Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Легенды и предания о диких птиц




Одним из самых уважаемых, так сказать, в Украине птиц является ласточка. Это - Божья птичка (Киевский уезд), она создана Богом из земли (Ушицкий и Латинский уезды). Благословил ее Господь за то, что, когда распинали Христа, ласточки воровали гвоздики (Проскуровский уезд). Если ласточка вьет под чьей-то крышей гнездо, то это предвещает счастье той семье (Старобельский и Литинский уезды). Разорять гнездо ласточки или драть их яички - грех: все лицо в винных всіється веснушками, подобно пятнышек на ласточкиных яичках (Литинский, Киевский и Старобельский уезды). Более того, ласточка, чтобы отомстить, попортит корову, для чего пролетит под коровой трижды - молоко покраснеет и станет так мало, что даже теленок пропадет с голоду (Старобельский и Новомос-ковський уезды). Кто разорит гнездо ласточки и убьет ее птенцов, у того она сожжет дом, принеся с поля огня (Харьковский и Старобельский уезды). Чтобы вывести с лица ласточкино рябинами (веснушки), нужно, как впервые весной увидишь ласточку, умыться молоком и втереться тем полотенцем, в котором носили святить пасху, - не только сойдет ласточкино рябинами, но и станешь білолицим (Старобельский уезд). Или когда впервые увидишь весной ласточку, надо трижды сказать: «Ласточка! Ласточка! На тебе веснушки, дай мне белянки!» (Подольская губерния). Некоторые, увидев впервые весной ласточку, берут из-под правой ноги земли и замечают, какого цвета случится в ней шерсть: такой масти и скотину надо держать (Старобельский уезд). Если ласточки внезапно улетают из какой-либо местности, то там следует непременно ожидать мора на людей (Литинский уезд).

Если ласточка «напаскудить» кому-то на голову, то голова у такого мужчины покроется шолудями (Литинский и Каневский уезды).

Осенью (в Латинском уезде 26 сентября по старому стилю) ласточки не улетают на теплые воды, в теплые края, а сцепное устройство с шаровыми устанавливаются лапками друг за друга, образуя длинную вереницу, и, за какую-то провинность, замерзают на целую зиму в воде. А ранней весной, когда тронется лед и согреется вода, они оживают и летают потом вплоть до Воздвижения. Не раз, якобы, вытаскивали зимой неводами цели вязки сцепленных друг с другом мерзлых ласточек (Киевский, Таращанский и некоторые другие уезды).

Естественное желание объяснить некоторые особенности внешнего вида ласточки и ее чисто идеальную семейственность породило особую довольно трогательную легенду о происхождении ласточек из пылко влюбленных друг в друга мужчины и женщины (Александровский уезд). Жили себе, говорят, мужчина и женщина. Муж однажды резал и испачкал руки кровью, а женщина в это время подошла и так вьется вокруг него. Мужчина взял ее за подбородок и ласково проговорил: «Ласточка ты моя!»- и при этом поцеловал. В ту же минуту они спурхнули и полетели ласточками. Вот поэтому то у ласточки и видно под горличком красненькую пятнышко.

Не меньшим уважением и любовью пользуется ласточка и у других народов. В Чехии и Германии она называется «птичкой Божией матери»: считают хорошим признаком, если ласточка влетит в окно. Разорить гнездо ласточки или убить ее - тяжкий грех (Германия и Италия). И как наказание за это, в коров того человека, что разорила гнездо, молоко вращается на кровь или же вовсе пропадает (Венгрия и Германия). Древние писатели свидетельствуют, что даже хищные птицы считают ласточку священной. В Арриана ласточка предупреждает Александра Македонского об опасности.

В Дагестане рассказывают, что богатыри основали аул Цудаха по такому поводу. Остановились они однажды на том месте на ночевку и воткнули флаг в землю возле своего очага. Проснувшись утром, богатыри увидели, что ласточки носят землю на конец копья, к которому было прикреплено знамя, чинят на нем свое гнездо. Ученые объяснили это как доброе знамение, и богатыри решили поселиться здесь.

Еще одна легенда. Когда-то на земле жил страшный змей, который питался кровью животных. Змей послал комара пробовать у животных кровь: язык у комара на то время был длиннее, чем теперь. Комар, попутешествовав по миру, сообщил змея, что самая сладкая кровь у лошади. Змей посылает его на поиски вторично. Через некоторое время комар прилетает и говорит, что человеческая кровь слаще кровь всех животных на свете. Не успел комар кончить речи, как к нему подлетела ласточка и оторвала у него язык, чтобы он не говорил на человека. Комар взлетел и запищал. Змей разгневался на ласточку и схватил ее за хвост. Ласточка вырвалась из рук змея, оставив в них середину хвоста, и остался у ласточки хвост навсегда в таком виде, в каком он есть сейчас.

Воробьи возникли из чертей, и вообще - воробьи проклята Господом птичка (Ушицкий и другие уезды). О происхождении их есть в Литинском уезде такая оригинальная ле-генда.«На Семена» (1 сентября по старому стилю) воробьи собираются в камыш, и черт меряет здесь на мерки-четве-рики. Насыплет мерку с верхом, и тогда «зчерпне»: сколько воробьев окажется более мерке, тех черт выпускает на волю, а которые остаются в мерке, тех он забирает себе (Киевская губерния и Литинский уезд). Именно собрание воробьев «на Семена» (примерно в это время воробьи собираются в довольно большие стаи) называется гороб'ячою советом.

Проклятие Богом воробьев тесно связывается с распятием Господа на Кресте. Об этом есть несколько довольно близких, в конце концов по основным своим мотивом, легенд. В Мариупольском уезде говорят, что когда распинали Христа, то воробьи кричали:«Жил! Жил! Жил!», тогда Христа начали мучить еще с большей жестокостью. За это Господь проклял их и не позволил им улетать в теплые края.

Осенью, когда бывают «кучки», тогда и воробьи летают также кущами. Зимой их много гибнет.

В селе Никольском рассказывают, что когда распяли Господа, то на крест его село двое воробьев - красный (красноголовый) и серый. Красный кричал: «Умер, умер!», а серый (обычный наш): «Жил, жил!». Тогда один из воинов ударил спасителя копьем в сторону. За это Господь проклял воробьев, не благословил их в пищу (хотя кое-кто и ест) и спутав их, чтобы они не ходили по земле, а прыгали.

В селе Бело-Куракиному того же уезда записан такой вариант этой легенды. Воробья проклят за то, что, когда распяли Христа, воробей все время кричал: «Жил, жил!». Разбойники вернулись и забили Господу железный гвоздь в самое сердце. В слободе Кризькій говорят, что воробьи, кроме того, приносили и железные гвозди, которыми прибивали к кресту Спасителя. Потому железными гвоздями «И Боже как грех» (очень грешно) сколачивать гробы, «клепу-ваты» иконы и крепить иконостасы.

Для каждого, надеемся, вполне понятно, что все такие легенды, основываясь на апокрифических сказаниях, одновременно воспользовались с тех звуков, которые чаще всего выдают воробьи, и которые действительно очень похожи на слово «жил».

Видя в воробьям порождение черта, считая их физическими, так сказать, виновниками крестных страданий и даже смерти Спасителя, народ относится к воробьям весьма враждебно. Дети беспощадно разоряют их гнезда, всячески издеваются над воробьев, и никто не останавливает их в этом.

Относительно соловья (настоящий, курский, разноголосый, степной), в проскуровском уезде твердят, будто у него совсем нет задней части - ее оторвал у соловья клещ. Вот почему соловей, боясь чтобы клещ не оторвал у него и еще чего-то, не спит и теперь целыми ночами и все время поет: «кум клещ».

О происхождении соловья находим в П.кулиша такую легенду-сказку. Одна девушка очень запала в сердце ужу. Да и сама влюбилась в него. Он и повез ее к себе во дворец. А у него дворец весь был из хрусталя. Стоял он под землей, в какой-то могиле, или что. Ну, конечно, старенькая мать поначалу убивалась за дочкой. Да и как, на самом деле, не убиваться ?.. А дочка - спізналася она там с ужом, не спізналася, но, как бы там не было, забеременела и, когда пришло время, разродилась близнецами - мальчиком и девочкой. Оба как из воска вылились в мать. А она из себя была такая красивая, словно цветок. Вот, когда Бог дал деток, она и говорит: «Как уже наши дети родились людьми, то мы их у людей и перехрестимо». Села в золотую карету, положила деток себе на колени и поехала в село к священнику. Еще карета не докатилась до сферы, а матери уже кто-то донес об этом. Старуха подняла шум на все село, схватила косу и к области. Видит дочь неминуемую смерть, и как запричитает к деткам, а потом и говорит: «Летайте же вы, мои детки, птичками по миру: ты сын, соловьем, а ты, доченька, кукушкой». Выпорхнули - соловей в правое, а зозуля в левое окошко кареты.

Карета, лошади и прочее все не знать, где и делись. Не стало и дочери, только более путем на том месте выросла глухая крапива.

О происхождении кукушки есть и более подробная легенда-сказка, которая в целом несколько напоминает только что описанную. Купались как-то в пруду девушки. Выходят из воды, и каждая стала брать свое платье, одна девушка - до своего платья, вплоть смотрит, а в него забрался уж. Лежит, свернувшись в клубок - никак не можно той девушке взять платье. Что тут будешь делать? Не во что ей одеться. Вдруг уж и говорит девушке: «Я вылезу, и только при условии, чтобы ты была моей, а то не отдам платье». Как тут за ужа замуж идти?! Стоит бедная девушка у воды: она стояла там до тех пор, пока череда пошла в село. Наконец, она взяла свое платье в ужа и говорит к нему: «Пойду за тебя, присылай сватов». Старосты не заставили себя долго ждать, девушка подала им полотенца, вот відгуло свадьбы. Мужчина не берет ее к себе домой, а говорит: «Поживем пока у твоего отца».

Долго ли, коротко ли так они жили только однажды муж заявляет ей, что пойдет на то самое место, где она купалась: «Пойду, - говорит он, - а когда очень уж засиджуся там, то придешь туда и крикнешь: ку-ку! ку-ку! ку-ку! Я сразу и приду к тебе. А теперь иди: надо со своими родными повидаться. Видишь, - говорит, - ты не захотела в моих родных жить, а мне без них грустно». Ушел. Нет его и нет. Пошла женщина на то место, где она когда-то купалась с подругами. Приходит и кричит: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Выплыл ее муж и зажили они снова вместе, как и раньше. Через какое-то там время муж снова собирается идти к своей родне, а жене приказывает вызвать его из воды, если он слишком засидится в своих. Тогда собрался и в третий раз навестил их. «И в этот раз меня так же будешь вызывать: придешь к воде и скажешь: «Ку-ку! Ку-ку!» Может случится, что теперь я и не выплывания к тебе. И когда сам не выплывания, то пришлю своего приятеля. Захочешь со мной увидеться, садись на него, когда он выплывет, - приятель этот и отвезет тебя к моим родным. Не бойся садиться на него: он мой искренний товарищ. Итак приди, молю тебя, до меня. А когда не приедешь, то не будешь мне за женщину и не вернешься уже к своим родным, а перекинешся на птицу».

Не захотела она ехать к вужаки, который был ее мужем, и сразу же перекинулся в птицу, улетела, и теперь «кукає».

В Литинском уезде' кукушку считают оборотнем княжны. Влюбившись в какого-то молодого человека, княжна долго скрывала любовь свою от отца, который почему-то ненавидел этого парня. Однажды влюбленные сидели где-то вместе, и княжна, в порыве нежного чувства, которое охватило ее, сказала своему избраннику своего сердца: «Ах ты, моя зозулько!» Отец княжны случайно услышал эти слова и в страшном гневе на дочь, сказал: «То же кукушкой!» Княжна в ту же минуту и перевернулась на зозулю.

В Ушицькому уезде говорят, что кукушка и чайка происходят от девушек, которые задумали было попугать спасителя. Спаситель, чтобы наказать их, изрек, чтобы одна из них кукала, а вторая кричала, пока свет солнца. В Александровском уезде кукушку считают перевернутой на птицу вдовой, через что юная и гнезда себе не вьет. Наконец есть еще верования, будто кукушка стала с женщины, которая убила своего мужа и была осуждена за то Богом не иметь пары и скитаться по лесам.

В Галичине кукушку считают девушкой, проклятой матерью и превращенным в птицу за то, что она, желая напугать мать, спряталась как-то за трубу и начала кувать. В той же Галичине записано вполне тождественную с ушицькою легендой рассказ о превращении на зозулю проклятой отцом княжны и очень переработанный вариант этой легенды, по которым на зозулю перевернулась княжна, проклятая матерью за то, что не захотела выйти замуж за богатого князя.

Легенды о том, что кукушка пошла с человека-мужа (у немцев) или женщины, и до сих пор живы в западноевропейских народов. Так, французы говорят, что у кукушки был отец - человек очень бедный; когда он через страшные лишения решил повеситься, зозуля бросилась искать его, а найдя, когда он повесился, очень тосковала. И теперь она не поет судьбы того времени, когда отец наложил на себя руки.

Из всех птиц кукушка является одним из найпророчіших. Сначала она была только хорошей предсказательницей как предвестница весны и лета - лучших пор года. При этом, значение доброй прорицательницы зозуля значительно иной степени выдержала в народной литературе, чем в украинской. А впрочем в Украине везде заведено в народе спрашивать кукушку, когда кто-то впервые услышит ее ковки, сколько лет он проживет, сколько раз кукушка прокричит, столько лет, предполагается, проживет тот, кто спрашивает. Когда кукушка кукует, то с волечка в нее в это время выпадает зернышками «ожерелье», которое она нанизывает на веточку (всем известные яичка гусеницы-кільцепряда). Если у того, кто впервые услышит ковка, оказываются в кармане деньги, то они не будут переводиться в него целый год. Вот почему некоторые весной завязывает шага (грош) в рубашку, чтобы всегда быть при деньгах.

Чаще в украинской народной поэзии - и несравненно реже в поэзии народов западноевропейских -- зозуля является злой прорицательницей. В украинских песнях о смерти казака его мать, сестра и возлюбленная, тоскуя, прилетают к нему на могилу зозуленьками. Кукование кукушки в запении уже заранее указывает на грустный смысл песни. За украинскими и польскими народным поверьям, крик кукушки в саду предвещает плохую погоду, а трехкратный над домом - смерть хозяина. Длительное ковка предвещает плохой год и болезни людей и скота.

О журавле в Литинском уезде говорят, будто он создан из земли, а в Луцком - будто журавли пошли из цыган, но как именно - неизвестно. Если увидишь журавлей впервые весной, когда они летят из теплых краев, то надо называть их веселиками, а не журавлями; кто назовет веселиками, поэтому будет целый год весело, а кто журавлями, то будет целый год расстраиваться.

Журавли строжайше соблюдают супружеской верности; они стаей собираются судить самку, которая провинилась, и беспощадно убивают ее своими клювами.

Сова - сыч, филин является в украинской народной поэзии найзловіснішими птицами. Такой репутации эти птицы пользуются не только в Украине, но и почти всех народов древнего и нового мира, как птицы ночные, хищные, отличающиеся к тому же відворотливою внешностью. Особенно это касается совы, которая стала символом всего темного, мрачного, как в физическом, так и в моральном смыслах.

За украинскими народными верованиями, совы и филины ушли из кошек, поэтому у них кошачьи головы, и крик их напоминает крик кошки. Появление совы и филина вблизи села наводит скуку и печаль на всех жильцов. Крик совы и филина на доме вообще предвещает пожар или смерть кого-то из членов семьи. И в Проскуровском уезде различают: если пугач зовет «вповів! вповів!», то в том доме родится ребенок; а если «похоронил! похоронил!» - то кто-то умрет.

Вороны (черный, большой), грачи и галки, что занимают такое видное место в устных поэтических произведениях и поверьях разных народов, украинскими легендами как-то слишком уже обойдены. В Старобельском уезде крука считают проклятым за то, что он вырыл в стоге Иисуса Христа, когда спаситель прятался. Черным цветом крука наказал Бог за то, что он не вернулся в ковчег Ноя.

В Проскуровском уезде он пользуется уважением и иногда служит прорицателем. Птенцов своих крук высиживает не позднее марта, пока нет еще муравьев, потому что мясо молодых кручат является для них особым лакомством. Говорят, что когда крук взял своих маленьких детишек, понес их к реке и посадил одного на берегу, а со вторым взлетел над рекой и спрашивает его: «будешь кормить меня хлебом? Если будешь кормить - перенесу». «Кормить, но своих детей», - отвечало кручатко. Тогда ворон бросил его в воду, а пташа, что сидело на берегу, именно утонуло.

Любовь грачей и ворон, галок до стадного жизнь породила в Украине верования, что в них есть общественный суд, причем иногда все они вместе убивают свою співчлена, который провинился.

Сорока создана чертом и служит ему за коня, потому застрелену сороку привязывают к потолку в конюшнях, уверены, что нечистая сила не будет на лошадях ездить, а вцепится за сороку. На Сорок Мучеников (9 марта по старому стилю) сорока кладет на гнездо сорок палочек, а на Похвалу Пресвятой богородицы (пятница пятой седмицы Великого поста) «похвастается яйцом» - знесеться. Крик сороки на доме или возле дома означает или то, что хозяина кто-то будет ругать, или он получит какую-то весть, или же будут гости.

Насчет дятла также есть перевод, записанный П. Кулешом, словно он был раньше человеком, а потом Бог так дал, что он перевернулся на птицу. А впрочем, есть и другой перевод. Будто дятел возник из земли, а из земли, то от самого Бога. Говорят, что если бы послушать ночью возле гнезда дятла, то можно было бы отчетливо услышать, как он стонет: это у дятла голова болит от того, что он целыми днями без устали долбит дерево.

Если дятел стучит в рог чьего-то дома, то это - предвестие смерти. Это поверье, известное и у галичан, относится к глубокой древности, когда дятел считался зловещим птицей.