|
Н. Подранецька,
учитель украинского языка и литературы
Ровно
Цель: углубить знания учащихся о творческое наследие Степана Руданского; развивать читательские навыки школьников, умения глубже понимать средства создания комического, анализировать, определять идейное направление, художественные особенности співомовок; совершенствовать художественное чтение; воспитывать умение видеть и слышать кмітливе слово, пользоваться им в собственной речи, понимать шутку.
Тип урока: урок восприятия и углубленного анализа художественных произведений.
Форма урока: урок-конкурс.
Методы и приемы: слово учителя, беседа на основе прочитанных произведений, выразительно-художественное чтение, инсценировка співомовок, поисковая самостоятельная работа.
Оборудование: выставка произведений и портрет Степана Руданского, тексты співомовок, ТСО, аудио запись мелодии, которой будет начинаться и заканчиваться урок.
Эпиграф. От малого до старого -
Все мы любим искренний смех. Из веселого и глупого Посмеяться не грех.
Добрый смех не есть, не мучает, Чем и желанный для всех Поклонников своих.
П. Глазовой
Ход урока
И. Вступительное слово учителя
Звучит лирическая мелодия.
Во все времена едва ли не самым большим испытанием для украинца было умение оставаться самим собой. Свидетельство этому - многовековая трагическая история нашего народа и судьбы отдельных его выдающихся представителей.
Степан Васильевич Руданский...
Войдя в литературу в середине пятидесятых годов, в тяжелую эпоху духовного безмолвия, которое наступило после разгрома Кирилло-Мефодиевского общества, ареста, ссылки Шевченко, Руданский проложил в ней новые тропы. Его поэзия была оригинальным явлением в украинской литературе шевченковского периода. Об этом впервые сказал Михаил Драгоманов: «Руданский был одним из весьма немногих поэтов недавнего времени с настоящим талантом и с попытками коснуться новых тем, а не только тех, которые заездили предшественники и последователи Шевченко». К такой оценке творчества Руданского пришел и Франко: «В Степану Руданскому видим большой поэтический талант, рядом Шевченко, крупнейший в украинском писательстве XIX века».
II. Актуализация опорных знаний
- Пользуясь планом, кратко расскажите об основных событиях из жизни Степана Руданского.
1. Эпоха, в которую жил писатель.
2. Семья, окружение, в котором он рос.
3. Портрет писателя. Мировоззрение, черты характера.
4. Где, когда и при каких обстоятельствах получил образование.
5. Роль книги в духовном становлении писателя.
6. Жизненные вехи биографии (основные даты).
7. Люди, с которыми общался, дружил.
8. Эстетический идеал писателя.
9. Главные произведения (стили, жанры).
10. Общественная деятельность писателя.
11. Значение жизни и творчества писателя для его современников и для нашего времени.
- Что вас больше всего привлекает в Руданскому как человеку? (Ответы учащихся.)
III. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня мы перевернем еще одну страницу творчества Степана Руданского, полную народного шутки, юмора, остроумия, искреннего смеха, прочитаем «несравнимы в своем роде песенки» (И. Франко) и поделимся впечатлениями от прочитанного.
(Учащиеся читают и объясняют эпиграф, записанный на классной доске).
- Острое слово Степана Руданского, как видим, щедро проросло в творчестве наших современных сміхотворців: Павла Глазового, Степана Олейника, Олега Аиста и других.
(Учащиеся записывают в тетради тему урока, эпиграф).
IV. Изучение нового материала
1. Словарная работа .
Певоговорка - это небольшое лиро-эпическое стихотворение сатирического или юмористического содержания, в основе которого лежит народный анекдот, поговорка.
Особенности співомовок:
а) построение сюжета на основе народного анекдота, юмористического или сатирического устного рассказа, сказки, поговорки;
б) рассказ о какой-то один комический случай;
в) динамичность развития действия;
г) неожиданная развязка;
г) основных действующих лиц одна-две;
д) завершение произведения острым (часто афористичным) выражению;
есть) малый объем; е) грустная стихотворная форма.
(Ученики записывают определение в тетради).
2. Выступление ученика-«литературоведа».
- Иван Франко отмечал: «самым Оригинальным и вместе самым народным явился Руданский в своих співомовках, в тех коротких эпических анекдотах, которых и сюжет конечно взятый из уст народа и убран в легкую, так сказать можно куцую коломийкову форму народной частушки».
Подобные произведения писали украинские поэты (Л. Боровиковский, Есть. Гребенка) еще в первой половине XIX ст., но специального названия им тогда не давали. Окончательно определился и утвердился этот жанр в творчестве С. Руданского. Термин «юморески» поэт создал путем сочетания двух слов: поет (муза) и сказать. Такое название имели три рукописные книги, подготовленные им, очевидно, для печати, «Юморески казака Венка Руданского», которые не вышли в свет то через цензурные запреты, то за нехваткой средств для их издания. В этих книгах - лирические стихотворения, баллады (небылицы), сказки, басни, переводы. Итак, сам Руданский срока «юморески» придавал значения литературного рода, понимая под ним лирике и лиро-эпос в целом. Иван Франко, который собирал рассеянные в рукописных списках произведения поэта и исследовал их, применял название «юморески» только к одному жанру, по которым она и закрепилась.
Песенки Руданского имели значительное влияние на сатирическо-юмористическое творчество таких выдающихся мастеров художественного слова новой литературы, как И. Франко, Леся Украинка, В. Самойленко и другие.
В 1880 году в Киеве мать Леси Украинки Олена Пчилка выдала «Юморески» поэта, которые и сегодня привлекают нас своим остроумием, остротой. Они стали украшением украинской литературы.
3. Организация работы.
а) Выбирается жюри в составе трех учеников, которые садятся рядом и готовятся к работе.
б) Учитель открывает часть доски, где написаны требования к участникам конкурса:
• безупречное знание текста співомовок;
• выразительность и артистизм чтения.
• Наставление ученикам перед началом конкурса.
- На каждой парте лежат чистые листы бумаги. Возьмите себе один. На нем вы будете записывать названия прослушанных стихов и идейное направление их. Это надо сделать во время чтения співомовок. Затем выступят желающие - устно раскроют тему и идею того или иного произведения, художественные приемы создают юмористическое ситуацию, выскажут свое мнение о современности затронутых автором проблем.
За каждый такой ответ будет вручаться жетон с определенным числом баллов. Кто наберет их больше всего, поэтому будет присвоено почетное звание лучшего литературного критика класса.
4. Конкурс на лучшее чтение співомовок Степана Руданского и их анализ по опорным планом.
а) Выразительное чтение (инсценирование) співомовок.
«Хорошо торгувалось» «Почем дураки?» «Поп на пуще» «Баба в церкви» «Жалобный дьяк» «Гусь» «Кривая баба» «Волки» «Лошак»
«Вареники-вареники!» «Спасибо» «Мазуру болоте» «Цыганский наемник». «Не мои ноги» «По воде пойду» «Понизил» и другие.
б) Ученики - литературные критики - кратко анализируют песенки по таким опорным планом:
1. Кого высмеял Руданский в произведении?
2. Против чего направлена сатира автора?
3. Какие юмористические приемы использовал писатель для раскрытия идеи?
4. Чем современное произведение сегодня?
5. Какие высказывания из него вы считаете афористическими?
3). Вот фрагменты ответов учащихся.
- В співомовці «Лошак» высмеивается наивность простого крестьянина, его чрезмерная доверчивость к законам самодержавно-крепостнического строя. Обнаружив украденный у него лошака не где-нибудь, как в «состоянии», он пытается забрать его оттуда законным путем, доказывая, даже при помощи свидетелей, что это его собственность. Но попытки оказались безрезультатными, барские прихвостни, поиздевавшись над крестьянина-крепостного, выгоняют его. И только благодаря подсказке более опытных людей владелец лошади начинает понимать, что вырвать свое добро из рук «асессоров» ему вряд ли удастся, даже если бы корову из дома пришлось ізвести, то есть продать на взятки. Своим смехом поэт осуждает рабское преклонение человека перед законами несправедливого социального строя, протестует против него.
Интересное произведение еще и тем, что в нем показана способность угнетенного и униженного крестьянина-труженика до духовного прозрения, осознания собственного достоинства и морального превосходства над притеснителями. Герой произведения уже не только страдает и повинуется, но и смеется. Его остроумная насмешка воспринимается как проявление нравственного здоровья трудящегося человека, его духовных сил.
- В співомовках «Почем дураки?», «Хорошо торгувалось», «Господин и Иван в дороге» осмеяно господ. Всякий раз кто-нибудь из них хочет поглумитись над мужиком, чтобы показать свое превосходство. И это им не удается, потому что в народе много умных и остроумных людей. И они так поворачивают дело, что в дураках остаются господа. Художественные юмористические приемы всегда в Руданского неожиданные. Так, герой произведения «Почем дураки?» - крестьянин Иван - решил оценивать дураков зависимости от их социального положения: за господина - дороже, а за мужика - дешевле. Само название песенки стала афоризмом: «Почем дураки..»
- Смешные ситуации создаются по-разному. Часто это показ необычного стечения обстоятельств: персонаж попадает в затруднительное положение и прибегает к хитрости, чтобы выйти из него, как солдат в співомовці «Гусь» хозяйка в произведении «Вареники - вареники!». А когда слу-хаємо юморески «Волки», «мои ноги», то смеемся из пороков в характере людей - с их трусости, тупости, вайлуватості. Произведения Руданского актуальны и сейчас. Все осмеянные поэтом недостатки присущи и нашим современникам.
- Много співомовок Руданского направлено против священников, которые часто поучали всех, как надо праведно жить, а сами грешили. Такая певоговорка «Поп на пуще». Чтобы избавиться от грехов, поп решил пойти в пущу и питаться там корешками растений. Но его толстый живот привык к колбасе, «рюмочки водочки, к борщу и кашки...» Продержался поп в пуще аж ... двое суток. А хитрый ксендз - это певоговорка «Кривая баба», - чтобы одв'язатись от бабы-калеки, советует ей говорить всякую ерунду, заказывая болезни, и этим зарабатывать на жизнь. И вот у него самого в горле выскочила шишка. И пришла баба, которой он когда-то давал совет, как знахарювати. Ксендз расхохотался - и шишка прорвала. Видимо, баба после этого стала еще известнее «зцілителькою».
По афористических высказываний. Когда кто-то поет неумело, то хочется сказать слова из «Жалобного благодарение»:
Так когда моя коза
На льду кричала,
Как там ее зверье,
Как там ее зверье,
Бедную, разрывала.
Идея каждой из этих співомовок касается и сегодняшней жизни...
- По моему мнению, песенки Руданского можно разделить натри группы: те, в которых высмеиваются господа («Почем дураки?», «Хорошо торгувалось»); те, что разоблачают служителей церкви - попов, ксендзов, дьяков («Поп на пуще», «Кривая баба» и др.); те, в которых высмеиваются пороки людей («Гусь», «Волки» и др.).
- Во многих сатирических співомовках Руданский высмеял все, что худшее в человеке, - тупость, трусость, подхалимство, жадность. Немало произведений в юмориста остроумие простых людей, которые оказываются намного умнее своих господ, вот как в юморесках «Почем дураки?», «Господин и Иван в дороге». Остроумными показаны и бедовые москали, цигани. им посвящены произведения «Цыганский наемник», «Гусь», «По воде пойду»...
V. Итоги
- Нужна ли поэзия Степана Руданского сегодняшнему читателю?
(Песенки С Руданского, несмотря на свою внешнюю простоту, веселость, хлестко бьют по пороках тогдашнего общества, оздоравливают народ, потому что высмеивают такие негативные черты, как жадность, нечестность, тупость, неповоротливость, что есть и сегодня в нравах некоторых людей, поэтому песенки Руданского нужны, они всегда современны, особенно сейчас.)
Учитель суммирует сказанное.
- В этих блестящих поэтических миниатюрах раскрыто огромный морально-поэтический потенциал украинцев, народную мудрость, главные признаки украинского менталитета. Смех Руданского прежде всего деликатный, хоть и язвительный. Автор никогда не позволяет себе насмехаться с человека, унижать его, выказывать пренебрежение или превосходство лиц неукраинской национальности. Это очень важно, ведь в его юмористических произведениях встречаем и цыгана, и трактирщика-еврея, и русского, и поляка, и турка...
Автор высмеивает моральные пороки людей, недостойные поступки, а не национальные признаки. В сатирическом объективе зависть, алчность, чревоугодие, жадность, самоуверенность, хвастливость, хитрость, коварство, лживость, взяточничество и др. Украинцев поэт не идеализирует. Они, как и другие, попадают в комические ситуации, обманывают и обдурюються, грешат. Лирический герой Руданского в большинстве случаев остается достойным человеком, в генах которой живет историческая память, сколько бы ее не убивали.
Поэт и сегодня учит украинцев быть украинцами, ненавидеть любое ярмо, стремиться воли и иметь чувство национального достоинства.
Члены жюри подсчитывают баллы, называют лучшего литературного критика класса. Победителю вру-ределяется приз.
VI. Домашнее задание
Написать небольшое сочинение, взяв за начало такое высказывание: «Смех не обижает, а излечивает, воспитывает человека, повышает...»
Приложение к уроку
Юмор в народном творчестве
1. В дом, где смеются, приходит счастье. (Японская поговорка.)
2. Юмор - большая сила.
3. Веселый смех - здоровье.
4. Смешного бояться - правды не любить.
5. Смеяться не грешно над тем, что кажется смешным.
6. Улыбаться - это всегда немного показывать зубы.
7. Шутка имеет место.
8. И пусть люди смеются - лишь бы не плакали.
9. Хочешь жить - умей смеяться.
10. Смех - отличная штука - и искусство, и наука.
Высказывания о смех, юмор, смешное в творчестве писателей
1. Если слышишь шутку, ищи в ней скрытую правду.
О. Довженко
2. Только смехом можно беззлобно уничтожить зло.
О. Довженко
3. От малого до старого -
Все мы любим искренний смех.
Из веселого и глупого
Посмеяться не грех.
Добрый смех не бьет, не мучает,
Чем и желанный для всех
Поклонников своих.
П. Глазовой
4. Юмор можно считать синоним свободы - по крайней мере внутренней свободы человека.
Ю. Лавриненко, литературовед
5.... Мое оружие - смех! Я глузую, кепкую, а частенько и просто улыбаюсь.
О. Вишня
6. Смех - не безпредметний, не смех для смеха, он и развлекает, и пользу приносит.
О. Вишня
7. Юмор - невідлучна примета каждого истинного таланта.
И. Франко
8. Юмор - это смех до слез, а сатира - смех сквозь
слезы.
А. Гарматюк - юморист Винницкой области
9. Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубокая, добрая душа.
М. Гоголь
10. Юмор - это серьезность, которая скрывается за шуткой.
Д. Вейс
11. Юмор - большая сила. Ничто так не сближает людей, как хороший смех без обид. А в сближении людей - главная задача искусства.
Л. Толстой
|
|
|