утверждение М. Пивоварова, автора литературно-критического очерка «Юрий Федькович» (1954), о господстве в реальной школе Черновцов схоластики и «палочної дисциплины»20, не имеют никаких оснований. Наоборот, о принципиальную настроенность на результат, а еще, пожалуй, на поощрение труда свидетельствует хотя бы существование здесь специальных титулов: лучшие ученики именовались «преміянтами», далее шли «акцеденти», «еміненти», «перша кляса» и друга21. Юный Гординский за зимние курсы «добывал» «первую клясу», за летние числился среди «емінентів», между тем, всегда проявляя лучшие результаты из катехизиса, библейской истории (как, видимо, следствие домашней школы батюшки И. Ганіцького), немецкого языка, орфографических упражнений, физики и, что интересно, - рисунков; к тому же есть явное прогрессирование: за последний летний курс в 1848 г. последствия самые высокие - из 14-ти предметов 10 оценены на «очень хорошо». И это при том, что «в процессе развития подростка, в самую критическую его стадию, обычно наблюдается снижение школьной успеваемости, ухудшению ранее установленных навыков, особенно когда перед ребенком разворачивается продуктивная работа творческого характера»22. Тяготение к гуманитаристики, получается, не исключило возможности достичь определенных высот в освоении материала из других сфер человеческого знания; кроме того, в пользу чрезвычайно высокого уровня требований, которые существовали в реальной школе, следовательно, качества знаний свидетельствует хотя бы тот факт, что, имея с немецкого «очень хорошо» (не «відзначаючо»!), Гординский уже вскоре свободно будет пользоваться данным языком в творчестве, следовательно, окажется способен ею даже мыслить, хотя кто знает, областях не началось и раньше - в школе, раз немецкий художник и писатель Г. Роткель утверждал категорически, что на момент их знакомства (в 1852 г.) «Федькович был уже поэтом»23.
Подчеркнем, что указанное отношении О. Гординского лишь до определенной степени оприявненою линией конкретной жизненной поведения: за «кадром» навсегда остался ряд посутніх моментов не только принципиальных, но и даже бытового, чисто житейского плана, знание которых, безусловно, сделало бы характеристику бытия, роста будущего писателя в это важное время гораздо зримішою. Скажем, как дышалось привыкшему к естественному, удаленного от цивилизации среды парню в Черновцах, правда, на тот момент еще в маленьком городке, в котором преобладали деревянные дома и только самая престижная улица Панская - была покрыта гравием, городе, еще тогда с «незамітним», как подтверждает О. Маковей, «духовым жизнью»?.. Где обитал здесь Гординский: особняком от других школьников, или в группе? Если верить, будто в подростковом возрасте теряют свою актуальность отношения с родными, поступаючися отношениям со сверстниками, то как было в Осипа с отцом, который в феврале 1848-го по приглашению начальника магистрата А. Краля, бывшего окружного комиссара в Длиннополые, и себе оставил мандаторство, лишь в определенной степени в предвкушении его дочасності, и перебрался в города, в магистрате занимался ведением грунтовых книг, но в душе, кажется, был настроен прежде всего на расположение сыновнего сердца, а еще на то, чтобы отдать Юзя на обучение до Львова или, может, и в Вену, и то на реальные студии, может, и «на технику», как тогда говорили? Однако учитывая известные будущие различие отец и сын вряд ли поладили тогда в Черновцах, в конце концов, попытки это сделать могло иметь и одновекторное характер - от отца к сыну, и Анна Гординская, приезжая за Осипом до города, преодолевая путь в течение двух дней, везла обратно, кажется, только его самого.
Впрочем, в глубинах времени спряталось и много других важных вещей. Скажем, кто был тот учитель, которого нанимал в. Ганіцький; что за учителя учили Осипа в Черновцах, какими были их возможности, идеалы, педагогические принципы, в конце концов, отношения с воспитанниками? Кто были сами воспитанники: в Киселицях, очевидно, Юрий и Вероника, дети Ивана Ганіцького, в Черновцах - контингент разный в етнопсихологічному, морально-религиозном, интеллектуально-творческом отношениях, на фоне которого репрезентант Путилова вряд ли лидировал: лидер действительно должен обладать среди прочего «достаточно высоким уровнем инициативы и активности, опытом и навыками организаторской деятельности, /.../, достаточным ко-мунікабельністю»24? Как происходила адаптация Гординского к новым обстоятельствам, всегда связанное с ней принятие новых норм и ценностей, а следовательно - інтеріоризація - включение последних в внутренний мир индивида? По наблюдениям Н. Сарджвеладзе, эмоциональные состояния, которые переживает человек в указанное время, играют огромную роль в ее внутренней жизни, в регуляции поведения и всей системы межличностных взаємин25.
Талантливый парень, развив собственную организацию перенятым от сестры и от более широкого человеческого общества аутентичным словесно-песенным сокровищем, привязавшись к нему сердцем, с воли, видимо, отца, Адальберта Гординского, и такой, что устанавливалась, традиции, оказался, на первый взгляд, в не совсем подходящей для себя прагматичной атмосфере реальной школы; австро-венгерская чиновничья система и на отдаленных буковинских широтах пыталась прежде всего «приспособлювати туземцев к государственной службе»26, а не развивать их творчески. Однако именно «математически-натуральный» профиль предметов, думаем, сделал логичнее, образнішим мышления «гуманитарного» ученика, не говоря уже о том, что обеспечил достаточно высокий уровень общего развития, поэтому отныне «в творческом воображении находят сложный синтез эмоциональная, интеллектуальная стороны поведения подростка, /.../ синтезируются абстрактные и конкретные моменты, /.../ поезд и мышления сложно согласуются в новом единстве - в деятельности этого творческого воображения»27. Иначе говоря, рождался сложный мир новых интересов, стремлений, робко, но проектировалось будущее, довольно абстрактное, расплывчатое, вместе с тем уже сориентировано.
Кто знает, даже на завершающей стадии школьной науки ведая хоть что-нибудь об истории и культуре украинцев, о началах культурно-национального возрождения в Галичине, не зная по-русски читать и писать, Осип Гординский, вполне естественно, ступил на путь идентификации себя с «Германией», притом, заметим, не с социально-политической, чиновничье-правительственной системой Австро-Венгрии, а с немецкой культурной традицией, собственно немецкоязычным достоянием, образцы которого должны находиться в среде даже учеников реальной школы и их учителей и манить к себе избранных. Вместе с тем это не был этнический конформизм - пассивное, послушное восприятия норм и ценностей доминирующей этнической общности; если учесть, что «другого культурного языка (чем немецкая. -Л.К.) просто не существовало: труды по литературе, философии, даже агрономических наук выходили только на немецком, немецком преподавали в университетах, а Германию воспринимали за культурный образец»28, то со стороны Гординского это был скорее активный, целеустремленный этноцентризм, поскольку к другой интеллектуальной, культурной традиции приобщался индивид, который пусть на ограниченном материале, но понял родную как собственную ценность, «незраховані сказки и песни русско-народные /.../ поперейняв», а еще обычаи, верования, стереотипы поведения, и именно в невідлучному с ними обществе отправлялся в необозримая чужой мир за опытом, чтобы потом виокремитись, утвердив, сохранив свое «Я».
Важные политические события современности, в частности польское восстание в Галиции в 1846 г., похоже, за И. Франком, на «пушечный выстрел среди глубокой ночной-это оазис тишины»29, февральская революция 1848 г. во Франции, затем настоящая «весна народов» - волна восстаний по всей Европе, докатилась и до Галичины и Буковины, увінчавшися здесь отменой барщины, вряд ли глубоко взволновали будущего писателя, лицо, кажется, еще совсем аполитичная. В родной Сторонке, где всегда живучей была память о движение опрышков и свободолюбство было первым признаком каждого, совсем недавно, в 1843 г., за выступление против местных помещиков прибывшие из Черновцов войска «били, так били, что круг скамейки кровь человеческую псы хлептали»30, вскоре здесь начинается вели-ке беспорядки под руководством Лукьяна Кобылицы, и немало важных событий с того года происходят на глазах вы-пускника реальной школы Осипа Гординского. Или смерть от чахотки любой воспитательницы - сестры Марии, которая произошла в июле 1848 г., так больно поразила парня, или какая-то другая причина, но за всем, что творится вокруг, он наблюдает как бы со стороны, будто безуважно. На самом же деле, может, самая большая Федьковичева поэма «Лукьян Кобылица» в этом плане показала обманчивость такого нашего первого впечатления: духовно, виртуально автор уже писал еще в 1848-м, точнее, он уже фиксировал в памяти знания, эмоции, конечно, субъективные, которые позже «проявят», «вербалізують» солидарное отношение к народному выступлению со стороны его, художника, и достаточно глубокое понимание общей ситуации.
Учитывая же результативный время отрочества и на содержание предыдущих четырнадцати лет жизни Осипа Гординского нам представляется дискуссионным утверждение Л. Выготского, что это, мол, «разрушительная, спустошуюча фаза, в течение которой подросток окончательно изживает свое детство»31. Разрушить внутреннюю, духовную основу, тем более приобретенный в детские годы, заодно и передаваемую генетически, даже в случае патологии вряд ли можно до конца, в последней эпохе детского возраста - время подростковый - этот «груз» разве «реконструируется», расстраивается, однако в глубинах и в дальнейшем оставаясь неизменным и безотлучным от человека, как ее тень. Т. Шевченко, в 1860 г. писал автобиографического письма по просьбе редактора журнала «Народное чтение», уже отметил в начале, что мало скажет о истории своего детства, потому что «не имеет духа входить во все ее подробности»: «Это мог бы сделать человек, который внутренне успокоился»32.
О. Гординский (Федькович) тоже всегда чувствовал беспокойство инфантильного происхождения, который заодно должен был еще генетическое происхождение, следовательно, и большую реактивность. Вместе с тем на две эпохи детства (ранней поры и собственно детства) пришлись исключительно важные процессы, предшествовавшие витворенню индивидуальности, собственно, они увенчались привидением того ощущения, которое исследователь детской психологии В. А. Житель ромен найменував поездом до індивідуальності33. Социум, уникальный этнокультурный контекст максимально послужили к такому событию, прежде всего, тем, что помогли О. Гординському приобрести опыт и в скором времени перейти к индивидуальности.
Литература
1 Брушлинский А. В. Психология субъекта // Психологический журнал. - 2003. - Т.24. - №2. - С. 17.
2 Шухевич В. Гуцульщина. - 4.5. - Львов: Общая типография, 1908. - С.55.
3 Кайндль Г. Ф. Гуцулы: их жизнь, обычаи и народные предания. - 2 изд. - Черновцы: Молодой буковинец, 2003. -С.12.
4 Ліфарєва Н. В. Психология личности. - К.: Центр учеб. буквам, 2003. - С.43.
5 Маковей О. Житєпись Осипа Юрия Гординского - Федьковича. - Львов, 1911. - С.45, 47.
6 Шухевич В. Гуцульщина. - 4.1. - Верховина, 1997. -С.71.
7 Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семне (социально - психологическое исследование). - Кишинев: Штиинца, 1991. -С.62.
8 Заклинский Г. Можно Федьковича Коссованом зовут? (Слово в обороне правды) . - Львов, 1895. - С.9.
9 Анохин П. К. Социальное и биологическое в природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. - Москва, 1975. - С. 305.
10 Колесса О. Юрий Коссован (Осип, Доминик, Игорь Гор-динская где Федькович). Проба критического разбора ав-тобіографічних его повестей и его житєписи. - Львов, 1893. - С.56.
11 Там же. - С.60.
12 Цит. по: Дидицкий Бы. Слово от издателя / Стихотворений Иосифа Федьковича.- 4.1. - Львов, 1862. - С.ХІІ.
13 Заглада Н. Быт крестьянской ребенка. - К., 1929. -С.21.
14 Житель Ромен В. А. Психология творчества. - К.: Лыбидь,2004. - С.7374.
15 Маковей О. Цит. труд. - С.11.
16 Колеса А. Цит труд. - С 58.
17 Ярема Я. Украинская духовность в ее культурно-исторических проявлениях. - Львов, 1937. - С.ЗО.
18 ЛНВ. - 1905. - Т.32. - С183.
19 См.: Маковей О. Цит. труд. - С.51.
20 Пивоваров М. Юрий Федькович. Литературно - критический очерк. - К.: ДВХЛ, 1954. - С.9.
21 Маковей О. Цит. труд. - С 50.
22 Выготский Л. С. Педология подростка//Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - Москва, 1984. - С.20.
23 См.: Маковей О. Цит. труд. - С.74.
24 Парыгин Б. Д. Основы социально - психологической теории. - Москва: Мысль, 1971. - С.303.
25 Сарджвеладзе Н. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси: Мецниераба, 1989. - С.135.
26 Финкель Л., Гломбиньский С. История и статистика Австро-Угорскої монархии. - Львов, 1901. - С.59.
27 Выготский Л. С. Цит. труд. - С.219.
28 Тейлор А. Дж. Габсбургская монархия 1809-1918. История Австрийской империи и Австро - Венгрии. - Львов: ВНТЛ-
Классика, 2002. - С.25.
29 Франко И. Барщина и ее отмены в 1848 г. в Галичине // Собр. сочинений: В 50 т. - Т.47. - К.: Наук, думка, 1986. - С.66.
30 Цит. по: Франко И. Лукьян Кобылица. Эпизод из истории Гуцульщины в первой половине XIX в. // Собр. сочинений: В 50 т. -Т.47. - К.: Наук, думка, 1986. - С.256.
31 Выготский Л. С Цит. труд. - С.25.
32 Шевченко Т. Письмо к редактору «Народного чтения» //Собр. сочинений: В 5 т. - Т.5. - С.443-447.
33 Житель Ромен В. А. Цит. труд. - С.74.
|
|