Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Симоненко Василий
Восприятие образного поэтического слова и развитие эстетических вкусов старшеклассников
Материалы к урокам по изучению интимной лирики В. Симоненко

С. Васюта,

преподаватель ОИППО

Ровно



Художественная литература - один из самых ярких видов искусства. Она дарит радость человеку, подносит ее духовно. Основным средством литературы как искусства слова является именно образная речь. Художественное слово порождается чувством (эмоциями) и влияет на чувства, выполняя одну из важнейших функций искусства - экспрессивно-эстетическую, оно является средством воспроизведения и созидания красоты.

Проблема формирования эстетических чувств многоаспектная. Древняя китайская философия, уделяя значительное внимание эстетике как науке, считала, что чувство прекрасного, возвышенного является опорой в формировании духовного мира личности. Античные мыслители - Аристотель, Эмпедокл, Пифагор, Платон - тоже рассуждали, какие чувства можно считать достойными человека, можно ли воспитать чувство. Например, Платон считал, что красота - необходимая ступень в интеллектуальном приближении к истине жизни, она - божество в форме, которая наиболее доступна для восприятия. Именно ему принадлежит создание учения о эстетическое созерцание.

С дальнейшим развитием эстетики как науки о чувственное познание и отделения от философии глубже изучались проблемы эстетических чувств в структуре эстетического сознания общества и индивида. От классической немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель) до современных философских трудов (А. Буров, С. Громов, М. Каган, В. Мазепа, Л. Юлдашов) эстетические чувства рассматриваются во многих аспектах:
особенности эстетических чувств, эстетическое чувство и художественное произведение, категории прекрасного, безобразного, трагического, комического и соответствующие им эстетические чувства, роль эстетических чувств в формировании гармоничной личности и другие.

В работах психологов Б. Ананьева, Л. Божович. Л. Выготского, Г. Костюка, А. Леонтьева, С. Рубинштейна, И. Павлова, Ч. Дарвина, В. Джеймса, П. Якобсона сосредотачивалось внимание на вопросе «есть Ли чувство исходным элементом познания?» и выяснялись свойства, сущность, структура чувств индивида. В. Джеймс приводит примеры того, как мы воспринимаем переживания героев: «слушая стихотворение»...мы нередко с удивлением замечаем, что по нашему телу пробегает неожиданно, как волна, дрожь, сердце стало сильнее биться, а из глаз вдруг полились слезы...» [3;279].

Также психологическими механизмами влияния искусства слова на личность занимались Есть. Крупник, П. Якобсон. Л. Выготский исследовал, что обычное чувство отличается от эстетического тем, что последнее завершается усиленной
деятельностью фантазии, и оно является «разумной эмоцией» [2].

Достижения психологии, философии, эстетики стали теоретической базой для педагогических идей в области эстетического воспитания. Значение и развитие духовной сферы личности, а также высших чувств в процессе обучения рассматривали Я. Коменский, Г. Песталоцци, A. Дистервег. Выдающиеся педагоги прошлого. Стоюнин, В. Водовозов, В. Острогорський, К. Ушинский, С. Русова, В. Сухомлинский считали искусство слова одним из важных средств влияния на развитие ребенка. «Слово, - писал В. Сухомлинский, - помогает глубже почувствовать тончайшие оттенки красоты, а красота как будто укрепляет в сознании эмоциональное забарвленнія слова, доносит до разума и сердца его мелодию и аромат...» [10;181].

Современная педагогическая мысль (В. Волошина, Б. Степанишин, Есть. Квятковский, Л. Лихачев, Есть. Пасечник, М. Таборідзе, Г. Шевченко) обосновали теорию и практику эстетического обучения и воспитания школьников на эстетико-культурологических принципах. Есть. Пасечник, исследуя вопросы динамики эстетического развития учащихся средствами литературы в процессе работы над словом, выделяет такие интегральные задачи, связанные с эстетическим воспитанием учащихся, показать красоту человеческих отношений, труда, быта, красоту человеческой души, природы, слова, самого произведения и эстетических идеалов писателя» [6;55].

В этом исследовании мы ставим цель: ввести старшеклассников в волшебный мир интимной лирики В. Симоненко, создать особое эмоциональное состояние, способствовать формированию эстетического отношения учащихся к его поэзии, развивать у детей умение художественного чтения интимной лирики, способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, верности во взаимоотношениях с любимым человеком.

Последние литературоведческие (В. Брюховецкий, Н. Винграновский, В. Гончар, И. Дзюба, М. Жулинский, В. Яременко) и методические (С. Тихолоз, Бы. Тихолоз, Г. Шляпа, Г. Витренко) исследования поэтики художественного слова Симоненко ограничиваются рассмотрением философской, гражданской лирики, о красоте интимной поэзии упоминается лишь вскользь, хотя содержание сборников «Тишина и гром» и «Земное притяжение» позволяет сосредоточить внимание именно на любовной лирике, поскольку внутренний мир лирического героя поэзии В. Симоненко находится в удивительной единства с миром окружающим, что находит свое идейно-эстетическое проявление в взаємопереплетінні интимных и гражданских мотивов, слиянии природного и общественного, личностного и космического начал.

Обзорное знакомство с этими сборками, что предполагается программой, можно провести в форме аналитической (посвященной анализу текстов) вступительной лекции монологического характера (читает сам учитель), однако, «учитывая современные требования к самостоятельной работе старшеклассников, следует лекцию сочетать с другими методами и приемами...» [1; 114]. Поэтому мы предлагаем применить
лекцию-диалог и использовать такие приемы: работу над составлением обобщающей таблицы {приложение), которую старшеклассники могут заполнить самостоятельно дома; выборочное выразительное чтение стихотворений учителем и детьми (вслух и молча); краткие реферативные сообщения, дискуссию, беседу, работу с биографическими материалами, теоретико-литературными понятиями. Таким образом будет обеспечиваться опытно-поисковая работа над эстетикой поэтического слова на уроке литературы, что значительно усилит его эффективность.

Программа НИИ педагогики Украины рекомендует для текстуального изучения лишь два стихотворения на эту тему:
«Она пришла», «Есть в любви и будни и праздники». Однако старшеклассники хотят рассмотреть больше стихов, узнать о личные чувства автора, его морально-эстетические принципы, и такой интерес к интимной лирики вполне естественный. Большинство психологов считают, что в юношеском возрасте редко встречаются нечувствительны, мало-эмоциональные натуры, ведь юность - это пора первых чувств, романтического и лирического восприятия мира. В художественной литературе учащиеся 9-11 классов ищут ответы на те проблемы, которые их наиболее волнуют, осмысливая и свое место в жизни. Старшеклассников привлекает психологический аспект художественных произведений, проблемы дружбы, любви, счастья, духовной свободы. Есть Пасечник отмечает, что «кроме конкретных образов, взятых за образец для подражания, может выступать и нравственный идеал обобщенного характера. Это - своеобразный эталон, на основе которого человек регулирует свое собственное поведение. Подражание идеалам - высшее проявление нравственной зрелости человека. Такое психологическое образование является результатом интериоризации различных воздействий, включая и результаты активного воздействия художественных образов, которые соответствуют внутренним потребностям личности» [6 ;69].

Восприятие художественных произведений в свете идеалов, ценностных ориентиров требует определенного подхода к их анализу, потому что перед учителем стоит важная задача -
помочь человеку сформировать эстетическое сознание.

В чем же тайна эстетической мастерства поэтического образного слова В. Симоненко? Как художник творит, свою формулу Любви?

Перед тем как наслаждаться, восхищаться лучшими образцами интимной лирики, нужно понять человеческую суть того, кто ее писал, его родословную, характер, темперамент, предпочтения, его морально-этические принципы, гражданскую позицию, идеалы.

«Больше всего люблю землю, людей, поэзию и ...село Биивцы на Полтавщине, где мама подарила мне жизнь». (Интервью корреспонденту радио после выхода сборника «Тишина и гром»). Первые уроки общечеловеческой любви малый Василько принимал от матери, Анны Федоровны (
«Матери»):

Я хотел бы, как ты, прожить,

Чтобы не тлеть, а всегда горіть,

Чтобы уметь, как ты, любить,

Ненавидеть, как ты, уміть.

Маленький ребенок уже была способна увидеть в самому дорогому человеку не только маму, но и женщину, которая так тяжело работала; это не мука сеялось, а мука, мамина мука нежных, следовательно молодых маминых рук: «Целую руки, крутили жернова в канун космической эры» (
«Жернова»). А какая до боли чувственная поэзия «Печь», в которой сгорает женская молодость, здоровье, красота, привлекательность: «Сколько в пасть этой обжоре Тетя бросила лучших лет...»

Разве ей не было 17,

разве не цвела, как весна,

разве не любила? А что теперь?

Сажа въевшейся жвачки черным насмешкой

В лепестки ее ладоней.

Хочется перефразировать Симоненко и сформулировать такую мысль: это не глум сажи, аллегорический образ зла изуродовал судьбу тете, это глумление того тоталитарного общества, когда женщина ничего общего не имела с такими понятиями, как женственность, изысканность, элегантность, а была лишь «пленницей», «наймичкой» извечной тяжелого труда.

Идеалы «счастливого будущего» 60-х на бумаге, экране были привлекательными, но жестокая действительность уничтожала их. В. Симоненко это хорошо видел, а потому бросил обществу предостережение:

Меньше горечи нестимем,

Станет ближе наша цель,

Как не будут в небо дымом

Подниматься женские лета.

А где же любовь в стихотворении
«Баба Анисья»? В чем автор красоту ее заметил? А она в первых строках, которых поэту хватило, чтобы уместить целую историю: «На каждой ее волоске трещит морозом зима...»

Когда она была молодой, имела большое человеческое счастье, потому что родила трех сыновей, свое вечное будущее. В народе бытует мнение: один ребенок - это пол-ребенка, два ребенка - один ребенок (и это еще не семья), трое детей - это уже цельная семья, гармония в браке. Возвращаясь к образу бабы Ониси, скучаешь по ее потерей, смертью детей, потому что когда женщина, которая по своему назначению должна рожать, растить, женить детей, надеяться на внуков, продолжателей ее рода, теряет их, то и теряет желание жить; все, что ее окружает, не имеет никакого смысла. Все эти Симоненко впечатления родом из детства, что в зрелости воплотились в поэзии.

Большая заслуга поэта в том, что он слишком прозрачно видел реальную жизнь, своим острым словом и четко определенной гражданской позицией бросал ему вызов, обвинял виноватых и обожал невинных, никогда не шел на компромисс со своим внутренним «Я».

Его любовь к женщине будет рождаться из этого неподкупного, чистого, откровенного, искреннего «Я»'.

Чего же хотел от жизни молодой Василий? За какими постулатами и ждал его пройти? (
«Можно», «Я хочу быть невменяемым»)

Можно жить, а можно существовать,

Можно думать - можно повторят.

И не могут согревать душу

Те, что не горят, не горят!

Я хочу быть невменяемым.

Я хочу в огне сгорите,

Чтобы не жалеть за прожитым,

Дымком на свете не чадіть..

То какого же любви хочет этот человек, когда в ней бушует столько страсти, любви к жизни? Васильева любовь должна быть «облаком», «бурей», «дождем», «громом», испепелить человека, истощить до боли, до сладкой боли:

Если же ты облако, а без грома,

Если же ты буря без воды -

Плыви удалеч неизвестную,

А душу сбоку обойди...

Ты придешь, как горячее лето,

Только грозами обпечеш...

Дни и ночи думать о тебе,

Выглядеть тебя щомить -

(«Спады мне дождем на грудь»)

И хочется так любит,

Чтобы даже камни безразлично

Захотело ожить

И жить!

(
«Люди-прекрасны».)

Только для этого, ей-богу, надо,

Трижды надо на свете жить!

(«Ты не можешь меня наказать»)

Любовь - это дар Божий, его необходимо ценить, ибо человеческая жизнь коротка, и нужно успеть им насладиться, считает поэт (
«Ты знаешь, что ты - человек?»):

И жить спешить надо.

Любить спешить надо.

- Смотри не проспи!

Не проспи, читатель, в тот момент, когда оно постучит в твою душу, радостно встреть, прими и впусти в свое сердце. Эта извечная истина любви, воплощенная поэтом в образах «Ты» и «Я» (
«Ну скажи - разве не фантастически»):

Ты и я - это вечное, как и небо.

Пока будут мельтешить миры,

Будут Я приходить к Тебе,

Идо других идти

Горди Ты.

Формула Симоненковой любви до гениальности проста, в то же время в своей простоте - сложная: «Это же мне стало впервые известно: Икс плюс игрек - это будешь ты.» («Икс плюс игрек»). Что еще вложить в эту формулу? И художник вкладывает щедрость, человеческую щедрость, ибо любовь не имеет права на скупость, оно должно увіковічитись в детях: «Благословенная щедрость! И мы рождены от щедрости любви («Щедрость»). Продолжают мнению следующие эротические строки из стихотворения
«Я ждал тебя с облака розово-нежной»:

И сегодня поклоняется сердце мое

Той земной, застенчивому, страстной женственности,

Что красотой жизни - материнством - становится.

В любви бывает все: разлука, боль, неуверенность, даже и жестокость. Именно щедрость должна преодолеть любые невзгоды (
«я Говорю с тобой молча»):

Задохнется от ярости серость -

Среди нас встанет искренность

Нам на счастье, а ей на зло.

И соединит наше тепло!

Ну вот и все, кажется, является поступление Книги В Любви. Симоненко, созданы основные нравственно-эстетические правила человеческого бытия, изобретенная формула любви, воплощенная в «Ты» и «Я», остается вникнуть в суть красивого чувства этой книги, прочитать, перечитать ее, найти полезное для себя, уметь увидеть любовь, не разминуться с ним, понять, взвесить, потому что настоящая любовь - непокваплива.

Поэтому, читатель, вперед! Хочется, чтобы ты увидел в данной разведке образ Любимой, Любимого, проследил, какое это робкое чувство, когда зарождается, и которое страстно, страстное, эротическое в выверенных взаимоотношениях мужчины и женщины. Мы стремимся к вашему осознанию истины, что любовь - не только радость и наслаждение, но и боль, страдания; в нем есть будни, потери. Учись, читатель, быть мужественным, выносливым. Но несмотря на все сумей его с чистой душой встретить и достойно пронести через всю жизнь.

Создав людей, Адама и Еву, Бог наделил их любовью, потому что это основа человеческой жизни, это его мораль, это особое состояние души. Когда человек любит дерево, то посадит еще одно, когда любит отца и мать - любить ее собственные дети, когда любит, то рожает, тем самым творит бессмертие жития. Человек, как и все, что есть на Земле, должно быть в паре. Это утверждает В. Симоненко в поэзии
«Березы, в снегу застывшие»:

Березы, в снегу, застывшие,

Иней на ветвях слезами,

О чем вы мечтаете, белые?

- О солнце мечтаем мы...

Нарушена гармония в мире природы: холод, иней, слезы - это не просто так себе природные явления, это символы одиночества. Природа не терпит пустоты, она ищет солнца - символа источника жизни. Так и у человека: одиночество - «глаза, наполненные горем».

Сердце у лирического героя поэзии, как и глаза, - это отдельная субстанция, имеет свою чувственность. Это уже психологический образ боли:

Сердце, недавно хилое,

Муко моя малая,

Почему щемиш, как никогда?

- Хочу ее тепла...

И лишь спустя искренней страсти лирический герой звергаеться до ума. И разве влюбленный человек властен контролировать его? Нет!

Розуме мой равнодушен,

Над чем ты думаешь друг?

Выручки меня хоть ты

- Хочу надежду найти...

Сколько боли вложено в эту игру слов, в эту несовместимость слов (оксюморон), что создали психологический образ одиночества: «Дотлевает холод мой в карауле, Я один мечтательный иду...»(
«Дотлевает холод мой в карауле»). Разве может холод быть в костре, костер - это же не обычный огонь, а костер, что горит, пломенить, все выше и выше поднимаясь вверх? Ответом является жестокое слово «один». В. Симоненко здесь уже не поэт, а художник, что не имел листа и карандаша, а найдя мольберт и сякие-такие краски, бросил мазок серой краски, именно серой, ибо серость олицетворяет одиночество, с одной стороны, а с другой - мудрость, благоразумие. Лирический герой мечтательный: он мечтает о будущем, вспоминает прошлое, и автор-жизнелюб и дает своему герою надежду: обязательно найти любовь («Море радости»):

Я с надеждой строю лодку,

И уже словно наяву,

С тобой, нежный, срібномовен,

По морю радости плыву.

И гомонят вокруг волны,

С бортов лодки смывают мох,

И мы с тобой уже не в силе

Быть несчастными вдвоем...

И снова эта персонифицированная, гиперболизированная стихия моря, что не может быть сторонним наблюдателем. Волны, как и люди, должны роптать, ибо безгранично большое счастье ходит возле них, они хотят смыть «мох» - символ грязи, зависти, сплетен. Человеческое чувство в стихах. Симоненко должен быть ценнее реалии рутины. Красота интимного над всем этим должна воспарить. Как можно быть несчастливым вдвоем? Конечно, можно, но у художника своя всепобеждающая формула любви, по которой он не хочет допускать ошибок!

Любовь, по его словам, - это наслаждение, вкус которой надо почувствовать. Интересной и довольно необычной по тематике и жанровым признакам является легенда
«Русалка», в которой автор утверждает, что любовь - понятие непостижимое, непонятное, его нельзя остановить, а когда оно горит, то нарушает законы, нормы, мораль.

Еще до сих пор никто не может объяснить, почему на одних мы смотрим спокойно, а в других закохуємось.

Русалка переступает строгий запрет: не вмешиваться в человеческую жизнь, а тем более - влюбиться в парней. А ей хватило только одного взгляда:

Умоляющим взором глянул удушу

И упал, кровавый, мне к ногам..

Одна психологическая деталь - «в душу глянул» - и уже зародилось до сих пор не известное чувство, и девушка-русалка не поняла этого, не смогла осознать его последствий - и в этом красивость безрассудности:

А у него брови - крылья кукушки,

А губы у него - бокал вина.

Как сильно сказано, пустых и лишних слов нет. Девушка, наверное, знает вкус сладкого вина, которое пьянит, но до любви еще не пригубилась устами, сердцем, душой, поэтому готова на все, чтобы почувствовать его. Вкус разбудил, растолкал неизведанные страсти, что поглотили ее полностью:

И я сказала:

«Пойду с тобой,

Навсегда брошу эту тишину...»

Но Царица, полная злобой,

Мне кричала :»Я прокляну!»

Зачем Царицы проклинать девушку? Потому что переступила границу дозволенного, пренебрегла запретом? Не был бы Симоненко, если бы все это было очень просто. Царица - аллегорический образ другого мира, того, где царит зависть, что уничтожает все, не гнушаясь ничем, даже любовью, но добро сильнее, любовь всепереможна и вечная:

Но, бедная, она и не знала

Что я богаче от того стала::

Я вижу солнце и вижу цветы...

Любовь развеет зловещие чары,

...их любви вечно жить и жить,

Листьями на тополя и бронзой звените.

По жанровым признакам произведение похож на сказку, в которой заколдованная красавица ждет своего освободителя, есть мораль, как в басне, но, чтобы это не было, сказка или байка, - это прежде всего замечательный гимн человеческим взаимоотношениям.

Рассматривая интимную лирику В. Симоненко, можно почувствовать в ней романтику вітаїзму, победное жизнелюбие, где человек возвышается со своими чистыми, благородными чувствами над примитивной обыденным. Художника интересуют ощущения героев в момент, когда они ищут счастье, находят, как реагируют на него, умеют преодолевать трудности, плаксивые, лживые, оказывают типично, так, как все, или способны сами справиться с определенными проблемами, умеют достойно расставаться, если это нужно; которым мужчины представляют образ любимой, а женщины - образ любимого. Проследим эволюцию красивого и безобразного в интимной лирике В. Симоненко.

Что-то новое в сердце забриніло,

Пробуждает мысль и бодрит тело,

Языков сп'янило запахом соцветий,

Но что - не могу понять...

(«Что-то новое в сердце забриніло»)

Ощущение неизведанного всегда интересное, странное, новое, и каждый его хочет почувствовать. Первые чувства полны наивности, робости, и в этом их неповторимость, чистота: Она до меня выплыла из тумана Моих робких юношеских снов.

(«Она пришла»)

Лирический герой касанием руки боится осквернить свою любовь в одноименной поэзии:

Я и в мыслях обнять тебя не смею,

А не то, чтобы рукой коснуться смел.

Я люблю тебя просто так, без надежды,

Без заунывных вздохов и без клятвенных слов...

Первая любовь робкое, забавное, как в той наивной «Песенке»:

Не выходила сама

Ты меня из дома.

У меня же смелости нет

И двух слов сказать.

Каких двух слов, зачем такое скрытое умолчания (апосіопеза), возможно, авторское преувеличение, ведь хватило бы одного, но того автору не нужно, так же не хватает духа, смелости легіню (такой у него состояние), и это главное. А вот в другой поэзии юноша своевременно не понял, чего хотела девушка, - и потерял то, чего еще не открыл, осознав потом:

И я не знал: ты плакать готова,

Ты аж дрожала, чтобы меня побить

За улыбку и за пустые разговоры, -

Я был школьник, разве же я умел любит!

И удачное название автор подобрал этой поэзии :
«Компаньонка» - по перрону, по вокзалу, а могла же быть по жизни; и изображены события имеют свое место: все происходит на вокзале, на перекрестке человеческих судеб: кто-то встречается, кто-то разводится, кто делает выбор судьбы, кто - нет...

В.Симоненко обращает наше внимание не только на юношескую неопытность, но и на девичью застенчивость, и радуется тому, ибо это прекрасно, правильно, так и должно быть, ибо это юные чистые души, и все у них впервые (
«Синий конверт»):

Где-то в вечер мерцающая звезда

Засмотрелась, видимо, не спроста,

Как девушка впервые несмело

Отправляла милому письмо...

Это письмо будет детский, наивный, небось, с ошибками от волнений, но прекрасный, потому что первый, возможно, судьбоносный, потому что звезда, что олицетворяет судьбу, является тому свидетелем... А вот картинка девственности, целомудрия, чистоты...

Ты еще не заглядывала ни к кому

Лобик свой упрямый и смелый.

Ты еще не касалась губами

Вечных и прозрачных тайн...

А вообще, любовь имеет лицо? Образ любимой рисует В. Симоненко, которое у нее волосы, глаза, губы, как она пахнет, или имеет его любви вкус, цвет, характер, форму, пространство, подвластное времени..?

Ты брела по ручьям, счастливая

В загадочной своей красе...

Но счастье твое еще долго

Голубіло с глаз у всех.

(
«Влюбленная")

И пылают, словно спелые вишни,

Властно подчиняя себе,

Губы нецелованным и грешны,

Глаза безумно голубые.

(
«Я тобі галантно не поклонюсь»)

Все равно люблю твои глаза

И волосы твое грустное.

Я люблю твои губы, и брови,

И осанку, и красоту твою.

(
«Тишина и гром»)

Я не могу тебе вовсе веры,

Как печальной увижу тебя,

Небо в сумрак бывает серым,

А на самом же деле оно - голубое.

(
«Почему грусть с тобой рядом?»)

А вот кисточка коснулся мольберта - и вспыхнул портретный образ:

«Вспыхнет твое белые волосы, Серые глаза и каре пальто».

Все выполнено по высшим законам эстетики искусства: не больше трех цветов - белый как олицетворение красоты и чистоты, серый - доброты и мудрости, карий (коричневый) как символ-желание ласкательно-чувственного наслаждения, эротичности, вечной женской тайны»(«Развели нас дороги мрачные»).

«Каре пальто» мог увидеть настоящий поэт, который не побоялся нарушить фольклорного права карего цвета только на «глаза», и, нарушив его, явил диковинку слова, новый взблеск в нем новой поэтической субстанции», - подчеркнет Д. Павлычко [5 ;152].

Любимая, по мнению поэта, должно быть закосичена чем-то чрезвычайным и пахнуть особенно, и улыбаться тоже:

Я же губами в роскошных косах

Соберу звездные огни..

(
«Невесте»)

Мир твоими, моя дорогая, кудрями пахнет!

(
«Ой махнули белые кони...»)

Ты приди, улыбнись мне, Ластивъятко мое вьющиеся.

(
«Ожидание»)

Цвет синих глаз у автора - это не образ грусти, это образ красоты, страсти (сочетание синего с красным - «пламя синих глаз) и одновременно - мудрости, успокоения, рассудительности, именно такой видит В. Симоненко любимую («Ожидание», «Я не умру от отчаяния и муки»):

Я жду тебя, моя милая,

Чтобы пламенем синих глаз

Ты тревогу мою погасила.

Я не умру от отчаяния и муки,

Лишь в одинокой ночи весной

Все будут снится милые, теплые руки

И глазки синие и ясные.

Любимая у Василия Симоненко «украшенная» и «милая», «нежная» и «добра» по состоянию души.

Быть влюбленным, по мнению художника, - это находиться в особом состоянии, в состоянии «бури», «грома», «дождя ...моря». Все это так, но поэт, кроме того, что романтик, еще и реалист. Сила его поэзии в правдивости:

Есть в любви и будни и праздники,

Есть в нем и радость и сожаление,

Потому что нельзя спрятать жизнь

За розовых иллюзий вуаль.

Действительно, жизнь - не сказка, а любовь - это его неотъемлемая часть, после первых сильных вспышек страсти приходит покой, затишье, у кого - то-привычка, некоторые через прозу будней теряет поэзию любви. Одно слово, одна зрительная деталь - «розовая вуаль», а сколько вызывает мыслей. После страстных поцелуев, громких взрывов шампанского, веселых музыкантов наступает реальное завтра, исполненное вопрос: как жить дальше? Многие, разбивая свою любовь вдребезги об жизненную суету сует», не задумывается над тем, почему ради нее не уймет «мелкие облачка образ»? Да, проблемы могут быть большими, но, как метко заметил автор, они все равно «мелочные» в сравнении с чувствами двух любящих сердец. Сколько в мире разводов! Хочется крикнуть: «Люди, стойте, суд вершить будет не судья, а Любовь! Она вам этого не простит! Берегите, что имеете»: «Потому что тебя и меня бы судила Не обида, не гнев - любовь».

Любовь - это и испытание чувств временем, болями, болезнью, разлукой, - чего только не придумает скорбь. Лирический герой поэзии
«Там, в степи, скрестились дороги» спрашивает у своей половинки:

Мы еще идем. Ты-то мне говоришь.

Твоя красота цветет в моих глазах.

Но скажи: ты со мной рядом

Пройдешь безтрепетно по скрещенных мечах?

В жизни надо уметь воспринимать любовь как дар Божий, но и нужно достойно пережить и «безответная любовь», выйти из этой ситуации с достоинством, так, как это галантно, благородно, благородно «оказывает лирический герой поэзии
«Когда б тебе желал я слез и муки»:

Нет я бы не стал тебя огнем жечь,

С тобой бы разделался без сожаления:

Я бы пожелал тебе кого так любить,

Как я тебя люблю.

Истинно мужская выдержка: злоба, что перегорела в собственной душе, вылилась в пожелания девушке страстно влюбиться и почувствовать не одиночество, а силу любви.

Для В. Симоненко безответная любовь это еще полбеды, а вот грязь в нем - это трагедия, что горьким ядом оскверняет моральные ценности человека. Глазами мужчины автор сочувствует женщине, что оказалась в трудной ситуации, она у него предстает в образе беззащитного ромашки, хотя сама же флиртует. Но, по авторским видением, женщина имеет на это право, ибо не было бы тогда ею. Как настоящий джентльмен, поэт анти тезовими аллегорическими эпитетами «кроткие» и «чужие» осуждает измену мужа в стихотворении «Цвела ромашка в поле на грани». Как можно топтать цветок - это любовь, воплощенная в хрупкой ромашке, нежном женском естестве:

А он тебя и не любил одну,

А только как украшение для букета.

Следующая поэзия «Одурена» является весьма краткой по содержанию, но в том-то и заключается мастерство В. Симоненко как художника слова, умение раскрыть в ней большую драму, что происходит в женской душе, обрисовав картину контрастных чувств:

Он безразлично пожал ей руку

И не слышал ее милых упреков.

Разве упреки милыми бывают, когда ей больно и горько? Это просто милая, нежная женщина, которая не может поступить так же или требовать того, чего нет, - утверждает автор. - Разве каблуки могут стонать? Зачем такая персонификация? Это стонет растоптана женское достоинство. Именно достоинство имел в виду автор, замечая, что именно ее невыносимо больно терять. Следствием подлых мужских поступков есть женские слезы, плач, не плач, а рыдания - крик души, полынное разочарование, черная пустота.

И снова В. Симоненко как автор поэзии обвиняет мужа за разбитое чувство: «И стоял он, тупой, плечистый И равнодушен, словно бревно...» Это не огрубевшая лексика, не пошлая - она правдивая, воспроизводит истинную суть поступка мужа.

В стихотворении
«Соперники» три действующих лица, два соперника - Солнце и Ветер, а третий - лирический герой, который осуждает их обоих, потому что не видит здоровую борьбу за любовь, а спор за право быть первым, лучшим. В этих аллегорических образах Солнца и Ветра воплощен тип легкомысленного любовника:

Я бы хотел, чтобы вы мне сказали

Без лжи, без рыданий и воя:

Сколько раз вы уже любили

За свое бесконечное жизни?

Наблюдатель - образ того мужчины, который умеет любить, знает цену чувствам:

То, что бросали вы, как ожерелье,

Міліонам красавиц до ног,

Я в душе недоторкано чистым

Для друга для нее сохранил.

Не сказал автор, что именно сохранил, и не нужно, читатель имеет право домыслить сам - чистоту!

В. Симоненко - не просто поэт, а мастер формы совершенной сути. Словом «любовники», что имеет грубое окраска в стихотворении «Сколько хникають уже любовники», обвинит превозношения над ним. Чтобы передать безобразное в любви, художник использует выразительное средство поэтического синтаксиса - гиперболизированное анафору:

Сколько хникають уже любовники,

Сколько пышных фраз говорят,

Сколько денег потратил на танцы,

На конфеты каждый из нас!

И что от того - счастье пахнет медом? Нет! Суть в слове «сколько», правильнее - в риторическом вопросе-ответе: «Сколько потом за нас проливали Милые глаза соленых слез!» Образ женских слез это образ моря, в котором берег немыслимо найти, потому, бросаясь от одной любки к другой, можно и самому утопиться.

Своей позиции до показного, кощунственного любви автор не скрывает и в поэзии
«Мне казалась пошлою и мерзкой»:

Бравада напускная безусых юношей,

Вечерами, пригасивши свет,

... смаковали громко и цинично

Свои любовные утехи и наслаждения...

Разве любовь «язикате», многословное? Прямого ответа художник не даст, он создаст такую яркую стилистическую фигуру, как антитеза, в которой выяснит интимную суть любви:

В комнате тхнули прелые сигареты,

А мне мерещились белые нивы....

И резал нос неприятный дух.

И ты мне на плечи клала руки...

А вот еще интересная мысль, воплощенная в стихотворении
«Я тобі галантно не поклонюсь»:

Я тобі галантно не поклонюсь,

Комплимента отродясь не зліплю,

Только в глаза нежно посмотрю,

В них свою тревогу утоплю...

Складывается впечатление, что в стихах В. Симоненко только человек может быть легкомысленным в любви. А женщина, что - святая? Скажет свое слово художник и о женский взгляд лукавый, в котором хитрость и захвата сплелись, о «фальшивую улыбку», о глаза, в которых видно пустоту, легкомыслие, про глаза, что «пышут жаром, только лед видно в том огне». Автор не просто осудит и все, а противопоставит нещирому любви истинное (
«В вагоне»):

Я же не хочу, я не имею права

На мелочи сердце розпилить.

И сказать должен я, кстати,

Что клялся в верности второй.

Разве стоит мгновение иллюзии, чтобы потом жалеть верным любовью, испытанным временем, знакомым и нежным к сладкой щемящей боли в душе. В. Симоненко, как и его лирический герой, не хочет разочароваться во всех женщинах, а потому двуличности противопоставляет образ милой, у которой глаза «нежные и ясные».

Любовь - это своеобразный грусть, понять который не всегда можно, да и не стоит это делать. Любовь - это беспокойство, тревога, все в нем есть: радость и горе, счастье и боль, однако никто не хотел бы от него отказаться, потому что «мир всегда благословляет «И солнце, что встает, и сердце, что любит» («Любовь»).

Поскольку основной задачей литературного образования в школе является утверждение эстетической функции искусства слова, то процесс преподавания литературы предполагает формирование таких читательских качеств: эмоциональной взволнованности, развитой творческой и воспроизводимой воображения; умение видеть поэтические образы (детали) на уровне слова, чувствовать и понимать их красоту (уродство), глубоко осознавать их значимость. Учитель должен найти такие методы и приемы работы над восприятием поэтического слова, которые бы активизировали мыслительную деятельность учащихся, побуждали их мыслить самостоятельно.

Литература

1. Волошина Н. И. Научные основы методики литературы: Учебно-методическое пособие. - К.: Ленвіт, 2002. - 344с.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. - М.: Лабиринт, 1997. - 415 с.

3. Джеймс В. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Просвещение, 1991. - 368с.

4. Неделько В. Новые имена в программе по украинской литературе. - К.: Образование, 1993. - С. 249-276.

5. Павлычко В. Василий Симоненко //Павлычко Д. Над глубинами : Литературно-критические статьи и выступления . - К., 1983. - 152 С.

6. Пасечник. Есть. А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - К.: Ленвіт, 2000. - 384с.

7. Симоненко В. Берег ожиданий. / Выбор и комментарии Ивана Кошелівця . - К.: Научная мысль, 2001. - 248 с

8. Симоненко В. В твоем имени живу. - К. : Радуга, 1994: -350 с

9. Сом М. С матерью наедине. - К. Молодежь, 1990.

10. Сухомлинский В. О. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Сухомлинский В. О. Избранные произведения в пяти томах. - К.: Рад. школа, 1976. - Т. 1. - С.55-206.

11. Ткаченко А. Василий Симоненко: Очерк жизни и творчества. - К.: Днепр, 1990. - 310 с




Приложение

«ТИШИНА И ГРОМ» «ЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ»

ТИП, ЖАНР ЛИРИКИ

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

ТИП, ЖАНР ЛИРИКИ

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

ИНТЕРЕСНАЯ МЫСЛЬ

Гражданская лирика

«Жернова», «моя родословная», «Дед умер», «Первый», «Печь», «Некролог кукурузном кочанные», «Вор», «Я», «Ты шла дорогой гнилой», «Варвары», «Нет, не вмерла Украина», «Обманутая могила» «Земля кричит», «Кривда» (новелла).

Народ мой!

Титан несокрушимый, что небо подпирает голубь!

Мы - это не множество стандартных «я»,

А множество вселенных разных...

А над землей бомбы стугоніли,

И падали тела на рваный провод...

Гражданская лирика

«Мир какой - сказочное кружево», «Лебеди материнства», «Геростат», «Где сейчас вы, палачи моего народа», «Неужели?», «Красные ландыши», «Прохожий», «Ошибка», «Предостережение славолюбцеві», «Містикові», «Торжествуют», «В попугаях», «Лев в клетке», «Капля в море», «веселые похороны», «Щедрость».

Можно все на свете выбирать, сынок, Выбрать нельзя только Родину.

Народ мой есть! Народ мой всегда будет! Никто не перечеркнет мой народ!

Ошибались не только люди, Ошибались даже святые.

Благословенная щедрость! Все от нее, От щедрости мыслей, сердец и рук.

«Тишина гром» засвидетельствовала появление поэта широко художественного диапазона, незаурядного художественного дарования, а главное - честной и прямой жизненной позиции; сурового и нежного, мудрого и наивного, который знал жизнь из «первоисточников» и имел все данные, чтобы вырасти в художника первой величины...» «...Первая сборка была, к сожалению, и последним прижизненным книгой поэта.»

Интимная лирика

«Письмо», «Уманским девушкам», «Пучок земляники», «Она пришла, в груди набухла тревога», «И чудно и странно как-то», «Влюблена», «Любовь», «Буду тебя ждать там, где вишня белая», «Березы в снегу застывшие», «Будто капли желтые в темную воду», «Ты не можешь меня наказать», «Есть в любви и будни и праздники».

Дни и ночи думать о тебе.

Выглядеть тебя

щомить -

Только для этого, Ей-Богу, надо,

Трижды надо на свете жить!

Есть в любви и будни, и праздники,

Есть в нем и радость, и сожаление,

Потому что нельзя спрятать жизнь

За розовых иллюзий вуаль...

Интимная лирика

«Развели нас дороги мрачные», «За рекой - только вишни», «Икс плюс игрек», «Черноволосой математичці», «Берег ожиданий», «Все обиды и несправедливости к другу», «Ну скажи - разве не фантастически», «Дотлевает холод мой в карауле», «Я тебе галант-ка не поклонюсь», «Абажуры», «Сколько хникають уже любовники».

Пока будут мерцать

миры,

Будут Я, приходить

к тебе,

И к другим идти

Горди Ты.

В женском феврале горе

Захлебывается наша любовь.

В «Земном притяжении»

спета песня любви к отчему краю, к простым труженикам, к любимой; недвусмысленно высказанное пренебрежение к всевозможным людишек, палачей и прихвостней; мощный морально-этический заряд этой книги делает ее одной из этапных в истории украинской литературы» «кстати,...зауважувалася и возможность другого названия - «Красный клекот...»

Ткаченко А. О. Василий» Симоненко. Очерк жизни и творчества.

Пейзажная лирика

«Флегматично зима тротуару поскрипывает», «Уже день кажется седым и бессильным».

Мир кажется

волшебной сказкой,

Неразгаданным плетением мечтаний.

Пейзажная лирика

«Осенний диссонанс», «Из окна», «Упало солнце в вечернюю пыль»

Полынь снегов ползет по горизонте, Щекочет горизонт запахом горьким. Неспешно кружатся более им...

Юмор и сатира

«Гневные сонеты» - «Погода», «Без названия», «Письмо читателей поэту», «Мудрая сова», «Часы», «Река и пойма», «Дупло», «Зоркому».

И только тот, кто чихает

на погоду,

Тот, кто не служит

чреву в угоду,

Сумеет правде и разуму

служит.

Юмор и сатира

«Прогулка по кладбищу», «Кляузникові» «Суетливом», «Псевдовченому», «Ледареві», «Бюрократу».

Весь мир спешил и суетился - Попал в ад, в рай - опоздал.