|
В. Погребенник,
доктор филологических наук, профессор,
зав. кафедры украинской литературы
НПУ ім. М. Драгоманова
Религиозный философ, просветитель и писатель-гуманист Григорий Сковорода - уникальная фигура, по выражению И. Франка, не самая заметная из всех духовных деятелей наших XVIII ст. Индивидуальный внесение писателя-мыслителя в историю украинского литературного «софийности» невозможно переоценить. Его литературные писания, невідлучні от мислительного процесса энциклопедиста, тесно связаны с литературной традицией предшествующего времени. Одновременно Сковорода своим интеллектуализмом, репрезентованими жанрам творчества, опережающими современников версифікаційними подходами принадлежит новому писательству. Вневременного характера мудрость мыслителя, погруженная в религиозно-нравственную проблематику, сконцентрирована вокруг познания противоречий мира и человеческого самопознания, этических задач человека, характеристик религиозного переживания. Его песни, басни, притчи, трактаты показывают: практически невозможно отличить в Сковороде писателя от философа и даже человека, поскольку все это у него было «слито в единый монолит» (д. багалей).
Багатообдарована человек ренессансного типа, Сковорода обратился сначала к лирической творчества. Писание 1753-1785 гг. он объединил в сборник «Сад божественных пісней, прозябший из зерна Священного писанія», что вплоть до появления 1861 г. книги выбранного распространялась в рукописных списках. Каждая из 30 песен «Сада...» (название это - в духе «релігієсофських» заголовков книг XVII в., как «Огородок Богородицы» А.Радивиловського), часто взаимосвязанных, является вариацией на библейские мотивы, обозначенные в эпиграфе (кроме «Песни 24-й» - перепева одной из од Горация); некоторые снабжено примечаниями автора. Лейтмотивы сборки - барочные темы прославление Христа, любви к нему и посвящения себя ему (песни 1,3, 17, 28,30), подъема чистой совести человека и преодоление страстей суетного мира, отвержение власти плоти над душой (2, 11, 29). Песни с 4-й по 8-му при этом, что интересно, усиливают аргументацию «віґілійної» в этой части сборника обращением к церковно-календарных праздников - от рождественских до пасхальных. Для воплощения ведущей религиозно-философской мысли в «Песни 8-й» найдено весомый философско-литературный символ (а речь поэта и является языком символов и эмблем). Так, душевные страдания на пути к поиску и познанию Бога Сковорода вподібнив муке африканского «еленя скорого», что, наївшися ядовитых змей, в безудержной жажде ищет источники живительной воды - своего рода живой божистоїетики.
Словно узаємопов'язані аргументы в диспуте идей-но-эстетически и эмоционально співдіють в «Саду...» песни 9-и и 10-и («Всякому городу нрав и права»). Диптих-двустишие объединяет общий «плюралистический» зачин («Всякий имеет свой ум голова»). И когда «Песнь 9-я» через утверждение любви автора к «вольности» и «безпечального препростого» пути жизни звучит как моление Всеблагого Отца напутити, то «Песнь 10-и» с осуждением развернула картины всевластию человеческой суетности. Ироничные шестивірші 2-4 формируют сам универсальный образ времени, в котором всякому голову мучит свой дур». Этологические характеристики автора весьма актуальны и для просвіщенного XXI вв.: так, Петр для чинов «углы панськії тре», Федор-купец «при аршині все лже». Будущие олигархи - в погоне за наживой, остальные ведут разгульную жизнь, «Ладит юриста на свой вкус права». И только медитативное самораскрытие лирического «я» (самого автора) противопоставляет суетности этого мира поетову морально-этическую універсалію и одновременно императив: «Заботы одни, как с ясным умом умереть мне». Наконец философскую резиґнаційну констатацию всевластию смерти существенно ограничено поучительным афоризм Сковороды, отбил его идеал человека: «Кто же про-весит страшную ее сталь? Тот, у кого совесть, как чистый хрусталь...» (перевод В. Шевчука). Эта литературная песня, соединившая силабічні черты (рівноскладовість, цезура) с силабо-тоническими новациями (упорядоченное чередование стоп дактиля, появление на смену женской и мужской рифмы), вошла в репертуар лирников как псалма, потерпела фольклоризації и была модифицирована в «Наталке Полтавке».
Остальные произведения «Сада...» построили этот мотив высокого етизму. В песнях 12-14, 18 украинский современник Ж.-Ж.Руссо развернул философию сторонення «богатого города» для обитания в покое и тишине на вольной природе, среди полей зеленых, где и умереть приятно, известную еще с античности тему скоротечности мирской славы. «Песнь 20-и» («Кто сердцем чист и душой») симптоматично апологізувала человеческие добродетели: «адамант» непорочности и «алмазную стену» невиновности. Такого типа метафоризация, построенная на основе сопоставления с драгоценными камнями, - тоже pendant попередної традиции, вспомним хотя бы «измарагд» древнеукраинской литературы. Кроме того, поэт преподнес как единственно достойные подражания евангельские идеальные черты, в частности любовь не только к «друзья», но и врагов.
С этой целью в двух последних семивіршах создан еще один ценный символ духовной лирики Сковороды. Речь о «святой град», что не боится бомб или мин миру и его надежды, как названо царей. Авторское дешифровки последними строками раскрыло семантическое наполнение образа, нацеленного на формирование лучших нравов простонародья. Между тем прекрасным градом небесного двора может стать сам человек, но только тогда, когда она вооружена в чистоту души и сердца. Другие песни, родственные глубокой мыслью с философскими трактатами мыслителя, полны аксіологічно ценных и взволнованных размышлений о счастье (21-я), о наивысшую ценность мимолетного времени, который надо научиться ценить (23-я). Письмен-ник-мудрец и сегодня способен прививать читателям общечеловеческую моральную науку на все времена, ненавязчиво поучая не строить ничего на песке (22-я), не жить в безділлі (23-я), не руководствоваться неситими «низовыми» желаниями (28-ю). Убедительные интонации философа и демократа, который свой жизненный жребий видел в пребывании с «голяками»-бідарями, ценные тем, что противопоставляют суетности мира углубления в самопознание, любовь к Богу (30-и). Сковорода обнаружил полное владение жанрами духовной песни и «мировой», врізноманітнював рифмовки (кроме смежного, культивировал перекрестное, тернарне, есть у него напівбілі стихи (28-я) и рифмы (вводил неполные). Лирик опоэтизировал красоту украинской природы («Ах поля, поля зеленые», «Ой ты, птичко жовтобоко» - здесь, в частности, в духе народной песенности и фольклористики барочной лирики), проявил себя мастером стихов «по случаю» (25-27). Ловко віршував и латинском языке (двуязычная «Мелодия»); к песням «Сада...» сам сочинил музыку. Традицию этого сборника в новой литературе продолжили Т. Шевченко, П. Кулиш, И. Франко.
Мотив «вольности» перешел из песен (9, 12) в такой значительный произведение Сковороды, как ода «De Libertate». И в этом восьмивірші течение мысли есть учительно-философским. Прямое сравнение свободы с золотом вызвало выразительный изгиб украинской выстраданной мысли поэта: сравняли злато с волей, мол, приходишь к единственно верно выводу: благородный металл против свободы - только «болото». Заключительные строки, інтимізуючи изложение, перевели его в личностную плоскость, передали заботу о сохранении собственной свободы. Генетическое же парения мыслью к ее прикорнів родило «славословіє» вроде думного. Им поэт присоединился к высокой оценке барочной литературой освободителя Страны от лядского ига («Будь славен вовек, о муже ізбранне, Вольности отче, герою Богдане!»).
Мудрость лирического поэта сочеталась в творчестве Сковороды с умением и талантом выражения непроминальних истин в смешанном виде байки. Как теоретик жанра Сковорода был знаком с его развитием от Эзопа до древнеукраинской литературы и европейского литературы. Как байкопис Сковорода имел прежде всего ту заслугу, что предоставил басням самостоятельного значения, издал первую отдельную их сборник «Басни Харьковские» (к тому басни включали, например, в сборники проповедей). Тридцать прозаических басен этой книги, написанные в перерыве между занятиями Библией в одиночестве среди харьковских лесов и полей между 1769-1774 гг., созданные преимущественно на оригинальные сюжеты. До первого издания 1837-го г. произведения распространялись в списках. Даря байки приятелю П.Панкову, Сковорода, как известно, в сопроводительном письме выразил свои взгляды на жанр как ту «умную игрушку», что скрывает в себе зерно Божьей истины.
Для попыток украинского любомудрия в этом древнем «забавном и фигурном роде писаний» присущи сравнительная лапидарность, тематическое разнообразие, композиционная постоянство. Басни Сковороды, структурированные как двухчастные (рассказ меняет «сила» или мораль), иногда перерастают - своей второй частью - в философские мінітрактати. Мыслительные проекции фабул, преимущественно взятых из жизни животных, не скрывают за ситуациями и диалогами ценность моральной науки, аллегоричность которой автор раскрывает в «силе». Специфичностью басен Сковороды является отсутствие в них обличительного жала (позиционирование настоящего учителя). Эти произведения - гуманистически-дидактического профиля; они пропагандируют дорогие баснописцу идеи и так связаны с трактатами и песнями, хоть и созданы в другой литературной манере.
Навчительну универсальность содержания «Басен Харьковских» творят возвышение разума (1-ая, «Собаки», и 14-и), простоты и скудости жизни (иначе-потому что можно попасть в клетки, как Чиж - 5-и), разумной честности (12-и), нравственных качеств человека, таких, как милосердие, справедливость, постоянство и т.д. (17). Сковорода в согласии с народной мудростью высоко ставит настоящую дружбу (23-я, 30-и) и мудрость (26-и, названная «Щука и Рак»), учит ценить людей не по внешности, а по внутренним качествам и делами (2-га - «Ворона и Чиж», 28-ю - «Оленица и Кабан», 29-и - «Старуха и Горшечник»), подносит Книгу Книг Библию (20-и, 22-я, 25-и). Не все идеи баснописца, порожденные предыдущими веками, видятся с расстояния времени безоговорочными, как «сила» произведения «Голова и Туловище»: народ должен верно служить своим правителям (следовательно, получается, что и недостойным, - логика Оранжевой революции отвергла такую установку) и кормить их доживотно. На этом идейном концепте сказались, думается, не столько лояльность автора к власти (она, мол, от Бога), сколько просветительские идеи упорядоченности общества.
По книге рассыпано целый ряд многоцінних учительних мыслей, связанных с идеей соответствия жизни природе и склонностям человека, «сроднятся» ее труда. Например, Сковорода-етнопедагог предлагает как общий знаменатель для людей разных природных наклонностей - «честность, мир и любовь» («Колеса часовії», 6) как вечные и пожизненные морально-этические ценности. Он пропагандирует жизнь по назначению от рождения, - для мудреца, задивленого в вечное, таким является пребывание не в городе, а среди рощ, полей и садов («Орел и Сорока», 7). На его передовое педагогическое убеждение, «практика без сродности есть бездільная», а «сродність трудолюбієм утверждається» («Две Курицы», 10). Сковорода учит также, что делать все следует «по природе», не впадая в «славолюбіє да сластолюбіє» («Орел и Черепаха», 13), что без соответствия естественной «сродности», дарованых Отцом Небесным, человек заблудится окольными путями («Собака и Кобыла», 18), - и от этих предположений не откажешься.
Касательная к затронутой проблематике басня «Кукушка и Косик» за драматизованою формой является диалогом Кукушки и черного Дрозда. Прикладные слова последнего, впитав авторские симпатии и антипатии, без зоологических затмений выясняют разницу в образе жизни той, что подбросит яйца в чужое гнездо и порхает с места на место, поет и ест-пьет без забот, но в скуке, - и того, кто сам кормит, оберегает и учит своих деток, облегчая труд пением. Мораль басни, втрое большая объему (этот факт показывает приоритеты автора, который «игрушку» - собственно байке - мог в такой способ принести в жертву ее философской морали), неодобрительно потрактовує людей, которые, «презрів сродную себе должность», как результат нудят миром в безділлі. Согласно мудрой этикой писателя, человек живет не для того, чтобы есть и пить. И, наоборот, в исполнении долга, возведении мыслей к Богу можно почувствовать источник радостей духа.
Категория труда - ментальное средоточие басни «Пчела и Шершень», розповідну часть которой составляет обмен мнений этих персонажей по поводу труда, плоды которой присвоено другими. Для высокомерного Шершня она не имеет смысла и якобы свидетельствует только о глупости Пчел. Зато крылатая труженица утверждает наивысшую ценность исполнения обязанности как сегмент доброділання в мире: таким, как она, несравненно большая утеха собирать мед, чем есть его, главное же - для этого Пчелы и рожденные. Без своей «работы» жизнь человека - даже «с медом» - для баснописца не что иное, как «одна лютійша смерть». В «силе» автор позачасово прокомментировал свою аллегорическую емблематику. Так, Шершень - образ людей, которые живут воровством чужого, людей, рожденных есть-пить; поэтому открытие им новых жизненных горизонтов в работе выступает сопутствующей дидактической целью байки. Пчела же у Сковороды - «герб мудрого мужа, который в сродном деле трудится». Екземпліфіковані им примеры с гончаком, охотником, котом в засаде на мышь - именно те аргументы, которые доказывают необходимость заниматься в жизни делом, к которому есть врожденные наклонности и способности. Такое жизнь «по натуре», как твердо убежден философ, дает наслаждение и наивысшую радость.
Самобытные «Басни Харьковские» - «хорошей, декуди даже грациозной прозы» (и. Франко), иногда ритмізованої, слегка наделены украинским колоритом и народными выражениями в книжномовному контексте, афористические - дали толчок развитию жанра под пером байкеров уже XIX ст. Ведущие идеи Сковороды, например, «работы», Гностическое лозунг познания себя, перешли в философский трактат-диалог о счастье «Разговор, называемый алфавитом, или Букварь мира»; «философию» жизни разнообразных шершней раскрыла и притча «Убогий Жаворонок». Другое значительное художественно-философское писание Сковороды 80-х pp. «Благодарный Эродий» опередило свою эпоху идеей природовідповідного воспитания.
Творчество Григория Сковороды актуальна до сих пор критикой распущенности сильных этого мира («Сон», «Разговор пяти путешественников об истинном счастье в жизни»), исследованием природы человеческой жадности («Убогий Жаворонок»), своей «проповедью жизнерадостной гуманности» (И.франко), верой в то, что «Мы построим лучший мир, Создадим день веселее» (диалог «Поток зміїн»). Поэтому творчество писателя - прочное источник мудрости и душевной красоты человека духовного, лоция в бурном житейском море, антидот против пандемии бездуховности, наивысший урок мыслителя.
Судьба ребенка во все времена интересовала выдающихся писателей мировой литературы, ведь именно на заре жизненного пути закладывается фундамент мировоззренческих убеждений, ценностных ориентиров каждой личности. Не обходили обозначенной темы и признанные мастера украинской словесності. их взгляд на процесс формирования детской психологии и проблему существования маленького человека в мире взрослых составляет одну из интереснейших страниц отечественной литературы, с которой в первую очередь должны познакомиться непосредственные адресаты - дети. Мы предлагаем вашему вниманию материалы, которые могут быть положены в основу уроков, посвященных изучению детской прозы и поэзии в средних классах общеобразовательных школ.
|
|
|