Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

«Планирование литературного образования школьников: технологическая концепция»
(Николаев, 2006) Отзыв на практико-оріентовану монографию Василия Шуляра

Ю. Бондаренко,

докторант Национального педагогического университета

им. М. П. Драгоманова



Одним из важных направлений подготовки будущих учителей литературы является формирование у них умения выстраивать системный проект литературного образования школьников, который реализуется на макро- ( школьный курс, учебный год, литературный раздел) и микроуровнях (монографическая или обзорная тема, урок). Этому вопросу и посвятил свое внимание доцент Николаевского государственного университета им. В. О. Сухомлинского Василий Иванович Шуляр.

Его практико-ориентированная монография отличается стройностью и последовательностью в решении обозначенной проблемы. Автор считает: технологизация процесса преподавания литературы - это тот путь, который ведет к созданию логически мотивированных и целостных систем педагогической деятельности. С таким утверждением следует согласиться. Оно является продуктивным для развития методики как научной отрасли и, главное, для профессиональной подготовки студентов-филологов.

Ведь каждый будущий учитель-словесник должен получить целый ряд конкретных умений, направленных на моделирование содержания литературного образования и форм ее осуществления. В. Шуляр пытается выяснить все ключевые моменты, необходимые для профессионального становления студентов филологического факультета. Композиционное строение его монографии направлена на поэтапное раскрытие как ключевых понятий, содержания, так и процессуального, алгоритмического обеспечения технологической модели преподавания предмета. Для этого она делится на четыре основные части.

Первая («Теоретические основы конструкторско-технологической деятельности словесника»), где развернуты теоретические разделы «Конструкторско-технологическая компетентность учителя литературы и ее сущность», «Содержание и структура конструкторско-технологической компетентности учителя-словесника», «Подготовка будущего словесника к конструкторско-технологической деятельности», насыщена необходимой информацией, которая раскрывает теоретическую сущность обозначенной проблемы. Автор предлагает осуществить переход от календарного к программно-тематического планирования. Для этого в основу деятельности словесника надо положить процесс педагогического целеобразования, который становится опорой в проектировании продуктивной деятельности на разных отрезках работы, начиная от отдельного урока и заканчивая моделью курса литературы. В результате каждый учитель должен прогнозировать «траекторию литературного развития ученика-читателя» и обеспечивать постепенный выход школьников на высшие ступени литературного образования.

Вторая и третья части («Проектно-конструкторская технология планирования литературного образования: от теории к практике», «Программно-тематический комплекс планирования изучения курса») посвящены практическим рекомендациям по решению поставленной задачи. Представленные разделы - «Продукты (средства) планирование литературного материала», «Проектно-конструкторская модель курса литературы», «Проектно-конструкторская модель изучения литературной темы», «Проектно-конструкторская модель урока литературы», «Форма, вид и условия тематической аттестации» - охватывают все направления, которые необходимо обеспечить словеснику с технологической точки зрения при формировании знаний и умений школьников, и насыщенные конкретными предложениями, проиллюстрированы процессом работы с различными учебными материалами. Здесь представлены как весь программно-тематический комплекс планирования изучения курса украинской литературы, так и отдельные этапы проектно-конструкторской деятельности: подготовительный, проектирования и конструирования, контроля и коррекции, оценки конечных продуктов. Они представлены концептуально, системно разработанном виде. В. Шуляр представляет своеобразную схему-пирамиду, которой подкрепляет многоуровневость педагогического целеобразования. Каждый ее ступень отражает необходимость установления четкой цели, начиная с конкретно-практического уровня в изучении учебного материала и доходя до более абстрактного образования, каким является идеальный образ «интеллигентного читателя» - конечная цель-результат всей работы словесника.

В четвертой части автор представляет «Краткий терминологический словарь-справочник», который необходим для более глубокого понимания сущности проблемы, а также для формирования профессиональной компетентности учителя-словесника. В. Шуляр раскрывает содержание ключевых понятий, делает необходимые терминологические пояснения.

В комплексе практико-ориентированная монография «Планирование литературного образования школьников: технологическая концепция» производит положительное впечатление. Она вмещает целый ряд важных моментов, от которых зависит профессиональная подготовка учителя литературы, и может найти, на наш взгляд, широкое использование в курсе методики преподавания литературы в педагогических учебных заведениях.