Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ЛЕВИЦКИЙ ОРЕСТ (псевд. - Левко Маячинець, Л. Орленко; 25.12.1848, с. Маячка, теперь Новосанжарского р-на Полтавской обл. - 09.05.1922, с. Драбов, теперь пгт. Черкасской обл.) -писатель, историк, правовед, археограф, архивист, этнограф, академик УАН (с 1919).

Происходил из рода известного украинского гравера и художника XVIII ст. Григория Носа-Левицкого. Начальное образование получил в родном селе, окончил духовную семинарию в Полтаве (1869). Год работал домашним учителем в с. Веприк на Полтавщине. По окончании историко-филологического факультета Киевского университета (1874) работал учителем гимназии (1874 - 1906). Был секретарем Временной комиссии для рассмотрения древних актов (1874 - 1921), членом исторического Общества Нестора-летописца (с 1878 г.), Наукового товариства ім. Шевченко (с 1910 г.). Печатался на страницах журналов «Киевская старина», «Украина», «Литературно-научный вестник» и др.

О. Левицкий - автор более 200 трудов по истории Украины XVI - XIX вв.: «Очерк внутренней истории Малороссии во второй половине XVII века» (1875), «Оиыт исследование о летописи Самовидца» (1878), «Очерки народной жизни в Малороссии во 2-й половине XVII в.» (1901), «Черты семейного быта в Юго-Западной Руси в XVI-XVIII веках» (1909) и др. Написал 13 исторических рассказов и повестей.

По тематике рассказы делятся на два цикла: «волынский» и «полтавский», сюжетика их зафиксирована в документах Луцких гродских книг и Полтавских казацких судов.

Художественные произведения О. Левицкого широко моделировали сословные, обычные, правовые, бытовые отношения в Украине XVI - XVIII вв. Временные рамки материала охватывают 1547 - 1763 гг., то есть от периода, предшествовавшего становлению украинской государственности, к постепенной потере такой автономности. Особенность творческого метода А. Левицкого заключалась в том, что его интересовал человек как личность и общественный тип в конкретной исторической ситуации, а не сама ситуация: человек и быт, а не человек и политика. Писатель через конкретику быта утверждал в народе потребность его национальной обособленности. Не за романтизации общего, а через детализацию конкретного О. Левицкий пытался донести до читателя сущность национальной истории. Он требует не увлечение прошлым, а осмысленное его знания.

История простого человека в его рассказах есть историей не некой абстрактной личности, созданной писательским воображением. В каждом отдельном случае - это конкретная историческая личность, имя которой сохранили древние актовые книги. Среди героев рассказов А. Левицкого встречаются представители казацкой старшины, духовенства, рядового казачества, мещанства, крестьянства. Отличаются женские образы (Ганна Монтовт из одноименного рассказа, Анна-Алоиза Острожская с «Иезуитской преподобниці», Гапка Хвостичка с «Неожиданного брака» и др. ). Они создают яркую и колоритную портретную галерею. Особенность исторических персонажей прозы В. Левицкого заключается в том, что они, в отличие от выдающихся личностей, которые имеют разное политическое трактовка в различные общественные эпохи, всегда остаются неизменными в різночасовому их прочтении.

Исторические рассказы художника своей художественно-стилевой манерой связанные с традициями украинской прозы XIX в. и в то же время оставались открытыми для теоретических веяний новой школы. Как представитель неонародницького направления в украинской литературе, писатель своими произведениями выступил промежуточным звеном между «старой» и «новой» литературными школами.

Творчество А. Левицкого невозможно однозначно отнести к какой литературной манеры. Рассказы писателя - это стилевой синкретизм: здесь имеются оповідні элементы, которые ощущаются в присутствии фигуры рассказчика, авторских комментариях, обращениях к читателю, в описаниях быта и народных обычаев. В ряде рассказов происходит переход от народно-повествовательной манеры изложения к эпически-объективного повістування: спокойный и объективный тон повествования сочетается у писателя с разговорными интонациями, языковой стилизацией, архаїзацією. Портрет героев становится более индивидуализированным и психологізованим. Именно эта стилевая разновидность или, точнее, стилевые поиски в области исторической романистики дали возможность критику А. Ніконовському сделаешь вывод, что рассказы О. Левицкого «определили стиль» будущего исторического романа.

Лит.: Москвич JI. Г. Творческий путь А. И. Левицкого // Історіогр. исследования в Украинской ССР. 1971. Вып. 4; Дзира Ярослав. Третий президент // Украина: Ежегодник. К., 1989. Вып. 23; Баран Есть. М. Украинская историческая проза второй половины XIX - начала XX в. и Орест Левицкий. Л., 1999.

Есть. Баран