Статья
Димаров Анатолий
Художественный дивосвит Анатолия Димарова Урок-встреча с писателем
Т. Стефанович,
учитель украинского языка и литературы
Киевская обл. Сегодня, когда возрождается украинская духовность, необходимо, чтобы ученики в совершенстве знали свою историю, литературу, открывали для себя новые имена, знакомились с классиками украинской литературы. Поэтому мы решили ознакомить читателей с творчеством мастера художественного слова, лауреата Национальной премии имени Т. Г. Шевченко Анатолия Андреевича Димарова, раскрыть неповторимость его прозы, художественное мастерство прозаика.
Ход урока
Ученица.
Во имя Отца и Сына и Духа Святого,
И высокого имени Матери, родной Земли,
Украины славной пусть соединятся наши сердца.
Во имя Правды, жизни и всего сущего,
неподкупного,
Вечного и непреодолимого
Пусть творится наш каждый шаг
И урок на земле.
Ученик. Украинский народ достоин, чтобы за него молиться, ибо его таланты заслуживают уважения и памяти.
Вступительное слово учителя. Волнующим и радостным, волнующим и необычным является для человека первое свидание. На первое свидание с нами, учениками и учителями, пришел известный украинский писатель, лауреат Национальной премии имени Т. Г. Шевченко Анатолий Андреевич Димаров. Сегодня мы поближе познакомимся с автором романов «Боль и гнев», «И будут люди», «Его семья», погрузимся в художественный мир его сборников «Самосуд», «Зблиски.»
Ученица. Гостей дорогих мы поздравляем искренне, встречаем хлебом, любовью и миром.
Учитель. Классик украинской литературы Василий
Земляк писал о Анатолия Димарова: Это уровень Панаса Мирного, Андрея Головко, Михаила Коцюбинского. Кстати, Дымоход - сам родом с Полтавщины. Настоящий украинец, пишет, как песню поет. У него не язык, а золото.»
Ученица. Анатолий Каминчук так характеризует Анатолия Димарова как человека и художника: - Этот человек добропорядочный, архіскромна, весьма простая и гостеприимная. Для Димарова не существует авторитетов и кумиров. Кумир - художественное слово. О каждом у него своя мысль, острое, точное и правдивое словечко. Он не любит разводится о литературе, творчество, важничать званиями, лауреатськими регалиями.
Ученик. Анатолий Андреевич не просто замечательный человек, прекрасный писатель, но и искрометный юморист, затейник, весельчак.
Ученица. Нескольким начинающим писателям он помог, вывел на широкую дорогу, дал путевку в жизнь. Среди них его духовные побратимы - братья Табачники, Григорий и Григорий, Евгений Гуцало, Валерий Шевчук, Владимир Дрозд, Роман Иванычук, Роман Андрияшик, Владимир Яворивский.
Учитель. В народе говорят, что никогда до конца не постичь тайны художественного слова, пока не побываешь на родине художника. Давайте побываем там, где родился будущий писатель, переступим порог родительского дома, пройдем тропами его жизненных дорог.
Ученик. В биографических справках отмечают, что Анатолий Димаров увидел свет в городе Миргороде на Полтавщине в семье учителей, но на самом деле будущий писатель родился 5 мая 1922 года на хуторе Гараски в семье земледельца Андроника Федоровича Гарасюти, репрессированного советской властью. Добрый и набожный отец воспитывал детей в духе народной морали, уважительного отношения к старшим, к природе, к обычаям и обрядам родного края. Что это было за время, когда дружная семья была вместе!... Но пришла советская власть и всех сделала бедняками, а зажиточных хозяев-тружеников, которые отказались вступать в колхозы, лишала имущества и вместе с детьми отправляла в Сибирь. О тех страшных временах в своей жизни писатель вспоминает в мемуарах «Прожить и рассказать».
Ученица. Писательский талант оказался у Анатолия Димарова еще с начальных классов: способный парень писал и стихи, и прозу. В 1940 году окончил среднюю школу, пошел в армию. Дальше - война, ранения, новые испытания. После демобилизации Димаров устроился на работу в газету, поступил в Литературный институт в Москве и начал публиковать свои произведения. Его литературный дебют состоялся в 1944 году.
Учитель. Чтобы лучше осознать и понять феномен художника слова, нужно углубиться в мир его творчества.
Ученик. В одном из писем Анатолий Димаров отметил: « Писать начал уже во втором классе». Сначала показалось, что это шутка, потому что юмор присущ ему. Вот газетное интервью с писателем, где он доверительно говорит:,, У меня все время такое ощущение, что все мои написанные и ненаписанные произведения живут во мне с колыбели». («Литературная Украина», 1981, 3 ноября)
Учитель. Эта немеркнущая свежесть восприятия мира и людей в нем, рельефность видение своих героев, их неповторимых индивидуальностей, может, и является секретом творческих успехов талантливого писателя Анатолия Димарова.
Учитель. Официальное признание как писателя Анатолия Димарова припізнилося на два десятилетия, если брать за точку отсчета 60-е годы, на протяжении которых одна за другой выходили части романа «И будут люди». Только за последнюю - «Боль И гнев» - автор был удостоен в 1981 году Государственной премии имени Тараса Шевченко. Но читатели признали писателя раньше: первые романы «Его семья» (1956) и «Идол» (1961) были весьма популярны, хотя массово не выдавались.
Ученик. Анатолия Димарова приняли в Союз писателей Украины за книги «Гости из Волыни», «На волынской земле», «Волынские легенды», но, по словам Михаила Слабошпицкого, «трудно поверить, что человек, который написал те злополучные «Гости из Волыни», стал тем Анатолием Димаровым, которого сегодня знаем».
Учитель. Творчество писателя выросла с его времени, когда несвобода, официальная ложь охватили низы общества, а верхи развращали себя, когда свободная мысль, любовь преследовались как величайшие преступления. То время прошел сквозь его сердце, сказался на его судьбе, на творческих принципах, укарбувався в характерах персонажей.
Ученица. Наибольшую художественную ценность имеют следующие произведения: «Зінське щенок» (1969), «Местечковые истории»,, (1983), «На коне и под конем» (1978), «Вершины» (1986), роман в двух книгах «Боль и гнев», новая книга «Самосуд», сборник «Зблиски» (2002), книга воспоминаний в двух томах «Прожить и рассказать». И это еще далеко не полный перечень.
Ученик. По повестям «Украинская вендетта» и «Симон-потрошитель», посвященными событиям Великой Отечественной войны, поставлены художественные фильмы «Украинская вендетта» и «Изгой». Последний фильм отмечен премией гран-при на международном кинофестивале в Каннах.
Учитель. За более чем пятьдесят лет литературной работы лауреат Шевченковской премии, путешественник и любитель природы Димаров написал много серьезных и проникновенных произведений из глубин жизни украинского народа. Его перу принадлежат также не менее интересные произведения для детей: «Через мостик», «На коне и под конем», «Вторая планета», «Три грани времени», рассказы «Тир-лик», «О мальчике, который не хотел есть», «Голубой ребенок», «Для чего человеку сердце», «Ангелятко».
Ученик. Писатель говорил:»...С детьми я всегда стараюсь разговаривать на одном с ними уровне, будто веду беседу со своими ровесниками и соратниками...А вообще хочу сказать, что мы, писатели, в долгу перед детьми, потому что пишем для них мало и часто не очень хорошо. Детскую психологию надо серьезно изучать, исследовать.»
Ученик. Голос писателя звучит всеми красками творческого сердца, которое бьется в его романах, повестях, рассказах, новеллах, этюдах и рождается каждый день для тех, кто открывает сборник его произведений.
Учитель. Все самые больные проблемы общества нашли отражение в творчестве художника слова Анатолия Димарова. Языковой вопрос всегда был в поле зрения писателей. Особенно тогда, когда повальная русификация так притіняла наш язык, язык Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки.
С давних времен предки предупреждали будущие поколения от самого страшного греха - отречение от родного слова, родных традиций.
Ученик.
Ты отрекся от языка родного. Тебе
Твоя земля родить перестанет,
Зеленая ветка в лугу на иве
От прикосновения твоего завянет!
Ты отрекся от языка родного.
Нет теперь у тебя рода, ни народа.
Учитель. В таких своих повестях, как «Мадюдя», «Я тоже человек», «Поэма о камне», «Персональный пенсионер» Анатолий Андреевич осуждает тех украинцев, которые отрекались от святейшего - родного материнского языка. Писатель обвиняет тоталитарную советскую систему, подавлявшей функционирования языков национальных меньшинств.
(Инсценировка отрывка из повести «Я тоже человек».)
Диалог студента Саши Ткача с Виктором Андреевичем Калюжным.
- Все думаю, думаю: почему мы такие несчастные?
- Кто несчастный?
- Мы... Украина, народ... За что нас так ненавидят, что хотят уничтожить? Чтобы от нас не осталось и следа?
- Побойся Бога, кто нас уничтожает?
- Уничтожают, - по-стариковски покачал головой.
- Мы уже не люди. Мы уже руськоязичний хлам... Закрываются украинские школы... А детсады?.. А наш институт?.. Хоть одно родное слово услышите? На улице и то рта не смеешь могут открыть: сразу же - бандеровец...
- Тебя не обзывали?
- Обзывали, еще и как! И в трамвае, и в магазине... Налезли до нас, жрут, объедают, и еще нам по-своему и слова сказать не смей! Как что, так: «Говорите по-человечески!» Наша речь, получается, уже и не человеческая... И что это за такой страшный народ?
- Видишь ли, Саша, то все мещане. Не надо на них обращать внимание.
- Ага, не обращать! А Вы московские газеты читаете? Русские выиграли Отечественную... Русские спасли весь мир... Достіженіє русской науки. Русского спорта... Культуры... Все русское!.. Но украинцы, белорусы, грузины? Все давно уже русские... Знаете, мы вразумились, чтобы организовать кружок. По защите украинского языка... да И вообще...
- Ой, ребята, смотрите не попадитесь! Знаете, который теперь час.
Учитель. В рассказе «Персональный пенсионер» писатель тоже нарушает всегда актуальную языковую проблему.
Ученица. ...Между собой пытались разговаривать на «русском». И детей своих отдавали в школы только русские. Оставляя украинские только дворникам и глуповатым писателям. Которые никак не могут укумкати, что речь идет слияние всех народов и наций. Что общаться (да и сейчас общаются!) только на «общепонятном»...
Учитель. Главный герой одноименной повести «Мадюдя» чувствовал собственную ущербность только потому, что имел несчастье родиться украинцем.
Своими произведениями писатель еще раз нам напоминает, что заботиться о престиже языка своего народа - святая обязанность каждого из нас.
Ученица. Прозаик откровенно и смело говорит о социальные, нравственные деформации общества, бездуховность, потребительство, мещанство, об отступничестве от родного, национального. Саркастически разоблачает нелепую, дикую и садистскую политику сталинских чисток и репрессий, показывает трагедию украинского народа в 30-х годах XX ст.
Ученик.
Вдоль - чужаниця - чужбина.
Под каждым под крылом - чужая чужбина.
И даление дальняя Украина,
Обманутая, оспала, навесная.
Ученик. После запретов, гонений, унижений человеческого достоинства оживает народная память, возрождается, что бы там не было. С правдой ничего не поделаешь. А правда такая:
Ученица. 30-е годы ХХ ст...Соцсоревнование... Хлебозаготовки... Мировой рынок переполнился хлебом, цены падают... Водители, которые свозят зерно на пункты хранения, говорят, что часто на дорогах встречают молодую женщину... Говорят, что смерть... Украина такой богатый край, а голод...
Учитель. Писатель Анатолий Димаров с болью вспоминает те страшные времена в своих произведениях «Самосуд», «Боги на продажу», «Молитва по Марии», «Я тоже человек», «Перепишите меня в украинца».
Вот как изображена в повести «Самосуд» трагедия семьи Петра Зачепіжного, трагедия украинского села.
Ученик. ... Селом из края в край, от дома к дому шел слух: будут трясти хлеб! И люди, которые за годы советской власти уже привыкли к тому, что в любое время к ним могут удертись и подмести все, что только в глаз упадет, люди, которых уже не раз обдирали до нитки(или отдай, или пуля в глаза!), хватали мешки, сумки с уцелевшим после встречных-перестрічних планов зерном и метались по дому, по конюшне, коровнике, клуни, огороде, ища в темноте (только в темноте, чтобы не вгледіло глаз дурной!) места как можно надежнее. Ведь это не просто зерно - то была жизнь: его, его жены, матери, отца, детей, - пусть и впроголодь, чтобы только дотянуть до нового урожая.
Ученица. ...С приходом советской власти все стало с ног на голову, и богатство было уже не радостью, а проклятием. Богатых отрывали силой от земли и турили туда, где Макар телят не пас, богатых лишали всех прав, приравнивая к бессловесной скотины, только скоту было легче, скот хоть кормили, поили и держали в тепле, богатых же выбрасывали в снег, на мороз, в чем были, в чем стояли, не щадя даже детей, даже младенцев из колыбелей выбрасывали. И не помогало ни то, что богатство было нажито собственным горбом, яростной трудом, - раз ты, дядя, богаче от меня, то пусть теперь тебя нищета съедят.
(Звучит реквием В.-А. Моцарта. Ученица читает стихотворение Д. Белоуса «Ты говоришь, не было голодомора?...»)
Учитель. Планомерно и безжалостно истребляла цвет нашей культуры тоталитарная система и в 30-е годы и в 60-70рр. XX ст., пытаясь стереть в памяти следующих поколений даже память о невинно репрессированных.
Своими обличительными произведениями «Я тоже человек», «Боги на продажу» Анатолий Димаров осуждает принципы тоталитарного режима устами своих героев.
Ученица. Те все чекисты, энкаведисты... В тридцатые, в сороковые, в пятидесятые годы... Страшная публика... Массовые охоты на так называемых «врагов народа», бесконечные судебные процессы, концлагеря, что гитлеровцам и не снились, и расстрелы, расстрелы, расстрелы... («Я тоже человек». Исповедь стукача)
Ученик. Последний отчет Калюжного Виктора Андреевича: «Проклятая страна! Проклятый народ!... С таким народом что хочешь делай, хоть в землю затоптуй, - кректатиме, а реагировать правильно...»
Ученица. Николай Заболотный, герой повести «Я тоже человек», говорит: «Все мы жертвы одной системы».
Учитель. Тоталитарная система калечила душу человека, убивает лучшие чувства, вмешивалась в личную жизнь граждан, разрушала человеческие судьбы. Это ярко свидетельствуют повести «Исповедь стукача», рассказы «Мадюдя», «Ясноглазая ты, светлоокая», «Тринда», «Матка».
Ученица. Сколько существует разумный человек, существует и любовь - чистое, благородное чувство. К этой «вечной темы» в литературе всегда обращались художники всех эпох. У художника слова Димарова эта тема приобретает трагический окрас.
Семнадцатилетняя Санька, героиня рассказа «Матка», полюбила немца Ганса «как знало сердечко», несмотря ни на то, что он враг, ни на человеческий осуждение.
Ослепленная сильным чувством, девушка загубила собственную жизнь и судьбу своего единственного сына Василия.
(Чтение наизусть отрывков из рассказа»Матка».)
Ученик. ...И время, как говорится, берет свое, от времени не убежишь, не спрячешься, и вот уже Санька обмирає в объятиях Ганса, и земля расцветает под ней, и небо улыбается звездами: весь мир наливается такой красотой, что можно задохнуться от счастья...
Ученица. Саньке арестовали сразу же, от младенца живьем одірвавши, и она протужила за сыном в течение десяти лет, а нигде не всплывают годы так медленно, как в лагерях за проволокой колючей, и нигде так здоровье не теряется, как в тех же лагерях, особенно на Севере. Потому вернулась Санька; ни одного зуба во рту и волосы совсем седые. Это в двадцать семь лет!
Ученик. Санька, по выражению усатого отца народов, был тем винтиком, который вместо того, чтобы крутиться в бездушной государственной машине, позволила себе порыв человеческий, и не будет ему за это прощения до самого упора, и доля той вины рухнула и на ее сына, Васька, и в глазах сына не было искры любви к матери... хотя бы сочувствие... хотя бы крохи сожаления, того, что им жалеют даже животных...
Ученица. Среди ночи, когда все село уснуло, Санька отправилась в последний путь. 1 месяц сочувственно светил перед ней, и звезды жалостливо вздыхали к ней.
Остановилась на высоком берегу: черная, как в аду, вода шумела внизу, закручивалась в омуте глубоком.
- Господи, прими мою душу! Ступила в пустоту, упала вниз. Вода приняла ее в свое лоно, зімкнулася намертво.
А потом наступило утро, вода в реке стала прозрачной и светлой: торжественно, как в храме Божием, всходило солнце.
Учитель. Главную героиню рассказа «Тринда», красавицу Оксану, насильно вывезли на шахты в Донбасс, искалечили ее жизнь.
Ученик. ...Пришла на село разнарядка: выделить на шахты в Донбасс двадцать пять душ добровольцев.
И заголосило село не меньше, чем во время оккупации, когда забирали на работу в Германию. И заливалась горькими слезами Варвара, снаряжая на те страшные шахты, как до могилы, Оксану.
Учитель. Произведения прозаика еще раз подтверждают мнение М. Слабошпицкого, что Димаров не тот писатель, который живет в мире прекрасных иллюзий и щедро делится ими с читателем. Димаров не из тех, кому прагнеться выдавать желаемое за действительное.»
Ученик. Многострадальная история нашего народа. Мы не должны забывать ее черных страниц. Об этом еще раз нам напоминает Анатолий Димаров своими произведениями.
Учитель. Одна из определяющих черт Димарова-художника - ощущение родного корня. Поэтому писатель своими произведениями «Мадюдя», «Ясноглазая ты, светлоокая» подчеркивает, что каждый человек должен всегда помнить, откуда она родом, где ее корни, задумываться над тем, в чем заключается смысл ее жизни. Тяжелобольной Алексей, который всю жизнь мечтал создать «невиданное до сих пор сердце реактивного самолета», в последние годы своей жизни почувствовал себя по-настоящему одиноким.
Ученица. ...Однажды он смотрел в окно: стекла не из стекла - из прозрачного льда. По ту сторону окна «еле», придавленные тяжелыми снежными шапками, на вымерзших до самого дна небесах холодело солнце, и душа его рвалась домой, на Украину, где от зимы не осталось и следа, где буйствует, цветет всеми цветами ранняя весна. Полететь бы вот сейчас в родное село, к сестре! Пусть бы вынесли из дома, положили на напоенную літеплом землю, на молоденький спорыш, под весеннее ласковое солнце, под небо голубое,- он бы ожил. Он бы выздоровел...
А слезы лились и лились, жгучие, тяжелые, и не было тем слезам конца-края...
Учитель. Любовь к своему краю, к своему народу начинается с любви к матери-отца. Главный герой повести « Мадюдя» был жестоко наказан жизнью за то, что забыл Библейскую заповедь: «Почитай отца своего и мать свою».
Ученица.
Ну, что же, благодарность
Забывают люди,
Душа слепая в счастье, а однако
Они прозреют, но поздно будет:
Черешня засохнет, Иметь одцвіте...
М. Луков
Ученик. Перед самой смертью, в одну из последних минут, отпущенных судьбой, ему захотелось калины. Той, из-под родного дома, из куста, который он принес из леса и посадил возле дома еще ребенком. Так захотелось, что казалось: попробует сейчас хоть ягодку - и смерть отступит.
Впоследствии он лежал в большом, для покойников зале - один на весь зал. Никто не ходил, не стоял над гробом, не клал в ноги и голову цветы. Стояла та загустела тишина, которая всегда зависла над покойниками, когда они лежат всеми забытые, - ни тихих шагов, ни шепота.
Учитель. Своими произведениями писатель отстаивает мнение о том, что семья, семейные обязанности - это святое, и когда кто-то нарушает эти древние традиции, того Бог жестоко наказывает. Ибо неправедный поступок никуда не девается, а остается на душе нашей. Как говорит пословица: «Стоит, как грех над душой».
Ученица.
Мама! Нет милішого слова,
Ты же жизнь и творения основа.
Кисть, перо надихалось тобой,
Вечная ты в песне - с болью, любовью.
Учитель. Теме материнства в украинской литературе посвящено много произведений. Светлой и нежной любовью, сочувствием к матери, берегинь рода человеческого, проникнуты произведения Анатолия Димарова «Я тоже человек», «Тринда», «Ясноглазая ты, светлоокая», «Матка», «Мадюдя».
Украинская женщина Василиса, которая на войне потеряла мужа и сына, спасает от смерти раненого фашиста, видя в нем не врага, а тоже чьего-то сына (рассказ «Матка»).
Ученица. Она и тельную рубашку и с него сняла: и на сухеньких, как у петушка, груди, шевелился крестик блестящий, через шею на цепочку надет. Не иначе мать надела, проводив на войну... Ох, сыновья, сыновья, что же вы, проклятые души, сражаетесь, матерям возраста вкорочуєте?
...Вспоминала сына, что такой же был, как и этот, молодесенький, она и до сих пор не верила той похоронке: не умом, сердцем не верила... Может, он тоже отакечки лежит, может, ранен, и над ним так чужая мать сидит...
Ученик. Потом был суд, а точнее - трибунал... Отбывала наказание на Колыме, одсиділа от звонка до звонка (немецких предателей обошли все амнистии), а когда вернулась через пятнадцать лет домой, - ни одного зуба во рту и ни волоска на голове. Учитель. Для матери нет ничего страшнее и более болезненного, как прощаться со своими детьми, а еще когда навсегда. Не раз и не два обливались материнские сердца кровью, когда сыновья и дочери покидали своих мамочек, «выброшенные из семьи, из общины, по-угнетаемые, бесправные, обречены, шли в неизвестность, в неизвестность...»
Ученик.
Эй, ты, Земля моя золотая!
Перед кем, перед чем ты провинилась?
И которых не кормила ты круков?
Да и кто не издевался над твоей красоты?!
И которых недоставало еще Иудейских сил,
Чтобы и кости дедовские подняли из могил,
И перемешали
С костями внуков?
(И. Багряный)
Учитель. Кто же она, Мария Безродная, героиня повести «Молитва по Марии», что «вошла в жизнь автора надолго, завладела его воображением?»
Ученица. Согласилась бы в последнюю минуту Мария заново прожить свою жизнь? Или ответила бы утвердительно Богу, если бы он в ту последнюю минуту, что осталось жить Марии, когда бы Он спросил:
- Согласен, поверь, прожить еще столько, сколько прожила? Родиться заново и шаг в шаг повторить весь пройденный путь? Согласилась бы?
Ученик. Пока будут жить, люди будут помнить ту весну, когда родилась Мария. Земля словно сошла со своей извечной орбиты и сразу же после зимы, долгой и яростной, упала такая летняя жара, словно Бог свернул весь небесный огонь и пожбурнув вниз.
Ученик. ...Посреди глубокой ночи (село словно вымерло) и родила сына Мария.
И не восходила над ней и над новорожденным библейская звезда, и не спешили мудрецы с благодатной вестью, - был только боль бешеный...
Ученица. И нарекли ее сына Алексеем, Алешей. В память о молоденького папы, который лежал где-то наспех прикопан в братской могиле. А то, глядишь, и не похоронен...
Ученик. В Марии - Алеша. Сынок ненаглядный. Который рос, как росы: белокочанная существо с материними синющими глазами. А в Марии - сын Алексей. И всю свою дальнейшую жизнь, все до капли последней - отдала все сыну.
(Инсценировка эпизода из произведения.)
- Мама, мама, или же Вы меня учили повиноваться лжи! '
- У них своя правда, сын...
- Я их правде подчиняться не буду!
Ученик. То свидание с сыном запечатлелось в сердце Марии - навеки.
Первое и последнее с сыном свидания. Его взяли в шестьдесят шестом, когда он заканчивал институт.
День и ночь сидела Мария под высокими, как церковная ворота, дверью, достукуючись разрешения на свидание с сыном.
- Сын мой, покайся!
- В чем каяться, мама? В том, что я люблю Украину?
- Да они же тебя сгноят в тюрьме!
- Всех не сгноят! Молю Вас, умоляю, не просите их, не кланяйтесь! Они этого только и ждут... Возвращайтесь лучше домой, а я не пропаду. И в Сибири люди живут...
Больше Мария сына не видела.
Ученик. Как погиб ее сын, Мария ходила в церковь.
...Каждое воскресенье или в религиозные праздники шла к Храму Божьему.
Ученица. Мария, закурив, приладила свечу под ближайшей иконой, и когда приладила и подняла к иконе лицо, ее так и ударило: с черной доски, на которой проступало лицо Божьей Матери, прямо в застывшую душу Марии засияли глаза. Они жили, они дышали, они впитывали Марию в себя, повнили таким небесным теплом, Мария аж застонала... в них было столько любви и ласки, столько жертвенной преданности, как все матери мира смотрели теми глазами.
Ученик. И вздумала под утро Мария: поеду! Сердце подскажет, в какой могиле лежит сын... ...И стала собирать деньги на ту дальнюю дорогу Мария. Пенсия к пенсии, копейка к копейке, над каждой щепоткой соли трудилась, про сахар забыла, - все, что только могла, несла на базар.
Учитель. И не суждено Марии побывать на могиле синовій. Умирала ... - целовала мысленно сыну руки.
Учитель. Герои Анатолия Димарова Саша Ткач, Мадюдя Тарас, Алексей Безродный. Эти рыцари духа в мире насилия, утверждали свое право быть человеком на земле. Они не хотели приспосабливаться к обстоятельствам, жить тихо и затишно. их не могло удовлетворить маленькое, как стекло в окне, счастье для себя. Они хотели счастья для своего «несчастного края и народа».
Ученик. Можно найти, листая страницы сборников А. Димарова, что-то из нашей жизни, что было бы обойденный его вниманием? Пожалуй, ни. Все интересует писателя, все болит, потому что оно наше родное, украинское.
Ученица. Прозаик в своих произведениях обращается к воспитательных традиций украинской семьи: междупоколенных (традиции уважительного отношения к родителям, традиции ответственного отношения родителей к воспитательным обязанностям, семейного).
Рассказ «С праздником тебя, мамочка, с праздником», «Тринда» еще раз нас убеждают, что женщина, которая потеряла чувство материнской любви, запустила свои воспитательные обязанности, морально деградирует. Женские судьбы, счастливые и несчастливые, Анатолий Андреевич изображает также в рассказах «Наталка Полтавка», «Метла», «Максим и Маруся», «С праздником тебя, мамочка, с праздником!», в повестях «Мадюдя», «Ципоньки - цепы».
Учитель. Природа является началом всей красоты. Она вдохновляет на творчество, вливает в душу новые силы, пробуждает чувства. А где чувства - там прекрасные произведения. И от того, насколько писатель сумеет точно и глубоко проникнуть в тайны природы, почувствовать дыхание ее неповторимого жизни, в значительной степени зависит и его талант. Этот органический связь вечно меняющихся и неповторимых картин природы с переживаниями художника особенно заметен в произведениях Анатолия Димарова, в частности в повести «Поэма о камне».
В чем же секрет такого тонкого чувства природы, единения с ней?
Пожалуй, ответ на это вопрос очень прост. Значительную часть своей жизни Анатолий Андреевич провел в странствиях по бескрайним просторам матушки-земли.
О своем наибольшее восхищение, «неизлечимую болезнь» - «каменную лихорадку», поиски минералов в Крыму, на Алтае, Тянь-Шане, Памирі, в Алатау, на южном Урале автор рассказал в увлекательной повести «Поэма о камне», вошедшей в книгу «Зблиски». В произведении писатель-путешественник исповедуется...
Ученица. Я заболел каменной лихорадкой в одном из самых очаровательных уголков Крыма, за двадцать пять километров на юго-запад от Феодосии, удивительного города, что пахнет Айвазовским, морем и чебуреками.
Ученик. Я понемногу приучился к путешествиям: завел рюкзачок, такой-сякой посуда (не бегать же по четыре, по восемь километров на обеды в столовую) и после многих неудачных попыток научился варить такие супы и борщи (голод - не тетка!) - пальцы оближешь! Изведай вкус блюда, приготовленного на костре....
Ученица. Множество приключений, порой забавных, а порой жутких. И встречи, встречи, встречи...
Ученик. Шестьдесят лет прожил, в каких только горах меня не носило, и в Карпатах, и на Кавказе, Тянь-Шане, Алатау, на Урале, а таким воздухом еще не приходилось дышать. Кристально-прозрачное, настоянный на всех ароматах мира, вплоть сладкое на вкус, оно полоскало легкие, играло искрящимися пузырьками в крови - голова шла кругом! И за сотни, за тысячи километров стоило добираться сюда, чтобы попробовать этого горного воздуха!
Ученик. Пока не истечет последняя минута в моей жизни, я мандруватиму мнениями по горам, что их сходил в свое время.
Учитель. Когда читаешь книги Анатолия Димарова, то сразу чувствуешь, что их автор - настоящий украинец. Почему? - спросите вы. А потому, что творчество Анатолия Андреевича яскріє юмором, истоки которого восходят к глубокой древности. Настоящие украинцы умеют смеяться, создавать себе настроение, поднимать дух. Сміхотворець-людинолюб Димаров очень любит смех и шутки, а его истории - «сельские и местечковые,» насыщены искрометным смехом, проникнуты любовью к людям. Его шутки, остроумное слово влияют на читателей сильнее, чем любые нравоучения.
Учитель. Произведения А. Димарова волнуют, заинтересовывают, побуждают к размышлениям жизнь. Писатель тонко чувствует время, в котором живет. Своим творчеством он помогает людям познать самих себя, свою малость и силу, пробуждает в сердцах благородные порывы, отстаивает чистоту высоких чувств. Вопрос честности и правдивости, нравственной чистоты в общественной и личной жизни, погруженность в человеческие ценности являются ключевыми в его творчестве.
Ученица. Так кто же такой Дымоход? По словам Михаила Слабошпицкого, «большой жизнелюб, причудливый мистификатор (его выходки уже давно стали литературным фольклором) и редкостно интересный, остроумный рассказчик - вот это и есть Димаров, в своих, так сказать, самых характерных першоелементах. Два тома его мемуаров «Прожить и рассказать» потвердили, что таким он был всегда, хоть за это и не раз и не два ему очень доставалось в жизни - усложнялась его служебная карьера, на едва уловимый пунктир переходила литературная биография и даже страдала репутация, потому что литературные вельможи, опасаясь его непрогнозируемости и изобретательности в шалостях, исключали Димарова со складов всяких почетных делегаций и депутаций, не допускали к литературной и школьной молодежи, чтобы он их не портил.
Ученик. Такие индивиды, как Димаров, делают жизнь интереснее и веселее, «разгоняя его будничную монотонность и скуку.»
Учитель. Духовный мир патриарха нашей литературы сформировался на почве национальных обычаев родного края, а его содержание определялось такими жизненными принципами и идеалами, как чувство морального долга перед своим народом и его историей, последовательностью и несокрушимостью духа.
Дети! Я хочу, чтобы произведения Анатолия Андреевича Димарова коснулись ваших юных сердец, нашли в них место. И добавили каждому из вас что-то новое, неизведанное, напоили добром и любовью. Погружайтесь в художественный мир мастера художественного слова, обогащайтесь духовно! Пусть встречи с его книгами всегда будут радостью, бессмертным прикосновением к вашей душе.
|
|