Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Франко Иван
Изучение сказки Ивана Франко «Крашеный Лис»
5 класс

А. Ситченко,

доктор педагогических наук
Николаев



Детство писателя. И. Франко-сказочник (сб. «Когда еще звери говорили»).

Содержание сказки, главные персонажи, второстепенные. Образ Лиса, черты его характера. Особенности литературной сказки, ее отличие от народной.

ТЛ: литературная сказка. Интонация чтения. Речь автора и речь персонажей - действующих лиц (из учебной программы).

Во вступительном слове учителя о писателе следует подчеркнуть любознательность малого Ивана, раскрыть его детские увлечения и развлечения. Это приблизит пятиклассников к личности художника, даст им определенное представление о его ум и чувства, подготовит к осмыслению источников сборника сказок Ивана Франко «Когда еще звери говорили».

Стоит начать с того, что любознательный Иван никому не давал покоя, ибо все ему было интересно: и месяц почему бывает то полный, то серпастий, и почему солнце восходит и заходит, и разговаривают между собой звери...

- Дед, - спрашивает парень старого, встретив его в лесу, - а звери умеют говорить? Ведь мы говорим!

- Нет, - вздыхает дедушка. Теперь людям слова не дают сказать, не то что животному.

Вспомнил вдруг Иван, и вправду: как придет, бывало, жандарм в кузницу к отцу, то все замолкают. Глубоко задумался парень, сделался даже суровым. Но недолго, потому что вокруг то, что он любил больше всего: горы, леса, зеленые долины, где сочная трава, полна веселых кузнечиков, суетливых насекомых, певчих птиц.

Особенно любил Иван бывать в лесу. Никто так не умел собирать грибы, как он! А как он умел висвистувати, следуя птиц! И делалось жутко, когда в гуще парня вдруг обступали вековые дубы, грабы, березы. Вот осина вся дрожит. Кто это ее так напугал? Страшно становится и малом. А там вон яр. В нем живет медведь-пасечник. Лес живет, кричит, смеется, стонет, как не разговаривает?.. Видимо, и звери между собой говорят, как этот лес и люди (По книге Петра Колесника «Терн на пути»).

Далее учитель обратит внимание учащихся на вступительную статью об Иване Франко, что в учебнике [1: 85-86]. Для ее самостоятельной проработки пятиклассникам предлагается ориентировочная основа умственных действий:

Например:

1. Где и как провел детские годы Иван Франко?

2. Какие две силы повлияли на его характер?

3. Почему Франко называют «титаном труда»?

В результате проведенной самостоятельной работы с учебником школьники получат начальные сведения о И. Франко и источники его творчества, что послужит содержательным комментарием к произведению, который будет изучаться - сказки «Крашеный Лис». Углубляя знания о писателе, учитель расскажет о том, какие произведения и. Франко написал для детей, откуда у него возник интерес к сказкам о животных, спросит учеников, какие сказки этого автора они уже читали.

После обработки биографического материала о писателе и ответов учащихся на поставленные вопросы следует перейти к первичному чтению произведения. Советуем (в руководстве) детям уже во время первой чтение сказки полнее представить облик действующих лиц, увидеть их поведение, не обойти вниманием картины природы, попробовать почувствовать, как писатель относится к своим героям, в первую очередь - к Лису. Хорошо было бы, если бы всю сказку прочитал сам учитель, подав пример правильной интонации.

Следующий этап изучения произведения - его анализ - реализуется вследствие взаимодействия учителя и учащихся при решении задач и вопросов, направленных на усвоение текста. Важно выдержать определенную систему беседы, обусловленную своеобразием содержания и особенностями восприятия художественной литературы. Ведь каждое понятие - о все произведение или определенный художественный образ - состоит из конкретной системы компонентов. Поэтому следует позаботиться о структуре умственных действий, соответствующую строению художественной ткани произведения и направленную на усвоение его содержания и значения. Например, понятие об образе Лиса состоит из конкретных представлений о его внешность, внутренний мир и характер. Каждое из названных понятий, в свою очередь, состоит из подчиненных ему уже подсистем знаний. Так, понятие о внутренний мир Лиса предполагает представление о его поведение, язык, отношения с другими персонажами и т.д., то есть, требует раскрытия определенной системы изобразительных средств, отсюда - и определенной последовательности умственных действий, необходимых для этого.

Выбираем пообразний анализ произведения, руководствуясь жанровыми особенностями сказки, по которым события легко запоминаются юными читателями, поэтому не требуют специального изучения, как правило, этого требует событийная работа с текстом. К тому же, содержание произведения хорошо известный пятиклассникам еще, пожалуй, с дошкольного возраста. В тексте доминирует один главный герой, объяснение которого будет касаться и всего произведения. Следовательно, выпадает возможность провести именно пообразний анализ этого художественного произведения.

Усилия учеников нужно сосредоточить на раскрытии смысла и значения образа Лиса; для этого стоит обратиться в тех или иных отрывков из текста, других действующих лиц, которые помогают объяснить образ главного героя сказки.

Обсуждение произведения «Крашеный Лис» стоит начать с вопросов:

1. Любите ли вы эту сказку, читали ее ранее?

2. Кто из действующих лиц больше всего запомнился?

3. Каким вы представляете Лиса во время его разговора с другими зверями? Опишите его внешность.

Этими задачами придется ограничить беседу с учащимися о сказке на первом уроке ее изучения. Несмотря на широкую предварительную осведомленность пятиклассников с содержанием произведения, для рассказа о его героях целесообразно использовать устное рисование, что окажется хорошим иллюстративным материалом к прочитанному. Третье задание может составить основу домашней работы: учащимся предлагается нарисовать (можно и устно) портрет Лиса или других зверей из этого произведения, приготовиться к их портретной характеристики. В этой работе пятиклассники воспользуются таким алгоритмом-рекомендации:

1. Перечитай текст.

2. Найди в нем описание внешности Лиса.

3. Определи, из каких портретных деталей он состоит. Выпиши их последовательно в тетрадь.

4. В каких словах этого описания чувствуется авторское отношение к герою? Какое оно?

5. Нравится ли тебе Лис?

6. Попробуй мысленно представить, как он выглядит.

7. Устно или красками, карандашом нарисуй Лиса. Какие события из произведения рисунок помогает представить?

Следующий урок изучения сказки стоит начать с обсуждения ученических рисунков, которое всегда получается довольно оживленным, заинтересованным и познавательным. На основе конкретно-чувственных образных представлений школьники приближаются к более широкой рассказа о главном герое. Дальнейшая беседа идет в таком направлении:

1. Чем хвастался Лис перед другими зверями?

2. Расскажите о его неудачная охота. Почему Лису не повезло?

3. Что заставило его залезть в вонючей бочки? Был ли у него другой приличный выход?

4. Как повел себя Лис после неудачной охоты?

5. Одобряете ли вы его поведение? Объясните свои чувства.

Рассказ пятиклассников о главного героя сказки «Крашеный Лис» является программной требованием к их читательских знаний и умений. Приведена беседа порядком своих вопросов служит ориентировочной основой умственных действий учащихся в этой работе. Происходит актуализация не только мыслей и чувств школьников, но и способа рассказы про конкретного героя - Лиса, образ которого раскрывается в намерениях и действиях, словах и поступках. У пятиклассников вырабатывается понимание того, что рассказ про любого героя состоит из сведений именно об эти проявления его поведения. Опираясь на такое открытие, ученики с большей готовностью воспринимать и порядок другой - событийного анализа произведения, для которого рассмотрение событий является родовым признаком.

Аналитическая беседа о произведение переходит в синтетическую, которая должна привести учащихся к контекстных образных и поняттєвих обобщений. Например:

6. Что вы почувствовали, узнав, как звери разоблачили хитрого Лиса?

7. Против каких человеческих пороков направлена эта сказка? Объясните свое мнение.

8. Какие произведения, где бы разоблачались хвастун и хитрецы, вы читали? Расскажите о них.

9. Как нужно воздействовать на подобных людей и есть ли у вас такой опыт?

10. Почему сказка «Крашеный Лис» называется литературным? Попробуйте найти ответ на этот вопрос в учебнике [1: 83].

Эти и подобные вопросы составляют итоговую работу над произведением и могут превратить разговор о сочинение на беседу по поводу него, поэтому требуют осторожного подхода к своей реализации, потому что не должны далеко выходить за пределы прочитанного. Анализируя пообразним путем новые и новые литературные произведения, пятиклассники полнее осознают порядок его проведения, совершенствуют способы обработки частичных операций, прежде всего описание внешности персонажа и рассказ о нем и т.д.

На завершение работы над текстом сказки целесообразно провести ее ролевое чтение, чтобы выявить художественные картины, различать речь автора и речь персонажей, добиться выразительного прочтения произведения. Предварительно учащимся можно объяснить понятие интонации и темпа чтения, языка автора и действующих лиц произведения. Важно обратить их внимание на соответствующие статьи в учебнике, посоветовать прочитать их после урока. Названия статей: «Выразительное чтение. Интонация и темп чтения» и «Действующие лица. Речь автора и речь персонажей» служат выразительными опорными сигналами для самостоятельной умственной работы пятиклассников.

Литература

1. Цимбалюк В. И. Украинская литература: Учеб. для 5 кл. загальноосвіт. навч. зал. / В. И. Цымбалюк, В. В. Потеха. - К.: Науч. книга, 2005. - 320 с