|
С. Ленская,
кандидат филологических наук
Полтава
Программой по украинской литературе для общеобразовательных учреждений под ред. Г. Мовчан (2005) предусмотрено изучение повести М. Коцюбинского «Дорогой ценой». Познакомить восьмиклассников с сюжетом и образной системой произведения отводится 3 урока. Один из вариантов планирования распределения учебного времени может быть такой:
1 урок. «Случилось это в тридцатых годах прошлого века...»
(Место повести в творчестве м. Коцюбинского. Историческая основа произведения. Приключенческий, романтический сюжет.)
2 урок. Красота и сила любви Остапа и Соломии.
3 урок. Проблема свободы человека. Художественное своеобразие повести.
Творчество м. Коцюбинского, блестящего писателя-реалиста и талантливого основателя модернистского искусства, занимает одно из ведущих мест в украинской литературе конца XIX - начала XX века. Пути неороматичної и импрессионистической традиции, основанной Коцюбинским, продолжили М. Волновой и Г. Косынка. Своим духовным учителем считал автора «Intermezzo» и П. Тычина.
В творчестве Коцюбинского повесть «Доро-гой ценой», написанная в 1901 году (опубликована в 1902 году), занимает особое место. Прежде всего она отличается исторической тематикой, в то время, когда писатель избирал объектом художественного осмысления острые и болезненные проблемы современности. Именно в начале 1900-х годов мировоззрение и художественный стиль художника эволюционирует до модернизма («Цвет яблони»), проявляя признаки импрессионизма. И обращение к исторической тематике, изображение сильных волевых характеров, духовной красоты героев, исключительность обстоятельств, проблема необходимости личной свободы - все это относит повесть «Дорогой ценой» до лучших образцов неоромантической искусства.
К героическому прошлому Украины Коцюбинский обращается еще в очерке «На крыльях песни». Сохранились воспоминания современников, которые свидетельствуют о намерении написания повестей о Устима Кармелюка и Олексу Довбуша, но преждевременная смерть художника стала на пути осуществления этих планов.
Призыв к освобождению человека от любых оков, от социального, национального, духовного гнета, стремление к раскрепощению человека прозвучали сильно и страстно, не оставляя равнодушными читателей. Шведский славист А. Енсен, называя «Дорогой ценой» жемчужиной украинской беллетристики, подчеркнул, что «рассказы глубоко проникает в душу украинского народа, хорошо знает его образ жизни и характер» [6, с.115].
Историческая основа соч. Экспозиция повести указывает, что события происходили «в тридцатых годах прошлого века». Начало XIX в. был действительно отмечен высоким подъемом антикрепостнического движения. Эта борьба приобретала разные формы: сожжение усадеб помещиков, физической расправы над господами, отказа от работы, порча орудий труда. Угроза жестокой и немилосердной казни заставляла повстанцев бежать на Дон и в Причерноморье. Так, например, только в Киевской губернии на начало 1816 года насчитывалось 25 тысяч крестьян-беглецов. Правительство прилагало немалые усилия, чтобы вернуть крепостных их господами. Беглецов ждала наказание шпицрутенами, а тех, кто выживал, отправляли на каторгу в Сибирь. События, отраженные в повести «Дорогой ценой», относятся примерно к 1834-1836 годов, когда была ликвидирована Задунайская Сечь. В этот период значительно усилились преследования беглецов за Дунай и в Бессарабию: «На свободных землях были организованы на беглецов лови, настоящие облавы, как на волка или медведя. По всей Бессарабии гоняли дозорные, выслеживая везде по рвам, стогах сена, камышах болотных рек збіджених, змордованих людей. На юге Бессарабии, от быстрого Прута, по левом стороне Дуная, аж до моря стояло на страже войско и заслоняло волю... Голову беглеца оценено. За каждого пойманного прибрежные казаки получали плату» [4, с.24].
И обстоятельства, в которых жил и боролся за свою свободу и достоинство главный герой повести Остап Мандрыка, накладываются на события, о которых он слышал от столетнего деда, - о Колиивщина (1768). «Еще недавно, умывшись в Умани собственной кровью и набросав в Кодне стожок гайдамацких голов, господин смаковал победу, бдительно защищая свои права на живой рабочий инвентарь - холопа. Хлоп протестовал, хлоп убегал на свободные земли, спасаясь, как мог, от барщины...»[4, с.24]. После подавления восстания польская шляхта жестоко расправилась в небольшом городке Кодне с гайдамаками: было казнено около трех тысяч повстанцев. Гайдамацкое движение, о котором со страхом и ненавистью вспоминает господин Остапа, мощной волной социального и национального подъема прокатился Украиной в середине XVIII века. Его герои - Максим Железняк, Иван Гонта - опоетизовані в песнях и думах. их мученическая смерть вдохновляла на продолжение борьбы. Именно поэтому Остап в начале повести вспоминает, как в детстве мечтал влиться в отряды гайдамаков. Таким образом раскрывается название произведения: украинское крестьянство готово было заплатить дорогую цену за желанную и выстраданную свободу. (Среди вариантов заголовка были такие: «На волю», «Дорога воля», «Из неволи», «Воля», «За дорогую цену»). Как видим, в большинстве вариантов сохранялось ключевое слово «воля», но окончательное название акцентирует внимание на тех испытаниях и потерях, которые вели к осуществлению вековечной мечты.
«То не вол в ярме, обычный хозяйственный вич, которого паша и покой могли сделать счастливым: иго было наложено на шею дикомутурові, загнанном, обессиленному, но овеянном еще степным ветром, с невтраченим еще вкусом свободы, широких пространств. Он шел в ярме, покорившись силе, хоть порой из гнева его глаза наливались кровью, и тогда он хвицав ногами и наставлял рога...» [4, с.23], - так художественно убедительно изображает вільнолюбивий дух украинцев автор.
В возражении покорности и пассивности, в прославлении свободолюбия украинцев и заключается пафос произведения. Метафорический ряд, искусно выстроенный Коцюбинским, подтверждает эту мысль: «Свободный дух народа еще тлел под пеплом неволе», «на широкие бессарабские степи... рвалась горячая воображение и влекла за собой сотни и тысячи», «Старшее поколение... показывало еще на ладонях мозоли от сабли, поднятой в оборону народных и человеческих прав», «хлоп протестовал», «хлоп убегал на свободные земли». Идеей произведения является прославление самоотверженной борьбы украинского крестьянства за свободу, а также утверждение вечности любви.
Сюжет и композиция. Первой, исторической, темой повести «Дорогой ценой» является изображение героической борьбы крепостных крестьян за свободу. Вступительная часть, в которой положение украинского народа сравнивается с уярмленим диким туром, играет роль экспозиции. Первые главы произведения знакомят читателя с обстоятельствами жизни главных героев: Остап Мандрыка вынужден бежать от господина, который грозит «ободрать» его «за смелое слово». Любимую Саломею господин насильно выдал замуж «за хурмана». И как ни тяжело было Остапу покидать родную сторону, однако он решается на побег. Верная Соломия настигает его в пути. Преодолев нелегкий путь, герои вместе с такими с бідаками ждут переправы через Дунай на турецкую сторону. Но неожиданно появляются казаки, Остап с Соломией скрываются от преследования в плавнях. Когда наконец они пересекают Дунай, случайная пуля зранює юношу. Эти обстоятельства приводят беглецов до цыган, причастных к воровству и убийству. Остапа арестовывают вместе с цыганами. Все попытки Соломии вызволить любимого не увенчались успехом. Тогда она решается на отчаянный поступок: вместе с Иваном Котигорошком организует нападение на стражей, но погибает в холодных дунайских волнах. В эпилоге показано старого Остапа, который не забыл свою Саломею, через годы пронеся любовь к ней. Следовательно, второй, романтичной, психологической темой произведения является вечность и непобедимость любви.
Жанр произведения. Как отмечает Ю. Кузнецов, еще в 1906 году Л. Старицкая-Черняховская назвала «Дорогой ценой» приключенческим произведением. И до сих пор нет единого мнения среди исследователей, как определять жанр произведения: перед нами повесть или рассказ, приключения это произведение или романтично-психологический?
Признаки повести
1. Насыщенность событиями, наличие нескольких ведущих тем или сюжетных линий
2. Характеры находятся в развитии, поскольку затронуты значительные исторически-временные границы
3. Охват относительно большого отрезка жизни героя
Признаки рассказы
1. Прямолинейность, четкое построение сюжета
2. Характеры показаны в сформированном виде
3. Сюжет основан на определенном эпизоде из жизни одного или небольшого количества персонажей
От рассказа повесть отличается более развернутым сюжетом, широким охватом событий из жизни главного персонажа, большим количеством второстепенных персонажей и их полной характеристикой, наличием широких описаний. В произведении «Дорогой ценой» видим широкое художественно-эпическое полотно жизни бедных слоев населения разных национальностей (украинцы-крестьяне, цыганская семья Гіци и Совет). В повести изображена череда событий (предыстория взаимоотношений Остапа с господином, его любовь к Соломии; их бегство за Дунай, приключения в дороге, гибель главной героини и дальнейшая судьба Остапа). Произведение насыщено пейзажными элементами, широкими авторскими характеристиками, символикой.
Кроме того, повести также называли сказание о каком-то историческом событии. В этом смысле произведение также близок к жанру повести, чем к рассказу, поскольку речь идет об активизации крестьянского освободительного движения в 30-х годах XIX века.
Черты приключенческого жанра
1. Небольшая экспозиция, в которой очерчивается историческая атмосфера времени
2. Динамичность развертывания событий
3. Большое количество приключений, неожиданных поворотов сюжета
4. Прием переодевания Соломии у парня
5. Приключения и неожиданности во время путешествия: скрывание у переправы через Дунай, в плавнях, встреча раненого Остапа с волком, экзотическая семья цыган
6. Неожиданная концовка: гибель Саломеи и выживания Остапа, несмотря на ранения и более поздние испытания, о чем узнаем из эпилога
Черты психологического произведения
1. Борьба за свою любовь - основной мотив поведения Соломии
2. Женственность и мужество, находчивость и решительность главной героини
3. Пейзаж как средство воспроизведения переживаний героев
4. Изображение внутреннего состояния во время поединка Остапа с волком
Композиционно повесть «Дорогой ценой» построена таким образом:
Вступление (экспозиция) - страстное слово автора о героической истории народа, о его непокоренный вільнолюбивий дух.
I часть - побег Остапа и Соломии от господина. Это завязка сюжета.
II часть - переправа через Прут и ранения главного героя.
III часть - пребывание Остапа в плавнях, поиски Соломией спасения. Поединок юноши с волком.
IV часть - главные герои у цыган, арест Остапа.
V часть. Кульминацией повести является попытка Соломии вызволить любимого из-под турецкой стражи. Развязка произведения - гибель главной героини.
Эпилог - старый Остап живет в одиночестве и ждет встречи в вечности с любимым.
Психологизм произведения. В повести «Дорогой ценой» вся система тропов направлена на раскрытие внутреннего состояния героев, текучести их душевных движений. Коцюбинский мастерски сочетает описание событий с размышлениями и воспоминаниями героев. Так, в глубоком восхищении прощаются Остап с Соломией в начале твору. им трудно говорить, и это тревожное состояние передается метафорами: «События, которые неожиданно привели их к разлуке, да и неизвестна будущина, которая бросила свою тень на душу, совпали в этот момент вместе и языков замутили глубину сердечную» [4, с.26]. Момент узнавания Остапом Саломеи, ее переодевание в парня также пластически изображают душевное состояние: «Как только чем шурнув по волосам и до ног Соломіїних упало первое прядь волос, она услышала какую-то боль в груди, что-то кратко за сердце и на глаза навернулись слезы.... Соломия молчаливая и задумчивая, сидела судьбы среди обтятого волос и вдивлялась куда-то в пространство» [4, с.32-33].
Третий раздел самый напряженный: в нем изображается борьба героев со смертельными препятствиями, которые возникали на их пути, в полной мере раскрываются мужественные характеры, особенно Соломіїн. Во время пожара в плавнях особенно отчетливо проявилась и любовь женщины к Остапу, и ее решимость, отвага, энергия, сила воли. В этом эпизоде автор использует роскошными метафорами, особенно в обрисовке камыша, олицетворениями, гиперболой: огненное море «шла под откос за ними неустанными, непобедимыми, веселыми волнами, золотом рассыпалось по плавням, жерло камыш, выпивали воду, підпалювало небо» [4, с.53]. Тем более значимой представляется победа людей над стихией.
В образе Остапа Коцюбинский подчеркивает такие черты, как человечность, любовь к людям, к жизни, отвага, готовность к борьбе, нежность к Соломии, верность и душевная красота. Обессиленный, одинок, один на один с волком, он находит в себе силы вступить с ним в поединок, выходя победителем (невольно вспоминаются «Северные рассказы» Д. Лондона, романтическая поэма «Мцыри» М. Лермонтова). А Соломия перед лицом опасности проявляет изобретательность и мужество: она ищет воду для раненого, стремится найти выход из горящих плавней, раздобыть пищу. Она согласна прислуживать даже вороватым цыганам, только бы иметь пристанище, пока выздоровеет Остап. Соломия спасла ему жизнь.
В повести «Дорогой ценой», как и в большинстве романтических произведений, показано трагическое столкновение мечты и жестокой действительности. Получив деньги у болгарина, Соломия внутренне расцветает в ожидании счастья. Но приближаю щаясь к цыганского убежища, она испытывает тревогу. Недобрые предчувствия женщины подтвердились: Остапа арестованы вместе с цыганами. Ни мольбу Саломеи, ни ее попытки выкупить любимого не увенчались успехом. Тогда она решилась на отчаянный поступок: совершила нападение на солдат и погиб в схватке. Готовность Соломии идти на самопожертвование, ее мужество с особой силой раскрываются в конце V раздела. Воспроизводя последние минуты жизни героини, писатель находит такие художественные средства, соответствующие содержанию этой трагической ситуации. Форма выражения становится предельно сжатой, весомой, яркой. Каждое слово в этот напряженный момент - картина в сознании Саломеи и в воображении читателя. Слово и образ здесь сливаются в единое целое: а там так хорошо, там солнце сияет, там зелено, там небо синее, там радость, жизнь». А дальше - резкий контраст - эпически сдержанные строки, которыми заканчивается отрывок. Они звучат как реквием героическом жизни Соломии: «По черной реке между белыми берегами прытко плывет лодка, тает вдалеке и вращается в крапинку... за ним несет вода второй, пустой, хлюпает в его белые бока и красит их в красный цвет. Тихо в воздухе...» [4, с.76].
В эпилоге узнаем о том, как сложилась жизнь Остапа после смерти Саломеи: он был жестоко наказан, он дорого заплатил за свободу, но так и не получил ее. Потеряв верную Саломею, он потерял и любовь. Итак, обе сюжетные линии (борьба за волю и стремление к личному счастью) завершаются поражением главного героя. Однако высокое гуманистическое звучание произведения раскрывается в последних строках: «Дорого заплатил я за свободу, горькую цену дал... Половина меня лежит на дне Дуная, а вторая ждет и не дождется, когда спарится с ней...» [4, с.78]. Любовь оказывается сильнее смерти.
Анализируя образ Остапа, следует обратить внимание учащихся на раскрытие автором ведущих черт характера героя: «...Остапу стало жалко Саломеи, страх как жалко. Она такая добрая, так любила его, она пошла за ним в дальнюю дорогу, не произвела кис своих ради него; она нянчила его, как родная мать, была верна, как товарищ» [4, с.55-56]. Способность оценить отзывчивость и духовную красоту другого человека отражает внутреннюю красоту главного героя. Читая текст, ученики выписывают в тетрадь соответствующие цитаты.
Верность в любви Остапа к Соломии с особой нежностью оказывается в эпилоге, когда старый одинокий главный герой подводит черту под своей жизнью: «Дорого заплатил я за свободу, горькую цену дал... Половина меня лежит на дне Дуная, а вторая ждет не дождется, когда спарится с ней...» [4, с.78].
Внешняя красота Соломии дополнена ее внутренним духовным богатством. Характеристика образа женщины складывается из таких качеств, как верность и самоотверженность, свободолюбие, мужество и отвага, решительность, любовь к жизни, способность на самопожертвование. Необычайную силу воли и энергию обнаруживает главная героиня, спасая раненого Остапа в плавнях: «Саломеи не так жалко было себя, как Остапа; она представляла себе, как он теперь лежит больной и одинокий в пуще и походит ее с очеретів. ей стало жаль молодого растраченной жизни - и она заплакала...» [4, с.51-52]. Молодая женщина спасла любимого во время пожара, заботилась о его выздоровлении, шла на любую работу, чтобы заработать на кусок хлеба и верила в их счастье. Но когда до вожделенного свободного жизни оставалось полшага, Остапа забирают турецкие солдаты. Соломия испытала все для его освобождения, но ни уговоры, ни подкуп не помогли. Женщина решилась на отчаянный шаг: отбить у стражей любимого. Даже погибая в дунайских волнах, Соломия смело смотрит смерти в глаза, чувствует, что «неугомонные силы жизни встают ... и распирают грудь, растут в ярость» [4, с.76]. Неровную, но отважную борьбу Соломии со стихией воды, ее жажду жизни передано в произведении короткими отрывистыми предложениями: «Все силы добыть... всю теплую кровь... всю волю... Вот ближе к берегу... Вот берег видно... а там так хорошо, там солнце сияет, там зелено, там небо синее, там радость, жизнь...» [4, с.76].
3. Коцюбинская-Ефименко, племянница писателя и его глубокий исследователь, вполне справедливо указывала на романтический ореол, что озаряет Саломею, действуя на эстетические чувства [3, с 91].
В письме к автору Н. Кобринская писала: «В нынешних временах, когда литература переполнена словами, часто неестественной декламацией, Ваша Соломия - то источник во время жары...» Главную героиню она называет задатком «типа женщин, что умеют защищать себя» [1, с.186].
Художественные особенности «Дорогой ценой». Глубокому и всестороннему раскрытию главной идеи произведения подчинена вся система» зображально-выразительных средств. Прежде всего следует обратить внимание на портретные характеристики героев, которых немало в повести. Приведем лишь один пример: видим «... его, стройного и крепкого, с черными глазами, орлячим носом и темным молодым усом на засмаленому лице, и ее, что в образе белолицего черноволосого парня смотрела в пространство расстроенными карими глазами» [4, с.33]. Кроме описаний внешности персонажей, Коцюбинский активно пользуется психологическими портретными характеристиками: «Странное чувство обхопило Остапу грудь: вместо радости - сильное возмущение стрепенуло его существо. В один момент он почувствовал все обиды и издевательства, которые испытал в заброшенном крае, и, твердо упираясь ногами в новую, не панщизняну землю, он зажал кулак и пригрозил на ту сторону реки» [4, с.44-45]. Или состояние Соломии в плавнях: «Она собрала свою энергию, всю силу воли, всю мощь тела и шла упрямо и упорно, с верой, что ее широкие грудь сломают все преграды» [4, с.53].
Значительную композиционную роль играют описания природы в повести «Дорогой ценой». Изображение яра на берегу Прута, где скрывались беглецы; словно живой, камыш придунайских плавней; пожар, туман не только локализуют действие, раскрывающие сложность окружающей главных героев обстановки, но и позволяют подчеркнуть характеристики Остапа и Соломии. Мастерство Коцюбинского в изображении природы достигла апогея в знаменитой новелле «Intermezzo», но в повести «Дорогой ценой» вполне чувствуется перо мастера. Реалистичные картины природы дополняются им прессионистическими красками, звуками, запахами. Богатство и роскошь окружающей природы в начале произведения постепенно сокращаются и вскоре преобладают красно-черные цвета, что психологически оттеняют состояние героев.
Мрак, осеннюю ночь, воды Дуная автор рисует черными красками; туман, осенние облака, туман - серыми; пожар - красной и желтой. [6, с 122]. Эти цвета оттеняют сумм, предчувствие смерти, гибели мечтаний главных героев. «Желтое, мутное свет» в последний раз видит Соломия перед смертью.
Особенно отчетливо мастерство метафоризации ощущается во время пожара в плавнях. Камыш изображен как живое существо: «Он раздражал ее... Соломия набросилась на него и начала крушить со злости с озвірінням, как своего врага. Она рвала его, ломала, крутила и била ногами, а он сгибался, упирался, сцеплялся вверху кистями, ранил ей руки, и только корнями дрожал, словно от окритого хохота» [4, с.51].
Относительно звуковой организации языка, вполне справедливо отмечает Н. Калениченко, то «Коцюбинский умело использует внутреннюю ритмомелодику языка, темп которой у него всегда созвучен настроениям, переживаниям, событиям, которые описываются в произведении» [1, с 189]. Эмоциональная напряженность героев раскрывается через отрывочные предложения (предсмертные мысли Саломеи), страшный и враждебный образ камыша воссоздан с помощью аллитерации по (звуков ш и с), тревога передается алітерацією звука р в изображении пожара: «... бушующее море огня кипело, ревело, бризкало огненной пеной, раз красной, как грань, раз белой, как свет молнии...».
Применяемая романтиками символика проявляется как один из главных выразительных художественных средств и в повести «Дорогой ценой». Так, туман, сквозь который прорываются Остап с Соломией, символизирует тщетность своих порывов, предвещает неудачу в будущем. Ветер в конце произведения имеет двойное символическое значение: с одной стороны, это ветер, что развеял человеческие судьбы, навеки разлучив главных героев с родным краем; а с другой стороны, - это непобедимый ветер жизни, которая продолжается несмотря ни на что: «Он несет в себе весь гул земли, от тихого звучание мушки до грохота грома, от скрытого вздохи сердца до крика смертельной тоски» [4, с.77].
Коцюбинский удачно использует народные пословицы и поговорки: «при своей племяннице хорошо и в дороге», «не ела душа чеснока, не будет вонять».
Как справедливо отмечает В. Борщевский, в произведении встречается немало отрицательных паралелізмів, характерных для народной песни («не вол в ярме... иго было наложено на шею дикому туру»), тавтологічних высказываний («одежда из чистого серебра-злата»), народных сравнений («казачество - как мак»), эпитетов (ус черный, конь вороной, жизнь безщасне, видимая смерть, свет красный, Соломия грозно-спокойная) [1]. Некоторые эпитеты, по наблюдению Б. Хоменко, как: причудливые мечты, неясные, смутные упоминания, неизвестна будучина, неизвестные свободные края указывают на тщетность надежд беглецов [6,125].
Для более выразительного изображения внутреннего состояния персонажей Коцюбинский пользуется психологическими сравнениями: «Ночь тянулась долго, как смерть», «Беглецы, как бога с неба, ждут спасения возле Дуная», «Мысли, как на крыльях, летели в вечность». Сцена драки цыган забражена через ассоциативные сравнения с поведением птиц и животных: Мариуца «забылась и закрутилась в его объятиях, как вьюн, а ее синий плащ держался на одном плече, как перебито крыло. Драка разжигала их. Они налетали друг друга, бились грудью, как роз'юшені петухи, кусались и дряпались, как коты...» [4, с.63].
Язык произведения богат синонімічною лексикой. Например, слово говорить заменяется глаголами шумит, говорит, журчит, тарахтит [1, с 191].
В заключение следует акцентировать внимание восьмиклассников на связи повести с современностью. Думается, что главная мысль может быть сформулирована примерно так: не надо искать счастья и свободы на чужбине, а надо бороться за него и получать его на родине, в родной стороне. То есть строить нашу независимую украинскую державу.
Вопросы для самоконтроля учащихся:
1. Сформулируйте тему и идею повести «Дорогой ценой».
2. Как вы понимаете название произведения?
3. Раскройте, подтверждая цитатами, красоту любви Остапа и Соломии. Определите черты их образов.
4. С какими произведениями мировой литературы мы можем сравнить красоту чувств главных героев?
5. Что стало причиной разрушения всех планов и мечтаний Остапа и Соломии?
6. Прокомментируйте, как раскрывается вільнолюбива идея произведения.
7. К какому художественно-стилевого направления можно отнести повесть? К какому жанру мы можем отнести произведение?
8. Раскройте композиционные особенности повести.
9. Какова роль пейзажа в «Дорогой ценой»?
10. Определите, какие средства художественной выразительности использовал писатель в произведении.
Литература
1. Борщевский В. М. Изучение творчества М. Коцюбинского в школе. - К., 1975. - С.156-192.
2. Гордиенко О. А. Методические рекомендации к взаимосвязанного изучения зарубежной и украинской литератур в 8 классе: На примере трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» и повести Коцюбинского «Дорогой ценой» // Зар. лит. в учеб. завед. - 2002. - № 8. - С.ЗО-33.
3. Коцюбинская-Ефименко 3. X. Изучение творчества М. М. Коцюбинского в школе. - К., 1955.- С.89-92.
4. Коцюбинский М. Избранные произведения. - Львов, 1978. - С.21 - 78.
5. Кузнецов Ю. Б., Орлик П. И. По следам феи Морганы: Изучение творчества М. М. Коцюбинского в школе. - К., 1990. - С.180-187.
6. Хоменко Бы. В. Образное слово в рассказе «Дорогой ценой» // Михаил Коцюбинский в школе. - К., 1966. - С.114-126.
|
|
|