Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Подготовительная работа как особый структурный элемент организации семинаров в школе

О. Загарук,

учитель украинского языка и литературы

Ивано-Франковская обл.



Семинары - это чрезвычайно объемны по содержанию занятия, которые требуют от старшеклассников обработки различной литературы, составление конспектов, продумывание ответов на заранее сформулированные учителем пункты плана семинарского занятия, отбора старшеклассниками материала для аргументации и выражения собственной позиции и т.д. Понятно, что подготовиться к семинару невозможно за считанные часы. Как правило, хорошие результаты и положительный результат дают те семинары, которые проводятся не очень часто: раз в четверть или семестр, то есть не более двух-трех раз в год. Соответственно, каждый учитель, составляя календарное планирование своей работы по украинской литературе, сможет предсказать заранее, на какую тему нужно провести семинарское занятие. Учитель сможет выбрать нужный вид работы для определенного класса, вынести на рассмотрение семинара вопрос из отдельной темы или проблемы, объединенные общей темой на основе произведений одного или нескольких писателей.

Особым структурным компонентом семинарских занятий методисты считают подготовительную работу учителя и учащихся, во время которой он помогает и руководит самостоятельной познавательной деятельностью старшеклассников, направляет ход их мыслей в четкое и конкретное русло раскрытия темы. Подготовительная работа начинается задолго до дня проведения семинара и способствует глубокому, основательному освещению темы.

Сначала учитель формулирует тему и план семинарского занятия. Если основной компонент подготовительной работы выбран и сделан удачно, то это уже является залогом успешного проведения семинара. В связи с Этим существуют определенные показатели отбора тематики для данной формы организации учебного процесса. Не стоит выбирать мелкие, узкие темы, которые не имеют особого значения для развития мышления старшеклассников, их познавательной самостоятельности и систематизации знаний. Учащимся следует предлагать такие темы, которые на современном этапе развития получили много интересных новых научных толкований, в отношении которых между литературоведами проводятся дискуссии; темы, в которых прослеживается неоднозначность мнений. Скажем, очень много публикуется трудов относительно правды о Второй мировой войне, о месте Украины в этой борьбе, или о голодомор 1933-34 годов. Такие материалы стоит использовать, если темой семинара в 11 классе избирается киноповесть О. Довженко «Украина в огне» или роман Василия Барки «Желтый князь». Показатель новизны очень важен в выборе тематики, ведь «новое в науке вызывает интерес у учащихся, стимулирует познавательную активность во время подготовки и проведения семинаров» [5, с.47].

Выбранная для семинарского занятия тема должна быть доступна для изучения в школьном курсе литературы и связана со школьным учебником, таким образом углубляя изложенный в нем материал. Кроме того, важно научить учащихся практически применять полученные теоретические знания. То есть выбор темы зависит и от ее связи с практикой.

Конечно, тематика семинара должна предусматривать и определенную умственную нагрузку. Ученики, освещая ее, обязаны применить не только накопленный ранее опыт и знания, руководствоваться не только субъективными впечатлениями, но и использовать дополнительные литературоведческие факты. Т.е. выбранная тема побуждает старшеклассников к основательным размышлениям, способствует развитию мышления и умственных способностей.

И, наконец, выбирая тему для занятия, стоит учитывать интеллектуальный уровень и возможности учащихся, а также педагогическое мастерство самого учителя. Собственно, от него будет зависеть и правильное, целесообразное формулировка тематики, и сложности вопросов и их количество, а также методика проведения самого семинара. Только учитывая все приведенные показатели отбора тем для семинарских занятий, можно говорить на перспективу об их успешность и соответствие дидактическим целям.

Учитель формулирует план семинара. Содержание вынесенных на семинар вопросов должно логически подвести старшеклассников к раскрытию основной проблемы занятия, а потому они должны быть проблемного, эвристического, исследовательского характера. Такие вопросы - это не обычное воспроизведение информации учебника. Собственно, сама форма вопроса должна направлять учеников, в каком направлении им строить свой доклад, свой собственный реферат или сообщение. Кроме того, формулировка должна быть предельно четким, чтобы избежать повторов на уроке во время обсуждения темы.

Для семинара не следует отводить большое количество вопросов. Во-первых, и так предполагается углубленное обсуждение, а избыток вопросов «снизит познавательную ценность самостоятельной работы учащихся, поскольку рассмотрение многих вопросов неизбежно приведет к поверхностного изучения и повторения учебного материала» [5, с.48]. Во-вторых, среди многих вопросов старшеклассникам трудно будет выделить основные. Это, в свою очередь, может привести к тому, что основной акцент, поставленный на раскрытие определенной темы, может сместиться, здеформуватися и не дать ожидаемых результатов, вследствие чего основной цели не будут достигнуты, а знания учеников окажутся распыленными.

Важно также помнить то, что вопросы для семинара должны формулироваться таким образом, чтобы все старшеклассники имели практическую возможность прочитать хоть минимум литературы на каждое из них. Кроме того, должны быть такие вопросы, по которым учитель должен закрепить одного или двух докладчиков. Именно они подробно и обстоятельно будут исследовать выбранную проблему. Докладчики ищут всю необходимую рекомендованную литературу, читают ее, составляют конспекты, выписывают нужные цитаты, систематизируют ее, выделяют основное. Затем ученики оформляют свои исследования в согласованном с учителем форме, делают соответствующие выводы и обобщения.

Такой вариант подготовки к семинарским занятиям является лучшим, ведь учтены заранее, что представленная докладчиком проблема будет обсуждаться целым классом, а новой информацией будут владеть все. Это произойдет потому, что процесс обсуждения не рассчитан на простое запоминание, а на развитие мышления, поскольку ученики будут оперировать услышанными на уроке фактами, пытаться задокументировать свои соображения.

Нужно предусмотреть, в какой форме будет проходить семинар. Одни проблемы можно решить методом докладов или рефератов; другие - методом коротких сообщений. Некоторые вопросы стоит обсудить в форме развернутой беседы. Возможен и такой вариант, когда класс делится на группы, каждая из которых будет иметь свое отдельное задание: подготовить вместе указанные аспекты поставленной проблемы. Конечно, лучшим будет семинар, на котором будут использованы все эти формы работы, ведь старшеклассники будут иметь возможность переключаться с одного вида работы на другой, что обеспечит их большую умственную активность. Для примера, если вопросы семинара имеет дискуссионный или проблемный характер, то для его обсуждения можно предложить такое. Сначала выступает докладчик с небольшим сообщением о научные основы этого вопроса, а потом весь класс привлекается к беседе, в которой заслушивается мнение каждого, конечно, с учетом новой сказанной информации.

Составляя план семинарского занятия, учитель должен:

а) учитывать, что вынесены вопросы должны способствовать раскрытию темы семинара;

б) продумать такую форму постановки вопросов, чтобы подтолкнуть старшеклассников к самостоятельному мышлению и активного общения;

в) предусмотреть форму обсуждения проблем: доклад, реферат, сообщение, беседа, групповая работа;

г) проверить наличие литературы, необходимой для освещения каждого вопроса.

Готовясь к семинарским занятиям, старшеклассники самостоятельно работают с различными первоисточниками, их, конечно, рекомендует учитель. Надо различать минимум, с которым должны ознакомиться все учащиеся, чтобы быть активными и умело включаться в ход беседы или дискуссии на семинаре, и отдельные списки литературы для докладчиков. Во втором случае - это крайне необходимая литература, обработка которой позволит старшекласснику самостоятельно составить доклад, реферат или сообщение, по сравнению с другими одноклассниками глубже, конкретнее, с учетом всех возможных аспектов повести речь о определенное явление.

Перед тем, как рекомендовать учащимся список литературы для семинарского занятия, согласно плана учитель составляет сам. На каждый вопрос, который планирует рассмотреть подробнее, добираются несколько книг, а также осуществляется подбор литературы в целом из всей темы занятия. Конечно, выбор и проработка дополнительных источников не ограничивается школьной библиотекой. Нужна еще помощь и местной. Также стоит предложить старшеклассникам самостоятельно подыскать часть необходимой литературы для семинара.

Всю вспомогательную литературу можно разделить на два вида: это статьи и учебники. Напечатаны разведки в журналах и газетах являются более доступными для старшеклассников, потому что они небольшие и в основном понятны. Тематика их различна: этнографическая, в которых есть исследования о национальных особенностях нашего и других народов; историко-политическая - об условиях жизни, лидеров нашего народа в разные времена; литературоведческая - описание различных терминов, литературных стилей, жанров и т.д.; биографическая и мемуарная, в которых раскрывается один или несколько аспектов из жизни какого-то писателя, воспоминания современников, друзей, переписка, дневниковые записи и т.п. Выпуск журнальных номеров часто бывает тематическим, и это происходит в основном перед юбилеем в день рождения художника. Тогда целые номера журналов посвященные отдельным исследованием жизненного и творческого пути Т. Шевченко, И. Франко, Леси Украинки, Ольги Кобылянской или других светочей украинского писательства. Особенно интересными и актуальными являются статьи, которые объясняют так называемые «белые» пятна в нашей истории, литературе, искусстве и т.д.

Гораздо труднее с рекомендованными книгами. Дело в том, что прежде сугубо научные объемные труда, а собранный в них материал не всегда предоставляется для подготовки к семинару. Поэтому, составляя список литературы для целой темы или отдельного вопроса, учитель должен сам ознакомиться с книгой и выяснить, нужно ли ученикам читать ее всю, или только отдельный раздел. Однако стоит помнить, что выданная про какого писателя монография или учебник, который представляет определенный ракурс проблемы, тоже проструктуровані, следовательно, разделены на тематические разделы. А потому в зависимости от плана занятия можно рекомендовать лишь отдельные разделы для освещения определенного вопроса. Это будет своеобразным гарантом того, что старшеклассник не будет повторять в своем выступлении своего одноклассника.

Кроме этого, во время отбора литературы учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся: то, что под силу одинадцятикласникові, не всегда в состоянии сделать девятиклассник. Не все журнальные статьи и книги удается должным образом осмыслить и даже просто обработать старшеклассникам, ведь не все им понятно. Чтобы подготовиться к семинару, ученикам приходится пользоваться несколькими источниками, сопоставлять различные мнения и оформлять все в единое целое. А потому случается так, что ученики чувствуют себя бессильными, когда нужно сравнить несколько работ и особенно, когда взгляды авторов статей расходятся, когда надо сопоставить точки зрения и определить свою. Не умея этого делать, большинство учеников прибегает к текстуальных тезисов и конспектов и во время написания рефератов и докладов переписывает целые страницы из книг или статей» [С, с.59]. Чтобы не спровоцировать такую ситуацию, надо помнить, что ученики - это ученики, у которых еще недостаточно развито критическое мышление, но уже есть должное творческое восприятие материала, они имеют желание самостоятельно работать, однако такая похвальная инициатива - это еще не тот уровень навыков, когда человек может работать с любой научной литературой. Согласно с Павлом Блонським, ученик этого периода еще не достаточно владеет умениями научно-исследовательской работы» [1, с.503]. Но все это только указывает на то, что обучать учащихся работать самостоятельно с дополнительной литературой нужно с средних классов. Собственно, тогда надо вырабатывать навыки и умения выделять основное из второстепенного и объемного, формировать собственные рассуждения с доказательной базой. В старших классах, особенно во время семинарских занятий, такая работа должна носить уже, по мнению Ольги Вайнерта Веры Мазуренко, завершающий характер.

Таким образом, рекомендация дополнительных источников труда является еще одним структурным компонентом подготовительной работы семинаров. Переходя к нему, учитель должен учитывать:

- возраст учащихся;

- индивидуальные особенности (все ли учащиеся и в какой мере умеют самостоятельно работать с дополнительной литературой);

- объемность источника сообщения;

- стиль написания;

- количество книг;

- доступность литературы, то есть ее наличие в библиотеке.

Заключительным этапом подготовительной работы к проведению семинарских занятий являются консультации, в процессе которых происходит интенсивное сотрудничество учителя и ученика. Тему и план семинара принято сообщать ученикам примерно за месяц до начала его проведения. Весь подготовительный «период предлагается для практической реализации самостоятельного поиска старшеклассников и совместных консультаций по вопросам, «где искать нужный материал, как его отбирать и систематизировать, как готовить план доклада, которые можно использовать иллюстрации, как будет произноситься доклад и т.д.» [2, с.92]. Таких консультаций должно быть несколько. Первую из них предлагаем провести с целым классом для распределения задачи. Поскольку после объявления о проведении предстоящего семинара учитель вывешивает в классе план занятия и список рекомендуемой литературы, ученики имеют возможность ознакомиться с ним и выбрать то, что их интересует больше всего.

Собственно, во время первой консультации учитель интересуется, переписаны план и литература в тетради, следит за тем, чтобы подготовка к занятию не откладывалась на последний момент. Поэтому он заранее еще раз или несколько раз подробно объясняет тему семинара старшеклассникам, уточняет, что и как именно нужно раскрыть. Далее идет обсуждение плана занятия. Распределение вопросов осуществляется по желанию учащихся. Учитель выделяет те проблемные вопросы, которые следует выяснить наиболее полно и глубоко. Чаще всего - это вопросы, которые в ходе обсуждения семинара помогают прояснить ситуацию, понять главное, расставить все точки над «и». Поэтому выбираются докладчики, которым дается отдельный список дополнительной литературы из выбранных ими вопросов. Задачей докладчиков есть представить свою проблему во всех возможных ее ракурсах. Избираются и так называемые оппоненты, которые на более поздних консультациях будут знакомиться с выступлениями докладчиков и подготовят рецензии на их выступления. Во-вторых, указывается, где планируется проведение беседы или дискуссии, участие в которых принимают все учащиеся класса. Все остальные ученики работают над теми вопросами плана, на которые не предусмотрено докладчиков и оппонентов. Эти старшеклассники должны быть готовыми к поддержанию разговора или высказывания собственной позиции в ходе семинара.

Все это - задачи, на которых учитель подчеркивает во время первой консультации для каждой подгруппы учащихся. Кроме этого, докладчики и оппоненты работают над своими выступлениями, а другие старшеклассники должны помнить, что на каждую прочитанную книгу или статью им надо составить библиографию, аннотацию или развернут или тезисное конспект, в зависимости от объема печатного источника и нужной для освещения вопроса информации. Это подлежит проверке и коррекции учителя на каждой следующей консультации.

На встрече учителя и учеников для сотрудничества предлагаем приглашать отдельно каждую подгруппу старшеклассников, а также работать с учениками индивидуально. Во-первых, для каждой подгруппы учащихся требуется разное количество времени на подготовку. Во-вторых, должно быть соответствующее дозирование самостоятельной работы для каждого участника семинара в частности. Учитывая индивидуальные особенности развития учащихся, учитель или постепенно увеличивает нагрузку, или только проверяет и корректирует сделано. Одни старшеклассники могут работать самостоятельно, без помощи. С другими надо поработать, посоветовать, дать толчок к действию, подсказать ход работы. Все это учитываем для того, чтобы правильно распределить количество и продолжительность индивидуальных и групповых консультаций.

К подгруппе докладчиков входят сильнейшие ученики класса. Это связано с тем, что работа над докладом или рефератом большая по объему и кропотливая. Слабовстигаючому старшекласснику не под силу ознакомиться с дополнительной научно-популярной литературой, проанализировать прочитанное, выделить главное и оформить это в выступление с соответствующими выводами и обобщениями. Кроме того, докладчик должен сформировать еще и собственный взгляд на проблему, образ, коллизию, последствия совершенного персонажами художественного текста. Работу с такой подгруппой учащихся с высоким уровнем знаний учитель планирует таким образом:

1. Кроме подготовленного учителем списка литературы на каждый вопрос, докладчики пытаются сами отыскать что-то новое в библиотеке.

2. Составляют библиографии и тезисного конспекта прочитанного, выделение нужных цитат.

3. Составляют подробный план доклада или реферата.

4. Пишут выступления.

Конечно, на каждом этапе работы с докладчиками учитель вносит свои коррективы, проверяет сделанное, дает свои советы.

Подгруппа оппонентов обрабатывает ту же литературу, что и докладчики. Поскольку оппонент, согласно определению «Украинского педагогического словаря», - это лицо, «которое отрицает или опровергает мысли докладчика.., противник в диспуте, дискуссии» [4, с.239], то на отдельной консультации оппонентам стоит предложить такое. Каждый оппонент должен знать, кому оппонирует, понимать его проблемный вопрос. Оппонент знакомится с той же литературой, что и докладчик, а также, по мере возможности, использует еще и самостоятельно найденные источники, составляет обычный или тезисное конспект своего выступления. Однако старшеклассник-оппонент не просто выписывает основное из книги или статьи, а выбирает цитаты, мнения которых являются дискуссионными, неординарными, с которыми можно при случае поспорить. К каждой выписанной цитаты или нескольких цитат рекомендуем ученикам сразу же кратко записывать рассуждения и те выводы, которые вызвали мнения ученых в этого старшеклассника. Это поможет оппоненту на семинаре быстро сориентироваться и задать докладчику резонный вопрос, возразить или опровергнуть высказанное им мнение, а вместо этого привести свою вместе с соответствующими доказательствами. Кроме этого, задача оппонента - написать рецензию-отзыв на выступление докладчика. Поэтому для составления такой оценки оппонент знакомится с докладом или рефератом своего одноклассника за несколько дней до семинара. Он должен обратить внимание на научность, полноту освещения, последовательность, доказательную базу, целесообразность и правильность выводов; в своей рецензии должен указать на положительные стороны и недостатки выступления докладчика, дать объективную критику выдвинутым гипотезам, аргументировать свои соображения.

На каждой консультации учитель, конечно, проверяет работы учеников-оппонентов. Указывает на недостатки, оказывает помощь, направляет их мысли в правильное русло. Дело в том, что юношеский возраст - это возраст максимализма, а потому детям этого возраста часто трудно объективно взглянуть на некоторые вещи. Для примера приведем следующее: при изучении романа Ивана Багряного «Сад Гефсиманский» или других подобных тематически произведений, которые раскрывают проблему репрессий, старшеклассники часто пренебрежительно относятся к тем героям, которые подписывали протоколы с фальшивыми обвинениями против себя самих или доносили на своих друзей, сотрудников. В таком случае учителю обязательно следует внести определенные коррективы, объяснить, что делались такие вещи не по собственному желанию, не по собственной инициативе, не из корыстолюбия, атому, что их заставили, сломали физически и духовно. Не каждый может выдержать прессинг следователя психологически и тем более перенести физически такие пытки, которые применяли энкаведисты. Чтобы правильно раскрыть свой вопрос перед другими учениками, докладчик или оппонент должны учесть политическое положение страны того времени, психологию отдельного человека определенного исторического времени, человека отдельно взятого социального положения. Без этого объективное освещение невозможно, и учитель должен это отметить. Это основные замечания относительно сотрудничества учителя и оппонента.

Все остальные вопросы остаются для остальной части класса, «статистов». С этими учащимися (массовкой) учитель тоже работает на отдельных консультациях. Основным признаком здесь становитесь, что работают они над тем минимумом литературы, который предложил учитель на первой консультации. В такой группе учитель предусмотрительно должно оставлять нескольких активных учеников класса, ибо, в противном случае, разговор на семинаре ограничится лишь выступлениями докладчиков и оппонентов, а все остальные просто будут молчать, играя роль «пассивных статистов». Подгруппу «активных статистов» также следует активнее привлекать к обсуждению на занятиях, однако это будут только дополнения, а костяк семинара будут хорошо подготовлены к работе группы «докладчиков» и «оппонентов».

Написание доклада - наиболее сложный вид самостоятельной работы, который требует «продуманного подхода к теме, четкого структурного построения, умение использовать литературные источники, а также знания, полученные ранее» [5, с.55]. Первые доклады нужно поручать наиболее способным ученикам, поскольку уровень самостоятельности у них на высшем, по сравнению с одноклассниками, уровне. Они способны сами найти, прочитать, выделить ли выписать основное, оформить все это в выступление. Кроме этого, такие ученики легко могут рассчитать время на выполнение соответствующего задания. Учащимся со средними способностями тоже стоит предлагать подготовку докладов, но при этом следует помнить, что их уровень самостоятельности ограничен. Это обуславливается двумя причинами. Во-первых, у них нет достаточных знаний, умений и навыков работы с дополнительными источниками. Во-вторых, в основном отсутствует интерес к вопросам, вынесенных на семинар, или к предмету украинской литературы в целом. Самым слабым интеллектуально ученикам для первых семинаров вообще не стоит предлагать подготовку докладов. Сначала они должны научиться работать с литературой, на практике убедиться, что даже самые способные их одноклассники могут высказывать ошибочные мнения, а потому и им нечего бояться или стесняться, если выступят, а их мнение окажется неправильной или утверждение - вскоре полностью розвінчаним другими. Таким старшеклассникам можно поручать подготовку только короткого сообщения.

Для написания доклада исследователи рекомендуют следующий порядок работы:

«- прочтение материала;

- составление простого плана на каждый вопрос;

- выписывание необходимых данных;

- составление общего сложного плана;

- составление тезисов доклада по схеме; пункт плана - тезис;

- развертывание тезисов по схеме: пункт плана - тезис - выписка с доказательством - пример;

- составление докладов;

- подбор иллюстрационного материала, составление схем, диаграмм и т.д.» [5, с.56].

Обычно после выступления с докладом возникают вопросы у оппонентов и одноклассников-«статистов». Порядок ответов уточняется начала проведения семинаров. Докладчик может отвечать сразу или после выступления оппонента. Таким образом, эти все перечисленные особенности составления доклада должны браться должного внимания учеником-докладчиком.

На некоторые вопросы семинарского занятия готовятся только сообщения. В них, как правило, освещаются небольшие вопросы. Старшеклассники, которые готовят сообщения, должны помнить прежде всего о конкретности такой подтемы, знать, что ничего лишнего нельзя трогать, чтобы не нарушить логической последовательности изложения. Это нужно для того, чтобы информация на семинаре лишний раз не повторялась. Именно поэтому ученики, готовя выступление, должны учитывать четкую формулировку вопроса.

Для семинара старшеклассники готовят также и рефераты. Это такая форма работы, которая вмещает или краткое изложение содержания книги или статьи, или сообщение о выводах практической деятельности, которая имела элементы опыта. Рефераты первого типа пишутся по схеме: «план книги - основное содержание (в виде аннотации) каждого раздела, главы, параграфа, затем - план следующей книги (статьи) и аналогично - аннотации к ее разделов или план (основные вопросы, для которых отбирается материал) и к каждому пункту краткое изложение того, о чем говорится в первом, втором, третьем и т. д. источнике [5, с.57]». Как считают исследователи, рефераты такого типа не нуждаются в такой степени, как сообщение или доклад, доказательств, объяснений, а потому их можно поручать слабовстигаючим ученикам.

Относительно реферата второго типа, то это уже вывод небольшого научного исследования. Поэтому он предусматривает освещение проблемы, цели исследования, самостоятельно сделанные выводы. Собственно, такие рефераты стоит давать старшеклассникам для освещения какого-то важного проблемного вопроса. На доклады, сообщения и рефераты пишутся рецензии. Это задача ученика-оппонента. Именно на их основе часто разворачиваются непредсказуемые в плане дискуссии.

Проводя консультации, учитель должен иметь уже составлен список учеников класса, в котором он будет отмечать результаты, эволюцию индивидуальной работы своих подопечных. Каждый из них, готовясь к семинару, выполняет какую-либо самостоятельную работу. ее посильність зависит от способностей, интеллекта, умственного развития каждого старшеклассника. Кроме этого, при выставлении оценок учитывается активность, сосредоточенность и работа как на подготовительном этапе, так и на самом семинаре.

Мы назвали все основные структурные компоненты подготовительной работы, которые являются обязательными и входят в так называемый первый этап проведения семинарского занятия. От ее добросовестного проведения зависит успех семинара, а ее недооценка может привести неудачное обсуждения на занятии или вообще отбить у учеников интерес к семинарской формы урока.

Литература

1. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 696с.

2. Бугайко Т. Ф., Бугайко Ф. Ф. Обучение и воспитание средствами литературы. - К.: Советская школа, 1973. - 176с.

3. Вайнер А., Мазуренко В. Семинары и конференции по обществоведению в средней школе - М.: Просвещение, 1966. - 116с.

4. Гончаренко С. Украинский педагогический словарь. - К.:Лыбидь, 1997.- 376с.

5. Усова А., Завьялов В. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1975.-111с.