Статья
Довженко Александр
«Святая чистая река моих детских незабываемых лет и грез» Конспект урока по отрывкам из киноповести А. Довженко "Очарованная Десна" 6 класс
Н. Головецкая,
учитель украинского языка и литературы
Черкасская обл.
Цель: показать мастерство А. Довженко в обрисовке описаний впечатлений маленького Саши об окружающем мире, истории со львом, реальные и воображаемые ситуации; развивать у учащихся навыки выразительного чтения прозаического произведения, творческое воображение; воспитывать оптимизм, любовь к родителям, родной земле.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: портрет А. П. Довженко, текст киноповести «Зачарованная Десна».
Проблемный вопрос
Современное всегда на пути из прошлого в будущее. Чего же я должен презирать все прошлое? (О. Довженко)
Ход урока
Ролевая игра
Ученик в роли О. Довженко (читает): «Одна только Десна осталась нетленной в утомленной воображении. Святая чистая река моих детских незабываемых лет и мечтаний.
Нет уже теперь таких рек, как ты была когда-то, Десно, нет. Нет ни тайн на реках, ни покоя. Ясно везде. Нет ни бога, ни черта, и сожалению меня почему-то берет, что уже нет в реках русалок и водяных-мирошников нет».
Русалка. Мы - молодые красивые девушки, живем на дне рек в великолепных хрустальных дворцах. Ночью, когда восходит луна, выходим на берег, расчесываем свои длинные зеленые волосы и водим хороводы. Прекрасным пением заманиваем юношей и девушек, затягиваем в воду и залоскочуємо.
(Русалками становились молодые девушки, которые утонули, или умершие до крещения дети.)
Мы боимся креста, полыни и чеснока. Мои сестры живут в полях и лесах, где любят качаться на ветвях деревьев.
Водяник. Меня считают разновидностью нечистой силы. Я происхожу от черта. Украинская легенда рассказывает, что Бог сбросил черта и злых духов с неба, каждый летел до земли 40 суток. Когда же Господь сказал «Аминь», то кто где был, там и остался: я - в воде, болотяник - в болоте, леший - в лесу, полевик - в поле.
Я - дряхлый дед, покрытый водорослями, с длинной бородой и хвостом. Люблю перевоплощаться в разных существ: ребенка, козла, собаку, качура, рыбу... Председательствую над русалками и занимаюсь рыбами. Живу в омутах рек, круг мельниц. Разгневавшись, разрушаю плотины, мельницы, разливаю реки, топлю людей.
О. Довженко (читает): «Тогда Десна была глубокой и быстрой рекой. В ней тогда еще не купавсь никто, и на песках ее почти никто еще не валялся голый... Была тогда еще девочкой Десна, а я - удивленным маленьким мальчиком с широко раскрытыми зелеными глазами».
Учитель. Так уже на склоне лет вспоминал свой Берег Детства прославленный художник. Почему, по вашему мнению, он вспоминает прошлое?
(Ученики уверены, что детство - лучшая пора человеческой жизни, поэтому каждый рано или поздно возвращается в воспоминаниях к прошлому).
Проблемный вопрос урока. «Современное всегда на пути из прошлого в будущее. Почему же я должен презирать все прошлое?» (О. Довженко)
На этот вопрос нужно дать ответ в конце урока. А помогут нам в этом страницы киноповести «Зачарованная Десна».
Объявление темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем читать отрывки из этого произведения, анализировать и делать выводы. А также коснемся таких вопросов, как память родословной, красота природы, реальное и воображаемое в жизни. Интересная деталь: Александр Петрович в киноповести подобрал второе название - «моя родословная».
Звучит песня «Роде наш красный...»
Учитель. Почему издавна украинская семья была очень крепкая?
Юный фольклорист. Семья с давнего времени бу-ла у нас очень прочной, потому что ее скреплял семейный культ. Культ домового божества чрезвычайно старый. Домовое очаг, где горел неугасимый огонь издавна был голо-ственной Святыней дома: он оберегал счастье дома и всех членов семьи. Старший в семье, отец, выполнял все необходимые обряды, связанные с домовым очагом.
Выборочное чтение. Беседа.
Прочитайте эпизод, в котором Саша передает свои впечатления от встречи со львом на берегу Десны от слов: «Водились львы, ну тоже очень редко» до слов: «...ни сыпи, ни льва: пошел где-то в лозы».
Почему появление льва на берегу Десны так удивила мальчика?
Лев оказался настоящим. Какова была реакция Саши и отца на появление хищника?
Что такое гипербола? Найдите этот художественный прием в истории со львом.
(Гипербола - это поэтическое преувеличение. «Лев тогда как прыгнет и как рикне! Эхо покатилось громом». Весь берег, утесы, лес, - вся округа переполнилась трепетом «...кричит так, что листья вянут и травы стелятся»)
Прочитайте от слов: «Где же взялся лев на берегу Десны?
От слов: «На второй день говорили уже, что ненадолго повезло льву освободиться из клетки» до слов: «...окружили со усіхбоків и убили, ибо лев».)
Как Саша объясняет эту жестокость взрослых?
Или это мысли самого мальчика, о «ненужности» льва так говорили взрослые?
Прочитайте описание собаки Пирата.
«Жил у нас долго собака Пират. Это был большой на рост, немолодой уже, солидный и серьезный пес с двумя мохнатыми хвостами и с двумя парами глаз, из которых верхняя пара, когда присмотреться поближе, оказывалась парой рыжих пятен на темном лбу».)
Что случилось с собакой? Прочитайте эпизод о возвращении Пирата.
Или пропадали ли у вас собака или кот? Если да, возвращались они домой, как выражали радость возвращения?
Как повел себя отец, увидев такой обнаружил чувств собаки? О какую черту характера отца вспоминает Саша?
За что семья Довженко любила Пирата?
Учитель. Итак, в киноповести «Зачарованная Десна» переплелись лиризм и юмор, эпичность и песенность, сказочность в изображении природы, домашних животных. По законам сказочной поэтики олюднив Довженко и собаку Пирата, и крестьянских лошадей. Однажды Саша подслушал разговор лошадей о их печальную судьбу. Один из них говорил: «...он (отец) бьет недолю свою. Худые мы, чесоточные, и силы у нас мало. А натура у него старинная, геройская, разве ему таких надо, как мы? Вчера, когда я погряз с телегой в луже, и он крушил меня кнутовищем и ногами, и кричал... я заметил в его глазах страдание, и такое горячее, бездонно глибоченне, - куда там наше! И я подумал: и тебе болит, проклятый, бедный человече».
Работа в мікрогрупах.
Объединившись в микрогруппы, вы придумаете по одному вопросу к содержанию киноповести, ответы на которые найдете в тексте.
Учитель читает проблемный вопрос урока. Ученики высказывают свои мнения, а потом делают вывод: ни в коем случае человек не имеет права презирать прошлое, ибо в нем обязательно есть что-то дорогое, небудничное, радостное, поучительное, а возможно, и святое.
«Бесцветная человек та, какую бы должность не занимала бы она, и труд ее, не согретый теплым лучом времени, бесцветный» (О. Довженко).
Итог урока.
Мотивация и выставления оценок.
Домашнее задание: подготовить устное сообщение «Эпизод из «Зачарованной Десны», который мне больше всего запомнился».
|
|