С. Савченко,
кандидат филологических наук, доцент
Суммы МИР ДЕТСТВА ГЛАЗАМИ ЛЕСИ УКРАИНКИ
Каждым словом, каждым лучом
мысли, каждым болью своим живет в
души нашего народа человек, имя ей
Леся Украинка. С не такой уж и
далекого прошлого, однако уже
словно сквозь дымку легендарности,
проступает в нас образ поэтессы,
образ нежный и чистый.
Олесь Гончар
Сегодня в Украине нет ни одного человека, который не знал бы имя Леси Украинки - знаменитой поэтессы, прогрессивного человека своего времени, сильной и волевой женщины. Она вошла в историю как автор многочисленных стихов и драматических поэм, как неутомимый борец за обновление украинской культуры. ее жизненный и творческий путь в течение многих десятилетий исследуют самые авторитетные литературоведы, пытаясь объяснить невероятное сочетание силы и нежности, мужества и мечтательности. Откуда же берут начало эти черты писательницы? Несомненно, с детства. Ведь именно в этот рассветный час, когда человек только познает жизнь, она впитывает все то лучшее, что могут дать семья, друзья, книги, родной край.
Итак, давайте совершим путешествие в те далекие времена, когда делала свои первые жизненные шаги маленькая Лариса Петровна Косач (Леся Украинка).
Леся Украинка никогда не ходила в школу, сидела за партой, не отвечала у доски. ее первыми учителями стали мать - писательница Елена Петровна Драгоманова (Олена Пчилка) и отец - юрист Петр Антонович Косач. В семье чтили художественное слово, родной язык, народную песню. Маленькая Леся росла в творческой атмосфере - родители часто читали вслух, рассказывали, рассказывали всевозможные истории, пели, рассказывали о народных обычаях, - поэтому уже в четыре года умела читать, увлекалась «Кобзарем» Тараса Шевченко, романами Жюля Верна, Даниэля Дефо.
У Леси было двое братьев - Михаил и Николай - и три сестры - Ольга, Оксана, Изидора. Дети жили дружно, много времени проводили вместе. Особенно тесными были отношения Леси с братом Михаилом (малыми их даже называли одним именем - Мишелосія).
Литературными по происхождению были первые игры детей: играли в Жанну д'арк, у Робинзона Крузо; наслушавшись преданий о Луцкий замок, близ которого жили, создавали в его стенах тайное общество; разыгрывали сцены из «Илиады» или «Одиссеи» Гомера; устраивали литературные вечера...
Ребенком Леся была чрезвычайно упорной, до всего хотела дойти сама. А еще проявляла огромное милосердие - пыталась защитить животное от опасности, былинку от непогоды, подругу от болезни, людей от зла.
Мечты
В дорогие детские годы,
Когда так душа желала
Необычайного, удивительного,
Я любила вік лицарства.
Только странно, что не принцы,
Тайной покрыты,
Не красивые королевны
Разум мой очарували.
Я смотрела на рисунках
Не на гордых победителей,
Что, сперечника свалив,
Говорили яростно: «Сдай!»
Взгляд мой спускался ниже,
На того, кто распростертый,
К земле прибит копьем,
Говорил: «Убей, не сдамся!»
Не здававсь мне величественным
Тот упорный, пышный рыцарь,
Что строптивую красавицу
Взял оружною рукой.
Только сердце очаровывала
Пленницы смелая ответ:
«Ты меня убить можешь,
Но жить не заставишь!»
Годы любії, детские,
Как весенние воды, исчезли,
Но гомон весенних вод
Не забудется вовек.
Какие черты характера больше всего ценила в людях Леся Украинка?
Проиллюстрируйте свой ответ строчками из стихотворения.
Как вы думаете, повлияли детские впечатления поэтессы на написание стихотворения «Мечты»?
А какими вы мечтаете быть? Что вы делаете для того, чтобы достичь желаемого?
Лучше ребенка знают, без сомнения, ее родители, братья и сестры. Поэтому, чтобы больше узнать о Лесе Украинке, предлагаем вам провести воображаемую беседу с семьей писательницы. Заметим, что ответы на вопросы мы взяли непосредственно из воспоминаний и писем отдельных членов семьи Косачей.
- На кого Леся была похожей красотой и характером?
Отвечает сестра Ольга Косач. Из всех нас шестерых детей Леся больше всего была похожа на отца и красотой, и характером. Насчет красоты, то и по папиных фото с молодых лет видно, и по рассказам матери, теток и дяди получалось, что у Леси такие же черты лица, цвет глаз и волос, как у отца, так же средний рост, такая же фигура, такая же хрупкость. Нравом же они оба одинаково были ласковые и добрые безгранично, все равно оба были способны ужасно вскипеть, когда их наступать на больную чем-то особенно для них болезненным. Оба были чрезвычайно сдержанны, терпеливы и выносливы, с исключительной силой воли. Оба были безупречно принципиальные люди: для любимых людей или дел могли поступиться многим, могли быть очень снисходительными, но я не могу себе представить того человека, того дела, вообще той силы, что могла бы заставить, отца или Лесю одинаково, сделать что-то, что они считали непорядочно, нечестно. Чтобы сделать такое для собственной выгоды, или пользы, или безопасности, то о том не может быть и речи, - такое это что-то совсем не до представления в сочетании с ними. Оба имели на удивление хорошую память...
Оба они, и отец, и Леся, были одинаково деликатны в отношениях с людьми, стараясь никого собой не затруднить, не хлопотать, не намагати. Терпя сами боль, сожаление, горе, старались не журить не мучить других теми своими почуваннями и тлумили их в себе с какой-то нечеловеческой силой.
Была у отца и Леси еще одна общая, очень ценная черта: они на удивление высоко ценили человеческое достоинство у всякого человека, хотя бы в малейшей ребенка, и всегда вели себя так, чтобы не оскорблять, не унижать достоинства той. Я не помню случая, чтобы отец или Леся повели себя с кем-то грубо, грубо; не помню и единственного раза, чтобы отец кого-то из нас, детей, налаяв, поругал, чтобы что-то приказал сделать. Он всегда советовал, просил, пытаясь и наименьшем доказать, почему так надо, а так не следует делать, пытался убедить, а не заставить. Так же поступала и Леся...
Своей способностью к языкам Леся пошла в нашу мать.
- А как случилось, что в дворянской семье, да еще и во времена запрета украинского языка, воспитывалась настоящая патриотка национальной культуры, чьим литературным псевдонимом стало громкое имя Леся Украинка?
Отвечает мать Елена Пчилка. Должна я сказать, что хоть украинских книг для детей почти не было, но все же не так и мало было в семье, где хотели иметь их: это тем более, что тогда у нас не различали еще детской и недетской книги. Дети с большой охотой читали Кулишу произведения, рассказы Марка Вовчка. «Пана Твардовского» Гулака-Артемовского знали наизусть. Большим вкладом в лектуру детей были Андерсенові сказки в переводе Старицкого и сербские песни в его же переводе, что очень любила Леся.
До школ дети никуда не ездили. Мне тогда казалось, что школа сейчас же разрушит мое соревнования воспитать детей в украинском языке. Это был бесполезный страх, потому что потом я увидела, что когда детей хорошо вделано в украинском языке, то тогда школа этого языка не разрушает. До этого страха за украинский язык детей приходится и то, что я, живя еще в Звягелі, в таком простеньком городе, похоже даже на село, приехав из-за границы, возила детей с первой весной «на дачу», чтобы они не одвикали ед языка.
... В детей мне хотелось перелить свою душу и мысли - и с уверенностью могу сказать, что мне это удалось.
...Не знаю, стали бы Леся и Михаил украинскими литераторами, когда бы не я; может, стали... но хутній, что нет... Собственно, я «наважила» и всегда окружала детей такими обстоятельствами, чтобы украинский язык был им близким, чтобы они в детстве познавали ее как можно больше. Жизнь со мною и посреди волынского люда способствовало тому.
Свое первое стихотворение «Надежда» Лариса Косач написала в девять лет. Когда же девочке исполнилось тринадцать, у нее уже накопилось несколько стихов, и мать, посоветовавшись с дочерью, решает опубликовать в журнале поэзии «Ландыш», подобрав Леси псевдоним Украинка. С тех пор и пошли по всему миру прекрасные произведения, подписанные одновременно гордым и нежным именем - именем женщины, которая никогда не повиновалась судьбе, преодолевала многочисленные препятствия, подавая пример несгибаемости и независимости.
Поисковое задание. Ознакомьтесь с жизненным и творческим путем Леси Украинки за школьным учебником и дополнительной литературой. Вдумчиво прочитайте предложенный стих. Дайте ответ на вопрос: что общего можно заметить между маленькой героиней поэзии и славной украинской писательницей?
Как ребенком, бывало,
Упаду себе на беду,
То хоть в сердце боль доходил,
Я себе вставала тихо.
«Что, болит?» - меня спрашивали,
Но я не признавалась -
Я была маленькой горда, -
Чтобы не плакать, я смеялась.
Детская проза Бориса Гринченко
Борис Дмитриевич Гринченко вошел в историю украинской литературы как один из первых писателей, которые писали о детях и для детей. Будучи талантливым педагогом, он всем сердцем стремился воспитать поколение настоящих патриотов своей родины, людей честных, всесторонне развитых, культурно сформированных, которые бы свободно овладевали знаниями, независимо от социального статуса или материального положения. Ради достижения своей цели писатель готов был преодолевать любые препятствия, а их жизнь ставило немало, начиная с детских лет.
Биографическая справка.
Родился Борис Гринченко 9 декабря 1863-го года на Харьковщине. Ему повезло появиться на свет в семье, которая более всего ценила не дворянское происхождение или семейный доход, а книги. Поэтому и малый Борис чуть не благоговейно относился к печатному слову. Большая отцовская библиотека была его первым университетом, пробудила тягу к знаниям, а позже и к собственному творчеству. Уже в раннем детстве Гринченко пробует писать стихи на русском языке, «выдает» семейный рукописный журнал на русском и украинском языках (его читателями были три сестры и младший брат), впоследствии, под влиянием поэзии Тараса Шевченко, пишет стихи по-украински. С 1874 года Гринченко учится в Харьковской реальной школе, давала основы разных наук и по окончании право поступать в высшее инженерного заведения. Но сложилось по-другому. Увлекшись романтикой революционной борьбы, юноша попадает в тюрьму за связь с подпольной организацией. Последствия были весьма печальными - исключение из пятого класса реальной школы, подорванное здоровье и годы лишений и тяжелого труда в последующие годы. И хотя Борис Гринченко уже больше ни в одном учебном заведении не обучался, однако это не помешало ему стать чрезвычайно образованным человеком, авторитетным ученым, выдающимся педагогом и известным писателем.
Судьба ребенка, его мысли и чувства, ее маленькие радости или большое горе не оставляли равнодушным Б.гринченко, зримо вставали со страниц многочисленных рассказов. Написаны произведения писатель сразу же использовал в педагогической деятельности - читал ученикам, чтобы воспитать в них лучшие моральные качества. Особенно Б.гринченко волновал вопрос отбора материала для детской прозы. И как писатель, и как педагог, и как отец (ибо имел дочь Настю) он был убежден, что от маленького читателя не стоит скрывать темные стороны жизни - важнее воспитывать сочувствие к человеческим страданиям. Именно в таком ключе был написан рассказ «Отец и дочь».
Практическое задание. Ответьте на вопросы, используя приведенные отрывки из произведения.
«Они пришли сюда из деревни. Маруся с удовольствием вспоминает то время, как она там с матерью жила. Только это давно-давно было. Она с трудом вспоминает молодое красивое лицо с большими темными глазами. Она вспоминает, как это лицо, без края ласковое, склонялось к ней, а заботливые руки покрывали ее теплее и тихий мамин голос говорил:
- Спи, моя голубка! Спи, мое сердечко! Многое из того, что тогда было, позабувалося - ведь ей только четыре года было, как мать умерла, - но этот волшебный образ никогда не исчезал из души бедной девушки-сироты».
«ее отца звали Максимом.
...В их была только домик и дворища лоскут, а землю хліборобну нанимать приходилось. Пока мать Марусина жива была, они так-сяк хозяйничали; а уж как она умерла..., то тогда хозяйство совсем пришло в упадок, потому и нельзя было вести хозяйство без хозяйки. Максим не захотел жениться во второй раз; он отдал Марусю в семью к своей сестре, а сам позабивав окна и двери в отцовской хате и пошел зарабатывать на шахты».
«У тети Маруся выжила четыре года. Тяжело ей там было жить!
Она всегда была как чужая, как приймачка в этой семье. Там было уже четверо детей и двое стариков - то Маруся была седьмой. Всем нужно было предоставить кушать, всех надо было одеть. Тетя с дядей со всей силы работали, кормя семью, - поэтому не удивительно, что они порой намекали Маруси, что она не «своя».
... Оно и свои дети тетя не очень радовало, и все же то были свои: хоть и покартає, да и пожалует потом. А Маруся была «не своя», хоть и родственница. Тем она слышала от тети основном именно урчание и стук и мало, очень мало когда испытывал жалование».
«Сразу ему вспомнилось: а что, если бы и вправду послушаться Маруси и взять ее жить к себе? Только не в казарму, а в землянку.
... Веселая была Маруся без края. Неважно ей было, что эта хата такая ободранная: она казалась ей прекрасно красивой, ведь она в ей распоряжалась, и хозяйничала, как хотела. Она, как одолела своими маленькими руками, измазала дом, а дымоход помалювала красными и синими зигзагами, что были такие, как цветы, и цветами, что были такие, как каракули, и то рисование не то ей, а и Максиму даже казалось замечательным».
«У Максима была одна мечта. Он был безземельный, и ему казалось, что нет большего счастья над то, когда человек имеет лоскут своего поля.
... - Ой и хорошо же было бы, господи! - вскрикивает Маруся, и глаза у нее блестят.
... Теми мечтами и разговорами стало лучше жизнь Максиму и Маруси, а без них оно было бы очень невеселое, потому что и отцу, и дочери приходилось много и трудно делать.
...Итак, поробивши так еще два года, Максим собрал столько денег, что мог бы уже себе лоскут поля купить, а к его лошадь и еще несколько. ...Как пришла весна, купил Максим зерна, нанял мужчину вспахать и засеять ему ниву. А сам остался пока на шахте, потому что случилась такая работа, что очень хорошо заработать можно было».
«И Маруся думала о том, как они будут переезжать отсюда и которого это хлопот будет. И зря - как-то оно будет, а как улаштуються - вот тогда хорошо! В своей хате! Своя хата очень большая за эту землянку и такая веселая! А возле дома Маруся цветков цветков понасаджує, - вот как у ее матери было - это так говорят, потому что она сама не помнишь этого. Папа говорит, что он еще сажать фрукты в том садике, что уже там есть. Вот добро - свой садик! Выйдешь в его: солнышко сияет, птички щебечут, вишенки краснеют - уже и хорошо!»
«Галька остановилась и вздріла Марусю.
- Ой, Маруся, сестренка!.. Ой, что же там приключилось - шахту залило! - еле поспішилась говорить девушка, ибо дух ей от быстрого бега перехватывало.
... Маруся молчала. Она никак не могла понять, откуда взялась вода заливать шахту, когда везде было сухо. И она не долго об этом думала. Другая мысль поразила ее: в той шахте делал ее отец, - то это и его залило? Эта мысль ударила ее, словно выколи стрельнул, и она чуть не упала».
«Она была уверена, что ее отец жив. Он, вероятно, обрятувавсь в какой-то закоулок, - такой, что и вода туда не достигнет, - там он сидит и поджидает, пока воду вытянут. Но воду вытянут аж через пять дней. Или уже в этом правда? И дже же у папочки нечего есть, - он умрет с голода, когда пять день просидит в шахте, не евши.
Ой боже ж мой! Что ей сделать, чтобы пособить, чтобы быстрее обрятувати отца, не дать ему умереть с голоду? Бедная Маруся морочила себе голову и с тоской безнадежной впевнялася, что она ничем пособить не может, даже если бы жизнь свою отдала, то и тогда не могла бы и на одну ступень подвинуть вперед дело.
... ее папа в шахте, его залила вода, он умирает с голоду! Неописуемая, безнадежная, страшная тоска обняла девушку. Она начала рыдать, но рыдать то подобное было более душераздирающего крика, чем до рыдания».
«На ночь она не пошла домой, - надеялась, что ночью, может, выберут воду. Она легла судьбы у того камня, зібгавшись, как клубочек. Какой-то сердобольный шахтер укрыл сердешную своей свитой. Но она не спала. Она то лежала, трусячися с холода, то поднималась и смотрела, как возле шахты делали люди, чудно озаренные красным светом от машин, от ламп.
... Утром она снова села на камень. Сев, услышала, что ей плохо как-то. Она встала. Еле встала,
- сразу показалось ей, что люди круг шахты, вагончики, шахтова здание издалека - все это вдруг как-то зашаталось, сдвинулось и поплыло перед ней. Она хотела понять, что это такое, и тот же миг упала на землю без сознания».
«Прошла уже, наверное, час. Без края длинной показалась она всем, а больше всего Маруси! Известия из шахты не было никакой.
В конце мотуз, проведенный из шахты до звонка, заворушивсь, и звонок дзеленькнув. Все встрепенулись.
- Тяни!
Барабан пошел сначала тихо, а потом все быстрее и быстрее. Маруся еле дышала... Минута... две... три
- и вот, вот ушат!...
В ведре стоял штегер с одним рабочим и поддерживал обрятованого мужа.
Но это был не Марусин папа. ...Прошло еще полчаса - снова дзеленькнув звонок и закрутился барабан. Маруся опять вся выпрямилась - готова в это мгновение к жизни и к смерти.
Вот опять ушат - и в ему был не ее папочка. ...»Господи! - молилась она мыслью. - Ты ведь добрый! Верни папу! А нет - так возьми меня к его!»
А тем временем ушат давно уже ушел наниз. И как послышалось «поднимай!» - Маруся прижала свои худые ручонки к груди со всей силы и, широко раскрыв глаза, поступила их в черную глубокую шахтову яму.
Неторопливо поднялся ведер.
Двое шахтеров держали того, кто там стоял, и это был Максим.
Едва ступил он на землю, в тот же миг Марусины руки Обхватили его. Припадая к его, она вскрикнула:
- Папочка! дорогой! живой!..
И измученная девушка упала без сознания к ногам отца.»
1. Почему героиню рассказа «Отец и дочь» автор называет сиротой?
2. Среди предложенных отрывков найдите те, в которых рассказывается о радостные или грустные моменты из жизни девочки Маруси. Что заставляло героиню грустить, а что дарило минуты счастья?
3. О чем мечтали Маруся и ее отец? Почему со своей мечтой связывали лучше жизнь?
4. Что помешало Максиму и Маруси осуществить мечту вовремя?
5. Найдите отрывок, в котором говорится о страшной для Маруси весть - аварию на шахте. Какие мысли и чувства овладели девочкой?
6. Как Маруся вела себя во время спасательных работ? Что больше всего волновало девочку? Почему, по вашему мнению, она не теряла надежды на возвращение отца?
7. Суждено ли надеждам Маруси сбыться?
8. Прочитайте отрывок, в котором говорится о спасении шахтеров. Как в это время вела себя Маруся? Какие чувства переполняли героиню? Удалось ли автору передать эти чувства?
9. Как вы думаете, почему Маруся, увидев отца живым, потеряла сознание?
10. Какие черты характера героини рассказа «Отец и дочь» вам понравились? Чему учит детей этот образ?
11. Как, по вашему мнению, сложится дальнейшая жизнь маленькой Маруси? Заслуживает ли эта девочка счастливой судьбы?
Очень часто в нашей жизни случается так, что поведение человека, его поступки зависят от обстоятельств. Мы должны выбирать: как правильно поступить в той или иной ситуации? Оповидання Б.гринченко помогут вам избежать ошибок, научат быть рассудительными, справедливыми, честными с собой и с другими.
Поисковое задание. Прочитайте рассказ «Украла». Дайте ответы на вопросы.
1. Что заставило маленькую Александру совершить кражу? Как вы оцениваете поступок девочки?
2. Правильно ли повели себя школьники, узнав о краже?
3. Как среагировал на эту ситуацию учитель? Почему он не наказал Александру?
4. Почему дети изменили свое отношение к Александре после разговора с учителем?
5. Или девочка поняла свою ошибку?
6. Какие выводы вы сделали, прочитав рассказы Бы. Гринченко?
ВЛАДИМИР ВИННИЧЕНКО О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ
Творчество Владимира Винниченко - яркое и неповторимое явление украинской литературы начала XX века. Его рассказы, повести, романы, пьесы были популярны в начале творческой карьеры писателя, широко известны они и сейчас, хотя долгое время отечественные читатели не имели возможности с ними ознакомиться по причинам политического характера. Дело в том, что В. Винниченко с самого начала не воспринял новых социалистических преобразований, связанных с октябрьским переворотом 1917 года. Выходец из крестьянской семьи, он понимал нетерпимость положения трудового люда, однако революцию оценивал остро негативно, более того, боролся с большевизмом, возглавив сначала Центральную раду, а затем Директорию - правительство Украинской народной республики (УНР).
В 1919 году Винниченко эмигрирует за границу. Начиная с этого времени, его политические взгляды достаточно часто меняются, а впоследствии он и вовсе отходит от политики, чтобы заняться исключительно художественной и научной деятельностью - написанием художественных произведений, живописью, студированием литературы по философии, этики, эстетики и др. К сожалению, в Украине имя писателя уже оказалось под запретом. Прошло немало времени, прежде чем В. Винниченко вернулся к своим читателям. Сегодня мы с огромным удовольствием читаем его оригинальные произведения, постигаем мир искренних в своих чувствах героев, среди которых немало и детей.
Детство самого В. Винниченко, по его выражению, было «в том чудесном крае, полном для меня загадок, страшно, мучительно, сладко поетичнім, сповитім венок песен»(речь идет о Большой Угол на Херсонщине). Он, как и каждый мальчишка-хулиган, «ездил» верхом на сундуке в Киев, боялся темноты и домового, плел соломенные шляпы из соломы, мечтал о голубятне, играл с товарищами в «пувички», лапту, свинку, городки, искал среди сиреневого цвета «тройки» и «пятерки», а зимой спускался лідяком на площади и, несмотря на бедность, в которой приходилось жить, чувствовал себя счастливым. Свои детские впечатления писатель часто переносил на бумагу, наполняя такие рассказы правдивыми и выразительными картинами из жизни детей, которые умеют не только шалить, но и сочувствовать, помогать друг другу и взрослым, остро переживать личные трагедии и искренне радоваться за других.
Чтобы лучше понять «детский мир» в. Винниченко, предлагаем вам ознакомиться с рассказом «Федько-халамидник».
Практическое задание. Внимательно прочитайте рассказы «Федько-халамидник». Дополните характеристику героев, найдя продолжение фраз в тексте произведения.
- «Словно черт который сидел в парне!...»
- «Драться с ним и не пробуй...»
- «Это был ребенок нежная, деликатная, смирная...»
- «Он не плачет, не просится, не обіщає, что больше не будет...»
- «...ему ужасно хотелось розпитатись, как там, на реке, лед идет. Но он терпеть не мог...»
- «...тоже хотелось заверещати, и побежать, и даже фицнути так же ногой, как сделал Степка. Но он этого не мог сделать...»
- «...и вновь на берегу все притихли, следя за одчаяним парнем. Никто уже не кричал советов, никто не ругался, только...»
- «В руки стало как-то очень холодно, ноги ослабли и скользнули по льду. Хотелось упасть на лед, прижаться к нему всем телом и кричать, звать на помощь. Но...»
- «И вдруг схватил зубами за шворку, набрал полон рот, сжал зубы и мотнул головой...»
- «...то большими, полными страха и тоски глазами смотрел прямо на него...»
- «Мама ему строго приказала не выходить до уличных ребят.
А ему было интересно посмотреть...»
Кого из героев рассказа изображен в каждом из отрывков?
Среди предложенных черт характера Феди и Толи найдите те, которые не отвечают характеру героев:
Толя
слабость
нечестность
храбрость
превосходство
общительность
изнеженность
отзывчивость
Федя
смелость
любознательность
задиристость
изнеженность
честность
трусость
сообразительность
Объясните поведение Федька во время и после спасения Толи. Был ли он таким, как всегда? В чем отступил от своих правил? Что заставило мальчика так поступить?
Что руководило Толей на берегу реки? Как вы оцениваете его поведение? Какие черты характера проявил мальчик в этой ситуации?
Финал рассказы «Федько-халамидник» чрезвычайно трагический. Он заставляет задуматься над истинными жизненными ценностями, побуждает внимательнее присмотреться к себе и к своим товарищам, учит не спешить оценивать людей только по их внешности, а попытаться понять, чем человек руководствуется в своей жизни, что ценит больше всего, сможет в трудную минуту не предать, помочь, поддержать.
Прочитайте предложенный отрывок. Подумайте и объясните, почему все дети грустили по поводу смерти разбойника Федьки, и только спасенный им Толя отнесся к этому безразлично?
«А через три дня он лежал мертвый. Раза два он приходил в сознание, спрашивал, били Толя, что-то бормотал и снова падал без сознания. А в обмороке кого-то просил, кому-то грозил и все чего-то допытывался у Толи.
Отец и мать не одходили от его постели, тряслись и молча боролись со смертью. Но смерть поборола.
На четвертый день Федька хоронили. На кладбище шли все ребята со всех соседних улиц. Спірка, Степка и Гаврик плакали навзрыд.
А Толя тихонько выглядывал из окна. Мама ему строго приказала не выходить до уличных ребят.
А ему было интересно посмотреть, как будут хоронить Федька-оборванца.
Когда Федькова гроб спряталась за углом улицы и уже не было никого видно, Толя отошел от окна, перекрутивсь на одной ноге и побежал играться с чижиком.
Этого чижика он сказал Федьковій матери отдать ему, потому что он его выиграл у Феди.»
|
|