Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Украинка Леся
Литература родного края
«И Лесин дух из слова в душе льется»
8 класс

Г. Пресс,

учитель украинского языка и литературы

Житомир



Ход урока

Цель: познакомить восьмиклассников с творчеством славной землячки Леси Украинки; раскрыть глубокий смысл ее поэзии; развивать способность воспринимать и понимать лирические произведения; воспитывать любовь и уважение к великой поэтессы.

Форма проведения: литературный журнал.

Оборудование: портреты Леси Украинки разных лет; на доске - страницы литературного журнала.

Эпиграф:

Желаю так закончить я свой путь,

Как начинала: с пением на устах.

Леся Украинка

И. Мотивация

Каждый край, его земля и небо, солнце и воды, леса и травы, что на земле вырастают и теми водами напуваються, имеют свою неповторимую красоту, характер и судьбу свою.

Каждый край рождает своего Поэта, надеясь обнаружить себя через его Слово ... Родная земля виколисує и воспитывает своего Певца.

Рождения Поэта всегда чувствуется природой - замолкают леса и вслушиваются в свою тишину, на мгновение зависает в воздухе капля росы, что скатилась с сосновой ветки. На какую-то долю дольше задерживается заходящее вечернее солнце, медлит погаснуть, чего-то ожидая.

С каждым рождением Поэта снова и снова рождается надежда природы, надежда народа. Мудрость природы и мудрость народа в тревожные для них времена проявилась в том, что действительно огромный талант было вложено в сердце и уста слабосильной девушки.

И вот зазвучал ее голос - тихий и нежный, проникновенный и мелодичный, страстный и лучистый - голос великой Леси Украинки.

И край, что ее родил, услышал этот голос, услышал и ожил, встрепенулся в новой надежде, наполнился живым поэтическим миром.

Наш родной край ... В этих словах

Какой же смысл богат!

Это милый, родной сердцу путь

От родительского дома.

Леса Полесья и реки,

И льна голубизна,

И родная школа, родной класс...

Это все - моя Отчизна.

Наш родной край ...Это он взрастил

Нам Лесю незабываемую,

Что Прометеєвим огнем

Путь осветила человечеству.



II. Объявление темы и цели урока

Да, именно о Лесе Украинке, нашу землячку, пойдет речь на нашем уроке литературы родного края. Листая страницы устного литературного журнала, мы окунемся в мир страстного поэтического слова.

Страницы журнала:

I. Радуйся, деточка, пока еще маленькая

II. На путь я вышла ранней весной

III. При свете грез

IV. Порвалась бесконечная разговор

V. Да, я жива! Я буду вечно жить!

VI. Долго искренними словами к людям буду говорить я

III. Восприятие и усвоение учебного материала

И страница. «Радуйся, деточка, пока еще маленькая»

Где бьется Случ у берега в камнях,

Неизменные в изменчивости веков,

В старом Новгороде на Волыни

Старесенький домик стоит.

Этого домика приветливые стены,

Домашняя тишина его тепла

Были первым светом для ребенка,

Что родилась тугие здесь росла.

Русалкой запрыгивала в плесе,

Над Случью на венки собирала цвет,

Выросла, назвалась Украинка Леся

И воином пошла в широкий мир.

Леся ни одного дня не училась в школе. Учителями ее были мать - писательница Елена Пчилка, отец - Петр Антонович, книги и жизнь.

Жила семья Косачей на Волыни. Девочку поражала бедность крестьян, крестьянских детей, с которыми она дружила. Они были неграмотные. Это удивляло малышку Лесю, и она учила их грамоте.

Чужую боль воспринимала как собственный. Несправедливость, неправда угнетали ее. ей хотелось протестовать. Когда Лесе было 9 лет, неожиданно арестован за революционную деятельность ее любимую тетю Элю. Ужасно тяжело она пережила эту весть и написала стихотворение «Надежда».

Ученик читает стихотворение «Надежда».

Ни судьбы, ни воли у меня нет,

Осталась только надежда одна:

Надежда вернуться еще раз на Украину,

Посмотрят еще раз на родную страну.

Взглянуть еще раз на синий Днепр, -

Там жить или умереть, мне все їдно;

Посмотрят еще раз на степ, могилки,

Последний раз вспомнить палкії понятия...

Ни судьбы, ни воли у меня нет,

Осталась только одна надежда.

Леся быстро перенимала народные песни, пела, записывала их. Послушайте одну из них.

Ехал казак дорогой,

Встретил девку убогую,

Загадал ей семь загадок:

«Ой, что растет без корня,

Ой, что бежит без повода,

Ой, кто плачет - слез не имеет,

Ой, что играет - голос имеет,

Ой, что горит без угольки,

Ой, кто живет без жены,

Ой, цветет без цвіточка -

Отгадай-ка, дівчиночко».

«Камень растет без корня,

Вода бежит без повода,

Сокол плачет, слез не имеет,

Скрипка играет - голос имеет,

Солнце горит без угольки,

Казак живет без жены.

Все загадки отгадала - вот теперь твоею стала».

Очень любила Леся бывать на ярмарках, наблюдать народные праздники, свадьбы. Зимой 1881 года на празднике Крещения простудилась. С этого времени и начинается ее тяжелая, изнурительная борьба с болезнью.

Ученица.

Как ребенком, бывало,

Упаду себе на беду,

То хоть в сердце боль доходил,

Я себе вставала тихо.

«Что болит?» - меня спрашивали,

Но я не признавалась. -

Я была маленькой горда, -

Чтобы не плакать, я смеялась.

Когда Леся жила в Колодяжном, у нее очень заболела рука, и девушка вынуждена была бросить игру на фортепиано. Мучительна была эта разлука. Позже боль выльется в поэзию «К моему фортепиано».

Ученица читает стихотворение «К моему фортепиано»(В сопровождении музыки Шопена).

Мой давний друг! Должен я с тобой

Расстаться надолго ... Увы мне!

С тобой привыкла я делиться печалью,

Вповідувать мысли веселые и грустные.

Поэтому при тебе, друг мой давний, верный,

Прошло жизни дитячеє мое,

Как сяду при тебе я в час вечерний,

Много воспоминаний тогда встает!

Картина предстает: зібравсь скатывается,

Осуществляет вещи, и поет, и гука,

На клавишах твоих быстрый танец

Чья-то веселая виграва рука.

Когда я грусть свою на струны клала,

Появилась целая стая изящных грез,

Радугой моя надежда играла,

Далеко разносился мыслей легкий рой.

Расстаемся надолго мы с тобой!

Зостанешся ты в одиночестве немом,

А я не буду знать куда деться с печалью ...

Прощай же, старый, дорогой друг мой!

Когда Лесе исполнилось 13 лет, у нее накопилось уже несколько стихов, и мама, посоветовавшись с дочерью, подбирает ей псевдоним «Украинка» и публикует в журнале стихотворение «Ландыш», с тех Пор и пошли по всему миру прекрасные стихи, подписанные этим гордым, нежным и красивым именем - Леся Украинка.

Сценка «Я иду к людям»

Учитель. Ты, девушка, в какие миры путешествуешь?

Леся. Я - к людям.

Учитель. А как твое имя?

Леся. Леся.

Учитель. Но выросла ты, девушка красивая?

Леся. Меня весна при лугу породила,

Заквитчала в подснежники. Водила она

Меня за руку на поля,

На дальние луга, до старой ивы,

Расщепленной громом весенним,

Водицей из колодца степной каждое утро поила ...

... Была я свободна и счастлива.

И как-то днем, когда кончился ливень,

Я на отаве дудочку нашла,

Обветренную, старую, робітникову.

Заиграла я и услышала странный язык -

То речь муки человеческой была ...

Так впервые я почувствовала муку песни,

Которая певцу сна не принесет,

Какова его будить и вести,

И сіятиме слово молодое, пока

Сам он густыми зарослями

Пробудившихся от сна не поведет...

И я теперь на путь ступать должен,

Я спешу, я к ним иду.

II страница. « На путь я вышла ранней весной»

Ученица читает стихотворение «Мой путь».

На путь я вышла ранней весной

И тихое пение несмелый спела,

А кто встречался на пути со мной,

Я искренним сердечком приветствовала:

«Самой недолго сбиться с пути,

И трудно с нее сбиться в группе».

Я иду путем, песни свои пою;

И не ищите в них пророческой науки, -

Нет, голосуя громкого не имею!

Когда же кто слезы льет из тяжелой муки, -

Скажу я: « Вместе плачмо, брат мой!»

С его плачем я пение з'єднаю свой.

Или только тернии на пути найду,

Или стріну, может, где и цвет красочный?

Или к определенной цели я дойду,

Или без поры окончу свой путь тернистый,

Желаю так закончить я свой путь,

Как начинала: с пением на устах.

На годы юности Леси Украинки приходится значительная часть поэтических произведений. Вопреки всем невзгодам молодой талант рос, верил в себя. С каждым годом в этой физически слабой девушке развивались духовные силы. Леся шла по жизни с мыслями о народе, об Украине. Эти мысли и чувства породили страстное, правдивое поэтическое слово.

С годами образ родного края стал одним из главных в творчестве Леси Украинки.

Ученик.

К тебе, Украина, наша бездольная мать,

Струна моя первая отзовется.

И будет струна торжественно и тихо лунать,

И песня от сердца польется.

По мире широком будет и песня літать,

А с ней надежда любимая

Везде будет летать по миру между людьми спрашивать,

Где спрятана судьба неизвестна?

И, может, встретится песня моя одинокая

В мире с птичками-песнями,

То быстро устремится тогда тая гучная стая

Далеко путями-терниями.

Устремится за синєє море, за горы,

Будет летать в чистом полю,

Поднимется высоко-высоко в небесные просторы

И, может, спітка тую судьбу.

И, может, тогда придет и судьба жадана

К нашей родной хаты,

К тебе, моя ты Украина милая, любимая,

Моя безталанная иметь!

Ученик.

И все-таки к тебе мысль несется,

Мой загублен, несчастный края,

Как я тебя вспомню,

В груди сердце с тоски, с горя погибает.

Си глаза видели везде беда и насилия,

А от твоего тяжелого не выдали,

Они бы над ним рыдали,

И стыд слез, что льются от бессилия.

О, слез таких уже вылито немало, -

Страна целая может в них утопиться;

Достаточно уже им литься, -

Что слезы там, где даже крови мало!



III страница. «При свете грез»

Ученица.

Кто вам сказал, что я слабая,

Что я повинуюсь судьбе?

Разве дрожит моя рука

Или песня и мнение хилые?

Вы слышали, раз я завела

Сожаления и причитания, -

То же была буря весенняя,

А не слякоть осенняя.

А осенью ... Какая печаль,

Или кто цветет, вянет.

Тогда и плакучая ива

Злато-багряная станет.

Когда же суворая зима

Покроет краски и цветы -

На гробе их она сама

Розсипле самоцветы.

Сначала в поэзии Леси Украинки много грусти. И со временем мнение становится более зрелой, а слово крепчает. Слово свое она все чаще называет искрой, огнем, оружием.

Ученик.

Слово, чому ти не твердая криця,

Что среди боя так ясно искрится?

Почему ты не острый, безжалостный меч,

То, что здійма вражьи головы с плеч?

Ты, моя искренняя, каленая речь,

Я тебя видобуть из влагалища готова,

Только ты кровь из моего сердца прольешь,

Вражьего сердца клинком не пробьешь...

Вигострю, виточу оружие искрящуюся,

Сколько достане силам мне и таланта,

Потом ее нацеплю на стене

Другим на радость, на грусть мне.

Слово, моя ти єдиная оружие,

Мы не должны погибнут оба!

Может, в руках неизвестных братьев

Ты станешь лучшим мечом на палачей.

Из письма М. Павлика к М. Драгоманова:

«Ну, а Леся так просто ошаломила меня своим образованиям и тонким умом. Я думал, что она только в кругу своих стихов, и оно далеко не так. На свой возраст это гениальная женщина. ... Мы говорили с ней очень долго, и в каждом ЕЕ слове я видел ум и глубокое понимание поэзии, образования и человеческой жизни.»

Нежная, но такая сильная духом, проникнута огнем любви к людям, Леся задумывается над болезненными проблемами своего времени; обращается к музе, чтобы посоветовала, как жить «несчастливым», ищет путей, ведущей звезды, которые бы вывели ее народ к свободе.

Ученик читает стихотворение «Contra spem spero»

Гетьте, думы, вы осенние облака!

Поэтому нонче весна золотая!

То ли так в жалости, в причитании

Придут молодые лета?

Нет, я хочу сквозь слезы смеяться,

Среди бедствия петь песни.

Без надежды таки надеяться,

Жить хочу! Прочь думы грустные!

Я на вбогім, печальном перелозі

Буду сеять красочные цветки,

Буду сеять цветы на морозе.

Буду лить на них слезы горькие.

И от слез тех горячих растает

И кора льодовая, прочная.

Может, цветы взойдут - и наступит

Еще и для меня веселая весна.

В длинную, темную ночку невидну

Не стулю ни на минуту глаз,

Все буду искать звезду ведущую,

Ясную владарку темных ночей.

Так! Я буду сквозь слезы смеяться,

Среди бедствия петь песни,

Без надежды таки надеяться,

Буду жить! Прочь думы грустные!

IV страница. «Порвалась бесконечная разговор»

Ученица.

Ночка тихая и темная была,

Я стояла, мой друг, с тобой;

Я смотрела на тебя с тоскою,

Ночка тихая и темная была ...

Ветер печально вздыхал в саду.

Ты пел, я сидела молчаливая,

Песня в сердце у меня звенела;

Ветер печально вздыхал в саду...

Вспыхнула далекая зарница.

Ох, меня тоска взяла!

Сердце пронзила острым ножом ...

Вспыхнула далекая зарница...

На дорогах своей нелегкой жизни Леся встретила необычного человека - Сергея Мержинского. Дружба с Мержинским принесла ей оптимизм, но одновременно и отчаяние. Оптимизм, ибо она в этой дружбе нашла подтверждение своим художественным и общественным взглядам. Отчаяние, ибо видела, что ее больного друга ждет трагический конец.

Ученица.

Все, все покинут тебя понесутся,

Ты мой единственный, мой сломанный цветы!

Все, все покинут, с тобой погибнут.

То было бы счастье, мой сломанный мир!

Сгорало жизни Мержинского. А большая любовь Леси создало непревзойденные стихи, полные сожаления и грусти.

Ученик.

Уста говорят: «он навеки сгинул!»

А сердце говорит: «нет, он не покинул!»

Ты слышишь, как звенит струна какая-то дрожащая?

Дрожит-звенит, словно слеза горячая,

Здесь, в глубине, и бьется вдруг со мной:

«Я здесь, я всегда здесь, я все с тобой!»

Ученица.

Горит мое сердце, его зажгла

Горячая искра пылкого сожаления.

Почему же я не плачу? Обильными слезами

Почему я страшного огня не залью?

Душа моя плачет, душа моя рвется,

И слезы не хлынут потоком буйным,

Мне к глазам не доходят те слезы,

Ибо сушит их тоска огнем вспыльчивым.

Хотела бы я выйти в чистеє поле,

Припасть лицом к сырой земле

И так заридати, чтобы звезды услышали,

Чтобы люди ужаснулись на слезы мои.

V страница. «Да, я жива! Я буду вечно жить!»

Ученица.

В детский милый возраст,

В далеком родном краю

Я слышала сказку. Слышала раз,

но и до сих пор помню,

Любимая сторонка моя!

Что раз вспомню я тебя,

То и сказку эту вспомню!

Леся Украинка давно мечтал написать произведение, в котором бы она щедро использовала богатство народной фантазии, что живет в поверьях, преданиях, легендах. Эта мечта была воплощена в гениальной драме-феерии «Лесная песня». Судьба Нимфы, ее борьба за человеческое в человеке будто заканчивается трагически: умер дядя Лев - знаток лесных тайн, воплощение народной мудрости; несчастливым было любви Мавки и Лукаша, а сам Лукаш замерз в лесу. Однако Мавка имеет в сердце «То, что не умирает». Весной опять оживет она зеленой вербицею.

Сейчас вы увидите героев «Лесной песни» - Мавку и Лукаша.

Инсценировка отрывка из драмы-феерии «Лесная песня».

В одном из своих писем к матери Леся писала: «Мне кажется, что я просто вспомнила наши леса и затосковала по ним. А то еще и издавна ту Мавку «в уме держала...». Потом я в Колодяжном в лунную ночь бегала в одиночестве в лес (вы того никто не знали) и там ждала, чтобы мне привиделась Мавка... Видно, уже надо было мне ее некогда написать, а теперь почему-то пришел «удобное время» - я и сама не пойму почему. Зчарував меня сей образ на весь век».

VI страница. «Долго искренними словами к людям буду говорить я»

Какие же заветы оставила нам Леся Украинка, наследникам и славы, и страданий украинского народа? Быть с народом, любить народ. Воспитывать в себе дух свободы и независимости. Творить идеалы, которые бы служили народу.

Наставления Леси Украинки поэтическими строками выложил наш славный земляк В. Грабовськии в своей поэзии «Лесин завещание».

Ученик читает «Лесин завещание» (отрывок).

Я вас об одном хотела попросить:

Вы ревностно берегите красоту песен.

Как кто-то начнет задыхаться от горя,

Они принесут новое дыхание.

В пустыне и горах, в бури стоголосі

Вдохновение искала в родных песнях я.

Моя жизнь с ними началось

И улетит с ними на устах.

Все самое дорогое возьмет время безжалостно,

Пребудет только песня. Из рода в род,

С Яроня, из-под Любара, и то из Звягеля,

Где я родилась на белый свет.

IV. Рефлексия

«Микрофон». Закончить предложение:

• Лесины слова разбудили в моем сердце...

• Поэзии Леси Украинки несут людям ...

• Стихи Леси Украинки вызывают у меня такие мысли (чувства)...

• Жизнь Леси - подвиг, потому что ...

• Книга учит, как на свете жить. Чему нас учат поэзии Леси?

• Память Леси Украинки почитается ...

V. Итоги

Жизнь Леси Украинки было песней - песней мужества и любви, одухотворенной мыслью об Украине.

Ученица.

Хотела бы я песней стать

В сюю минуту ясную,

Чтобы свободно по миру летать,

Чтобы ветер разносил эхо.

Чтобы вон аж под ясные зори

Унестись пением звонким,

Упасть на волны прозрачные,

Изобиловать над морем шатким.

Звучали бы тогда мои мечты

И счастье мое тайное,

Яснее, чем зори ясные,

Шумнее, ніж.море громкое.

Как я умру, на свете загорится

Заброшенный огонь моих песен

И сдерживаемый пламень засияет,

Ночью зажженный, горит днем.

VI. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему: «И Лесин дух из слова в душе льется».