|
А. Гурдуз,
аспирант
Николаев
О своего рода эпохальный для украинской литературы роман П. Кулиша «Черная рада» написано немало и різноаспектно: от исследований о его творческую историю (скажем, Дж. С'єдіної [3]) к компаративных студий (прежде всего, Р. Багрий [1]). Однако особенность структуры произведения, о которой пойдет речь в этой статье, пока в исследованиях не артикулювалася.
Текст романа содержит отдельные выразительные символические детали, которые образуют своеобразную знаковую систему произведения (в имеющихся исследованиях обычно внимание обращается на отдельные из этих деталей, и не говорится об их функционально-символическую соединенность, взаимообусловленность). Выявление этой знаковой системы (которое ставим себе цель) соответственно позволяет несколько по-новому прочитать произведение, постичь новые его грани, что, очевидно, имеет принципиальное значение для интерпретации романа (такого уровня художественного мастерства, кстати, не видим у Вальтера Скотта, в то время как обычно акцентируется определенное ученичество у него украинского автора).
Фактически перед нами своеобразный роман-путешествие. Растерзанной большими и малыми войнами страной едет паволоцкий полковник Шрам - пожилой человек с богатым жизненным опытом, само имя которой символически концентрирует в себе общее состояние тогдашней Украины, - «шрам». Итак, в критическое для Украины время, разруху, казак и священник в одном лице, Шрам с сыном отправляется в путь, осознавая свою миссию - способствовать объединению родной земли. Шпоры под его рясой напоминают шпоры под рясой Айвенгопилігрима, когда читатель впервые видит героя Вальтера Скотта. Своеобразное сочетание в образе старого Шрама двух начал - военного и религиозного - перекликается с известным древним лозунгом «крестом и мечом». Итак, герой Кулішевого произведения должен выполнить некую спасательную миссию.
Первый ключевой момент романа - остановка Шрама с сыном на хуторе своего товарища Череваня. Прозрачная здесь функциональность красноречивого фамилии казака (как, кстати, и символика названия хутора - Хмарище), которое свидетельствует о мировоззрении этого человека, самый стиль ее жизни: забота преимущественно о свой сегодняшний день и материальное благосостояние («А что нам, бгате, до Страны? Разве нам нечего есть или пить, или ни в чем хорошее походить? Слава тебе, Господи, будет с нас, пока нашего возраста! Я, будучи бы тобой (до Шрама. - А.Г.), сидел бы лучше дома и ел бы хлеб-соль с миром, чем мне биться на старость по дальним дорогам...» [2; 62]).
«Тяжело денежный да и веселый господин из казачества» [там же; 38], Черевань не вмешивается в события высокого социального и политического класса, живет для себя и семьи; он - «Черевань». Такой образ жизни-существования был присущ многим состоятельным украинцам того времени (и не только того); Шрама же это раздражает не только из-за пассивности такой жизненной позиции Череваня, но и потому, что тот - бывший вояка, боевой товарищ Шрама. (Важно, что п. кулиш - один из немногих современных художников, кто решился более-менее объективно взглянуть на казака, на этот символ Украины).
Вторая остановка Шрама - хутор шурина Череваня - нежинского господина есаула Винтовки. Наблюдения над текстом романа подтверждают, что главными чертами этого персонажа является агрессивность и политическая изменчивость («Теперь на Украине все так перевернулось, смешалось и перемішалось, что напрямик никуда не проедешь. Утремо мы запорожцам носа, как когда наша возьмет, а теперь пока надо гладить по шерсти» [там же; 110]), карьеризм и коварство (вспомним хотя бы его обращение с женой-«рабыней» или «різнорангове» отношение к гостям).
Чем опасен Гвинтовка? Очевидно, туту пригодится расшифровки его фамилии: в отличие от «брюха» (Черевань), гвинтовка - предмет, оружие, орудия убийства. Социальная опасность Винтовки заключается, прежде всего, в том, что он, «определяя, с кем ему по пути, всегда выбирает победителя, сильнее сторону, а следовательно, не является искренним в выражении своих взглядов, легко поддается постороннему влиянию, ища материальной выгоды. Другими словами, кто (читай: какая политическая сила) возьмет в руки «гвинтовку» (то есть переманит персонажа на свою сторону), тот и будет руководить ею (читай: за ту силу Гвинтовка и убивать).
Итак, в образе Винтовки воплощено вторую модель или образ жизни.
Третий вариант шкалы жизненных ценностей представляет в романе казак Кирилл Тур, чья фамилия является не менее красноречивым, чем предыдущие. Этот образ воплощает неприкаянную, в определенном смысле «безвекторну» энергию, несколько анархическое («Все ему ерунда: или жить, или умереть - ему безразлично; что людям плач, то ему игрушка» [там же; 68]).
Наконец, еще раз скажем о человеке, который встречает (или символически собирает?) представителей этих типов (моделей) жизни. Шрам, который едет по стране, покрытой страшными шрамами руины! Если же добавить, что географически Украина напоминает форму сердца, то картина станет еще более яркой.
Перед нами, по сути, панорама Украины 1663 года, символом которой является сам полковник-священник Шрам. Три ведущие и такие разные по характерам и убеждениям персонажи произведения - Черевань, Гвинтовка и Кирилл Тур (выделяем именно их, поскольку это, в первую очередь, авторские, неисторические личности в романе) - являются сборными и доминантными образами в тогдашней национальной действительности. Спасти-объединить страну в решающий для нее момент истории - миссия старого полковника (напомним, что, по тексту, Шрам поддерживает претендента на гетманскую булаву Якима Сомка, который стремится объединить Правобережную и Левобережную Украину). Актуальность и текста романа, и артикулированной версии его анализа, к слову, очевидна, как никогда: еще не так давно современный украинец оказался перед похожим жизненным выбором: живот (пассивность), активная общественная позиция, агрессия, хаос, компромисс и т.д.
Заслуживающим отдельного замечания кажется и тот факт, что собственно события описанной «черной» рады, на первый взгляд, больше похожи на хаос, является не чем иным, как хорошо спланированным и разыгранным сценарием «стороны Вани Брюховецкого».
Также символично, что финал произведения удерживается парой молодых - Петром Шраменком и Лесей Череванівною, которые любят друг друга и за которыми будущее; а также благородством мочевого рыцаря Кирилла Тура.
Рассматривая роман п. кулиша «Черная рада» в предложенном ключе, выходим на интерпретацию произведения как тонко и точно продуманной концептуальной символической системы, которая полностью вписывается в национальную парадигму той эпохи. Как отдельные элементы этой художественной системы, так и видение ее в целом могут быть конкретизированы с добавлением определенного исторического и культурного комментария, что, в свою очередь, является интересным и продуктивным, поскольку раскрывает глубинные пласты текста и нарушает проблемы психологии творчества П.кулиша как вполне оригинального художника.
Литература
1. Багрий Г. Путь сэра Вальтера Скотта на Украину: («Тарас Бульба» Н.гоголя и «Черная рада» П. Кулиша в мире исторической романистики В.Скотта): Лит.-крит. очерк: Пер. с англ. - К., 1993.- 296 с.
2. Кулиш И.О. Черная рада // Кулиш П.А. Произведения: В 2 т. Т.1. - К.: Наукова думка, 1994. - С.38-173.
3. С'єдіна Дж. «Чорна рада» Пантелеймона Кулиша. Украинская и российская версии: различия и сходства // Слово и Время. - 2004. - № 7. - С.3-12.
|
|
|