|
А. Ситченко,
доктор педагогических наук;
Н. Огренич,
кандидат педагогических наук Николаев
«Волшебный сон Димы как условный литературный прием. Характеристика образа мальчика. Роль воображаемого и фантастического в сказке. Сочетание в произведении прошлого и современного» (из учебной программы).
Тему казацкого прошлого, славной украинской истории продолжает раскрывать в 5-в классе Оксана Сенатович в сказке «Малый Воз», на изучение которой отведено всего один урок. Начнем его с актуализации опорных знаний учащихся:
1. Скажите, какие литературные сказки на историческую тему вы уже читали? Назовите их авторов.
2. Определите, какие изученные вами произведения имеют больше всего общего? Что именно?
3. Объясните, какие мысли и чувства преобладают в этих произведениях? Разделяете ли вы их?
В этой вступительной беседе следует назвать прежде всего произведения А. Лотоцкого «Михаил-семилеток», И. Нечуя-Левицкого «Запорожцы» (отрывок) и В. Сенатович «Малый Воз». Больше всего общего в последних двух из них: оба на тему казачества и имеют в своей художественной структуре прием сновидения. Правда, в сказке И. Нечуя-Левицкого речь идет о несколько более сложную форму воображаемой картины: словно сон «вживую». Собственно, сказка О. Сенатович воспринимается, словно своеобразное продолжение предварительно обучаемому эпического произведения. Художественные картины сказок возбуждают интерес к казацкой старины, побуждают к чтению этих произведений, закладывают основы украинской ментальности. Этим и воспользуется учитель, готовя пятиклассников к чтение и обсуждение сказки «Малый Воз».
Поскольку составляющими подготовительной работы является раскрытие сведений об авторе и жизненную основу его произведения, то учитель подаст краткую справку о Оксану Павловну Сенатович и ее произведения. Хорошо, когда будет и рассказ об интересных случаях из жизни писательницы (один - два эпизода). Родилась на Тернопольщине, высшее образование получила в Львове. Работала на заводе, потом - инженером в научно-исследовательском институте. Писала произведения для взрослых и детей. Особенно удачно получались у нее поэзии: «Красные аисты»; «Восемь сотен колобков»; «Учится сентябрь читать»; «Снеговик» и др. Вышла в свет ее повесть «Не вырастут ребята без дождя». Лауреат литературной премии имени Елены Пчілки. ее сыновья - также писатели: Иван - поэт, Тарас -- переводчик.
Определенную помощь в этом может оказать материал учебника [3:212] и названной уже книги для учителя [1:145-147].
Нужна словарная работа:
дать играем возле - окунуться;
дышло - передняя часть телеги в виде длинной обточеної бревна диаметром до 10 см, по обеим сторонам которой запрягают лошадей;
ватра - костер, огонь;
мана - привидение, призрак;
кулеш - очень густой пшоняний суп, обычная казацкая еда;
побічня - боковой край кровати, дивана.
Конечно, некоторые пятиклассники могут и сами объяснить значение этих слов, поэтому учитель прежде всего должен спросить у них, как они понимают те или иные выражения из произведения. Стоит дать справку о том, что такое Малый Виз, показать его на звездной карте неба или схематическое изображение этого созвездия.
Непосредственно перед чтением сказки «Малый Воз» ученикам целесообразно сделать такую установку: «Во время чтения постарайтесь представить, какие картины показались Диме. Подумайте, какой прием использовала писательница, чтобы их показать. Спостережіть, какие чувства охватили мальчика во время встречи с казаками и ознакомления с их изобретениями. Приготовьтесь объяснить, какие впечатления оставил у вас этот произведение.»
На прочтение сказки О. Сенатович «Малый Воз» можно отвести к 6-7 мин. Беседа о ее содержание и значение будет иметь аналитико-синтетический характер и может состоять из такого ряда задач и вопросов:
1. Интересно ли вам было читать эту сказку? Какие элементы произведения указывают на ее жанр?
2. Какой сон приснился Диме?
3. Дело была в мальчика до атамана Сирко? Что его больше всего удивляло и интересовало?
4. С какой целью автор произведения использовала художественный прием сна?
5. Раскройте значение сказки. Объясните ее название.
6. Какие произведения на эту тему вы еще знаете? Почему писатели обращаются к народной истории?
Пятиклассников должно заинтересовать смысл этой сказки В. Сенатович. Без особых трудностей они смогут определить ее жанр: на него определенно указывают фантастические элементы в тексте (образ Малого Телеги, встречи с казаками, которым уже за триста лет, посещение Сирко современного Львова и тому подобное).
С целью более глубокого усвоения содержания прочитанного учащиеся должны воспроизвести его детали. Для этого им надо пересказать произведение. Чтобы перевод получился полным и правильным, следует предварительно составить план текста. Учитель может дать и свой вариант этой работы:
1. Звездное озеро.
2. Путешествие в неизвестное.
3. Встреча с казаками.
4. Вкусный кулеш.
5. Дело в Сера.
6. Казацкие изобретения.
7. Поиски в магазины.
8. Диме мечты.
Этот план ученики могут трансформировать в виде розповідних или вопросительных предложений, сделать цитатной.
Выясняя, какая у мальчика было дело до Сера, учитель (или подготовленный ученик) подаст характерные сведения о этого выдающегося атамана. Например: «Иван Дмитриевич Сирко - любимый кошевой атаман украинского казачества. Всегда был рассудительным и мудрым вожаком, скромным и общительным молодым человеком, глубоко верующим христианином. Десять раз подряд запорожцы избирали его кошевым атаманом, а татары называли его чертом, потому что считали, что ему помогает сама нечистая сила. Слава о Сера, - свидетельствует М. Аркас, - звучала от края до края по всей Украине. Иван Сирко провел более полусотни победных сражений против крымско-татарских захватчиков! Его хорошо знали не только в Москве, Крыму и Турции, но и в Европе. Он даже получил приглашение от Франции служить в ее войсках во время войны с Испанией!
Был Сирко и в ссылке в Сибири, потому что московское правительство активно вмешивался в государственной жизни Украины. Однако царь вынужден был освободить кошевого атамана, потому что некому было повести войну с турками и татарами.
Когда Иван Сирко постарел, то вернулся в свое село, где спокойно жил себе на пасеке. Он умер 1 августа 1680 г. На его могиле над рекой Чертом-лик возвышается каменный крест, поставленный уже во второй раз, ибо первый был разрушен солдатами Петра И за то, что казаки помогали И. Мазепе воевать против северного колонизатора. Русские войска тогда, по словам М. Аркаса, «выкапывали из могил мертвецов, выбрасывали их из гробов и разбросали, ломали памятники; вероятно, такое случилось и с памятником Сера» (История Украины-Руси, с 251).
Интересные сведения из сочинения о казацкие инженерные изобретения, применяемые в военных походах, действительно имеют историческую основу и свидетельствуют не только о боевой подготовке и мастерство наших воинов, но и об их природный ум и сообразительность, незаурядную предприимчивость и оружейные достижения. Хорошо, когда и ученики покажут свои рисунки казацкого подводной лодки или ракеты, или устно скажут, какими они их себе представляют, что значительно усилит эмоциональное восприятие ключевых компонентов текста.
Во время описания разговора Димы с казаками о подводной лодки автор достигает гармоничного сочетания картин современного и прошлого, что дает ей возможность активно влиять на читателей, затрагивая их настоящее и связывая его со славным историческим бытием нашего народа (речь идет о цели пребывания Сера во Львове). Образ Малого Телеги также указывает на казачье бытие, за которого, собственно, виз был основным средством передвижения. И в этой сказке он помогает Диме осуществлять свое путешествие во времени и пространстве. Учитель должен подвести пятиклассников к мысли о том, какая победоносная история нашего народа, зародить в них чувство гордости за украинское казачество, которое олицетворяет не просто свободолюбие, но и способность завоевывать себе лучшую судьбу.
Ученические рассуждения уместно направить и до нынешних проблем украинского общества, значительная часть которого еще далека от народных идеалов свободы и патриотизма. Как тут не вспомнить сказку А. Лотоцкого «Михаил-семилеток», герой которой ждет подходящего времени, чтобы вернуться на родину, или разговор в классе о стих. Нечуя-Левицкого «Запорожцы», проникнутое заботой об Украине? Главное, они задумаются над связью прошлого и настоящего, попытаются прогнозировать свое будущее. В то же время у младших подростков формируется представление о литературной сказке, художественное произведение как плод писательского воображения и показатель его художественного мастерства.
Глубже погрузиться в атмосферу исторического прошлого им поможет работа над картиной и. репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которую можно провести за памятником, в учебнике [3: 210]. Справку о художнике ученики также найдут в этом же учебнике (с. 216). Кроме того, учитель добавит, что существует легенда, по которой это письмо подписал не кто иной, как атаман Сирко. М. Аркас пересказывает, что именно перед походом И. Сирко на Крым турецкий султан Мухаммед IV прислал в Запорожье письмо, в котором приказывал казакам подчиниться ему и не беспокоить своими наскоками. На это письмо запорожцы дали дошкульну ответ султану и напали на Крым. Хан Селим-Прей едва успел укрыться в горах, а Сирко, разрушив полуостров, вернулся на Сечь (История Украины-Руси, с 247-249).
В завершение разговора о сказке А. Сенатович «Малый Воз» ученики могут обменяться впечатлениями от прочитанных народных и литературных сказок на историческую тему, чем углубят свои знания о казацкую старину и произведения искусства.
Литература
1. Мовчан Г. В. Украинская литература: Кн. для учителя: 5 кл. - К.: Генезис, 2005. - 248 с
2. Ситченко А. Л. Учебно-технологическая концепция литературного анализа. - К.: Ленвіт, 2004. - 304 с
3. Цимбалюк В. И. Украинская литература: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. / В. И. Цымбалюк, В. В. Потеха - К.: Науч. книга, 2005. - 320 с
|
|
|