Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Литература Коломыйщины


 

Коломийщина всегда была богата на разных талантов, в том числе и на литературные. Среди них выдающееся место занимает Тарас Мельничук.

Первая учительница Т.Мельничука была родом из Коломыи. В малом Тарасу она заметила большой талант и всячески поддерживала одаренного ребенка, вела отдельные занятия с ним, підживляючи тяга к изящной словесности.

Окончив семилетку в родном селе, Тарас с разрешения отца продолжил обучение в соседнем поселке Яблоневые, где была средняя школа. Здесь еще больше вырос и возмужал его талант, он встретился с будущим поэтом Дмитрием Павлычко, который уже окончил школу и был известным среди молодых поэтов.

После окончания десятилетки работал корректором районной газеты "Советская Гуцульщина", далее - в Коми АССР лесорубом, валовідбійником на Донбассе.

Вернулся в родное село ранней весной 1957 года, вступил в брак с любимой девушкой Машей Залуцкой. В ноябре 1957 года призвали Тараса в войска аж в Приморский край, служить ему пришлось в сложных условиях в городе Сучанах, но недолго. В середине мая 1958-го его снова встречали Уторопы, жена Мария и новорожденная доченька Слава.

После возвращения из армии юноша начал готовиться к поступлению в университет. Друзья и знакомые советовали учиться, чтобы не пропал талант, и он пошел на дневное отделение филологического факультета Черновицкого государственного университета. Ю.Федьковича.

В ранних студенческих стихах Тараса уже выкристаллизовался гигантский дух протеста, одет в метафоры и неологизмы. Автор смело декламировал свои стихи в общежитии на студенческих вечеринках, которые, несмотря на строгие предостережения коменданта и администрации общежития, все-таки происходили. Да и сам устраивал кулуарные поэтические вернисажи. На них звучало живое поэтическое слово, в бесконечных спорах рождались новые стихи, создавались метафоры...

Тарас с женой Марией определенное время занимались резьбой - в основном им удавалось изготовления небольших резных пейзажей и портретов известных лиц. Но этот промысел не давал больших заработков, и художник начал рисовать.

Впоследствии, на третьем курсе едет по комсомольской путевке на строительство горно-обогатительного комбината в Кривой Рог.

Наслушавшись о больших заработках на сибирских лесоповалах и на великих комсомольских стройках Сибири, Тарас решил и здесь попытать счастья.

1961 года с группой гастарбайтеров-западников оказался в далеком сибирском городе Красноярске. Через год, закаленный сибирскими ветрами, без "длинного рубля", вернулся домой. В полупустом чемодане мужа жена нашла тетрадь лирических стихов и несколько газет на русском языке, в которых были напечатаны стихи Тараса. Удалось устроиться на работу аж в Верховине. Где нашлось место в районной газете "Верховинские вести" в отделе сельского хозяйства. Зарплата была относительно мала, кроме того приходилось платить за съемную квартиру в селе Глубоком. Собственно, в этом селе познакомился с девушкой Марусей, которая стала его второй женой...

1964 г. поновляється в университете, из которого через полтора года его отчисляют за вольнодумство.

в 1967 г. в издательстве "Карпаты" выходит первый сборник стихов "Несімо любовь планете". В этом же году автор поступает на заочное отделение Московского литературного института.

Именно в это время в Черновицком университете, где еще хорошо помнили поэта, был организован вечер поэзии. На нем выступил Т.Мельничук со свежей только что завершенной поэме "Осанна", которая позже войдет в его известной сборника стихов "Чаґа". Очевидно, именно тогда имя поэта было занесено в картотеку КГБ и установлено оперативный надзор за ним, потому что после выступления Тараса уже в Верховине вызвали на беседу в органы. С тех пор началось давление на автора и постоянные запугивания родными и друзьями, провокации и увольнения с работы... пришлось ему обивать пороги не в одной редакции, но везде отказывали, к тому же были проблемы с пропиской. В конце концов, махнул рукой на все и снова отправился в далекие сибири. Теперь уже в Томскую область, о чем сам позже говорил: "Туда посылали насильно людей, а меня оттуда выгнали".

Сдает к печати рукопись сборника стихов "Чаґа", что стало причиной его первого ареста 29 января 1972 г. во время массового заключения украинской интеллигенции.

Следствие, ужасные допросы ловкими следователями КГБ довели поэта до срыва, после чего его подвергли психиатрическому обследованию в спецотделе областной больницы. Тут слепой случай свел Тараса с интересным человеком - беглецом из советского государства Берничуком Аполлоном, с которым потом он оказался в пермском лагере.

Через месяц пребывания под следствием, художник начал осознавать странную вещь: чем больше он открывал свою душу следователю, тем более ув'язнював ее, плел сам на себя тугой невод, из которого не выпутаться. И было слишком поздно, чтобы что-то отрицать.

Именно в это время Тараса переводят в другую камеру, в которой уже был человек, который имела спецзадания все выспросить у поэта. Этот мужчина сказал, что знает, как передать на волю стихи Мельничука: он имеет знакомого "баландьора", который раздает узникам еду, - через него поэзию можно освободить. Тарас, не подозревая ловушки, тщательно на папиросной бумаге мелким почерком изготавливал "трудные", такие себе небольшие напівцигарки, и передавал утром или вечером знакомому "баландьорові", когда тот приносил миску с едой. Таким образом целый цикл стихов - масса таких "скрутнів" - оказался в руках следователя. Следователи тщательно изучили все стихи (а они уже действительно имели характер сопротивления существующему режиму) и присоединили к делу. С поэтом чаще велись "дружеские" беседы, угощали сигаретами, которые Тарас прихватывал с собой, чтобы иметь на чем изготавливать свои "трудные". И вот день суда. Т.Мельничук стремится бросить в глаза обвинителям и обидчикам в последнем слове свою боль - стихотворение "Красный человек", но во время тщательного обыска его изымают. Звучит приговор - четыре года тюрьмы за антисоветскую деятельность. И поэт снова в камере. Здесь, на харьковском пересыльном пункте, судьба сводит его с Алексеем Резником, осужденным по той же статье, что и Тарас.

Т.Мельничук радовался несказанно, мечтал попасть с Олексой в одну зону. В мешке Олексы среди продуктов были еще и книги, среди которых Тарас заметил "Кобзаря". Гневные Шевченко инвективы оказались настолько близкими автору "Чаґи", что он попросил отдать "Кобзаря". И Олекса отказал в просьбе, потому что и сам оказался в таком положении, когда "Кобзарь" стал дороже хлеба. Обоих поэтов судьба забросила в лагеря, расположенного в Кучині Чусовського района Пермской области за номером ВС 389/36.

На то время тридцать шестая зона проходила процесс становления и реорганизации. Сюда перевезли политических заключенных из Мордовии, чтобы разделить их на малые группы и предотвратить утечку информации за рубеж.

В лагере, где оказался Тарас, были две длинные бараки с четырьмя отделами. Каждый отдел имел две жилые секции. Лагерная администрация так замысловато разбросала по секциям украинских заключенных, чтобы их было везде поровну. Чтобы они не жили сплоченно. Поэт Алексей Резник, критик Евгений Сверстюк и Олесь Сергиенко были в одной секции; Левко Лукьяненко с Покровским - в другой, Анатолий Здоровый, Степан Сапеляк, Анрей Турик - еще в одной.

Тарас, обладая непревзойденным искусством словообразования и молниеносного рифмовки, быстро стал любимцем украинской общины зоны. Существовала в зоне подпольная группа, которая ловко переправляла информацию на волю. Тарасу сообщили, чтобы он приготовил несколько хороших стихов, которые можно передать за границу. И действительно, вскоре они были опубликованы в зарубежных журналах. У автора пытались выведать кому именно он читал передавал стихи. Но поэт выдал себя за простака, объяснял, что его стихи кто мог стащить с тумбочки, тем более, что их забирают при обысках, то, может, и сами гебисты передают.

Весной 1975 года Тараса перевели в соседнюю тридцать девятую зону в Всесвятськ, где он познакомился с Иваном Светличным, Игорем Калинцом, Анатолием Марченко, Семеном Глузманом. Особенно уважал Тарас Игоря Калинца, которого немного знал еще с воли.

После того, как отбыл наказание в Пермских лагерях, вышел на свободу в марте 1975 г. Находился под надзором органов безопасности. В апреле 1979 г. за "оказание сопротивления сотруднику милиции", а на самом деле - за антисоветскую деятельность арестован на четыре года. Далее - несколько лет административного надзора, скитания в поисках работы. Работает в редакциях районных газет Хотина, Косово, Верховины, Ивано-Франковска. 1982 г. в Торонто выходит сборник стихов "Из-за решетки", 1990 г. - "Строфы из Голгофы" (Великобритания). За сборник "Князь росы" (1990,1992) был удостоен премии им. Т.г.шевченко. 1994 г. была напечатана сборник стихов "Чаґа" в коломыйской типографии им. Шухевича благодаря ее директору Михаилу Андрусяку. Последние годы Т.Мельничук жил в Коломые.

Годы, проведенные в лагерях (первый арест 1972 г., второй - 1978 г.) оставили свой след на бескомпромиссной, откровенной души поэта.

Через год после второго ареста Тарас пишет открытое письмо с символическим и характерной для тогдашних времен названием - "Прозрение". В нем человек по сорок, истощена системой, клеймен духовно, вынуждена обливать грязью своих собратьев по перу и по убеждениям, отречься от своей деятельности за предыдущие годы и вынужденно петь дифирамбы справедливой советской власти. Не глумление? Душа поэта разрывалась от боли, сочиняя этакого "покаянное письмо" и отрекаясь от того, что творил почти всю свою сознательную жизнь - самого себя. Это письмо, как отмечал сам автор, писался для того, "чтобы иметь возможность как можно скорее вернуться на свободу к литературному труду, к своим родным и близким, которые, верю, с нетерпением ждут моего возвращения...".

Вымученная, израненная душа, изболевшееся тело, одиночество - это действительно все то, что художник получил после изнурительных скитаний по тюрьмам. Поэтому не удивляют нас строки "Прозрение".

За такое самоотрицание стоит осуждать не художника, а эпоху, которая сломала миллионы человеческих судеб, казнила множество талантливых деятелей, покалечила тысячи светлых душ.

Награжден и наказан своим буревійним характером и ярким талантом, потеряв здоровье по лагерям, Т.Мельничук угасал на глазах. Последние годы его жизни - это больничная койка, на котором рак догризав его наболевшие легкие.

Рассказывают, что за несколько дней до смерти пришел к поэту знаменитый гуцульский мольфар (волшебник, знахарь) Михаил Нечай в гуцульском наряде. Тарас встал. Вдохнул на полную грудь (чего в последние дни не мог делать) и радостно воскликнул: "Горы! Горы!"

Ночью 29 марта 1995 года поэта не стало. Он был Поэтом и Патриотом с большой буквы, настоящим князем поэзии. В первом сборнике стихов Т.Мельничука "Несімо любовь планете" (1967) есть такие трогательно провидческие строки:

... мне силы хватит идти по дороге, которой нет. [48;7].

Это без преувеличения, обречения себя на гибель в условиях дикого режима. Зато есть уверенность и право "не прорасти к от чужих, а хотя бы прорасти маком горячим на твоей, Украина, терновой пределы" [54;27].

Т.Мельничук говорил: "Я с миром хочу разговаривать на равных. А мир же не боится быть таким как есть. То чего я должна бояться?" [55;14]. Всю свою жизнь он боролся, чтобы не предать себя, своих идеалов, стремился всегда быть самим собой. Жаль, что для этого мира поэты не всегда такие, какими они и должны быть. Не потому ли он постоянно стремится перелицьовувати их, перевоспитывать тюрьмами, лагерями, другими, более изысканными методами. На судьбу Тараса также выпало немало психологических пыток, колючих проволок лагерей, где презиралось все высокое, уничтожалась человеческая личность, виснажувалася мысль и душа, разрушались физические силы. Преодолевая боль, поэт не падал духом, оставался собой:

На Украину, моя дорогая, на Украину, - Из всех безнадій и надежд.

После десятилетий страданий пришло возвращения на волю. На вопрос, как он прожил свою жизнь, если бы вернулись лета молодые, Т.Мельничук ответил: "Странствиями и поэзией."

Недруги не давали ему покоя. Так, в ночь с 19 на 20 августа подожгли его родной дом. Наверное, пытались избавиться и самого поэта. Когда на пепелище приехали его друзья, то прежде всего подумали: так и случилось. Но Тарас, к счастью, гостил в Тернополе...

Факт присуждения премии им. Т.шевченко был, пожалуй, только для позірності, мол, воздали. Однако никто не почувствовал больших обязанностей перед художником.

Переступив порог "новой" хаты в Коломые, которую выделила ему местная власть, можно было увидеть тесную комнатку с маленьким коридорчиком и с окном на трассу. Все "нашлось" для больной, уже не молодого человека. Но поэт никогда не сетовал на свою судьбу.

Судьба Т.Мельничука (как и многие другие того времени) был поврежден. За что? За антисоветскую пропаганду. Теперь это звучит как злая насмешка. Судьба уничтожена, но остаются поэзии, которые требуют основательного исследования, признание своей неповторимости.

 
Современные литераторы Коломыйщины

Андрушко Василий, художник, поэт, 1953 г.р. Окончил Львовский институт декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников Украины. В Коломые от 1982 года. Участник многих творческих выставок и симпозиумов, оформитель интерьеров, в т.ч. и коломыйского Музея Писанки. Преподает в коломыйском педагогическом колледже. Автор поэтического сборника "Сон восьмерки" (1997).

 

Васильчук Николай, литературовед, поэт, публицист, 1967 г.р. Окончил Черновицкий университет. Член Национального союза писателей Украины (НСПУ) и Союза журналистов Украины (СЖУ). В Коломые от 1990 года. Работает в редакции коломыйской газеты "Свободный голос". Автор четырех поэтических сборников и др. книг, публикаций в прессе.

 

Гриньков Дмитрий, поэт, общественно-политический деятель, 1948 г.р. Окончил три курса Ивано-Франковского института нефти и газа. За создание подпольной патриотической Союза молодежи Галичины (1972) изгнан из института и заключенный. Член НСПУ и СЖУ. В Коломые от 1970-х. Автор четырех поэтических сборников, лауреат литературной премии им. Т. Мельничука (1998). Работает в коломыйском горисполкоме.

 


Кметюк Надежда, поэтесса, 1961 г.р. В Коломые от 1976 года. Училась в Черновицком медицинском институте, который по состоянию здоровья вынуждена была покинуть. Автор двух поэтических сборников, публикаций в прессе, лауреатка премии Ивано-Франковского областного общества "Просвіта" ім. М. Пидгирянки (1999).

 


Малащук Андрей, поэт, публицист, 1958 г.р. Коренной коломиец. Окончил Дрогобычский пединститут и Киевский институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого. Член СЖУ и Ассоциации украинских писателей. Автор двух поэтических сборников. Работает в коломыйской газете "Свободный голос".

 


Руданец Ольга, культурно-общественная деятельница, поэтесса, 1956 г.р. Закончила Киевский институт культуры, Прикарпатский университет, Украинскую академию государственного правления при Президенте Украины. В Коломые от 1976 года. Автор поэтических публикаций в прессе. Директор гостиницы "Писанка".

 


Савчук Николай, юморист, поэт, краевед, заслуженный артист Украины, 1959 г.р. Окончил Львовский университет. В Коломые от 1989 года. Автор пяти поэтических сборников, в т.ч. и стихотворного юмора. Лауреат Всеукраинской премии им. П.Сагайдачного (2000).

 


Стефурак Иван, экономист, поэт, 1948 г.р. Окончил Львовский университет. В Коломые от 1979 года. Автор семи поэтических сборников, лауреат Всеукраинской премии "Благовест" (2000). Руководитель отделения Национальный кредит в г. Коломые.

 


Томенко Марта, педагог, художник, поэт, 1951 г.р. Коренная коломийка. Окончила Львовскую консерваторию. Автор поэтического сборника "Остров света" (1992), участник художественных выставок, иллюстратор коломыйского издательства "Возраст". Преподает в коломыйской музыкальной школе № 1.