Н. Половецкая,
учитель украинского языка и литературы
Черкасская обл.
Тема. Эмма Андиевская - украинская писательница и художница, которая живет в Германии. ее сказки-притчи. «Сказка о яян».
Цель: ознакомить учащихся с жизнеописанием Есть. Андиевской, ее творческим кредо; вырабатывать навыки выразительного и вдумчивого чтения сказки, учить определять ее фантастические элементы; воспитывать морально-этические ценности, которые помогают видеть и понимать красоту и прелести мира.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: фотография Е. Андиевской, текст «Сказки о яян».
Эпиграф урока: Эта бойкая и энергичная женщина буквально завораживает. Слушая ее, едва успеваешь за острыми поворотами ее мысли - порой ироничного, порой парадоксальной. Голос у нее постоянно меняет интонации, в зависимости от темы разговора; его выразительности и оттенкам могли бы позавидовать самые опытные актрисы.
Михаил Слабошпицкий
Ход урока И. Проверка домашнего заданийя
Литературный диктант.
• Когда родился И. Калинец? (9 июля 1939г.).
• Какой ВУЗ окончил И. Калинец? (Львовский университет)
• В каком году был арестован? (В 1972 г.).
• За что он был осужден? (За «антисоветскую агитацию и пропаганду»).
• Где отбывал наказание? ( На Урале и в Забайкалье).
• Кем работал в ссылке? (Токарем и кочегаром).
• А каялся поэт? («Мучился, но не каялся - и рад тому, что остался человеком»).
• В каком году поэт вернулся из ссылки? ( 1981 p.).
• Какой стих посвященный маме? («Писанки»).
• Цикл стихов посвящено дочке? («Сказка»).
II. Сообщение темы и цели урока. Чтение и комментирование эпиграфа
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя о писательнице.
Эмма Андиевская - художник, наделенный многогранным талантом: поэт, прозаик, художник. К сожалению, ее творчество стало известным в Украине лишь около двадцати лет назад. «Железная завеса, которая отгораживала нас от всего цивилизованного мира, поглощала и звуки, и имена, и слова, и книги». Мы думали, что только и того мира, что в нашем окне, что только и украинской литературы - той, которую написали наши «домашние авторы».1
Родилась госпожа Эмма 19 марта 1931 года в г. Донецке (тогда он назывался Сталино). Когда девочке исполнилось 12 лет, семья эмигрировала в Германию. Андієвські сделали выбор, на который имели право, - отказались жить в государстве, где царили бесправие, унижение, пренебрежение, массовое уничтожение людей...
Компартийная послушная пресса именовала эмигрантов «предателями советской Родины» и всячески преследовала их родственников - вплоть до физического уничтожения.
Некоторое время Е. Андиевская жила во Франции, затем в США, а с 1961 года постоянно проживает в Мюнхене (Германия).
Творческое наследие госпожа Андиевской богата и разнообразна: более десятка поэтических сборников, множество рассказов, романы «Геростраты», «Роман о хорошем человеке», «Роман о человеческом назначения»; ее картины экспонируются во многих музеях и картинных галереях.
Творческое кредо писательницы метко и образно сформулировал М.Ф.Слабошпицький в литературно-критическом очерке «Магистр алхимии слова»; «Это совсем не такое легкое чтиво, что напоминает десертную блюдо, которым человек наслаждается после сытного обеда... ее поэзии заставляли читателя напрягать воображение и разум, чтобы понять заложенный в них смысл, додумать не высказанное напрямую, обогащать их опытом своей души».
Эмма Андиевская любит писать для детей. В 2000 году вышел сборник его произведений под названием «Сказки».
2. Беседа.
• Народное произведение называется сказкой? (Сказка - повествовательный фольклорный произведение о вымышленных, а порой и фантастические события).
• Как возник термин « сказка»? (Происходит от слова «говорить» (сказки розказуються). По времени возникновения эти произведения принадлежат к числу древнейших форм народного творчества).
• На какие группы делятся сказки? (О животных, фантастические, бытовые).
3. Первичное чтение «Сказки о яян».
Словарная работа.
Башня - высокая и узкая, преимущественно из камня, архитектурное сооружение, строится отдельно или составляет верхнюю часть здания. Синоним этого слова - башня.)
Кельма - ручной строительный инструмент в виде небольшой лопатки; применяется при кладке стен, настилке брусчатки и т.д.
Не зыркнул в его сторону не посмотрел в его сторону.
Хилый дедушка - слаб, бессилен; физически неразвитый; незначительный по степени проявления.
Немощі - болезни, бессилие.
Не хватает сил - не хватает сил.
Гузырь - место, где завязан мешок.
Вопросы к ученикам.
• Куда попал пастушок, разыскивая козу?
• Какое впечатление произвели на него и на вас, дети, яяни?
• Почему они не отвечали на вопросы пастушка?
• О чем рассказывал мальчику дедушка?
• Почему пастушок не захотел стать яянином?
4. Составление плана к сказке (работа в группах).
5. Обсуждение и оценка составленных планов.
IV. Итог урока
«Микрофон».
Размышления учащихся на тему: «Я в стране яянів».
V. Домашнее задание: выразительное чтение произведения «Сказка о яян» (обязательно); нарисовать иллюстрации к сказке (по выбору учащихся); написать продолжение произведения (по выбору учащихся).
Урок 2
Тема. Эмма Андиевская. «Сказка о яян». Скрытый поучительный смысл произведения: «Я» и внешний мир, «Я» и другие люди. Теория литературы: притча.
Цель: научить учащихся понимать скрытый смысл произведения; вырабатывать умения и навыки определять главную мысль каіки, делать собственные выводы по поводу прочитанного; выразительно читать и пересказывать прозаическое произведение; воспитывать чувство человечности, душевной щедрости, причастности ко всему, что творится вокруг.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карта мира, карта Украины, ученические иллюстрации, таблица «Невольное путешествие пастушка в город яян».
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
1. Учащиеся читают отдельные эпизоды из «Сказки о яян».
2. Обзор иллюстраций к эпизодам, что читаются.
3. Несколько учеников читают продолжение сказки, которое написали сами.
Учитель или подготовленный ученик читают отрывок из литературно-критической статьи Н. Слабошпицкого «Магистр алхимии слова»:
«Говорить об Эмме Андиевской всегда приятно. Потому что говоришь о мятежный талант, о оригинальность мировоззрения. О необычной словов'язь в ее прозе и поэзии (каждого настоящего писателя трудно представить без такого культа слова...)
У Эммы Андиевской каждое слово не только своеобразная «кирпичик» всей архитектурного сооружения произведения, но и одновременно, кажется, оно живет своей отдельной, автономной жизнью, излучает свет бросает тень, тревогу или сумеречный покой. Да, она действительно магистр в той науке, которую называют алхимией слова».
II. Сообщение темы и цели урока
III. Формирование умений и навыков анализа художественного произведения
1. Беседа по содержанию сказки
• Где находился город яян?
(В глубоком провале, далеко от всего мира, от его природных чудес, от чистой голубизны неба, от ласки и тепла солнышка...)
• Какой оно имело вид? Прочитайте.
(« Когда он открыл глаза, то увидел, что лежит на площади большого города, состоящего из многих башен, их каждый строит на свой лад, потому что эти башни все время заваливаются»).
• Как вели себя жители города?
( Ни один яянин не откликнулся до малого пастушка, даже не посмотрел в его сторону).
• Почему только немощный старик заговорил к мальчику? Прочитайте. («Я услышал только потому, что меня одолели немощі, и внутренние подпорки, которые до сих пор держали меня, как они держат всех яян этого города, преждевременно струхли и завалились, как и моя башня, поправить которую мне не хватает сил»).
• А какие подпорки держат яян в их молчании?
(По словам дедушки, «каждый яянин знает только свое «Я» и поэтому вопросов другого человека просто не слышит». «Никто не может угодить яянинові, ибо только он сам все знает и умеет, и то лучше». Таких людей называют эгоистами).
• Дети, вы встречали в своей жизни яян?
• Почему жители странного города «почти вечные?»
(Дедушка объяснил, что они питаются собственной гордыней, собственным «Я». Поскольку гордыня необъятное («Я» неиссякаемый), то все здешние горожане почти вечные. Умирают только те, у кого «Я» исчерпывается).
• Почему опалы немощі дедушки? Прочитайте. («... опалы немощі только потому, что я чужак и настоящим яянином так никогда и не стал, хоть и прожил тут почти весь свой век. Я едва помню, что в начале своей жизни во время ссоры на корабле, где я исполнял обязанности юнги, я упал за борт и оказался в этом городе».
Ученики замечают, что юнга тоже, видимо, не был лишен того «Я», ведь неизвестно как оказался в этом городе да еще и после ссоры на борту корабля).
• Как можно объяснить решение пастушка не быть яянином?
(Мы знаем, что маленький козопас - сирота. Можем предположить, что у него было нелегкое детство, но мальчик не ожесточился ни на людей, ни на окружающий мир, не разочаровался в жизни. Он стремится прийти на помощь незнакомому хилом дедушке - вынести старенького с того страшного города).
• Проанализируйте поведение мальчика в последних эпизодах сказки. Правильно ли он поступил?
(Пастушок осторожно (следовательно, с уважением) посадил старика на плечи и пошел к ближайшей воротам (напомним, что их было семь). Он ей низко поклонился, обратился, как к человеку, со словами вежливости: «Глубокоуважаемая брамо, не была бы ты такая ласковая и отпустила нас на волю ...»
Все это свидетельствует о том, что пастушок был добрым, ласковым, воспитанным мальчиком, привченим уважать окружающий мир).
2. Прием «Я так думаю».
• Подумайте, почему пастушкова доброта не смогла растопить ледяного «Я» в душах яян?
• Мешок самоцветов - плата за доброту, стремление к свободе и уважение к людям?
• Можно ли в современной жизни «вылечить» эгоиста?
3. Работа в группах.
И группа. Устное сообщение на тему «Что объединяет Вавилонскую башню и башни города яян?»
Вавилон - большой и богатый город в древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в XIX-VI вв. до н.э., важный торговый и культурный центр. Предания о это полное роскоши и соблазнов город были распространены среди народов-соседей. Постепенно название столицы Вавилонского царства с собственной становилась общей, символической.
Город, в котором жили яяни, находилось в глубоком провале среди высоких скал. Это был город бедняков, ибо состояло из башен, что все время заваливались.
Древний вавилонский миф, позже переработан и введен в Библию, рассказывает о сооружении после всемирного потопа башни «высотою до небес».
Строительство шло успешно, башня становилась все выше, ведь люди, разговаривая на одном языке, работали дружно, слаженно. Разгневанный человеческим наглостью Бог перепутал человеческие языки так, чтобы строители перестали понимать друг друга, и башня развалилась.
Эта библейская легенда нашла отражение в изобразительном искусстве. Наиболее известные изображения Вавилонской башни - это картины Вальтера Брейгеля и Мартина ван Валькенборха.
В городе яянів башни узкие, длинные, не похожие друг на друга, потому что «их каждый строит на свой лад». Не удивительно, что «эти башни все время разваливаются», что некоторые из них - лишь груды камней, у дедушки самая низкая башня и полуразрушенная. Яяни, в отличие от разноязычных вавилонян, вообще не разговаривают, они не могут произнести даже самое обычное «ты».
Следовательно, и легенда, и сказка нас учат, что без красоты человеческих взаимоотношений не может быть гармонии и красоты ни в природе, ни в человеческом окружении.
II группа. Устное сообщение на тему «Символическое значение числа семь».
В городе яянів семь ворот. Не пять, не восемь, не девять, а именно семь.
Число семь у многих народов с древности стало священным. Археологи нашли старовавілонський предание о сотворении мира, написанный на семи табличках. Поэтому и имеем семь дней в неделе.
В трипольской культуре тоже существовал семидневную неделю, был распространен среди всех пелагів вплоть до Малой Азии, а также у египетских жрецов.
На древних рисунках неделю изображали в виде семипроменевої звезды. Уже пелаги заметили, что на небосклоне есть семь звезд, что движутся по небу. их обожали, потому что каждая управляет своим часом.
Имеем семь цветов радуги, семь чудес света, семь нот, семь струн на лире Орфея.
Семь древнегреческих городов - Смирна, Хиос, Круг-дюн, Садамін, Родос, Агрос, Афины - спорили за честь называться родиной знаменитого певца Гомера.
По церковным канонам, есть семь главных грехов: гордыня, жадность, нечистота (тела и души), ненависть, обжорство и пьянство, гнев, леность.
Этот список можно продолжать. Возникает мысль: а может, все эти семерки - случайность?
«Ученые же высказали предположение, что число семь является тем количеством единиц для восприятия и запоминания, которое «вкладывается» в память человека лучше всего, когда этих единиц больше, запоминание сразу же ухудшается», - утверждает в своей книге «Слово о слове» профессор-языковед А. П. Коваль.
Не удивительно, что в городе яянів было именно семь врат, - судьба давала жителям шанс избавиться от эгоизма, непомерной гордыни и стать настоящими людьми.
III группа рисует схему «Невольное путешествие пастушка в город яян».
4. Работа в парах: разыгрывание диалогов.
• Я попал в город яян.
• Я не хочу быть яянином.
5. Доказать, что виучуваний произведение - сказка:
• повествовательный произведение;
• небольшой по размеру;
• в нем речь идет о вымышленных событиях;
• зачин не традиционный для народной сказки: «Когда пастушок, переплигуючи со скалы на скалу за козой, которая отбилась от остальных, поскользнулся и упал в глубочайшие пропасти».
• концовка: «И вместо дедушки он нащупал только мешок, по гузырь наполненный самоцветами».
В народных сказках положительные герои всегда получают вознаграждение.
6. Теория литературы: сказка-притча.
«Сказка о яян» - это притча - иносказательное нравоучительное повествование о человеческой жизни с ярко выраженной моралью.
В книге «Мудрый рассказчик» помещены 34 народных притчи.
Можно подготовить инсценировку притчи «Грамота - большое дело».
Автор. Это было давно. Ушли на заработки грамотный и неграмотный. Устроились на работу. Первый работает в конторе, а второй косит, молотит и землю копает.
Неграмотный. Чего так заведено в мире? Я так тяжело работаю, а получаю меньше товарища. Пойду к начальнику.
Автор. Тот послушал и говорит:
Начальник. Видишь, вон волы? Сбегай и спроси, что они повезли.
Автор. Побежал неграмотный. Прибегает обратно.
Неграмотный. Пшеницу.
Начальник. А по чем она?
Автор. Неграмотный побежал во второй раз.
Неграмотный. По полтиннику пуд.
Начальник. А куда повезли?
Автор. Тот побежал в третий раз.
Неграмотный. В Миргород.
Начальник. А теперь погукай своего товарища.
Автор. Пришел грамотный.
Начальник. Видишь, вон далеко ушла фура! Пойди и спроси, что они повезли.
Автор. Тот побежал, нагнал фуру и быстро вернулся.
Грамотный. Фура повезла пшеницу в Миргород. Будут продавать по полтиннику пуд. Всего двенадцать подвод.
Начальник. Теперь ты понял, почему я ему плачу больше.
Учитель. Чему научила вас эта притча? Ученики делают вывод о преимуществах грамотности, необходимость добросовестного обучения.
IV. Итог урока
«Микрофон». Мысли и чувства, которые возникли у меня после прочтения «Сказки о яян».
V. Домашнее задание: пересказывать «Сказку о яян» от имени пастушка.
Литература
1. Библия для детей. - К.: Украина, 1992.
2. Коваль А. П. Слово о слове. - К.: Советская школа, 1986.
3. Лесин В. М., ПулинецьО. С. Краткий словарь литературоведческих терминов. - К.: Советская школа, 1961.
4. Ложо Г. С Украинское народоведение. - К./: Зодиак - ЭКО, 1995.
5. Мудрый рассказчик: Украинские народные сказки, басни, притчи, анекдоты. - К.: Доверие, 1992.