Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся на уроках литературы

Н. Підвисіцька,

учитель украинского языка и литературы

Черкасская обл.



Урок родного языка и литературы... Каким он должен быть сегодня? Что может стать первым шагом на пути к глубокого взаимопонимания между учителем и учеником?

Эти вопросы не раз заставляли меня задуматься и искать ответы.

Понимаю, что передо мной стоит самое ответственное задание не только лелеять родной язык, но и уметь донести каждое слово в тонких красках, тонах и красотах, чтобы оно будило детскую душу к труду, благородных действий и поступков.

Каждый урок должен быть виховуючим, то есть реализовывать воспитательный потенциал, заложенный в бессмертных произведениях украинских писателей, в культуре украинского народа.

Поэтому, идя на урок, ставлю перед собой цель восстановить изначальное благородство украинского народа, его национальное достоинство и самостоятельность, высокую нравственность и трудолюбие.

Такая цель требует нестандартного подхода к проведению уроков языка и литературы. Урок, по моему мнению, должен быть личностно ориентирован, то есть давать возможность каждому ребенку по-своему и самой познавать мир. На таком уроке каждый ученик может максимально раскрыть свой интеллектуальный, творческий потенциал, свои умственные способности, духовные возможности.

Словарный запас учащихся должен постоянно обогащаться словами-терминами, значение которых сразу запомнить трудно. Поэтому требую от учащихся ведения краткого словаря литературоведческих терминов. А после изучения отдельных разделов провожу литературные диктанты.

Предлагаю такие вопросы:

1. Один из самых распространенных видов искусства, образно воссоздает жизнь при помощи слова. (Литература)

2. Основной источник, из которого развилась литература. (Фольклор)

3. Слова, которые употребляются в переносном значении. (Тропы)

4. Воплощение в образах животных, растений, предметов, явлений абстрактного понятия или мысли. (Аллегория)

5. Изображения картин природы творении. (Пейзаж)

Это способствует самоконтролю знаний по теории литературы, дает возможность лучше понять художественное произведение.

Литература - предмет особый, он предполагает напряженную работу не только мысли и памяти, а и души и сердца. Каждый ребенок, по моему мнению, имеет в душе золотое зерно, которое, попадая в плодородную почву, дает побеги добра, правды, достоинства, справедливости, чести, гордости, человечности. Надо только найти его, это золотое зерно, коснуться того единственного колокольчика, что наполнит жизнь одухотворенным содержанием.

На уроках литературы, рассматривая содержание произведения, анализируя поступки и чувства персонажей, пытаюсь через восприятие авторской позиции учить детей мыслить, творить, преклоняться перед мудростью, быть добрыми и честными, воспитывать любовь и уважение к родителям, уважение к людям.

Первая ступень литературного образования учащихся - это путь к книге. Известное выражение: скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты - говорит о том, что перед учителем стоит важная проблема: научить вдумчивому, выразительном, быстрому чтению.

Поэтому воспитываю в детях интерес к книге, к чтению как виду деятельности, что способствует развитию познавательных интересов, улучшению грамотности.

Обучаю учеников работать с вспомогательными справочными и литературными источниками - и не просто воспринимать информацию, а аргументированно выражать собственное видение проблем, убедительно отстаивать свои взгляды.

Искусство анализа состоит в том, чтобы заново открыть перед учениками художественное произведение, вернуть до сих пор не известными гранями, вызвать глубокие чувства и переживания. Поэтому по-новому подхожу к современному пониманию произведений. Интересно прошли уроки литературы в 9 классе: урок-размышление «Каким я представляю автора «Слова о полку Игореве»?, урок-диспут «В чем красота образа Наташи?» по пьесе Котляревского «Наталка-Полтавка»), урок-суд «Эней - троянец или запорожец, национальный герой или развлекательный персонаж?»

Такие уроки развивают у учащихся эмоциональную культуру. Только на базе эмоционально-познавательной активности формируются у детей критерии оценки жизненных явлений, вырабатываются моральные принципы.

Прилагаю усилия, чтобы каждый урок был обращен к душе ученика, насыщенный материалом, что вызывает размышления о жизни, о духовном мире человека, об общечеловеческих ценностях.

Характеризуя образы произведения, ставлю проблемные вопросы, например:

- Самоубийство - расплата за грехи, необдуманность или что-то другое? (по поэме Т. Шевченко «Катерина»?)

Чтобы уроки не были похожи между собой, часто делаю музыкальные паузы, особенно при изучении лирических произведений.

Чтобы выработать школьников внимательное отношение к художественному тексту, умения в процессе чтения глубоко воспринимать написанное, замечать детали, применяю на уроках разнообразные, интересные для учеников приемы проверки знаний прочитанного. Один из таких приемов - работа с тестами, которые использую на всех этапах проработки темы и особенно эффективно - для проверки глубины усвоения художественных текстов.

Украинская литература должна открыть учащимся мир культуры.

Это осуществимо, если выкладывать ее во взаимосвязи с другими видами искусства.

Поэтому при подготовке к урокам я разрабатываю карточки-схемы межпредметных связей, учитывая развитие архитектуры, живописи, музыки, театра, истории, литературы.

Например:

Тема урока - «Новость» - шедевр мировой новеллистики. Жизненная основа произведения

История - судьба украинского крестьянства в XIX в..

Музыка - Моцарт «Реквием» 7 часть

Живопись - В. Касьян «Новость», И. Репин «Иван Грозный убивает своего сына»

Литература - Т. Шевченко «Гайдамаки»; Улас Самчук «Мария»; М. Гоголь «Тарас Бульба»

Словесное творчество - это мощный стимул духовной жизни ребенка, эффективное средство умственного развития школьника, источник вдохновения в овладении культурой связной речи, способ развития познавательных интересов. Поэтому большое внимание уделяю написанию творческих работ.

Практикую различные сочинения - рассказа на основе данного сюжета, увиденного или услышанного, по данным началом или окончанием.

Часто предлагаю и сочинения-описания, в частности пейзажа, где особенно раскрывается умение учащихся видеть, наблюдать. Особенно интересны пейзажи-этюды старшеклассников на тему: «О чем шумел осенний лес?», «Рассветные краски», «Под окошком калина», «Зоре моя вечірняя».

Стараюсь, чтобы основное учебное время был отведен именно развития умений учеников самостоятельно читать, наблюдать, мыслить, анализировать, обобщать, конспектировать, потому что все это способствует развитию познавательных способностей учащихся, формированию личности ребенка.

Духовное формирование будущего человека средствами художественной литературы - дело очень ответственное. Она требует от учителя упорного труда и любви, ведь он сеятель добра, правды, знаний, творец детских душ. Видимо, именно это имел в виду И. Драч, когда в «Думе об учителе» устами своего героя сказал:

Нет ужаснее, чем учительская.

Нет виснажливішої работы от учительской,

Где нервы сгорают, словно сухой хворост,

Где сердце рвется в клекоті и чаде.

Но нет счастливее судьбы,

когда Человек из рук Твоих, Учитель!

Идет в мир - на каплю мир людніє.