Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Малышко Андрей
Система уроков по изучению творчества А. Малышко
7 класс

К. Почтарь,

учительница украинского языка и литературы

Кировоградская обл.



Урок 1

Тема. «Дорога под яворами» Андрея Малышко. Чистое сыновнее чувство к матери в «Песни про рушник».

Цель: знать основные сведения о поэте и его песни; выразительно и вдумчиво читать стихотворения; уметь определять и комментировать основные мотивы, роль художественных средств, символичность образов; приобретать навыки аргументировано выражать собственные размышления; воспитывать уважение к женщине-матери, к материнству; формировать нравственно-эстетические ценности школьников, развивать эстетический вкус.

Оборудование: портрет Андрея Малышко, его произведения, учебник, видеофильмы «Андрей Малышко», «Крылья любви».

Основное содержание урока

I. Объявление темы, цели, задач урока

II. Восприятие и усвоение учениками учебного материала


Вступительное слово учителя. У Андрея Малышко было любимое дерево, что украшает украинскую степь. В ботанике оно именуется кленом платановидним, а на Украине народ называет его красивым словом «явор». Явор окутывает своей говірливою кроной не только широкие дороги и склоны, но и старинные народные думы. Пчелы берут от него мед, а люди - песни.

Дорога под яворами - это дорога народной жизни, полна духовного величия и неувядающей красоты. И одну из своих последних книг Малышко так и назвал: «Дорога под яворами».

Леонид Вышеславский: «Книга эта - пример поэтического познания жизни, сущность которого не вещи, не явления сами по себе, а тот след, который они оставляют в человеческой душе. В мире, созданном поэтом, заря одевает «сафьяновые сапожки», и ветер щекочет по руке «колосками ржи зеленого».

Это был первый путь в жизни поэта. Он начинался в Обухове на Киевщине, с пагористого угла и стелился к родительской надела за дальней околицей, в поле, а там - аж на берег Днепра, к пристани. По этой дороге под яворами возили малого Андрюшу на сенокос, ней он отправлялся в Киев. И много раз возвращался сюда юношей из большого города на родное подворье.

Мать Андрея Малышко, Ивга Базилиха, часто ходила босиком сажать, полоть и собирать урожай. Она так привыкла к земле, что и гостя в столице, в сына, носила обувь за плечами, роззутою ходила по киевским тротуарам. Знал степной проселок и отец - заправский сапожник-виртуоз Самуил Никитович. Ему приходилось косить в той стороне молодые травы и осенью отаву, а то и пешком следовать с товаром на баржу, чтобы распродаться на базаре. Изготовленные им «бархатцы» - девичьи сапожки из крашеной шкуратини быстро раскупали люди, и он, за час-другой, шагал домой навеселе с магарыч.

Андрей Самойлович никогда не забывал этой «седой» и «черной» тропинки и свою «книгу жизни» назвал «Дорогой под яворами». Ведь дом и этот путь домой были не только символами «малой родины», но и сыновним причастием к родному краю, родному народу, матери-Украины.

Эти строки родились у него из самого сердца - с бентежності, боли и тоски.

Украина моя, дальше, грозами свежо пропахшие,

Полевая моя мрійнице; капля в солнце с весла.

Я отдам свою кровь, свою силу и нежность

до капли,

Чтобы из огня ты встала, тополем в небо возросла.

Юные литературоведы демонстрируют портреты родителей Андрея Малышко и зачитывают воспоминания друзей поэта о них.

1. «Отец Андрея Самойло Никитич, по-народному мудрый человек, высокий, статный, с роскошными усами, наблюдает сыны жизни и видит: быть поэтом не так легко. В минуты, когда сыну очень трудно, скажет: «Нет, уж лучше сапоги шить!» - и в шутку расскажет, как когда-то избил на сыну свой сапожницкий ретяг, чтобы отвадить его от науки. Но не помогло.

Вечером, когда до Андрея Самойловича заходят по-соседски Александр Копыленко, Максим Рыльский, Владимир Сосюра, а иногда заглянет на огонек и Остап Вишня, отец, поприветствовав гостей, незаметно выходит в соседнюю комнату. А мать, в украинском костюме, в традиционном чепца, возится у стола, угощает.

Когда уже, кажется, обо всем переговорено, Максим Тадеевич садится к роялю и вполголоса начинает припоминать песни своего детства. Затянет что-то свое и Ивга Остаповна.

- Ну-ка, кто кого перепоет,- это уже Остап Вишня. Начинается своеобразное соревнование. По окончании вечера Максим Тадеевич подходит к Ївги Остапівни и, поцеловав руку, говорит:

- Спасибо вам, мама... вы меня перепели.

Целует ей руку и Александр Копыленко, а потом, хитро прищурив один глаз, спрашивает:

- А чего вот вы, Ївго Остапівно, ходите по Киеву босые?

- А чтобы лучше чувствовать родную землю,- отвечает ласково.

- Это сказали! - восторженно восклицает Копыленко. - Ни один поэт такого не придумает.»

Любовь Забашта «Страницы жизни»

2. «Как живую вижу я свою мать Ївгу Базилиху, - вспоминал поэт, - синие, задумчивые и полные живого народного ума глаза. Вечерами, сидя у кудели, она пела тихонько и протяжно... Пела иметь ту журавку, что осталась с малыми детьми, о вдовину ниву, незасіяну, невспаханную, и про чайку племянницу «при битой дороге», о зеленый явор, что в воду наклонился, - и в этом широком мире песен и дум, в картинах человеческого бытия, героических и печальных, как слеза; горячих и буйных, как огонь пастушьей костра, - оживало, билось, щемило и радовалось мое маленькое детское сердце».

Бывало мать, Ивга Базилиха -

К ней и до сих пор лечу воспоминанием, -

В зимний вечер тихо споет

И докажет малого плачу.

Сама раскроет душу материнскую,

И искреннюю песню переллє сама,

И перемріє, погойда колыбель

Идо четки руку подымает.

«Материнская»

Просмотр видеофильма, созданного с «Песней про рушник» (3 мин.).

Звучит мелодия «Песни про рушник»

Материнское сердце. Есть в мире нечто нежнее за него? Всегда ласковое и хорошо и всегда встревоженный за судьбу своих детей. Оно испытывает счастье и беду, радость и печаль, и в любой момент готово лететь за тысячи километров к своему ребенку.

Материнская любовь дарит человеку крылья. Не раз она воспета в песнях, стихах, легендах. И каждый художник находит свои слова, чтобы поблагодарить матери за жизнь и за любовь. Нашел их и Андрей Малышко. Его «Песня о полотенце» стала народным гимном всем матерям, которые ждут своих детей из дальних и близких дорог.

Голос за кадром читает «Песню про рушник».

Детство проходит быстро, но детская любовь к матери всегда греет наше сердце, делая его более чувствительным, а жизнь - насыщеннее. Не важно, далеко ли вы от родительского дома, или около, жива мама, ее уже нет...

Анализ стихотворения по вопросам:

• Можем ли мы это произведение считать автобиографическим? Почему?

Теория литературы (повторение)

Автобиографическое произведение - это произведение, в котором автор использует события своей личной жизни как исходный материал, проработанный ним.

• Какие общие для фильма и поэзии образы или символы вы заметили?

Теория литературы (повторение)

Символы - предмет или слово, условно выражающий суть определенного явления (хлеб-соль - символ гостеприимства).

• Что могут символизировать тропинка, осень, дождь?

• Можно полотенце считать символом? Докажите свое мнение.

Учитель. Образность песни держится на вышитом украинском рушнике, нашем обереговые, с которым у нас связано все - от рождения до последнего пути. Полотенцами перевязывали молодых, а когда у них сын рос, шел в жизненную дорогу - или добрую, или злую, военную, - то нес с собой вышитое полотенце, и, наконец, - «полотенцами, что приобрела, спусти меня в яму». Поэтому и говорит поэт, что на нем оживает все знакомо до боли, всю жизнь: и пройдено, и то, которое еще надо прожить. (Кстати, сам автор, Андрей Самойлович, верил в то, что в бурные годы войны он выжил после тяжелого ранения только благодаря вышитом рушнике, с которым провела его мать на фронт).

• Какое время года изображено в фильме? Почему авторы отсняли осенний пейзаж?

Теория литературы (повторение)

Пейзаж - описание, картина природы, в которой разворачивается действие.

• Какие настроения преобладают в произведении? Почему?

• Что, по вашему мнению, испытывает автор?

• Над чем задумались вы?

• Какими словами поэт говорит о матери?

(Родная, верная, ласковая, расстроена, хорошая, глаза голубые, верная, любящая.)

• Как поэт вспоминает свое детство?

• Как именно в стихотворении показаны приметы весеннего утра?

• Какие образы предстают перед нами?

(Зеленые луга, соловьиные рощи, росяниста дорожка, шелест трав, щебетание дубрав.)

• Создайте мысленный пейзаж села, которое воспевает Малышко?

• Какие художественные средства выразительности вы заметили в тексте песни? Что взято из устного народного творчества?

• Найдите в тексте синонимы, повторы, эпитеты,

• Можем ли мы создать цветовую гамму стихотворения?

( Цвет утренней зари, цвет росянистої дорожки, зеленые луга, голубизну глаз.)

А звуковую?

(Пение соловьев, тихий шелест трав, щебетание.)

• Как бы вы прокомментировали свои наблюдения?

Учитель. Малышко не просто искал «особые» слова для своих стихов, а прежде всего он мыслил образами, а «эпитеты» использовал экономно, осторожно и редко; можно сказать, обходил их, держа в своем творческом арсенале разве что свой, взвешенный и осердечении, «постоянный» эпитет. В него прилагательное «сивый» вспыхивает целым перецвітом душевных цветов; это - и седая дорога, и сизое облако, и седая мать, и седая трава, и седая чайка, и седая печаль...

• Какие ощущения возникают у вас после прослушивания песни?

• Прокомментируйте свое отношение к лирического героя и событий.

Ученик-«литературовед». Так, образ матери - это один из центральных в творчестве поэта. Не могу не назвать сборников, в которых поэт прославляет родную матушку: «Дружба» (1935 г.); «Мама»; «Родина» (1936 p.); «Напишу письмо»; «Лирика» (1938 г.); «Мать», «Материнская»; «Письма красноармейца Афанасия Байды» (1940 г.); «Мать моя, мать дорога»; «Битва» (1943 г.); «Не плачьте, мама, не надо»; «Что записано мной» (1956 г.); «Мама, я хочу поговорить с Вами»; «Дорога под яворами» (1964 г.); «Мать», «Сидела мать, словно груша дикая»; «Август души моей» (1970 p.); «Мать моя полотна натканный» (1970 p.). А вообще, почти каждый четвертый произведение поэт вводит образ матери. И апофеозом его произведений о матери стихотворение «Родная мать моя» («Песня о полотенце»), которая, окрыленная очаровательной мелодией Платона Майбороды, приобрела большую популярность, стала народной песней. Это - достойный памятник Матери вкраїнській, который благодарен сын свел на веки вечные. Эта песня глибоконаціональна, ее нельзя перевести на другой язык, хотя она и переведена на 35 языков, но лучше всего она звучит на украинском.

Теория литературы (повторение)

Лирический герой - образ поэта (его лирическое «я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

• Удалось ли автору музыки, по вашему мнению, создать мелодию, суголосну текста поэзии?

Учитель. Сам поэт так вспоминал историю написания этой песни:

«Сначала Платон Майборода почувствовал музыку и на-мурлыкал мне «рыбу»; и мелодия почему-отозвалась голосом моей матери, Когда она напевала, то, казалось, «дрожали» и эти ноты. И в моем воображении вдруг вырисовалась моя родная мать, ее фигура конец пути за Обуховым... Не знаю, или, может, то была и Платонова мамочка; по крайней мере, так убеждал когда-то он меня... А то, было, кто-то прислал мне письмо с признанием, что и к нему пришла с этой песни... Но, поэт украдкой усміхнувсь своими «монгольскими» глазами, - разрешите все-таки заявить о своем авторстве не только слов «Рушничка», но и созданного мной образа моей родной матери...»

Просмотр видеофильма о П. Майбороду (3 мин). Звучит попурри мелодий Платона Майбороды.

• Как рождается песня и с каких глубин сердца прорастает мелодия и сливается с насыщенным поэтическим словом и как, наконец, начинает звучать в человеческом голосе?

За свою творческую жизнь композитор Платон Майборода написал около ста песен, но каждый раз момент создания песни был похожим на чудо. Это, как источник, который вдруг пробивает землю и начинает дзюркотіти легко и свободно.

«Я знал, что на свете был Бетховен с «Героической симфонией» и Глинка с «Русланом и Людмилой». Вот это и была вся моя образование. И еще огромное, невероятное желание стать музыкантом» (Платон Майборода).

Учитель. С Платоном Илларионовичем они создали 30 песен. Среди них «Киевский вальс», «Мы пойдем, где травы наклонные...», «Рощи шумят возле потока», «Журавли», «Ты, моя верная любовь», «Тропинка», «Белые каштаны», «Колыбельная», «Пролегла доріженька» и много других, которые сопровождали, сопровождают и, я уверена, будут сопровождать молодость целых поколений.

III. Оценивание учеников

IV. Домашнее задание.
Выучить наизусть

«Песню про рушник» Выразительно читать стихотворение «Приходят предки, добрые и бесхитростные...»

Урок 2

Тема. Любовь к матери-Украины в стихах Андрея Малышко. Стихотворение «Приходят предки, добрые и бесхитростные...»

Цель: выразительно и вдумчиво читать стихи; приобретать навыки аргументировано выражать собственные размышления; развивать образное мышление, умение воспринимать художественный текст в его единстве с историческим контекстом; уметь определять и комментировать основные мотивы, роль художественных средств, символичность образов; формировать нравственно-эстетические ценности школьников.

Оборудование: портрет Андрея Малышко, его произведения, учебник, видеофильм «Андрей Малышко».

Основное содержание урока

I. Проверка домашнего задания

II. Восприятие и усвоение учениками учебного материала


Учитель. Олесь Гончар вспоминал об отношениях Малышко с матерью.

«Ласковой напевностью привлекала речь, с которой мать обращалась то к сыну, то до меня. Гостеприимная была, внимательная, ее интересовало, кто это пришел с сыном и откуда родом... Позднее, когда только приходилось читать новые Малишкові поэзии, где он воспевал мать, или слушать «Песню про рушник», этот апофеоз чистого синівського чувства к матери, каждый раз представал перед глазами образ этой славной, в праздничной вышитой рубашке обуховской женщины, которая безгранично любила своего сына и понимала его во всем значении его поэзии, даром что сама была без образования».

Ученики читают наизусть «Песню про рушник».

«Песня о полотенце» воспринимается как монолог сына, который находит самые нежные слова, чтобы поблагодарить любимой мамочке за ее заботу, верную любовь и ласку..»

Просмотр видео фрагмента фильма «Андрей Малышко» (5 мин.).

Воспоминания современников поэта.

«Мы снова думаем о нем, все, кто видел его, кто слушал его и кто так же служит украинской культуре, видимо, чувствует Малышка в себе как часть своего естества. Он для нас не просто поэт, не просто автор «Прометея» или «Это было на рассвете», или других поэм, его прекрасной интимной, философской лирики. Он - та открытая гарячінь, которая идет на тебя, которую можно встретить на пороге родного дома, которая идет из твоего детства, из рук матери, с мозольних рук наших родителей, с родной земли, из самой жизни на земле.»

Иван Драч

«Характерно для самого Малышко, что он, как никто другой, умел поляризовать вокруг себя людей: у него были активные, безумные друзья или недруги его. И это интересно.

Когда Павел Тычина говорил: «Нам надо голоса Тараса», то особенно сейчас наша поэзия, наша литература чувствует, что нам надо голоса Малышко. Такого жгучего, неперекірливого мужа, который всегда по поводу тех или иных вещей должен обязательно сказать свое конкретное, свое горячее слово.»

Дмитрий Павлычко

«Я помню, как меня поразил один Малишків строка «Реки играют, как густая струна». Сколько эпитетов к слову струна] В слабых поэтов она серебряная, звонка. В более сильных она может быть малиновая, зеленая, синяя, всякое может быть. Но у Малышко она густая. Этот звукопис «густая струна», это меня поразило и я услышал музыку, необычную музыку.»

Дмитрий Павлычко

«Помню, когда мы ехали в Обухов (в машине Андрея еще был Николай Нагнибида, Майборода, Алексей Жовда), Малышко сидел спереди и показывал нам в окно: вот, ребята, видите на горизонте три дубки, там где-то ходит моя молодость. Отвернулся на минутку и мы слышим:

где шумят дубочки-легкие давним воспоминанием дубрав, может, в той безодній зеленые променить моя любовь. Вернувшись к нам, он читает все это, а мы всотуємо в сердца эти слова и рождается мелодия.

Сергей Козак

Беседа за вопросами:

• Каким предстает перед нами Малышко из воспоминаний Ивана Драча и Дмитрия Павлычко?

• Что в поэзии художника особо отметил Дмитрий Павлычко?

• Как, из воспоминаний Сергея Козака, Малышко писал стихи?

«Мозговой штурм». Как вы понимаете слова Ивана Драча «нам надо голоса Малышка»?

Просмотр II видео фрагмента фильма «Андрей Малышко» (3 мин).

Первые сборники Андрея Малышко выходят в тридцатых годах. Его принимают в Союз писателей. Вскоре началась Великая Отечественная война.

Андрей Малышко читает поэзию.

«Украина моя, дальше грозами свежо пропахшие, Полевая моя мрійнице. Капля в солнце с весла. Я отдам свою кровь, свою силу и нежность до капли,

Чтобы из огня ты встала, тополем в небо возросла».

Андрей Малышко с первых дней войны становится фронтовым корреспондентом. Он работает в газетах «Красная армия», «За честь Родины», «За советскую Украину».

Дороги войны он прошел с Юго-Западным, Сталинградским, И и II Украинскими фронтами. Пеемогу встретил в Берлине. Во время войны вышли сборники его стихов «К бою вставайте!», «Украина моя», «Свыше пожары».

«Он прошел войну, был настоящим, преданным патриотом нашей Родины, с которой его связывала большая и безграничная любовь. Именно творчество Андрея Малышко с его любовью к природе перешла в народ, в песне, в вдохновенное слово его, горячее, страстное, который с любовью мы читаем, перечитываем, поем.»

Василий Швец

Вопрос к ученикам:

• Отрывки из каких произведений вы услышали в пересмотренном фрагменте?

• Где и кем работает Малышко во время войны?

• Какие сборки выходят в военные годы?

• Откуда брал художник сюжеты для своих стихов о войне?

• Как говорит о поэзии великого художника слова Василий Швец?

Учитель. В часы тяжелых испытаний автора волновала судьба украинского народа:

Украина моя,

мне в мире ничего не надо,

Только бы голос твой слышать

И нежность твою беречь.

Конечно, ретивые редакторы отредактировали в публикациях «мою Украину» под «Советскую», и сердце поэта стискалось от произвола и надругательства.

В годы войны Малышко и Довженко не раз делили пополам трудности фронтовых будней. В записной книжке поэта записал его разговор с другом. Он рассказал кинорежиссеру о украинскую девушку, которая не хотела отдаться врагу и переночевала с неизвестным солдатом, который с армией отступил утром. Впоследствии эта сцена в воображении художника развернулись в целое художественное полотно - незабываемое киноновеллу «Украина в огне».

Еще как-то Андрей Самойлович пытался найти издания о отступников. Да, да - о известному перебежчику Ярему Вишневецкого, который, перейдя на службу к польскому королю, лишился не только рода-племени, своего языка и веры. Дмитрий Косарь рассказывал (знал, или же придумывал), как «схизматика» перехрещували в «католика»... Ксендз выстриг у него на голове кружочек и смазывает его миром... Поэт слушал, слушал, а потом: «Да это же ему вбивают в голову гвоздь, и он всегда стримітиме в мозгах: ты уже католик; ты - шляхтич; ты - не украинец, ты - поляк... И тогда ни сюда - ни туда: вечное напоминание - отступник. Может, и поэму так название в науку нашим национальным предателям».

И где-то из глубины сердца рождалось: «Приходят предки, добрые и бесхитростные...»

Выразительное чтение поэзии.

Приходят предки, добрые и бесхитростные,

В бородах, простелених на ветру,

Не руки - а погнутые черные ветви,

Не глаза - а прозористі орбиты.

И цепи позванивают с плугами,

Зерно, и кровь, и ночи со снегами. -

Или ты не стал расщепленным, как атом,

Недовірком, схизматом или прелатом,

Ярижкой ничтожным, псом на влові?

Деточка наша, ягодо с любви!..

Дарят ласку, полную боли и возможности,

Чтобы в глазах уздріть новые прологи.

Словарная работа.

Орбиты - пределы, сфера распространения влияния, деятельность. Путь движения небесного тела.

Атом - наименьшая частица чего-либо.

Недовірок - тот, кто недостаточно верит во что-либо; кто изменяет своим убеждениям, принципам.

Схизмат - у католиков - название православных; в церквях - раскольник.

Прелат - почетное название, титул представителя высшего духовенства.

Ярижка - 1. Представитель беднейшего населения. 2. Низший служитель, исполнявший полицейские функции. 3. Пьяница, гуляка, беспутная человек.

Пролог - вступительная часть литературного или музыкального произведения.

Начало чего-нибудь, введение к чему-то. Жития святых, согласно дней поминовения.

Учитель. Чтобы лучше понять смысловую нагрузку каждого слова, надо вспомнить еще одну историю из жизни поэта, которую знали лишь близкие люди.

Как-то Андрей Самойлович рассказал, что атаман Зеленый - его земляк, народный учитель Терпило. Он не захотел смириться с ленинским режимом и, собрав целую армию местных единомышленников, совершил отчаянное сопротивление московской власти. К нему примкнуло много выходцев из окрестных сел. Был среди повстанцев и брат поэта, 16-летний юноша. После поражения восстания парня по приговору советского суда должны были уничтожить. Андрей с матерью отправился в Харьков до всеукраинского старосты Петровского, чтобы тот вступился за подростка. Вседержитель пообещал замолвить словечко или даже написать записку, но уже было поздно: брата расстреляли.

Этот факт в автобиографиях поэта отсутствует, но иногда всплывал на поверхность: при рассмотрении личного дела, на погромницьких собрании, в разговоре недругов. Поэту хотели сделать больно, и он на все выпады отзывался беспощадной яростью и душевным онемением. Но никогда и ни за что не раскаивался, не клялся, не бил себя в грудь, а еще глубже погружался в размышления над горестями своего рода и народа.

Беседа за вопросами:

• Какими видит автор предков и почему?

• Что означают строки:

«И цепи позванивают с плугами...

Зерно, и кровь, и ночи со снегами»?

• Какой художественный прием здесь использовал художник?

Теория литературы (повторение)

Подтекст - не высказанное прямо в тексте отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям; неявный смысл.

Ученики высказывают свое мнение (начинают словами: я считаю, что...). Объясняется причина появления этой мысли, то есть на чем основываются доказательства (...потому что...). Приводятся примеры, дополнительные аргументы в поддержку собственной позиции (... например...). Обобщается мнение (... итак..., таким образом...) .

• Почему так страшно стать «расщепленным, как атом»?

• Почему, зачем приходят предки? О чем они хотят предупредить?

• Каким образом они наворачивают сына на путь патриота?

Учитель. Сыновняя нежность и любовь к Родине передаются в многочисленных обращениях поэта к Днепру, к Киеву, а прежде всего - к Украины. Проникновенными, искренними словами говорит Малышко к ней:

Украина моя, мне в мире ничего не надо,

Только бы голос твой слышать

и нежность твою беречь.

Или еще так:

Украина моя, дальше, грозами искренне пропахшие,

Полевая моя мрійнице.

Капля в солнце с весла,

Я отдам свою кровь, свою силу

и нежность до капли,

Чтобы из огня ты встала,

тополем в небо возросла.

III. Оценивание учеников

IV. Домашнее задание


Письменная работа: «Сыновняя любовь к Родине в стихах Малышко».

Выразительно читать поэзии «Огонек», «Тропинка».

Урок 3

Тема
. Песенный талант Андрея Малышко. Песни «Огонек», «Тропинка».

Цель: выразительно и вдумчиво читать стихотворения; уметь определять и комментировать основные мотивы, роль художественных средств, символичность образов; приобретать навыки аргументированно излагать собственные размышления, воспитывать уважение к родителям.

Оборудование: портрет Андрея Малышко, его произведения, учебник, видеофильм «Андрей Малышко».

Основное содержание урока

I. Проверка домашнего задания


Чтение и обсуждение письменных работ: «Сыновняя любовь к Родине в стихах Малышко».

II. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

Учитель. Семья наша,- вспоминает Малышко, - была большая - одиннадцать детей и отец с матерью, старушка. Земли же отец имел около двух десятин - всех не прокормишь. Хочешь не хочешь - приходилось заниматься сапожным ремеслом, а в засушливые годы еще весной он шел со своими соседями на заработки в далекую Таврию, в бориславские и каховские степи». В большинстве песен А.С. Малышко - размышления над человеческой судьбой, воспевание светлого чувства - любви, живая красота родного края, его природы, красота человека труда.

Вот песня «Огонек» - лирическое воспоминание о родной дом, свет в ее окне, тополину под окнами, отца и мать.

Пережитое и познанное в детстве было как будто постоянно с ним, а жаркие лета юношества и зрелости, забирая у него энергию, умножались на его детские впечатления, и творческая сила поэта росла.

Выразительное чтение стихотворения «Огонек».

Анализ стихотворения по схеме

1. Какие жизненные обстоятельства дали импульс для написания сочинения (если известно).

2. Название произведения (иносказательная, метафорическая, символическая, сюжетная, образная (или нет), интригующая (или нет) и др.

3. Тема поэзии и ведущие мотивы.

4. Идея.

5. Композиция (если есть).

6. Лирический герой.

7. Образы, символы (если есть) произведения.

8. Сюжетные линии (если есть).

9. Настроение (минор, мажор).

10. Художественные средства.

11. Стихотворный размер, рифма.

12. Место произведения в творчестве поэта.

13. Его актуальность на сегодня.

14. Ваши размышления и чувства, навеянные поэзией.

Учитель. Да, именно любовь, искренняя, нежная, придает силы поэту для созидания. Говоря о высокие понятия, Малышко подбирает самые простые слова. А еще, умея хорошо петь, имея прекрасный голос, способности музыканта и даже композитора, Андрей Малышко открыл свою душу для народной песни. Поэт писал, что его поили с детства песнями, но важнее было то, что его душа постоянно и жадно стремилась к тому нектара. Мелодии и поэзия народных песен развивали и насыщали его память, откладывались в подсознании, чтобы впоследствии на призывы вдохновения подниматься оттуда и вмешиваться в работу его словообразовательного мышления.

ПЕСНЯ

Откуда она, минуя дни и числа,

Из-под горизонта, из-под седых крыла,

Зажебоніла, зазвенела, повисла,

Теплом и грустью сердце пронзила.

Кому в прошлом утешение блисла,

Вся соткана из неба и источники,

Тяжелая, как жар, легкая, как течение потока,

Струну веков лелеяла одинокую?

Я уже не спал. Я счастья брал на глаза.

И слово пил, не убранные в цвет.

И кто же ее в сумерки девичьи

Там пел, у каких ворот?

Мою поучительную и печальную с ночи,

Мою троицыно с детских лет.

Сквозь посвист ветра, незапамятные времена нашествия

Чьих-потому уст ее уста искали?

Стихи Малышко на музыку положили Л. Ревуцкий, С. Козак, А. Штогаренко, А. Билаш, П. Козицкий, М. Вериковский, Ю. Мейтус, Г. Майборода, П. Майборода и другие. Таких примеров действительно творческого сотрудничества Андрея Малышко с композиторами можно привести множество.

Мало кто знает о том, что Малышко и сам сочинял мелодии к своим стихам. На тяжелых и длинных фронтовых дорогах друзья поэта под его аккомпанемент (кстати, он умело играл на баяне) пели те задушевные песни. А такая песня, как «Платочек красная» в гармонизации 3. Остапенко, облетела все фронты.

• Откуда поэт черпал силы для творчества?

Просмотр III видео фрагмента фильма «Андрей Малышко» (3 мин.).

(Кадры из архива НТКУ. Андрей Малышко и Платон Майборода за фортепиано, поют «Песню про рушник», входит мать поэта, фотографии из семейного архива.)

Вспоминает Платон Майборода:

«Я рад, что имел счастье работать с таким блестящим поэтом. Мы легко работали, понимая друг друга с полуслова. А это потому, что вся его поэзия глубоко народная. Малышко рассказывал, что когда был маленьким, его мать пела в Обухове, прядучи, ему песен, и те ее песни легли в основу всей его поэзии. Он мыслил образами и категориями народными. Поэтому он легко ввел слово в мелодию. И то, что в его родном городе Обухове есть музей при школе имени Малышко, тоже свидетельствует о глубоком уважении народа к своему великому земляку.»

(Песня «Учительница моя», на экране школа, музей имени Андрея Малышко.)

Георгий Майборода:

«Ни в кого я не мог наблюдать такого полного слияния чистого, простого и поэтического, как у Андрея Малышко. В каком смысле? А в том, что он обычные человеческие качества, явления жизни, отношений умел переводить на язык поэтических образов. Так я этого ни у кого не наблюдал.»

Вспоминает Дмитрий Павлычко:

«Я был с ним в Чехословакии, в Прешове, недалеко от Ужгорода. Там нас прекрасно встречали. Однажды утром ( мы жили в одном номере) я проснулся, вышел на улицу, когда слышу Малышко поет, а он имел прекрасный баритональный тенор. Он поет «не плачь, моя мама, потому что я сам мучаюсь. Как выхожу за ворота, от ветра валюсь», а потом «меня, мама, орда знает; в чистом поле обходит.»

Он пел, как каждый человек, встала, одевается. А наш номерок был маленький в обычном домике. На улице весна, окна открыты. Пряшевчани, уходя на работу, останавливались возле окна. Сначала их было десять, двадцать, потом тридцать. Я не удержался и говорю: «Ну что же вы стоите, давайте аплодировать!» Мы аплодировали, он выглянул в окно, как Карузо, сошел к людям, раздавал автографы, книги.

Малышко любил петь, он вышел из той песни, которую пела Украина, которой учила его родная мать Базилиха.»

Звучит песня «Мы пойдем, где травы наклонные».

(Малышко на покосе. Фотографии Андрея Малышко с друзьями.)

Вспоминает Андрей Малышко:

«Мне часто приходилось быть участником тех прекрасных, волшебных путешествий с Максимом Тадейовичем Рыльским.

Когда к его дому подходишь или на рассвете, или вечером, так мило, так ласково тебя встречает и зовет огонек в окне, что забывается все мелочное и незначительное, без которого человек может легко обойтись в жизни.»

Вспоминает Павел Загребельный:

«У Малышко было невероятное отношение к слову. Он так употреблял обычные слова, в таких необычных словосочетаниях, что это поражало. «Мы пойдем, где травы наклонные», или «цветут небеса». Мы привыкли в школе, что есть наклонная плоскость, вдруг травы наклонные. Я всегда думал: откуда у Малышко такое чутье к слову, такая большая эрудиция? Несколько лет я жил с ним рядом и мы дружили. Я следил, как он читает, как мыслит. И меня поразило, сколько Малышко читает. Мы привыкли считать, что поэты или пишут стихи, или ждут вдохновения. Малышко перечитывал горы книг. Он скупал в магазинах все новое, что только появлялось, и сразу ночью читал прозу, философские трактаты. Как раз отсюда в него производилось то огромное чувство слова (кроме таланта), того, что он получил от матери, от своего народа. Не у всех писателей одинаковая інструментовка стихотворения или прозаического языка. У Малышко она была и неожиданная, и талантливая, и просто поразительная. Этого он достигал тем, что был человеком чрезвычайно эрудированным.»

Хроника 1962 г. Речь Малышко на юбилее:

«Дорогие мои товарищи, я не знаю, что надо говорить в день, когда тебе исполнилось пятьдесят. Это впервые мне случилось так, и я думаю, что уже больше не повторится.

Когда меня жена сюда провожала, сказала: надень чистую рубашечку. Я надел. Мама меня в далеком 41-м так провожала на бой и сказала эти же слова. То была трагедия, а сегодня большая радость, и вы поверьте мне, ибо я перед вами появился в чистой совести, в чистой рубашке со своей вечной любовью к Родине.»

Звучит «Песня о полотенце».

Обсуждение по вопросам:

• Как Платон Майборода оценивает свое сотрудничество с Малышко?

• Почему им легко работалось вместе?

• Как в Обухове чтят своего великого односельчанина?

• О каких особенностях поэтического таланта художника вспоминает Григорий Майборода?

• Каким талантом, со слов П. Загребельного, был наделен Малышко?

• Что вы можете сказать о круг его читательских интересов? О чем это свидетельствует?

Учитель. «Малышко много читал, его знания были энциклопедическими. Однажды мы начали литературную игру, где надо было вспомнить имена выдающихся деятелей прошлых веков. Андрей Самойлович буквально ошеломил нас своими знаниями. Поэт мог без конца читать наизусть стихи классиков и современных поэтов, тонко анализируя и разбирая достоинства стихов.»

(Сергей Григорєв «Портрет»).

Был у художника еще один дар, который постоянно влиял на его поэзию. Это ораторский талант, что в свою очередь вырос из увлечения театром. Малышко непревзойденно владел магией устного слова, ораторским искусством. Говорил искренне, энергично и образно.

Знаю от листьев немало слов,

С реками родственник в тайном слове,

Бело-білену язык снегов,

Гимны осени малиновые

Знаю... Учился голубых речей

Из плеска волны и человеческих разговоров.

С хлеба взял ароматный сок

Земли, дождей и железного плуга,

Будто я жить сто лет зарок, -

Прибывает мощь.

И все то по капельке, как на меду,

В свою украинский язык кладу.

Пусть только не ругаются, хвалючи,

Что имею в сердце моем потребность, -

Хотел бы ее розписать на века

По травам и людях,

По земле и небу.

Поэзия А. С. Малышка «Почему, сказать, и сам не знаю...» живет в народе также как песня под названием «Тропинка» (музыка Платона Майбороды). Все сходятся на том, что это - жемчужина украинской литературы, шедевр поэта-патриота.

...Догорало чистое костер его жизни. Физические силы покидали Андрея Самойловича, а разум, поэтическая страсть полыхали огнем слова. «Тропинка» создана 8 февраля 1970 года - за восемь дней до кончины поэта.

Это последнее произведение А. Малышко, его лебединая песня.

Тропинка жизни... Это по ней каждый должен пройти достойно. И какой она будет и где пройдет? Или где-то на чужбине, в родном краю? Одним одна... Единственная... самая Дорогая... Поэт не призывает бездумно бросаться в далекие миры в погоне за призрачным счастьем. Чтобы потом раскаиваться, сожалеть, грезить в снах и наяву за родительским порогом и тропинкой, «дождями мытой, перемитою» - той, что вьется «Между круглых подсолнухов» и ведет на родину..

На глубокие размышления побуждает нас этот так просто и мастерски скомпонованный стихотворение. Потому что человеческая жизнь, как и та тропинка, непрерывное... И у каждого она своя - «Та тропинка в нашем крае. Одним одна у ворот».

И вам, дети, тоже нужно будет выбрать свою, единственную. Поэтому как ее не уважать, не благоговеть перед ней?!

Ученица исполняет песню «Тропинка».

ПОЧЕМУ, СКАЗАТЬ, И САМ НЕ ЗНАЮ

Почему, сказать, и сам не знаю,

Живет в сердце столько лет

Та тропинка в нашем крае

Одним одна у ворот.

На вечоровім виднокрузі,

Где горизонт землю обніма,

Нет конца ей в темном лугу,

Да и поворота тоже нет.

Куда-то ушла, не возвращает,

Хоть у сердца стелит цвет,

Та тропинка в нашем крае

Одним одна у ворот,

Дождями мытая-перемытая,

Дождями снесена удаль,

Между круглых подсолнухов с лета

Мой ревностный боль и ревностный сожалению.

• Какие чувства охватывали вас, когда вы слушали песню?

Работа в группах. Учащиеся получают листы бумаги с вопросами, обсуждают, составляют собственные варианты ответов. После этого обмениваются задачами, дополняют ответы своих товарищей, пока к ним не вернутся их самые первые ответы. Ознакомившись с дополнениями одноклассников, отвечают на вопросы вслух.

- Какой видит поэт тропинку у ворот?

- А есть ли в вашем сердце самая дорогая для вас тропинка? Как бы вы о ней сказали? (Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся.)

- Какие впечатления возникли у вас от песен А.С. Малышко?

- Какие песни вы взяли бы в свою взрослую жизнь? Почему?

Учитель. Поэзию Андрея Малышко не можно «прочитать», «изучить», нельзя постичь одним только умом, ее надо почувствовать и прочитать душой, надо глубоко сродниться с миром поэта дум и чувств, стремлений и порывов.

Николай Нагнибида

ПАМЯТИ СОБРАТА

Поэты умирают, как птицы, -

В полете, в небе грез...

Поэтому, наверное, снится и снится

Жайвором в небе Андрей.

Пылают сердца у поэтов

Кострами ночь и день,

Как маки красные в планете,

Искры его песен.

Поэты ежедневно строители,

Солдаты во времена лихолетья.

Поэтому битвы огонь на лице,

На слове его горит.

Поэты цветут, как цветы,

Как звезды высоких плес.

Суждено Андрею зоріти

В разливах щелочей и небес.

Поэты - это сокровища народные -

Не лирики, нет! Трубачи!

И несутся в будущее сегодня

Песен его странные ключи.

А смерть он встретил, словно птица, -

В полете, в небе грез...

И снится Украине, снится

Жайвором в небе Андрей.

III. Устное высказывание «Песня Андрея Малышко, что больше всего меня взволновала»

IV. Домашнее задание. Выучить наизусть одну песню (на выбор).

Письменная работа: «Моя тропинка домой»

Урок 4

Тема. Обобщение изученного. Письменное сочинение-миниатюра по творчеству Андрея Малышко.

Цель: формировать умение обобщать прочитанное, высказывать свое мнение о художественном произведении; развивать письменная речь; воспитывать у учащихся патриотические чувства.

Оборудование : произведения Андрея Малышко.

Основное содержание урока

I. Проверка домашнего задания

II. Объявление темы, цели, задач урока


III. Актуализация опорных знаний

Литературная викторина

1. Какое дерево у Андрея Малышко было любимым? В названии которой книжки оно упоминается?

2. Кому Малышко посвятил эти строки?

Сама раскроет душу материнскую,

И искреннюю песню переллє сама,

И перемріє, погойда колыбель

Идо четки руку подымает.

3. В каких сборниках поэт прославляет родную мать?

3. Кто автор музыки «Песни про рушник»?

4. Что такое подтекст? В каком из изученных произведений Малышко мы встречаем этот литературный прием?

5. Что означают строки : «И цепи позванивают с плугами...

Зерно, и кровь, и ночи со снегами»?

6. Где и кем работает Малышко во время войны?

7. О ком из сыновней любовью говорит поэт в стихотворении?

...мне в мире ничего не надо,

Только бы голос твой слышать

И нежность твою беречь.

8. Из какого стихотворения эти строки?

Откуда она, минуя дни и числа,

Из-под горизонта, из-под седых крыла,

Зажебоніла, зазвенела, повисла,

Теплом и грустью сердце пронзила.

9. Кто из композиторов писал музыку на стихи Малышко?

10. Котором произведения суждено было стать последним произведением поэта? В чем символичность его названия?

11. Кому посвящает эти строки Николай Нагнибида?

Из какого они стихотворения?

Поэты - это сокровища народные -

Не лирики, нет! Трубачи!

И несутся в будущее сегодня

Песен его странные ключи.

IV. Самостоятельная работа учащихся над сочинением-миниатюрой «Мой Малышко»

V. Домашнее задание
. Прочитать рассказ Анатолия Димарова «Голубой ребенок».