Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

«Урок литературы в условиях 12-летней школы: 5-9 классы»
Рецензия на практико-оріентовану монографию кандидата педагогических наук. И. Шуляра

Н. Волошина,

член-корреспондент АПН Украины,

доктор педагогических наук, профессор,

заместитель директора Института педагогики АПН Украины



Реформирование образовательной системы в Украине требует обеспечение ее научно-методическими наработками, которые помогут будущему учителю литературы, и учителю-практику реализовать поставленную перед ними цель и задачи.

Издание «Урок литературы в условиях 12-летней школы: 5-9 классы» Шуляра Василия Ивановича представлено как практико-ориентированная монография. Такой формат сегодня активно завоевывает свое место в России и Украине. Предложенный вариант, по нашему мнению, сочетает достижения педагогической науки, методики и практики с собственными моделями урока литературы в условиях 12-летней школы.

Автор четко структурирует предложенный материал 9 разделами, списком использованной литературы. Сразу отметим, что первый раздел является традиционным предисловием, поэтому выделять его не следует. Следующий (по авторским вариантом), второй раздел, дает анализ целому ряду понятий и представляет вариант классификации урока литературы в новых реалиях, которая является основательной и убедительной. Третий раздел «Проектно-конструкторская модель урока литературы и программа изучения литературной темы для ученика-читателя» по-новому раскрывает систему планировочной деятельности учителя-словесника и ученика-читателя. Автор впервые сделал попытку представить организацию сотрудничества субъектов процесса обучения на основе моделирования, проектирования и конструирования.

Следующие разделы (4-7) предметно и глубоко готовят педагога к обеспечению литературного образования школьников на технологической основе. Поэтому Шуляр В. И. разработал структуру назидательно-мотивационного урока литературы, предложил возможную его модель и смысловое наполнение, представил компетенции, которыми должен овладеть и учитель литературы, и ученик-читатель т.д.

Важными, по нашему убеждению, есть 8 и 9 разделы, которые способствуют самообразовательной деятельности учителя литературы и школьника и реализовываются как хрестоматия по методике литературы путем представления выписок из нормативных документов, методических рекомендаций и др., а также мощный библиографический указатель, с филологическими Интернет-ресурсами. Все это, конечно, будет способствовать компетентному росту субъектов литературного образования.

Считаем, что представленная монография «Урок литературы в условиях 12-летней школы: 5-9 классы» может быть рекомендована к печати с присвоением грифа Министерства образования и науки Украины.