Статья
Система психолого-педагогических основ изучения литературного краеведения в курсе литературы
И. Волынец,
преподаватель Белоцерковского института
экономики и управления
ВНЗ ВМУРоЛ « Украина»
Среди вопросов литературного образования на современном этапе важное место занимает национальное воспитание школьников, которое должно базироваться на украиноведческих материалах. Считаем, что обозначенное задачи можно и нужно решать на уроках литературы, широко используя литературное краеведение, которое привлекает учащихся к духовным ценностям родного края, способствует воспитанию высоких национальных, морально-этических чувств, гордости за родную страну, формированию таких качеств, как познавательная активность, самостоятельность, умение творчески решать учебные и практические задачи.
Вопросы теории и практики краеведческой работы в процессе изучения литературы рассматривали в своих работах российские и украинские методисты (Есть. Пасечник, М. Милонов, С Тураев, А. Лысенко, М. Янко, В. Фесенко и др.).
В Украинской Литературной Энциклопедии находим понятие литературного краеведения, которое трактуется как «один из видов краеведения и особая отрасль литературоведения, занимающаяся изучением литературного процесса в определенном регионе, местности (крае, области, районе, городе, селе). Предметом исследования является деятельность местных писателей, литературных объединений, кружков, а также: пребывание в регионе отечественных и зарубежных писателей, отображение края в художественной литературе. При этом связи писателей с местностью исследуются комплексно: за биографическими данными, тематикой творчества, прототипами образов-персонажей, описанием событий, что там происходили, картинами быта и природы, передачей местного колорита и т.д.» [21, с.44].
Краеведческая деятельность в процессе изучения литературы как на занятиях, так и во внеклассной работе должно базироваться на психолого-педагогических принципах, которые рассматриваем как психологические и дидактические подходы, принципы, положения, на которых будет основываться данная деятельность.
Считаем, что прежде всего нужно обратить внимание на необходимость развития познавательного интереса у учащихся старших классов в литературно-краеведческой работы, что, по мнению В. Ю. Стрельникова, является «главным в организации краеведческой работы» [20, с 36], поскольку ее эффективность определяется активной познавательной позицией школьников и всегда взаємообумовлена, вызвана мотивами.
В отечественной психологической науке мотив рассматривается как осознанная потребность, поскольку «прежде чем потребность повлечет действие, личность переживает сложный психологический процесс мотивации, который заключается в осознании той или иной степени субъективной и объективной потребности в действии, направленной на ее удовлетворение» [18, с 389]. «Мотив - это внутренний движок, что побуждает человека к активности и деятельности» [7, с 402] и играет важную роль в росте активности, всегда связывается с деятельностью, рассматривается как побуждение к ней» [3, с 316].
В педагогике также интерес к учебе, познавательную потребность рассматривают как необходимое условие, основу учебно-воспитательного процесса и связывают их с психологическими механизмами мотивации. С усилением мотивации повышается творческая активность, интеллектуальные возможности, меняется к лучшему познавательная деятельность, то есть деятельность ученика побуждается осознанным мотивом» [17, с 107].
Следовательно, для успешной и эффективной литературно-краеведческой работы во время изучения литературы нужно, по мнению психологов и дидактов, развить интерес старшеклассников к этой деятельности, достичь возникновению внутренних мотивов познавать новое: мотивировать важность и значимость литературно-краеведческих исследований и других форм этой работы для общего всестороннего развития, лучшего усвоения предмета, т.е. обеспечить осознанную активную познавательную позицию школьников в литературно-краеведческой деятельности.
Таким образом, ведущим принципом внедрения литературного краеведения в процесс изучения литературы определяем учета мотивационно-познавательного компонента в системе психолого-педагогических принципов, который рассматриваем как потребность в мотивации указанной деятельности, развитие познавательного интереса учащихся к ней. Это важно также и ввиду того, что литературное краеведение не является отдельным учебным предметом, что предполагает обязательное его усвоения школьниками, его изучение - не самоцель, а способ качественного и результативного изучения литературы (биографии писателя, художественного произведения, литературного процесса, теории литературы), гармоничного развития и воспитания старшеклассников.
Указанное положение взаимосвязано с последующим составляющей психолого-педагогических основ литературно-краеведческой работы - содержанию учебного материала. По мнению Б. С. Круглова, «развитие действенных интересов к учебным предметам определяется, прежде всего, содержанием обучения. Мотивационное влияние может иметь не любой учебный материал, а лишь тот, содержание которого соответствует потребностям ребенка» [9, с 21]. Важно учесть, считает дидакт, что у учащихся есть потребность в постоянной занятости, в практиковании психологических функций (памяти, мышления, воображения и т.д.) и в новых впечатлениях. Кроме этого, период ранней юности - это время поиска смысла жизни, формирования мировоззрения как системы знаний, помогает понять мир. Следовательно, содержание учебного материала должен быть интересным ученикам, содержательным, таким, что способствует развитию старшеклассников, их становлению, усвоению литературы и должна соответствовать целям и задачам литературно-краеведческой работы, то есть в отборе литературно-краеведческого материала должны быть соблюдены научные подходы как такие, которые обеспечивают ознакомление учащихся «с основами науки. Поэтому еще одним важным принципом психолого-педагогических основ внедрения литературного краеведения в процесс изучения литературы считаем соблюдения научных подходов в отборе содержания литературно-краеведческого учебного материала, что означает: материал для изучения должен представлять интерес для усвоения школьниками, быть средством углубленного, всестороннего, основательного изучения предмета, а также способствовать развитию старшеклассников.
Положение о научные подходы к отбору содержания учебного материала непосредственно связан с дидактическим принципом преемственности изучения учебного материала. То есть во внедрении литературного краеведения на учебных занятиях по литературе и во внеклассной работе задачи для каждого ученика должны быть подобраны с учетом его познавательных возможностей, уровня усвоения им предмета с тем, чтобы старшеклассник двигался в своем развитии от простого к сложному. Такой подход предполагает учет и других дидактических принципов - систематичности и последовательности обучения, доступности учебного материала, индивидуализации процесса обучения. «Содержание учебного материала, - отмечает Б. С. Круглов, - должно быть вполне доступным ученикам, однако в то же время он должен быть достаточно сложным и тяжелым, таким, что побуждает их к активной мыслительной деятельности» [9, с 22]. Поэтому любая учебно-познавательная деятельность школьников должна быть целенаправленной, проводиться в системе под руководством учителя с учетом индивидуального уровня развития ученика. Задача учителя заключается в умении постоянно управлять самозростанням воспитанников, идя в учебных задачах и требованиях от усвоенного к новому, формируя и развивая опыт работы старшеклассников в системе. Например, в литературно-краеведческой работе со школьниками старших классов используются поисково-краеведческие задачи разных видов. Понятно, что на первом этапе такой деятельности учащимся будет сложно выполнить самостоятельно, хоть и под управлением учителя, большую основательную литературоведческо-историческую разведку. Итак, в девятом классе следует начинать с небольших устных и письменных высказываний, индивидуальных заданий опережающего характера, которые раскрывают, например, различные страницы жизни и творчества писателя. Позже деятельность девятиклассников стоит усложнить - предлагать им задания аналитико-обобщающего и оценочного характера и т.д.
Присоединяемся к мнению Н. М. Островерховой, способами реализации указанных выше принципов является дифференцированный отбор содержания, методов и средств обучения, а также форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулирование их самостоятельной познавательной деятельности; максимальное привлечение школьников к участию в учебной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей, способностей и желаний; реализация индивидуального подхода к оценке знаний, умений и навыков школьников; выявление творческого потенциала учащихся и обеспечение условий для его реализации в учебной деятельности; учет в процессе обучения психофизиологических возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и т.д [13].
Таким образом, обобщая вышесказанное, определяем еще один важный фактор в ряде психолого-педагогических основ проведения литературно-краеведческой работы со старшеклассниками в школьном курсе литературы - соблюдение дидактических принципов преемственности, системности, индивидуализации обучения, а также основных концептуальных положений личностно ориентированного обучения.
Указанное положение взаимосвязано со следующим компонентом - необходимостью целенаправленного управления учителем литературно-краеведческой деятельностью старшеклассников. В дидактической и методической науке общепризнанным является утверждение о том, что каким бы высоким уровнем самостоятельности не характеризовалась учебно-познавательная деятельность учащихся (самостоятельная работа, поисковая, исследовательская, эвристическая, творческая), такое обучение должно осуществляться под руководством (в большей или меньшей степени) педагога. С этой целью более целесообразно, по нашему мнению, внедрять в процессе изучения литературы учащимися 9-11 классов не отдельные методы и приемы обучения, исследовательские задачи, формы работы с литературного краеведения, а целостную систему изучения объекта познания.
Итак, литературно-краеведческая деятельность старшеклассников должна осуществляться под руководством педагога на основе внедрения целостной системы работы (методической системы). Указанное положение является еще одной составляющей психолого-педагогических основ исследуемой проблемы.
Развитие познавательного интереса старшеклассников к литературно-краеведческой работы, ее эффективность в значительной степени зависят от оптимального выбора способов организации учебно-познавательной деятельности, т.е. методов и приемов обучения, форм работы и занятий др. «Правильно организованное обучение в школе, - отмечает Б. С Круглов, - способствует личностному развитию учащихся, формирует у них мотивацию к общей познавательной и учебной деятельности, развивает интересы, формирует саморегуляцию и самооценку» [9, с 15].
Данный вопрос раскрыт в работах многих исследователей теории литературно-краеведческой работы - Есть. Пасечника, П. Иванова, М. Янко, 0. Ставровского, И. Пруса, Г. Самойленко, В. Шулярата других.
Анализ разработок ученых по указанному вопросу, наработок дидактической науки относительно методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методов ее активизации, позволяет сделать вывод, что в основе литературно-краеведческой работы должны преобладать активные - творческие, исследовательские, проблемные, коммуникативные и игровые - деятельностные методы обучения и организационные формы. Это обеспечит как познавательный интерес, а следовательно, и активность старшеклассников, так и высокий уровень качества и результативности литературно-краеведческой работы, изучение литературы в целом, целенаправленное развитие личности ученика.
На эффективность использования тех или иных организационных форм учебной деятельности влияют особенности возрастного развития личности в определенный период, поскольку «в каждом возрасте свои психолого-педагогические особенности учебно-познавательной деятельности, свои возможности...» [15, с 51]. Поэтому вопрос успешности внедрения литературно-краеведческой деятельности в процесс изучения литературы, форм ее реализации в учебно-воспитательном процессе существенно связано с возможностями и способностями старшеклассников выполнять определенный вид работы с помощью определенного образа. Следовательно, еще одним важным принципом литературно-краеведческой работы в процессе изучения предмета определяем принцип учета возрастных, психологических и познавательных возможностей старшеклассников, особенностей их общего развития, соблюдение возрастной детермінаміки восприятие учебного материала.
Одним из показателей качественных преобразований личности в период ранней юности, считает И. Д. Бех, есть «общественное становление человека, его социальное самоопределение, активное привлечение к общественной жизни, формирование духовных качеств личности и активной жизненной позиции» [2, с 102]. То есть ученик старших классов нуждается в самоопределении: осознании себя, своих возможностей и своего места в жизни; в это время также происходит формирование взглядов на мир в целом, что способствует личной заинтересованности в получении новых знаний и приобретении умений и навыков. Это связано с тем, что формируется новая мотивационная структура учения, в которой важное значение имеют мотивы к содержанию и процессу обучения: «Наряду с интересом к фактам у старших школьников проявляются интересы к теоретическим проблемам, к методам научного исследования, к самостоятельной поисковой деятельности для решения сложных задач» [5, с 189], ведущими становятся мотивы достижения», когда «успех становится доминирующим переживанием в обучении» [14, с 32].
Кроме этого, у старшеклассников происходят существенные изменения в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие, по мнению психологов, выражается в новом умении обобщать, устанавливать закономерности и принципы. Мислительна деятельность учащихся характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличением тенденции к установлению причинно-следственных связей, умением аргументировать и доказывать утверждения, делать правильные выводы, сочетать явления и факты, изучаемые в систему. Это позволяет старшеклассникам «осуществить глубокий анализ материала, установить закономерности, выявить аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества» [12, с 70].
Считаем, что литературно-краеведческая работа с учащимися 9-11 классов при усвоении ими литературы является оптимальной в аспекте «сенситивності периода их развития и с учетом существенных качественных изменений в становлении личности в указанный период, о чем свидетельствует анализ психологической, педагогической и методической литературы. Это, в свою очередь, дает основания утверждать о необходимости развития исследовательских и творческих умений школьников, без формирования и совершенствования которых указанная деятельность будет малоэффективной.
Таким образом, еще одной составляющей психолого-педагогических основ литературно-краеведческой работы определяем развивающий компонент, который трактуем как развитие творческих умений учащихся старших классов. Одновременно замечаем, что его выделение является достаточно условным, поскольку все выявленные положения и принципы, на которых должна базироваться литературно-краеведческая деятельность школьников, способствуют их творческому самоздійсненню и самореализации.
Литературное краеведение - это вид литературоведческой деятельности, гармонично синтезирует знания из разных учебных предметов. Поэтому считаем, что его внедрение в процессе изучения литературы будет успешным с учетом еще одного важного принципа - осуществления межпредметных связей в процессе изучения предмета и литературно-краеведческой деятельности. В педагогической науке это понятие трактуется как составная часть, проявление одного из основных принципов дидактики - системности и последовательности. Основная функция использования межпредметных связей - «научить школьников в процессе усвоения знаний с одного предмета выявить общие элементы этих знаний с теми, что усвоенные ранее на уроках других дисциплин, связывать сведения об один и тот же объект изучения, то есть мыслить диалектически, что обеспечит надлежащие условия для постепенного образования у учащихся единой обобщенной системы знаний об окружающем мире» [1, с 196]. Чтобы достичь этого на уроках литературы во время литературно-краеведческой работы, нужно устанавливать междисциплинарные контакты, вызвать у старшеклассников интерес к такой деятельности, формировать умение их выполнять.
Действующие программы по литературе предусматривают осуществление на уроках междисциплинарных сближений прежде всего с такими предметами гуманитарного цикла: украинском и иностранными языками, изобразительным искусством и музыкой, географией и историей. В отношении последнего из названных учебных предметов, по мнению А. Ф. Лукаша, литература связана с ним самым тесным образом: «без знания истории довольно часто невозможно понять ни творчества писателя в целом, ни отдельного его произведения» [10, с 10]. Кроме этого, установление исторической основы произведения помогает подготовке учащихся к активному восприятию нового материала, влияет на основательность анализа художественного произведения, способствует глубокому осознанию его идеи, образов, то есть взаимно обогащает знания как из литературы, так и из истории. Исторический подход к осмыслению литературно-краеведческого задачи анализа литературного или литературоведческого произведения помогает увидеть его в другом, не чисто литературном, аспекте, установить его связь с эпохой (выяснение социальных и экономических ее особенностей), общественной жизнью, раскрыть его место и значение в творчестве писателя и в литературном процессе в целом, то есть обеспечивает основательное усвоение литературы, так и содержательное обогащение знаний по истории.
По мнению Г. В. Самойленко, Г. Д. Янко, А. В. Даринського и других исследователей, на уроках литературы следует устанавливать межпредметные связи, кроме истории, с другими видами искусства, с естественным краеведением, поскольку объектами краеведческих исследований должны быть природа, история, искусство края, памятники истории и культуры и т.д.
Методисты М. Д. Янко, Л. С. Якушина и другие считают также, что литературно-краеведческая деятельность будет успешной, если предусмотрено тесные ее связи с музыкой, живописью, скульптурой, архитектурой и киноискусством и т.д., поскольку общим у этих видов искусства является воссоздание жизни в образах, «художники отражают жизнь общества главным образом своей эпохи, в произведениях разных видов искусства освещаются одни и те же темы, конфликты, типичные события и характеры. Кроме того, в различных видах искусства действуют одинаковые творческие методы, направления, течения» [1, с 197]. Бесспорно, изучение литературного краеведения как средства эффективного усвоения литературы будет качественным, если такая деятельность будет способствовать и воспитанию старшеклассников. «Учитывая проблемы развития независимой Украины, - отмечает Д. О. Тхоржевский, - перед педагогами нет более важной задачи, чем воспитание национального самосознания подрастающего поколения» [19, с 7]. Поэтому еще одним принципом психолого-педагогических основ литературно-краеведческой работы считаем воспитательный. Его сущность трактуем как обеспечение гражданского, патриотического воспитания, формирования каждого школьника как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, что будет способствовать всестороннему развитию старшеклассников, полноценной литературно-краеведческой деятельности.
Определен подход основывается на ряде педагогических и методических положений. Во-первых, важность очерченного утверждение обусловлено тем, что «в ранней юности принципы поведения с неустойчивых и подражательных становятся внутренними и устойчивыми, образуя в своей сущности единую четко осознанную нравственную позицию» [2, с 82]. То есть период обучения в 9-11 классах - это время усиленного активного развития физических и нравственных сил учащихся, становления их духовности, системы ценностных ориентаций, формирование идеалов и т.д.
Во-вторых, патриотические чувства в личности не возникают сами собой: «это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Воспитание патриотических чувств достигает желаемых результатов лишь тогда, когда оно проводится в общем педагогическом процессе, поддерживается, закрепляется и углубляется в различных видах деятельности: зображальній, игровой, трудовой, связывается с праздниками, выполнением общественно-нормативных действий» [16, с 19-20].
Кроме этого, стоит учесть; что содержание учебного материала по литературному краеведению дает старшеклассникам глубокие знания о родной край, Родину, прошлое и современное, известных личностей, жизнь и творчество которых в определенный период времени были связаны с регионом и т.д. Это способствует развитию не только интеллекта старшеклассников, но и их сознания, эмоций, укреплению чувства любви к Отчизне. То есть овладения представлениями и знаниями с литературного краеведения, познавательная деятельность является максимально благоприятной почвой для развития патриотизма, национального достоинства у учащихся, общечеловеческих моральных качеств.
Успешность литературно-краеведческой работы в значительной степени зависит также от личности педагога, под управлением которого она осуществляется: «решает здесь и человеческий фактор - учитель, его творческий труд, деятельный характер, жизненный опыт, надежная компетентность» [11, с 340]. В педагогической и методической науке распространено утверждение, что желание изучать учебный предмет у старшеклассников определяется отношением к учителя-предметника. Бесспорно, во время литературно-краеведческой работы и до ее начала учитель должен заинтересовать школьников этой деятельностью, развить познавательную активность к ней, сформировать мотивацию обучения. «Задача учителя, - отмечает П. В. Иванов, - заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к познанию своего края и краеведческой деятельности, научить их видеть и понимать цель изучения определенных объектов, явлений, научить их проводить посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их; составлять собственные суждения о сущности, причинах и последствиях явлений местного характера, пользоваться различными источниками краеведческой информации и научными вспомогательными материалами» и т.д. [8, с 8].
На эффективность литературно-краеведческой деятельности учащихся в процессе изучения любого учебного предмета, и литературы в частности, влияет также уровень осведомленности педагога с содержанием других школьных дисциплин. Считаем, что для качественного и полноценного внедрения литературного краеведения в процессе обучения литературы учитель-словесник должен хорошо знать историю, географию родного края, литературу, народоведение т.д. Кроме этого, стоит учитывать и то, что способность творчески учиться редко возникает сама собой: для этого нужны предпосылки - творческое отношение педагога к преподаванию предмета или учебно-познавательной деятельности учащихся, высокое профессиональное мастерство, постоянный поиск в учебно-воспитательном процессе, благоприятный микроклимат в коллективе, нетрадиционная организация познания. То есть творческое становление школьника в процессе литературно-краеведческой работы определяется творческой активностью и творческим потенциалом педагога.
Итак, среди психолого-педагогических основ литературно-краеведческой деятельности старшеклассников в процессе изучения литературы определяем педагогический компонент, который предусматривает знакомство учителя-словесника с содержанием других учебных дисциплин, знания которых необходимы для литературно-краеведческой работы, высокий уровень творческой активности, творческого потенциала учителя.
Считаем, что соблюдение определенных принципов и подходов, которые являются взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами, внедрение литературно-краеведческой работы старшеклассников в процессе изучения литературы будет способствовать оптимальному, качественном и высокоэффективном проведению указанной деятельности, а также усвоению предмета, интеллектуальном развитии и творческом самоздійсненню, самореализации старшеклассников.
Важным также видим на основе выделенных психолого-педагогических основ создания и практическое применение целостной методической системы использование литературно-краеведческих материалов в учебной и внеклассной деятельности учащихся, определяем основной нашей задачей.
Литература
1. Бандура А. М. Межпредметные связи в процессе изучения литературы // Научные основы методики литературы: Учебно-методическое пособие/под ред. Н.Й.Волошиної. - К.: Ленвіт, 2002. - С. 196-201.
2. Вех И. Д. Личностно ориентированное воспитание: Научно-во-метод. пособие. - К.: ІЗМН, 1998. - 204 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учебно-методическое пособие / О. В. Скрипченко, Л.. В. Долинская, 3. В. Ого-родійчук и др. - К.: Просвещение, 2001. - 416 с
4. Волков И. П. Цель одна - дорог много. Проектирование процесса обучения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
5. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. - М., 2003. - 512 с.
6. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Уч. пособие / Под ред. В. Е. Клочко. - М., 2003. - 264 с.
7. Общая психология. Учебник / под общ. ред. С.Д.Максименка. - 2-е изд., перераб. и доп. - Винница: Новая книга, 2004. - 704 с.
8. Иванов П. В. Основы школьного краеведения: Учебное пособие. - Петрозаводск, 1977. - 106 с.
9. Круглое Б. С. Содержание обучения и воспитания и развитие личности школьника // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания: Сб. научн. трудов. - М» 1984. - С.12-23.
10. Лукаш А. Ф. Использование исторических знаний на уроках литературы // Межпредметные связи в процессе пре-подавания литературы в школе: Межвузов, сборник научных трудов. - М., 1987. - СЮ-16.
11. Научные основы методики литературы: Учебно-методическое пособие / под ред. Н. И. Волошиной. - К.: Ленвіт, 2002. - 344 с
12. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет / Под ред. Ы. В.Дубровиной, Б.С. Круглова. - М., 1988. - 192 с.
13. Островерхова Н. М. Анализ урока: концепции, методики, технологии. - К.: ІНКОС, 2003. - 352 с.
14. Папуча М. В. Психология ранней юности: Учеб.-метод, пособие. - Нежин, 2001. - 177 с.
15. Пасечник Есть. А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - К.: Ленвіт, 2000. - 384 с
16. Петранговский Г. Г. Теория и практика формирования патриотизма старшеклассников: Монография / под ред. проф. М. В. Левковского. - Житомир: Полісся, 2003. - 192 с
17. Пидкасистый П. Ы. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
18. Психология: Учебник для студентов высших учеб-х заведений / под ред. Ю. Л. Трофимова. - Вид. 3-е. - К.: Лыбидь, 2001.- 558 с.
19. Система воспитания национального самосознания учащихся общеобразовательной школы: Метод, пособие / под ред. акад. Д. О. Тхоржевського. - К., 1999. - 296 с.
20. Стрельников В. Ю. Психолого-педагогические требования к проведению краеведческой работы в учебно-воспитательных учреждениях // Антология краеведения Полтавщины: Научно-метод. пособие/под ред. П. И. Матвиенко. - Полтава: ПОІППО, 2002. - С 36-40.
21. Украинская Литературная Энциклопедия: В 5 т. / Ред-кол.: И. О. Дзеверін (отв. ред.) и др. - К.: Укр. энциклопедия им. М. П. Бажова, 1995. - Т. 3. - 496 с.
|
|