Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Использование компьютерных технологий на уроках украинского языка и литературы

Соловьева Н.

учитель украинского языка и литературы
Каменец - Подольский



Компьютерные технологии - настоящая находка для манипулирования с информационным пространством. Когда мы (учителя) научим сознательно и творчески работать в информационном пространстве, то облегчим формирование у учащихся эффективных стратегий мышления, что будет способствовать повышению их самооценки, уверенности в своих силах. Информационные технологии улучшают эрудицию ребенка.

Глобальная сеть Интернет давно стала достоянием образования. Научить ученика находить нужную информацию, сохранять и использовать ее для решения определенных потребностей - вот задача современного образования.

Сейчас в сфере образования является возможность индивидуализировать обучение, появились условия предоставить одаренным учащимся доступ к большему количеству нужной информации, а тем, кто отстает, - наверстать упущенное. Новые информационные технологии предоставляют огромные возможности нам, учителям, в развитии способностей детей.

Во время стремительного развития научно-технического прогресса, непрерывного потока информации, все более актуальным и волнующим становится вопрос бездумного использования информационного пространства. Дети бесцельно входят в Интернет, отыскивают для себя ненужную, а иногда и вредную информацию. Компьютер стал игрой, заменил друзей, удовлетворил те потребности ребенка, которые она не смогла удовлетворить в повседневной жизни. Живет обыденное общение перешло в интерактивное. На сегодняшний день это стало проблемой. Но мы (учителя) понимаем, что, приобретая новых знаний, ребенок развивается, познает неизвестное и в будущем в состоянии этим воспользоваться. Поэтому необходимо концентрировать внимание на использовании компьютера на уроке и дома, во внеурочное время. В сотрудничестве с учителями информатики - И. О. Шуварським, В. В. Мулик, X. А. Новиковой - нами разработаны фрагменты уроков украинского языка и литературы с использованием компьютера.

Учитывая личностно ориентированного обучения создана подборка презентаций с тем украинской литературы к изучению жизни и творчества писателей: Т. Шевченко, Л. Украинки, М. Вовчка, Г. Сковороды, И. Котляревского. Для урока внеклассного чтения по произведению М. Магеры «Кам'янецькими тропами» создано презентацию «Шевченко и Каменец».

Предложены презентации трех видов:

• озвученные голосом учителя (могут использоваться как фрагмент урока и как познавательный материал для самостоятельной проработки учащимися дома);

• в музыкальном сопровождении;

• без озвучки и музыкального сопровождения, где учитель выбирает нужное и комментирует.

В этих презентациях предлагается автоматическая смена слайдов и самостоятельно контролируемый просмотр. Все уроки проводятся в мультимедийных классах.

Модернизация общего среднего образования, внедрение 12-летнего срока обучения обусловили необходимость существенного обновления образовательного содержания, структуры, методов, организационных форм обучения. Ориентируясь на методические рекомендации по преподаванию украинского языка в 20052006 н. p., мы разработали систему электронных уроков в 5-м классе по теме «Повторение».

Эта программа предусматривает - с украинского языка :

• осознание учащимися значения языка;

• повторение, закрепление и систематизацию знаний о части речи, полученных в начальной школе;

• выработка навыков правильного употребления и написания частей речи; по информатике:

• умение набирать текст с клавиатуры;

• пользование мышью;

• запуск программы на выполнение.

Этот электронный вариант может использоваться учителем на уроке в полной мере или выборочно, учениками самостоятельно, во внеурочное время. В подборке электронных уроков представлены упражнения тренировочного характера, которые не требуют оценки.

Возможности использования компьютерных технологий безграничны. Проведение уроков, которые связаны с речевой деятельностью учащихся, можно подать на компьютере. Так, уроки аудирования в 5-м классе эффективнее проводить в электронном варианте. На компьютере прослушивается текст и предлагаются вопросы с четырьмя вариантами ответов. Каждый ученик выбирает один из вариантов и обозначает его. Оценивается уровень овладения учащимися умения слушать и понимать высказывания в соответствии с утвержденными Министерством образования и науки Украины критериев. Уроки проводятся в компьютерном классе.

Живя в эпоху информационных технологий, мы, педагоги, стремимся научить разумно использовать эти технологии, не забывая о живое повседневное общение, ощущения, мышления.