|
ПЛАН
Вступление
1. Краткая биографическая справка
2. Основные черты творчества Леонида Глебова
3. Основные мотивы басен Леонида Глебова
4. Реализм басен Леонида Глебова
Выводы
Использованная литература
Вступление
Наивысшего своего развития украинская басня достигла в XIX веке в творчестве Леонида Глебова. Украинская байка вознеслась на высшую ступень с выходом в свет сборника "Малороссийские поговорки" 1834 года. Известно 107 басен, написанных этим неутомимым тружеником, который, по словам Ивана Франко, даже в годы страшного уюта, застоя и общего упадка литературной жизни в Украине не выпускал из рук пера.
За свою жизнь Леонид Глибов написал 107 басен. Главная тема его басен - несправедливость общественного устройства: бесправие закрепощенного крестьянства, помещичья произвол, продажность судей, взяточничество чиновников, лживость земства.
1. Краткая биографическая справка
Глебов родился 4 марта 1827 года в селе Зеленый Подол, бывшего Хорольского уезда на Полтавщине, в семье управляющего имений магнатов Родзянко.
Начальной грамоты Глебова научила его мать, Арина Гавриловна, культурная и образованная женщина, потом парня учил местный батюшка, а в 1840 году его отдали в Полтавской гимназии.
В первые годы пребывания в Полтавской гимназии л. глебов пробует писать на русском языке. Его творческая биография начинается стихотворением «Сон», написанный в 1841 году. Заболев л. глебов вынужден был оставить гимназию. После женитьбы и неудачной попытки поступить на медицинский факультет Киевского университета он поступает в1849 г. в Нежинский лицей высших наук князя Безбородко. В этом учебном заведении в свое время учился Н и е.гребенка.
С 1855 г. Л.И. Глебов, после окончания лицея, работает преподавателем истории и географии в дворянском училище в м.Чорному Острове, Подольской губернии, откуда в 1853 г. переходит на должность преподавателя истории и географии в Черниговскую мужскую гимназию. В этот период и появляются первые украинские басни Глебова - в основном свободные переводы с Крылова. В эти годы годы он пишет также ряд лирических стихотворений в духе песенно-романтической поэзии 20-40-х годов 19 в.
Еще в 50-х годах в Чернигове возникает кружок из местной интеллигенции. Активное участие в деятельности этого кружка берет и Глебов с женой. В результате усилий Глебова с июля 1861 г. начинает выходить еженедельная газета «Черниговский листок», в которой помещались прозаические и поэтические произведения Глебова под псевдонимами: «Ив. Кеннер», «Простодушный». В газете освещались вопросы общественно - культурной жизни Украины того времени, поднимались вопросы о деятельности воскресных школ, об образовании женщин. Рост популярности «Черниговского листка» насторожило царских чиновников, которые подвергли суровой цензуре мые в нем материалы. Разоблачение незаконной деятельности лиц, связанных тесной дружбой и сотрудничеством с Л.Глібовим, вело к расширению следствия. Весь этот процесс привел к тому, что царские власти прекратили издание «Черниговского листка». Этот удар тяжело отразился на Л.Глібова. Он отходит от общественной деятельности и оставляет Чернигов. На несколько лет Глебов нашел убежище в Нежине, где он поселился с женой, которая тяжело заболела.
Похоронив в Нежине жену, л. глебов переселился в Чернигов, где получил должность заведующего земской типографии. Вокруг Л.Глібова группируются литературные и театральные силы г.чернигова.
За последние четыре года своей жизни писатель создает украинском языке в два раза больше, чем за все предыдущее время.
Умер Л.І.Глібов 10 ноября 1893 года на 66 году жизни, от астмы и болезни сердца. Похоронен в Чернигове, где он прожил половину своей жизни.
2. Основные черты творчества Леонида Глебова
Байкарська творчество Глебова не только хронологически, но и тематически делится на два периода: первый - 50-60-е гг., второй - 80-90-е гг.
В баснях Глебова первого периода (1853-1872 гг.) много внимания уделено изображению различных сторон самодержавно-помещичьей системы с насилием и разбоем, цинично-зневажлевим отношение к трудовому люду («Волк и кот», «Гадюга и Ягненок», «Волк и Кукушка», «Волк и Мышонок», «Лев и Мышь», «Община», «Волк и Ягненок»).
Рисуя картины крепостнического произвола, глубокий знаток жизни, писатель-реалист л. глебов не мог пройти мимо процесс разрушения крепостнического хозяйства, которое разваливалось под натиском капиталистических отношений («Мельник»).
Правдимим воспроизведением взаимоотношений между обездоленным, бесправным народом и гнобительско-чиновничьим аппаратом Царской России есть байки «Ведмідь-пасечник». «Щука», «Лиса и Суслик», «Пастух», «Волк и пастухи».
В баснях «Мышиная совет», «Цветы» л. глебов высмеял кумовство в решении общественных дел. Писатель с нескрываемым разочарованием говорит о царский манифест 1861 года в басне «Облако».
Во второй период творчества л. глебов пишет басни: «Ласточка и Коршун», «Ле на облаве», «Кундель», «Кузнечик», «Щенок», «цяцькований осел», «Рисованный столб» и другие.
В баснях «Сила», «Скоробагатько» Глебов обращается к описанию руїнницької силы капитализма.
В конце 80-х гг. Л. глебов совсем ослеп. Популярность его растет. Это была награда за годы лишений и тяжелого труда.
Заметное место в поэзии Л.Глібова занимают лирические стихотворения. Это народопісенні поэзии «Мысль», «Зоренька», «Песня», «Журба» (положена на музыку М.В. Лысенко).
Слава Л.Глібова как детского писателя вышла за пределы Украины еще при жизни поэта. Его «Зимняя песенка», «Птичка», шуточный «Цветочная свадьба» вошли в школьные учебники как образцы детской лирики.
Еще за пять дней до смерти поэт диктует свое последнее произведение - сказку «Огонь» и «Роща».
Л.І.Глібов по-настоящему нашел себя в жанре басни,песни, которыми обессмертил свое имя.
3. Основные мотивы басен Леонида Глебова
За свою жизнь Леонид Глибов написал 107 басен.
Главная тема его басен - несправедливость общественного устройства: бесправие закрепощенного крестьянства, помещичья произвол, продажность судей, взяточничество чиновников, лживость земства.
Уже в одной из первых басен писателя «Волк и Ягненок», которую Глебов написал в 1854 году, разоблачались непримиримые противоречия феодально-крепостнического строя, на то время очень обострились.
В аллегорическом образе Волка воплощено всевластие господина,безнаказанность его произвола, бесчеловечность поступков, жадность, капризность, грубость. Если Ягненок - олицетворение кротости, то Волк - «страшный и здоровенный» - присікується к Ягненку, рыкает на него, ищет зацепки, чтобы только придать видимость законности обычной расправе. Попытка Ягненка оправдаться заранее обречена на неудачу, потому Вовку никакие опровержения не нужны: он решил съесть Ягненка - и этого достаточно. Главный резон его поведения - «он Волк, он господин».
Тон и характер разговора, воссозданной в басне, только подчеркивает произвол и бессердечие господ. Вот как показана в басне градация обвинений. Ягненок, мол, мутит воду; когда выяснилось, что Ягненка к воде еще и не доторкалося, что если бы даже оно и напился, то вода сбегает от Волка к Ягненку, а не наоборот, Волк придумывает новое обвинение: Ягненок провинился, мол еще в прошлом году. Когда же Ягненок и это опровергло, - оно еще йроку не прожили! - Волк говорит:
Так, может отца,
Когда не дядя...
Или же кто-нибудь из ваших был...
Попытка Ягненка опровергнуть эти обвинения вызывает гнев всевласного Волка, вместо тщетных поисков «законной» основания, он выдвигает последний аргумент:
Волк, может есть захотел!.. - и Ягненка не стало... Вся эта ситуация очень ярко иллюстрирует порядки, которые существовали в тогдашнем классовом обществе:
В мире уже давно ведется,
Что низший перед высшим гнется,
А больший меньшего кусает да еще и бьет -
Затем что сила есть...
Сила басен Л.Глібова в том, что почти в каждом произведении чувствуется народная точка зрения на изображаемые события. Раскрывая паразитиз, жестокость господствующих классов, баснописец противопоставляет им трудолюбие и честность простого люда, показывал его моральное превосходство, утверждал его место и роль в жизни суспільства.Тематично родственным в баснях писателя предстает разоблачения чиновничьего паразитизма и равнодушия, морального застою.Яскравим примером этого может быть байка «Рисованный Столб» (1891 г.)
В основе ее сюжета, по свидетельству лиц, которые были в дружеских отношениях с Глибовим, лежит действительный факт. Один из знакомых Глебова, целиком отдавшись чинавницькій службе, отошел от жизни современности, запустил даже личную жизнь и превратился в бездушного бюрократа. Но значение басни шире отображения отдельного факта. Сила обобщения ее так велика, что распространялась на все чиновничество дворянско-буржуазной России. Создание рисованного образа Столба - одна из наиболее творческих удач Глебова. Уже само название «Столб» указывает на социальный адресов сатиры: столпами государства считались крупные чиновники, которые якобы держали ее на своих плечах. Эти тщательные служители самодержавия были оторваны от народа, чуждые ему. Аллегорический образ рисованного Столба, мертвой древесины без корня, чрезвычайно ярко и обостренно выражает социальную сущность чиновничества. В бытовой речи, как известно, употребление слова «столб» в переносном значении имеет резко негативную окраску - оно является синонимом слов «тупость», «равнодушие».
Современное и прошлое Столба составляет резкий контраст. Когда-то «был он деревом, шумел и зеленел», ему «улыбалась червоная калина и степь широкая сердце веселил». Став Столбом, он не способен чувствовать радость жизни, стал чужим зеленом лесу и теперь одиноко торчит край безлюдной дороги. Острота сатирического разоблачения в басне чередуеться с лирическим описанием природы. Природа здесь живет своим ярким полноценной жизнью. Біайдужі ей переживания какого-то рисованного Столба, который перестал быть ее частью. Природа в басне символизирует собой народ. Как чужой для нее рисованный Столб, так и чиновничество для народа было чужим.
Идея басни значительно шире авторского замысла: в образе Столба осуждается равнодушие к страданиям трудового народа, его интересов и потребностей, осуждается уход от проблем общественной жизни.
4. Реализм басен Леонида Глебова
Наивысшего своего развития украинская басня достигла в XIX веке в творчестве Леонида Глебова. Украинская байка вознеслась на высшую ступень с выходом в свет сборника "Малороссийские поговорки" 1834 года.
Известно 107 басен, написанных этим неутомимым тружеником, который, по словам Ивана Франко, даже в годы страшного уюта, застоя и общего упадка литературной жизни в Украине не выпускал из рук пера.
В баснях "Волк и Ягненок", "Волк и Кот", "Волк и Пастухи" Л. Глебов воспроизвел бесправное положение закрепощенного крестьянства. Со стороны помещиков оно подвергалось нечеловеческих издевательств.
Автор критикует общество, в котором постоянно
...низший перед высшим гнется,
А больший меньшего тусає да еще и бьет.
Ярко описал баснописец разрушение помещичьих хозяйств, банкротство господ в произведении "Мельник". Хома, когда добрый хозяин, запустил свое хозяйство, потому что "не ладно за дело брался". Он не прислушивается к советам, самоуверенно отвечает:
- Пусть только! Река - не лужа;
Воды еще станет на весь век!
Автор в аллегорической форме раскрыл паразитизм и расточительство помещиков, показал их жестокость и бесчеловечное отношение к крепостным: "А за огарок они людей и ругают, и мучают". С презрением говорит он о господах: "это так, вишь, хозяйничают".
В басне "Медведь-пасечник" Л. Глебов высмеял выборы в земство, создав пародию на царский суд, показав умение хищников приспосабливаться к новым условиям.
Свое перо сатирика Л. Глебов направлял на паразитизм, лакейство, лицемерие, праздность и эгоизм дворянства. В басне "Щенок" автор осудил продажных, морально низких людей, которые за недогризену кость с барского стола готовы предать верных друзей. Щенок пренебрежительно относится к Бровко, потому что очень стал богачом, он равнодушен к страданиям бывшего товарища.
Леонид Глибов своей байкарською творчеством "сделал значительный шаг вперед по сравнению со своими предшественниками и современниками", рисуя реальные картины тогдашней действительности.
Выводы
Глебов. Это имя памятно каждому. Леонид Глебов родился 5 марта 1827 года в Веселом Подоле. (теперь Семеновского района), но детство его прошло в селе Буграх, (ныне Глобинского района) рядом с родиной Николая Лысенко - Гриньками. В Буграх Глебов познавал красоту народных обычаев и песен. Мать рассказывала ему об отце и сыне Гоголей, с которыми была знакома. С детства он слышал предание, как Пушкин останавливался в Буграх и читал «Евгения Онегина»... Отсюда в 1840 году отец отвез парня в Полтавскую гимназию. А уже в 1841 году Глебов написал свой первый стих «Сон». Похвала учителя русской словесности поощрила писать дальше. в 1847 году в Полтаве выходит из печати его первый сборник русских стихов.
Но уже где-то с 14 - 15 лет в нем зрел украинский поэт. Решающим фактором в этом процессе стал «Кобзарь» Шевченко, который попал в его руки очень рано. Учась в Полтаве, Глебов встретился с поэтом А. Чужбинским и увлекся его стихами. Все это привлекло чувствительное сердце юноши до украинского языка и родной литературы. С тех пор поэт не бросал пера в течение 40 лет.
Реализм Л.І.Глібова больше всего проявился в байкерском обмундировании творчества. «Глебов, рядом Гребенки, лучший украинский байкопис», - утверждал Иван Франко. В своих лучших произведениях поэт показал типичные явления современности, высмеял общественные пороки. Покріпаченому крестьянству, а позже трудовому народу отдал он свое сочувствие и симпатии. Его байкарська творчество обличала несправедливость в судах, взяточничество и казнокрадство чиновников, корила прислужничество, «правду чесала». Именно байками Глебов ближе всего стоял к народу. Проникнуты любовью к простому человеку, они были «главным титулом заслуги сего талантливого поэта» (И. Франко).
Леонид Глебов вошел в украинское писательство и как поэт-лирик, в казне которого имеем такую потрясающе красивую вещь, как «Печаль», что ей Николай Лысенко дал вечные крылья. Не стоит забывать еще и того, что глібовські «стихи для детей прочно вошли в школьные хрестоматии» (Г. Рыльский). За последние годы украинские издательства не раз ощасливлювали детей его произведениями.
Немало сделал Л. И. Глебов и для украинского культурного прогресса. В Чернигове, где поэт прожил большую часть своей жизни, он основал «Общество, кохаюче родной язык». Участники его ставили первые украинские спектакли и популярные «живые картины». Не получая и пятидесяти рублей жалованья в месяц, Глебов за собственные средства издавал двухнедельник «Черниговский листок» на русском и украинском языках.
В. Самойленко 1893 года писал о Глебова: «Работая, не знал ты измены; с определенного пути тебя не отклонил ни страх, ни прелести жизни». В этих словах подчеркнуто главное в творчестве Л. Глебова: любовь к родному украинскому народу, преданность ему до конца. За пять дней до смерти поэт написал последнюю басню «Огонь и Гай» с думой о «молодежь любую, надежду нашу, цветы» - о детях. Все творчество Л. Глебова является неоценимым достоянием передовой культуры украинского народа.
Память о выдающемся баснописца Леонида Глебова остается в сознании новых поколений. Он есть и будет любимым поэтом украинского народа. 1957 года в Веселом Подоле был открыт памятник Глебову. Его построили на свои средства благодарные потомки - крестьяне местной артели. С высокого постамента смотрит поэт в широкий родной степи, словно говоря:
Там ясная заря, как радость поздравила,
Летала на лошади там молодость моя...
Использованная литература
1. Бондарь М. Леонид Глибов: Негативы, позитивы, маски //Слово и время.- 1997.- 4.- С.52-61
2. Бугаєвич И. , Зайченко И. Новые материалы о Л.І.Глібова //Укр. язык и л-ра в шк.- 1985.- 8.- - С.15-18
3. Гурьев Б. Леонид Иванович Глебов // Глибов Л. Произведения.- К., 1964.- С.3-28
4. Деркач Бы. Леонид Глибов: Жизнь и творчество /Худож. Г.Балюн.- К.: Днепр, 1982.- 252 с.: иллюстр.
5. Зубков С. Выдающийся баснописец // Глибов Л. Произведения.- К.,1988.- С.6-22
6. Зубков С. Выдающийся баснописец // Глибов Л. Басни. Поезіїї.- К.,1991.- С.5-24
7. История украинской литературы второй половины XIX века, Киев, 1979.
8. Колесник П. Творчество Леонида Глебова // Глибов Л. Сочинения в 2-х т. Т.1.- К., 1974.- С.5-25
9. Колесник П. Украинский баснописец // Гребенка Е., Глебов Л. Произведения.- Донецк, 1986.- С.125-126
10. Марценюк С.Слово и время Леонида Глебова // Дивослово.- 1996.- 9.- С.60-61
11. Молчун А. Леонид Иванович Глебов и его произведения в начальной школе // Нача. шк.- 1999.- 6.- С.42-46; 7.- С.46-48
12. Молчун А. Леонид Глебов и его произведения в школьном изучении // Дивослово.- 2000.- 2.- С.44-52
13. Руденко Н. Волки и ягнята. Те и не те...//Всесвіт. л-ра в сред. учеб. завед. Украины.- 1996.- 6.- С.36-38
14. Степанишин Ю. Развитие украинского байкопису: От Сковороды до Л.Глібова //Укр. л-ра в загальноосвіт. шк.- 2000.- 3.- С.58-62
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л. ГЛЕБОВА
1. Глебов Л. Басни /Худож. оформ. Н.Капусти //Гребенка Е., Глебов Л. Произведения.- Донецк.: Донбасс, 1986.- С.127-180.- (Шк. б-ка)
2. Глебов Л. Басни /Худож. Ю.Крига.- К.: Днепр, 1979.- 174 с.: иллюстр.
3. Глебов Л. Басни. Поэзии /Авт. передм. С.Зубков; Худож. А.Твердий.- К.: Днепр, 1991.- 269 с.: иллюстр.
4. Глебов Л. Без окон дом, без дверей: Загадки /Рис. Н.Денисова.- К.: радуга, 1966 с.: иллюстр.
5. Глебов Л. Избранные произведения /Вступ. ст. С.Зубкова.- К.: Днепр, 1969.- 259 с.
6. Глебов Л. Загадки и отгадки /Худож. О.Яблонська.- К.: Дитвидав, 1958.- 64 с.: иллюстр.
7. Глебов Л. Зимняя песенка /Худож. Г.Сокиринська.- К.: Радуга, 1969.- 11 с.: иллюстр.
8. Глебов Л. Золотая тарелочка: Стихи, басни и загадки/Худож. Р.Сахалтуєв.- К.: Радуга, 1994.- 95 с.: ілюбстр.
9. Глебов Л. Цветочная свадьба: Алегорич. Шутка /Худож. А.Василенко.- К.: Радуга, 1992.- 12 с.: иллюстр.
10. Глебов Л. Кузнечик: Байка /Худож. С.Іпатьєва.- К.: Веселка, 1979.- 12 с.: иллюстр.
11. Глебов Л. Катилась тарелочка: Стихи и загадки /Худож. Г. Сокиринська.- К.: Радуга, 1984.- 16 с.: иллюстр.
12. Глебов Л. Синица /Худож. Г.Самутіна.- К.: Радуга, 1966.- 19 с.: иллюстр.
13. Глебов Л. Сочинения /Передм. и примеч. С Зубкова; Худож. А.Василенко.- К.: Днепр, 1988.- 236 с. : иллюстр.- (Шк. б-ка)
14. Глебов Л. Что за птица /Худож. О.Артюшенко,- К.: Веселка, 1973.- 16 с.: иллюстр.
|
|
|