Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Литература родного края
Богатство духовного мира Григория Коваля

Т. Чумак,

аспирант НПУ ім. М. П. Драгоманова

Черниговская обл.



Мощным фактором формирования духовности является культура и ее составляющие компоненты, в частности, искусство - музыка, живопись, литература. Не вызывает сомнения то, что каждый по-настоящему самобытное художественное произведение представляет собой определенную морально-этическую ценность, направленную на воспитание духовно зрелой личности, способной руководствоваться высокими идеалами в жизни, брать их за духовные ориентиры.

Поэтому проблема формирования духовного мира средствами литературы, художественного слова является актуальной. Но творчество Григория Коваля с этой точки зрения в отечественной литературной критике не изучалась. Более того, поэзии этого автора вообще уделено мало внимания. Находим лишь воспоминание М. Игнатенко «Слово о товарище», помещенный в журнале «Отчизна» (1991, № 7); статью А. Камінчука «Загадка росы» в газете «Литературная Украина» за 29 сентября 1981г., воспоминание этого же автора под таким же названием в журнале «Киев» (1999, № 9-10) и эссе. Кочевського «В горнице добра и красоты» (см. «Живая вода», 1996, № 11). А в 2001 году на средства семьи уже покойного поэта вышла книга «Сеятель и воин», в которую жена его О. Е. Беднова собрала все статьи и воспоминания друзей и знакомых (см. список использованной литературы).

Григорий Павлович Коваль - автор 17 поэтических сборников. Среди них - «Слово о верности», «Горная легенда», «Под небом Украины», «Росяница», «Зеленое пламя», «Соловьиный родник», «Созвездие добра», «Звездопад», «Запах травы», «Избранное», «Орфея струны», «Музыка земли», «Не дают мне спать соловьи», «Вспомните обо мне», сборника для детей. Родился писатель на родине Олексы Стороженко и Степана Васильченко, в местечке Ичня на Черниговщине, 20 сентября 1921 года. Фронтовик. Получил педагогическое образование. В течение 1957 - 1981 годы работал в издательстве «Советский писатель», сначала редактором отдела поэзии, впоследствии - заместителем главного редактора.

Начиная со сборника «Росяница», поэзии Григория Коваля привлекают внимание читателя философской погруженностью в явления жизни, во внутренний мир человека, его лирика словно светится кристально чистыми гранями, привлекая и напряжением мысли, и яркостью и музыкальностью образов, искренностью и глубиной чувств лирического героя.

Поэтическое творчество Г. Коваля лишена каких-либо идеологических наслоений. Зато определяющими в ней являются моральные и эстетические законы и критерии. Свое творческое кредо поэт выразил во многих стихах, главная мысль которых - чистота и неподкупность поэтического слова, творческое горение и борьба.

Кредо у поэтов - быть упрямым...

Быть гордым - прогресс каждого художника!..

Прекрасное - остается бессмертным,

Если огнем нам наполняет сердца (13, с 58). Эта же мысль и подобные ей высказываются в стихотворениях «Сонет веры», «Лелеем в сердце радость красоты», «Сонет-предостережение», «Прислушайся: то голос тайны...», «Как квітував этот синеглазый сад», «Сонет художнику», «Напутственное сонет сыну» и др.

И все же - слова...

Слова, а не мякина.

Есть грозное в них, есть нежное, золотое.

И лишь одна есть у меня предостережение:

Виважуй сущность слова, потому что с него

Незримое древо истины растет (13, с. 19).

Эти строки звучат как напутствие будущим поэтам, как завещание потомкам. Каждому писателю свойственно рассуждать о роли своего творчества, о своем назначении в сложном мире человеческих чувств и взаимоотношений, о задачах поэтического слова. Свои соображения Григорий Коваль поднимает на качественно новую ступень, одухотворюючи природу и беря ее за основу, источник поэтического вдохновения, творческого вдохновения, ища в ней истину и первопричину бытия.

Природа - мой вечный наставник,

А я - ее вечный певец! (20, с 131).

Григорий Коваль никогда не принадлежал к тому Парнаса, который, славословя, шел на угодовництво с тоталитарным режимом» (32). Он уходил к небольшому числу тех художников, которые всегда, несмотря на все препятствия, несли слово правды своему народу:

Доводьмо истину

(и не только свою), -

Всегда, во всем.

Малейшее слово правды -

Это крепость,

Которой зло и коварство

Взять не в силе (15, с 140).

Как утверждает русский философ Г. Апресян, человек проверяется на гражданскую, нравственную зрелость именно в независимости от обстоятельств, от будничной конъюнктуры, в самостоятельном определении поступка и своей судьбы, другими словами, в свободе. И насколько высокодуховная личность расширяет гуманистические горизонты не только современного ей мира, но и последующих эпох, человек бездуховный подсознательно проявляет не только неприятие, но и активное противостояние гуманистической этике (1).

Лирический герой Григория Коваля, в ипостаси которого, без сомнения, выступает сам поэт, делает выбор высоконравственной личности и предостерегает современников от ошибок, вызванных равнодушием, низостью, бездуховностью;

Бывает, что чужие

Мы косым злаки.

И все досрочно сходит нам с руки.

И на своей же ниве топчем маки,

Чтобы не наступать на чертополохе (13, с 29).

Писатель чувствует огромную ответственность перед современным и будущими поколениями за несовершенство человеческих взаимоотношений, за вымирание природы, за равнодушие и очерствіння душ.

Несовершенство мира -

это наша самая большая вина

Перед всем, что существует теперь,

прорастало некогда.

Видимо, наше равнодушие

во всем есть первопричина,

Может, мы не за то, что нужно,

сегодня взялись... - говорит автор в поэзии «Несовершенство мира...», помещенной в сборнике «Звездопад». Человек должен быть активным участником своей жизни, творцом, а не пассивным наблюдателем, - утверждает он.

Воспитывать будущие поколения мужественными, стойкими и в то же время чуткими, способными сопереживать чужой боли - это главная мысль произведения, который, несмотря на сложность и трагизм поставленных в нем проблем, все же заканчивается оптимистичной нотой:

А жизнь не ждет,

и время нам прокладывает дорогу

До крутых побережий

наших завтрашних солнечных дней.

Мир лирического героя Кузнеца - безгранично и неизмеримо. И бесконечным является и то пространство; куда уходит человеческая мысль, осмысление человеком себя и своего существования.

Этот мир необъятен!

И мы в нем необъятные

Мы - сущность его. Мы украшение и мы его содержание

(18, с 13).

Откуда мы, зачем здесь и куда идем? В самом этом вопросе, как считали мыслители, уже есть переживание таинственной зависимости от внешнего и неизведанного. Проблема первоисточника («творца», «корней», «причины») лежит, по-видимому, в основе нашего мышления. Попытка ее решить - это попытка выхода за пределы реальных возможностей и горизонты мира, отрыв в бесконечность, за уровень достигнутого. Смерть человеческой личности потому и трагична, что она является смертью бессмертного. По-своему решает эту проблему Г. Коваль.

Преходяще все... И все же ты

Наивысшим творением природы и красоты,

Способен мир творит в борьбе упорной

И доказать, что в сплетении бытия

Невладна смерть над тем, кто всю жизнь

Жил поисками формулы бессмертия (20, с 88).

Поиск смысла жизни - это обязательное условие реализации человеческого предназначения в мире. Человеческие стремления, обусловленные поиском смысла жизни, является определяющим признаком духовного человека.

Какая жажда дерзаний и мечтаний

Вулканить в душе человеческой -

Творит,

Згорать без раскаяния

И в этом видит смысл жизни;

И по радарах своих сердец

Искать потайную орбиту

Начала сотворения мира

И не думать о его конец (14, с 152).

Неутомимый искатель истины, погруженный в собственный внутренний мир, осмысливая значимость человеческого бытия на земле, он таки нашел свой смысл жизни, свое творческое и жизненное кредо.

Вспыхнул и погас метеорит ярким звездным следом в темном небе, а в воображении поэта сразу возник другой образ: сердце человеческое тоже должно сгореть, чтобы засветиться для кого-то добротой и искренностью:

И сам себе я сказал: Что же, горы!..

И, если сможешь добрістю делиться, -

Зари яркая вспышка повторы,

Чтобы в человеческом сердце засветиться (17, с 48).

Эта тема неоднократно появляется в стихах художника, каждый раз раскрываясь новыми гранями и нигде не повторяясь. Каждый человек осознает конечность своего земного бытия. И многие задумываются над тем, что он оставит в наследство своим потомкам, будущим поколениям.

Григорий Коваль дает сознательную и четкий ответ на этот вопрос:

Обожаю в человеке смысл добра.

Відходим мы, и сущее не умираю

И вечно властвует на земле,

Прорісши сотый раз в крихітнім зелі (14, 238).

Поэт чувствует свою ответственность за духовность человека, за красоту и добро, за мир на земле, осознает свою причастность ко всему, что происходит в мире.

Только нам - тебе и мне грядущий день творит,

Чтобы властно, свободно в нем торжествувать и жить

И стверджувать трудом земли своей славе (17, с 22).

Философским осмыслением бытия размышления Григория Коваля о связи поколений, бесконечность времяхода. Еще великий богослов Августин рассматривал суть бытия как бесконечной последовательности событий, триединый цепь: прошлое - настоящее - будущее. Беспокойный творческий дух мыслителя заставляет поэта уже в который раз задумываться: как странно все переплелось в этом мире, и связывает все воедино человеческая память:

Сегодняшнее отразится в прошлом,

Прошлое зацветет вдалеке,

Перекуют сто тысяч раз кукушки

Твои прожитые и непрожитые дни ( 14, с 272).

В своих поисках смысла жизни Григорий Коваль исповедует и развивает учение, что принадлежит Г. Сковороде. Именно у этого философа можно найти первые научные попытки определения психологического содержания понятия «духовность», изложенные в его учении о сердце. Развивая тезис «познай самого себя», Г. Сковорода подчеркивает, что знание своей истинной природы становится для человека источником ее веры и уверенности в своих силах, помогает научиться подчинять их высшим мотивам и стать на путь благотворительности. Высшим мотивам поступка Г. Сковорода отдавал предпочтение, вба-ения в них проявление «морального сердца» человека. Такими мотивами, по его мнению, является любовь к знаниям, к труду, страстное стремление к познанию истины, любовь к людям, ко всему живому (26).

Последовательно, оригинально и своеобразно воспроизводя этот тезис во многих стихотворениях («Стрічай меня, природо...», «Каким бы мир мой был сиротой...», «Как тихо и тревожь-ка...», «Сонет мироздания», «О вечная тайна дум», «Пойми этот мир», «Мир создан из твоей боли и радости» и др.), Григорий Коваль утверждает единство духовного человека с природой, с окружающим миром, и заявляет: познать себя - значит познать мир.

Открой себя,

Сумей достичь вершин -

Еще не открыт в этом мире ты.

Перед тобой - странный мир стоит

В измерениях своих тысячелетий.

В нем есть что открывать, -

Поэтому открывай!

Лишь одного в жизни не забывай:

Все отныне:

Труд, твое горение -

В ядре души, в естестве твоей совести.

Все отныне -

Мир, и время, и ты -

В измерениях твоей доброты (13, 39).

Где источники противостояние добра и зла, честного и бесчестного, справедливого и несправедливого, высокого и недостойного? Здесь отражается не только идея единства противоположностей, которые существуют объективно, не только то, что личность, осуществляя в своем поступке добро, выступает против зла, что исходит из действия, совершенного другим. Нет, человек несет в себе эту противоположность, так что нравственное совершенствование личности является внутренней борьбой, преодолением себя - нахождением себя. Осознание этой раздвоенности и отражается в понятиях самосознания и совести.

По определению Гегеля, совесть - это глубочайшее внутреннее одиночество, пребывание только с самим собой, в котором исчезает все внешнее, всякая ограниченность, она - уединение внутри себя самого. (С, с 110).

Как высокодуховный человек, для которого важна обычная человеческая порядочность, чистота отношений и помыслов, Григорий Коваль значительное внимание уделяет вопросам совести. В стихотворении «Последние минуты Сократа» поэт сквозь толщу веков ставит себя на место гениального ученого и вместе с ним стоит перед выбором: гордая смерть или позорное бегство. Мудрый философ, учение которого появилась бессмертная тезис «познай самого себя», понимал: убежать, обмануть - значит отказаться от своих убеждений. И, чтобы «доказать свою правоту», «Он выпьет молчаливо и гордо цикуты И замолчит, замолчит уже навсегда». Последние строки стихотворения звучат как вывод:

Позорно умирают коварные Нероны -

Сознательно Сократы в бессмертие уходят.

Среди общих причин духовных потерь человечества - опережающее продвижение технического прогресса, за которым не успевает духовность. Материальные потребности и желания современного человека постоянно растут и, по сути, удовлетворяются, тогда как в духовной сфере она чуть-чуть продвинулась вперед, а где-то даже откатилась назад, стала беднее, более эгоистичной, відчуженішою. ее совесть пока что не просыпается от осознания того, что чем больше она превращается в сверхчеловека, тем жестче может быть.

Земля - вся кругом, а мы - все на ней,

Кто вокруг чего - кто вокруг солнца,

Ахто всю жизнь только вокруг себя... (14, с 163).

Как отмечал еще Б. Паскаль, изобретения людей продвигаются вперед от возраста к возрасту, а доброта и злоба человеческая в целом остаются теми же (3, с 44). Историческая драма человечества заключается в том, что научно-технический прогресс не сопровождается автоматически моральным прогрессом. Это, как никто, глубоко осознает Григорий Коваль:

Ньютон и Пифагор, и Фарадей

Мир удивляли сущностью законов -

Но никто из них для бытия людей

Не мог создать формул и канонов (14, с 91).

Автор утверждает, что суть - не в формулах, которые «стократ уже нами перетертые», а в высокой духовности, в «мудрости бытия», в упорной повседневной работы над собой, в радости отдавания доброты и огня своего сердца.

Бороться за человека? Сколько надо

Впитать в сердце воли и доброты,

Красоты, вдохновения, красок земли и неба,

Чтобы всю жизнь в душе огонь нести. («Сонет брани»).

Поэт болезненно переживает духовные потери человечества, его волнует, что развитие промышленной цивилизации, мощных технических средств не исключает человеческой подлости, жестокости. Только сильные волей, высокие духом люди способны противостоять злу и насилию, бездуховности. Для этого нужны огромные усилия, тяжелый постоянный труд, стойкость и мужество.

Как мало надо умения для подлости,

Которой искры надо для брани! (14, с 92).

Григорий Коваль - поэт-фронтовик. Прежде чем войти в храм литературы, ему пришлось пройти сложный и трудный путь своего поколения. А на этом пути была война, которую он прошел с первого до последнего дня. Познал горечь отступления и ярость атак, освобождал от фашистской нечисти родную Украину, Белоруссию, форсировал Вислу и Одер, штурмовал Берлин и брал рейхстаг.

В наследии поэта немного стихов о войне, но все они - сгусток боли по погибшим товарищам, по тем батарейським конем, который упал с крутого понтона «в окровавленные Одера волны».

Все увиденное и пережитое, все,

что прошло сквозь сердце,

нашло отражение в стихах.

И катился по небу удалеч разъяренный гром,

И дрожали над нами рассвете разбереженные крылья.

Кто остался живым,

тот платил кому-то унынием своим,

Ну, а мертвые сполна

И за себя, и за нас заплатили (13, с 71).

В круговерти войны сплелись в безумном поединке нечеловеческая жестокость смерти и всепобеждающее нежность жизни. Незримая грань отделяет хрупкие ростки живого от вечного небытия. Она такая тонкая, почти незаметная. Но во имя жизни, во имя гуманизма отдавали свою молодую кровь советские бойцы. После жестокого вихря атак залетела в блиндаж раненая птица. И в солдатском згрубілому сердце, которое погубило счет смертям своих собратьев, шевельнулся отзыв на птичий боль. («Птица»). Сочувствие, сопереживание чужому горю были той движущей силой, которая будила ненависть к черному зла фашизма и вела к борьбе, к победе во имя жизни на земле.

Тема войны в произведениях Григория Коваля переходит в размышления лирического героя о мгновение и вечность, о сути бытия. Характерен с этой точки зрения стихотворение «За мгновение перед атакой». В бессонную ночь перед боем, ожидая последний момент тишины перед «неистовством ослепительных ракет», бойцы переживают минуты катарсиса, духовного очищения.

За мгновение эту позарез надо докурить,

Сжечь что-то в себе, а что-то взять...

И всю жизнь свою,

И всех вспомнить,

И все это за такую

короткий миг...

В душевном напряжении преждевременно сивиллы и взрослели восемнадцатилетние юноши, все объединены одной сущей мигом. Они слышали, как «кровь в сердце журчит» и «в мифическое нечто перерастает тишина». Каждый понимал, что, может, эта минута - последняя в его жизни.

Кого страшен этот миг

Живым оставит,

В кому за миг какой-то -

навек сгорит?..(13, с 69).

Своеобразно рассматривается тема войны в стихотворении «Кладбище фашистской оружия на Эльбе»:

Вот и вся философия войн...

Свершилось!..

Из кирхи звон всколыхнулся над тишиной домов.

Я стоял и смотрел, как черемуха росилась

Над немым кладбищем вражеских пушек.

(13, с 81)

Торжество жизни, добра, красоты над жестокостью, мраком, смертью - такова философия поэта-гуманиста, который прошел сквозь ад самой страшной из войн и не растерял доброты, человечности, трепетной любви к жизни во всех его проявлениях. Он высоко нес честь фронтового братства, не склоняясь перед власть имущими, не предотвращая милости у сильных мира сего, исповедуя в жизни единые ценности: «тропинку за зеленым бродом» и благодарность земле «за хлеб, за соль и воду»:

Кто пробовал горький солдатский хлеб,

Кто падал и вставал в бою кривавім,

Не возьмет на лоб хвалебный нимб

И не присвоит украденной славы (16, с 38).

Темой многих стихов Григория Коваля является историческое прошлое нашего народа, память и наследие поколений.

Как много человечеством утрачено,

И не найдено,

И не видано

Первых шагов своих на земле.

Что-то величественное было.

Что-то творилось

И в руинах веков затерялось,

В предковічній

Пещерной мгле. (14, с 31).

«Заглядывая в будущее, осмысливая современное, мы не в праве забывать о прошлом, каким бы тяжелым оно не было. Эмоциональная память литературы, ее убежденность, правдивость, богатство асаціацій - драгоценные качества, они придают искусству глубины, неподдельной страсти и взволнованности, то есть той жизненной силы, которая только и может влиять на души и умы читателей» (4, с. 268). Проникая в глубины исторической памяти, Григорий Коваль проводит такую параллель: в древнерусскую эпоху истинные сыны своей земли, патриоты заботились о ее свободу и расцвет. Вопрос общественного выбора, честности и предательства, веры в человека - вечные, они и сейчас имеют такую же ценность, как и тогда.

За стеной веков - отчаяние, стоны тех дней

С болью виливсь в молчаливые скрижали...

И стоит Владимир на утесе, как гнев,

В своей многолюдной печали (12, с.215).

Исторической тематике посвящены стихи «У Золотых ворот», «Владимир», «Летописец», «На развалинах замка в Невицком», «София Киевская», «Колхида», «Размышления над фреской» и др.

Прошлое не исчезло навсегда, - утверждает автор. Оно сохранилось не только в рукотворных храмах и фресках, в древних рукописях. Наши предки передали нам в наследство героический дух, стремление к красоте, веру в победу правды и добра. Проникая ради истины в неизвестное, Григорий Коваль добывает из него уроки для современников и потомков. Исторические реликвии для нас является памятью поколений, духом единства прошлого и современного, символом вечности, бессмертия народа, памятником Человеку и его творческому гению. Они будто посланцы с древнейших времен, несут будущим поколениям веру в свой народ, в свою землю, - говорит поэт.

Дивуйсь, мое сердце! Смотрите, глаза:

В этом камне - времени и сердец монолит...

Природа - не сфинкс!

И человек в ней - зодчий,

А ум - это то, из чего творится мир (13, с 44).

Своеобразно говорит автор о любви к родине. У него почти нет высоких патетических слов, нет захватывающих панегириков «социалистическому строительству» руководителям государства. Незглибима душа лирического героя легко, как мякину, отвергает все суетное и преходящее, отдавая предпочтение вечном, нетленном, что имеет непереходную ценность. Деревья и птицы, цветы и травы, звон косы в лугу и родниковая прохлада чистой воды в родном крае вечные, как синь небес, как понятия красоты и добра.

Сколько солнца в глазах! Сколько солнца над нами!

Сколько птиц нам послала голубая весна!

Пахнет в поле тимьян. Пахнет хлебом, садами

Приднепровская моя сторона (17, с 25).

Лирический герой ощущает свою причастность к «зеленому смеха травы», до терпкого привкуса ежевики, до родных просторов:

Я неотделим от твоих колодцев,

От тропинки луговой, от дороги.

Я пламя твоих ночных зірниць,

Твоей радости и вечной тревоги (16, с 146).

Иногда автор переходит «а высокие ноты гимна - признание в любви родному краю, используя риторические оклики и обращения, но и здесь чувства свои выражает скромно, без лишней патетики, с предельным тактом и прямотой, захват его чистое и искреннее, без фальши и чрезмерных украшений.

Родная земля моя!

Освяти мою волю и судьбу

И в тревоге моей пломеній, торжествуй и живи,

И оставь во мне и скорби, и радости, и боли,

Щемний запах жизни,

пряный запах земли и травы. (17, с 79).

Как писал Олесь Гончар, делать человека человечнее, помогать ей жить и совершенствоваться - такую прекрасную цель ставила перед собой классическая литература, и в этом близкая к ней литература современная (4, с 242).

Произведения Григория Коваля - это один огромный сгусток человечности, гуманности, доброты. Доброту человеческую он считал высшей ценностью в жизни.

Доброта - утверждает себя вслух.

В ней учиться нам быть счастливым,

Быть нежным, как остывший колос,

Быть щедрым душой, как нива (13, с37).

Добро, как и зло - это философская категория, и в извечной единства борьбы противоположностей всегда побеждает добро, иначе не было бы жизни на земле, не смог бы существовать мир. Поэтому добро первично, его первоначала были заложены еще у истоков создание мира, - утверждает автор.

В правічній языке матери природы

Родилось первым слово д о рот а (12, с 158).

А долг писателя, каждого сознательного человека - всегда стоять на страже этого слова, черпать в нем источники поэзии и красоты, труда и человечности, и находить в этом свое счастье, свое призвание.

Цель самая высокая в жизни человека -

Это визернити сердце для добра (12, с 158).

Один человек проживет долгую жизнь, но ее скоро забудут. А другая хоть и живет меньше, зато ее добрые поступки живут потом в потомках, в посаженному дереве, в написанном самобытном произведении. Это, как никто, понимает Григорий Коваль и стремится, чтобы его помыслы, его добрые дела воплотились в великой доброте следующих поколений.

И хочу сам над миром зацвести

Не тернием колючим край дороги,

А подснежником человеческой доброты (19, с 6).

Неотделимой от доброты есть в человеческой жизни ненастанна, самоотверженный труд. Поэтому одной из стекла-довых частей духовного мира лирического героя стихов Г.Коваля есть уважение к труду вообще и к животворной земледельческого труда в частности.

Труд - высшая поэзия будней,

Без которой немыслимо праздник (13, с 38).

Автор благословляет «столунний ритм работы», который переливает жажду человеческих дерзаний в значимые результаты, в творения красоты. Обращаясь к современника, он призывает его творить то, что предназначено судьбой в жизни, не ради славы или наград, а для своей собственной души - «чтобы, вырвавшись из тенет обыденности своей, свой каждый день жизни превратит в праздник»:

Как хорошо в себе відчуть щедротну миг,

В которую живая деталь или колосок на руки

Ложатся, как душе твоей чистые звуки,

Чтобы произведением красоты в народе вечно жить

(17, с 30).

Переходя к обобщениям, в своей афористичной манере писатель утверждает, что «жизнь теорема в мозольній ладони лишь впоследствии становится аксиомой счастья» (17, с 38).

Уважение к хлебу, к земледельческому труду испокон веков лежит в основе ментальности украинца-земледельца. Не является исключением в этом отношении и Григорий Коваль, отцы и деды которого тоже были земледельцами, и он с материнским молоком впитал в себя святость зернышка и колоска, аромат духмянистого поля и твердую уверенность: ничто в жизни не дается даром, и хлеб - это щедрый дар земли человеку за соленый пот и мозоли, за тяжелый ежедневный труд. В воображении лирического героя поэзии «Есть что-то величественное в древним обычаи...» его отец, дед и прадед - «трудолюби, воины и пахари, косари колосяної вечности», и они не просто отошли в мир иной - «ушли за горизонт росяний в солнечных, багровых німбах святости» (17, с 31).

Высшей наградой труженику есть «свежий запах хлеба по работе», поэтому началом всех начал поэт образно называет «аксиому плуга и зерна» («Сонет памяти»). Сохранив в душе святость хлеба как наивысшую ценность, поэт завещает потомкам:

Почитай же запах хлеба и воды,

Земли той, где твои следы

Легли на тропинке до голубого брода;

И кем бы ты не стал - не забывай,

Носи в душе как клятву, и помни

О долге своей земле за хлеб и воду» (17, с 13).

В душе поэта рядом со священной памятью о отца-земледельца живет уважение к матери, к родному дому. «Зеленый сон детских лет» напоминает мамину песню, ее ласковые руки и нежную глибокооку улыбку. А потом - материнские слезы и «небо в самолетах хрестатих» поразили до глубины души дев'ятнадцятилітнього воина, который шел защищать родную землю. Пройдя водоворот сражений, он осознал: самые дорогие в мире заветные слова, визернені любовью сердца, - это земля и мать («Сонет матери»).

Прошли годы, пролегли седины в волосах, но, «где бы наших троп не заплетавшая кружевом судьба», по зову сердца в душе оживает что-то пьянящее, таинственное, которому нет названия, и клекот аиста с вершины тополя зовет сквозь даль расстояний и лет до родного дома («Этому не поможешь, потому что так повелось...»). И освящается душа чистой первозданностью. И незабываемый сладкий запах домашнего хлеба слышится наряду с запахом мяты и чабреца («родительский заснеженный порог..»).

Нет сомнения в том, что поэзия Григория Коваля - глубоко духовный по своей сути. Как известно, на протяжении всего XX века понятие «духовность» в основном отождествляли с религиозностью. Однако, как пишет С. Ку-чинский (22, с 38), сознание человека может представлять собой удивительную смесь религиозных и нерелигиозных мотивов, идей, идеалов. Ни религиозная вера, ни неверие, безбожие сами по себе еще не могут быть гарантией высокой нравственности. Внутреннее принятие религиозных идеалов, признание правды и авторитета церковных учителей отнюдь не удерживали человека от зла, от самых страшных преступлений. И наоборот - эпоха «вынужденного атеизма» породила таких великанов духа, светочей добра и гуманизма, как Олесь Гончар, Лина Костенко, Василий Симоненко и многие другие. К ним можно отнести и Григория Коваля. Задивлені в землю, они «забыли цвет неба» (32). А когда уменьшилась сила этого давления - оторвались от земли и в своем творческом полете полетели в космическое пространство:

Вслушивается Земля в космический звон пульсаров:

Кто-то, может, зовет нас? Откуда? Миры. Миры.

Что там, за гранью сфер?.. (17, с 21).

Когда на земле становилось тесно для поэзии, когда «поэтическое слово глушилось догматикой обнаженного имперского дерзости» (32), тогда взгляды художников обращались к таинственных глубин Вселенной. Собственно, по этим причинам и возникла в украинской поэзии «полоса так называемого «космизма 60-х годов» (9, с 40). А когда речь идет о Григория Коваля, то надо сказать, что такая проекция в космос в определенной степени была созвучна измерениям его духовного мира. Этим он будто пытался вырваться из круга традиционных понятий, ограниченных земными измерениями. И, возвращаясь из «космических путешествий», он обращался взглядом к земле и вновь и вновь ставил вопрос о сути земного бытия, которое волновало его гораздо больше, чем «грань холодных сфер»:

Там - айсберги планет.

А здесь - Земля, как мать,

И вечно среди нас - забот и дум гора (13, с.32).

Поэта держала на этой земле животворная вера в то, что «цветет сад в созвездии Андромеды, как добрых мечтаний человеческих вишневый сад», и волновало то, что не давало покоя мыслителям - его современникам и предшественникам: «А что же там дальше, за расстоянием безграничности, что пролегло между звездами и людьми?» Ответ всегда был один: самое главное, самое важное и найнеповторніше в этом мире - сама человек. ей дано земное бытие, дан шанс, возможность мыслить, мечтать и творить - и поэтому нужно не упустить этот шанс, потому что время всплывет.

И чем мгновение жизни такая быстропроходящая

В деяниях добрых нас переживет. (20, с 143).

У него была своя религия, своя напів'язичницька вера, которую он пронес в сердце через всю жизнь: вера в животворную и жизнеутверждающую силу природы, в всепобеждающую сущность доброты, в то, что «душа земли неопалимая в своем естестве, в себе нас всех одно» (13, с 129).

Сладких трав голубой дыхание,

Для меня он - словно хлеб насущный...

Учімось мудрости у природы -

В ней все до капли чистое, сущее (13, с. 141).

Видимо, прав был. И. Балабай, когда писал, что Г. Коваль исповедовал религиозно-философское учение пантеизм, что отождествляет Бога с природой и рассматривающего природу как воплощение божества.(2). Большинство своих стихов Г. Коваль посвятил размышлениям над тайнами природы: деревьев и колосьев, цветов и трав.

Иногда он сам признается в пылкой любви к земной красоты, которую воспринимает с молитвенным экстазом:

И один, как язычник, набожно

Я молюсь деревьям ночью (16, с 8).

Познавая природу, лирический герой пытается осмыслить самого себя, свою суть. Он считает человеческое бытие неотделимо от существования окружающего мира.

Но ты - не один. Ты - лишь частица самой природы.

Ты - слезинка звезды на зеленой ладони земли

(16, с 109).

Природа - это фон, на котором разыгрываются драмы и трагедии человеческой жизни. Счастье и боль, любовь и смерть - все сопровождается щемним запахом травы, зеленым причастием полынных колодцев. Расцвет природы олицетворяет быстротечность времени, в шелесте листьев, в цветении цветов - миг и вечность. Природа - источник вдохновения.

Дар твой возьму с собой,

Из твоих источников красоты напьюсь,

А потом радостью и слезой

С добрым миром поделюсь (13, с 179).

Григорий Коваль создал свой собственный поэтический мир, самобытный и неповторимый, в котором черпал утешение и вдохновение и щедро делился с читателями сокровищами своей неисчерпаемой души. Сказал он свои особые слова и о любви, и о верности, и о человеческом счастье, красоту, и о вечной сущности искусства. Высокая требовательность к поэтическому слову, нетерпимость к фальши как в поэзии, так и в жизни сочетается в нем с удивительно чутким отношением ко всему прекрасному, что есть в бытии - и в нашем настоящем, и в духовном наследии, заповіданій предками.

Глубинные пласты философской лирики Г. Коваля еще ждут своего исследователя. Здесь сделано только первую небольшую попытку постичь суть его поэтического осмысления мира, прикоснуться к природных источников его творчества, его самобытной поэтической музы.

Литература

1. Апресян Г. Г. Постижение добра. - М. - 1986.

2. Балабай В. I. Перейти Рубикон. Воспоминания о поэте Григория Коваля.// Ічнянщина. - 2004. - № 25v - май.

3. Горак Г. I. От Дьявола до Ангела? (Или прогрессирует человеческая духовность?). // Серия 2 «Мировоззрение». № 7. - К. -Знания. - 1991.

4. Гончар О. Писательские раздумья. - К. - 1983.

5. Журба К. Влюбленный в красоту жизни. // Трудовая слава. - 1981. - 19вер. -с.4.

6. Забарный А. В. До целебных источников творчества. // Сиверянская летопись. - 1997. - № 4.

7. Зайченко И. Уроки формирования духовности личности. // Реабилитационная педагогика на рубеже XXI в.: Н.-м. сборник. - К. - 1998.

8. Игнатенко М. Слово о товарище. // Отечество. - № 7. - с 200.

9. История украинской литературы: В 8 т. - К. - 1971. - т. 8.

10. КамінчукА. Загадка росы. // Киев. - 1999. - № 9 - 10. - с 120.

11. Коваль Григорий Павлович (1921 - 1997): О нем. // Калібаба Д. Известные деятели культуры, науки, политики Черниговщины. - Чернигов. - 1998.

12. Коваль Григорий. Избранное. Лирика. - К.: «Днепр». - 1991.

13. Коваль Григорий. Запах травы. - К.: «Сов. пись.». - 1980.

14. Коваль Григорий. Вспомните обо мне. - К. - 2000.

15. Коваль Григорий. Зеленое пламя. - К.: «Сов. пись.». - 1970.

16. Коваль Григорий. Звездопад. - К.: «Сов. пись.». - 1990.

17. Коваль Григорий. Меридианы судьбы. - К.: «Сов. пись.». - 1976.

18. Коваль Григорий. Соловьиный родник. - К.: «Сов. пись.». - 1984.

19. Коваль Григорий. Росяница. К.: «Сов. пись.». - 1966.

20. Коваль Григорий. Созвездие доброты. - К.: «Днепр». - 1981.

21. Кочевский В. В горнице доброты и красоты. // Живая вода. - 1996. - № 11. -с 7.

22. КучинскийА. Человек моральный. //Серия «Личность. Мораль. Воспитание». - № 4: Г. - 1987.

23. Ласточка П Ты во мне живешь стеблем, тополиным листиком». Памяти поэта Григория Коваля. // Трудовая слава. - 1998.- 21 окт. - с 3.

24. Маринчик С. Сердце поэта и глаз художника. // Дэс-нянська правда. - 1996. - 19 сен. - с. 4.

25. Маценко Же. «Три кита» человеческой духовности, или Духовность - центральная фигура гуманизма XX вв. // Завуч. - 2003.- №1,3-6.

26. Сковорода Г. С Произведения: В 2-х т.. - К. - 1991.

27. Славинский М. Г. Коваль - лирик тихий, нежный. // Трудовая слава. - 1996. - 18 сен. - с. 4.

28. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания. // Соч.: В 2-х т. - М. - 1991. - т. 2.

29. Фетискин В. В. Материальное ы : в деятельности человека. // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №6.- с. 145-161.

30. Чумак Т. М. Вечер в Ичне.(Сценарий литературного вечера, посвященного памяти Григория Коваля). - В кн.: Сеятель и воин. - К. - 2001. -с 5-18.

31. Чухлеб В. Из источников доброты и любви. // Деснянская правда. - 1991. - 20 сен. - с. 4.

32. Шелест В. Образные ассоциации в поэзии Лины Костенко. // Дивослово. - 1994. - № 6.