Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Система заданий по развитию творческих способностей старшеклассников в процессе анализа художественного произведения

П. Розвозчик,

заслуженный учитель Украины

Белая Церковь



Система - это «совокупность определенных элементов, между которыми существует закономерная связь или взаимодействие. Важнейшими чертами системы является расчлененность и целостность» [9, с 475-476]. Выстроить систему задач - значит четко определить, чему учить старшеклассников и в какой последовательности.

Проблема классификации задач по литературе в школе давно уже находится в центре внимания ученых-методистов (К. Ушинский, В. Стоюнин, М. Рыбникова, В. Голубков, Г. Гуковський, Т. Бугайко, Ф. Бугайко, О. Бандура, Н. Волошина, В. Неделько, Есть. Пасечник, Б. Степанишин, В. Цымбалюк, В. Андреев, В. Паламарчук, Л. Мирошниченко и др.). На современном этапе активно ведут исследования в этом направлении А. Ситченко, Г. Токмань, В. Корсакова, Л. Момот, Л. Шелестова, С. Мирошник и др. Современная психология утверждает, что ребенок, направляя усилия на выполнение определенных типов задач, развивает свои способности, а поэтому сейчас ученые делают акцент на развивающие задачи[1; 2; 3; 4; 8; 10; 11].

Через свою многоаспектность и поли функциональность проблема классификации задач из литературы еще и до сих пор требует фундаментального решения. В контексте данной темы нас интересуют три наиболее значимые, по нашему мнению, классификации - Есть. Пасечника, А. Ситченка и Г. Токмань. Каждую из этих систем роднит алгоритм творческого развития ученика: «... основное назначение учебных задач - менять сам субъект деятельности, то есть самого ученика, формировать его как личность, активно воздействуя на него. В процессе реализации задач вырабатывается отношение к учебной информации, совершенствуются умственные силы учащихся, осуществляется их литературное развитие» [5, с.95]. Добавим также, что, по сути, все классификации роднят такие требования к учебных задач:

• новизна;

• высокий (или достаточный) уровень сложности;

• вариативность;

• дифференциация;

• разнообразие;

• випереджувальність.

В то же время весомыми в этих классификациях есть и концептуальные различия. «Традиционная» классификация Есть. Пасечника, построенная на основе положений Л.Виготського (вся человеческая деятельность делится на репродуктивную и творческую), содержит два типа учебных задач - по характеру предъявления (обычные; тестовые; игровые) и формой организации (для всех учащихся; для отдельных групп; для отдельных детей). Ученый предостерегает от недооценка заданий репродуктивного характера и отмечает на оптимальном сочетании репродуктивных и творческих задач [5, с.95-107].

Г. Токмань классифицирует учебные задания по литературе на основе экзистенциально-диалогической концепции, выделяя пять типов задач по следующим критериям: 1) по содержанию; 2) по уровню анализа произведения; 3) по степени самостоятельности мышления; 4) по отношению к художественному тексту; 5) по форме завершения [8, с.101-109].

А. Ситченко строит систему учебных задач в контексте учебно-технологической концепции литературного анализа: первый тип задач связан с действиями на контекстное воспроизведение прочитанного; второй тип задач предполагает определение в тексте произведения всех его основных частей и установление временных связей между ними; третий тип задач означает действия на раскрытие учащимися наиболее выразительных образных компонентов произведения, авторских приемов изображения, своего отношения к прочитанному; четвертый тип задач предполагает характеристику главных образов художественного произведения, что указывает на связь анализа с синтезом; пятый тип анализа рассчитан на самостоятельную интерпретацию учащимися содержания прочитанного произведения, объяснение его идейно-художественного значения, а также на развитие собственных творческих способностей школьников. При этом наблюдается ступенчатое усложнение учебных задач по мере углубления учащихся в аналитический процесс [7, с.148-149].

В рассмотренных классификациях блоки задач, связанных с анализом художественного произведения, занимают такую активную «территорию»: частичную - в Есть. Пасечника; главную - в Г. Токмань; стопроцентную - в А. Ситченка.

При создании системы творческих аналитических задач мы в первую очередь опирались на основные концептуальные положения данных классификаций. Предложенная нами система творческих аналитических задач базируется на следующих критериях:

- соответствие тематики и видов творческих аналитических задач возрастным и психологическим особенностям старшеклассников;

- разнообразие видов аналитических задач;

- взаимосвязь между различными типами и видами аналитических задач;

- соответствующая последовательность использования аналитических задач в зависимости от типа анализа и исследования специфики художественного произведения.

Система творческих аналитических задач, которую мы предлагаем, имеет следующую структуру (шесть типов):

1) опережающие аналитические задачи (устное аналитическое сообщение, реферат о творчестве писателя (устное выступление на основе реферата), аналитический обзор литературно-критической статьи (или нескольких статей) о творчестве писателя или о какой-то конкретный художественное произведение; аналитический отзыв о произведение художника и др.);

2) критически-аналитические задачи (аннотация; аналитическая заметка; аналитическое наблюдение; рецензия; задание на исследование средств создания того или иного художественного образа, композиционно-сюжетных элементов; задание на исследование проблематики произведения; задачи на определение основных мотивов лирического произведения и др.);

3) текстуально-аналитические задачи (задача на обработку мікрофрагментів и макрофрагментів произведения для исследования образной системы, тематики, проблематики, портретов, пейзажей, художественной детали, композиционно-сюжетных особенностей и т.д.);

4) конструювально-аналитические задачи (задачи на построение или творческое модернизации таблиц, схем, алгоритмов, связанных с теми или иными аспектами анализа художественного произведения);

5) аналитические задачи на актуализацию и закрепление творческих умений и навыков (тестовые задания, задания игрового характера и т.д.);

6) научно-исследовательские задачи (научная статья; научно-исследовательская работа в МАН; эссе-исследования и др.).

В системе творческих аналитических задач мы выделяем содержательно-логическую и процессуальную составляющие. Основой содержательно-логической составляющей системы является последовательность различных типов и видов творческих аналитических задач с нарастающей трудностью; соотношение и взаимосвязь между ними. А в основе процессуальной составляющей - последовательность работы ученика в усвоении умений и навыков анализа художественного произведения и последовательность методов и приемов в работе учителя с управления творческо-аналитической работой старшеклассников, направленной на развитие их творческих способностей.

В процессе педагогического эксперимента в СОШ № 20 г. Белой Церкви (учителя Гапиенко К. И. и Розвозчик М. В.) нами использован такой рабочий вариант системы аналитических задач при изучении пьесы И. Карпенко-Карого «Хозяин» в 10 классе:

опережающие задания - устные аналитические выступления (на основе письменных рефератов): «Семья Тобилевичей - созвездие талантов», «И. Карпенко-Карый и театр корифеев», «Новаторство драматургии И. Карпенко-Карого»; устное сообщение по теории литературы: «Специфика жанра социальной комедии»; аналитический обзор статьи 3. Шевченко о драматургии Карпенко-Карого, аналитические отзывы «Моральная деградация Г. Калитки (комедия «Сто тысяч») и «Мои размышления над образом Пузыря - «овечьего генерала»;

критически-аналитические задачи (блок задач «Аналитические наблюдения»: «Благодаря каким выдающимся предшественникам появилась и развилась драматургия И. Карпенко-Карого?», «Чем отличаются пьесы первого периода творчества И. Карпенко-Карого от пьес «Мартын Боруля», «Сто тысяч», «Хозяин»?», «Родство образов Герасима Калитки и Терентия Пузыря?», «Обстоятельства создания комедии «Хозяин», «Историческая основа социальной комедии «Хозяин»; задания для диспута (на основе аналитических наблюдений): «Пузырь - хозяин своего богатства или его жертва?»; устный аналитический размышление «Честь и бесчестие персонажей комедии «Хозяин»;

текстуально-аналитические задачи: исследование роли художественных деталей в комедии: истории с кожухом («... кожух, аж тарахтит! ...через этот кожух...швейцар не пускал Терентия Гавриловича в земский банк!»)и халатом (новый, вышитый халат, за который жена Пузыря отдала двести семьдесят пять рублей, человек, думая, что заработает вдвое больше, сразу продал Золотницькому за сто); отказ Пузыря дать деньги на сооружение памятника Котляревскому («...Котляревский мне без надобности!»), неожиданное проявление «щедрости» ради «Станислава второй степени на шею»; ограниченность «овечьего генерала» («...я на степях у Гоголя не бывал!»); бессмысленная скупость миллионера («Фельшара лучше... Ой... фельшара, врача не надо»); его нечестность, цинизм («Обіщать можно все, чтобы вирятував»; прочтение и анализ мікрофрагментів для характеристики образов и определение проблематики произведения (действие первое, ява II: Феноген просит в Маюфеса прикупить для него пятьсот десятин земли, то есть оказывается, что Феноген, как и его хозяин, умеет «заработать свежую копейку»; действие первое, ява XIII: глубже раскрывается характер Пузыря: он «приціляється купить Капустные - родовое поместье Золотницьких, хвастается, что надо поехать в город по орден Станислава, но жалеет за это выставить шампанское; оказывается, что Пузырь - земский гласный, но помогать голодным не хочет: «Чудные люди! Голодных корми, больных считай, школы заводь, памятники какие-то стал!.. Повигадують себе ярма на шею и носятся с ними, а они им карманы раздирают. Чудные люди!»; не хочет он давать деньги и на памятник Котляревскому; действие второе, ява X: Соня признается Калиновичу: «...я задыхаюсь перед этим большим хозяйским колесом...»; Калинович говорит о пути образования для народа и признается в любви к Соне; действие второе, ява XI: Ліхтаренко и Феноген договариваются о «сотрудничестве»; действие второе, ява XII: честь Кукушки против бесчестия Ліхтаренка и Феногена;

конструювально-аналитические задачи: составить алгоритмы анализа образов Пузыря, «хозяйского колеса»; построить таблицу «Сравнительная характеристика образов» (варианты: Пузырь - Калитка; Пузырь - Золотницкий; Ліхтаренко - Феноген; Соня - Калинович);

тестовые задания:

Тесты открытой формы

1. Выясните место и роль творчества И. Карпенко-Карого в развитии украинской драматургии (объем ответа - 7-10 предложений).

2. Подумайте, почему И.карпенко-Карый в письме к сыну дал такое определение произведения «Хозяин»: «Комедия очень серьезная, и я боюсь, что будет скучна для публики, которая от комедии ждет только смеха...».

3. Объясните название комедии И. Карпенко-Карого «Хозяин». Подумайте, творении Пузырь властвует над Молохом, или наоборот.

4. Дайте характеристику образа Пузыря из комедии «Хозяин» за развитие сюжета.

5. Выясните, о которой бедность говорит Пузиреві учитель Калинович: Я лічу вас далеко беднее от себя».

6. Посудите: комическим, трагическим или закономерным финалом комедии «Хозяин» является преждевременная смерть Пузыря.

Тесты закрытой формы

1. Конфликт в произведении И. Карпенко-Карого «Хозяин», который передан словами «Я задыхаюсь перед этим большим хозяйским колесом...», разворачивается:

а) между Пузырем и учителем Калиновичем;

б) между Пузырем и его дочерью Соней;

в) между Ліхтаренком и Феногеном;

г) между Ліхтаренком и Пузырем.

2. Слова персонажа комедии И. Карпенко-Карого «Хозяин» «Это комерческий гендель!.. Здесь вор у вора ворует!...» выражают жизненный принцип:

а)Пузыря;

б) Ліхтаренка;

в)Калиновича;

г) Кукушки.

3. Выберите определение комедии как жанра драматического произведения:

а) комедия - это кількаактна пьеса, основанная на остром непримиримом конфликте личности, стремящейся максимально воплотить свои творческие потенции, с объективной невозможностью их реализации; конфликт произведения имеет глубокий философский смысл;

б) комедия - это одноактная пьеса с анекдотическим сюжетом, наполненная динамичными диалогами, песнями, танцами;

в) комедия - это пьеса социального или бытового характера с острым конфликтом, который развивается в постоянном напряжении; герои - преимущественно обычные люди; автор стремится раскрыть их психологию, исследовать эволюцию характеров, мотивацию поступков, действий;

г) комедия - это произведение, в котором средствами юмора и сатиры развенчиваются негативные общественные и бытовые явления, раскрывается смешное в окружающей действительности или человеку.

4. Что заставляет Пузыря дать деньги на приют для бедных детей и вместе с тем отказать в пожертвовании на памятник Котляревскому:

а) расчет;

б) забывчивость;

в) озабоченность;

г) скупость.

5. Каким образом Золотницкий «вытягивает» из Пузыря деньги на памятник Котляревскому:

а) покупает у него участок земли;

б) покупает овец;

в) покупает новый халат;

г) покупает старый кожух.

6. Кем, по вашему мнению, является Золотницкий:

а) патриот Украины;

б) успешный предприниматель;

в) писатель;

г) помещик-либерал;

«аналитически-исследовательские задания: написать эссе-исследование «Современная интерпретация образа Пузыря», «Проблематика комедии Карпенко-Карого «Хозяин»; написать научную статью «Образы Пузырь («Хозяин» И. Карпенко-Карого) и Гобсека («Гобсек» О. де Бальзака): попытка компаративного анализа».

Считаем, что одним из оптимальных видов учебных занятий, на котором можно основательно проанализировать комедию И. Карпенко-Карого «Хозяин», является семинар-исследование (основной путь анализа - пообразний). Предлагаем такую систему аналитических вопросов и комментариев:

1. Образ Пузыря и средства его изображения. Что является сквозной действием комедии «Хозяин»? Благодаря чему достигается эпическая глубина произведения? Каков образ Пузыря - комедийный или сатирический? Прием создания образа Пузыря постоянно использует автор и зачем? До каких приемов создания комического обращается в этой пьесе И. Карпенко-Карый?

Сквозной действием комедии является безудержная погоня за наживой, движение «хозяйского колеса», который направляет центральный персонаж Терентий Гаврилович Пузырь. В процессе анализа образа стоит выяснить, каков образ Пузыря - комедийным или сатирическим. И. Франко отмечал, что фигура Пузыря «нарисована более эпическим, чем драматическим стилем». Эпическая глубина достигается не только тем, что действия главного персонажа перенесены фактически за сцену, драматургическая интрига будто скрыта от читателя и зрителя; доминирующим здесь является прием противопоставления, который сопровождает образ Пузыря от первой и до последней строки комедии). Этот прием драматург использует для того, чтобы подчеркнуть разительное несоответствие между состоянием миллионера («овечьего генерала», - как он себя в шутку величает) и примитивностью его дрібновласницької психологии. Пузырь остался «глитайчиком Терешком» во всем: и в малом, и в большом. Чтобы воспроизвести это, И.карпенко-Карый прибегает к ряду таких приемов комизма, как юмор, ирония, сарказм, гротеск...

2. Сравнительная характеристика образов Феногена и Ліхтаренка.

Как эти персонажи участвуют в движении «хозяйского колеса»? Кто из них является «правой рукой» хозяина»? Какая заветная мечта Феногена? Почему он называет Ліхтаренка «идолом в коммерции»? Или уступают друг другу в размахе воровства и мошенничества Феноген и Ліхтаренко ?

Эти образы рядом с образом Пузыря выразительные в комедии. Обогащение любым путем - жизненная цель этих «верноподданных» «овечьего генерала». Оба они - одним миром мазаны, два сапога - пара. Об одном из них - Ліхтаренка - Пузырь говорит: «Я знаю, что он больше всех ворует, но зато и мне большую пользу дает!» Для Феногена Пузырь - идеал хозяина. И его заветная мечта - стать хозяином. Путем вымогательства и краж он собрал кругленькую сумму. Феноген убежден в том, что все вокруг воруют. Автор подводит к мысли о том, что человек, который считает всех ворами, прежде всего нечестная сама.

3. Образ Золотницкого.

Как вы воспринимаете этот образ? Какова роль этого персонажа в комедии? Является ли он воплощением идеала «интеллигентного, честного хозяина»?

4. Характеристика образов Сони и Калиновича.

Место любовной интриги в комедии.

Какова роль любовной интриги в пьесе? В чем отличие ее изображения И. Карпенко-Карым в «Хозяине», в отличие от его драм «Бесталанная», «Наймичка», а также драм м. кропивницкого и М. Старицкого?

И. Карпенко-Карый отказался от той устоявшейся роли, которая принадлежала в комедии любовной интриге. И хотя она присутствует в «Хозяине», но занимает очень незначительное место. В образах Сони, Калиновича, Золотницкого автор воплотил идеи гуманизма, просвещения.

5. Образы наемников, их место в пьесе.

Какова роль двух картин в пьесе, где автор показывает нарастание протеста наемных рабочих, крестьян против нечеловеческих условий существования?

Этот вопрос лучше всего можно раскрыть через анализ двух картин: в первой картине (второе действие) главное действующее лицо - «толпа рабочих», что пришла к Пузыря искать защиты от произвола Ліхтаренка, а вторая картина рассказывает о бунте крестьян в Мануйловке, которые не выдержали издевательств Ліхтаренка).

6. Позасценічні образы, их значение.

Кто из персонажей принадлежит к второстепенным и позасценічних? Какова роль этих образов в поэтике И. Карпенко-Карого драматурга?

Позасценічні персонажи - Петр Михайлов, Сапог, Чоботенко, Крачковский, чабан Клим и др. Разделение персонажей на главные и второстепенные является условным, поскольку через главные, второстепенные и позасценічні образы автор подал широкую картину общественной жизни, сложных и противоречивых отношений между людьми, вовлеченными в сферу действия «хозяйского колеса».

7. Композиция комедии и ее отдельных действий; место каждого действия в развертывании сюжета, в построении произведения.

В чем проявилось новаторство произведения «Хозяин»? Что такое «внутренняя драма»? За какими тремя сюжетными линиями можно анализировать композицию комедии?

Новаторский подход к проблеме интриги в драматическом произведении оказался в ослаблении событийно-фабульних элементов, незначительной роли внешнего воздействия, наличия «внутренней драмы», создании своеобразного эмоционального темпоритма, временной и подієвій компактности. Композицию комедии можно анализировать с тремя самыми важными сюжетными линиями: 1) участие Пузыря в злостном банкротстве П.Михайлова; 2) «загнуздання» мануйливських мужиков в Пузиреві «упряжку»; 3) судьба Сони.

8. Приемы комизма в пьесе «Хозяин».


Что является основным источником смешного в комедии «Хозяин»? Какие приемы комизма использует в пьесе И.карпенко-Карый?

Характеры персонажей - основной источник смешного. Основные приемы комизма - приемы контраста, противопоставления слов и поступков, контрастное сопоставление персонажа и вещей, которые ему принадлежат и исчерпывающе характеризующие его, гипертрофии какой-то черты, качества действующего лица, элементы трагикомического и гротеска [6, с.170-189].

Понятно, что школьное изучение каждого последующего художественного произведения потребует нового рабочего варианта анализа, и все это связано с жанровой спецификой, идейно-художественными особенностями произведения, уровнем подготовки учителя и учащихся, концентрацией их интеллектуальных усилий и эмоционального воодушевления, оптимальным выбором путей, методов и принципов анализа. Важное место в этом перечне принадлежит и целостной, хорошо продуманной системе учебных аналитических задач. Ученые справедливо замечают: «Готовя систему заданий к уроку, учитель, во-первых, должен четко осознать, какую цель он преследует, ставя задачу перед учащимися; во-вторых, выбрать оптимальный вариант задачи; в-третьих, избежать однообразия, разнообразив их типы и дав возможность школьнику проявить свое «Я» [8, с 109].

Запронована нами модель системы задач в контексте анализа художественного произведения и один из ее рабочих вариантов непосредственно ориентированы на углубление и развитие аналитических умений, которые должны стать определяющей составляющей творческих способностей старшеклассника - эрудированного читателя-исследователя.

Литература

1. Корсакова О. Способы формирования у учащихся опыта преобразовательной деятельности // Родная школа. - 2001. - №1. -С 31-42.

2. Корсакова О. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности // Путь образования. -1999. - №2. - С 35-39.

3. Мирошник СИ. Развитие творческой деятельности старшеклассников в процессе изучения украинской литературы: Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. - К.,2004. - 22 с.

4. Момот Л., Шелестова Л. Творческое развитие учащихся в процессе обучения// Путь образования. - 1998. - №1. - СЮ-12.

5. Пасечник Есть. А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях: Учебное пособие для студентов высших заведений образования. - К.: Ленвіт, 2000. - 384 с

6. Уважаемый В. М. Многогранность содержательной формы художественного текста. - К.: Высшая школа, 1978. - 255 с

7. Ситченко А. Л. Учебно-технологическая концепция литературного анализа: Монография. - К.: Ленвіт, 2004. - 304 с

8. Токмань Г. Л. Методика преподавания украинской литературы в старшей школе: экзистенциально-диалогическая концепция. - К.: Миллениум, 2002. - 320 с

9. Философский словарь/под ред. В. И. Шинкарука. - К., 1973.- 600 с.

10. Цимбалюк В. И. Литература и ученическое творчество: Пособие для учителей. - К.: Рад. школа, 1985. - 104 с.

11. Цимбалюк В. И. Письменные творческие работы по украинской литературы в 8-10 классах: Пособие для учителей. - К.: Рад. школа, 1981. - 126 с.