Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Нечуй-Левицкий Иван
Борцы за судьбу Украины
Изучение сказки И. Нечуя-Левицкого «Запорожцы»
5 класс

А. Ситченко,

доктор педагогических наук;

Н. Огренич,

кандидат педагогических наук Николаев



«Содержание произведения, описания природы, Запорожской Сечи. Портреты персонажей. Характеристика образу Карпа Летучего. Размышления запорожца о судьбе Украины. Реальное и фантастическое в произведении. Художественные средства в произведении.

ТЛ: пейзаж» (из учебной программы).

На примере сказки Нечуя-Левицкого «Запорожцы» пятиклассники углубят свое знакомство с этим эпическим жанром, приблизятся к пониманию исторического прошлого нашего народа, чувство мужественного благородства украинского казачества - защитника Отечества. В этом им помогут прежде всего сведения о Ивана Семеновича Нечуя-Левицкого, изложение которых имеет целью в этом классе пробудить интерес к личности писателя, привлечь к прочтению его произведений, подготовить к восприятию содержания и значения. Советуем учителю использовать в этой работе материал учебника [3: 201-202], а также книги для учителя [1: 137-145]. Поможет и пособие И. Шавловского для учителей «Изучение творчества И.с.нечуя-Левицкого в школе» (Киев, 1969 p.). Стоит подать не только биографическую справку об авторе обучаемому произведения, но и рассказать о некоторых фактах из его жизни. Ученикам интересно будет, например, узнать о том, каким точным был в быту Иван Семенович: соседи могли по нему проверять часы. Ежедневно ровно в полдень по любой погоде шел на прогулку к памятнику Владимиру-крестителю, в руках - неизменная трость. В Киеве, где он прожил более ЗО лет, его знали во всех ближайших магазинах, вежливо вели себя с ним и даже уступали ему очередь. Стоит рассмотреть и портрет писателя: довгообразе лицо, усы, бородка клинышком, прямые волосы, - все указывает на то, что перед нами врач или учитель, словом, интеллигентный человек. Голос имел тихий, но мог быть оживленным и увлеченным собеседником, особенно на литературные темы. Увлекался музыкой и живописью, сам хорошо играл на рояле и рисовал. Особенно привлекала его украинская старина, славное казачество, на тему которого написал ряд исторических романов и повестей. Еще когда Иван Семенович преподавал, то через это свое увлечение попал под надзор полиции, а его сказка «Запорожцы», впервые напечатанная в журнале «Правда» 1873 г., постоянно подвергался цензурным преследованиям. Цензоры считали, как свидетельствует Раиса Мовчан, что такие произведения побуждают читателей жалеть об уничтожении Запорожской Сечи и украинского казачества в целом.

У учащихся можно спросить, какие произведения на историческую тему они уже знают. Пусть подумают, для чего и сегодня стоит знать и помнить о прошлом своего народа, изучать художественные произведения на историческую тему, пытаться понять, как жили и к чему стремились наши предки.

Во время подготовительной работы к прочтению сказки «Запорожцы» на первом уроке следует объяснить такие слова (их лучше записать на доске и посоветовать ученикам переписать в тетрадь):

лоцман - проводник судов, хорошо осведомлен с определенным участком моря, реки или канала;

байдак - большую лодку;

шамнути - налечь на весла;

шабаш - призыв или сигнал до окончания определенного дела;

лучше - внимательнее;

речные пороги - каменистое поперечное повышение дна, что пересекает спокойное течение реки.

Непосредственно перед чтением произведения ученикам следует дать установку: «Во время чтения сказки пытайтесь представить внешность лоцмана Летучего, обратите внимание на то, какую характеристику ему дает автор, другие персонажи произведения. Попробуйте представить днепровские пороги, описанные в сказке, подумайте над их названиями. Проследите, как лоцман преодолевал эти пороги и почему потерпел поражение». Установку ученики также могут переписать в тетрадь, что поможет им во время работы над произведением.

Поскольку сказка. Нечуя-Левицкого «Запорожцы» состоит из двух частей и одновременно предполагает восприятие четко очерченных персонажей, то предлагаем выбрать смешанный путь анализа, который должен совместить в себе признаки событийного и пообразного вариантов литературного разбора.

Первая часть произведения заканчивается словами: «Кар-по и гребцы сняли руки к Богу...» и состоит из характеристики молодого лоцмана и описания его борьбы с днепровскими порогами. На ее прочтение уйдет 5 мин. Обсуждение прочитанной части можно провести с помощью следующих задач и вопросов:

1. Каким описанием начинается сказка? Нравится ли вам молодой лоцман?

2. Зачитайте портрет Карпа Летучего. Могли бы вы по этому описанию узнать его в толпе?

3. Почему именно ему атаман поручил провести байдак порогами?

4. Какие приготовления сделали гребцы перед походом? Почему они так тривожились?

5. Скажите, как гребцы преодолевали днепровские пороги. Объясните, почему камень называется Крутько, а порог Ненасытец, или Дед.

6. Какие предчувствия возникли у вас от того, что сломалось руль, а гребцы «сняли руки к Богу»?

7. Кратко перескажите прочитанную часть сказки, дайте ей название.

Пятиклассники легко дадут ответ на первые два вопроса. Конечно, им нравится искусный лоцман, потому что подростков привлекает его романтическая профессия. Импонирует учащимся и внешность Карпа Летучего, которую им помогут воспроизвести опорные слова: 1. Рост. 2. Волосы. 3. Лицо. 4. Состояние. Учитель подчеркнет, что все же этот портрет довольно обобщенный. Очевидно, писатель рисует не какого-то конкретного проводника судов, а таким образом передает свое видение украинского парня - молодого потомка славных запорожцев. Хотя в 5-в классе не время еще усваивать понятия о типичность персонажа, готовить учеников к этому, пожалуй, стоит заранее.

Ученики мотивировано должны объяснить, почему именно Летящем атаман доверил провести байдак богатого купца. Конечно, не из-за того, что молодой лоцман «кругом хороший», а благодаря чертам его характера. Для того, чтобы осознать это, ученики должны перечитать первый абзац произведения и взвесить на прямую авторскую характеристику Карпа. Следует наблюдать такие авторские приемы изображения персонажа: «хорошо знал все пороги», «любил пороги, потому что вырос возле них», «любил лететь стрелой прытким казацким ходом через пороги, лететь птицей со скамьи на скамью», «любил слушать, как шумит Днепр на порогах», «горячее лицо». Получается образ отчаянного и ловкого юношу, который хорошо знает и любит родной край и свою работу.

Однако поход через пороги всегда таит в себе опасность для гребцов. Надо тщательно готовиться к рискованного путешествия. Прежде всего, важно измерить лодку, рассчитывая его безопасный проход между камнями, а чтобы осуществить переход, нужно позаботиться о хорошо кормило. Все это старательно выполнил Карп Летучий и его команда.

Чтобы учащиеся смогли наглядно воссоздать в воображении переход байдака через днепровские пороги, стоит последовательно записать на доске и в тетради) их названия: 1. Кодацкий. 2. Звонецкий. 3. Сурской. 4. Лохманський. 5. Ненасытец (Дед). Надо прочитать отрывок о том, как байдак перелетел Кодацкий порог, проанализировать, с помощью каких языковых средств писатель передает напряженную борьбу гребцов с взбесившейся стихией. Речь идет о сравнение: «как стрела», «как пустая бочка», а также метафоры: «зашумела вода и заревела», «байдак загудел и полетел со скамьи на скамью» и т.д. И на очереди был Ненасытец. Учитель предлагает читателям объяснить название этого порога. Очевидно, он наиболее опасен, и немного найдется смельчаков, которые могли бы преодолеть его. На страже возле этого порога лежал коварный камень Крутько, который легко сбивал с курса челны и бросал их ненасытному Деду. Вот и на этот раз он воспользовался тем, что байдак Карпа Летучего через внезапный порыв ветра сошел с намеченного курса и безжалостно окрутит его вокруг себя. Не он первый... Поэтому и этот страшный камень такое название.

Конечно, учеников заполонили недобрые предчувствия, потому неуправляемую лодку вряд ли спасется с ревучої и запіненої пасти Ненасытца.

Последнее задание - кратко пересказать прочитанную часть сказки и дать ей название - пятиклассники могут во время домашней работы. Перевод должен быть устный, однако для того, чтобы он был достаточно полным и правильным, ученики должны составить его план. Это надо сделать еще на уроке. В конце занятия учитель должен дать и собственный пример планирования художественного текста, который в такой способ не будет императивным: 1. Портрет и характер Карпа Летучего. 2. Почетное поручение. 3. Приготовления к походу. 4. Переход через Кодацкий порог. 5. У Ненасытца. 6. Страшный Крутько.

Следующий урок следует начать с перевода этой части произведения. Можно объявить конкурс на лучший образец перевода, выбрать жюри, которое и должно определить победителя. Конечно, наряду с ученическими вариантами этой работы учитель подаст и свой. Например: «У днепровских порогов жил молодой, красивый и умелый лоцман Карп Летучий - потомок славных запорожцев. Однажды атаман, который очень любил Карпа и доверял, как самому себе, поручил ему переправить через пороги байдак богатого купца, еще и пообещал щедрое вознаграждение.

Гребцы старательно приготовились в опасную дорогу, им способствовала тихая и ясная погода. Удачно преодолели первый бешеный порог - Кодацкий, за ним три другие - Звонецкий, Сурской и Лохманський. Впереди стонали высокие пороги, уже слышно было рев Ненасытца. Вот уже перед глазами лоцмана двенадцать Дедовых рядов, что преграждали путь. Лодка летела, как стрела, и был направлен, куда надо. И внезапный порыв ветра сбил его с курса и бросил на камни: Зеленый камень и Крутько, от удара о который сломалось руль и байдак стал неуправляемым. Осталось только молить Бога...».

Воспроизведение первого ключевого фрагмента текста позволяет глубже усвоить его содержание и значение. У учеников стоит поинтересоваться:

1. Каким запомнился Днепр и пороги? Назовите их.

2. Какие украинские обычаи вспоминает писатель? В чем их правильность?

3. Почему байдак потерпел крушение? Есть ли в этом вина молодого лоцмана?

Элемент дискуссии может возникнуть вокруг вопроса: есть ли вина молодого лоцмана в том, что байдак потерпел крушение? Может прозвучать мысль о том, что если бы Карп был постарше и имел больший опыт своей работы, то мог предсказать внезапные порывы ветра и более правильно рассчитать скорость лодки. Однако у учеников не должно быть сомнения в том, что молодой лоцман хорошо знал свое дело и старательно ее выполнял.

После проверки и усвоения изученного пятиклассники сосредоточатся на второй части произведения, которая начинается словами: «Вот Карп смотрит вниз - а между теми стенами растет пышный сад, о котором только в сказках рассказывают». На ее прочтение уйдет до 10 мин. Для этого им также нужно дать установку: «Прочитайте сказку до конца. Догадайтесь, о какой сад идет речь в произведении и какими изображены запорожцы в нем, какое впечатление они произвели на лоцмана. Обратите внимание на картины природы, изображенные в произведении. Подумайте над тем, какое впечатление произвела на вас эта сказка».

Конечно, среди пятиклассников всегда найдутся желающие накануне дома дочитать сказку до конца. На них и будет опираться учитель во время обсуждения его содержания на этом уроке. Приводим ориентировочную систему заданий и вопросов к прочитанному:

1. Какая картина предстала перед глазами лоцмана? Попробуйте устно нарисовать ее.

2. Почему Карп смотрел на сад сверху вниз? Куда он попал после трагедии на порогах?

3. Кого из людей он встретил в пышном саду? Какое они произвели на него впечатление?

4. Как запорожцы отнеслись к молодому лоцмана? Чем объяснить их приязнь?

5. Какой пение раздавался в саду? О чем была кобзарская дума?

6. Каким изображен гетмана? Почему не указано его имя?

7. Что так тронуло светлейшего? Что не давало ему покоя даже в райском месте?

8. Почему в богатом и прекрасном саду Карп увидел слезы и кровь? На какие размышления это наводит вас?

Во время этой беседы активизируется и формируется воспроизводящая воображение читателей, подводя их к мысли о том, что гребцы во главе с лоцманом таки потерпели крушение на порогах и, погибнув, попали в рай. Из небесного царства, по-видимому, и Карп смотрит вниз на то пышный сад, расположенный в удивительном крае. Встретил он там красивых и сильных людей, которые назвались запорожцами. Они уже знали, какая беда приключилась с парнем. Особенно их заинтересовало то, что парень оказался с Украины.

Чем дальше углублялся Карп в тот сад, тем богаче и прекраснее были деревья и цветы, среди которых находилось много празднично убранных запорожцев, тихо вели неспешный разговор. Вот послышался пение, красивый и звонкий, как колокол. То кобзарь пел о казацкую старину и славных гетманов. Все двинулись к гетману, который был красивым, высоким и смелым, как и сиятельные Мазепа и Хмельницкий. Возможно, то и был кто-то из них?

Его тоже заинтересовал парень с Украины. Растроганный гетман подумал, что это, видимо, знак от Бога или народа. Больше всего его беспокоило то, как живут люди в Украине, и до сих пор терпят от врагов. Получается, что и в раю не удается наслаждаться красотой и богатствами, и там есть грустные размышления о судьбе родного края. Не так же и Украину, богатую и прекрасную сторону, за народные слезы и кровь нет возможности назвать счастливой?

Все вместе запорожцы решили пойти в церковь и спросить у Бога, что им сделать для Украины.

В конце второго урока ученики сосредоточатся на картинах природы, изображенных в произведении Нечуя-Левицкого «Запорожцы», углубят знания о сравнения, метафоры и художественное преувеличение (гиперболу). Особое внимание следует обратить на усвоение понятия о литературный пейзаж. Пятиклассники имеют не только прочитать справку, что в учебнике [3: 210], но и записать название термина и определения этого понятия в тетрадь. В дальнейшем, в работе над другими произведениями, они должны активно применять новосприйняті литературоведческие термины и понятия.

Исследования языково-выразительных средств обучаемому произведения пятиклассники начали уже на первом уроке, однако сейчас целесообразно рассмотреть пейзажные картины, которые играют в тексте важную эстетическую роль. Анализ картин природы дает возможность ощутить красоту и богатство запорожского края, и работа учащихся над тропами активно этому способствовать. Эстетические наблюдения читателей-учащихся выведут их на новый уровень осмысления литературного пейзажа - уже не просто описания, а выразителя патриотического смысла изображаемого. Например, на последнем рисунке с этого произведения заметно, как на одном дереве были спелые овощи, на втором - только наливались, а другие стояли еще в цвету. Эта пейзажная картина создает впечатление непрерывности народной жизни, замечательного украинского бытия, за которое надо так же постоянно болеть и бороться.

Задание на дом должно побуждать учеников перечитать сказку «Запорожцы» и задуматься над вопросом: «Почему писатель сделал так, что лоцман Летучий не смог преодолеть грозные пороги и попал в другой мир?» Учитель может также посоветовать желающим попробовать повести рассказ таким образом, вроде бы лоцман не погибает, а удачно проходит через пороги. Тогда задачей будет придумать свою концовку сказки, как на то ориентирует и учебник.

Способных к изобразительному искусству пятиклассников стоит попросить нарисовать иллюстрации к произведению, например, Карпа Летучего или гетмана, райский сад и т.д. Тогда следующий урок лучше начать с рассмотрения этих рисунков, которые помогут всем учащимся глубже интерпретировать смысл и значение произведения в целом. Можно даже создать временную экспертную комиссию, которая будет проверять рисунки и их соответствие текста обучаемому произведения.

На уроке должно прозвучать и ответ на вопрос о разной версифікацію изображаемых в сказке событий. Хорошо, когда учащиеся сами сделают вывод о том, что по авторскому замыслу лоцман погибает потому, что должен попасть к небесному царству, с высоты которого сможет осмотреть казацкую страну и почувствовать ее патриотический дух. Если бы лоцман, наоборот, успешно выполнил свою задачу, это был бы просто еще один эпизод из его обыденной жизни, который бы не высек у читателей подобных впечатлений. Обдумывая это, ученики приблизятся к пониманию художественного произведения как продукта писательского воображения, подчиненном определенной идеи.

Заметив фантастические образные детали и художественные картины в рассказе «Запорожцы», пятиклассники, опираясь на опыт проработки предыдущих прозаических произведений, способны доказать, что имеют дело со сказкой. Как и в рассказе А. Лотоцкого «Михаил-семилеток», в этом произведении И. Нечуя-Левицкого духовное начало преобладает над социальным, заметны национальные мотивы и моральные приоритеты. Эти факторы составляют новизну для младших подростков, которые до этого имели дело с народными сказками, где преобладают общественно-бытовые проблемы.

Во время изучения сказки. Нечуя-Левицкого «Запорожцы» есть возможность подать больше сведений о украинское казачество. Пятиклассники (или приглашены учащиеся старших классов) могут сделать сообщение о том, что казаками называли где-то с XV в. переселенцев-беженцев от барщины, которые отовсюду тянулись за Днепр, в Дикой степи. Шли они небольшими группами, во всеоружии, ожесточенно сражались с вражескими отрядами, отбирая у них добычу - своих земляков, которых захватчики вели в плен. Казачество росло, набирало силу и уже могли не только обороняться, но и нападать. На порогах Днепра, на острове Хортица, что в Запорожье, казаки основали свою столицу с крепостью, которую назвали Сечь. Занимала она большая площадь, посреди которого сечевики выстроили церковь, а вокруг нее поставили шалаши. В тех шалашах преимущественно жили земляки, поэтому и назывались они соответственно: Переяславский, Каневский, Уманский и др. В каждом из них был свой атаман - куренной, которого выбирали рядовые запорожцы. Главный атаман на Сечи назывался «кошевой», так и на Сечь говорили «киш». Внешне Сечь была окружена высокой и крепкой деревянной оградой, с надежными воротами, поэтому любой желающий попасть в нее без разрешения казаков не мог.

Казацкие порядки были наподобие рыцарских, а себя запорожцы считали «рыцарским обществом» и принимали всех, кто только умел креститься. Николай Аркас в «Истории Украины-Руси» объясняет: «Запорожцы привыкли смотреть смерти в глаза, не боялись ее, были одважні, терпеливые, виносливі в походах, были верные товарищи; побратимство почитувалося у них сильнее как родня; атаману и главарям в походах повиновались во всем, а как кончався поход, то обращались с ними, как с равными товарищами; были веселы, любили танцы, песни и музыки...» (с. 129). Святейшей своим делом запорожцы считали борьбу с турками и татарами и освобождение из их плена всех христиан. Поэтому и были казаки, словно кость в горле турецкого султана и крымского хана, которые неоднократно пытались уничтожить «неверных».

Запорожцы навеки прославились победоносной борьбой за свободу родного края, были примером самоотверженного патриотизма украинского народа и навсегда вошли в его историю и художественную культуру.

В завершение урока можно обратиться к картины Сергея Васильковского «Казаки в степи», которую ученики могут попробовать описать по данному в учебнике плану [3: 210-211]. Тогда домашним заданием будет устная или письменная интерпретация предложенной картины. Такое сочетание разных видов искусства способствует развитию художественной культуры личности и глубокому усвоению изучаемых произведений.

Литература:

1. Мовчан Г. В. Украинская литература: Кн. для учителя: 5 кл. - К.: Генезис, 2005. - 248 с

2. Ситченко А. Л. Учебно-технологическая концепция литературного анализа. - К.: Ленвіт, 2004. - 304 с

3. Цимбалюк В. И. Украинская литература: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. / В. И. Цимбалюк В. И., В. В. Потеха - К.: Науч. книга, 2005. - 320 с