|
Статья
Франко Иван
Новейшая интерпретация лирики Ивана Франко (Ткачук М. Лирика Иван Франко. Монография. / Предисловие А. Толсшоухова. -К: Мир знаний, 2006. - 296 с.)
А. Гуляк,
доктор филологических наук, профессор
Киев
В современном франкознавстві для решения как теоретических, так и чисто историко-литературных, практических задач необходимы комплексные исследования лирики Ивана Франко, ее художественного мира, поетикальних измерений как системы, в частности ее отдельных уровней, подсистем, типов композиционных единиц, искусства лирического сюжета с той или иной семантикой и анализ конкретных произведений и их смыслов, которые пронизывают яруса художественной структуры, отражающие особенности художественного мышления поэта, интертекстуальность и міжярусну взаимодействие, взаимопроникновение мотивов, образов, символов, вияскравлюють специфику взаимодополнения, корреляции семантических плоскостей семіосфери поэтических текстов автора «С вершин и низин». Прежде всего, такие исследования нужны для более глубокого толкования поэтического наследия Франка, для выявления всех тенденций развития художественного мастерства поэта, выяснение роли лирических субъектов в создании імагінативної (мысленно образной) картины мира и связанной этим поэтикой моделирования лирического героя, его ипостасей, в каждой сборке Франко он проявляет себя многогранно. Представлена монография Николая Ткачука посвящена исследованию художественного мира поэзии Ивана Франко с точки зрения целостного анализа текстов всех его прижизненных сборников, что позволяет проследить движение эстетических исканий художника, его определенную эволюцию от первого сборника «Баляди и росказни» (1876) до книги стихов «Из лет моей молодости» (1913). В этих хронологических рамках литературовед на основе переосмысления традиционного канона лирики Франко, который сложился в науке о литературе последней трети XIX-XX веков, предложил свое видение онтологии лирического героя Франко, сложную парадигму лирического нарратива, что обозначен широкой палитрой дискурсов - от субъективно «реальной поэзии» сборника «С вершин и низин» до утверждения в украинской поэзии модернистского дискурса в сборнике «Увядшие листья», что так или иначе охватывает следующие знаковые книги поэта.
Заслуживает внимание не только замысел исследователя, но и его реализация, литературоведческое решения сложных проблем анализа метатексту Франко, когда отдельный стихотворение, цикл, сборник семантически тяготеет к цельности как неотъемлемое звено фікційної (мнимой) картины мира. Казалось бы, целостный анализ (вслед за автором) текстов Франко побуждать к чрезмерной детализации, до исчезновения целостности впечатления о сборке или произведение. Однако у опытного интерпретатора лирики Франко эти излишества исчезают, ведь речь идет о простое констатирование того или иного образа, а о сложной диалектике единств смыслов и структур произведения, которые образуют эстетическую целостность.
Избранный Николаем Ткачуком подход к освещению неповторимости художественного мира произведений Франко требовал глубокого проникновения в художественный мир произведений Франка, их смысловых кодов, символов, маркеров, актантив. Из этого исследователь прибегает к новейшим интерпретационных технологий, в частности к методологий французских структуралистов и поструктуралістів (вообще у нас редко кто использует труда французской школы структуралистов группы «Tel Quel»). He вызывает у нас сомнения производительность анализа на этой основе классических текстов Франка. Действительно, интересно, как М. Ткачук по-новому анализирует актантні модели циклов «Осенние думы», «Скорбні песни», «Ночные мысли», «Дума пролетария», «Excelsior» из сборника «С вершин и низин» Франка, основу которых определяет, по А. Греймасом, семантическая модель , в которой главную роль играют «действующие лица» - актанти. Исследователь уточняет термин: «актант - это инвариант, который в дискурсе произведения, в частности поэтического, всегда конкретизируется в лирических героях и их поступках». Подробно ученый прослеживает манифестации актантив в этих циклах. В частности, в поэзии «На суде», в семіосфері текста которой «разворачивается семантическая ось, на которой актант получает объект. Поскольку актер распознал основы антигуманного мира, то модалізований субъект позиционируется относительно положительной стороны оппозиции. У него нет никаких оман, никаких иллюзий - только суровая правда жизни». Таким образом лирический герой выполняет функцию манифестации положительного идеала, который представляется через нарративный акт персонажа. А вот в поэзии «Наемник» актант приобретает антропоморфного образа. Такое же явление исследователь заметил в стихотворении «Беркут», в котором образ беркута опять-таки антропоморфно обобщает царя-деспота, главного виновника бед народа. В другом месте книги автор замечает, что лирический субъект определяется сквозь призму множественных коннотаций, поэтому субъективная модальность актанта все-таки приобретает измерений художественного обобщения, направляет рецепцию произведения Франко. На наш взгляд, такие структуральні модели являются продуктивными, но и осложненными для широкого круга читателей. Правда, труд М. Ткачука рассчитана, прежде всего, на ученых. Следует подчеркнуть, что литературоведческие термины, заимствованные из работ современных западноевропейских теорий, исследователь употребляет органично, как термин «жанровая матрица», который активно уже усвоили украинские исследователи.
Сквозной доминантой монографии Николая Тка-чука является освещение сложной субъектной сферы лирики Франко. Известная теория Б. Кормана о четырехступенчатую субъектную организацию лирики Николая Некрасова: лирический герой, лирический персонаж, лирический рассказчик, багатосуб'єктна лирика, которую талантливо применила Валерия Смелянская, исследуя субъектную организацию стиля Тараса Шевченко (1981). Интерпретатор лирики Франко пошел другим путем. Он выяснил, что лирический герой в художественном мире поэта стремился вырваться от магического «Мы», быть неповторимым, стремясь к самоутверждению и свободы. Вследствие этого структуру и поэтику цель-текста лирики Франко определяет сложнее субъектная форма (по-немецки «Ausstrahlungtn des lens» (излучение - Я»), то есть «Я - випомінуване» и «Я - випромінувальне». Они образуют пространство, в котором все приобретает проекции сознания и подсознания лирического субъекта, излучением его внутреннего «Я». Бесспорно, анализ сборника «Увядшие листья» сквозь оптику такой сложной субъектной структуры способствовал исследователю по-новому прочитать «лирический роман», который мастерски Франко смоделировал в этой сборке.
На наш взгляд, раздел книги «Екзистенціал любви в модернистском дискурсе сборника «Увядшие листья» - один из самых интересных. Автор монографии посмотрел на эту знаковую сборник в контексте модернистских исканий художников Европы, привел интересные личные контакты украинского писателя с австрийскими модернистами в Вене в 1892 году. В частности, Франко с теоретиком модернизма Германом Баром обсуждал лирику Поля Верлена, о чем не забыл упомянуть в своем трактате «Из секретов поэтического творчества». Интересно, что о проблемах новейшего европейского искусства докторант Франко вел разговор в " венской кофейне «Zentral» с известными модернистами Артуром Шніцлером (кстати, его произведениями увлекался М. Коцюбинский), Рихардом-Мар Гофманом, Гуто фон Гофмансталем, Карлом Краусом и другими. Исследователь убедительно доказывает модерністськість Франко-лирика, который на своем пути органично синтезировал натуралистические захвата (особенно в «Тюремных сонетах»), реализм и модернистские веяния, в частности неоромантизм, импрессионизм, экспрессионизм.
Научная ценность рецензируемой работы М. П. Ткачука заключается в том, что ее автор очень глубоко исследует природу художественного мира Франко, идя «вслед за автором», т.е. от текста к тексту, от образа к образу, от мысли к мысли, от концепта к концепту, что дало ему возможность поставить и решить круг проблем, которые по-новому освещают творческую индивидуальность поэта, характер его лиризма, сложную субъектную структуру стихотворений поэта, их жанрово-тематическое богатство. С этой целью исследователь удачно применяет современный литературоведческий инструментарий, опираясь на методологию как украинских исследователей, так и зарубежных, что способствует проникновению в структуру текстов, вычленить характерные композиционно-смысловые концепты, заметить взаимосвязь всех компонентов произведения в их единстве и целостности, полифоническую субъект-объектную структуру. М. Ткачук использует некоторые лингвистические, структуралістичні и наратологічні термины, которые употребляются довольно органично и помогают исследователю проникнуть в «секреты поэтического творчества» И. Франко.
Заслуживает положительной оценки тот факт, что литературовед не замыкается только в семиотическом пространстве текстов Франка, а рассматривает их в широком інтертекстуальному поле украинской и европейской лирики суток, что способствует посмотреть на поэзию художника в новом свете, охарактеризовать его творчество как такой, что разворачивалось в той же парадигме эстетических исканий, которая была присуща поэзии европейских народов, то есть украинская поэзия в лице Франка не предназначалась для «домашнего обихода», а была лирикой европейской, плотно приблизила украинское поэтическое искусство к общечеловеческим вершин.
|
|
|