Статья
Мово рідна, слово рідне... Сценарий праздника для учащихся 5-6 классов
Н. Подранецька,
учитель украинского языка и литературы
Ровно
Празднично убранный класс (зал). На стенах - портреты украинских писателей, плакаты с вы-словлюваннями о язык, слово...
(Звучит марш запорожских казаков. На сцену выходят ребята. Один из них читает приказ.)
Приказ
«Глубокоуважаемая общественность города Ровно! Сейчас світлеє праздник собрал нас в этом зале. Собрались люди добрые на праздник свое, праздник традиций, народных песен вольных, языка родного. И восславим в этот день песню украинский, родной язык. Пусть в веках живет дело славных рук и не высыхает источник душ человеческих и народных традиций!
По этому быть!»
(Звучит песня «Ой вы, стрельцы сичовии». На сцену выходят хозяин и хозяйка. Оба в украинских костюмах, с караваем.)
Хозяйка. С праздником вас, уважаемые господа, поклонники родного слова. Сегодняшняя встреча - еще одна ступенька до нашего взаимопонимания, семейного единения в семье вольной, новой.
Хозяин. Счастливы мы, что родились и живем на такой замечательной, богатой, живописной земле - в нашей славной Украине. Здесь жили наши прадеды, деды, здесь живут наши родители - здесь корни рода украинского, достигает глубокой древности. И где бы мы не были, везде чувствуем зов родной земли, волнуемся до слез, услышав родное слово.
Хозяйка. Уважаемые дети, учителя, гости! Приглашаем вас в нашу господи на хлеб, соль, на слово искреннее, на беседу мудрую, на праздник наш - торжество родного языка.
Хозяин. Гостей дорогих мы поздравляем искренне, встречаем хлебом, любовью и миром. Примите наш каравай из ржи-пшеницы. (Кладет каравай на стол.)
(На сцену выходят ведущий и ведущая.)
Ведущий. Речь - то целебный источник, кто не придется к нему устами, тот сам усыхает от жажды.
Веками язык народа была той полноводной рекой, которую мы называем поэзией. Поэтическая грань живет в слове, и слово немыслимо без нее, как немыслима река без воды.
Ведущая. Украина - золотая волшебная сторона. Земля обильно украшенная цветами, зеленью закосичена. Сколько нежных, ласковых поэтических слов придумали люди, чтобы выразить свою горячую любовь к краю, где родились и живут. В глубину веков уходит история нашего народа. И чем больше проходит времени, тем ярче мы ее представляем. Познать историю родной стороны и родного языка нам помогают книги и самобытное творчество нашего народа: мелодичные песни и думы, красочные частушки и лирические хороводы, волшебный фантастический мир сказок. Пусть же сегодняшний праздник откроет перед вами, дорогие друзья, поклонники украинского языка, ум, мудрость, юмор нашего талантливого народа.
Ведущий.
Любите Украину во сне и наяву,
Вишневую свою Украину,
Красоту ее, вечно живую и новую.
И язык ее соловьиный.
(На сцену выходят чтецы).
1-й ученик.
Как гул веков, как шум веков,
Как бури дыхание родной язык,
Вишневых нежность лепестков,
Сурьма похода рассветная.
Неволе стон, воли пение,
Жизнь духовного народа.
2-й ученик.
Как росток виноградной лозы,
Лелейте язык. Пристально и неустанно
Політь сорняк. Чище слезы
Она пусть будет. Верно и послушно
Пусть она каждый раз служит вам,
Хоть и живет своей живой жизнью...
3-й ученик. Мамина песня, отцовская хата, дедушкина сказка, бабушкина вышиванка, доброе слово, традиции и обряды - это кладезь неиссякаемого народного жизни. Берегите свою вечную колыбель и покой на земле.
О, не сгуби ты своей родословной,
Бессмертная мово, родная и терпкая.
Ты есть душа поющего народа,
Что был, есть и будет в веках.
4-й ученик.
Трембітна мово. Музыко. Калино.
И исконная и навсегда моя.
К тебе всегда я душой лечу.
Мария... мечта... мамино имя.
Зарей, сказкой ты снила тихо,
Когда в люльку клала младенца,
Вела за ручку, берегла от беды
И учила первое слово произнесут.
5-й ученик.
Расцветай же, мово,
И в семье, и в школе,
И на заводе, и в поле.
Расчудесно, распрекрасно -
Расцветай же, слово.
Инсценировка сказки о части речи.
Действующие лица:
Существительное, Прилагательное, Местоимение, Числительное, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Грамматика.
Ведущий:
- За горами высокими, за морями глубокими является славная и благодатная земля. С давних времен под голубым небом там выращивают золотые хлеба, лелеют цветущие сады, составляют лучшие в мире песни.
Обладательница этого края - Язык Соловьиный. Государство ее поделена на княжества со странными названиями: Лексика, Фонетика, Грамматика, Стилистика.
Однажды княгиня Грамматика вызвала своих детей - дочь Морфологию и сына Синтаксиса - и велела им:
- Соберите во дворец всех моих вельмож, хочу услышать, какой строй и порядок дают они в княжестве, чем занимаются мои подданные и умеют уважать согласие и единство...
И пришли во дворец вельможи, и каждый сказал слово про себя и свою семью. Существительное:
- Я приветствую тебя, пресвітла княгиня, от имени самого многочисленного, самого важного, чаще всего применяемого племени слов. Мы, существительные, называем все: предметы, явления, чувства... Вот посмотрите: светит (что?) солнце, кругом (кто?) дети. И лес, и поле, и река, и море, хлеб, роса, машины... Мама и папа, бабушка и дедушка, друг и товарищ... Страны и планеты, океаны и галактики - все отвечает на вопросы: кто? что? Как солнце и вода порождают все живое на земле, так и мы питаем язык. И в предложении можем быть любыми членами...
Прилагательное:
- Все, что сказал мой брат Существительное, - правда. И не следует забывать и другие племена. Без меня, Прилагательного, не скажешь, что цветок - красивая девушка - красивая, мамочка - нежная, а Вкраина - родная. Что молодость - прекрасная, детство - незабываемое, а старость - мудра.
Что Бог - милосерден, земля - святая, хлеб - насущный, наука нужна, воровство - позорное, а книга - бесценна... Ведь важно знать не только, кто мы, но и который, которая, которое, которые мы.
Местоимение:
- Я не могу хвастаться, как Существительное и Прилагательное, потому что мы, Местоимения, не такие многочисленные и не такие яркие и пышные.
Нас немного, мы маленькие, но всегда готовы прийти на помощь ближнему, заняв его место в речевом потоке. Я и ты, мы и вы, он, она, оно, они - все мы, Местоимения, верно служим Матушке Языке и, как полнозначные ее части, добросовестно выполняем свою синтаксическую роль...
Числительное:
- Всем хочется богато жить. А если хочешь быть богатым - должен уметь считать деньги. Так что без нас, Числительных, нечего и браться хозяйничать! А знали бы вы, сколько тысячелетий существует наша материнская речь, когда основан Киев, в каком году крестили Русь, сколько лет прожил Тарас Шевченко?
И количество и порядок при счете - за все это отвечаем мы, Числительные.
Глагол:
- А без меня вообще нельзя представить жизнь. Со мной солнце светит, земля родит, люди работают, дети играют, учатся, растут. Я и хлеб пеку, и сказку читаю, и одежду шею, и в море плаваю, и Родину люблю, и города строю, и зло наказываю.
Вместе с Существительным - грамматическая основа предложения, его главные члены: Подлежащее и Сказуемое...
Наречие:
- Так, брат Глагол. Ты - движение, действие, мысль, движение. Но знали бы все, где, когда, как и с какой целью ты звершуєш свои дела, если бы не мы, скромные Наречия? Днем и ночью, летом и зимой, давным-давно, когда-то и теперь - всегда рядом с тобой - я,
Наречие. И, несмотря ни на что, остаюсь неизменным.
Предлог:
- Я хоть и не имею самостоятельного значения, и выполняю важную и благородную миссию. Я слова между собой єднаю, дружбе их способствую. Без меня не визирнеш в окошко, не расскажешь о кинофильме, не сядешь за стол, не пойдешь в школу, не поделишься с другом.
Союз:
- Мы с Предлогом - служебные, верно служим нашей речи. К примеру, я, Союз, соединяю однородные члены предложения, а простые предложения связываю в сложные.
Грамматика:
- Вы порадовали меня, господа, убедив в том, что ее Величество Язык Соловьиный будет жить и процветать вечно. Потому что все вы живете дружно, в единстве и гармонии. А в единстве - сила народа.
Все:
- Боже, нам единство подай.
Ведущая. Из седой древности берет начало наша речь. Путь ее развития - это тернистый путь борьбы. Много, очень много жестоких лет и столетий пережила наша бессмертная речь.
(Звучит классическая музыка. На сцене 12 учеников. Каждый из них зачитывает одну из дат в скорбном календаре украинского языка.)
1720 год - русский царь Петр i запретил печатать книги на украинском языке.
1769 год - издано распоряжение русской церкви об изъятии у населения Украины украинских букварей, текстов и церковных книг.
1775 год - разрушена Запорожская Сечь и закрыты украинские школы при полковых казацких канцеляриях.
1862 год - закрыты украинские воскресные школы, которые бесплатно организовали выдающиеся деятели украинской культуры.
1863 год - указ российского министра Валуева о запрете издания книг на украинском языке.
1876 год - указ российского царя Александра ІІ о запрещении печатания нот украинских песен.
1884 год - закрыты все украинские театры.
1908 год - вся культура и образовательная деятельность в Украине признана царским правительством России вредной, «могущей вызвать последствия угрожающие спокойствию и безопасности Российской империи».
1938 год - сталинское правительство издает постановление об обязательном изучении русского языка, чем подсекаем корни языку украинскому.
1983 год - издано постановление о так называемое усиленное изучение русского языка в школах и разделение классов в украинских школах на две группы - российские и украинские, что привело к пренебрежению родном языке даже многими украинцами.
1989 год - издано постановление, которая закрепляла в Украине русский язык как официальный общегосударственную язык, чем украинский язык был отодвинут на третий план, что сказывается еще и сегодня.
(Музыка замолкает.)
Ученица с зажженной свечой читает «Молитву» Ольги Яворской.
МОЛИТВА
Греховный мир бурлит неспроста,
Коварный Демон, который управляет нами,
И поднимается нетленно над веками
Величественная фигура вечного Христа.
О, Господи! Найди нас всех, найди,
Потому мы блукаєм зарослям еще и ныне,
Прости грехи и вины невинные
И к спасению всех нас поведи.
О, Господи! Исцели нас, исцели,
Всели в сердца неопалиму мечту,
Чтобы мы, познав веру и надежду,
Жестокий мир добром победили.
Моя прекрасная украинская речь -
Лучшая песня в стоголосси трав,
Любимое слово, наше родное слово,
Когда Шевченко полюбил.
Ты все снесла: насмешки и пренебрежения,
Бездушную игру вражеских лжеідей,
И, полная любви и отваги,
Из-за решетки летела птицей к людям.
Ты наш огонь на темном поле битвы,
Невинная кровь, пролитая в борьбе,
Тебя вкладаєм тихо к молитве
И за спасение спасибо тебе.
Ведущий. Первым воспользовался настоящим юмором малороссийского народа и его языком Иван Петрович Котляревский, которого по праву называем сегодня основоположником украинского литературного языка.
Ведущая. А Тарас Шевченко своим огромным талантом раскрыл неисчерпаемые богатства народного языка, постиг ее и, как никто, испытал прекрасную, волшебную музыку украинского слова:
Ну что бы, казалось, слова...
Слова и голос -
Более ничего.
А сердце бьется - панаса,
Как их услышит!..
Инсценировка произведения Спиридона Черкасенко «Как Тарас ходил в железных столбов».
(Выходят действующие лица: Тарасик и Оксанка.)
Оксанка (вечером сама на улице): Пошли... Смеркается... Позднее время... И где же это действительно тот Тарас ?.. Еще минутку подожду, А потом... спать ?.. Сама не знаю. (Увидев Тараса еще за воротами, придушенным голосом):
Тарас, эй! Иди сюда!
И быстрее же, быстрее-но иди!
(Тарас перескакивает через забор и бежит к ней.)
Тарас:
Оксанка, ты? Меня ждешь?
Оксанка:
Ну, и наделал же ты беды!
Говори быстренько, где бродишь?
Тарас:
Беды? Какой?
(Садится на перелазе круг Оксанки.)
Оксанка:
Где ты был?
Возни было много:
Здесь мать ругалась, а папа
Пошли тебя искать... Слышал?
И Катя тоже...
Тарас (смеется):
А я приехал
Вот только...
Оксанка (удивленно):
Откуда?
Ты обманываешь? Га?
Тарас (крестится):
Хотя бы так дышал, когда дурю!..
(Машет рукой на запад),
Ген оттуда!..
Ходил увидеть край света.
Оксанка:
А где же тот край? Далеко?
Тарас:
Так.
Пройти тра лан большой ржи,
А потом гай, а там - овраг,
А дальше поле до могилы.
А там уже и света край.
Оксанка:
А ты дошел?
Тарас (замявшись):
Н... нет... через рощу
Уже перешел был и вовсю
Путем был далее предположил,
И пострічався с чумаками...
Такие эмалевые с кнутами...
Передний из них меня остановил:
«Куда, - спрашивает, - ты путешествуешь
против ночи? Ты же мал.
Еще в поле, - говорит, - заночуєш,
И волк із'їсть тебя страшный!»
Оксанка (с ужасом):
Ой лелечко, как страшно!
Тарас (смеется):
Что? Страшно?.. Только не мне!
Оксанка:
Чумак пустил тебя, или нет?
Тарас:
«Ходит так поздно опрометчиво, -
Он говорит. - Парень, ты откуда?»
«Из Кирилловки», - говорю. - «Ну имеешь!
он вновь, - и это за двое миль
назад. Ты, - говорит, - здесь бродишь?»
«Нет, иду туда, где света край»...
Чумак в хохот. Говорит: «Чей ты?..
Когда из Кирилловки - садись:
На света край тебе не выйти
Сегодня уже - вскоре ночь...
Мы же підвезем тебя до дома, -
Это будет лучше, парень, дело».
Я сел на телегу... Волы здоровы!
И круторогие!.. А чумак
Расспрашивает: и что, и как,
Смеется все на каждом слове,
Шутит... зажег Трубку.
Давал мне тоже пососать...
«Горькое», - говорю. И не захотел.
А вот село огороды, хаты...
«А вон и наша! - я говорю, -
Уже здесь сам я добіжу».
«Ну, что же... как ваша - пора вставать», -
Сказал чумак, остановил волов,
Меня погладил по головке
И потом с телеги ізсадив.
«Ходы здоровья по этом путешествии», -
крикнул мне и засміявсь.
А я вежливо поблагодарил
И через улицу быстренько
К дому нашего побежал.
Оксанка:
Какой ты смелый!И волка
Тебе не страшно?
Тарасик (будто);
Конечно нет.
Оксанка:
А мандрувать то штука ловка!
Хотелось бы хоть раз мне
Пойти с тобой...
Тарас:
То пойдем...
Лишь надо встать на заре.
К утру будем на горе
Аж за селом...
Посмотрим кое-чего много,
Как гай вернемся и байрак
И выйдем на ту могилу...
Оксанка:
Там света край? Ну, расскажи же!
Тебя же дождалась с трудом,
А об этом ты почему-то молчишь.
Тарас (задумывается и фантазирует):
И что же говорить?.. Над землей
Склонилось небо низко там,
Как солнце встречается с зарей,
Как поздоровается с ней
И ляжет потом спочивать...
Оксанка:
И где же?.. Там есть разве дом?
Тарас:
Ну, глянь! Такая большая девка,
Того же не знает, что стоят
Столбы железные там, где надо...
А на тех железных столбах
Обперто крепко крышу с неба...
Ты понимаешь?.. Синий крышу...
Не крыша, а тот... ну, синяя потолок,
По ней сквозь звезды в хрустале,
А на украшенный земли
Под ней и соняшна дом,
А в ней есть кровать золотое,
Шатер над кроватью, как туманы,
Покрывало на нем, серебром тканый...
Оксанка (в восторге):
Ой, красиво как!.. И где о том
Он ты?
Тарас {важно):
Нигде... Сам знаю!..
Не ляжет же солнце под одеяло,
Как я или ты! Ведь оно, Ты знаешь, откуда?
Оксанка:
Откуда?
Тарас:
Из рая,
В раю же везде злато и серебро!
Оксанка:
А где же тот рай?.. Или ты не знаешь?
Тарас (поднимает головку к небу):
Почему ты так себе думаешь?
Это знает все село,
Что рай на небе...
(Вздохнув):
там, где... мать...
Я слышал, когда хоронили их,
То люди начали говорить,
Что уйдут в небо к святым,
Потому мучений претерпели за жизнь...
(После паузы):
Нет мамы... Потом папа...
Мачеху Лихую... Толком...
С тех пор... имеем... немного...
(Шепчет сквозь слезы):
Видит мама... или не знает?..
Любила очень нас она...
Неужели, мамунцю, ты не видишь,
Что мачеха... нас... ругает и бьет...
(Тихо плачет).
Оксанка (сквозь слезы):
Тарасику, ты... ты плачешь?
(Хочет отнять его руку от глаз.)
Открой же личенько свое...
Не плачь, Тарасику, не надо!
(Своим фартуком вытирает ему слезы, потом одной рукой обнимает, а другой гладит его по головке и целует.)
Говорили ненечка мне,
Что мама видит все это с неба -
И то, что ходишь ты в рядные,
Как то старча чужое под забором,
Что обижает мачеха и Степан,
И убивается за сыном,
И Бог пошлет тебе удачу...
Увидишь, милый... Вытри слезы,
А то еще увидит кто...
Ты не обращай внимания на их угрозы...
Постой, скажу на ухо что-то, -
Расстраиваться сразу перестанешь.
На меня веселее взглянешь...
(Наклоняется ему к уху):
Как вырастешь, поберемось
И будем уже вместе жить
И день, и два и ... целый год...
Тарас:
Не день, не год, а целый век.
Оксанка:
И вместе будем ходить
До тех железных до столбов,
Где ляжет солнце на покой...
Тарас (увлекается):
А я построю красивый дом,
А в ней великую комнату...
Вишневый садик разведу...
Тебя же я надену, как паву,
И в краснім том раю-саду
Мы тогда заживем на славу...
Оксанка (прислонившись к нему головкой):
Посею хорошие я цветка...
И посажу еще и тополь...
Тарас:
И уже не будем крепостные:
Мы викупим себя на волю!..
Оксанка (мечтательно):
Как будто снится... Красивые сны:
Тополь... хата... вишни, цветы.
Тарас:
И мы - сами себе господа, -
Как захотим, так будем жить...
Ведущий. Любовь к нашей Родине начинается с любви к маленькой родине, к памяти о родной порог, тропинки детства, к мудрости народной сказки, пословицы, песни.
Ведущая. Богат украинский народ и на игры с спеванками.
Игра «Подоляночка»
Ведущий. Каждому народу дорога его язык, а нам - украинцам - ближайшая к сердцу украинская. Она ничем не хуже итальянской - такая же певучая, от российской - такая же богатая. Тот, кто пренебрежительно относится к родному языку, не может и сам вызывать уважения к себе. Поэтому заботимся о чистоте языка, чтобы не оказаться в таких ситуациях.
Дети разыгрывают языковые ситуации.
Ведущая. А я хочу напомнить о древнейших перлы народного творчества - пословицы, поговорки, байки.
(Ученики читают народные байки и юморески Павла Глазового.)
Ведущий. Развеселили вас юморески, а под хорошее настроение всегда хочется петь.
(Ученики поют шуточную песню «С сыром пироги...». На сцену выходят хозяин и хозяйка.)
Хозяин. Уважаемое общество! Быстро промелькнуло наш праздник.
Хозяйка. Мы были бы очень рады, если бы от нынешнего праздника вы оставили в своем сердце хотя бы одну каплю любви к родному языку.
Ведущая.
Пусть это, возможно, и не самое существенное,
Но ты, дитя,
призвана защищать своими ладошками
крохотную свечку буквы «И», а также,
вытянувшись на цыпочках,
оберегать лунный серпик «Есть»,
что срезанный с неба
вместе с ниточкой.
Потому что говорят, деточка, -
что мова наша солов'їна.
Правильно говорят,
Но запомни себе,
некогда
могут наступить и такие времена,
когда нашего языка
не будет помнить
даже самый маленький соловей.
Поэтому нельзя полагаться
только на соловьев, деточка.
Ведущий. Сегодняшний праздник еще раз показал нам всем, что такое для людей родной язык. Это - тихая мамина колыбельная, мудрое родительское слово. Это - наша гордость. Беречь ее, гордо всем заявляймо: «Я - украинец. Сын или дочь этой земли. Я горжусь этим, люблю свой народ, свою землю, свой язык!»
(Звучит песня «Украиночка».)
Ведущая. До свидания, дорогие наши друзья! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Высказывания о языке, слово
1. Язык - это судьба нашего народа, и она зависит от того, как ревностно мы все будем лелеять Т(0. Гончар).
2. Слово - оружие. Как всякое оружие, его надо чистить и ухаживать (Г. Рыльский).
3. Тот, кто пренебрежительно относится к родному языку, не может и сам вызывать уважения к себе (А. Гончар).
4. Пока жив язык в устах народа, до тех пор жив и народ (К. Ушинский).
5. О мово, ночи колыбельная!
Прими мой радостный привет.
Навек прошла пора бесславная...
Цветы и сияй, моя государственная (O. Олесь).
6. Так услышь же наш язык,
Язык сердца раскрываемость,
Как бандуру, как кленовый
Украинского звучания (П. Тычина).
7. Ну что бы, казалось, слова...
Слова и голос - больше ничего.
А сердце бьется - панаса,
Как их услышит ( Т. Шевченко).
8. Родным словом я горжусь,
Им говорю, пишу.
Родной язык, родную песню
Никогда не оставлю (С. Воробкевич).
9. Как росток виноградной лозы,
Лелейте язык. Пристально и неустанно
Політь сорняк. Чище слезы
Она пусть будет. Верно и послушно
Пусть она каждый раз служит вам,
Хоть и живет своей живой жизнью (М. Рыльский).
10. Язык - универсальная, но пользование ею крайне индивидуальное. Это своеобразный энергопровод: от одного к другому, от одного до многих (П. Мовчан).
|
|