Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Опыт зарубежных коллег
Инновационные тенденции в профессиональной подготовке будущего учителя родного языка и литературы в России

О. Семеног,

доктор педагогических наук

Киев



Поиски путей совершенствования системы профессиональной подготовки будущих учителей украинского языка и литературы обусловливают изучение прогрессивных идей российского образовательного опыта. На сегодня появились диссертационные, монографические работы, научные публикации, авторы которых исследуют особенности структуры и содержания профессиональной компетенции российского филолога и учителя-русиста, актуальные проблемы преподавания русского языка на основе компьютерных технологий, развитие у учащихся и студентов лингвистической, етнолінгвокультурологічної компетенций, филологической культуры (Е. Азимов, Т. Балихіна, Т. Васильева, Л. Вырыпаева, Н. Мішатіна, В. Молчановский, М. Назарова, О. Руденко-Моргун, Л. Саяхова, Л. Харченкова). Ценные материалы для сопоставительного анализа развития составляющих системы профессиональной подготовки будущих учителей-словесников, формирование у них профессиональной компетентности в условиях высшего учебного заведения составляют Интернет-сайты российских учебных заведений. Цель статьи - на основе названных трудов очертить инновационные тенденции в профессиональной подготовке будущих учителей русского языка и литературы.

Как показывает анализ законодательных документов, Интернет-сайтов университетов [4; 5; 12-13], современная система непрерывного педагогического образования России - это совокупность последовательных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и последипломного педагогического образования. Такая система характеризуется открытостью, багатоступінчастістю, многоуровневостью, много-функциональностью, гибкостью, динамичностью и основывается на принципах фундаментальности, универсальности, інтегративності, вариативности, преемственности, динамизма, практической направленности. В образовательную практику ВУЗА внедряется двухступенчатая образовательный комплекс «педколледж - педуниверситет», то есть на первой ступени (филологический колледж, 4 года обучения) происходит подготовка бакалавров, учителей русского языка и литературы для девятилетней школы, на втором (5 курс) - осуществляется подготовка учителей как для традиционной школы, так и учреждений нового типа (гимназий, лицеев, гуманитарных классов альтернативных школ и т.д.). С 1992 года подготовка учителей русского языка и литературы осуществляется также и на многоуровневой основе: бакалавр - специалист - магистр. Такое нововведение соответствует требованиям рыночной экономики, позволяет ВУЗАМ реализовать принцип гуманизации, поскольку каждый студент при поступлении может избрать собственный образовательный «маршрут», что обеспечивает возможность заведения реализовать свою автономию через самостоятельное проектирование содержания образовательных программ, а также за счет постоянного расширения спектра профессиональных педагогических квалификаций. В рамках специальности предусмотрено многопрофильную подготовку и получение дополнительных квалификаций.

Современная стратегия обновления российской национальной школы направлена на воспитание через систему предметов филологического цикла духовно богатой, нравственно-ориентированной личности, которая уважает культуру и язык родного народа: актуализируется интегративный подход и межпредметные связи; внедряются функционально-коммуникативные методики, реализуется принцип вариативности содержания и методов преподавания предметов, етнокультурознавчий, антропоцентричный подход в преподавании русского языка и литературы. Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» в 2003/04 учебном году в девятых классах российских школ было введено портфолио. Т.н. «портфель достижений» учитывает различные достижения учащихся: качество написания рефератов, творческих, исследовательских работ, результаты участия в научных конференциях, конкурсах, спортивных и других соревнованиях и, таким образом, дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов [6; 11]. Выявлять способности и реализовать их согласно выбранному профилю обучения ученикам помогает центр дистанционного образования «Эйдос»под эгидой Российской академии образования последние пять лет проводит Всероссийские дистанционные эвристические олімпіади. их эффективность заключается в том, что задачи из базовых учебных предметов требуют ответов не по учебникам, а собственных гипотез, рассуждений школьников, что способствует формированию умений нестандартного мышления, развитию и совершенствованию умений и навыков творческого подхода, придает учебно-воспитательному процессу творческого импульса.

Модернизация образовательных процессов существенно влияет на профессиональную подготовку будущих учителей русского языка и литературы. Осуществляется постоянная работа над внедрением и совершенствованием Государственного стандарта высшего профессионального образования. За этим стандартом (2000; 2003) учитель русского языка и литературы, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики своего предмета и образовательного учреждения, способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессионально-образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым брать участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы, осуществлять связь с родителями, ...должен знать Конституцию и законы Российской Федерации, основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательную работу, программы и учебники, требования к оснащению учебных кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности, основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки. Выпускник должен быть готов к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности: преподавательской, научно-методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей [4]. Образовательная программа направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника и воспитание в нем гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств.

Система профессиональной подготовки будущих учителей русского языка и литературы включает подсистемы учебно-познавательной, научно-исследовательской, воспитательной, практической деятельности, наполненные новым содержанием и построены на основе системного, деятельностного и компетентностно-ориентированного подходов. Профессионально-образовательные программы многоуровневого педагогического образования построены по блочно-модульному принципу в отличие от традиционного предметно-циклового. Обязательными являются взаимосвязанные общекультурный, психолого-педагогический, предметный, методический блоки, каждый из которых обеспечивает развитие личности. Эти блоки состоят из модулей, которые являются проблемно-предметной интеграцией содержания различных дисциплин. В профессионально-образовательных программах ВУЗОВ постепенно увеличивается доля самостоятельной работы (от ЗО до 50 процентов). Правда, это в свою очередь обостряет проблемы содержательного, организационного, кадрового, методического и материально-технического обеспечения многоуровневого образования.

Рассмотрим содержательное наполнение учебного плана специальности 032900 «Русский язык и литература». Общекультурная подготовка предусматривает овладение курсов философии, отечественной истории, культурологии, социологии, политологии, правоведения, которые направлены на формирование мировоззрения, определение собственных личностных и профессиональных целей, повышение гуманитарной, экологической культуры, культуры познания и мышления. В учебный план ВУЗОВ включено значительное количество курсов по выбору, что в целом отражают гуманитарное, историко-социальную проблематику и способствуют гуманизации и гуманитаризации филологического образования («Мифы и тайны древних цивилизаций», «Традиционная русская культура», «История русской интеллигенции», «Основы этикета» и др.).

Усиливается профессиональная направленность филологической подготовки. В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования языковую и лингвистическую компетенции будущих учителей совершенствуют такие предметы: теория языка, современный русский литературный язык, старославянский язык, классические языки, русская диалектология, история русского языка, стилистика, филологический анализ текста, риторика. В частности, программа одного из таких курсов - «Филологический анализ текста», на наш взгляд, дает возможность через анализ и обобщение языковых средств, которые передают идейно-тематическое и эстетическое содержание произведения и проявляют познавательный и чувственный воздействие на читателя (слушателя), сформировать у студентов целостное представление художественного текста.

Рассмотрение Интернет-страниц российских ВУЗОВ показывает, что на сегодня в высшей школе совершенствуются формы и методы представления языкового материала, внедряются новые спецкурсы: «Актуальные проблемы лингвистики», «Практикум по лингвистическому анализу», «Антропологическая лингвистика», «Социолингвистика», «Контрастивна лингвистика», «Языковая картина мира», «Лингвистическое слов'янознавство», «Лінгвопоетика», «Духовная культура древних славян по лингвистическим данным», «Русская речевая культура и культура языковой личности», «Словари и культура народа», «Русское слово в словарном воплощении», «Психолингвистика», «Соціопсихолінгвістичні проблемы преподавания языка средств массовой информации»,,, лингво-литературоведческие курсы «Русская словесность», курсы лінгвокрає - и лингвострановедения, лингвокультурологии [8; 9; 12].

Анализ содержательного наполнения учебных дисциплин свидетельствует системный подход к формированию русской языковой личности в контексте обновления филологического образования. Названные курсы отражают особенности современного состояния науки о языке, формируют целостное представление о языковой картине мира, дополняют, углубляют и расширяют знания по лингвистике, способствуют развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Относительно последнего, то студенты активно привлекаются к научным поискам преподавательских коллективов.

Среди лингвистических направлений, которые активно исследуются в университетах России, следует отметить следующие: когнитивная и контрастивна лингвистика (Воронежский ГУ), компаративистика и лінгвоекологія (Томский ГУ), функциональная стилистика (Пермский ГУ), психолингвистика и коммуникативная диалектология (Саратовский ГУ), этнолингвистика (Ростовский ГУ), лінгвофольклористика (Курский ГПУ), информационные технологии в филологической образовании (Самарский ГУ), лінгвокультурологічна концепция образования (Башкирский ГУ) и др. Участие в таких исследованиях с помощью преподавателя, собственного осмысления дает возможность будущему учителю-словеснику в реальной педагогической деятельности воспитывать личность, которая способна отстаивать собственную позицию и взгляды с учетом национальных и общечеловеческих ценностей.

Составляющими литературоведческой подготовки будущего учителя русского языка и литературы курсы теории литературы, устного народного творчества, истории русской литературы, истории зарубежной литературы, детской литературы. В университетах все шире внедряются интегрированные курсы «Актуальные проблемы русской и зарубежной литературы», «Славянские литературы», «Структура художественного образа», «Сравнительное литературоведение», «Принципы анализа художественного текста в современном зарубежном литературоведении», «Зарубежная литература в контексте смежных наук» и др. Анализ научных публикаций, многочисленных сайтов университетов свидетельствует, что коллективами преподавателей филологических факультетов активно разрабатываются проблемы фольклора и традиционной народной культуры (Нижегородский и Удмуртский ГУ), компаративистики и культурологического аспекта литературоведческого анализа (Петрозаводский ГУ), культурно-антропологические исследования (Саратовский ГУ), исследуется концептосферы художественного текста (Калининградский ДУ), литературная типология и интертекстуальность (Воронежский, Уральский ГУ), педагогические технологии изучения художественного произведения как текста культуры (Томский ГУ), диалогическая концепция курса методики преподавания литературы (Череповецкий, Кемеровский, Российский ДУ), рассмотрение литературы как особой эстетической, вербальной реальности (Московский государственный областной педагогический институт).

Инновационный опыт использования коммуникативной дидактики предложенный исследователем В. Тюпою при преподавании курса теории литературы на филологическом факультете Российского ГПУ [15; 16]. Диалогическая ситуация на лекциях автора методики создается путем проблемного изложения материала, а также систематическим обменом между аудиторией и лектором вопросами проблемного характера. Такая форма, на наш взгляд, побуждает студента к внутреннему диалогу с преподавателем, концентрирует внимание на ключевых моментах лекции, активизирует процесс усвоения. Уместность поставленных вопросов, научная корректность их формулировки, глубина проникновения в проблемное поле учебной дисциплины дают возможность анализировать степень усвоения содержания лекционного курса, корректировать следующий изложение учебного материала. Эффективнее освоить предложенные идеи помогают задания-проекты. Студенты самостоятельно или по согласованию с преподавателем, выясняют дидактический потенциал выбранного литературного произведения и проектируют его методические возможности в общеобразовательном учреждении. Такие проекты - методические презентации - это первые шаги к педагогической практики, во время которой углубляются теоретические знания, вырабатываются профессиональные умения и навыки, развиваются педагогическое мышление, коммуникативная культура.

В последнее время значительно расширены требования к психолого-педагогической подготовки студентов-филологов. Студенты изучают весомый цикл педагогических дисциплин (введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теорию обучения, теорию и методику воспитания, истории педагогики и образования, социальную педагогику, коррекционную педагогику, педагогические технологии, руководство образовательными системами). Учебные предметы направлены на овладение основами педагогической культуры, различными технологиями общения, направлены на обучение самостоятельному конструированию образовательных процессов на основе дифференцированного, индивидуально-личностного подхода к ученику. Подготовка будущих учителей к педагогической деятельности усиливается курсами педагогических технологий, в частности «Литературное и речевое развитие учащихся», «Школа - ученик - компьютер», методикой аудиовизуальных и компьютерных курсов. Среди цикла психологических дисциплин внимание акцентируется на общую, возрастную, социальную, педагогическую психологию.

Методическую подготовку углубляют и расширяют оригинальные спецкурсы «Новые технологии обучения литературе», «Литературный музей и школа», «Педагогические ситуации в художественной литературе», «Экспресс-методика обучения грамотности», «Микро-и макротехнологія обучения языка и литературы», «История методики русской словесности», «Стилистика и культура речи в школе», «Риторика в школе», «Этимология и этимологический анализ в школе» и др.

Среди интегрированных курсов, углубляющих научно-исследовательскую подготовку студентов-филологов, отметим оригинальный междисциплинарный спецкурс «Психология и технология научного творчества студентов», что читается в Самарском ДУ. Программа спецкурса включает следующие направления: психологию научного творчества, теорию научного познания, юридические аспекты исследовательской деятельности (проблемы авторского права), философии и методологии науки, этике научного исследования. Во время проведения занятий используются активные методы, формы и средства обучения, которые позволяют организовывать усвоение теоретического материала через решение отдельных задач, моделирование реальной деятельности.

Интернет-сайты российских университетов указывают на все более активное участие студентов в деятельности научно-исследовательских лабораторий, изучающих проблемы народной культуры (Магнитогорский ГУ, Новгородский ГУ), лінгвоекології, языковой культуры, лингво-краеведения (Красноярский ДУ, Забайкальский ГПУ им. М.Г.Чернишевського), мирового литературного процесса (Воронежский ГУ), проблемы языка и личности (Волгоградский ГПУ), лінгвометодичної наследия. Срезнєвського (Рязанский ГПУ им. С.Єсеніна), проводят фольклорно-археографические, лексикографические исследования (Сыктывкарский ГУ, Нижегородский ГУ), апробируют новые технологии обучения русскому языку и литературе, в т.ч. информационные (Московский городской ПУ). Результатом участия студентов в научных поисках приобретения критического, творческого мышления, умений выполнять библиографическое оформление литературных источников, проводить научную дискуссию, а также развитие личностно-психологических особенностей, аналитико-синтетических способностей, уверенности в своих возможностях.

Анализ учебного плана подготовки учителя русского языка и литературы подтверждает важность учебной (фольклорной, диалектологической) и педагогической практик. Нововведением является музейная практика, ее цель, в соответствии с Государственным стандартом, - «углубить и закрепить полученные теоретические знания по истории литературы, культурологии, отечественной истории и научиться применять эти знания во внеклассной работе с учащимися, ознакомиться с экспозицией и фондами литературных, художественных (краеведческих) музеев города, подготовить тематическую экскурсию» [4]. С учетом материалов такой практики (музейных коллекций) в высших учебных заведениях разрабатывается учебно-методический комплект к урокам.

В регионах России накоплен интересный опыт взаимодействия университетов, колледжей, школ педагогической практики будущих учителей, что важно использовать в украинских ВУЗОВ: усиливается взаимосвязь курсов предметной и психолого-педагогической подготовки (Камчатский ГПУ); характер общения на всех уровнях практики осуществляется на диалогических началах: студент - ученик, студент - учитель, студент - преподаватель, студент - руководитель практики, студент-представитель администрации школы; накануне практики читается спецкурс, посвященный проблемам эргономики, профессионального имиджа учителя (Московский ГПУ); создаются Интернет-сайты педагогической практики, на которых подаются нормативные документы, учебно-методические материалы, образцы конспектов уроков, программы педагогической практики, примерные темы научных работ, фоторепортажи со школ, педагогические Интернет-ресурсы (Карельский ГПУ, Череповецкий ГУ).

Анализ Интернет-страниц российских университетов показывает существенные изменения в использовании новых педагогических, в т.ч. информационных технологий, в профессиональной подготовке, которые обогащают языковую, лингвистическую, культуроведческие, информационную компетенции будущего учителя-словесника:

- электронные учебники «История языкознания» И. Сусова, «Современный русский язык» Н.Валгіної, «Историческая грамматика русского языка» (авторы - П.Чернихтаін.), «Русская фонетика» (авторы - Л.Бондарко и др.) позволяют студентам самостоятельно строить свою образовательную траекторию[2; 3; 10; 17];

- сайты, посвященные русскому фольклору и литературе в Санкт-Петербургском ГУ (http://folk.sutd.ru) и др. ВУЗОВ, направлены на углубление научных и просветительских задач учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельности, совершенствуют практические умения студентов;

- дистанционный семинар для учителей «Уроки сочинительства», электронный журнал «Филолог» (htpp://www.philolog.pspu.m) и др. способствуют углублению методической и исследовательской компетенций студентов.

Вместе с тем, наряду с признанием достижений современной системы российского педагогического образования должны констатировать, что российский учитель-словесник XXI века работает в сложных социокультурных условиях духовного и нравственного взлома: происходит деформация норм и функций русского литературного языка, отсутствует государственная забота о культуре и экологии вещания. Русский филолог В. Акаткин с болью характеризует это время: «Все, что наработано веками сподвижниками духа и совести, летит под откос, все исконно народное, традиционное выхолащивается, теряет силу примера или запрета, в том числе «великий и могучий « русский язык. Она теряет питательный гумус, корни ее повисают в изнурительном воздухе, а предварительно она хорошо чувствовала себя в оазисах российской изящной словесности» [1]. Причинами такого положения следует считать не только социально-политические причины, но и определенные просчеты в методике преподавания: изучение языка и литературы происходит автономно, без должного учета принципов преемственности, межпредметных связей, психологовікових особенностей, воспитательных возможностей учебных предметов, сознательного и бережного отношения к языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к отечественной культуре, открытости для восприятия других культур. Методы преподавания не всегда ориентированы на развитие творческих способностей школьников и студентов, их самостоятельной деятельности, на сотворчество с учителем и преподавателем.

Литература

1. И. Акаткин В. М. Гуманитарное образование и литература // Вестник Воронежского ун-та. Гуманитарные науки. - 2000. - №1. - С. 153 - 170. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: 12.06.2001: <http://www.main.vsu.ru/>.>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

2. Бондарко Л., Скрелин П., Евдокимова В. Русская фонетика. Комплексный мультимедийный гипертекстовый учебник. Санкт-Петербургский ГУ. [Электронный ресурс]- Режим доступа: <http://www.yspu.yar.ru:8101 /vestnik/90/part2/fil-fak.htmX - Загол. с экрана.- Язык рус.

3. Валгина Н. Современный русский язык. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: <htpp://www.hi-edu.ru/x-books-free.X - Загол. с экрана.- Язык рус.

4. Государственный образовательный стандарт учреждения высшего профессионального образования. Специальность 032900. Русский язык и литература. Квалификация - учитель русского языка и литературы // Русское образование. Федеральный портал. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: 11.11.2004: <htpp://www.edu.ru/>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

5. Гура А.В. Филология в региональных университетах: потенциал МИОНов. Российский межрегиональный институт громадських наук. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: 21.08.04 : <htpp://www.iriss.ru/>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

6. Калужский государственный педагогический университет. Филологический факультет. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: <Htpp//www.kspu.kaluga. ru/fakultet/filfak.shtml>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

7. Концепция профильному обучения на старшей ступени общего образования, М., 2002. - [Электронный ресурс]-Режим доступа: <htpp:// www.profile-edu-ru/>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

8. Корнилов Е., Маевский Н. Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования (опыт факультета филологии и журналистики РГУ) // Образование, 2000. - №4 (34). - [Электронный ресурс]- Режим доступа: <htpp//www.relga.rsu.ru/>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

9. Курский государственный педагогический университет. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: <Htpp://www.kgpu.ru/>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

10. Маевский Н. Современная система школьного и университетского филологического образования (тенденции и принципы формирования) //Образование.- 2000. - 7 марта (№5). [Электронный ресурс] - Режим доступа: <htpp://www.relga.rsu.ru/n34/obraz34.htm>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

11. Михайлов А. Компьютеризация в преподавании старославянского языка в школе и вузе // Славяне. Исход второго тысячелетия. Материалы Первых Праславянских чтений, 1998. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: 24.05.1998: <http://langrr.narod.ru/>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

12. В построении и апробации моделей «портфолио» выпускников основной школы // Координационный центр. Профильное обучение. - [Электронный ресурс]-Режим доступа: 10.05.04: <htpp://profile-edu.ru/content.php>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

13. Российский государственный педагогический университет. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: 16.08.2004: <htpp://78rus.com.ru>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

14. Русское образование в XXI веке: новые рубежи (к концепции стратегии развития). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: 15.04.03: <htpp://www.russ.ru>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

15. Русское образование: состояние, проблемы, перспективы. Доклад Министра образования Российской Федерации В. М.Филиппова на Всероссийском совещании работников образования (Москва, 14 января 2000 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: 26.04.03: <htpp://www.russ.ru>. - Загол. с экрана. - Язык рус.

16. Тюпа В.И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. - М.: Лабиринт; РГГУ, 2001,- [Электронный ресурс] - Режим доступа: <htpp: //kaftip.new-mail. ru/WEDTOR.htm#top>.- Загол. с экрана. - Язык рус.

17. Тюпа В. Ы. Методика преподавания литературы: Программа курса для специальности 021700 - филология. - М.: Лабиринт; РГГУ, 2001. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: <htpp://kaftip.newmail.nVTIUPA.htm>.- Загол. с экрана. - Язык рус.

М.Черных П. Историческая грамматика русского языка. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: <htpp://theirdeolo-gy.narod.ru/>. - Загол. с экрана. - Язык рус.