Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Литература и психология
Анализ пятиклассниками поступков и поведения героев сказок

Н. Соловьева,

учительница украинского языка и литературы;

Л. Бучковская,

практический психолог Каменец-Подольский





Сегодня, когда происходит гуманизация образования, мы не можем быть лишь пассивными наблюдателями и «витлумачниками» давно привычных для нас понятий, явлений. Методика литературы с течением времени переосмысливает фундаментальные категории - историзма, социальности и психологизма. Прорабатывая литературные произведения, мы подробно характеризовали первые две, забывая про третью, не менее важную.

Сочетание литературы с психологией возможно во время анализа персонажа художественного произведения, ибо психология через сознание познает личность, а литература - через художественный образ. С помощью психологических знаний мы можем глубже и основательнее охарактеризовать литературных персонажей.

Такую работу нужно начинать уже с 5-го класса. Именно в этом возрасте формируется характер, происходит становление личности.

Государственные стандарты новой программе 12-летней школы определяют знания, которые необходимо получить учащимся в определенный возрастной период. Школьники, изучая сказочные произведения, должны уметь давать характеристику героям через поступки и поведение уже в начале года в 5-м классе. Но эти понятия имеют психологическую подоплеку, на что надо обратить особое внимание. Новая программа 12-летней школы предусматривает формирование у учащихся 5-го класса умения сравнительного анализа героев художественного произведения, сопоставляя их поступки со своими. Но в этом возрасте, основываясь только на поступках и поведении героев, поверхностно знакомясь с характером и его чертами, мы не можем осуществить такой анализ из-за того, что дети лишь фрагментарно изучают характерологические понятия и не готовы к этому. Малообізнаність, возрастные особенности, адаптационный период перехода к среднему звену обучения, недостаточно развито мышление и восприятие - все это не дает возможности в полной мере осуществить такой анализ. Поэтому мы предлагаем подойти к анализу героя таким образом, чтобы прослеживалось накопления знаний, умений и навыков по этому вопросу согласно возрастных особенностей детей.

Такую работу стоит начать со сказки «Мудрая девушка» (взято на выбор). Учитывая ранее приобретенные детьми знания, мы предлагаем характеризовать сказочных персонажей, опираясь на их поведение и поступки, придавая при этом дополнительную информацию с опорой на психологию.

Работу над сказкой стоит начать ученикам дома, знакомясь с ее содержанием. На уроке учитель, основываясь на знании текстового материала детьми, используя определенные методические приемы, учит начальном анализа сказочного персонажа.

Для примера схарактеризуємо героиню этой сказки - Марусю.

С помощью вопросов подводим учащихся к объяснению поступков и поведения, которые совершает главная героиня. Ориентировочно они могут быть такими:

1. Кто такая Маруся?

2. Каково ее отношение к отцу?

3. Что заставило девушку выполнять задание господина?

4. Какие действия героини указывают на мудрость?

5. Почему господин отпустил девушку?

6. Нравится ли вам поведение Маруси?

7. Представьте себе, что Маруся не выполнила господину задачи. Что случилось бы с ней и ее отцом?

8. Приходилось ли вам выручать из беды своих папу, маму, братика или сестричку? Расскажите об этом.

Такие вопросы побуждают проследить поступки девушки, которые обусловливают ее поведение. Поэтому следующим шагом будет ознакомление учащихся с психологическими понятиями «поступок» и «поведение»(запись в тетрадь).

Поступок - это форма поведения героя.

Поведение - это непосредственные действия, которые направлены на взаимодействие героя с окружающей средой.

В поступках прослеживается позиция личности, ее нравственность. Поступки являются составляющими поведения. Поэтому можно говорить о достойном или недостойном поведении.

Анализируя поступки, мы постепенно подводим учащихся к анализу поведения героя. Предлагаем назвать поступки (с записью в тетрадь) и найти им текстовое подтверждение. Таким образом учитель направляет учеников к размышлению: поведение Маруси достойная или нет?

Используя прием «мозгового штурма»,

учитель побуждает учащихся к самовисновків. Если ученики не могут сделать этого самостоятельно, учитель направляет их следующими вопросами:

1. Нравится вам поведение Маруси или нет?

2. Можно ли поведение героини назвать достойной?

3. Хотели бы вы дружить с таким человеком?

Следующим программным произведением является литературная сказка «Крашеный Лис» И. Я. Франко. Содержание учебного материала предлагает образ Лиса рассматривать через анализ черт характера. И в государственных требованиях к уровню общеобразовательной подготовки учащихся обращается внимание на умение детей давать собственную оценку поступкам и поведению действующих лиц». Поэтому мы предлагаем продолжить работу над характеристикой, анализируя образ Лиса за его поступки и поведение.

Этот анализ проводится поэтапно.

На 1-м этапе учитель предлагает учащимся найти и прочитать выразительно отрывки из сказки, где прослеживается поведение Лиса к его окраска. Такая подготовительная работа помогает лучше понять, воспринять сказочного персонажа, вызвать интерес у учащихся.

«Посидев около двух часов...» до слов: «...через забор на улицу».

«Сник, съежился...» до слов: «...такие хорошие вещи».

«Наш Никита закрутился...» до слов: когда

прибежали целой кучей псы, рыча, гарчачи, нюхая».

«Так он выждал...» до слов: через перелазы,

из капусты и кукурузы бросился к лесу».

Через ряд вопросов учитель побуждает учащихся к анализу этого поведения. Вопросы должны быть доступными, понятными, четко сформулированными, направленными на понимание и осмысление поступков Лиса Никиты.

Ориентировочные вопросы:

- Чем хвастался Лис ? (Что он в белый день с базара курицу украдет).

- Решился Никита на такой поступок ? (Так, хотя ему было боязно).

- Сумел ли он выполнить обещанное? (Нет, ему помешали собаки).

- Каким образом Лис спасся от собак ? (Шмыгнул в ближайшие ворота, и на дворе вскочил в бочку с краской).

Такой анализ дает возможность сделать вывод, что Мы-кита вел себя как настоящий лис. На его месте любой другой лис поступил бы так же, потому что такое поведение присуще всем лисам.

На II-м этапе проводится беседа по рисунку,

помещенным в учебнике. Ученики, рассматривая рисунок, описывающих поведение Лиса, учитывая внешние признаки. Именно таким образом осуществляется подход к анализу поведения Никиты после покраски. Ориентировочные вопросы:

- Каким вы видите на рисунке Лиса? (Окрашенного в синий цвет).

- Испугались звери существа, которую увидели? (Все лесные жители, которых мы видим на рисунке, перепугались и будто замерли в ожидании того, что скажет этот не известный никому зверь).

- Изменился ли сам Никита? (Изменился как цветом, так и своим поведением. Он будто радуется, подпрыгивая, и его обрисовано более величественно, чем других).

Ученики убеждаются в том, что поведение Лиса не стала ни лучше, ни хуже, а осталась такой, как и была: хитрил Никита, чтобы выжить, ранее, хитрит и в дальнейшем.

На III-м этапе уместно будет провести параллель с современной жизнью, предложив ученикам рассказать о том, приходилось ли им встречать или иметь дело с такими «крашеными лисами»? Школьники заметят, что люди часто скрывают свое внутреннее «Я», поступают так, как им выгодно, хитрят, приспосабливаясь к внешней среде. Таким образом учитель подводит учащихся к осознанию того, что и среди людей встречаются такие «крашеные люди», как наш Никита.

На IV-м этапе учитель подводит итог проделанной работы. Особое внимание обращается на концовку произведения, где автор рассказывает о судьбе Лиса и побуждает к выводу, что все тайное когда-нибудь выходит наружу. Поэтому учитель предлагает учащимся задуматься над собственным поведением. Именно она будет определять их будущее жизни.

Согласно программе, учащиеся продолжают работу над характеристикой героев, изучая сказки «Потерчата» и «Хуха-Мшанки». Королива-Старого, где уже самостоятельно характеризуют персонажей, оценивая их поступки и поведение с позиции гуманизма. К этому времени мы анализировали поступки и поведение людей и животных, а теперь предлагается осуществить анализ поступков фантастических существ, которые тоже могут управлять своим поведением. Такой анализ лучше провести во время «урока-репортажа», который побуждает учащихся к творческой деятельности, абстрактного мышления, дает возможность самостоятельно оценивать поступки и поведение сказочных персонажей.

Урок-репортаж предусматривает деление класса на шесть групп журналистов-исследователей, которым на карточках раздаются задания для подготовки репортажа. Обращается внимание и на время, за которое ученики должны собрать информацию для выступления. С подготовленным сообщением выступает представитель каждой группы.

Карточные задачи.

Подготовить репортаж о таких событиях и персонажах:

- мифических существ сказок;

- Потерчат и их поступки;

- Домового и его поведение;

- жизнь и поступки Хухи-Мшанки;

- жизнь и поступки Хух и ту благодарность, которую они требуют от людей;

- как изменили добрые поступки фантастических существ поведение людей.

Такая работа предполагает понимание и осознание детьми того, что добрые поступки и достойное поведение могут творить настоящие чудеса.

Предложенный подход к психологической характеристики героя предусматривает различные формы и методы работы учителя на уроке. Учитывая традиционный подход, мы дополняем его психологическими знаниями, которые будут способствовать лучшему пониманию, осознанию, усвоению и применению учащимися в повседневной жизни. Поэтому этот материал является лишь первым шагом к системе работы над психологической характеристикой героя.

Литература

1. ВітенкоІ. С, Витенко Т. И. Основы психологии. - Винница: Новая книга, 2001. - 255с.

2. Мовчан Г. Украинская литература: Учебник для 5-го класса загальноосвіт. навч. зал. - К.: Генезис, 2005. - 240с.

3. Программа для общеобразовательных учебных заведений./ Под ред. Г. Мовчан. - К.: Перун, 2005. - 201с.