Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Сковорода Григорий
Анакреонтические и гораціанські оды в творчестве Г. Сковороды и В. Капниста

О. Казанжи,

аспирантка

Николаев



Актуальным вопросом современного национального литературоведения остается установление целостности литературного процесса. Особенно много неоднозначных мыслей возникает вокруг периода, когда украинская литература после длительного упадка начала свое возрождения. ее ренессанс приходится на конец XVIII - первую треть XIX века, сказались переходом от классицизма к романтизму. Совокупность идейно-стилевых тенденций на данном этапе получила название преромантизму. Таким образом, в отечественной литературе активного развития приобрела пре-романтическая эстетика, проникнутая пафосом самоопределения и утверждения личности, самобытного развития всех народов и национально-культурных традиций. Преромантизм был направлен на решение определенных общечеловеческих и личностных проблем, которые стали основой для возникновения политических, социальных и культурных, что на современном этапе создания государства не потеряли своей важности.

Как отмечает И. Лимборский, украинский преромантизм возник в результате сложного и динамичного диалога барокко с просветительской парадигмой, которые синтезировали его определяющие особенности. Этот переходный художественное направление абсорбировал барочное трагическое мироощущение, взгляд на мир как на антиномічне образования, тяготение к символу и аллегории, вобрал в себя просветительский подход к интерпретации мира и лирического героя, который не порывает своих связей с природой, создавая концепцию «естественного человека», и пытается увидеть в ней своеобразную «проекцию» своих переживаний и страданий [9;324]. Так, справедливым является утверждение Т. Бовсунівської о том, что конец XVIII - начало XIX века в Российской империи ознаменован стилем мышления Г.сковороды, его философии [2;117]. Поэтому стоит говорить о значительном влиянии соображений украинского мыслителя на формирование основ национальной преромантичної эстетики.

В Украине протест против засилья духовного порабощения православной церковью вылился в пієтизм - так называемый протестантский, а впоследствии межконфессиональный движение, который объявил отказ от теологической схоластики и клерикализма, направленным на упрощение религиозного культа, ориентировался на индивидуализм и национальное самосознание, единственным источником вероучения признавая лишь Библию [11,15]. Такие убеждения положены в основу философской деятельности Г.сковороды и стали определяющими принципами его жизни. На этом основании некоторые исследователи, в частности Ф. Канак, Г. Любащенко, считали мыслителя протестантом [6,11]. Поэтому идеи философа не приняла православная церковь. Они были ей невыгодны, ведь направлялись на физическую и духовную свободу человека, указывали на его богоподобность, индивидуальность, неповторимость, пропагандировали обязательное для каждого право на счастье, радость, а следовательно, отрицали рабство как общенациональное, так и личностное. Подобными настроениями пропитана соответственно и вся поэтическое творчество Г. Сковороды, не могла не вызвать интерес у борцов за национальную и человеческую волю, собственно у представителей украинской интеллигенции, а особенно у писателей. Среди них называем С Глинку, 0. Палицына и В. Капниста, поэзия которого является своеобразной интерпретацией философской концепции Г.сковороды. Именно исследование взаимосвязи творческих поисков обоих поэтов на принципах национальной пре-романтической концепции определяет цель статьи.

Жизнь и творческая деятельность великого национального мыслителя не прошли мимо В. Капниста, которого с фило-софом объединяла не только общность взглядов на жизнь и литературное наследие, но и личные связи, в частности близкое знакомство с семьей Томар. Ученик Г. Сковороды В. Томара был другом поэта и его соседом, о чем узнаем из письма Стефана Томары к В.Капніста от 5 июля 1786 года с Ковраїв: «Чувствую искренное удовольство благоприятствование в вашем сыну моему Василию. Он весьма меня обрадывал переведением его в полк Лубенский, я бывши всю зиму болен и близь смерти, писал к нему, чтобы он старался быть поближе меня, он, как и писать изволите, сделался вашим соседом, найдет в вас хорошего искренного к себе приятеля, прошу вас эго любит». На смерть Василия Капнист откликнулся стихотворением «На смерть Василия Степановича Томары». В последних строках стихотворения писатель говорит о том, что он учился у своего «любезна вторая», «как путь свой в вечность пролагать», «как жить, терпеть и умирать» [7;258], а следовательно, исповедовал и полностью принимал учение Г. Сковороды.

Философией украинского мыслителя насквозь пропитана вся поэтическое творчество в. капниста. Именно под ее влиянием были написаны так называемые " анакреонтические и гораціанські оды, в которых синтезированы все важнейшие общечеловеческие проблемы, происходит поиск их решения. Эти стихи стали проявлениями подлинной духовности и любви к жизни, своеобразным протестом против государственного деспотизма, попытка обратить внимание человечества на вечные ценности.

Анакреонтична поэзия занимала значительное место в творчестве писателей конца XVIII - первой половины XIX века. В русской литературе к ней обращались М. Херасков, Г. Державин, Г. Карамзин, К. Батюшков. Среди украинских литераторов анакреонтика была не очень распространена, ведь этому не способствовало социально-политическое положение в порабощенной стране. Лирика указанного периода имела своей задачей бороться против национального рабства и социальной несправедливости, именно поэтому поэтическое творчество В. Капниста представляет собой немалую ценность. Писателю удалось подняться над обыденным, проявить настоящую украинскую натуру.

Анакреонтические стихи поэта - это гимн красивым человеческим чувствам, стремление духовного наслаждения и раскрытие собственной души, личных переживаний. Тема любви звучит в таких стихотворениях В. Капниста, как «Разлука», «Красавице», «Камелек», «Невольная разлука», «Напрасные слезы», «Силуэт», «Приют сердца», «Скромное признание в любви». Стихи пропитаны легкостью и беззаботностью. Именно такие настроения приближают их к произведениям рококо, которое тяготело к інтимізації искусства, избегало контрастов, стремилось гармоничной колористики и елегійної тональности. Здесь опять четко прослеживается явление амальгамності, характерное для творчества большинства украинских литераторов. Барокко, рококо и преромантизм органично сочетаются в таких стихах Г.сковороды, в которых поэт воспевает пасторальное бытие среди долин, балок, могил и пагорків, где пропадают «думы трудны», а жизнь кажется раем («Ах поля, поля зелены...»). Философ озабочена состоянием «веселье сердечнаго» («Прошли облака...»), увлекается маленькими радостями («J delikati blanda etc») [14]. Подобными настроениями проникнуты стихи В. Капниста «Зима», «Осень», «Приближение грозы», «На смерть Юлии», в которых состояние природы полностью сливается с душевным состоянием писателя, влюбленного в тихую сельскую жизнь и у сельских жителей, которых поэт понимал, которым сочувствовал. Заботой и вниманием проникнуты строки стихотворения «Приближение грозы», где лирик обращается к крестьянам:

Поспешайте в копны сено

И снопы златые класть,

Дождь пока коснит мгновенно

Ливнем на долины пасть [7;249].

В поэзии «Осень» В. Капнист проводит параллель между природой и человеческой жизнью. Опять появляется мотив неизбежности смерти, что только одна призвана «вот чувства горести избавить и скорби остро жало стерть» [7; 178]. Зиму сменяет весна, как и в жизни каждого радостные события сменяют грустные. Влияние сковородиновской философии здесь бесспорный - познать счастье, не испытав горя, невозможно, поэтому надо верить в лучшее и не жаловаться на судьбу:

Подождем: - как после тэны

Солнца луч ясней блестит,

После скорбных угнетений

Так нас радость оживит [7; 179].

Следовательно природа занимала особое место в творчестве обоих украинских художников, ведь человек ее неотъемлемая часть. Свои самые серьезные философские труды Г. Сковорода создал, уединившись в лесах Старицы, а лучшие произведения В. Капниста родились среди волшебных рощ Обуховки. «После обеда, отдохнув самое короткое время на диване в гостиной, выпив с трубочкой свою чашечку кофею, он сходил по террасам вниз в свой любимый небольшой домик, выстроенный на берегу реки и окруженный высоким лесом, где царствовали вечный шум мельниц и вечная прохлада; здесь по большей части он писал все, что внушало ему доверие», - рассказывает в своих мемуарах дочь поэта [13;470]. Я. Ярема обращает внимание на связь между інтровертизмом и природой в Г. Сковороды и говорит о сковородинівський тип украинца [16;259], которым можно считать В. Капниста, который в своем творчестве выявляет национальные особенности мышления, национальную ментальность.

В поэтическом наследии В.Капніста важное место принадлежит философской анакреонтиці. Сближение стихов «Чижик» В.Капніста и «Ой ты, птичко желтобоко» Г. Сковороды уже вошло в традицию, которую не игнорировал ни один из исследователей творчества первого. Украинцу как представителю высокодуховной нации чуждо стремление к материальным благам, характерна определенная покорность истинного христианина, глубокая религиозность. Он не будет, подобно чижику, кружить перед «ястребом гладным», ища богатства. Эта мысль так отражена в поэзии:

Так зачем и мне крушиться,

Что вельможей не рожден?

Тот пусть ищет век томится,

Кто тщеславием вскружен.

Я же низменной стезей

Вот мирских суэт уйду.

Труд деля с драгой семьею,

Счастье в бедности найду [7; 132].

Эта же проблема затронута и в стихах «Желание стихотворца», «Мотылек» и «Богатство убогого», где ощутимые влияния сковородиновской «философии сердца», по которой настоящий украинец живет в соответствии с законами и призывами сердца, поэтому, как отмечает И. Мирчук, именно любовь, что играет ведущую роль в его духовной жизни, является истинным богатством [3]:

Купцы в моря глубоки

За златом пусть плывут;

Цари пусть токи крови

За шаг границе льют;

Но я, не алча кровью

Купить вселенной всей,

Твоей одной любовью

Богаче всех царей [7; 150].

Как справедливо отмечает А. Неженец, существует созвучие мотивов и интонаций между стихотворением В. Капниста «Ода на счастье» с 21-й песней «Сада божественных песен» Г. Сковороды [5; 103]. Поиски ща-стя стали ведущей проблемой творчества обоих писателей, и оба они соглашаются с тем, что его необходимо искать не снаружи, а в себе. Надо только заглянуть в собственную душу. «Познай самого себя» - это лозунг, который является ведущим в философии «сердца» украинского мыслителя. Незнание собственного внутреннего мира является первопричиной всех проблем в человеческом обществе. Счастье Г. Сковороды отвечает на вопрос, где его искать:

Не прикасайся ты мне, абіе мя срящешь,

Не обретай мя извне, абіе обрящешь.

О щастіе, наш ясный свет,

О щастіе, наш красный цвет!

Ты мать и дом, появися, покажись! [14;79].

В. Капнист раскрывает сказанное мыслителем, опираясь на собственный опыт человека, который тоже становится жертвой человеческих предрассудков и страстей:

Виновны мы, что, льстясь мечтами

И блеском призраков пустых,

Живущее блаженство с нами

Желаем Стяжать вот вторых;

Что вечно токмо в чуждой доле,

То в хижине, то на престоле,

Обресть надеемся покой;

И, ослепленные пристрастьем,

Весь век свой гонимся за счастьем,

Нося его всегда с собой [7; 115].

Таким образом, художники обращают внимание на человека как творца собственной судьбы, которая способна управлять собственной волей и слушать, в первую очередь, самого себя, свое сердце и действовать свободно. Такое внимание к личности и ее чувств является сугубо преромантичною особенностью, ярко раскрывается в гораціанських одах В.Капніста, которые также обозначены влиянием философских взглядов украинского Сократа.

Заинтересованность творчеством античных поэтов стало типичным явлением эпохи Просвещения, особенно для классицизма. Писатели осмысливали и переводили Овидия, Вергилия, Гомера, Софокла. Исключением не стал и Гораций, творчество которого, по мнению А. Маркова, обращенная в будущее, «к пониманию человека не как заложника судьбы, но как предстоящего лицом к лицу грядущей к нему судьбе» [4;8]. Такая направленность лирики древнеримского поэта захватила и Г. Сковороду, и В. Капниста, которые вполне разделяли его взгляды на жизнь человека. Таким образом, произошло взаимопроникновение классицистических и преромантичних концептов, где снова проявился синкретизм художественных направлений как особенность украинского литературного процесса. Русскоязычный поэт-украинец много переводил Горация, но в нашей разведке обращается внимание лишь на цикл перепевов гораціанських од, что представляют собой глубокие философские размышления над общечеловеческими проблемами.

Как и Г. Сковорода, В. Капнист всю жизнь мечтал о создании счастливого общества, хотя бы на родине, в родной Украине. По мнению национального мыслителя, залогом появления такого общества является «сродная» труд, ведь каждый в жизни имеет свое собственное предназначение: «Зачем же тревожиться. Если что невозможное, то, конечно, и неполезное: все то равно. Чем что полезніе, тем статочне» [6]. Об этом в поэтической форме говорит и В. Капнист в стихотворении «Ода Ломоносов», в котором сравнивает поэтические достижения М. Ломоносова, Г. Державина и свои, используя аллегорические образы небесного орла и трудолюбивой пчелы:

С такой дерзостью чудесной,

Изведав неусталость крыл,

Верх облак синеве небесной

Российский сей орел репешок.

Но я, как пчелка над землей,

С трудом с цветов сосуща мед,

Я тихую песнь жужжать лишь смею:

Высокий страшен мне полет [7; 176].

Преромантичний мотив быстротечности и конечности земной жизни является одним из ведущих в гораціанських одах в. капниста. В стихах «Суетность жизни», «Совет», «Беззаботность», «Ворожба», «Весна», как и в 23-й песне Г. Сковороды («Мы тебя совсем марнуєм, в жизни счастливое время!») раскрывается мысль о том, что все проходит быстро, поэтому просто необходимо спешить жить, жить настоящим. Стоит обратить внимание на созвучность отдельных строк из песни мыслителя и стихотворения В. Капниста «Ворожба»:

Не наше то, что прошло мимо нас,

Не наше, что породит будуща пора,

Днешній день только наш, а не утренній время.

Не знаем, что принесет вечерняя заря [14;81].

(«О дражайше жизни время, коль тебя мы не щадим!»)

Миг, в который молвим слово,

Улетел уже от нас:

Не считай на утро ново,

А лови летящий время [7; 167].

Не стоит тратить время «на замыслы надмерны, которых веком не свершить» («Беззаботность»), а лучше «жить спеши украдкой; смейся, пой, люби, играй» («Ворожба»). «Не льстись ничем ты вечным в свете,» - призывает поэт («Суетность жизни»), ибо перед смертью все равны:

Хотя богат, породы знатной,

Хоть раб ы в хижине живешь,

Хоть царь, но беспощадной смерти

Равно ты падешь жертвой [7; 172].

Тема пагубности любви к богатству, человеческой похоти больше всего волнует художника. Жажда наживы была чужда его душе, хотя он сам принадлежал к тому общественному слою, в котором деньги определяли статус личности, но в то же время делали его зависимым от собственных амбиций и жажды власти, страха потерять ее. Такие стихотворения, как «Умеренность», «Богатому соседу», «Набожность», «Против златолюбия» показывают преимущества духовных благ над материальными, умеренности над излишеством, ибо кто выбирает скромную середину, «не в златоглавом тот чертоге, но и не в хижине живет» («Умеренность»). Следовательно, и здесь очень заметно влияние философских идей Г. Сковороды. Образ жизни мыслителя, его трактаты отрицали стремление к обогащению. Показательно, что своей тематике обоих художников заинтересовала одна и та же ода Горация «К Гросфу», основная мысль которой - наставление к спокойному, праведной жизни. В 24-й песне Г. Сковороды и стихи В. Капниста «Подражание Горациевой оде» перед читателем раскрывается тщетность и бессмысленность войн ради обогащения, власти и славы, поисков счастья в чужих землях, ничтожность таких действий перед вечностью. Истинный покой приносит человеку духовность и доброта:

Вас бог одарил почвами,

но вдруг может все пропасть,

А мой жребий с голяками,

но бог мудрости дал часть [14; 82].

Поместьем малым я снабжен,

Но духом твердым одарен,

Что ложной славы не желает

И злобу черны презирает [7;257].

(«Подражание Горациевой оде»)

Итак, поэтическое творчество В. Капниста является ярким отражением украинской национальной философии, основоположником которой был Г. Сковорода. В анакреонтичних и гораціанських одах поэта отражены ее основные положения, пропитаны преромантичними мотивами одиночества и печали, быстротечности времени и конечности земной жизни, духовного наслаждения от общения с природой, отвращения к чрезмерному богатству и влечения к материальной наживе. В стихах обоих поэтов появляется новый тип лирического героя - свободная личность с высокими духовными потребностями и устремлениями. Наличие в лирике писателя преромантичної проблематики наряду с класицистичною и рококо являются бесспорными свидетельствами синкретизма в национальном литературном процессе, а единство философских взглядов Г.сковороды и В.Капніста характеризуют последнего как писателя с украинской психологией, глубоким чувством и знанием украинской ментальности.

Список использованных источников

1. Благой Д. Д. Вот Кантемира до наших дней. - М.: Художественная литература, 1978. -T.I.-550c.

2. Бовсунівська Т. В. История украинской эстетики первой половины XIX века. - К.: Издательский дом Дмитрия Бурало, 2001. - 344 с

3. Глобенко Г., Петров В., Чижевский Д. Украинская литература / Мирчук И. История украинской культуры. - Мюнхен,

Львов, 1994. - 379с.

4. Гораций. Оды / Гораций: [сост. А.Марков]. - М.: Эксмо, 2006. - 352 с.

5. Іваньо И. В. Философия и стиль мышления Г. Сковороды. - К.: Наукова думка, 1983. - 272 с.

6. Канак Ф. Общество работы Григория Сковороды как вариант гражданского общества // Сковорода Григорий: идейное наследие и современность / С. Л. Есипенко, Я. М. Стратий (сост.); І.П.Стогній (отв. ред.); Институт философии имени Г.с.сковороды НАН Украины, Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды. - К., 2003. - С.212-221.

7. Капнист В. В. Собрание сочинений в двух томах. - М. - Л. Издательство АН СССР, 1960. - Т.1. - 772 с.

8. Ковалинский М. Ы. Жизнь Григория Сковороды // Ско-ворода Г.С. Сочинения / Пер. с укр. А. Н. Гордиенко. - Мн: Соверменный литератор, 1999. - С.642-699.

9. Лимборский И. Европейское и украинское Просвещение: незавершенный проект? Реінтерпретація канона и попытка компаративного анализа литературных парадигм. - Черкассы: ЧГТУ, 2006.- 363с: ил.

10. Литературоведческий словарь-справочник. / Составители: Г. Г. Гром'Як, Ю. И. Ковалівтаін. - К.: ВЦ «Академия», 1997. - 752 с.

11. Любащенко Г. И. История просвещения в Украине: курс лекций. - 2 изд., доп. и испр. - К.: Полис, 1996. - 350 с

12. Серман И. 3. М.Ломоносов, г. сковорода и борьба направлен в русской и украинской литературах XVIII века// Рус-ская литература XVIII века и славянские литературы. - М. - Л.: Издательство АН СССР, 1963. - С.41 - 78

13. Скалой С. Воспоминания //Русские мемуары. Избранные страницы. XVIII век/Сост., вступ, ст. и прим. Ы. Ы. Подольской: Биогр. Очерки В. В. Кунина и и. Ы. Подольской. - М.: Правда, 1988. - С.457-484.

14. Сковорода Г. Полное собрание сочинений в двух томах. - К.: Наукова думка, 1973. -Е. - 532с.

15. Философский словарь / под ред. В. I. Шинкарука. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Главная редакция УРЕ, 1986. - 800с.

16. Янов В. Очерки к истории украинской этнопсихологии / Сост. Н.шаповал. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Знания, 2006.- 341с.