Статья
Подготовка кадров Использование творческого наследия Григория Ващенко в профессиональной подготовке учителей-словесников
Л. Базиль,
кандидат педагогических наук
Глухов
Главная задача образовательной системы любой развитой страны - формирование национального идеала подрастающего поколения. Главной движущей силой в этом сложном процессе выступает прежде всего учитель-словесник. Именно он, имея в своем распоряжении такой мощный фактор человеко - и нации, как родная литература, формирует духовно развитой, национально сознательную личность, ответственного и активного гражданина Украины, настоящего патриота Родины, способного должным образом представлять свою нацию и государство. Учитывая это, к профессиональной подготовки учителей-филологов XXI века поставлены качественно новые требования. Педагог-словесник нового тысячелетия должно быть хорошо осведомленным с тайнами филологии, хорошо владеть навыками ораторского и делового стилей общения, осознавать собственные национальные корни, пропагандировать духовную культуру украинского народа и чтить воспитательные ценности других народов, а главное - уметь формировать у учащихся национальный идеал. Указанная идея - ведущая в педагогической концепции Григория Ващенко.
Непревзойденные уроки мудрости выдающегося ученого-педагога, известного специалиста из национального воспитания стали прекрасными уроками профессионального мастерства. Несомненный талант ученого-гуманиста получил признание и уважение в диаспоре многих стран мира. Основные положения философско-образовательной наследия Г.Ващенка заслуживают серьезного системное изучение, должное осмысление, широкое использование и развитие в современной школе.
За рубежом, где выдающийся украинский педагог прожил более двадцати лет, его научные произведения довольно известные. В Украине, к сожалению, труда Г. Ващенко начали активно выдавать лишь в последние десятилетия. Значительным импульсом в развитии ващенкознавства является деятельность Всеукраинского Педагогического Общества. В 1994 году в издательстве «Полтавский вестник» п'ятдесятитисячним тиражом было напечатано «Воспитательный идеал». В 1997 году Львовская организация Всеукраинского Педагогического Общества им. Г.Ващенка издала книгу «Избранные педагогические произведения».
Фигура талантливого украинского педагога Г.Ващенка, анализ его авторской концепции воспитания национально сознательной, интеллигентной, творческой личности и весомой наследия педагога («Мораль христианская и коммунистическая», «Воспитание любви к Родине», «Воспитание чесности и принциповости», «Воспитание уважения к родителям и старых», «Роля религии в жизни человечества и религиозное воспитание молодежи», «Проект системы образования в самостоятельной Украине», «Педагогическая наука в СССР» и др.) стали предметом научных исследований (0. Вишневский, Н. Дичек, Бы. К-брянский, 0. Коваль, А. Ковальчук, А. Погребной и др.). Педагогическое наследие художника должна найти достойное место в литературоведческой и методической подготовке учителя-словєсника.
Основательное осмысление отдельных тенденций литературоведческой подготовки показывает, что эти составляющие профессиональной парадигмы будущего учителя украинского языка и литературы постепенно насыщаются положительными изменениями. Актуальные теоретико-методологические проблемы литературоведческой подготовки, личностных качеств, профессиональной компетенции учителя-словєсника исследуют мово - и литературоведы, педагоги, методисты (Н. Волошина, О. Галич, С. Жила, А. Козлов, Г. Клочек, Л. Мацько, Л. Мирошниченко, М. Наєнко, Л. Пономарь, Есть. Пасечник, Б. Степанишин, А. Ситченко, О. Семеног, В. Шуляр и др.). Вместе с тем ряд вопросов, касающихся изучения творческого наследия известных педагогов современности, в частности Г Ващенко в литературоведческой и методической подготовке будущих словесников, ждут своего исследователя.
Итак, цель предлагаемой статьи - на основе произведений Г. Ващенко, исследований украинских ученых о его научно-педагогическое наследие, рассмотреть отдельные положения концепции должны найти надлежащее место в теоретико - и историко-литературных и методических курсах филологов. Родниковой базой служат педагогические труда Г. Ващенко, публикации А. Погребного, В. Вишневского и других известных украинских ученых.
Будущим учителям-словесникам следует знать, что известный педагог родился в казацкой семье. Учился в Роменськіи духовной школе, Полтавской духовной семинарии, Московской духовной академии. Стоит, проработав исследовательские материалы (архивные и труда ученого), выяснить, почему же Г. Ващенко посвятил себя литературной деятельности. Известно, что под псевдонимом Г. Васьковский печатались рассказы, пьеса «Слепой», повесть «До грунта». Публикации получили высокую оценку критики.
Под влиянием произведений известного ученого Лесгафта Г. Ващенко увлекся психологией и педагогикой и в дальнейшем посвятил себя педагогической деятельности. Одна из важнейших задач практических занятий по истории украинской литературы - научиться правильно (внимательно, осмысленно, с заметками на полях) читать текст, вникать во внутренний мир произведения и художника, выяснять место этого труда в наследии педагога в образовательной парадигме эпохи, проводить сопоставление педагогических явлений, показывать неповторимые особенности индивидуального стиля Г.Ващенка, то есть овладевать навыками филолого-педагогического анализа.
Привычные вопросы и задания потребностью времени заменяем на такие, которые требуют внимательного отношения к индивидуального авторского стиля, отвечая на которые, студенту необходимо внимательно читать произведение, тщательно прорабатывать рекомендуемую литературу, каждое положение обязательно иллюстрировать ссылками на текст анализируемого произведения и соответствующее научное источник. Чтобы подать, например, литературный комментарий к отрывку из текста, нужны ряд энциклопедий, словарей. Такие задания воспитывают внимательное отношение к каждому слову текста, ведь, возможно, именно это слово поможет показать важнейшие оттенки авторской мысли и замысла.
Выясняя возможность использования наследия Григория Ващенко в процессе получения студентами педагогически-филологической национального образования, остановимся на его профессорской работе в Полтавском педагогическом институте. Именно здесь появилась одна из самых красноречивых педагогически-дидактических трудов ученого «Общие методы обучения». На титульной странице книги указано: «Государственный научно-во-методологический комитет нарком образования УССР разрешил к употреблению как пособие в педвузах». Первое издание было осуществлено в 1927 году, второе - в 1929 году. В период «украинизации» такая деятельность считалась допустимой. Однако во времена жестоких репрессий против украинской национально сознательной интеллигенции, прежде всего учительства, за «буржуазно-националистические положения» учебник был изъят из употребления и запрещено. Г. Ващенко уволили с должности заведующего кафедрой украинского языка и «назначили в очередь на уничтожение». Только своевременная эмиграция за пределы Украины спасла жизнь ученого.
Книга, основы которой составляет лекционный курс, долгое время служила учебником для всех учебных заведений Украины. Структурное наполнение определили разделы: «Понятие о методах обучения», «Диалектическая методика в науке», «Анализа и синтеза как способа научной работы», «Способы висновування в науке и обучении», «Клясифікація метода обучения с точки зрения участия учителя и учащихся в учебном процессе». Каждый из них был основательно обогащенный задачами на повторение, закрепление и более глубокое осознание учебного материала. Большинство из них, как показывает практика, важно перенести на плоскость настоящего филологического образования. Отдельные положения книги остаются актуальными в учебных курсах педагогики и методики преподавания украинской литературы. Учитывая актуализацию вопросов инновационных методов обучения в профессиональной подготовке будущих учителей-словесников, рассмотрим содержательное наполнение разделов книги. В предисловии автор отмечал, что в учебнике имеются отклонения от общих методик обучения, поскольку больше внимания уделено развитию процессов мышления учащихся. Соответственно в первой части автор основательно анализирует методы, характеризующие способы мышления в ходе учебной деятельности, выясняет сущность «способов» научной работы. Методом Г. Ващенко называет систему или средство для достижения определенной цели. Основным научным методом автор считает «діялектичнии», а аналитический, синтетический, индуктивный, дедуктивный и другие методы обучения рассматривает как способы учебной работы. Известные ему научные методы педагог классифицирует на следующие группы:
а) априорные и апостериорные (первые основываются на общих рассуждениях, вторые - на наблюдениях определенных вещей и явлений);
б) эмпирические и экспериментальные (исследователь рассматривает явления в их естественных условиях или искусственно делает в них определенные изменения);
в) аналитические и синтетические;
г) индуктивные, дедуктивные и методы аналогии.
Методы учебной деятельности ученый разделяет на три категории: активные, напівактивні и пассивные. Используя активные методы (доследственные и методы проектов), учитель направляет развитие инициативы И самостоятельной мысли учеников, его воспитанники в целом работают самостоятельно. их работа за такого метода напоминает работу исследователя: ученики выполняют задания теоретического и практического характера. Исследовательские методы наилучшим образом реализуются в реферативно-семинарской, лабораторно - и экскурсионно-исследовательской формах, а потому требуют достаточного количества приборов, справочников, рабочих книг.
Напівактивні (вербальные и наглядные (иллюстративные)) методы предусматривают сознательное усвоение учебного материала. На первом месте здесь логическая память, дальше вместе с дедукцией и аналогии применяется индукция.
Применение пассивного метода обеспечивает механическое усвоение учеником материала, что его подает учитель. Главным орудием обучения при этом выступает слово, а послушание и покорность считаются наиболее желаемыми чертами ученика. К пассивным методам педагог относит вербальные методы обучения: заучивание со слов учителя и механическое заучивание части материала из учебника.
Лекцию, беседу, лабораторную работу учеников Г. Ващенко называет «техническими средствами». Именно с их помощью осуществляется учебный процесс. Впрочем, в дальнейшем ученый заменяет его на термин «метод», считая наиболее целесообразным. Автор представляет собственный взгляд на «метод» и «способ обучения». Отмечает, что на практике учитель основном комбинирует различные средства обучения, тогда в одной комбинации какой-то из них становится доминантным и его признают за метод, в другой комбинации то же средство имеет вспомогательное значение и становится способом. Итак, в авторской концепции термин «способ» синонимический современному - «прием». Как показывает современная практика, основные положения известной работы остаются актуальными, попытка классификации методов и способов обучения» (приемов) используется во время занятий из «Школьного курса украинской литературы».
Г. Ващенко подробно останавливается также на анализе, синтезе, индукции, дедукции, аналогии, определяет их место и значение в процессе научной и учебной работы. Отдельные страницы своей книги исследователь посвящает анализу «лекционной методы», «книжных знаний», «наглядного обучения», «метод беседы», «эвристической методы», «активно-иллюстративной», «доследственной», «методы проектов». Последний из названных сейчас активно внедряется в деятельность современных образовательных учреждений. Поскольку автор был сторонником метода проектов, то в «Заключительном слове» он настаивает на доминантной роли во время обучения именно этого метода, конечно же, с применением различных способов организации образовательной деятельности. Учитель, выбирая метод, должен учесть возраст детей, объем программного материала, на оборудование школы и т.д. Лучшим признается тот метод, который в наибольшей степени соответствует цели обучения и условиям, в которых оно происходит. Студентам-исследователям важно ознакомиться с трудом Г.Ващенка «Проект системы образования в самостоятельной Украине». Такое образование, считал педагог, «должен отвечать прежде всего социально-политическому устройству государства, а также психологии народа и его национальным традициям».
Педагогическая деятельность талантливого ученого пронизана философией добра и любви. Главными элементами украинского национального образования, по убеждению Г. Ващенко, есть христианская мораль и воспитательные традиции как основа семьи и здорового общества. Эти идеи нашли отражение в трудах Г. Ващенко «Воспитательный идеал» и «Воспитание воли и характера», написанных более пяти десятилетий назад, где автор знакомит с многочисленными историческими событиями, фактами, философскими, религиозными, психологическими и педагогическими течениями. Впервые книга «Воспитание воли и характера» была издана в Лондоне в 1952 году (первая часть) и в Мюнхене в 1957 году (вторая часть). Первая часть труда составляет глубокий философско-психологический анализ волевых процессов человека и комплексно-психологических черт, что называется характером. Вторая часть книги является педагогически-прикладной. Автор представляет основные приемы, методы, формы и средства воспитания воли и характера украинской молодежи, реализации общеизвестного постулата ученого «Служение Богу и Украине». Воспитания и самовоспитания, свобода воли, проблема личности и общества, другие составляющие воспитания молодежи, формирования религиозности, воспитания любви к Родине, здорового патриотизма, честности и принципиальности, мужества и героизма, дисциплинированности и организованности, уважения к родителям и старшим основательно освещены в книге и не потеряли своей актуальности в наше время, а потому, безусловно, могут использоваться в профессиональной подготовке учителей-словесников.
Основой современного воспитательного идеала, по мнению Г. Ващенко, должна быть христианская мораль. Известно, что Г. Ващенко, окончив богословские студии в Москве, не стал священнослужителем, потому что разочаровался в поведении и образе жизни духовных наставников, преподавателей и большинства студентов, которые были весьма далеки от норм христианской морали (на то время церковь Московского патриархата служила царизма и сталинскому режиму, не направляла государственные преступные захватнические намерения на путь христианской морали), но вопросом воспитания молодежи в христианском духе посвятил ряд статей в журнале «Освободительный путь», издававшегося «Украинской издательской союзом» в Лондоне. Среди трудов - «Христианский воспитательный идеал», «Характерные черты христианской философии», «Космологический доказательство бытия Божия», «Моральное доказательство бытия Божия», «Евангелический идеал человека» и др. Анализируя христианскую мораль, Г.Ващенко подчеркивает, что каждый христианин, подражая Христу, должен прежде всего выполнять свое предназначение на земле согласно собственных сил, способностей и условий жизни, иметь три основные добродетели: Веру, Надежду и Любовь. Любовь христианина-украинца должна обязательно быть деятельной, активной в борьбе со злом. «Но борясь со злом, - подчеркивает педагог, - христианин должен избегать мести... Борьбу со злом следует проводить исключительно для победы добра, - и не только абстрактного добра, но и для блага преступника, и это надо доводить до его сознания» [2,89].
Служить Богу и Родине - главная цель, которая стоит перед украинским народом более тысячи лет и имеет особый характер на этапе нынешнего государства. В этом заключается воспитательный идеал Г. Ващенко. Служение Богу как абсолютной Истине, Красоте, Справедливости и Любви, и нации, реальной земном сообществе, принадлежность к которой должно наполнять сердце каждого украинца (национальное достоинство). С целью аргументации собственных взглядов о обычаи, культуру и творчество родного народа исследователь основательно изучал показания выдающихся мыслителей (Ибн-Даста, Цисара Маврикия, Е. Винтера и др.), которые с уважением отзывались о духовное, художественное, хозяйственное, военное богатство украинского народа. Ибн-Даст, отмечая большое гостеприимство наших предков, отмечал, что славяне «...гостей уважают и хорошо обращаются с чужеземцами, которые ищут у них обороны; со всеми* кто у них часто бывает, не позволяют никому из своих обижать и притеснять таких людей...» [2, 105]. Иностранные путешественники отмечали мужество наших предков: «... землю надо было защищать от нападения различных врагов, и здесь наши предки проявляли большую храбрость...» [2, 106]. Такие положения сейчас используем во время проведения занятий украиноведческого и народоведческого циклов, что является обязательными компонентами в профессиональной подготовке учителей-словесников.
Ученый предостерегает, что, завоевав государственную независимость, ее очень легко можно потерять. Чтобы такого не случилось, важно упорно, самоотверженно и целенаправленно воспитывать молодежь. ее первым национальным долгом должно стать сохранение и уважение собственных традиций. Молодые люди должны знать, что именно на нашей земле творились древние культуры, формировались будущие народы. К тому же, собственно, и Европа сформировалась благодаря Киевской Руси, Украине, где значительное внимание уделялось именно воспитанию и образованию. Благодаря самым высоким по сравнению с другими народами, воспитательным критериям украинская земля подарила миру Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого, Даниила Галицкого и Григория Сковороду, Шевченко и К.Ушинського, Софии Русовой и Ивана Огиенко, Ивана Стешенко и Степан Сирополко, Александра Духновича и Августина Волошина, Антона Макаренко и Василия Сухомлинского и др.
Вполне правомерно украинцы гордятся собственной семейной педагогикой, которая формировалась на основе христианской морали, в частности чувство долга в отношении собственной семьи, культа семейного согласия. Идеалы казацкой эпохи остаются благодатными в деле формирования духовного мира молодежи. Именно казаки, великаны духа, отважные рыцари, создали мощную Запорожскую Сечь, которая объединила всех украинцев общей национальной идеей освобождения Украины и обретения свободы и независимости. Высоким показателем силы и духа казаков было то, что они шли на самопожертвование ради торжества добра, правды, справедливости для родного народа.
Черты традиционного воспитательного идеала (глубокая религиозность и идеалистический мировоззрение) были унаследованы идеалами последующих эпох. Только насильственный разрыв национального и религиозного воспитательных идеалов в 20-30-х pp. XX века привел к неизбежному разрушению духовности и культуры народа. Задача современного образования - формирование у молодежи высокого уровня духовности, то есть природной сущности человека, ориентированной на соучастие, доброжелательность и бескорыстие, которая спасет общество от жестокости и агрессивности, определит направленность личностных потребностей, обусловит установку на соответствующий жизненный выбор. Полностью согласны с мнением ученого, что «отношение к традициям.... должен быть критичным» [2, 102]. Выдающийся педагог предлагает отбросить такие невартісні традиции, как «взаимные внутренние ссоры», употребления спиртных напитков во время веселия». В то же время художник подчеркивает: «Основными являются достижения духовной культуры и прежде всего народные идеалы, которые прочно связаны с мировоззрением, религией и моралью. Если эти идеалы высокие и здоровые, то это первый залог того, что нация с честью выдержит самые тяжелые испытания истории и сохранит себя в тяжелейших условиях внутреннего и международного жизнь... Когда же они низкие и нездоровые, то даже при самых благоприятных условиях жизни нация будет разлагаться...» [2,103]. «Традиционный идеал - это не вышитая рубашка», которую можно сбросить и все же остаться украинцем, идеал человека - это то лучшее, что создал народ в понимании свойств человеческой особовості и ее назначения. Наш воспитательный идеал - это не только духовно богатая, но и высоконравственная личность.
Наряду с духовностью мораль и нравственность трактуются как основные категории в системе национального воспитания. Мораль не сводится к понятиям внешней поведения. Имеем в виду прежде всего глубокую моральную веру, которая основывается на знании идеалов и на вере в Абсолют Бога. Человеку присущи врожденное стремление к Богу, потребность в нем, жажда правды и красоты, даже жертвенности ради добра. Все это является проявлением духа человека. Психология изучает причины негативных поступков личности, но не может объяснить, почему люди поступают честно, делают добро, даже испытывая за это материальных потерь. Именно такими признаками, отмечает Г.Ващенко, христианско-демократическое воспитание отличается от авторитарного.
По концепции педагога, украинском воспитательному идеалу присущи такие положительные черты, как святость семейной жизни, верность в любви, любовь к отцу и матери, радушие, искренность, духовная простота, любовь к труду, к книге, знаниям, свободолюбие, гостеприимство, пренебрежение к лентяев, пьяниц. В основу воспитания украинский народ ставит общечеловеческие и культурно-национальные ценности. Такие признаки лучше всего представляют черты украинского национального воспитательного идеала, который традиционно воплощает в себе мягкость и нежность характера, доброту и милосердие, кротость и искренность, правдолюбие и справедливость, выносливость и терпеливость, стойкость и несокрушимость духа. Именно на такой идеал мы ориентируемся в подготовке учителя украинского языка и литературы, используя педагогическое наследие ученого.
Г. Ващенко волновали вопросы: «Почему мы так живем?», «Как нам жить лучше?». Он хорошо видел недостатки, стремясь их устранить и пытаясь развить сильные стороны нашего народа. Художник считал, что в человеке и обществе важно развивать все лучшее и уменьшать влияние негативных черт как на человека, так и на общество. Как и большинство украинских философов и педагогов, исследователь обращал внимание на самосовершенствование человека и мира. Г. Ващенко подчеркивал, что человек постоянно совершенствоваться будет тогда, когда будет преодолевать трудности, то есть загартовуватиме волю и характер. Ученый убеждал, что характерным признаком воли является активность, типичной формой мышления - созерцание, типичной формой воли - действие. Через мышление мы воспринимаем действие объективного мира на нас и осознаем ее, когда обнаруживаем наше отношение к этой действия, а в волевом процессе мы, собственно, сами действуем, внося в него определенные изменения. Мы постоянно обучаем подрастающее поколение умению владеть собой, умению создавать в себе такое внутреннее состояние, который бы дал возможность принимать рациональные решения по любым воздействиям извне, то есть человек должен контролировать себя. Поскольку отсутствуют «официальные заохоти и побуждения» (А. Погребной), воспитательные концепции Григория Ващенко внедряются в педагогическую практику пока только энтузиастами.
Г. Ващенко - это гордость воспитательной науке украинского народа. Величие художника не только в том, что он открыл новые пути развития педагогической науки, но и в том, что его философско-образовательные идеи гуманизма, заботы об общем благе, связи школы с народной жизнью, виховуючого и развивающего обучения, образовательного и воспитательного значения родного языка остаются прогрессивными и полезными для совершенствования процесса обучения и в первую очередь воспитания. Наследие Г.Ващенка еще ждет своего глубокого и системного изучения.
Литература
1. Ващенко Г. Воспитание воли и характера. Учебник для педагогов. - К., 1999. - 300 с.
2. Ващенко Г. Воспитательный идеал. - Полтава, 1994. - 191 с
3. Дичек Н. Идеолог патриотизма ґ. Ващенко // Педагогическая газета. - 2003. - № 3. - С.8
4. Добрянский Бы. Его лозунгом было: «Служение Богу и Украине»: К 125-летию от рождения профессора Г. Ващенко // Русский язык и литература в школе. - 2003. - №11.- С.17-18.
5. Коваль О. Григорий Ващенко - человек - педагог - государственник // Практическая психология и социальная работа. - 2003. - № 2-3. - С 145 - 149.
6. Ковальчук О. Воспитательная система Григория Ващенко как составляющая европейской гуманитарной традиции // Высшее образование Украины. - 2003. - № 4. - С 117 - 120.
7. Погребной А. Григорий Ващенко (1868 - 1967) «Бог и Украина»// Образование. - 2003. - № 1. - С.2
|
|