Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Тютюник Григорий
Урок по рассказу Григора Тютюнника «Чудак»
5 класс

А. Ситченко,

доктор педагогических наук Николаев



Рассказ Григора Тютюнника «Чудак» прерывает череду сказочных произведений, изучаемых в 5-в классе, и знакомит учащихся с собственно прозой. Именно на примере таких эпических произведений больше всего формируется читательская способность к литературному анализу. Особенностью рассказа «Чудак» является и то, что в центре его событий - один персонаж, анализ которого совпадает с постижением всего текста. Поэтому чаще всего во время изучения подобных произведений избирается пообразний тип их анализа.

На изучение рассказа «Чудак» отводится два урока. На первом из них следует изложить сведения о писателе и жизненную основу изображенного, а также провести первичное чтение. Учитель найдет материал о писателе как в учебнике, так и в упоминавшейся уже книге Г. Мовчан, входящий в учебно-методического комплекта по украинской литературе для 5-го класса общеобразовательных учебных заведений [1; 3]. Поскольку пообразний анализ произведения предполагает выделение в нем ключевых образных элементов, рассмотрение их и установление соотношений между ними, то рассказ «Чудак» следует прочесть в классе полностью, а не по частям. На это уйдет около 15 мин. В наставлении ученикам следует посоветовать: «Во время чтения попробуйте сосредоточиться на образах тех персонажей, которые участвуют во всех изображаемых событиях, - главных героях произведения. Постарайтесь не обойти описания их внешности, понять поведение, объяснить настроения этих действующих лиц. Обратите внимание на пейзажные картины, изображенные писателем, подумайте над тем, какую роль они выполняют в рассказе. Сможете ли вы объяснить, какие авторские переживания вы испытали из прочитанного?»

Рассказ об образе Олеся условно состоит из двух частей: сведений о его внешность и характеристики его нрава, на основании чего можно вывести суждение о содержании и значение произведения в целом. Поэтому обсуждение следует начать с таких задач и вопросов:

1. Кто из персонажей произведения привлек ваше внимание больше всего? Чем именно?

2. Найдите в тексте портретные детали Олеся. Какие языковые средства употребляет Г. Тютюнник для описания его внешности?

3. Определите отношение автора к мальчику, заметное в этом описании.

4. Каким вы его себе представляете? Устно нарисуйте его внешность.

5. Объясните, какие черты характера Олеся раскрываются в его внешности?

6. Какое отношение к нему возникает у вас? Докажите свое мнение.

Конечно, ученики укажут на образ Олеся, который действительно ведет себя не так, как все. Словом, чудак. Найти в тексте портретные детали персонажа им помогут опорные слова - своеобразные ориентиры, по которым удастся безошибочно и полно воссоздать внешность Олеся. Например: 1. Рост. 2. Глаза. 3. Обувь. 4. Одежда. 5. Телосложение. 6. Сила. В случае необходимости слабовстигаючим ученикам можно дать опорные слова с авторскими деталями:

1. Рост: «малый, головой едва до защелки достает».

2. Глаза: черные, глубокие, как вода в тени, смотрят широко, словно сразу хотят постичь весь мир».

3. Обувь: сапожки.

4. Одежда: «пальтишко в него толстое», перчатки.

5. Телосложение: «сам тонкий».

6. Сила: слабосилий, ибо «трудно наклоняться: дух спирает, под глазами набряка».

Имея опорные ориентиры, пятиклассники довольно успешно воспроизводят внешность персонажа и формируют на этой основе первое впечатление от его характера. Они легко представляют маленького деревенского мальчика, худого и слабосилого, любознательного и вдумчивого. У учащихся рождается интерес к Олеся, возникает сопереживание, что приближает их к пониманию его настроений и действий. Однако более полный рассказ о главном герое рассказа учащиеся могут составить, смотря больше на его поступки и поведение. В этом им помогут задачи и вопросы:

1. Что Олесь больше всего любит и умеет делать? Приведите примеры.

2. Почему ему нравится зимняя пора года? Докажите свое мнение.

3. Которой нрава мальчик, когда не хочет портить молодой лед на реке, жалко ему пліточки, которую проглотила хищная щука, или лошадей, которых погоняет дед?

4. Почему Олесь не захотел выполнить задание учительницы? Как вы объясните его поступок?

5. Что больше всего поразило мальчика в дедовых словах? Почему он «зарылся в подушку и тоненько заскімлив»?

6. О чем свидетельствует сон, который приснился Олесю?

Больше всего Олесь любит рисовать. За то ему и зима нравится, потому что на снегу удобно рисовать всякую всячину. А умеет он это делать, потому что внимателен ко всему: замечает зеленые хохолки травы сквозь порошу, низенькие пеньки с желтоватой смілкою, ему интересно, как дятел возится и подводный мир замерзшей реки. Любознательность и наблюдательность пробуждают его творческое воображение: «мерещится Олесю маленькая хата под кустом водяного папоротника, а в той хатке - он у окошка сидит, рыбку стережет». Поэтому и удачным оказался рисунок дятла, и наоборот - не интересен был ему тот гирунчик. Действительно, какое вдохновение вызывает у художника навозный горшочек? Учительница сама могла позаботиться о достойный предмет для рисования и не ставить себя в неловкое положение. К тому же, мальчик еще очень мал, чтобы послушно выполнять любые прихоти старших. Поэтому и вышел из класса. Можно сказать и о том, что у мальчика природное чутье красоты и свободы, не притьмарене путами искусственных запретов. Как, очевидно, завидовал Олесю автор, всячески теснить в своем творчестве!

Рассказывая о том, как Олесь поддержал сосну, трамбуя ее корни, или не захотел «подушки на льду гнуть», как он переживал, когда щука проглотила рыбку или дед бил лошадей, чтобы быстрее добраться до дома, ученики должны прийти к выводу о добрый нрав мальчика, его милосєрдність. И больше всего его поразили дедовы слова о жестокости мира взрослых, где «не бить нельзя», потому что «не ты, так тебя одрепають, еще и плакать не дадут».

Однако сон, который приснился ночью мальчику, удостоверяющий, что в душе малого зреют добрые чувства, с которыми он вступает в новый день, в новую жизнь.

Для закрепления знаний о нраве персонажа ученикам целесообразно составить таблицу, которая выражает содержание и художественную структуру (приемы созидания) образа-персонажа:
Образ Олеся

Приемы создания

1. Портрет.

2. Избранное.

3. Отношение к природе.

4. Поступки и поведение.

5. Мысли и переживания.

6. Оценка со стороны взрослых.

Черты характера

1. Худощавый маленький мальчик, слабосилий. Наблюдательный и любознательный.

2. Имеет творческие способности, любит рисовать.

3. Внимательный и наблюдательный.

4. Добрый и милосердный. Имеет природное чутье красоты и свободы.

5. Вдумчивый и впечатлительный.

6. Чудак, не такой, как все.



Пользуясь этой таблицей, пятиклассники смогут составить связный рассказ-характеристику образа-персонажа, развивать не только устную речь, но и логическое мышление. Значительную помощь в этой работе учителю и ученикам подает учебник [3: 307-309].

У пятиклассников следует поинтересоваться, действительно Олесь такой уж чудак и замечают они в нем близкие черты. Дети даже могут пофантазировать о том, кем станет Олесь, как вырастет. Возможно, будет художником или ученым. Одно определенно: он - хороший человек.

Литература

1. Мовчан Г. В. Украинская литература: Кн. для учителя: 5 кл. - К.: Генезис, 2005. - 248 с

2. СитченкоА. Л. Учебно-технологическая концепция литературного анализа. - К.: Ленвїг, 2004. - 304 с

3. Цимбалюк В. И. Украинская литература: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. / В.І.Цимбалюк В. И., В. В. Потеха - К.: Науч. книга, 2005. - 320 с