Статья
Нечуй-Левицкий Иван
Певец жизни народного Сценарий литературного вечера, посвященного 169-й годовщине со дня рождения И. С. Нечуя-Левицкого
Н. Підгреб'я,
учитель украинского языка и литературы;
И. Пешко,
методист Залещицкого РМК
Тернопольская обл.
По-праздничному украшена сцена: портрет И. С. Нечуя-Левицкого, над ним большими цифрами - 169, наискось к портрету прикреплен вышитые полотенца; в большом весе букет из свежих или высушенных цветов, колосьев, трав или веток хвои.
Учитель-словесник. Дорогие дети, уважаемые коллеги и гости! 25 ноября прогрессивное человечество мира будет отмечать 169-ю годовщину со дня рождения славного представителя украинской культуры, писателя-демократа, великого гуманиста Ивана Семеновича Нечуя-Левицкого. Имя украинского Бальзака, как назвал прозаика академик Беленький, стало общеизвестным. Всю свою жизнь он отстаивал интересы своего угнетенного народа, болея за родной язык, широкую культуру, человеческое достоинство. Писатель всегда стремился помочь покривдженим, защитить их. Поэтому он стал близок людям разных стран и народов.
Сегодняшний литературный вечер - дань памяти великому мастеру слова, что полвека плодотворно работал на ниве украинского писательства.
На сцену выходят шесть учеников и, разделившись на три группы по двое, становятся на сцене полукругом. Тихо звучит мелодия песни «Стоит гора високая» на слова Л. И. Глебова.
1 ученик. Надросянське поселок Стеблев... Там, где «река Рось... поворачивает на восток солнца, ударившись о высокую, ровную, как стена, скалу», на горе стоял дом Семена Степановича Левицкого, в которой 25 ноября 1838 года родился будущий писатель. «Я, - писал он позже, - брат и сестра малыми спали в кухне на полу рядом со своей няней, бабушкой Матреной... В кухне девчонки и пели за работой, и я научился всех песен, которые они пели, потому что сам очень любил песни».
Украинскую народную песню не раз слышал Иван из уст матери Анны Лук'янівни Трезвинської - женщины веселой, «говорящей и поющей», на руках которой «было все хозяйство на дворе и в поле». Баба же Мотря часто рассказывала детям сказки, которых знала великое множество.
2 ученик. Отец писателя Семен Степанович Левицкий, сельский священник, был человеком прогрессивным, интересовался историей, собирал образцы фольклора. Чтобы дать образование крестьянским детям, он открыл для них школу с украинским языком обучения. И местный шляхтич велел ту школу закрыть: «Как вы изучите мужиков читать, то пойдете вы, пойду и я на поле делать...» как-То, уезжая с Иваном через лес в Корсунь, отец рассказал ему о героической битве казаков Хмельницкого с польской шляхтой, о мужественного предводителя повстанцев Северина Наливайко.
3 ученик. Отец научил Ивана читать и писать, мамин брат за два года подготовил его к обучению в Богуславском бурсе, куда он попал восьмилетним мальчиком и с которой вынес невеселые воспоминания. Инспектор-самодур Страхов хлестал бурсаков розгами. «Он в субботу после уроков вызвал провинившихся в широкий коридор, ставил их рядышком, брал лозу в цензора и сам «давал сваи» по ладоням мучеников не тонким концом лозы, а толстым, Чтобы было больнее... меньшие школьники кричали на все горло. Весь долгий строка заливался слезами. Остальные мучеников по одчинених классах слушала те крики...», - вспоминал позже писатель.
К счастью, в бурсе были и хорошие педагоги: Черняк, Креховський, Лихнякевич. На уроках пения мальчики вместе с учителем Черняком удовольствием пели, «языков весной девушки на улице вечером». Может, именно на этих уроках зародилась у Нечуя-Левицкого любовь к музыке. Учился будущий писатель хорошо.
4 ученик. (На фоне мелодии песни «Стоит гора високая»).
Сердце парня покоился, когда оказывался среди волшебной природы Надросся.»... Рось тихо течет зеленой водой между высокими каменными стенами, которые еще немного кое-где аж понахилялись, как будто заглядывают в воду, несмотря на свой ясный лежит блеск, то серый, то красный, то светло-зеленый от зеленого, как бархат, мягкого мха, которым покрыты каменные стены, словно дорогими коврами... Разлилась Рось рукавами и рукавчиками между зелеными островками, рассыпалась по камням, переливая белую волну с камня на камень, то выгибая воду, как будто шею лебединую, то разбивая ее белыми каплями в белой, легкой, как пух, пене».
Живописанию родных пейзажей писатель посвятил немало страниц своих произведений.
5 ученик. Четырнадцатилетним парнем приехал Иван Семенович в Киев, чтобы продолжить образование в духовной семинарии. Город поразил его не столько чудесами, о которых наслушался от сельских женщин-прочанок, сколько своим величием, красотой могучего Днепра.
Жил вместе с тремя братьями на Подоле. На собственные сбережения покупал светские книги: Сервантеса, Шатобриана, Данте. И больше всего зачитывался «Кобзарем» Шевченко.
На последнем курсе семинарии Нечуй-Левицкий тяжело переболел, окончил ее совсем обессиленным. Год пробыл у отца, а год учительствовал в Богуславском духовном училище. Самостоятельно изучал немецкий язык.
6 ученик. В 1861 году Иван Левицкий стал студентом Киевской духовной академии. Знания пополнял с помощью самообразования, выписывал вскладчину с товарищами прогрессивные издания. Именно тогда он прочитал произведения Белинского, Добролюбова, Писарева, роман Тургенева «Отцы и дети», о котором студенты академии, собираясь по вечерам, спорили так, что «аж ляски шли по стенам».
В Киеве Иван Семенович начал литературное творчество. В автобиографии он отмечает, что таился со своими повестями даже от товарищей и от отца, ибо писать на языке его народа было запрещено.
1 ученик. Окончив духовную академию и получив звание магистра богословия, Нечуй-Левицкий нарушает семейную традицию - решительно отказывается от духовной карьеры и становится преподавателем русской словесности в Полтавской духовной семинарии. В Полтаве была написана повесть «Две московки», напечатанная в 1868 году во Львове и подписанная псевдонимом Нечуй.
С 1866 года писатель преподает в светских заведениях: гимназиях Калиша, Седлеця и Кишинева, одновременно занимаясь литературной работой. Как мастер художественного слова, Нечуй-Левицкий рос на лучших образцах украинской и зарубежной литератур.
2 ученик. Годы работы в Кишиневе стали периодом наивысшего творческого подъема писателя Ивана Нечуя. 1848 года завершена повесть «Николай Джеря», которую Франко называл «историей всего украинского крестьянства в тоту тяжелую эпоху». Кто из нас не помнит способного, трудолюбивого, нежного с Нимидорою и беспощадного с господами и их приспешниками Николая, что не может смириться с положением раба. Вспомним, как молодой и красивый парень, увидев возле колодца в берегу красивую незнакомую девушку, которая брала воду, ищет встречи с ней, лелея надежду на счастье. Помните тот погожий летний день, когда Николай с Нимидорою жали рожь на барском лану? Присмотритесь, каким он был тогда.
Ведущие становятся сбоку. Льется тихая музыка из «Времен года» Чайковского - «Лето», пение жаворонка или мелодия украинской народной песни «Ой чей то конь стоит». Вытирая пот со лба, на сцену выходят Николай с Нимидорою. Николай в полотняной рубашке, Нимидора в запаске и ріденько вышитой рубашке, две косы обвивают голову, в косах - красные ягоды калины с листьями, в руках у них серпы. Николай бросает наземь мешок.
Николай (садясь, жестом приглашает присесть Нимидору). А я тебя вчера видел в берегу. Ты откуда пришла в Вербівку?
Нимидора (уныло). Я родом с поселка Скрипчинців. Моя мать умерла и оставила меня маленькой. Я жила у дяди, пока подросла. Тетя была ко мне очень лютая. Она своих детей очень жалела, давала им гостинцы, а меня все обходила. (Вздыхая). Никогда я не носил новой одежды, никогда я не имела новых кісників, новой спідничини, латанная рубашка все было светится на моих плечах. Если бы была жива моя мать, она бы меня произвела, и гостинца мне принесла бы, и вышила бы мне цветками рубашку... (Помолчав). Подросла я, меня один человек нанял за няню за три копы грошей и рубашку на год. Господи! Как я помордувалась с его малыми детьми, чуть не підвередилась ними. Чужие дети бегают, купаются, а мне нельзя и одступать ед детей.
Стала я телкой и нанялась у одного богатого человека. От утра до вечера работа и работа, а придет ночь, упадешь на голую скамью и уснешь, как мертвая...
Николай. Какая ты, девушка, несчастная. Хорошо же тебе, Нимидоро, теперь у Арбузов?
Нимидора. Где уже оно будет хорошо в наймах! Арбуз добрый человек, но зато Кавуниха очень бедствий, грызет меня, как ржавчина железо.
Николай. Или выйдешь в субботу на улицу?
Нимидора. Рада бы выйти, и Кавуниха не пустит.
Николай. И ты не спрашивай ее, хоть спектаклей окно, а на улицу выходи.
Нимидора. Может, и выйду...увижу...
Николай. Пойдем, Нимидоро, я помогу тебе дожать копу. (Николай и Нимидора встают и, взглянув на солнце, покидают сцену).
Учений. Ласковое слово парня, его искренность, доброта и красота вызывают в сердце девушки глубокое и верное чувство любви к нему. На короткое время им улыбнулось счастье: они поженились. И уже на следующий день вся семья Джерри была на барщине. А когда во время жатвы Николай, отбыв барскую повинность, подвел людей и сам вышел на свое поле, чтобы спасать рожь, нагайка есаулы и резки напомнили всем, что они невольники. У Николая «запеклося сердце», а в душе зашевелилась мысль отомстить за себя, за отца, за Нимидору. Вместе с товарищами он расправился с есаулом, и господин решит отдать непокорных крестьян в москали. Пришлось им спасаться бегством. Об ярмо крепостничества разбивается счастье Нимидори и Николая; прощаясь, они сердцем чувствуют, что расстаются навеки.
Ведущий выходит за сцену. На сцене появляется Нимидора, садится у стола и прядет. Заходит Николай, садится на край стола и не сводит с Нимидори глаз. Сидит мрачный и расстроенный.
Нимидора. Почему это ты, Николай, не раздеваешься?
Николай (очень тихо и подавленно). Бросай, Нимидоро, прясть. Иди сядь возле меня, я что-то тебе должен говорить. (Нимидора кладет гребень и садится около него).
Скажу тебе, мое сердце, что на душе имею: я тебя, молодую, этого вечера покинут думаю. Я задумал этой ночью убегать из деревни с Арбузом и еще с четырьмя мужчинами. (Нимидора побледнела; сидит, как неживая.)
Не бойся, Нимидоро, и не журись. Господин хочет нас оддать в москали. А мы тем временем сбежим на сахарную. Пребудем это трудное время и снова вернемся.
Нимидора (истошно вскрикнув). Ой, не бросай меня, мое сердце, ибо я пропаду.
Николай. Цыц! Не плачь и не скорби! Ты збудиш мать: вы наделаете шуму, тогда я пропащий. (Нимидора привстает со скамьи и снова падает, словно неживая).
Я не тебя навеки покидаю; я заработаю денег и вновь возвращусь.
Нимидора (простогнавши). Когда покидаешь меня, то хотя бы ты покинул хлеб есть и воду пить!
Николай (обнимая Нимидору). Не проклинай меня, и не ругай, и не плачь! Ты думаешь, мне легко тебя покидать? Судьба моя. Счастье мое!
Нимидора (громко плача). Что же я буду в божьем мире действовать сама с маленьким ребенком?
Николай. Не плачь, Нимидоро! У меня сердце запеклось и без твоих слез... Найди мне рубашки. Найди пищу, да и будь здорова!
Нимидора (причитая). Пропащая я навеки! Боже милосердный! За что же ты нас так тяжко караешь? Когда же тебя дожидать домой?
Николай. «Тогда жди меня в гости, как вырастет трава на помосте». А ты не ломай рук, не ломай глаз и ухаживай мать и ребенка.
Нимидора. Не уходи! Переночуй хоть одну ніченьку дома!
Николай. Нельзя. Меня ждут люди. Завтра меня убьют в кандалы, тогда я пропащий навеки.
Нимидора. Пусть все наши слезы упали на того, кто нас разлучает! Лучше бы я была маленькой пропала, лучше бы поневірялась навеки в наймах, чем должен терпеть такое горе! (Начинает искать рубашки в ящики и складывать их в мешок. Николай одевается в кожух, одевает шапку и выходит из дома. Нимидора - за ним.)
4 ученик. Беглецы, поджег скирды барского хлеба, путешествуют на сахарную, но бурлачестве на заводах не лучше барщину. Николай и те, кто выжил, бегут в степи, к берегам Черного моря. Золотая воля повеяла на них своим крылом, и разве могут они испытывать счастье без своих родителей, жен, детей. Да и атаман рыбаков Иван Ковбаненко не лучше господина Бжозовськоо или Бродовского. Через 20 лет нашел крепостник беглецов и подал на них в суд. От Сибири бурлак спасает отмены крепостного права. Умирает, не дождавшись мужа, верная Нимидора; дочь Любка, уже замужем, не узнает отца. Господа изуродовала его жизнь, и он борется с ним, пока живет.
5 ученик. Нечуй-Левицкий глубоко знал быт украинского крестьянства, его обычаи, трудолюбие, любовь к юмору, и однако не хотел он обходить и темных сторон его бытия. Писатель с ними борется остроумным и острым словом.
Сейчас просят выслушать их две хорошие знакомые писателя, только поставить их рядом не рискнул и сам Иван Семенович, так и мы послушаем их по очереди.
На сцену выходит баба Параска.
Баба Параска. Ой, люди добрые! Что мне на свете божьем делает?
Нельзя за злыми соседями на селе вдержатись. Хоть сейчас спродуйся, пакуйся - и вибирайсь на кубанские степи! Но никто мне не допек до живых печенок, как и зловредная баба Палажка Солов'їха. Так уже ее обхожу десятой улицей; так же зацепит!
Раз мой рябой поросенок залез в Соловушек огород, а меня тогда, на беду, не было дома. Прихожу я домой - смотрю, а мой поросенок висит на плетне, привязанный за задние ноги, и ракотицями карабкается об хворост. Я - в его, а Солов'їха уже и выбежала из дома на порог. Как разинет рот, как покажет железные зубы!
И сякая-такая, хоть твое поросенок волки съели, и хоть ты вечера не дождалась, как твой поросенок поел мой лук.
А бей тебя сила божья! Еще не слышала, одколи на свете, чтобы свиньи лук ели! Глянула я на свой огород, а моей лука - когда бы тебе стебель: чисто всю выбрала Солов'їха... Я бросилась к ней, а она стоит на пороге и шипит, как змея: «Не підступай, ибо голову провалю кочергой, да и в Сибирь пойду: и я пропаду, но и ты пропадешь!»
Нельзя мне с Солов'їхою на одном углу жить! ... Вот пойду, нападения на своего Емелю - пусть продает волы, землю и дом, потому что дальше не выдержу...
Баба Параска выходит, на сцене - баба Палажка.
Баба Параска. Люди добрые! Что мне на свете Божьем делает! Нельзя мне за бабу Параску... на свете жить: набріхує на меня, судит меня по деревне и по хуторам; как бешеная собака бегает по дворам, по домам и придумывает на меня такое, что кучи не держится. Я сякая и такая, и носатая, и губастая, и горлата, и задрипана, и лысая, еще и ведьма! Я молюсь богу, а Параска врет по деревне, что я делаю чары. Приду к колодцу, стану на колени и кладу поклоны на четыре углы. А Параска плещет общине, что я якобы ведьма, кругом колодца лазила на коленях, еще и била лбом поклоны в колючки.
Как выйду из церкви, ударю перед порогом поклона и дверь поцелую, а выйду на кладбище, то и стену против престола поцелую. А Параска всем врет, что я ведьма, потому что замки в церкви целую! Оклеветала меня на все село, а теперь... соседи сделали новые двери в сараях, еще и замки запирают на ночь. Вот такой позор на старость...
Нельзя мне через Параску дольше на свете жить... Благословите мне лютой смертью умереть!
6 ученик. Ссорятся баба Параска и баба Палажка, никогда не бывает мира и в семье Омелька Кайдаша - главы рода в повести « Кайдашева семья». Произведение было опубликовано в 1879 году. Присмотримся к мужской половины семьи Емелю. Чем живут, о чем мечтают?
На сцену выходят Карп с Лаврином. Лаврентий проворно сучит лопатой по земле. Карп едва владеет руками, морщит лоб, как будто сердится. Веселый, шутливый меньший брат хочет говорить; старший нехотя бросает ему по несколько слов.
Лаврин. Карпе! А кого ты будешь сватать? Ведь перед Семеном тебя отец, пожалуй, женится на разведенной, тот.
Карп (нехотя отвечает). Посватаю, кого случится.
Лаврин. Сватай, Карпе, Палажку. Лучшей ед Пелагеи нет на все Семигори.
Карп {мрачно). То сватай, как тебе надо.
Лаврин (мечтательно). Если бы на меня, то я бы сватал Палажку. В Пелагеи брови, как шнурочки; моргнет, будто огнем сипне. Одна бровь стоит вола, второй брови и цены нет. А что уже хорошая! Как нарисованная!
Карпо. В Пелагеи глаза навыкате, как у лягушки, а состояние кривой, как у бабы.
Лаврин. То сватай Хіврю. Хивря складная, как писанка.
Карпо. И уже складная! Ходит так легонько, словно в ступе горох толчет, а как говорит, то носом свистит.
Лаврин. То сватай Вівдю. Чем же Вівдя некрасивая? Говорит тонісінько, словно свирель играет, а тихая, как ягниця.
Карпо. Тихая, как телка. А я люблю, чтобы девушка была немного бриклива, чтобы имела сердце с перцем.
Лаврин. То бери Химку, Эта как брикне, то и перекинешся.
Карпо. Когда в Химки глаза, как у совы, а своим курносым носом она слышит, как в небе блины пекут. А как ходит, то как будто решетом горох точит, такие выкрутасы выделывает...
(Карп прикинул такое словечко, что отец перестал строгать и начал прислушиваться. Он взглянул на сыновей через хворостяну стену. Сыновья стояли без дела и болтали, поспиравшись на лопаты. Кайдаш вскочил со скамейки и выбежал со стругом в руке.)
Кайдаш (сварливо). А чего это вы встали и руки свернули. Да еще и несете бог знает что? То можно в следующую пятницу гадит языки? Вы знаете, кто сегодня попостить целый день, тот никогда не будет утопать в воде и не умрет внезапной смертью.
Карпо. В Семигорах негде утопится, потому что в ставках старой жабе по колено.
Кайдаш. Говори, дурак! Нет где утопится. Как бог даст, то и в луже утонешь.
Карп (сердито). Разве из корчмы уходя...
Кайдаш. Ты, Карпе, никогда не вдержиш языка! Все допікаєш мне горькими словами...
(Кайдаш, плюнув, уходит за сцену. А ребята, немного помолчав, начинают говорить сначала тихо, а потом все громче и громче)
Лаврин (тихо). Карпе! Скажи, кого ты будешь сватать?
Карп (тихо). Ао! Одчепись от меня!
Лаврин. Сватай Елену Головківну. Елена круглая, как луковица, полнолицая, как полная луна; у нее щеки, словно яблоки, зубы, как белая репа, коса, как праник, сама девка здоровая, как тур: как идет, то под ней аж земля трясется.
Карпо. Красивая... мордой хоть крыс бей...
Лаврин. Ну, то сватай Одарку Ходаківну: эта тонкая, как камышинка, гибкая станом, как тополь; личико маленькое и тоненькое, словно шелковая нить. С маленького личика хоть воды напейся, а сама пышная, как в саду вишня, а тихая, как вода в колодце.
(Старый Кайдаш аж сплюнул набок).
Карпо. Уже и нашел красавицу! И в нее лицо, как щепка, состояние, как будто копыстка, руки, как кочерги, сама как доска, а как идет, то аж кости тарахтят.
Лаврин (смеясь). Но ты и капризный! Когда я буду выбирать себе девушку, то возьму хорошую, как цветочек, красную, как калина в лузі, а тихую, как тихое лето.
Карпо. Мне чтобы была рабочая и проворная, и чтобы была немного куслива, как мухи в спасовку.
Лаврин. То бери Мотрю, Довбишеву старшую дочь. Мотря и красивая, и немного бриклива, и у нее сердце с перцем.
(Карп задумался, оперся на лопату и смотрел вдаль).
Карпе! Чего это ты вытаращил глаза на яблоню, словно корова на новые ворота? Ходи уже до работы.
1 ученик. Старые Кайдаш и Кайдашиха, их сыновья - суровый Карп и оживленный, веселый Лаврин, их невестки - гордая, «с перцем», Мотря и тихая, мечтательная Мелашка втянуты в бесконечные ссоры в борьбе за имущество за нужды, малоземелье, темноту. Вражда перерастает в длительную войну между двумя семьями. Заглянем во двор Кайдашей, там снова собирается гроза.
Сцену наискось разделяет на две половины высокий плетень. На заднем плане видны окна дома. После слов ведущего на сцене с обеих сторон забора появляются почти все действующие лица.
Ведущий (торжественно, но с оттенком иронии). То не черная туча из синего моря наступала.... То выступала Мотря с Карпом из-за своего дома к забору! (Слева появляются Матрена, Карп и Василько). И не сизая туча над дубравой вставала, то приближалась к забору старая видроока Кайдашиха, а за ней выбежала из дома Мелашка с Лаврином, а за ними выбежали дети!
(Дело выходят Кайдашиха, Мелашка, Лаврентий и Петрик... Две семьи, как две черные тучи, приближаются одна к другой грустно и уныло).
Мотря. Зачем вы одв'язали нашего коня и заперли в свой хлев? (С криком). Не святые же пришли с неба и одв'язали его!
Кайдашиха. Одчепись, сатана, кто его одв'язував! То твои дети ездили по двору и пустили его.
Василько. То, мама, баба одв'язали коня и пустили по двору!
Петрик. Нет, баба! То Василий отвязал и ездил, пока не уронил его, а конь как задрал задние ноги и прыг в наш огород.
Кайдашиха. Вон глянь, сука, на плетень! Это твой конь свалил. Заплати три рубля и оддай нашего кабана, тогда возьмешь своего коня.
Мотря. Как то? За своего гнилого кабана и вы приняли нашего коня!
Мелашка (из-за бабьих плеч).То ваш конь гнилой и червивый, а не наш кабан!
Мотря. Еще и обзывается! Молчала бы уже и не гавкала!
Мелашка. Принеси только три рубля, а нет, то пойду в волость тебя позивати.
Мотря. Еще и она пойдет в волость! Утри сначала віскривого носа и тогда пойдешь в волость.
Кайдашиха. Не ругайся, я тебе в глаза плюну!
Сосед (выглянув из-за забора в глубине сцены). Да ладно вам ругаться!
Матрена (к соседу). Да это же те підтикані, задрипані Балаші. Разве вы их не знаете?..
Кайдашиха (перебивает). Да это же те ироду Довбыше! Разве вы их не знаете? Это же она того волчьего завода с чортячими хвостами!..
Мотря. Да это же те каторжные Балаші! Это же те біївські лоботрясы, что старцев водят по ярмаркам! Он завязалась, как на Пасху, а отец ходит по селу с сумой!
Мелашка. Врешь, врешь, как старая собака! Да и врать толком не умеешь! У тебя и до того ума и таланта нет.
Матрена (взявшись за кол из плетня). У тебя уже ума, как в дырявом горшке, столько, как у твоей свекрови!
Кайдашиха (бросилась к забору так, что Матрена одступила). Что я тебе виновата, что ты меня потріпуєш?
Карп (в том же высоком тоне). Отдайте мне лошадь, потому как не оддасте, то я и сам возьму!
Лаврин. Ба не возьмешь! Оддай первое кабана да еще и доплаты.
Карпо. А завіщо я буду тебе платить? Твои свиньи скачут в мой огород, а моя лошадь попала в твой! Оддай коня, потому что пойду с дубиной одпирати хлев.
Лаврин. Ба не отдам! Обо мне иди в волость позивати.
Карп (бросившись к забору, схватил мать за плечи и затрусив). Нате, ешьте меня, или я вас съем!
Мотря. По спине перхоти ее! Выколи палкой ей второй глаз!..
Кайдашиха (не своим голосом). Караул! Спасайте!
Лаврентий с Мелашкою бросились к Карпа защищать мать. Поднялся шум, крик.
Ведущий. Смех писателя часто сочетается в повести с грустью, сочувствием к тружеников-крестьян. За глупые поступки Кайдашей проглядывает трагедия всех безземельных крестьян.
На сцену выходят четыре ученика.
1 ученик. Страдания крестьянской бедноты, что идет работать на фабрики и промыслы, показывает писатель в повести «Бурлачка». Молодая красивая сельская девушка Василиса, оставленное господином, становится матерью-одиночкой и идет на фабрику. Подавлена тяжелым трудом, нуждой, начинает пить и гулять. К жизни ее возвращает своей любовью образованный рабочий Мхалчевський. Писатель разоблачает в произведении виновников народного бедствия.
2 ученик. Безнравственность, лицемерие, карьеризм духовенства осуждает Нечуй-Левицкий в произведениях «Ста-росвітські батюшки и матушки», «Афонский проходимец». Жизни украинской интеллигенции писатель посвятил роман «Облака», а в пьесах «На Кожемяках», «Голодному и опята - мясо» показал нравы и обычаи мещан, мелких торговцев и чиновников.
3 ученик. Иван Яковлевич Франко, который посетил Нечуя-Левицкого в Киеве, писал, что «Нечуй принадлежит к тем счастливым талантов, которые быстро приобретают себе видное место в литературе и надолго на нем остаються.
Творчество талантливого певца народной жизни имела значительное влияние на дальнейшее развитие литературы в Украине, в частности, на появление социальных романов Панаса Мирного, повестей Ивана Франко и Михаила Коцюбинского.
4 ученик. Иван Семенович Нечуй-Левицкий видел будущую Украину « со своим добрым и гордым народом, без всякого ярма на шее, со своим языком в литературе, со своей наукой и поэзией... Как тот чудесный сон, видел он такой Украину».
Этот сон постепенно начинает становиться действительностью. В Украине глубоко чтят слово великого прозаика, его память. В городке Стеблеве Корсунь-Шевченковского района открыт литературно-мемориальный музей писателя, сооружен ему памятник. Многотысячными тиражами на русском языке, языках других народов издаются его произведения. Слава певца жизни народного бессмертна.
|
|